УДК 338.465.4
JEL J49
Мусинова Нина Николаевна
канд. экон. наук, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», г. Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]
Musinova Nina
Candidate of Economic Sciences, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia e-mail: [email protected]
DOI 10.26425/1816-4277-2019-7-76-81
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИТЕЛЕЙ УСЛУГАМИ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
Аннотация. Раскрыто понятие «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами сферы культуры». Рассмотрены особенности организации управления культурно-досуговой сферой в городе федерального значения Москве. Проведен анализ создания условий для организации досуга горожан и их обеспечения услугами сферы культуры. Названы наиболее существенные недостатки, мешающие дальнейшему развитию культур-но-досуговой деятельности на территории города Москвы и определены основные направления ее дальнейшего развития.
Ключевые слова: досуг, организация досуга, услуги организаций культуры, досуговые услуги, культурно-досуговая деятельность, доступность культурно-досуговыхуслуг.
Цитирование: Мусинова H.H. Создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами сферы культуры в городе Москве//Вестник университета. 2019. № 7. С. 76-81
CREATION OF CONDITIONS FOR ORGANIZATION OF LEISURE AND PROVISION OF RESIDENTS WITH SERVICES IN THE SPHERE OF CULTURE IN MOSCOW CITY
Abstract. The concept of "creating conditions for the organization of leisure and providing residents with the services of the sphere of culture " has been revealed. The features of the organization of management of cultural and leisure sphere in the city of Federal significance - Moscow have been considered. The creation of conditions for the organization of leisure of citizens and their provision with services of the sphere of culture has been analyzed. The most significant shortcomings, hindering the further development of cultural and leisure activities in the city of Moscow have been named and the main directions of its further development have been determined. Keywords: leisure, organization of leisure, services of cultural organizations, leisure services, cultural-leisure activities, accessibility of cultural-leisure services.
For citation: Musinova N.N. Creation of conditions for organization of leisure and provision of residents with services in the sphere of culture in Moscow city (2019) Vestnik universiteta, I. 7, pp. 76-81. doi: 10.26425/18164277-2019-7-76-81
Одним из направлений, отмеченных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (далее - РФ) на период до 2020 г., является развитие человеческого потенциала, связанного с возрастанием роли человека в социально-экономическом процессе [2]. Развитие человеческого потенциала во многом зависит от качества социальной среды и условий жизни людей, в том числе от созданных условий для организации досуга и обеспечения жителей поселений услугами организаций культуры.
Заметим, что особый интерес к досугу возник в середине XX в. в связи с сокращением продолжительности рабочего дня граждан и появлением у них свободного времени, которое используется человеком по своему усмотрению. Деятельность человека в свободное время является содержаниям досуга. В рамках данной статьи термины «досуг» и «досуговая деятельность» рассматриваются в качестве синонимов. Термин «культурно-досуговая (далее - КД) деятельность» возник в начале 80-х гг. XX в. в связи с пониманием досуга как одной из разновидностей человеческой активности. Тогда же были сформированы две альтернативные точки зрения на содержание КД деятельности.
© Мусинова Н.Н., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).
The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).
Одно направление рассматривает досуг как совокупность многообразных видов деятельности, осуществляемых человеком во внерабочее и свободное от бытовых обязанностей время. Его представители делали акцент на двойственном социальном эффекте использования свободного времени: посвящаемого развитию своей личности и посвящаемого не развивающим видам деятельности (алкоголизм, наркомания, преступная деятельность) [6; 7].
Другое направление представляет досуг как деятельность человека для его физического, интеллектуального и духовного развития, т. е. рассматривает досуг как деятельность, направленную исключительно на положительный результат. В их работах деятельность человека в свободное время, направленная на просвещение и развитие, называется КД деятельностью [9; 11]. Автор статьи полностью разделяет эту точку зрения.
Создавая условия для отдыха и самореализации личности, КД услуги оказывают косвенное и прямое влияние на физическое и интеллектуальное развитие личности и гармонизацию общества.
Под созданием условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами сферы культуры понимается разнообразие предоставляемых услуг, их ценовая и транспортная доступность, своевременное информирование населения о проводимых мероприятиях и предоставляемых услугах, качество оказания КД услуг [10].
КД деятельность регулируется нормативно-правовыми актами различных уровней управления - федеральными законами, законами субъектов РФ, подзаконными правовыми актами и пр. Управление КД сферой в РФ осуществляется на всех трех уровнях управленческой иерархии: федеральном, региональном и муниципальном в сочетании межотраслевого и территориального управления.
