Научная статья на тему 'О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
193
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ / ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРЕСТУПЛЕНИЯ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОКУРАТУРА / АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гудков Юрий Александрович, Филина Нина Владимировна

В статье рассмотрен ряд вопросов, касающихся противодействия экстремизму, роли прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов в области противодействия экстремизму, а также содержания надзорных полномочий прокуратуры по обеспечению законности, защиты прав человека и охраняемых законом интересов общества и государства, которые определяют ее особое место координатора борьбы с преступностью и предупреждения правонарушений в государственноправовом механизме противодействия преступлениям экстремистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Гудков Юрий Александрович, Филина Нина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON COUNTERING EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article discusses a number of issues related to countering extremism, the role of the prosecutor’s office in coordinating the activities of law enforcement agencies in the field of countering extremism, as well as the content of the supervisory powers of the prosecutor’s office to ensure the rule of law, protect human rights and legally protected interests of society and the state, which determine its special place as a coordinator of the fight with crime and the prevention of offenses in the state-legal mechanism for counteracting extremist crimes.

Текст научной работы на тему «О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_8_705 УДК 343.4

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Гудков Юрий Александрович,

кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия, е-mail: [email protected]

Филина Нина Владимировна,

кандидат политических наук, доцент кафедры таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия, е-mail: [email protected]

В статье рассмотрен ряд вопросов, касающихся противодействия экстремизму, роли прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов в области противодействия экстремизму, а также содержания надзорных полномочий прокуратуры по обеспечению законности, защиты прав человека и охраняемых законом интересов общества и государства, которые определяют ее особое место координатора борьбы с преступностью и предупреждения правонарушений в государственно-правовом механизме противодействия преступлениям экстремистской направленности.

Ключевые слова: экстремизм; экстремистские проявления; экстремистские материалы; преступления экстремистской направленности; противодействие экстремизму; координация деятельности; прокуратура; акты прокурорского реагирования; правоохранительные органы.

UDC 343.4

ON COUNTERING EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Gudkov Yury Alexandrovich,

PhD in Law, Associate Professor of the Department of Customs and Law, Omsk State Transport University, Omsk, Russia, e-mail: [email protected]

Filina Nina Vladimirovna,

Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and Law, Omsk State University of Communications, Omsk, Russia, е-mail: nina. [email protected]

The article discusses a number of issues related to countering extremism, the role of the prosecutor's office in coordinating the activities of law enforcement agencies in the field of countering extremism, as well as the content of the supervisory powers of the prosecutor's office to ensure the rule of law, protect human rights and legally protected interests of society and the state, which determine its special place as a coordinator of the fight with crime and the prevention of offenses in the state-legal mechanism for counteracting extremist crimes.

Keywords: extremism; extremist manifestations; extremist materials; extremist crimes; countering extremism; coordination of activities; prosecutor's office; acts of prosecutorial response; law enforcement agencies.

Серьезность и реальность проблем экстремизма для нашей страны в условиях информационной войны и проведения специальной военной операции подтверждает тот факт, что противодействие экстремистской деятельности остается в числе приоритетов государства.

Термин экстремизм означает крайнюю форму нетерпимости, соединенную с агрессией и насилием. Под экстремистским проявлением в соответствии со Стратегией противодействия экстремизму понимается мотивационное, социально опасное деяние, причиной которого послужила агрессия, вражда на почве религии, национальности, политики. Результатом противоправных действий является обострение социальной напряженности в обществе, социальной группе, возникновение межличностных конфликтов.

В ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» [2] раскрывается юридическая категория «экстремистская деятельность (экстремизм)». Это сложное, общественно опасное деяние, посягающее на человека, общество и государство в целом. Исходя из буквального прочтения закона, это действия, направленные на изменение конституционного строя путем насилия; совершение противоправных действий, предусмотренных в «е» части первой статьи 63 УК РФ; действия, направленные на нарушение прав, свобод и законных интересов человека. Экстремизм проявляется в угрозе представителям социальных групп, меньшинств, национальностей, конфессий в целом органам государственной власти [1].

Следующей характеристикой проявления экстремизма является публичность совершенного деяния. Эти действия могут выражаться в распространении ложной информации о государственных гражданских служащих, публичных призывах к экстремизму, насилию, а также распространение и хранение запрещенных материалов. Это публичные призывы и пропаганда социальной розни на религиозной, национальной, классовой, расовой, языковой принадлежности; пропаганда и демонстрация нацистской атрибутики или запрещенные символы, призывающие к насилию, экстремизму, терроризму. Деяния, как правило, совершаются в форме распространения запрещенной лите-

ратуры, финансирования экстремистской деятельности, подстрекательства, посягательства на каналы связи и мессенджеры.

