Научная статья на тему 'АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ'

АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
261
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ФИРМЫ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / АНАЛИЗ КОНКУРЕНТНОЙ СРЕДЫ ООО "ТЕХНОПЛАСТ" / SWOT-АНАЛИЗ / PESTEL-АНАЛИЗ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чиназирова С.К., Тлехурай-Берзегова Л.Т., Михайлюк М.Н., Шурухина Т.В.

В данной статье проведен анализ конкурентоспособности ООО «Технопласт» в результате чего выявлено, что основной угрозой деятельности организации во внешней среде является необходимость снижения ценовой категории услуг при выходе на новые рынки. Также установлено, что организация имеет множество возможностей, которые можно отнести к наиболее серьезным конкурентным потенциалам успеха: расширение спектра услуг и рынков сбыта, обновления технического уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

This article analyzes the competitiveness of Technoplast LLC, as a result of which it is revealed that the main threat to the organization's activities in the external environment is the need to reduce the price category of services when entering new markets. It was also found that the organization has many opportunities that can be attributed to the most serious competitive potential for success: expanding the range of services and sales markets, updating the technical level.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ»

АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ

4uHa3upoea С.К.

доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВО

«Адыгейский государственный университет» TMexypaü^ep3ezoea Л. Т.

доцент, доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и управления персоналом ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»

Миxaйлюк М.Н.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Сочинский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

Шурухиш Т.В.

кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Сочинский институт (филиал)

ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

ANALYSIS OF MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF THE ORGANIZATION

Chinazirova S.

Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics

and Management FGBOU VO «Adyghe State University»

Tlekhurai-Berzegova L.

Associate Professor, doctor of Economics, Professor of the Department of economic theory and personnel

management FGBOU VO «Adyghe State University»

Mikhailuk M.

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance and Credit Sochi Institute (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

«Peoples' Friendship University of Russia»

Shurukhina T.

candidate of economic Sciences, associate Professor of the Department of Finance and Credit Sochi Institute (branch) Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education

«Peoples' Friendship University of Russia»

Аннотация

В данной статье проведен анализ конкурентоспособности ООО «Технопласт» в результате чего выявлено, что основной угрозой деятельности организации во внешней среде является необходимость снижения ценовой категории услуг при выходе на новые рынки. Также установлено, что организация имеет множество возможностей, которые можно отнести к наиболее серьезным конкурентным потенциалам успеха: расширение спектра услуг и рынков сбыта, обновления технического уровня.

Abstract

This article analyzes the competitiveness of Technoplast LLC, as a result of which it is revealed that the main threat to the organization's activities in the external environment is the need to reduce the price category of services when entering new markets. It was also found that the organization has many opportunities that can be attributed to the most serious competitive potential for success: expanding the range of services and sales markets, updating the technical level.

Ключевые слова: конкурентоспособность фирмы, методы оценки конкурентоспособности, анализ конкурентной среды ООО «Технопласт», SWOT-анализ, PESTEL-анализ, позиционирование.

Keywords: competitiveness of a firm, methods of assessing competitiveness, analysis of the competitive environment of Technoplast LLC, SWOT-analysis, PESTEL-analysis, positioning.

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. С момента создания и в течение всего периода деятельности каждая организация поставлена перед необходимостью решения важной проблемы повышения конкурентоспособности [2].

PESTEL (SLEPT) - это маркетинговый инстру-

мент, предназначенный для выявления политических, экономических, социальных, технологических, экологических и законодательных аспектов внешней среды, которые могут повлиять на стратегию организации (таблица 1). В результате проведенного анализа видно, что на работу ООО «Технопласт» практически в равной степени влияют экономические, политические, социальные, экологические, технологические и законодательные факторы [1].

Таблица 1

PESTEL - анализ ООО «Технопласт»

Политическая среда P Экономика E

1 Стабильная политическая ситуация в стране 2 Несовершенство государственной политики в области инвестирования. 3 Высокие таможенные барьеры, визовые режимы 4 Неэффективная практика исполнения существующего законодательства. 5 Поддержка конкурентов органами местного самоуправления. 1Уровень инфляции в России 2 Изменение структуры доходов населения 3 Ставка рефинансирования ЦБ 4 Повышение цен на энергоносители. 5 Недостаточная для устойчивого роста инвестиционная активность. 6 Повышение цен на транспортные перевозки. 7 Несовершенство налогообложения 8 Неблагоприятный деловой климат.

