ИССЛЕДОВАНИЕ
1 1 Князева И.В. , Сапрыкина А.Н.
1 Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск
Формирование комплексного подхода к организации многофункциональных культурных центров
в малых городах
АННОТАЦИЯ:
Инвестиционная, туристическая, социальная привлекательность регионов во многом зависит от комплекса усилий в сфере культуры, направленных на формирование условий для эффективного развития человеческого капитала. Комплексное освоение территории предполагает развитие по целому ряду направлений с целью создания разнообразного, уникального социокультурного и туристического продукта, соответствующей инфраструктуры и сопутствующих услуг. Статья составлена на основе материалов аналитической записки к заседанию правительства РФ по вопросу создания многофункциональных культурных центров в малых городах России, в которой даны рекомендации по комплексному подходу в реализации данного актуального и масштабного проекта.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: творческие индустрии, культурные центры, человеческий капитал, развитие территории, комплексный подход, межведомственная программа, многофункциональный культурный центр
JEL: И4, Я11, НО
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Князева, И.В., Сапрыкина, А.Н. (2015). Формирование комплексного подхода к организации многофункциональных культурных центров в малых городах. Креативная экономика, 3(10), 1291-1308. doi: 10.18334^.9.10.2063
Князева Ирина Владимировна, д-р экон. наук, профессор кафедры менеджмента, руководитель Центра конкурентной и региональной политики, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск (irknyazeva@yandex.ru)
Сапрыкина Анастасия Николаевна, аспирант, Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Новосибирск
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 29.09.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.10.2015
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.9.10.2063
(с) Князева, И.В., Сапрыкина, А.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Введение
В ряду множества теорий постиндустриального общества наиболее действенной является концепция креативной экономики и тесно связанные с ней концепции креативного класса и креативных
и /О «_» и и и
индустрий. Современный человек живет в мире, важнейшей чертой которого является культурное многообразие, он постоянно вступает во взаимодействие с возрастающим множеством культур и культурных сообществ. Каждый участник культурного взаимодействия выступает не только как потребитель культур, но и как создатель, носитель и творец культур тех сообществ, к которым он принадлежит. В числе наиболее распространённых трендов, оказывающих большое влияние на экономику, - бурный рост технологий сектора «новые медиа», новое экономическое явление - зЪапщесопоту (социализация процессов и «жизнь вскладчину»), рост популярности формата «сделай сам», влияние «силы» бренда на мотивацию потребителей и т.д.
Творческие (креативные) индустрии приобретают все более важное значение в экономике, основанной на знаниях. Они не только прогрессивно участвуют в создании рабочих мест, но также являются двигателем культурной идентичности национального сообщества. Формируются новые критерии эффективности культурной политики, которая выражается в цифрах, обозначающих количество образованных и одаренных людей, приехавших в город, и в индексе человеческого капитала.
Один из первых в мире авторов книг по теме развития территорий через культуру Джон Хокинс отмечает, что человеческий капитал поразительно отличается от других видов капитала. Это первое, что осознается как что-то личное «внутри нас», тогда как финансовый и материальный капитал это нечто безличное и находящееся «вне нас». Представляется разумным человеческие ресурсы «рассматривать как совокупность его неотчуждаемой собственности (в виде его физических и интеллектуальных, или духовных, по К. Марксу, ресурсов), которые принадлежат любому человеку на правах личной собственности, которую можно соотнести с «основным капиталом» и отчуждаемой собственностью... в виде затрат физической и творческой энергии человека «и которые пускаются им в ход, когда он производит какие-либо потребительские стоимости»1, отраженные в экономических продуктах его труда» (Мельников, 2007).
1 Маркс, К. (2001). Капитал. Критика политической экономии: Том первый. Книга 1. Процесс
Для этого он обладает всеми необходимыми качествами. Это результат инвестиций, размер которых владелец может увеличивать или изменять, и это важные вложения в будущий творческий потенциал и в творческие продукты. Это - существенная составная часть человеческого капитала2.
Культура становится системообразующим фактором инновационной экономики. Современный подход акцентируется на экономических (и шире - практических) аспектах творчества, то есть процессах инновационного создания и продвижения креативных товаров и услуг. Этот подход лежит в основе широко используемого сегодня понятия «креативной экономики». Речь идет уже не только и не столько о конкретных сегментах экономики и социума, которые вовлекаются в культурную деятельность, а скорее о тотальном проникновении творческого подхода во все сферы жизни. Важно отметить, что для оценки эффективности культурной деятельности необходимо понимание культуры как системного фактора экономики и городского развития3.
