Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ'

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ЦЕНА / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Кадакоева Г.В., Курмалиева З.Х.

В статье проанализированы факторы ценообразования инновационной продукции, которые позволили выявить, что установление цены на инновационный продукт, особенно если он является абсолютной новинкой, это сложный многоаспектный процесс. Также выявлено, что при установлении цены на инновационную продукцию следует использовать стратегию установления высокой цены или стратегию ценового прорыва в зависимости от наличия или отсутствия компаний-конкурентов, продуктов-аналогов и цен на них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC PRICING IN THE INNOVATION SPHERE

The article analyzes the factors of pricing of innovative products, which made it possible to reveal that setting a price for an innovative product, especially if it is an absolute novelty, is a complex multidimensional process. It was also revealed that when setting a price for innovative products, one should use a strategy of setting a high price or a strategy of price breakthrough, depending on the presence or absence of competing companies, analogue products and prices for them.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ»

получить результат, как для персонала, так и для предприятия;

- потребность в предоставлении кадровому резерву обратной связи, которая необходима в целях профессионального продвижения по службе.

Таким образом, можно перечислить основные положения методики организации развития кадрового персонала, основанной на технологии управления талантами как: развитие кадрового резерва на основе технологии управления талантами, инструмент реализации важных стратегических целей предприятия, посредством развития кадрового резерва не должны накапливаться ненужные предприятию знания и умения, развитие кадрового резерва должно стать неким мотиватором не только для резерва, но и для остальных работников предприятия, если развитие кадрового резерва не согласовано с корпоративными стратегиями развития предприятия, такое развитие можно считать не эффективным.

Список литературы

1. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/ros

stat/ru/statistics/publications/catalog/doc_1140076462 969(дата обращения: 22.09.2020).

2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К., Кумпи-лова Б.А., Хутыз Б.И. Эффективность системы управления персоналом в организации // Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции: материалы международной научно-практической конференции (28 марта 2017г.). - В 2-х частях. - Ч.1. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов - Саратов: Изд-во «Академия управления», 2017. - С.23-27

3. Бюллер Е.А., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Хотова И.Р., Чиназирова С.К. Место системы обучения персонала в кадровой политике организаций // The scientific heritage, № 44 (2020) Р.3 (Budapest, Hungary), РР - 41-43

4. Кадровый менеджмент // HR-портал [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://hr-portal.ru/article/upravlyay-tekuchestyu-personala-ili-proigraesh.

5. Оксинойд К.Э. Управление социальным развитием и социальная работа с персоналом организации: учебно-практическое пособие. - М.: Проспект, 2014. - 64 c.

СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ СФЕРЕ

Ашинова М.К.,

профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО

«Майкопский государственный технологический университет»

Чиназирова С.К.,

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Кадакоева Г.В.,

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита ФГБОУ ВО «Майкопский государственный технологический университет»

Курмалиева З.Х.

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Адыгейского государственного университета

SPECIFIC PRICING IN THE INNOVATION SPHERE

Ashinova M.,

Professor, Doctor of Economics, Professor of the Department of Finance and Credit

FGBOU VО «Maykop State Technological University»

Chinazirova S.,

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics

and Management FGBOU VO «Adyghe State University»

Kadakoeva G.,

Candidate of economic sciences, Associate Professor of the Department of Finance and Credit Kurmalieva Z.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory FGBOU VO

«Adyghe State University»

Аннотация

В статье проанализированы факторы ценообразования инновационной продукции, которые позволили выявить, что установление цены на инновационный продукт, особенно если он является абсолютной новинкой, это сложный многоаспектный процесс. Также выявлено, что при установлении цены на инно-

вационную продукцию следует использовать стратегию установления высокой цены или стратегию ценового прорыва в зависимости от наличия или отсутствия компаний-конкурентов, продуктов-аналогов и цен на них.

Abstract

The article analyzes the factors of pricing of innovative products, which made it possible to reveal that setting a price for an innovative product, especially if it is an absolute novelty, is a complex multidimensional process. It was also revealed that when setting a price for innovative products, one should use a strategy of setting a high price or a strategy of price breakthrough, depending on the presence or absence of competing companies, analogue products and prices for them.

Ключевые слова: инновации, инновационная продукция, цена, ценообразование, формирование цены.

Keywords: innovation, innovative products, price, pricing, pricing.

Актуальность статьи обусловлена тем, что развитие экономики непосредственно связано с процессом создания и внедрения инноваций. Инновация представляет собой конечный результат инновационной деятельности, реализованной в виде абсолютно нового или ранее имеющегося, но усовершенствованного продукта, процесса производства, нового маркетингового или какого-либо организационного метода [2].

Важной составляющей деятельности связанной с инновациями выступает формирование цены на производимую и реализуемую инновационную продукции. Установление цены на инновационную продукцию представляет для производителя инновационной продукции трудоемкую, ответственную и очень важную задачу, которую никак нельзя избежать, осуществляя свою деятельность. Определенные трудности в установлении цены на инновационную продукцию вызывает то, что в цену включаются не только обычные материальные затраты, но и нематериальные, не имеющие своего материального воплощения и отражающего стоимость в строгих рамках трудовой теории стоимости подразумевающей материальное производство [1].

Главной особенностью ценообразования связанного с инновационной продукцией может выступать то, что инновационный продукт до этого момента времени не производился в таком виде ни разу.

