Научная статья на тему 'Совершенствование управления социальной сферой на муниципальном уровне'

Совершенствование управления социальной сферой на муниципальном уровне Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1108
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОСУГА / КУЛЬТУРА / СПОРТ / НАСЕЛЕНИЕ / SOCIAL POLICY / SOCIAL SPHERE / DIRECTIONS OF SOCIAL POLICY / ORGANIZATION OF LEISURE / CULTURE / SPORT / POPULATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петрова Виктория Николаевна, Антонова Ольга Анатольевна

В статье содержатся результаты исследования по изучению возможностей совершенствования управления социальной сферой как одного из направлений социальной политики на уровне муниципалитета. В ходе исследования были выявлены недостатки в управлении социальной сферой на муниципальном уровне: недостаточный уровень финансирования, снижение числа населения, участвующего в культурных, спортивных мероприятиях из-за отсутствия информации о них. Предложены меры по решению выявленных недостатков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improvement of Social Sector Management at The Municipal Level

The article contains the results of a study on the possibilities of improving the management of the social sphere as one of the directions of social policy at the municipal level. The study identified shortcomings in the management of the social sphere at the municipal level: insufficient funding, reducing the number of people involved in cultural and sports activities due to lack of information about them. The measures to solve the identified shortcomings are proposed.

Текст научной работы на тему «Совершенствование управления социальной сферой на муниципальном уровне»

УДК 332.025.12 ББК 60.82

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

В. Н. Петрова, О. А. Антонова

Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия

В статье содержатся результаты исследования по изучению возможностей совершенствования управления социальной сферой как одного из направлений социальной политики на уровне муниципалитета. В ходе исследования были выявлены недостатки в управлении социальной сферой на муниципальном уровне: недостаточный уровень финансирования, снижение числа населения, участвующего в культурных, спортивных мероприятиях из-за отсутствия информации о них. Предложены меры по решению выявленных недостатков.

Ключевые слова: социальная политика, социальная сфера, направления социальной политики, организация досуга, культура, спорт, население.

IMPROVEMENT OF SOCIAL SECTOR MANAGEMENT AT THE MUNICIPAL LEVEL

V.N. Petrov, O.A. Antonova

Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia

The article contains the results of a study on the possibilities of improving the management of the social sphere as one of the directions of social policy at the municipal level. The study identified shortcomings in the management of the social sphere at the municipal level: insufficient funding, reducing the number of people involved in cultural and sports activities due to lack of information about them. The measures to solve the identified shortcomings are proposed.

Keywords: social policy, social sphere, directions of social policy, organization of leisure, culture, sport, population.

Одной из важнейших государственных задач является достижение высочайшего уровня благосостояния общества и создание условий для его развития. Актуальным направлением государственного регулирования, нацеленным на решение этой первостепенной задачи, является разработка и реализация государственной социальной политики.

Общими направлениями социальной политики принято считать: политику доходов населения (жизненный уровень, прожиточный минимум и потребительская корзина); политику в сфере труда и трудовых отношений (занятость, минимальный размер оплаты труда); социальную поддержку нетрудоспособных, малоимущих граждан (гарантии, пенсионное обеспечение); развитие отраслей социальной сферы (досуг, культура, физическая культура и спорт); социально-экологическую политику; политику в области инфраструктуры (транспорта, дороги, связь) [4]. Среди прочего социальная сфера включает в себя

такое направление, как организация досуга населения, культуры и спорта, которое регулируется на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Государственная политика России в области организации досуга, культуры и спорта, формируется в соответствии с Конституцией РФ1. На рисунке представлена структура управления ее подотраслью — физической культурой и спортом в РФ2.

На федеральном уровне организация досуга, культуры и спорта заключается:

- в законодательном обеспечение условий для осуществления деятельности по

1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2 Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 50. — Ст. 6242.

Структура управления физической культурой и спортом в РФ

развитию творчества в учреждениях культур ы (Ф 3 «Осн ов ы законодательства РФ о культуре»1, Ф3«0 национально-культурной автономии»2,ФЗ «Об о бъ ектахтультур ного ннслелин иоалятниках ««тории т[ цульт>фы нсльдовЯФ»С);

- создании, а также развитии возможностей для того, чтобы вовлекать разнообразные слои общества в творческую, а также активную жизнь и др.;

- регулировании отношений в сфере физической культуры и спорта по созданию важнейших условий для того, чтобы развивать физическую культуру и спорт (ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ»4 и др.) и т. д. В таблице представлена информация о составе объектов культуры и досуга в Российской Федерации за 2015—2017 гг.