По мнению Чарльза Лэндри, мирового специалиста по развитию городов, из множества способов создания творческой среды наиболее эффективный - сетевое взаимодействие между действующими лицами городской жизни, взаимосвязи между университетами и промышленностью. Творческая среда имеет характерные признаки, а именно:
— предполагает наличие глубоких знаний в сочетании с набором умений и навыков, а также людей, которые хотят общаться друг с другом;
— имеет прочную основу для смелых экспериментов;
— складывается в ситуации дисбаланса между возможностями и потребностями, осознаваемого политиками, художниками и социальными критиками;
— преодолевает неопределенность перспектив изменений в культурной, научной и технической сфере;
— предоставляет возможности для спонтанного общения, создаёт благоприятную атмосферу для развития разнообразия;
производства капитала (С. 157). М.: ОАО «ЦСЭ».
2 Хокинс, Дж. (2011). Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-ХХ1.
3 Зеленцова, Е.В, Мельвиль, Е.Х. (2010). Культурная политика и экономика культуры. Тезисы для сборки региональных стратегий. М.: Арт-транзит.
— характеризуется междисциплинарностыо и синергией, способствует развитию связей между наукой и искусством; отличается структурной нестабильностью4.
Россия медленнее и позже, чем европейские страны, вошла в зону постиндустриального развития. Сегодня только Москву и Санкт-Петербург можно назвать постиндустриальными центрами; другие крупные города несут в себе больше черт индустриальной эпохи, чем постиндустриальной. Соответственно, и предприятия творческих индустрий сконцентрированы преимущественно в Москве и Санкт-Петербурге, в меньшей степени - в других региональных центрах. Российская ситуация связана с недостаточной насыщенностью потребительского рынка, неразвитостью сферы услуг и недостаточным уровнем спроса на культурную продукцию в силу того, что российские регионы пока еще только вступают в ту зону, где определяющей становится «экономика переживаний» (Зеленцова, Мельвиль, 2011).
Сегодня «имиджевые и туристические эффекты» становятся более значимыми, поскольку культурно развитый регион привлекает инвесторов и квалифицированные кадры, а борьба за тех и других обостряется.
Вместе с тем основная цель, стоящая перед учреждениями, осуществляющими свою деятельность в сфере культуры, - создание условий для реализации творческого потенциала населения.
В Российской Федерации на государственном уровне культура рассматривается как один их важнейших источников развития самого человека. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года подчеркивается, что переход на инновационный путь развития сопровождается масштабными инвестициями в человеческий капитал, а развитие человеческого потенциала предполагает развитие культуры5.
Одним из масштабных проектов реализации государственной социокультурной политики в РФ является создание многофункциональных культурных центров в малых городах России. Основанием для разработки концепции создания многофункциональных культурных центров (далее МФКЦ) послужил Указ Президента
4 Лэндри, Ч. (2011). Креативный город. М.: Классика-ХХ!.
5 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»6.
Создание МФКЦ в городах России отвечает целям, принципам и задачам Основ государственной культурной политики, утвержденной Указом Президента Российской Федерации № 808 от 24 декабря 2014 года7.
Предполагается, что реализация проекта по размещению МФКЦ позволит создать благоприятные условия для полноценного межнационального культурного обмена, повышения качества жизни граждан и создания комфортной среды, развития городской инфраструктуры и создания новых рабочих мест, создания новых возможностей для творческой самореализации, духовного обогащения и физического развития жителей малых городов, предотвращения оттока населения, особенно молодежи, повышения качества услуг сферы культуры, туризма, физкультуры и спорта.
На заседании Правительства 5 сентября 2013 года принято Решение «О создании многофункциональных культурных центров в городах России».
Протоколом заседания межведомственной комиссии по направлению «Гуманитарное развитие, художественное образование и творческое воспитание подрастающего поколения» при Совете при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству от 21 мая 2013 года предусмотрена проработка с представителями регионов функциональных особенностей и приоритетных направлений деятельности каждого центра (кино, театр, выставки, образование, спорт и т.д.).