Социум S Технологическая среда T

1 Рост числа квалифицированных специалистов вследствие, повышенного внимания молодежи к образованию. 2. Престижное потребление. Означает стремление потребителей при минимуме затрат получить продукт, отличающийся особым статусом, что создает для предприятия угрозу, поскольку потребители предпочитают дешевые продукты с привлекательными внешними характеристиками. 3. Дифференцированный спрос по сегментам. Одновременно с ростом престижного потребления начинает формироваться и спрос, имеющий дифференцированный характер. Например, растет спрос на ретро-стиль. Для предприятия это возможность 4 В обществе наблюдается ориентация на качество обслуживания 1 Развитие Интернета как способа коммуникаций и нового канала продаж 2 Появление новых П"-технологий продаж клиентами, CRM-систем, карт электронной оплаты. 3 Появление новых видов пластика 4 Развитие новых энергосберегающих технологий

Экология E Законодательство L

1 Тенденция к использованию в продаже только экологически чистые товары 1 Налоговый кодекс устанавливает налоговые ставки и способы налогообложения бизнеса

Наибольшее влияние оказывают экономические, политические, экологические факторы и законодательные факторы.

Проведем SWOT-анализ деятельности анализируемой организации (таблица 2).

Таблица 2

SWOT-анализ ООО «Технопласт»

Факторы внутренней среды Возможности Угрозы

1) возможность размещения рекламы; 2) привлечение новых и увеличение лояльности постоянных покупателей; 3) введение новых предложений по ассортименту, меняющихся каждый месяц - такая новизна удовлетворит потребность покупателей. 1) повышение величины таможенных пошлин; 2) усиление требований поставщиков; 3) для введения проекта ежемесячных новинок необходимо разработать и соблюдать повышенные требования; 4) появление новых конкурентов на рынке.

Сильные стороны: 1) положительная репутация; 2) высокий уровень качества; 3) индивидуальный подход к клиентам; 4) эксклюзивность предложения продукции и услуг; 5) опыт продвижения новой продукции Сильные стороны и возможности: 1) обучение персонала, качественному и профессиональному обслуживанию; 2) поддержание высокого качества товара; 3) применение системы скидок для постоянных клиентов; 4) индивидуальный подход к каждому покупателю; 5) усилить позиции организации за счет привлечения клиентов, прежде всего, на региональных рынках. Сильные стороны и угрозы: 1) обучение персонала и повышение квалификации; 2) отсутствие рекламы; 3) сохранить клиентскую базу, используя свои конкурентные преимущества и ориентируясь на последние научно-технические разработки.

Слабые стороны: Слабые стороны и возможности: Слабые стороны и угрозы:

1) географическая отдаленность

2) отсутствие гибкой ценовой политики;

3) повышенные издержки продаж;

4) ограниченный ассортимент;

5) низкий уровень маркетинга;

6) текучесть кадров.

1) возможность понижения цен;

2) расширение ассортимента;

3) проведение всевозможных акций и скидок.

1) стабилизация численности персонала;

2) дополнительные затраты;

3) постоянный мониторинг внешней среды;

4) быстрое реагирование антикризисной комиссии на внешние изменения.

Таким образом, можно сделать вывод о том, слабыми сторонами предприятия являются географическая отдаленность, отсутствие гибкой ценовой политики, повышенные издержки продаж, ограниченный ассортимент, низкий уровень маркетинга, текучесть кадров.

SNW-анализ представляет собой анализ слабых и сильных сторон организации (таблица 3). Внутренняя среда оценивается по трем значениям: Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральная и Weakness (слабая сторона).

Таблица 3

Результаты SNW-анализа для ООО «Технопласт»

Критерии оценки Балл Оценка

S 100-68 N 67-34 W 33-1

Стратегия развития организации 30 Х

Условия труда 60 Х

Мотивация и стимулирование персонала 50 Х

Текучесть кадров 70 Х

Квалификация персонала 50 Х

Оценка качества работы персонала 30

Организация планирования 50

Информационное обеспечение 30 Х

Организация маркетинга в организации 60

Организационная структура организации 30 Х

Торговая сеть 70 Х

Объемы продаж 60 Х

Ассортимент товара 90 Х

Имидж (деловая репутация) организации 90 Х

Психологический климат в коллективе 70 Х

Финансовая устойчивость организации 80 Х

Территориальное расположение 90 Х

Ценовая политика 50 Х

Зависимость от поставщиков 25 Х

Ориентация на потребителя 60 Х

Результаты SNW-анализа сильных и слабых сторон организации в графическом виде отражены на рисунке 8.

