Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

СПЕЦИФИКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
111
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / УГОЛОВНО-ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хоменко С.М.

В нынешнее время экстремизм представляет серьезную опасность не только для нравственных и духовных устоев общества, но и для жизни граждан Российской Федерации, основ государственности, а, следовательно, и целостности многонациональной страны. В настоящей статье автором проанализированы особенности уголовно-правового механизма противодействия экстремистской деятельности. В заключении автор указывает на необходимость совершенствования мер и самого уголовно-правового механизма противодействия экстремизму в целях предотвращения и ликвидации такого явления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хоменко С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE CRIMINAL LAW MECHANISM COUNTERING EXTREMIST ACTIVITIES

At the present time, extremism poses a serious danger not only to the moral and spiritual foundations of society, but also to the lives of citizens of the Russian Federation, the foundations of statehood, and, consequently, the integrity of a multinational country. In this article, the author analyzes the features of the criminal law mechanism for countering extremist activity. In conclusion, the author points out the need to improve the measures and the very criminal law mechanism for countering extremism in order to prevent and eliminate such a phenomenon.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2023_5_329 УДК 343.301

СПЕЦИФИКА УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ THE SPECIFICS OF THE CRIMINAL LAW MECHANISM COUNTERING EXTREMIST ACTIVITY

ХОМЕНКО Светлана Михайловна,

кандидат юридических наук, доцент, Таганрогский институт управления и экономики. 347900, Россия, Ростовская обл., г. Таганрог, пер. Тургеневский, 13. E-mail: p.kameneva@tmei.ru;

Khomenko Svetlana Mikhailovna,

PhD in Law, Associate Professor, Taganrog Institute Management and Economics. 347900, Russia, Rostov region, Taganrog, lane. Turgenevsky, 13. E-mail: p.kameneva@tmei.ru

Краткая аннотация: В нынешнее время экстремизм представляет серьезную опасность не только для нравственных и духовных устоев общества, но и для жизни граждан Российской Федерации, основ государственности, а, следовательно, и целостности многонациональной страны. В настоящей статье автором проанализированы особенности уголовно-правового механизма противодействия экстремистской деятельности. В заключении автор указывает на необходимость совершенствования мер и самого уголовно-правового механизма противодействия экстремизму в целях предотвращения и ликвидации такого явления.

Abstract: At the present time, extremism poses a serious danger not only to the moral and spiritual foundations of society, but also to the lives of citizens of the Russian Federation, the foundations of statehood, and, consequently, the integrity of a multinational country. In this article, the author analyzes the features of the criminal law mechanism for countering extremist activity. In conclusion, the author points out the need to improve the measures and the very criminal law mechanism for countering extremism in order to prevent and eliminate such a phenomenon.

Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, противодействие, уголовно-правовой механизм.

Keywords: extremism, extremist activity, counteraction, criminal law mechanism.

Для цитирования: Хоменко С.М. Специфика уголовно-правового механизма противодействия экстремисткой деятельности // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5(221). С. 329-331. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_329.

For citation: Khomenko S.M. The specifics of the criminal law mechanism countering extremist activity // Law and state: theory and practice. 2023. No. 5(221). pp. 329-331. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_5_329.

Статья поступила в редакцию: 20.03.2023

В нынешнее время экстремизм представляет серьезную опасность не только для нравственных и духовных устоев общества, но и для жизни граждан Российской Федерации, основ государственности, а, следовательно, и целостности многонациональной страны. Согласно оценке специалистов и заявлениям политического руководства Российской Федерации, «экстремизм сегодня считается одной из основных угроз национальной безопасности России» [7, с. 24].

Проблема экстремизма стала предметом пристального внимания ученых, политических и общественных деятелей. Важнейшая и ключевая роль отводится уголовно-правовому механизму противодействия преступлениям экстремисткой направленности.

В настоящее время дефиниция преступлений экстремистской направленности законодательно определена в прим. 2 ст. 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) [2]. Под преступлениями экстремистской направленности в УК РФ понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК и пунктом «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ» [2].

Приведенное определение позволяет прийти к логическому и вполне однозначному выводу о том, что, теоретически, любое преступление, предусмотренное УК РФ [2], может иметь квалифицирующие признаки экстремизма. Данный вывод подтверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, который в своем разъяснении относит к числу преступлений экстремистской направленности те деяния, мотивами совершения которых является политическая или идеологическая, религиозная или социальная, расовая или национальная ненависть, или вражда [6].

Из вышесказанного следует вывод, что преступления экстремистской направленности - это часть широкого и общего по смыслу понятия «экстремизм», так как не все проявления экстремизма обладают необходимыми материальными и формальными признаками, необходимыми для признания их преступлениями.

