Научная статья на тему 'Специфика учебного плана в системе довузовского военного образования'

Специфика учебного плана в системе довузовского военного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОВУЗОВСКОЕ ВОЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПЛАН / «СКРЫТЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН» / «HIDDEN CURRICULUM» / HIGHER MILITARY EDUCATION / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Финин Георгий Иванович

Анализируется специфика системы довузовского военного образования и показаны его основные группы ценностей. Предлагается внедрение положительного опыта довузовского военного образования Великобритании в Украине. Проведен анализ учебного плана системы довузовского военного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Финин Георгий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER OF THE CURRICULUM OF THE SYSTEM OF PRE-higher MILITARY EDUCATION

In the article the specific character of the curriculum of the pre-higher military education system is analysed and the main groups of values are shown. The introduction of the positive experience of Great Britain concerning the pre-higher military education is offered in Ukraine. The analysis of the curriculum of the pre-higher military education system has been made.

Текст научной работы на тему «Специфика учебного плана в системе довузовского военного образования»

УДК 37.013

Финин Георгий Иванович

кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой социально-экономических дисциплин Харьковской гуманитарно-педагогической академии (г. Харьков, Украина) [email protected]

СПЕЦИФИКА УЧЕБНОГО ПЛАНА В СИСТЕМЕ ДОВУЗОВСКОГО ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Анализируется специфика системы довузовского военного образования и показаны его основные группы ценностей. Предлагается внедрение положительного опыта довузовского военного образования Великобритании в Украине. Проведен анализ учебного плана системы довузовского военного образования.

Ключевые слова: довузовское военное образование, учебный план, «скрытый учебный план».

Finin Georgiy Ivanovih

PhD in Philosophy, Associate Professor, Head of the Department of Social Studies and Economics, Kharkov Humanitarian Pedagogical Academy (Kharkov, Ukraine) [email protected]

SPECIFIC CHARACTER OF THE CURRICULUM OF THE SYSTEM OF PRE-HIGHER MILITARY EDUCATION

In the article the specific character of the curriculum of the pre-higher military education system is analysed and the main groups of values are shown. The introduction of the positive experience of Great Britain concerning the pre-higher military education is offered in Ukraine. The analysis of the curriculum of the pre-higher military education system has been made.

Key words: higher military education, curriculum, «hidden curriculum».

Решение проблем подготовки специальных кадров для Вооруженных Сил невозможно без детального и всестороннего изучения и творческого использования многолетней теории и практики военного образования. Одно из направлений решения задачи подготовки специалистов основывается на деятельностном и компетентностном подходах относительно обеспечения формирования военного специалиста, которые соответствуют современным требованиям и стандартам. В процессе обучения в довузовских военных учебных заведениях происходит формирование необходимых способностей, творческого мышления, профессионально значимых качеств личности будущего специалиста, разнообразных компетентностей, которые определяют его способность эффективно осуществлять реальную деятельность современного офицера.

Система довузовского военного образования имеет давнюю историю. В 1731 г. в России был основан Сухопутный кадетский корпус. В корпусе положено было обучать не только военным, но и общеобразовательным предметам, готовить как военнослужащих, так и гражданских чиновников. В этом заключалось существенное отличие российского кадетского корпуса от европейских [1, с. 211-212]. Выполнение учебного плана, как официального (curriculum), так и неофициального, так называемого «скрытого учебного плана» (hidden curriculum) реализовывалось через устав кадетского корпуса.

До 1864 г. обучением и воспитанием будущих офицеров в Российской империи занимались в основном кадетские корпуса и некоторые другие специфические военно-учебные заведения (Пажеский корпус, Школа гвардейских подпрапорщиков и юнкеров, Дворянский полк и т.д.), выпускники которых становились офицерами либо сразу после выпуска, либо послужив некоторое время в войсках в качестве юнкеров. В соответствии с «Наставлением для образования воспитанников военно-учебных заведений», принятым в 1848 г., в кадетских корпусах преподавались предметы общеобразовательные (Закон Божий, русский язык, французский и немецкий языки), математические (математика, механика), естественные (естественная история, физика, химия с минералогией, физическая география), военные (тактика, артиллерия, фортификация, воинские уставы, топография, топографическое, артиллерийское, фортификационное черчение) и политические (география, история, статистика, законоведение) [2, с. 7]. Обязательными предметами гуманитарного цикла в течение всего периода обучения в кадетских корпусах были: русский, французский и немецкий языки, история, география и рисование [2, с. 17]. Основой гуманитарной подготовки будущих офицеров являлось изучение русского языка, русской и переводной иностранной литературы. Заметим, что этот подход сохранился в военном образовании до начала Первой мировой войны [2, с. 25].

