DOI 10.47576/2712-7516_2022_11_7_615 УДК 343.4
К ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПРОЯВЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИЗМА КАК УГРОЗЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА
Гудков Юрий Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия, е-mail: [email protected]
Филина Нина Владимировна,
кандидат политических наук, доцент кафедры таможенного дела и права, Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия, е-mail: [email protected]
В статье проанализированы вопросы противодействия экстремизму, роли прокуратуры в координационной деятельности надзорных органов в области противодействия экстремизму, а также содержания надзорных полномочий прокуратуры по обеспечению законности, защите прав человека и охраняемых законом интересов общества и государства, которые определяют ее особое место коор -динатора борьбы с преступностью и предупреждения правонарушений в государственно-правовом механизме противодействия преступлениям экстремистской направленности.
Ключевые слова: экстремизм; экстремистские проявления; экстремистские материалы; преступления экстремистской направленности; противодействие экстремизму; координация деятельности; прокуратура; акты прокурорского реагирования; правоохранительные органы.
UDC 343.4
ON THE QUESTION OF COUNTERING EXTREMISM AS A THREAT TO THE POLITICAL STABILITY OF THE STATE AND SOCIETY
Gudkov Yury Alexandrovich,
PhD in Law, Associate Professor of the Department of Customs and Law, Omsk State University of Railways, Omsk, Russia, e-mail: [email protected]
Filina Nina Vladimirovna,
Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department of Customs and Law, Omsk State University of Communications, Omsk, Russia, e-mail: nina. [email protected]
The article analyzes the issues of countering extremism, the role of the prosecutor's office in the coordination activities of supervisory authorities in the field of countering extremism, as well as the content of the supervisory powers of the prosecutor's office to ensure the rule of law, protect human rights and legally protected interests of society and the state, which determine its special place as a coordinator in the fight against crime and prevention of offenses in the state-legal mechanism for counteracting extremist crimes.
Keywords: extremism; extremist manifestations; extremist materials; extremist crimes; countering extremism; coordination of activities; prosecutor's office; acts of prosecutorial response; law enforcement agencies.
Серьезность проблем экстремизма и реальность его угрозы для нашей страны подтверждает тот факт, что противодействие экстремистской деятельности в условиях информационной войны и проведения специальной военной операции входят в число приоритетов государственной политики Российской Федерации [5].
Теория и правоохранительная практика свидетельствуют о том, что юридически точное и единообразное исполнение закона - основа стабильности гражданского общества любого государства, а также важнейший признак, характеризующий государство в качестве правового.
В основном законе государства закреплены права граждан на равенство и защиту независимо от убеждений, происхождения, принадлежности к общественным объединениям, отношения к религии и национальности, одновременно накладывается запрет на различные формы ограничений прав граждан по признакам социальной принадлежности, отношения к религии, национальности (ст. 19).
Также ст. 29 КРФ, гарантируя свободу слова, накладывает запрет на распространение, агитацию и пропаганду социальной нетерпимости, расизма, религиозную вражду и национальную ненависть.
При этом Конституция России, с одной стороны, предусматривает, что в государстве признаются политическое и идеологическое многообразие и многопартийность, а с другой - запрещает создание и деятельность различных общественных организаций, цели, задачи и действия которых представляют угрозу безопасности Российской Федерации (ст. 13).
Таким образом, следуя нормам основного закона, а также в целях укрепления законности и достижения социального, национального и межрелигиозного согласия в стране, всем уполномоченным государственным органам, в числе которых прокуратуре отведена особая роль, необходимо обеспечивать охрану государственных интересов и защиту граждан государства, их права и свободы (свободы мысли, совести, вероисповедания, массовой информации; права на информацию, собрания, митинги, шествия, пикетирования, демонстрации).
Исходя из этого противодействие экстремизму становится в настоящее время
универсальным направлением контрольно-надзорной деятельности органов прокуратуры, которые в соответствии с Конституцией России (ст. 129) наделены полномочиями по осуществлению надзора за законностью действий всех субъектов противодействия экстремизму, минимизации или ликвидации его последствий, в том числе деятельностью по раскрытию и расследованию преступлений экстремистской направленности.
Органы прокуратуры Российской Федерации организуют работу в данной сфере в соответствии с основным законом нашего государства - Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и «О противодействии экстремистской деятельности», призванным создать многоуровневую комплексную систему борьбы с этим крайне опасным общественным явлением в стране [6].
Действующее законодательство установило, что прокуратура представляет собой централизованную, многоуровневую систему государственных структур, осуществляющих полномочия правоохраны, надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением принятых в стране законов.
Прокуратура является централизованной, иерархически построенной системой органов государства с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.
И именно содержание надзорных полномочий органов прокуратуры по обеспечению законности и защиты прав граждан, охране интересов общества и государства, являются теми параметрами, которые определяют ее особое место координатора борьбы с преступностью в государственно-правовом механизме противодействия экстремизму.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечено, что рост экстремистских проявлений в условиях нарастающей геополитической напряженности оказывает дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку и может привести к разрушению экономики и игнорированию основных прав и свобод человека.