Концептуально современный МФКЦ должен представлять собой выразительный архитектурный комплекс из нескольких зданий, предназначенных для различных видов культурных занятий и находящихся в пределах одной рекреационной территории (театральная сцена, кинозалы, библиотека, студии для занятий музыкой, танцами или изобразительным искусством должны соседствовать со спортивными сооружениями). Следует принимать во внимание и те формы досуга, которые появились в новейшее время, - историческая реконструкция, игровые, креативные и развивающие компьютерные программы. Разумно
6 Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
7 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
использовать уже сложившиеся места досуга, расширив, дополнив их новыми возможностями и привлекая для работы специалистов, владеющих современными технологиями. МФКЦ должен прилегать к территории, где люди традиционно проводят досуг, например существующие парки культуры и отдыха, места, где проходят народные гуляния, что позволит привлечь к нему широкую аудиторию. МФКЦ должен стать любимым местом встреч, отдыха и общения детей, подростков, молодежи, людей старшего и пожилого возраста. В примерный состав МФКЦ вошли:
— театрально-зрелищный комплекс (500 мест, с возможностью трансформации в более камерную площадку по принципу «ЫаскЬох»);
— образовательный комплекс;
— медиа-комплекс (кинозал для 3D и 4D фильмов с ежедневными сеансами, медиа-кафе, медиа-тренажеры, медиатека, медиа-студии, интерактивные центры трудоустройства);
— выставочный комплекс - галерея;
— физкультурно-оздоровительный комплекс;
— мини-гостиница (мини-отель для размещения приглашенных лекторов, театральных трупп, музыкантов и т.д., ресторан при отеле, обслуживающий постояльцев и возможные мероприятия центра: вечера, приемы, презентации).
Минкультуры России разработано четыре варианта планировки центров, которые оптимизированы по внутренней наполняемости и затратам на строительство. Фактически площадь центров составит от 1300 до 1800 кв. м в зависимости от потребностей конкретного города. Затраты на строительство одного Центра составят порядка 100 млн рублей, из которых до 50% будет профинансировано субъектами Российской Федерации, а оставшаяся часть - из средств федерального бюджета. Федеральным законом от 2 декабря 2013 года № 349-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» (далее - Закон о бюджете) предусмотрены средства федерального бюджета на создание Центров в 2014 году - 897,75 млн рублей (в том числе проектирование - 47,2 млн рублей и строительство - 850,55 млн рублей), в 2015 году - 897,75 млн рублей (на строительство). В числе первых регионов, в которых уже ведется строительство МФКЦ, -республики Башкортостан, Татарстан, Карачаево-Черкесская, Карелия;
Амурская, Архангельская, Вологодская, Иркутская, Калужская области и другие; всего их 198.
В ходе изучения материалов, относящихся к вопросу создания МФКЦ в малых городах, складывается впечатление, что программа требует более глубокой проработки институциональных, организационных, финансовых вопросов. Заявленные цели концепции создания Центров не соответствуют механизмам его реализации, отсутствует комплексность в решении вопросов, что не позволит включить МФКЦ в эффективную регионально-экономическую систему развития территории.
В Концепции уделено большое внимание общественно-социальным вопросам создания и функционирования, целевым установкам в области культуры и воспитания, архитектурным аспектам решения вопроса. Однако, на наш взгляд, отсутствует системность и четкость в институализации данного процесса, адаптивность в региональные социально-экономические программы, взаимодействие со всем заинтересованным спектром факторов рынка и регуляторов, а также представителей гражданского общества. В связи с этим выделяем шесть основных положений, на реализации которых должна строиться деятельность по формированию и реализации МФКЦ. К ним относятся:
1. Согласование и адаптация с действующим законодательством.
2. Деятельность Центров должна отвечать потребностям регионов размещения.
3. Обеспечение комплексности в реализации МФКЦ.
4. Формирование экономико-финансовой и коммерческой доходности.
5. В системе новых управленческих решений и технологий необходима реализация программы маркетинга территорий, в которую как важное звено должен быть включен МФКЦ.
6. МФКЦ должны быть визитной карточкой малого города и позиционировать себя как новый бренд территории. Механизм продвижения Центра предполагает выбор определенных информационных каналов и создание «Экономики событий».
1. Согласование и адаптация с действующим законодательством
Начало проектирования должно включать нормативно-правовое исследование данного вопроса, рассмотрение соответствия с
8 Минкультуры России поручено создать не менее пяти центров культурного развития в малых городах России (2014, 5 мая) // Сайт Министерства культуры Российской Федерации.