Инфраструктура городов и населенных пунктов в сфере культуры и досуга представлена организациями, обеспечивающими досуг населения и осуществляющими действия, связанные с сохранением, созданием, распространением и освоением культурных ценностей и благ [8].
Как правило, в крупных городах не возникает серьезных проблем с обеспечением доступности КД услуг для населения, ввиду отлаженных механизмов их предоставления и налаженного контроля за ними со стороны органов исполнительной власти. Возникающие проблемы касаются, в большинстве случаев, лишь количества и качества предоставляемых услуг.
Организация досуга и обеспечение жителей услугами культуры приобретает наиболее яркое выражение в городе федерального значения - Москве. Если на территории РФ «создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры» - это один из вопросов местного значения поселений и городских округов, то в границах г. Москвы организация решения этих вопросов имеет особенности [1]. Территория г. Москвы условно подразделяется на территорию в границах до 1 июля 2012 г. и вновь присоединенную территорию с 1 июля 2012 г. - теперь это Троицкий и Новомосковский административные округа (далее - ТиНАО). На территории ТиНАО создание условий для организации досуга и обеспечения жителей услугами организаций культуры осуществляют органы местного самоуправления соответствующих городских округов и поселений, на остальной территории - государственные органы исполнительной власти г. Москвы [3]. Исполнительная власть в г. Москве представлена мэром и правительством, подведомственными им отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти, префектурами административных округов и управами районов. Префектуры административных округов и управы районов отвечают за непосредственную реализацию и исполнение решений Правительства Москвы, а также обладают рядом специальных полномочий, например, на управу района возложены: организация досуга населения по месту жительства, формирование и утверждение планов по досуговой работе с населением по месту жительства. Разработку политики в сфере культуры и досуга осуществляет Департамент культуры г. Москвы.
На территории г. Москвы расположено 10 тыс. культурных адресов во всех районах столицы, среди которых: парки культуры и отдыха (77), библиотеки (1 600), дома культуры и культурные центры (8 267), музеи (451), театры (250), кинозалы (688) и др. Основными «проводниками» КД политики остаются государственные учреждения, насчитывающие более 400 учреждений КД типа [14].
Москву все чаще называют одним из крупнейших культурных мегаполисов. Ежедневно в городе проводится более 270 мероприятий различных форматов. Только за 2017 г. КД учреждения посетили более 67 млн раз. При этом количество людей, посетивших учреждения культуры и досуга, ежегодно увеличивается. В среднем частота посещения музеев, театров, концертных залов жителями Москвы составляет 5 раз в год. Наиболее востребованными за 2017 г. были: парки культуры и отдыха (118 млн чел.), кинотеатры (30 млн чел.), музеи (20 млн чел.), театры (7 млн чел.) [13].
Основные мероприятия, направленные на создание условий для организации досуга и обеспечения жителей города услугами организаций культуры, получили отражение в государственных программах г. Москвы - «Культура Москвы» и «Развитие индустрии отдыха и туризма» [4; 5]. Реализация этих программ позволила осуществить:
- проведение реставрационных и ремонтных работ в большинстве учреждений данной сферы, их модернизацию, в том числе их оснащение современным информационным и технологическим оборудованием (подключение к сети Wi-Fi, возможность онлайн покупки билетов в некоторые музеи и др.);
- введение новых форм работы с посетителями и расширение спектра предоставляемых услуг (проведение квестов, организация буккросинга, проект «Московское долголетие», создание летних читален и др.).
В результате отмечается увеличение посещаемости КД учреждений ввиду появления в них новых видов услуг и тематических программ, что говорит о меньшем спросе на классические услуги этих учреждений, к числу которых можно отнести библиотечное обслуживание.
Общая характеристика текущего состояния сферы культуры и досуга в г. Москве оценивается положительно. Культурная жизнь города качественно изменяется в лучшую сторону: за последние годы обновлено множество парков и учреждений культуры, организовано значительное количество разнообразных культурных акций и фестивалей. Впервые за долгое время начали обновляться библиотеки и дома культуры. Наиболее популярными мероприятиями в сфере культуры и досуга являются межведомственные проекты и фестивали: «Московские сезоны», «Ночь искусств», «Ночь в музее» и др. [13].
Основными определяющими факторами при выборе досуга для всех возрастных групп населения являются:
- доступность в цене;
- транспортная доступность;
- близость к дому;
- возможность провести время с семьей или друзьями;
- информационная доступность
- комфортность пребывания.
Следует отметить, что одним из факторов устойчивого спроса на культуру среди граждан является вопрос привычки: например, если человек часто в детстве ходил в музеи и театры, то он будет стараться посещать их и дальше. Многие сегодняшние посетители КД учреждений - это те дети, которых десятилетия назад водили туда их родители. Данное явление объясняет особое внимание КД учреждений на категорию граждан с детьми.