1 Основы законодательства Российской Федерации о культуре: утверждены ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1 (ред. от 05.12.2017). URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_1870 (дата обращения: 18.04.2019).

2 О национально-культурной автономии : Федер. закон от 17.06.1996 № 74-ФЗ. URL:http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10722 (дата обращения: 18.04.2019).

3 Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации : Федер. закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ . URL : http://www. coшultant.m/doш-ment/coш_doc_LAW_37318/(дата обращения: 18.04.2019).

4 О физической культуре и спорте в Российской Фе-

дерации : Федер. закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ // Собр.

законодательства Рос. Федерации. — 2007. — № 50. —

Ст. 6242.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в нашей стране прослеживается тенденция к снижениюколичества объектов культуры,в том числе к сокращению количества библиотек, музеев, тнатрол. В то жевремзпроистодиь рост зислакультурно-досуговых учреждений. В сложившейся экономической ситуации специалисты отмечают растущую актуальность проблемы недостаточного финансирования сферы досуга и культуры в целом. Обсуждения, посвященные инвестированию в культуру, показывают, что инвесторы понимают значение коммерческой составляющей. При этом не понижается традиционная для России роль спонсорства и меценатства [1].

Одновременно с этим доля населения России, занимающаяся физической культурой и спортом, увеличилась за 2016 г. до 34,2 %5. Количество граждан систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации в 2017 г. увеличилось до 48 млн человек6.

В целом оценка эффективности Государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 г., проведенная в соответствии с установленной методикой7, показала, что

5 Геодакян А. Доля граждан РФ, систематически занимающихся спортом, увеличилась до 34,2 % // ТАСС. URL: https://tass.ru/sport/4141831 (дата обращения: 19.04.2019).

6 Отчет о ходе реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» за 2017 год // Министерство спорта Российской Федерации. URL: www.minsport.gov.ru/2018/ 0tchetGP_FK2017.pdf (дата обращения: 19.04.2019).

7 Об утверждении методики расчета значений показателей (индикаторов) государственной программы

Сведения об объектах культуры и досуга в Российской Федерации за 2015—2017 гг. [3]

Наименование объекта досуга и культуры 2015 г., ед. 2016 г., ед. 2017 г., ед.

Объекты культурного наследия 172 538 170 901 168 095

Музеи 2731 2758 2742

Библиотеки 40 116 38 964 38 228

Архивы 2591 2593 2608

Театры 661 665 651

Концертные организации 361 359 349

Культурно-досуговые учреждения 42 068 40 355 41 350

Цирки 63 67 65

Зоопарки 30 31 31

Парки культуры и отдыха 339 321 314

Организации художественных промыслов 249 250 284

Кинотеатры 1187 1204 1388

Детские школы искусств 5186 5108 5007

эффективность ее реализации составила 81,4 %, что соответствует средней степени эффективности реализации Государственной программы.

На региональном уровне управление социальной сферой заключается в следующем:

- создание определенных условий для того, чтобы осуществлять децентрализацию культурной сферы;

- обеспечение развития региональных культур и сохранение исторических культур;

- налаживание взаимопонимания, а также взаимодействия между разными группами регионов;

- создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности регионального спорта.

На уровне субъектов России разрабатываются законодательные акты в области развития культуры и досуга, физической культуры и спорта. Полномочия субъектов РФ в области физической культуры и спорта закреплены в статье 8 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в РФ» от 04 декабря 2007 г.1

На региональном уровне Министерствами культуры и спорта разрабатываются самые различные программы по развитию досуга, культура и спорта. Так, в проекте Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 г. предусматривается создание

Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 302 : Приказ Министерства спорта РФ от 31 июля 2017 г. № 707. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71650982/ (дата обращения 19.04.2019).

1 О физической культуре и спорте в Российской Федерации...