действующим законодательством, в том числе отраслевым, что позволит сформировать системную и более четкую институциональную базу данного процесса. Нормативно-правовая, требующая согласования и обеспечения взаимодействия:
— Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
— Федеральный закон Российской Федерации от 18.06.2001 № 78-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О землеустройстве»;
— Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации»;
— Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
— Федеральный закон Российской Федерации от 06.01.1999. № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах»;
— Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на период до 2020 года» (в ред. Распоряжение Правительства РФ от 30 января 2013 г. N 91-р);
— Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 мая 2014 г. № 941-р «Об утверждении Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»;
— Приказ Минпромторга РФ от 17.02.2009 № 64 (ред. от 15.12.2011) «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям народных художественных промыслов»;
— Приказ Минпромторга № 274 от 15.04.2009 «Об утверждении перечня видов производств и групп изделий НХП, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям НХП»;
— «Стратегия развития народных художественных промыслов на период до 2020 года», разработана в соответствии с Приказом Минпромторга России от 19.03.2013. № 354;
— Приказ Минэкономразвития России от 19.02.2015 № 74 «Об утверждении основных положений Стратегии развития Национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства на период до 2020 года».
2. Деятельность Центров должна отвечать потребностям регионов размещения
Механизм функционирования МФКЦ должен включаться в планы социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, отраслей экономики и сфер государственного и муниципального управления.
3. Обеспечение комплексности в реализации МФКЦ
Конкурсные процедуры на создание МФКЦ должны предусматривать включенность в национальные и региональные стратегии развития народных художественных промыслов, стратегии развития туризма.
Создание комплексных культурно-образовательно-туристических проектов позволит обеспечить синергетический эффект, оптимизировать инфраструктурное обеспечение, создать дополнительные площадки народных художественных промыслов, обеспечить рациональное использование финансовых и материально-технических ресурсов. Важно включение Центров в единую гастрольную сеть с проведением фестивалей, национально-религиозных праздников и иных событий.
МФКЦ желательно вписать в традиционные места «обитания» народных художественных промыслов и туристические комплексы национального и международного значения. В России, подсчитали в Минпромторге, таковых свыше 60 мест. По информации министра промышленности и торговли Д. Мантурова, народным умельцам, которых, по официальной статистике, в стране свыше 30 тыс., разрешат продавать свои высокохудожественные изделия без уплаты НДС, снизят страховые взносы, помогут федеральными и региональными субсидиями9.
4. Формирование экономико-финансовой и коммерческой доходности
При создании МФКЦ желательно использовать механизмы государственно-частного партнерства, а не только регионального софинансирования бюджета.
Возможны и технологии лизинга для предоставления оборудования или иных материально-технических объектов.
Привлечение предпринимательских ассоциаций, Фондов поддержки предпринимательства и др. В целом, предпринимательские
9 Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
программы должны быть широко включены в проект создания центра. Это могут быть субсидии, гранты, целевые кредиты и другие финансовые инструменты поддержки бизнеса.
Необходима разработка коммерческого бизнес-плана, анализ доходности проекта, расчет безубыточности и средней посещаемости. Центры должны функционировать не в дотационном режиме и патернализме федеральных или региональных властей, а как эффективный растущий проект, создающий рабочие места, рыночное пространство и являющийся точкой притяжения как творческих, так и деловых людей.
Экономическую концепцию проекта можно охарактеризовать принципом «каждый объект прибылен сам по себе, но взаимодействие всегда намного выгоднее».
5. В системе новых управленческих решений и технологий необходимы реализация программы маркетинга территорий, в которую как важное звено должен быть включен МФКЦ
Применение маркетинговых инструментов для продвижения малого города и территории позволяет привлечь на территорию общегосударственные и иные внешние по отношению к территории заказы и инвестиций, повысить ее престиж, деловую и социальную конкурентоспособность. Одним из важнейших аспектов создания, разработки архитектурного решения и функционирования Центра должна стать маркетинговая оценка различных групп потребителей его услуг. Авторами составлена группировка потребителей услуг МФКЦ по целевым группам и инструментам маркетингового воздействия, которые могут стать важным направлением творческой, социальной и экономической деятельности Центра (табл. 1). Формирование основной программы продвижения Центра должно строиться на экономически и эмоционально верном его позиционировании в сознании различных групп потребителей.