В рамках этого наставления генерал-майором Я.И. Ростовцевым была подготовлена «Общая инструкция для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям», в которой подчеркивалось, что «главная цель кадетского обучения состоит в том, чтобы дать воспитаннику прочное основание в науке: для чего и надобно всеми мерами приучать кадета к работе самостоятельной, вселять в него любовь к труду и уважение к науке, а самое учение

сделать простым, живым, заманчивым...» [3, с. 7].

С 1863 - 1864 гг. в результате военной реформы, проведенной военным министром Д.А. Милютиным, будущие офицеры стали получать образование в учебных заведениях двух типов, обеспечивавших предварительную (военные гимназии и прогимназии) и непосредственную (военные и юнкерские училища) военно-профессиональную подготовку [4]. До 1873 - 1874 гг. учебный курс военных гимназий был шестилетним, причем обучению в трех младших классах был придан характер преимущественно подготовительный [5, с. 246]. На протяжении всего курса воспитанники занимались строевыми упражнениями, гимнастикой, плаванием, танцами, пением, музыкой, различными ремеслами, в гимназиях также широко практиковалось посещение театров, выставок, музеев. По-прежнему значительное внимание в военных гимназиях и прогимназиях уделялось изучению русской и иностранной литературы [6, с. 59].

Преподаванию предметов гуманитарного цикла в подготовительных военно-учебных заведениях уделялось значительное внимание, причем обучение велось на достаточно высоком уровне. Гуманитарная направленность обучения сохранялась и в военно-учебных заведениях, осуществлявших непосредственную подготовку офицеров. Учебный план предусматривал изучение следующих предметов: Закона Божия (4 ч в неделю), русского языка и литературы (4 - 5 ч), математики (3 - 4 ч), физики и химии (2 ч), географии (1 - 2 ч), истории (2 ч), черчения (1 ч), тактики (3 ч), уставов (2 ч), фортификации (1 - 2 ч), военной топографии (1 - 2 ч), сведений об оружии (2 ч), военной администрации (1 - 2 ч), военной гигиены (1 ч), методики обучения нижних чинов (1 ч), военного законодательства (1 - 2 ч) [5, с. 97-98]. В основу содержания учебных планов и программ обучения в кадетских корпусах, было положено стремление: поставить дело обучения в условия, благоприятные для более прочного усвоения предлагаемых учащимся знаний; развивать в них необходимые умения и вместе с тем живой интерес к работе вообще и к умственной работе в особенности.

Профессия офицера предполагает сочетание обширных знаний с высокими нравственными качествами, наличие гуманистических ценностных ориентаций. Поэтому изменения в системе военного образования связаны не только с изменением общей концепции военной доктрины государства, но и с требованиями нравственно-психологической подготовки офицерских кадров. Можно согласиться с мнением А.П. Абрамова, что особую роль в жизни человека играют те ценностные ориентации, которые формируют личность, детерминируют ее поведение и деятельность, определяют выбор и особенности освоения профессии. Для воспитанников военной службы можно выделить такие основные группы ценностей, как: военно-корпоративных ценностей (особые нравственные устои и стиль поведения, объединенные понятиями воинская (офицерская) честь и достоинство; причастность к важному делу по защите Отечества, воинские традиции и ритуалы; форма одежды; стремление продолжить семейную традицию воинской службы); военно-профессиональных ценностные ориентации (стремление к освоению будущей военной специальности; статусные характеристики будущей профессии; уважение и интерес со стороны окружающих); познавательно-развивающие ценностные ориентации (возможность увидеть жизнь в разных краях и странах; возможность испытать себя в сложных условиях; возможность физического совершенствования); ценности социально-прагматического плана (возможность бесплатного высшего образования; получение социальных преимуществ и льгот; перспектива материальной обеспеченности; возможность переждать трудные времена) [7, с. 63-63].

Современный учебный план в системе довузовского военного образования должен: прививать своим воспитанникам высокие нравственные качества, понятия чести и долга; предоставлять общее гуманитарное среднее образование, дающее глубокое знание основ национальной культуры, истории и литературы; давать первоначальные знания по военному управлению и государственному администрированию; знания иностранных языков; знание основ этикета и правил поведения; развивать способность к труду, самостоятельной работе, одновременно со способностью подчиняться и умением быть лидером; формировать высокий уровень физической и психологической подготовки; навыки использования информационных технологий; навыки владения стрелковым и холодным оружием, боевыми единоборствами; навыки действий в чрезвычайных обстоятельствах и в условиях выживания; общие навыки управления коллективами и другие базовые профессиональные компетенции, которые должны подтверждаться соответствующим образом.