Под уголовно-правовым механизмом противодействия преступлениям экстремистской направленности в науке принято понимать «длящийся непрерывный упорядоченный процесс, состоящий из правотворческой и правоприменительной деятельности, в рамках которого создаются, а впоследствии реализуются (соблюдаются, используются, исполняются, применяются) уголовно-правовые нормы, обеспечивающие эффективное специально-юридическое воздействие в сфере противодействия экстремистской деятельности» [9, с. 17].

Основными принципами, на основании которых осуществляется противодействие экстремизму, являются:

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

- законность - строгое соблюдение в процессе реализации мер противодействия требований Конституции РФ [1], ратифицированных

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 5(221)

Россией международных договоров и соглашений, федеральных конституционных, федеральных законов и подзаконных нормативных актов;

- гласность - требование от органов, осуществляющих противодействие экстремистской деятельности, информационной открытости, обязанности информировать общество о своих действиях, решениях, реализуемой антиэкстремистской политике;

- приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

- приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

- сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами по вопросам противодействия экстремистской деятельности;

- неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Как и любой механизм, уголовно-правовой механизм противодействия экстремистской деятельности имеет определенную цель и, соответственно, выполняет конкретные задачи для ее достижения. Для решения вопроса, что следует понимать под целью исследуемого механизма, необходимо обратиться к целям противодействия преступности в целом.

По мнению Беляевой Т.Н. и Борисова С.В., «основной целью противодействия экстремизму и терроризму является оказание профилактического, контролирующего и надзорного воздействия на определенную категорию лиц, вынашивающих националистические, радикально-религиозные и политические идеи, планирующих, подготавливающих, совершающих и совершивших правонарушения и преступления экстремистской и террористической направленности, а также на пособников, подпитывающих боевиков-террористов финансовыми, материально-техническими и людскими ресурсами» [8, с. 39].

В официальных источниках приводится иное понимание цели механизма противодействия. Так, Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (далее - Стратегия) называет в качестве цели «деятельность государственной политики в сфере противодействия экстремизму в виде защиты основ конституционного строя Российской Федерации, государственной и общественной безопасности, прав и свобод граждан от экстремистских угроз» [5].

Беря во внимание цель, стоит отметить направления противодействия экстремизму. Согласно ст. 3 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», выделяется два основных направления противодействия экстремистским проявлениям:

- принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

- выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц [3].

Также направления противодействия экстремизму закреплены в Стратегии [5], но они носят общий характер и распространяются на всю государственную политику.

Учитывая изложенное, сформулируем необходимые меры противодействия экстремисткой деятельности.

В Указе Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации» рассматриваются следующие меры противодействия экстремизму:

- обеспечение усиления прокурорского надзора за соблюдением всеми предприятиями, учреждениями, организациями и общественными объединениями на территории Российской Федерации установленных Конституцией Российской Федерации норм о равноправии граждан независимо от социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, об охране достоинства личности, о запрете создания и деятельности объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности государства, подрыв его безопасности, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни;

- строгий контроль полноты и всесторонности расследований соответствующих уголовных дел, выявление и привлечение к ответственности всех пособников совершения преступлений (включая лиц, финансирующих и тиражирующих экстремистские издания);

- задерживание и привлечение к установленной действующим законодательством ответственности лиц, распространяющих печатную продукцию, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, направленные на пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, принимать меры к изъятию такой печатной продукции и материалов [4].

Согласно ст. 5 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» в качестве противодействия выступают профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности [3].

Ст. 6 названного закона закрепляет такую меру, как объявление предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности: «при наличии достаточных и предварительно подтвержденных сведений о готовящихся противоправных действиях, содержащих признаки экстремистской деятельности, и при отсутствии оснований для привлечения к уголовной ответственности Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель либо подчиненный ему соответствующий прокурор или его заместитель направляет руководителю общественного или религиозного объединения либо руководителю иной организации, а также другим соответствующим лицам предостережение в письменной форме о недопустимости такой деятельности с указанием конкретных оснований объявления предостережения. В случае невыполнения требований, изложенных в предостережении, лицо, которому было объявлено данное предостережение, может быть привлечено к ответственности в установленном порядке. Предостережение может быть обжаловано в суд» [3].

В «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» в качестве уголовно-правовых мер перечислены:

- обеспечение эффективного применения норм законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму;

- совершенствование законодательства Российской Федерации в сфере противодействия экстремизму в части, касающейся пресечения производства и распространения экстремистских материалов, в том числе на электронных носителях информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть «Интернет»;

- координация действий правоохранительных органов, органов государственной власти, органов местного самоуправления, политических партий, общественных и религиозных объединений по пресечению экстремистских проявлений;

- проведение профилактической работы с лицами, подверженными влиянию идеологии экстремизма;

- принятие эффективных мер по недопущению ввоза на территорию Российской Федерации экстремистских материалов, а также по их изготовлению и распространению внутри страны;

- подготовка и распространение информационных материалов о предупреждении и пресечении экстремистской деятельности, ориентированных на повышение бдительности российских граждан, формирование у них чувства заинтересованности в противодействии экстремизму, а также чувства сопричастности деятельности государства в этой сфере;

- совершенствование процедуры ограничения доступа на территории Российской Федерации к информационным ресурсам, распространяющим экстремистскую идеологию, путем создания единого реестра запрещенных сайтов и единой базы экстремистских материалов [5].