6. МФКЦ должны быть визитной карточкой малого города и позиционировать себя как новый бренд территории. Механизм продвижения Центра предполагает выбор определенных информационных каналов и создание «Экономики событий»
Целесообразно включение Центра в ивент-мероприятия территорий, также как и проектирование проведения событийных мероприятий на площадках Центра. Проекты могут иметь следующие векторы:
— общие социального значения (день города, день марафона, флэшмобы);
— образовательные (конкурсы, выставки, мастер-классы, творческие олимпиады и др.)
— рабочие (конференции, конгрессы, форумы);
— организация выставок и ярмарок (промышленных и отраслевых, народного творчества, праздничных и фольклорных, и т.д.);
— смешанные, общего социального значения (исторические, спортивные, культурные, этнические и др.);
— корпоративные, представленные в развлекательной форме (выпуск первой партии товара, награждение покупателя (зрителя, туриста), день рождения компании);
— досуговые, ориентированные на общение и развлечение (концерты, дефиле, арт-фестивали, арт-дизайн).
В таблице 2 авторами сопоставлены параметры проекта, обозначенные в материалах к заседанию Правительства Российской Федерации (04.09.2013 г.) и рекомендации по вопросу создания многофункциональных центров в городах России10.
Таблица 1
Целевые группы потребителей услуг МФКЦ
Целевые группы Инструменты маркетингового воздействия
Работа в образовательном пространстве (обучающиеся) • Включение в образовательные программы среднего и высшего образования • Проведение специальных выездных школ • Создание базы практик и профессионально ориентированного обучения • Создание творческих и музыкальных студий, лабораторий, мастерских, курсов
Работа с горожанами • Волонтерство • Поддержка низовых инициатив • НКО-ресурс • Вовлечение в культурные и досуговые мероприятия • Проведение спортивных мероприятий
Работа с бизнесом • Выставки и ярмарки • Фандрайзинг • Механизмы частно-общественного партнерства • Синдицированное продвижение
Работа с туристами • Включение в туристические маршруты • Представление уникального/оригинального туристического продукта
10 Материалы заседания Правительства Российской Федерации 04.09.2013 по вопросу создания многофункциональных центров в городах России (2013; 8 ноября) // Сайт Министерства культуры Российской Федерации.
• Включение жителей и туристов в исторические, национально-этнические и иные реконструкции • Обеспечение комплексного туристического сервиса • Спортивный и концертный ивент
Работа со зрителями • Создание новых творческих проектов, использование современных технологий-дистанционного музея, театра • Разработка абонентских программ • Разработка фестивальных и иных шоу-программ
Работа с органами власти разных уровней • Переход от отраслевого принципа к проектному • Мониторинг и оценка реализации программы • Участие в конкурсных процедурах Министерств и ведомств, представляя комплексное предложение проекта
Таблица 2
Предложения в основополагающие конструкции проекта Концепции
Элемент проекта Данные из нормативных документов Минкультуры РФ Рекомендации и дополнения
Миссия проекта Воспитание подрастающего поколения в духе культурных традиций страны, создание среды, мотивирующей к культурному и творческому развитию молодежи, самореализации и духовного обогащения граждан. Центр должен стать любимым местом встреч, отдыха и общения детей, подростков, молодежи, людей старшего и пожилого возраста. Центры должны стать местом притяжения для туристов и локализации предпринимателей, быть не столько дотационным учреждением, а иметь возможность стать со временем самоокупаемым проектом. Творческая атмосфера будет способствовать выявлению новых идей, получаемых в результате синергетического эффекта от взаимодействия резидентов МФКЦ.