Исходя из этого, исполнение законов Российской Федерации в данной сфере должно строиться на основе взаимодействия всех правоохранительных и контролирующих ор-
ганов, где надзорные органы, наделенные особым статусом с системе разделения властей, оказались наиболее подходящим звеном, способным координировать деятельность всех указанных органов и институтов гражданского общества по противодействию экстремизму и борьбе с преступностью и в первую очередь преступлениями экстремистской направленности.
Деятельность органов прокуратуры в сфере противодействия экстремизма в настоящее время организована в рамках работы координационных совещаний, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью», которые стали наиболее оптимальной структурой по координации деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью [8].
Координация, как юридическая категория, означает упорядочение. Толковый словарь С.И. Ожегова растолковывает категорию «координация» как согласованность действий, целесообразность соотношений между явлениями.
Таким образом, Указом Президента Российской Федерации закреплена главенствующая роль силовых структур и председателя координационных совещаний в управлении правоохранительных органов и координации их действий. От деловых и личных качеств прокурора зависит эффективность управления в сфере информационно-аналитического обеспечения, контроля и проверки исполнения решений, принятых на координационных совещаниях, планирования координационной деятельности, взаимодействия правоохранительных органов между собой и с другими органами и организациями.
Прокурорские координационные совещания позволяют оперативно решать возложенные на надзорные органы задачи в масштабах государства и субъектов федерации, такие как:
- формирование на уровне региона эффективной системы по противодействию экстремистской деятельности;
- выработка мероприятий, позволяющих согласовывать действия ведомств;
- повышение принимаемых мер по нивелированию в обществе различных проявлений экстремистской направленности [4].
Для реализации поставленных задач в управленческую практику органов прокуратуры, ФСБ России, Минюста России, МВД России и других силовых структур вошли такие мероприятия, как координационные совещания и рабочие группы по ключевым вопросам.
Рабочими группами регулярно организуются семинары, круглые столы с представителями различных конфессий, национальных групп, общественных организаций для информационно-разъяснительной работы по вопросам проявления экстремизма в обществе и юридический ответственности за преступления.
В координационной деятельности надзорных органов на первый план выносятся вопросы по оценке объективного состояния законности и правопорядка в стране и отдельных субъектах Российской Федерации.
По данным Генеральной прокуратуры за 2021 год зарегистрировано 1057 преступлений экстремистской направленности (2020 год - 833), выявлено 925 лиц, совершивших преступления экстремистской направленности (2020 год - 664) [7].
К числу преступлений экстремистской направленности Уголовный кодекс РФ относит преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3 УК РФ, п. «л» ч. 2 ст. 105, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «б» ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. «е» ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание.
Генпрокурор России для контроля над исполнением законов при проведении оперативно-розыскной деятельности направленной на выявление, предупреждение преступлений экстремистской направленности, обязал подчиненные ему правоохранительные структуры обеспечить координацию в работе и неукоснительное исполнение норм права при исполнении своих полномочий. Надзор за исполнением законодательства в данной сфере правоохранительными органами определяется специальным указанием Генпрокурора, которое предписывает всем
прокурорам обеспечить законность процессуальных решений по каждому факту экстре -мистской направленности.
При проверке процессуальных решений в вопросах оценки действий обвиняемого надзорные органы должны руководствоваться судебной практикой по преступлениям экс-тремисткой направленности и разъяснения Пленума Верховного Суда РФ [1]. Пленум Верховного Суда РФ под публичными призывами (ст. 280 УК РФ) рекомендовал понимать любую форму выражения, обращенную к другим лицам, например, с использованием технических средств, устно, письменно с целью мотивации (побуждения) к осуществлению действий экстремистской направленности [4].
По факту совершения преступления экстремистской направленности при рассмотрении вопроса судом о публичности призывов обвиняемым, необходимо учитывать место, способ и другие обстоятельства, например, действия были обращены к группе людей или отдельным индивидам, действия совершены в общественном месте или во время шествий, митингов, в какой форме были совершены действия - листовки, плакаты, СМС оповещение и т.п.
При этом Генпрокурор обращает внимание всех надзорных органов на то обстоятельство, что к публичным призывам относится не только факт размещения в мессендже-рах или интернет-изображения, аудио- или видеофайла, текста содержащего признаки побуждения или призыва к совершению деятельности или действий (имеющих направленность или мотив), экстремистской направленности, призывов к ненависти, вражде, унижению достоинства человека (ст. 280.1, 282 УК РФ).
В соответствии с рекомендациями Верховного суда РФ преступление считается оконченным в момент размещения публичных обращений экстремистской направленности в мессенджерах, в сети Интернет или другим доступным способом (на сайте, форуме, блоге).
Под действиями, направленными на разжигание социальной ненависти, проявлениями экстремизма необходимо понимать устные или письменные утверждения, призывающие к различным формам проявления нетерпимости в обществе (геноцид, расизм, национализм, ксенофобия) [3].
Аргументированная критика различных акторов (институтов гражданского общества, органов власти) не должна классифицироваться как преступление экстремистской направленности [1].