новой культурной среды. Ключевыми факторами культурной среды будут являться сохранение, накопление, а также развитие человеческого капитала, создание условий жителям Челябинской области для реализации их потребностей в культурном развитии, самореализации, творчестве и созидательных формах проведения свободного времени через развитую современную инфраструктуру в сфере культуры и искусства и т. д.2

В целях привлечения и формирования здорового образа жизни населения в 2018 г. в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области» на 2015—2020 годы 3 реализовывались меры по развитию массовой физической культуры и спорта по трем основным направлениям:

1. Развитие массового спорта и физкультурно-оздоровительного движения среди различных слоев населения. В 2018 г. охват населения Челябинской области систематическими занятиями физической культурой и спортом составил 1198,7 тыс. человек или 37 % от общей численности жителей в возрасте 3—79 лет (в 2017 г. — 1154,1 тыс. человек или 35,5 %).

2. Осуществление деятельности по повышению конкурентоспособности южноуральских спортсменов в российском

2 Проект Стратегии социально-экономического развития Челябинской области на период до 2035 года // Министерство экономического развития Челябинской области. URL: http://mineconom74.ru/sites/default/files/ field_downloads/1145/strategiyasocialno-ekonomichesko gorazvitiyachelyabinskoyoblastinaperioddo2035goda.pdf (дата обращения: 24.04.2019).

3 О государственной программе Челябинской области «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области» на 2015—2020 годы (с изм. на 28 декабря 2018 года). URL: http://docs.cntd.ru/ document/424079085 (дата обращения: 24.04.2019).

и международном спортивном движении. Челябинская область в спорте высших достижений занимает ведущие позиции в стране по дзюдо, боксу, бадминтону, водному поло, гребле на байдарках и каноэ, кикбоксингу, легкой атлетике, спортивной борьбе, тхэквондо, конькобежному спорту, сноуборду, фристайлу, хоккею и другим видам спорта. В 2018 г. количество южноуральских спортсменов в сборных командах России по видам спорта, включая основной и резервный составы, составило более 600 человек. По этому показателю Челябинская область входит в первую десятку регионов Российской Федерации.

3. Развитие инфраструктуры и создание условий для занятий физической культурой и спортом. В настоящее время в области для занятий физической культурой и спортом имеется более 7,5 тыс. спортивных сооружений. Общий объем финансирования на строительство, реконструкцию и ремонт объектов спорта в 2018 г. составил 604,1 млн рублей, в том числе 179,0 млн рублей из средств федерального бюджета, 391,1 млн рублей — областного, 34,0 млн рублей — местных бюджетов. Обеспеченность населения области спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта, в 2018 г. составила 47,4 % (в 2017 г. — 46,7 %).

Общий объем финансирования в рамках государственной программы «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области» на 2015—2020 гг. составил 14 735 061,84 тыс. руб., в том числе средства:

- федерального бюджета — 128 780,1 тыс. рублей, из них по годам: 2016 — 19 701,0 тыс. руб.; 2017 — 32 640,7 тыс. руб.; 2018 — 76 438,4 тыс. руб.;

- областного бюджета — 14 606 281,74 тыс. руб., из них по годам: 2015 — 2 335 671,22 тыс. руб.; 2016 — 2 394 917,22 тыс. руб.; 2017 — 2 802 587,42 тыс. руб.; 2018 — 3 048 639,69 тыс. руб.; 2019 — 2 194 571,94 тыс. руб.; 2020 — 1 829 894,25 тыс. руб.1

Основным показателем реализации государственной программы является устойчивое динамическое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений в сфере физической культуры и спорта. Так, в Челябинской области за 2018 г. проведено около

1 О государственной программе Челябинской области «Развитие физической культуры и спорта в Челябинской области»....

8 тыс. физкультурно-спортивных мероприятий и соревнований различного уровня по 120 видам спорта, в которых приняло участие более 1,2 млн. человек [5].

Масштабные преобразования в обществе затронули и сферу культуры, которая в последние годы характеризовалась разными процессами. С одной стороны, наблюдался рост творческой инициативы граждан, потребителей и заказчиков услуг, а с другой стороны, происходило сокращение государственной финансовой поддержки из бюджетов разных уровней. В результате этого, взятые на себя обязательства государственными органами власти по обеспечению прав граждан на доступ к культурным ценностям, пользование учреждениями культуры и создание условий для повышения качества жизни населения, которые являются основной задачей государственной политики по развитию сферы культуры в Российской Федерации, выполняются не в полном объеме.