Цели - Повышение уровня культурных услуг; - Творческая самореализация; - Возможность межнационального культурного обмена; - Повышение качества жизни граждан; - Развитие городской инфраструктуры и создание новых рабочих мест; - Предотвращение оттока населения из малых городов. -Улучшение качества образования; - Развитие внутреннего и въездного туризма; - Создание условий для поддержки предпринимательства; - Поддержка народных промыслов;
Аудитория (пользователи, участники) Все социальные и возрастные группы. - Семьи с детьми - люди с ограниченными возможностями - школьники - молодежь - туристы - творческие предприниматели
Необходимо более четко прописать целевые аудитории, т.к. существуют особенности удовлетворения интересов каждой из них:
— семьи с детьми, для которых нужна детская площадка с аттракционами;
— дети и люди с ограниченными возможностями;
— школьники, которые учатся на территории МФКЦ (уроки open-space), и это регламентировано Министерством образования и науки РФ, а не инициативой отдельных учителей;
— молодежь, для которой нужны специальные программы, организация и проведение квестов исторической, культурной и иной тематики;
— творческие предприниматели, которым необходима система прозрачной государственной поддержки на начальном этапе;
— туристы, которые могут принять участие в историко-культурных перфомансах, исторических реконструкциях, театральных инсталляциях и пр.;
— посетители центра, желающие приобрести сувениры, уникальные изделия мастеров, самим поучаствовать в создании изделия.
В России много городов, в которых развита лишь какая-то одна сфера промышленности, индустрии. И при этом очень тяжело удержать такие города на плаву, чтобы талантливые люди оставались там жить и работать. Сегодня город должен быть местом, в котором хочется жить, в котором можно найти работу и создать семью. Новое поколение выбирает города, где оно может самореализоваться, новые пространства для работы и досуга, обучения и развития. Необходимо не только растить свои таланты, но и привлекать их, создавая в городе и области благоприятные условия для самореализации — в науке, бизнесе, производстве, сфере услуг.
Взаимодействие качества жизни и человеческого капитала является объективным явлением современной социально-экономической жизни России и всего мира. Человеческий капитал территории становится немаловажной частью ее финансовой состоятельности, а креативный подход дает возможность найти новые, уникальные решения в стремительно меняющемся мире, а значит, одержать победу в конкурентной борьбе.
Сложность и многогранность задач улучшения качества жизни за счет духовного, творческого развития личности, обеспечения качественных разнообразных и доступных населению услуг организаций культуры обуславливает необходимость решения данных проблем на
основе программно-целевого подхода, который доказал свою эффективность в государственном управлении.
Вместе с тем, для успешной реализации проекта по созданию многофункциональных культурных центров и подобных ему городских проектов требуется продуманная система поддержки, включая льготную аренду, систему малых кредитов, венчурные инвестиционные фонды, краудфандинг, а также постоянное консультирование небольших творческих компаний по вопросам ведения бизнеса.
Проектный подход, оказание поддержки лучшим образцам современного искусства, которые со временем могут стать классикой и принципиальный отказ от отраслевых границ - это те инструменты, с помощью которых можно реализовать возможности культуры для развития современной России (Сапрыкина, 2014а).
Если посмотреть под другим углом зрения на проблему оживления территории малых городов, то проект создания современных МФКЦ с нуля, предлагаемый Минкультуры РФ, хоть и прекрасен, однако в некоторых случаях целесообразно использовать и существующие дома культуры в районных центрах, которые обычно находятся в самом центре и имеют парковую зону. Один из самых популярных в мире сегодня видов культурных центров — это всевозможные арт-галереи, которые часто базируются на территориях бывших заводов, заброшенных зданий различного назначения. Ярким примером в России является культурный центр «7ИЛ» - пилотный проект Правительства Москвы, который под руководством Е. Зеленцовой превратился из бывшего дома культуры огромного автозавода в эталонный центр творческого развития (Сапрыкина, 2014Ь).
По общемировой статистике, свыше 75% объема туризма оставляет так называемый «культурный туризм», когда туристы посещают другие регионы и страны, чтобы ознакомиться с культурно-историческим наследием, участвовать в ярких событиях, набраться ярких непривычных ощущений, приобрести экзотические и художественно своеобразные сувениры. Общее образование невозможно без приобщения подрастающего поколения к культурно-историческим традициям, традиционным, классическим и современным искусствам, что немыслимо без работы музеев, библиотек, художественных и музыкальных школ11.
11 Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. (2009). Менеджмент в сфере культуры (4-е изд., исп. и доп.).
Отмеченные ранее положения, подтверждают авторское мнение о том, что для полноценного развития проекта по созданию МФКЦ требуется поддержка и регулирование не только со стороны Минкультуры РФ, но и разработка межведомственной программы с участием Министерства экономического развития РФ, Министерства образования и науки РФ, Министерства промышленности и торговли РФ, а также региональных органов власти и местного самоуправления.