Для повышения ценовой доступности КД услуг Правительством Москвы реализуется ряд мероприятий и проектов, одним из которых является проект «Музеи - детям», в его рамках все городские музеи бесплатно открывают свои двери для школьников. Начиная с января 2017 г., в третье воскресенье каждого месяца большинство городских музеев и выставочных залов работают в режиме бесплатного посещения для любой категории посетителей. В апреле 2019 г. была введена новая система бесплатного посещения музеев: каждый музей самостоятельно устанавливает день бесплатного посещения в период с 15 по 21 число каждого месяца. Также учреждениями культуры и досуга малообеспеченным категориям граждан ежегодно для посещения предоставляются социальные льготы.
Однако, несмотря на высокую эффективность реализации государственных программ г. Москвы в КД сфере, имеется ряд недостатков, мешающих дальнейшему ее развитию на территории города Москвы.
Во-первых, имеют место территориальные диспропорции в развитии КД сферы (то есть различная фактическая насыщенность территории музеями, кинотеатрами, культурными центрами и т. п.). Максимальные значения приспособленности территории для организации соответствующих КД мероприятий характеры для Центрального административного округа (далее - ЦАО). По обеспеченности учреждениями культуры и досуга ЦАО на 25-30 % обгоняет другие территории столицы. Причем, чем дальше район расположен от центра, тем менее развитую инфраструктуру он имеет [12]. Самыми проблемными территориями являются Ти-НАО. В этом административном округе, с одной стороны, наблюдается слаборазвитая КД инфраструктура, а с другой - местные жители практически не заинтересованы в культурной жизни.
Во-вторых, наблюдается неполное соответствие количества и качества услуг, предоставляемых государственными учреждениями КД типа, запросам и потребностям населения. Существует дифференциация в структуре потребителей услуг различных возрастных категорий. Наименее заинтересованной в деятельности
КД учреждений, является возрастная группа от 15 до 49 лет, что можно связать с рядом причин, например: неудобное время работы кружков, несоответствие предоставляемых услуг потребностям жителей и др. В первую очередь деятельность таких учреждений интересна семьям с детьми и пожилым людям.
В-третьих, несмотря на то, что все московские учреждения культуры и досуга имеют свои официальные сайты, где можно найти всю необходимую для посещения информацию, все же следует отметить, что этого недостаточно. В силу того, что КД учреждений много, то поиск нужного для конкретного потребителя мероприятия представляет весьма трудную задачу.
Представляется, что в настоящее время, наиболее актуальными направлениями развития КД сферы в г. Москве, могут быть следующие.
Во-первых, необходима реализация политики культурной децентрализации на основе внедрения принципа шаговой доступности КД услуг для жителей г. Москвы на основе развития библиотек, культурных центров и городских кинотеатров как территориальных «точек притяжения» для жителей районов и административных округов города. Целесообразно создание на их базе многофункциональных КД центров с новым стандартом качества общественных пространств и предоставляемых услуг. При этом должен быть обеспечен переход от удовлетворения потребностей постоянных пользователей в сфере культуры и досуга к обеспечению запросов населения всех возрастных групп путем внесения разнообразия в организуемые секции и кружки, а также увеличения количества мероприятий, проводимых в выходные дни и вечернее время будней.
Во-вторых, в целях усиления привлекательности КД центров, а также повышения уровня доверия к ним, следует рассмотреть предложения по организации в этих центрах площадок для общения локальных сообществ и по предоставлению местным творческим коллективам и личностям пространств культурных центров.
В-третьих, в целях повышения информированности населения об имеющихся возможностях проведения свободного времени, необходимо создание единого информационного портала, представляющего собой свод информации о деятельности всех КД учреждений с возможностью онлайн записи и оплаты услуг, удобной системой напоминаний и возможностью персонализации сервиса. Наряду с этим необходимо предусмотреть активное использование информационных технологий для учета мнения посетителей и использования современных методов работы с этой аудиторией.
Вместе с тем необходимо обратить внимание на организацию взаимовыгодного сотрудничества ГБУК г. Москвы «Московское кино» (далее - Москино) с культурными центрами и библиотеками. Например, в тех районах города, где отсутствуют кинотеатры сети Москино, целесообразно для создания дополнительного культурного предложения в сфере кино проведение выездных кинопоказов в парках и скверах районов, находящихся за пределами ЦАО. Это создаст дополнительные возможности проведения досуга для жителей районов, и будет способствовать привлечению новой аудитории в городские кинотеатры. Наряду с этим использование фойе кинотеатров в качестве мультикультурных пространств (организация выставок, создание и экспозиция объектов современного искусства и пр.) позволит нивелировать их нехватку. Одним из направлений развития сети Мо-скино может стать организация образовательных программ в сфере кино для всех категорий граждан, что будет способствовать приобщению жителей к культурному развитию и самообразованию.