В настоящее время существует ряд проблем в сфере культуры, которые ждут своего решения: нехватка квалифицированных кадров, низкий престиж профессий культуры и искусства, в том числе из-за уровня оплаты труда; недостаточная материально-техническая база учреждений культуры; большое количество ветхих объектов культурного наследия; низкий уровень межрегиональных культурных коммуникаций. Особенно остро стоит вопрос о недостаточном финансировании межрегиональных мероприятий и т. п. Для решение этих проблем была разработана и частично реализована программа «Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015—2020 гг.» 2

Общий объем финансирования на реализацию государственной программы (из всех уровней бюджетов) составляет 10 916 239,57 тыс. руб., в том числе по годам: в 2015 — 1 320 205,66 тыс. руб.; в 2016 — 1 354 708,02 тыс. руб.; в 2017 — 1 967 857,65 тыс. руб.; в 2018— 2 485 604,96 тыс. руб.; в 2019— 2 059 898,78 тыс. руб.; в 2020— 1 727 964,5 тыс. руб.3

Социальная эффективность государственной программы за весь период ее реализации будет состоять в укреплении единого культурного пространства Челябинской области, поддержке разнообразия национальных культур, взаимной терпимости и самоуважения, развитии межнациональных и межрегиональных культурных связей, переводе отрасли культуры на инновационный путь развития, формировании культурной

2 Государственная программа Челябинской области «Развитие культуры и туризма в Челябинской области на 2015—2020 гг.» : Постановление Правительства Рос. Федерации № 638 от 27.11.2014 г.

3 Там же.

среды, отвечающей растущим потребностям личности и общества, повышении качества, разнообразия и эффективности услуг в сфере культуры, вовлеченности детей, молодежи, инвалидов в активную социально-культурную деятельность, укреплении материально-технической базы отрасли и т. п.

Из отчета губернатора Челябинской области за 2018 г. явствует, что на протяжении 2018 г. осуществлялись мероприятия по сохранению культурного наследия и развитию культурного потенциала Челябинской области, удовлетворению потребностей населения в области сферы культуры и искусства, развитию туризма на основе предоставления широкого спектра государственных услуг. В 2018 г. проведено более 90 культурно-досуговых мероприятий, в том числе фестивали и национальные праздники, гастроли, концерты и др. Продолжается развитие сети учреждений культуры и искусства и их модернизация, развивается внутренний и въездной туризм и др. [2].

В Федеральном законе от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №1 31-ФЗ организация досуга и массового отдыха горожан относится к вопросам местного значения.

Так, например, основными задачами внутригородского муниципального образования Калининский район города Челябинска в сфере организации досуга, культуры и спорта являются: создание условий для организации досуга и обеспечения жителей района услугами организаций культуры; обеспечение условий для развития на территории района физической культуры и массового спорта; организация условий для массового отдыха жителей района, повышение мотивации населения к занятиям спортом и ведению здорового образа жизни.

Всего в Калининском районе г. Челябинска людей занимающихся физкультурой и спортом в 2015 было 38 934 чел., в 2016 — 49 994 чел., в 2017 — 65 821 чел. На территории Калининского района г. Челябинска находятся следующие спортивные сооружения: плавательный бассейн «Дельфин», ледовая арена «Трактор», Дворец спорта «Юность», также насчитывается более 50 спортивных организаций, среди которых, большую часть составляют частные фитнесс-цен-тры, фитнесс-клубы и тренажерные залы. Их — 38 шт. Также имеются школы танцев — 8 шт., учебный центр подготовки по дзюдо, спортивные школы — 4 шт., две школы олимпийского резерва по настольному теннису «Юпитер» и борьбе, а также пулевой стрельбе1.

1 Перечень спортивных сооружений и организаций Калининского района. URL : http://kalinadmin.

Особое внимание уделяется развитию детско-юношеского спорта, поиску и отбору талантливой молодежи, подготовке достойного спортивного резерва для состава сборных команд страны.

На территории Калининского района насчитывается более 20 социально-культурных сооружений. Среди них Челябинский государственный областной театр кукол им. В. Вольховского, зал органной и камерной музыки «Родина», Челябинский государственный цирк, парк культуры и отдыха Калининского района, сквер им. Челюскинцев, детские школы искусств и центры детского творчества, библиотеки.

В 2017 г. в Калининском районе организовано и проведено 160 культурных мероприятий.