Схема взаимодействия органов исполнительной власти в целях реализации проекта создания МФКЦ в малых городах представлена на рисунке.
Рисунок. Схема взаимодействия органов исполнительной власти в целях реализации проекта создания МФКЦ в малых городах
Министерство культуры РФ разработало Государственную программу «Развитие культуры и туризма» на 2013—2020 годы, в которую включены подпрограммы: «Наследие», «Искусство», «Туризм», «Обеспечение условий реализации государственной программы», а также интегрированные в нее федеральные целевые программы «Культура России (2012-2018 годы)» и «Развитие внутреннего и
СПб: Лань; Планета музыки.
въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», которые требуют четкого взаимодействия и плана реализации. Желательно, чтобы была разработана отраслевая программа по созданию МФКЦ, включающая в себя подпрограммы и дорожную карту12.
Заключение
Ожидаемыми результатами реализации программы могут стать разработка и реализация комплекса мероприятий развития культуры в малых городах и на селе, повышение качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры и туризма, создание благоприятных условий для улучшения культурно-досугового обслуживания населения, укрепления материально-технической базы отрасли, и так далее. Целями госпрограммы обозначены реализация потенциала российской культуры как духовно-нравственной основы развития личности и общества, а также развитие туризма.
ИСТОЧНИКИ:
Зеленцова, Е.В., Мельвиль, Е.Х. (2011). Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы. Культурологический журнал, 4, 9.
Мельников, О.Н. (2007). О, креатив моей души! Творческая (созидательная) энергия человека как основной источник формирования экономических и социальных отношений в обществе. Креативная экономика, 1, 11-18.
Сапрыкина, А.Н. (2014а). Кластеры в сфере культуры: необходимость формирования и особенности создания. Вопросы управления, 2, 152-156.
Сапрыкина, А.Н. (2014Ь). Социокультурный кластер территории как фактор ее
инвестиционной привлекательности. Философия образования, 1, 185-194.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р.
Государство комплексно поддержит народные промыслы (2015; 29 июля) // Сайт Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
Зеленцова, Е.В, Мельвиль, Е.Х. (2010). Культурная политика и экономика культуры. Тезисы для сборки региональных стратегий. М.: Арт-транзит.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).
12 Государственная программа Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 № 2567-р.
Маркс, К. (2001). Капитал. Критика политической экономии: Том первый. Книга 1. Процесс производства капитала (С. 157). М.: ОАО «ЦСЭ».
Материалы заседания Правительства Российской Федерации 04.09.2013 по вопросу создания многофункциональных центров в городах России (2013; 8 ноября) // Сайт Министерства культуры Российской Федерации.
Министерство культуры Российской Федерации. (2012). Создание многофункциональных культурных центров в малых и средних городах России. Режим доступа: http://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2012/19_11_2012_13.pdf
Минкультуры России поручено создать не менее пяти центров культурного развития в малых городах России (2014, 5 мая) // Сайт Министерства культуры Российской Федерации.
Лэндри, Ч. (2011). Креативный город. М.: Классика-ХХ1.
Тульчинский, Г.Л., Шекова, Е.Л. (2009). Менеджмент в сфере культуры (4-е изд., исп. и доп.). СПб: Лань; Планета музыки.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Указ Президента Российской Федерации от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики».
Хокинс, Дж. (2011). Креативная экономика. Как превратить идеи в деньги. М.: Классика-XXI.
Irina V. Knyazeva, Doctor of Science, Economics, Professor of the Chair of Management, Head of The Center of Competition and Regional Policy, Siberian Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk Anastasia N. Saprykina, Postgraduate, Siberian Institute of Management, branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Novosibirsk
The formation of integrated approach to the organization of multipurpose cultural centers in small cities
ABSTRACT:
Investment, tourist, and social attraction of regions depends in many respects on a complex of measures in the cultural sphere aimed at forming conditions for effective development of a human capital. The complex area development covers a number of directions for the purpose of creating various, unique sociocultural and tourist product, corresponding infrastructure and associated services. The article is written on the basis of analytical note to the meeting of the Government of the Russian Federation concerning the opening of multipurpose cultural centers in small cities of Russia, where recommendations about integrated approach in implementation of this actual and large-scale project are given.
KEYWORDS: creative industries, cultural centers, human capital, area development, integrated approach, interdepartmental program, multipurpose cultural center