Реализация выше названных предложений позволит повысить разнообразие предлагаемых форм КД мероприятий и услуг, а также их качество, тем самым способствуя:
- увеличению спроса на предоставляемые услуги КД центров;
- привлечению новой аудитории населения различных возрастных категорий в КД учреждения г. Москвы;
- удовлетворению реальных потребностей жителей в мероприятиях КД характера;
- повышению престижа государственных учреждений КД сферы.
Все это, в свою очередь, окажет положительное влияние на физическое и интеллектуальное развитие личности, приведет к повышению качества жизни горожан и более эффективному диалогу руководства города и жителей столичного мегаполиса.
Библиографический список
1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 (ред. от 01.05.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система
«КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 05.05.2019).
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (ред. от 28.09.2018 г.) от 17.11.2008 г. N° 1662-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 05.05.2019).
3. Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 06.11.2002 г. № 56 (ред. от 20.02.2019 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http:// www.consultant.ru/cons (дата обращения 05.05.2019).
4. Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2018 годы» от 20.09.2011 г. № 431-ПП (ред. от 27.03.2018 г.)//Официальный портал Мэра и Правительства Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/kultura/documents/gosudarstvennye-programmy/ view/146488220/ (дата обращения: 05.05.2019).
5. Постановление Правительства Москвы «Об утверждении Государственной программы города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2018 годы» от 07.10.2011 г. № 476-1III (ред. от 27.03.2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс» http://www.consultant.ru/cons (дата обращения 05.05.2019).
6. Агеев, В. С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы / В. С. Агеев. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. - 240 с.
7. Бродель, Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, ХУ-ХУШ вв. В 3 т. Т. 1: Структуры повседневности// Структуры повседневности: возможное и невозможное. - 2-е изд.; пер. с фр. Л. Е. Куббеля; вступ. ст. Ю. Н. Афанасьева. - М.: Издательство «Весь Мир», 2006. - 592 с.
8. Васильев, А. А. Система муниципального управления: учебник / А. А. Васильев. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 734 с.
9. Ионин, Л. Г. Социология культуры / Л. Г. Ионин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2004. - 427 c.
10. Система муниципального управления: учебник / коллектив авторов; под ред. В.Б. Зотова; рук. авт. кол Р. В. Бабун. - 6-е изд., испр. и доп. - Москва: КНОРУС, 2019. - 680 с.
11. Теория культуры в 2 ч. Ч. 1: учебное пособие для академического бакалавриата. / С. Н. Иконникова и др.; под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2018. - 300 с.
12. Пузанов, К. Механика Москвы. Исследование городской среды / К. Пузанов, П. Степанцов. - М.: Московский институт социально-культурных программ, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://miscp.ru/assets/docs/Mx2_book_2015. pdf (дата обращения: 21.04.2019).
13. Отчет по выполнению Государственной программы города Москвы «Культура Москвы» за 2017 год»//Официальный портал Мэра и Правительства Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.mos.ru/kultura/documents/ gosudarstvennye-programmy/view/146488220/ (дата обращения: 21.04.2019)
14. Организации, подведомственные Департаменту культуры города Москвы//Официальный портал Мэра и Правительства Москвы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://old.kultura.mos.ru/organizations/controls/ (дата обращения 21.04.2019).
References
1. Federal'nyi zakon "Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniya v Rossiiskoi Federatsii" ot 06.10.2003 g. № 131-FZ (red. ot 05.05.2019 g.) [Federal Law "On the General Principles of the Organization of Local Self-Government in the Russian Federation" dated October 6, 2003 № 131-FZ (as amended on May 5, 2019)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/cons (accessed 05.05.2019).
2. Rasporyazheniye Pravitel'stva RF "O Kontseptsii dolgosrochnogo sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2020 goda" ot 17.11.2008 g. № 1662-r (red. ot 28.09.2018 g.) [Order of the Government of the Russian Federation "On the Concept of Long-Term Socio-Economic Development of the Russian Federation for the Period up to 2020" dated November 17, 2008 № 1662-p (as amended on September 28, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/cons (accessed 05.05.2019).