Зарубежный опыт организации и совершенствования военно-профессионального образования может быть полезным для решения проблем реформирования отечественной системы довузовского военного образования и в целом подготовки военного специалиста. Глубокий анализ таких проблем позволит продуктивно использовать передовой мировой опыт, осознать его производительность или, наоборот, непригодность некоторых элементов к внедрению. Исходя из опыта Великобритании представляют интерес так называемые Силы кадетов (Cadet Force), в

которые привлечены более 125 000 молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет. Они в свою очередь делятся на Объединенные силы кадетов (CCF), которые действуют в 245 школах (преимущественно частных) по всей стране, в них привлечено 40 000 чел. Также существуют Морской кадетский корпус (SCC) , Армейские силы кадетов (ACF) и Учебный корпус Военно-воздушных сил (ATC) . Посещение классов является добровольным. Расписание занятий каждая школа устанавливает по-своему. Преподавателями в CCF являются действующие офицеры или офицеры запаса. Занятия включают изучение не только военного дела, но и истории войн, социальных наук, основ государства.

Министерство обороны Великобритании признает, что основная цель подобных курсов и центров - сделать так, чтобы выпускник школы в первую очередь подумал о военной карьере, захотел служить в армии осознанно и видел в этом пользу для себя и страны [8; 9, p. 36]. Для достижения подобных целей существуют соответствующие структуры в Соединенных штатах Америки, практически во всех государствах постсоветского пространства и многих других государствах Мира.

Основной задачей деятельности системы довузовского военного образования является реализация общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительных образовательных программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан, обучающихся в довузовском военном заведении к военной службе. В соответствии с целями и задачами довузовского военного образования учебный план предусматривает наличие нескольких подходов к реализации образовательной программы, например - традиционного и группирующего. Необходима дальнейшая оптимизация структуры учебного плана, содержащей федеральный, региональный компоненты и компонент образовательного учреждения. В то же время «скрытый учебный план» (hidden curriculum) активно использует возможности учебного заведения в процессе подготовки будущего военного профессионала не ограничиваясь лишь рамками официального учебного плана, включающего перечень определенных дисциплин. Здесь многое зависит от состава педагогического персонала, от традиций сложившихся в учебном заведении, настойчивости и целеустремленности руководства, педагогической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса. Важную роль тут играет так называемый субъективный фактор, дух атмосферы кадетского братства, имеющий многовековую историю. Дальнейшего внимания и изучения требует гендерный аспект довузовского военного образования, в связи с ростом процентного соотношения численности жен-щин-военнослужащих в составе современных вооруженных сил.

Таким образом, анализ истории формирования и специфики учебного плана в системе довузовского военного образования позволяет понять, что нам необходимо разрабатывать современные программы и учебные планы с учетом нового образовательного стандарта, современных требований и рекомендаций профильных министерств и региональных властей. На сегодняшний день учебные планы вобрали в себя все лучшее из истории данных учебных заведений, но, несмотря на это требуют к себе постоянного внимания и совершенствования. Учебный план системы довузовского военного образования включает перечень и объем нормативных и выборочных дисциплин, последовательность их изучения, конкретные формы обучения, но самое главное в нем - это формирование атмосферы кадетского братства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Галушко Ю., Колесников А. Исторический справочник. Школа Российского офицерства. М., 1993.

2. Наставление для образования воспитанников военно-учебных заведений. СПб., 1849.

3. Общая инструкция для составления учебных конспектов и программ военно-учебным заведениям. СПб.,

1849.

4. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Фонд канцелярии Военного министерства. Оп. 2. Д. 513. Л. 17.

5. Лалаев М.С. Исторический очерк военно-учебных заведений, подведомственных Главному их управлению. СПб., 1880. Ч. 2.

6. Педагогический сборник. Кн. ГХ. СПб., 1865.

7. Абрамов А.П. Ценностные приоритеты личности в системе отечественного довузовского военного образования // Вопросы культурологи. 2009. № 12.

8. Dandeker C. The United Kingdom: The Overstretched Military / С. Dandeker. In The Postmodern Military: Armed Forces after the Cold War. Charles C. Moskos, John Allen Williams, David R. Segal. (Ed.). New York; Oxford, 2000.

9. Army Cadet Force: Make Your Mark. URL:https://armycadets.com/ (дата обращения 24.10.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.