Анализируя статистические данные генпрокуратуры за 2021 год, количество преступлений экстремистской направленности ежегодно увеличивается (в 2021 г. - 157 преступлений, 2020 г. - 664). В 2022 г. прогнозы неутешительные, уровень преступности будет расти. Одной из причин служат атаки Украины и западных стран на российское общество, попытки подорвать авторитет власти и закона, распространить социальную рознь на российскую почву [5]. Благодаря четкому руководству и координации деятельности всех силовых структур российскому государству удается фактически одному противостоять военным атакам, оказывающим дестабилизирующее влияние на общество, политику.

В систему источников права по противодействию экстремизму входят как наднациональные нормы права, так и национальные законы и подзаконные правовые акты. К таким источникам относятся федеральные законы «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», «О национально-культурной автономии», «О некоммерческих организациях», «О политических партиях», «О свободе совести и о религиозных объединениях», «О средствах массовой информации», КоАП РФ. Не менее важным и значимым источником права служат приказы и указания Генерального прокурора Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации.

Генеральная прокуратура осуществляет надзорные функции за исполнением законодательства в сфере противодействия экстремистской деятельности над правоохранительными органами. Генпрокурор Российской Федерации через систему прокурорского реагирования для единообразного исполнения норм права при проведении оперативно-розыскной деятельности вправе контролировать должностных лиц исполнительных органов государственной власти (ФСБ России, ФСИН России, МВД России).

Разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации наряду с законами служат важным источником права при выявлении, расследовании преступлений, в том числе экстремистской направленности.

Федеральное законодательство определило два вектора противодействия экстремизму:

- предупреждение преступлений экстремистской направленности через систему профилактических мер всеми органами государственной власти, в чью компетенцию входит решение этого вопроса;

- выявление и пресечение противоправной деятельности физических и юридических лиц.

Исполнение закона - это обязанность каждого гражданина российской федерации, которая является признаком правового государства и гражданского общества. В Основном законе государства закреплены права граждан на равенство и защиту независимо от убеждений, происхождения, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и национальности, одновременно накладывается запрет на различные формы ограничений прав граждан по признакам социальной принадлежности, отношения к религии, национальности (статья 19).

При этом Конституция России, с одной стороны, предусматривает, что в государстве признаются политическое и идеологическое многообразие и многопартийность, а с другой - запрещает создание и деятельность различных общественных организаций, цели или действия которых представляют угрозу безопасности России (статья 13). Также ст. 29, гарантируя свободу слова, накладывает запрет на распространение, агитацию и пропаганду социальной нетерпимости, расизма, религиозную вражду и национальную ненависть.

Таким образом, следуя нормам Основного закона, а также в рамках укрепления законности и достижения социального, национального и межрелигиозного мира и согласия в стране всем уполномоченным государственным органам, в числе которых прокуратура, отведена особая роль, которая выражается не только в осуществлении надзорных и контрольных действий, но и координации работы правоохранительных органов по вопросам проявления экстремизма.

Действующее законодательство установило, что прокуратура представляет собой централизованную, многоуровневую систему государственных структур, осуществляющих

полномочия по охране, надзору за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением принятых в стране законов.

Прокуратура является централизованной, иерархически построенной системой органов государства с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Федеральный закон о противодействии экстремизму наделил прокуратуру в данной сфере и таким актом прокурорского реагирования, как предупреждение, применяя который прокуратура может осуществлять контроль и проверку деятельности религиозных организаций, общественных организаций при поступлении информации об их экстремистской деятельности [4].

Органы прокуратуры в случае выявления факта противоправной деятельности вправе применить меры по приостановке деятельности, вынести предписание о допущенных нарушениях норм действующего законодательства в отношении любых юридических лиц, в том числе религиозных, общественных и иных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

Не менее значимым и действенным механизмом в работе прокуратуры является предостережение и вынесение предупреждения, которое применяется к должностным лицам, в случае получения сведений о запланированных преступлениях с целью их недопущения. Важно отметить, что все эти меры носят профилактический характер и являются формой прокурорского реагирования. В случае если должностное лицо пошло на совершение преступления, то оно будет привлечено к уголовной ответственности, так как нарушило предупреждение или предостережение.

Таким образом, предостережение и предупреждение как правовые средства особой целевой направленности имеют превентивный (профилактический) характер, цель которых путем официального указания органов государства изменить модель негативного поведения (деятельности) физического или юридического лица, в отношении которого направлены меры прокурорского реагирования.

Прокуратура в силу своеобразия своего статуса в механизме разделения властей оказалась единственной государственно-

правовой структурой, способной осуществлять координация политических акторов в борьбе с преступностью, в том числе экстремистской направленности.