Данные показатели говорят о том, что органы местного самоуправления реализуют основную задачу — совершенствование работы по развитию досуга, культуры, массовой физической культуры и спорта, а также пропаганде здорового образа жизни среди различных возрастных групп населения города Челябинска.

Вместе с тем есть ряд вопросов, которые отражаются в полноте реализации намеченных социальных программ на муниципальном уровне. Снижение финансирования отчасти обусловлено тем, что до 2015 г. оно осуществлялось из бюджета муниципального образования г. Челябинск, а с конца 2015 г. Калининский район стал самостоятельным муниципальным образованием. Соответственно финансирование сократилось. Вследствие этой значимой причины для всех возрастных категорий населения проблемой является недостаточное количество и разнообразие услуг. Третья проблема вытекает из двух предыдущих. Это низкое качество услуг. Снижается численность населения вовлеченного в различные мероприятия. Причина этого заключается в недостаточной информированности населения.

Для совершенствования управления социальной сферой посредством муниципальной социальной политики, мы предлагаем реализовать следующие мероприятия:

- увеличить финансирование социальной сферы из муниципальных бюджетов;

- ввести контроль качества оказываемых культурных, досуговых, спортивных услуг населению;

- создать условия, для доступного информирования о социальных услугах в сфере культуры, досуга, спорта населению Калининского района, г. Челябинска.

Данные мероприятия позволят достичь главной цели социальной политики в социальной

ru/fizicheskaya-kultura-i-sport (дата обращения 18.04.2019).

сфере на муниципальном уровне — наиболее услугами, развитие социальной сферы муници-полное обеспечение населения социальными пального образования в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Калмыков, Н. Н. Состояние Российской культуры: тренды, проблемы, решения / Н. Н. Калмыков // Официальный сайт И. Ф. Симоновой — URL: http://irinasimonova.ru/files/doc44.pdf (дата обращения: 21.04.2019).

2. Отчет губернатора Челябинской области о результатах деятельности Правительства Челябинской области в 2018 году // Министерство экономического развития Челябинской области. — URL: http:// mineconom74.ru/pokazateli (дата обращени: 21.04.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Статистика культуры — 2017 / Министерство культуры Российской Федерации // Ежегодное справочное издание о состоянии культуры Российской Федерации в цифрах. — М., 2018. — 292 с.

4. Тарент, И. Г. Социальная политика государства : учебник / И. Г. Тарент, С. А. Юдников. — Ногинск : Ногин. филиал РАНХиГС, 2014. — 172 с.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Петрова Виктория Николаевна — магистрант факультета управления Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. gmu@csu.ru

Антонова Ольга Анатольевна — кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Челябинского государственного университета, старший научный сотрудник Челябинского филиала Института экономики Уральского отделения РАН, Челябинск, Россия. akademiya28@bk.ru

REFERENCES

1. Kalmykov N.N. SostoyanieRossijskoj kul'tury: trendy, pro-blemy, resheniya [The state of Russian culture: trends, problems, solutions]. Oficial'nyj sajt Simonovoj I.F. [The official website of Simonova I.F.]. Available at: http://irinasimonova.ru/files/doc44.pdf, accessed 21.04.2019. (In Russ.).

2. Otchet gubernatora Chelyabinskoj oblasti o rezul'tatah deyatel'-nosti Pravitel'stva Chelyabinskoj oblasti v 2018 godu [Report of the Governor of the Chelyabinsk Region on the results of the activities of the Government of the Chelyabinsk Region in 2018]. Ministerstvo ekonomicheskogo razvitiya CHelya-binskoj oblasti [Ministry of Economic Development of the Chelyabinsk region]. Available at: http://mineconom74. ru/pokazateli, accessed 21.04.2019. (In Russ.).

3. Statistika kul'tury — 2017. Ministerstvo kul'tury Rossijskoj Federacii [Culture statistics — 2017. Ministry of Culture of the Russian Federation [The collection presents statistical data on cultural objects of the country]. Ezhegodnoe spravochnoe izdanie o sostoyanii kul'tury Ros-sijskoj Federacii v cifrah [Annual reference book on the state of culture of the Russian Federation in numbers]. Moscow, 2018. 292 p. (In Russ.).

4. Tarent I.G., Yudnikov S.A. Social'naya politikagosudarstva [Social policy of the state]. Noginsk, Noginsk branch of RANEPA Publ., 2014.172 p. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.