3. Zakon goroda Moskvy "Ob organizatsii mestnogo samoupravleniya v gorode Moskve" ot 06.11.2002 g. № 56 (red. ot 20.02.2019 g.) [Law of the Moscow City"On the Organization of Local Government in the City of Moscow" dated November 6, 2002 № 56 (as amended on February 20, 2019)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http:// www.consultant.ru/cons (accessed 05.05.2019).
4. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy "Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy goroda Moskvy "Kul'tura Moskvy na 20122018 gody" ot 20.09.2011 g. № 431-PP (v red. ot 27.03.2018) [Decree of the Government of Moscow "On Approval of the
State Program of the City of Moscow "Culture of Moscow for 2012-2018" dated September 20, 2011 № 431-PP (as amended on 03.03.2018)]. Ofitsial'nyi portal Mera i Pravitel'stva Moskvy [The official portal of the Mayor and the Government of Moscow]. Available at: https://www.mos.ru/kultura/documents/gosudarstvennye-programmy/view/146488220/ (accessed 05.05.2019).
5. Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy "Ob utverzhdenii Gosudarstvennoi programmy goroda Moskvy «Razvitie industrii otdykha i turizma na 2012-2018 gody" ot 07.10.2011 g. № 476-PP (red. ot 27.03.2018 g.) [Decree of the Government of Moscow "On Approval of the State Program of the City of Moscow "Development of the Recreation and Tourism Industry for 2012-2018 " dated October 7, 2011 № 476-PP (as amended on March 27, 2018)]. Available at: Spravochnaya pravovaya sistema "Konsul'tantPlyus" http://www.consultant.ru/cons (accessed 05.05.2019).
6. Ageev V S. Mezhgruppovoe vzaimodeistvie: sotsial'no-psikhologicheskie problemy. [Intergroup interaction: social and psychological problems]. M.: Izd-vo Mosk. un-ta, 1990. 240 p.
7. Brodel F. Material'naya tsivilizatsiya, ekonomika i kapitalizm, XV-XVIII vv. V 3 t. T. 1: Struktury povsednevnosti [Material civilization, economy and capitalism, XV-XVIII centuries. in 3 t.. T. 1: The structures of everyday life]. Struktury povsednevnosti: vozmozhnoe i nevozmozhnoe [The structures of everyday life: the possible and the impossible]; 2-e izd.; per. s fr. L. E. Kubbelya; vstup. st. Yu. N. Afanas'eva. M.: Izdatel'stvo "Ves' Mir", 2006. 592 p.
8. Vasil'ev A. A. Sistema munitsipal'nogo upravleniya: uchebnik [The system of municipal management: textbook]; 2-e izd., ispr. i dop. M.: Knorus, 2016. 734 p.
9. Ionin L. G. Sotsiologiya kul'tury [Sociology of Culture]; 4-e izd., pererab. i dop. M.: Izd. dom GU VSHE, 2004. 427 p.
10. Sistema munitsipal'nogo upravleniya: uchebnik [Municipal management system: textbook]; pod red. V. B. Zotova; ruk. avt. kol R. V. Babun; 6-e izd., ispr. i dop. M.: Knorus, 2019. 680 p.
11. Ikonnikova S. N. [et al.]. Teoriya kul'tury v 2 ch. Ch. 1: uchebnoe posobie dlya akademicheskogo bakalavriata [The theory of culture in 2 parts. Part 1: textbook for academic bachelor]; pod red. S. N. Ikonnikovoi, V. P. Bol'shakova; 2-e izd., ispr. i dop. M.: Izdatel'stvo Yurait, 2018. 300 p.
12. Puzanov K., Stepantsov P. Mekhanika Moskvy. Issledovanie gorodskoi sredy [Moscow Mechanics. Study of the urban environment]. M.: Moskovskii institut sotsial'no-kul'turnykh program, 2015. Available at: http://miscp.ru/assets/docs/Mx2_ book_2015.pdf (accessed 21.04.2019).
13. Otchet po vypolneniyu Gosudarstvennoi programmy goroda Moskvy «Kul'tura Moskvy» za 2017 god» [Report on the implementation of the State program of the city of Moscow "Culture of Moscow" for 2017"]. Ofitsial'nyi portal Mera i Pravitel'stva Moskvy [The official portal of the Mayor and the Government of Moscow]. Available at: https://www.mos.ru/kultura/documents/ gosudarstvennye-programmy/view/146488220/ (accessed 21.04.2019).
14. Organizatsii, podvedomstvennye Departamentu kul'tury goroda Moskvy [Organizations under the Department of Culture of the Moscow City] Ofitsial'nyi portal Mera i Pravitel'stva Moskvy [The official portal of the Mayor and the Government of Moscow]. Available at: http://old.kultura.mos.ru/organizations/controls/ (accessed 21.04.2019).