Вышеперечисленные меры достаточно эффективны, но, к сожалению, угроза экстремистской деятельности с каждым годом растет. Поэтому полагаем необходимым совершенствование как мер, так и самого уголовно-правового механизма противодействия экстремизму в целях предотвращения и ликвидации такого явления.

Библиогра фия:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 20.02.2023).

2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 29.12.2022). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 20.02.2023).

3. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О противодействии экстремистской деятельности». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 20.02.2023).

4. Указ Президента РФ от 23.03.1995 № 310 (ред. от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 20.02.2023).

5. Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (утв. Президентом РФ 28.11.2014 № Пр-2753) (ред. от 29.05.2020). - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения -20.02.2023).

6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 28.10.2021) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». - Текст: электронный // Официальный интернет-портал правовой информации «Государственная система правовой информации» http://pravo.gov.ru/ (дата обращения - 20.02.2023).

7. Ломакин В.В. Совершенствование деятельности органов государственной власти по противодействию экстремизму в Российской Федерации: монография / В.В. Ломакин, А.В. Карпов. - Москва: Дашков и К, 2018. - 115 c. - ISBN 978-5-394-02592-1. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс I PR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/60321.html (дата обращения: 20.02.2023). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

8. Попова Е.Э. Уголовно-правовое противодействие организованной преступности, терроризму и экстремизму: учебное пособие / Е.Э. Попова. - Москва: Российский государственный университет правосудия, 20179. - 84 c. - ISBN 978-5-93916-608-9. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс I PR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/74188.html (дата обращения: 20.02.2023). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

9. Тугельбаева Б.Г. Криминология: противодействие экстремизму и терроризму: международный и национальный опыт: учебное пособие / Б.Г. Тугельбаева, А.Д. Хамзаева, К.К. Кекиев; под редакцией Б.Г. Тугельбаевой. - Бишкек: Кыргызско-Российский славянский университет, 2021. - 335 c. - ISBN 978-9967-19-836-4. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс PR SMART: [сайт]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/119468.html (дата обращения: 20.02.2023). - Режим доступа: для авторизир. пользователей.

References:

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved during the all-Russian vote on 01.07.2020). - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State System of Legal Information" http://pravo.gov.ru / (date of appeal - 20.02.2023).

2. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (ed. from 12/29/2022). - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 20.02.2023).

3. Federal Law No. 114-FZ of 25.07.2002 (as amended on 12/28/2022) "On Countering Extremist activity". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 20.02.2023).

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 310 dated 03.03.1995 (ed. dated 03.11.2004) "On measures to ensure coordinated actions of state authorities in the fight against manifestations of fascism and other forms of political extremism in the Russian Federation". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 20.02.2023).

5. Strategy of countering extremism in the Russian Federation until 2025 (approved by the President of the Russian Federation on 28.11.2014 No. Pr-2753) (ed. from 29.05.2020). - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State System of legal Information" http://pravo.gov.ru / (accessed 20.02.2023).

6. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 28.06.2011 No. 11 (ed. of 28.10.2021) "On judicial practice in criminal cases of crimes of an extra-mystical orientation". - Text: electronic // Official Internet portal of legal information "State system of legal information" http://pravo.gov.ru / (accessed 20.02.2023).

7. Lomakin V.V. Improving the activities of state authorities to counter extremism in the Russian Federation: monograph / V.V. Lomakin, A.V. Karpov. - Moscow: Dash-kov and K, 2018. - 115 p. - ISBN 978-5-394-02592-1. - Text: electronic // Digital educational resource IPR SMART: [website]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/60321.html (accessed: 02/20/2023). - Access mode: for authorization. users.

8. Popova E.E. Criminal legal counteraction to organized crime, terrorism and extremism: a textbook / E.E. Popova. - Moscow: Russian State University of Justice, 20179. - 84 p. - ISBN 978-5-93916-608-9. - Text: electronic // Digital educational resource IPR SMART: [website]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/74188.html (accessed: 02/20/2023). - Access mode: for authorization. users.

9. Tugelbaeva B.G. Criminology: countering extremism and terrorism: international and national experience: textbook / B.G. Tugelbaeva, A.D. Khamzayeva, K.K. Keki-ev; edited by B.G. Tugelbaeva. - Bishkek: Kyrgyz-Russian Slavic University, 2021. - 335 p. - ISBN 978-9967-19-836-4. - Text: electronic // Digital educational resource IPR SMART: [website]. - URL: https://www.iprbookshop.ru/119468.html (accessed: 02/20/2023). - Access mode: for authorization. users.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.