Исходя из этого, координация противодействия экстремизму становится в настоящее время универсальным направлением контрольно-надзорной деятельности органов прокуратуры, которые в соответствии с Конституцией России наделены полномочиями по осуществлению надзора за законностью действий всех акторов противодействия экстремизму.

Деятельность органов прокуратуры в сфере противодействия экстремизма в настоящее время организована в рамках работы координационных совещаний, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», которые стали наиболее благоприятной структурой по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью [3].

Таким образом, указом Президента Российской Федерации закреплена главенствующая роль силовых структур и председателя координационных совещаний в управлении правоохранительными органами и координации их действий. От деловых и личных качеств прокурора зависит эффективность управления в сфере информационно-аналитического обеспечения, контроля и проверки исполнения решений, принятых на координационных совещаниях, планирования координационной деятельности, взаимодействия правоохранительных органов между собой и с другими органами и организациями. Для реализации поставленных задач в управленческую практику органов прокуратуры, ФСБ России, Минюста России, МВД России и других силовых структур вошли такие мероприятия, как координационные совещания

и рабочие группы по ключевым вопросам. Рабочими группами регулярно организуются семинары, круглые столы с представителями различных конфессий, национальных групп, общественных организаций для информационно-разъяснительной работы по вопросам проявления экстремизма в обществе и юридической ответственности за преступления [5].

По итогам работы органов прокуратуры за

2021 год состоялось расширенное заседание коллегии прокуратуры, на котором Генпрокурором было отмечено, что Интернет стал механизмом для распространения экстремистской и другой дестабилизирующей, ложной информации. За 2021 год благодаря мерам прокурорского реагирования были удалены сведения, содержащие ложную информацию, с 54 тысяч ресурсов в сети Интернет, более 9 тысяч сайтов, на которых размещалась запрещенная информация экстремистской направленности.

Список информации, сведений, содержащихся в интернет-источниках, нарушающих нормы действующего законодательства, должен пресекаться по решению суда, с

2022 года прокуратура выделила перечень информации, для прекращения доступа к которой теперь не требуется судебного решения. К таким сведениям относится фей-ковая, ложная, информация, которая распространяется по средством мессенджеров о проводимой Россией военной операции по демилитаризации и денацификации Украины. Правоохранителями отмечаются беспрецедентные масштабы распространения ложной информации, которая становится общедоступной, оказывая влияние на общество. Поэтому сегодня как никогда работа органов прокуратуры и правоохранительных органов выполняет спасительную миссию по сохранению мира, законности и правопорядка в обществе и в государстве в целом.

Список литературы_

1. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : указ президента Российской Федерации от 29.05.2020 № 344 // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». URL: https://login.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2022).

2. О противодействии экстремистской деятельности : федеральный закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 14.07.2022) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». URL: https:// login.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2022).

3. Статистика Генеральной прокуратуры за 2021 год. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 27.11.2022).

4. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 № 11 (ред. от 28.10.2021) // Информационно-правовой портал «Консультант Плюс». URL: https://login.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2022).

5. Меркурьев В. В., Агапов П. В., Стешич Е. С., Смыслова В. Н. Прокурорский надзор в сфере противодействия проявлениям экстремизма в условиях радикализации и роста протестной активности населения: вопросы теории и практики (часть 1) // ЮП. 2021. № 1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-sfere-protivodeystviya-proyavleniyam-ekstremizma-v-usloviyah-radikalizatsii-i-rosta-protestnoy-aktivnosti (дата обращения: 27.11.2022).

References_

1. On the approval of the Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025 : Decree of the President of the Russian Federation No. 344 of 29.05.2020. Consultant Plus Information and Legal Portal. URL: https:// login.consultant.ru (date of appeal: 27.11.2022).

2. On countering extremist activity: Federal Law of the Russian Federation No. 114-FZ of 25.07.2002 (ed. of 14.07.2022). Information and legal portal «Consultant Plus». URL: https://login.consultant.ru (accessed: 11/27/2022).

3. Statistics of the Prosecutor General's Office for 2021. URL: http://crimestat.ru (date of appeal: 11/27/2022).

4. On judicial practice in criminal cases of extremist crimes: resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated 06/28/2011 No. 11 (ed. dated 10/28/2021). Information and legal portal «Consultant Plus». URL: https://login.consultant.ru (accessed: 11/27/2022).

5. Merkuryev V. V., Agapov P. V., Steshich E. S., Smyslova V. N. Prosecutor's supervision in the field of countering extremism manifestations in conditions of radicalization and growth of protest activity of the population: questions of theory and practice (part 1). YUP. 2021. No. 1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-sfere-protivodeystviya-proyavleniyam-ekstremizma-v-usloviyah-radikalizatsii-i-rosta-protestnoy-aktivnosti (date of application: 11/27/2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.