Таким образом, объекты деятельности связанной с инновациями имеют такие важные отличительные особенности как новизна и индивидуальность, неповторимость. В случае, если отсутствует четкая взаимосвязь вежду сумму расходов и получаемой от реализации инновационной продукции прибыли невозможно определить твердые цены, связанные с суммой затрат на создание инновации, инновационной продукции. Если инновационный товар не имеет вообще каких-либо аналогов, его производитель становится монополистом который может устанавливать любую цену на свою продукцию, но в этой ситуации доподлинно неизвестно будет ли спрос на эту инновационную продукцию. Поэтому при выводе на рынок инновации, задача формирования цены состоит в основном в определении максимальной цены, которую покупатель готов заплатить за предлагаемую инновационную продукцию. Производя и реализуя инновационные товары, производителю нужно совершать выбор

между двумя основными стратегиями установления цен на инновационные товары:

- стратегия высоких цен;

- стратегия проникновения на рынок.

Стратегия высоких предполагает продажу товаров сначала по высоким ценам, значительно выше цены производства. По мере освоения изделия, расширение масштабов его выпуска и снижения затрат происходит постепенное снижение цен. Данная стратегия основной целью получения большой прибыли сразу после внедрения товара на рынок, то есть в краткосрочной перспективе [3].

Еще одной эффективной стратегией инновационного ценообразования выступает стратегия проникновения на рынок. Данная стратегия предусматривает реализацию инновационной продукции по специально заниженным относительно конкурентов ценам при их вхождении на рынок. При использовании стратегии низких цен производитель больше учитывает свои долгосрочные интересы. Он может выпускать свою инновационную продукция на рынок по схеме. В первое время товар продается по низкой цене, иногда даже невыгодной для производителя и может не покрывать даже себестоимости товара [5].

В дальнейшем, когда инновационный товар приобретает достаточно большую известность у потребителей и пользуется большим спросом, производитель сознательно начинает постепенно поднимать цену на уже популярный и востребованный инновационный товар. Эта стратегия является более перспективной, основной ее целью является стимулирование спроса, устранение существующих и потенциальных конкурентов с помощью специально установленной низкой цены доступности инновационного товара для потребителя, завоевания и расширения рынка в будущем. При этом имидж и репутация товара не играет такой большой роли как при использовании стратегии высоких цен, так как на первое место выходит фактор доступности инновационного товара для большинства потребителей. А уже в дальнейшем при повышении цены приобретает значение тот фактор, что инновационный товар уже хорошо известен покупателям и они привыкли его приобретать и использовать. Консервативный покупатель будет доверять знакомому и проверенному производителю даже при росте цены на товар.

При определении цены продажи инновационной продукции производитель должен учитывать и

множество других факторов и условий, такие как экономические условия, уровень доходов покупателей инновационной продукции, государственное регулирование цен, собственные расходы на производство продукции, ее реализацию. Производитель должен проанализировать основную категорию населения, среди которой, по его данным, продукт-инновация будет пользоваться наибольшим спросом [6].

Таким образом, инновационная разработка требует постоянного сопровождения в виде исследований ценовой эластичности потенциального рынка сбыта инновационного товара, конкурентоспособности существующих аналогов, реализацией эффективных маркетинговых мероприятий относительно будущего продвижения инновационного товара на рынок с целью формирования стратегии ценообразования.

Если производитель несет инновационный риск, то он повышает цену, внося в нее плату за риск. Учитывая это, чем больше этапов разработки, внедрения и продвижения инновационного продукта на рынок осуществило предприятие, тем больше его расходы. Также, компания-производитель инновационной продукции должен проанализировать, в какой мере ее цены повлияют на других участников маркетинговой среды, как торговые посредники будут по-разному реагировать на различные цены. Производитель может установить такую цену, которая обеспечивала бы торговым посредникам устраивающую их прибыль и поощряла их к поддержке политики продвижения инновационных товаров компании, способствуя их активному сбыту [4].

Таким образом, учитывая все факторы ценообразования инновационной продукции, можно заметить, что формирование цены на инновационный продукт, особенно если он является абсолютной инноваций, это трудоемкий процесс имеющий множество важных для учета аспектов. Неоптимальная или провальная ценовая политика может привести к тому, что-либо цена не будет покрывать расходов производителя по разработке и внедрении товара-

новинки на рынок или неадекватно завышенная цена будет не устраивать потенциальных покупателей инновационного продукта. Поэтому, производитель, прежде чем выводить свой товар на рынок сбыта, должен тщательно проанализировать ситуацию на рынке и только после этого установить цену на свой товар, так как цена ошибки при неправильном ценообразовании может быть слишком критичной для производителя.

При установлении цены на инновационную продукцию следует использовать стратегию установления высокой цены или стратегию ценового прорыва в зависимости от наличия или отсутствия компаний-конкурентов, продуктов-аналогов и цен на них.

Список литературы

1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Оценка конкурентоспособности продукции и разработка предложений по оптимизации ассортимента // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Вып.1/2015.- Майкоп: изд-во ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2015 г.- С.32-40

2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Совершенствование ассортиментной политики предприятий региона // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Вып.2/2015.- Майкоп: изд-во ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2015 г.-С.29-35

3. Зинов, В. Г. Инновационный бизнес. Практика передачи технологий / В.Г. Зинов, Д.Н. Вовк. -М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. -218 а

4. Иващенко, Н.П. Практическое пособие для бакалавров к семинарским занятиям по курсу «Экономика инноваций» / Н.П. Иващенко. - М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), 2013. - 649 а

5. Мельников, О. Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств / О.Н. Мельников. - М.: Креативная экономика, 2010. - 384 а

6. Организация и финансирование инновационной деятельности. Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 264 а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.