Нерешенным остается вопрос о массовом распространении информации экстремистской направленности, официальный список которой размещен на портале надзорных ор -ганов, к какой категории их относить - преступлениям или проступкам.
Прокуратура рекомендует учитывать наличие умысла у лица, распространяющего информацию экстремистской направленности или призывы к различным проявлениям нетерпимости должно расцениваться как преступление по ст. 280, 280.1 или 282 УК РФ [2].
И в то же время не являются преступлением, предусмотренным ст. 280, 280.1 или 282 УК РФ, высказанные лицом утверждения, суждения в научной или общественной дискуссии или текстах, не связанных с реализацией намерений призывать к различным проявлениям нетерпимости в обществе, экс-тремисткой деятельности.
Список литературы_
1. Агапов П.В., Смыслова В.Н. Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере противодействия проявлениям экстремизма в условиях радикализации и роста протестной активности населения: вопросы теории и практики // Всероссийский криминологический журнал. 2020. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ prokurorskiy-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-v-sfere-protivodeystviya-proyavleniyam-ekstremizma-v-usloviyah-radikalizatsii-i-rosta (дата обращения: 27.11.2022).
2. Зварыгин В.Е., Кондаков А.С. Сравнительно-правовой анализ законодательства, регулирующего вопросы противодействия религиозному экстремизму // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2021. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-zakonodatelstva-reguliruyuschego-voprosy-protivodeystviya-religioznomu-ekstremizmu (дата обращения: 27.11.2022).
3. Зварыгин В.Е., Кондаков А.С. Уголовно-правовые проблемы классификации преступлений экстремистской направленности // Вестник Удмуртского университета. Серия: Экономика и право. 2022. № 2. URL: https://
cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovye-problemy-klassifikatsii-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti (дата обращения: 27.11.2022).
4. Меркурьев В.В., Агапов П.В., Стешич Е.С., Смыслова В.Н. Прокурорский надзор в сфере противодействия проявлениям экстремизма в условиях радикализации и роста протестной активности населения: вопросы теории и практики (ч. 1) // ЮП. 2021. № 1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-sfere-protivodeystviya-proyavleniyam-ekstremizma-v-usloviyah-radikalizatsii-i-rosta-protestnoy-aktivnosti (дата обращения: 27.11.2022).
5. Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: Указ президента РФ от 29.05.2020 № 344. URL: https://login.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2022).
6. О противодействии экстремистской деятельности: федеральный закон РФ от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 14.07.2022). URL: https://login.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2022).
7. О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 28.10.2021). URL: https://login.consultant.ru (дата обращения: 27.11.2022).
8. Статистика Генеральной прокуратуры за 2021 год. URL: http://crimestat.ru (дата обращения: 27.11.2022).
References_
1. Agapov P.V., Smyslova V.N. Prosecutorial supervision over the enforcement of laws in the field of countering extremism in conditions of radicalization and the growth of protest activity of the population: issues of theory and practice. All-Russian Journal of Criminology. 2020. No. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-v-sfere-protivodeystviya-proyavleniyam-ekstremizma-v-usloviyah-radikalizatsii-i-rosta (accessed: 11/27/2022).
2. Zvarygin V.E., Kondakov A.S. Comparative legal analysis of legislation regulating the issues of countering religious extremism. Bulletin of the Udmurt University. Series: Economics and Law. 2021. No. 1. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/sravnitelno-pravovoy-analiz-zakonodatelstva-reguliruyuschego-voprosy-protivodeystviya-religioznomu-ekstremizmu (accessed: 11/27/2022).
3. Zvarygin V.E., Kondakov A.S. Criminal and legal problems of classification of extremist crimes. Bulletin of the Udmurt University. Series: Economics and Law. 2022. No. 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-pravovye-problemy-klassifikatsii-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti (accessed: 11/27/2022).
4. Merkuryev V.V., Agapov P.V., Steshich E.S., Smyslova V.N. Prosecutor's supervision in the field of countering extremism manifestations in conditions of radicalization and growth of protest activity of the population: questions of theory and practice (part 1). YUP. 2021. No. 1 (96). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prokurorskiy-nadzor-v-sfere-protivodeystviya-proyavleniyam-ekstremizma-v-usloviyah-radikalizatsii-i-rosta-protestnoy-aktivnosti (date of application: 11/27/2022).
5. On the approval of the Strategy of Countering Extremism in the Russian Federation until 2025: Decree of the President of the Russian Federation dated 29.05.2020 No. 344. URL: https://login.consultant.ru (date of appeal: 27.11.2022).
6. On countering extremist activity: Federal Law of the Russian Federation No. 114-FZ of 25.07.2002 (ed. of 14.07.2022). URL: https://login.consultant.ru (accessed: 11/27/2022).
7. On judicial practice in criminal cases of crimes of an extra-mystical orientation: Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 11 of 28.06.2011 (ed. of 28.10.2021). URL: https://login.consultant.ru (date of notification: 11/27/2022).
8. Statistics of the Prosecutor General's Office for 2021. URL: http://crimestat.ru (accessed: 11/27/2022).