Из полученных данных видно, что к «пассиву» (слабым позициям) ООО «Технопласт » относятся:

—отсутствие стратегии развития: так как организация не ставит в известность представителей о своих среднесрочных планах;

-слабое, несистематическое обучение персонала: проводится не регулярно и чаще собственными силами;

-недостаточное информационное обеспечение;

-низкая организация планирования и маркетинга;

-отсутствие системы оценки качества работы персонала [7].

Из проведенного анализа внутренней среды видно, что слабыми сторонами организации являются такие позиции как уровень маркетинга, качество персонала, организационная структура.

Перечислим потенциальные конкурентные преимущества, обусловленные внутренней и внешней средой организации (табл. 4)

Таблица 4

Конкурентные преимущества, обусловленные внутренней и внешней средой ООО «Технопласт»

Конкурентные преимущества

Внутренняя среда Существующие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основная деятельность Собственная технология. Экономия на масштабах предоставления услуг Наличие сформировавшегося положительного имиджа у клиентов. Знание специфических потребностей потребительского спроса и их удовлетворение в рамках определенных узких сегментов рынка

Поддерживающая деятельность Серьезные технологические навыки. Проверенный менеджмент. Большой опыт Хорошо проработанная функциональная стратегия. Адекватные финансовые ресурсы

Внешняя среда Потенциальные

Повышение технической оснащенности предприятия, качества предоставляемых услуг Расширение рынков сбыта; Расширения ассортимента услуг.

Проведем ранжирование привлекательности потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли и определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам. Перечень всех потенциальных преимуществ анализируется с учетом вероятностной

степени их появления, а также перспективной силы их влияния на предприятие. Каждая характеристика критериев получает персональную оценку с учетом занимаемой в матрице позиции в матрице потенциальных преимуществ относительно возможностей и угроз внешней среды (табл. 5):

Таблица 5

Матрица потенциальных преимуществ относительно возможностей внешней среды [5]

Сильное влияние Умеренное влияние Малое влияние

Высокая вероятность Повышение технической оснащенности предприятия Улучшение качества предоставляемых услуг

Средняя вероятность Расширение рынков сбыта Расширения ассортимента услуг

Низкая вероятность

Так, наиболее сильное влияние на повышение Позиционирование всех указанных в блоке

конкурентоспособности ООО «Технопласт» ока- угроз осуществляется с учетом их возможного по-

жет повышение технической оснащенности орга- явления и силы его потенциального воздействия

низации и расширение рынков сбыта. (табл. 6).

Таблица 6

Позиционирование угроз предприятия_

Разрушение Критическое состояние Тяжелое состояние Легкие ушибы

Высокая вероятность 5.Соперничество между существующими конкурентами 2.Способность потребителей торговаться.

Средняя вероятность 1.Угроза появления новых конкурентов. З.Способность поставщиков торговаться.

Низкая вероятность 4. Угроза появления услуг- заменителей.

Из таблицы 6, можно сделать вывод, что наибольшее влияние на снижение конкурентоспособности оказывает угроза возможного соперничества между основными конкурентами ООО «Техно-пласт» и угроза появления новых конкурентов [3].

После проведенной оценки конкурентоспособ-

ности предприятия ООО «Технопласт», необходимо проанализировать существующую на предприятии систему управления конкурентоспособностью. Характеристика существующей деятельности предприятия в разрезе управления конкурентоспособностью представлена в таблице 7.

Таблица 7

Характеристика системы управления конкурентоспособностью предприятия ООО «Технопласт»

№ п/п Уровни системы управления конкурентоспособностью Диагностика системы управления конкурентоспособностью ООО «Технопласт»

1. Технический уровень торгового процесса Максимальное соответствие существующего уровня торговых процессов современным требованиям. Применение западных технологий при осуществлении продажи услуг. Эффективная система взаимодействия функциональных служб.

2. Уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения Присутствуют элементы производственно - сбытовой деятельности, конъюнктурных исследований.

3. Уровень системы управления качеством на предприятии Сбор, анализ и использование действующих стандартов, международных норм и рекомендаций, разработка более высоких требований к качеству процесса продажи с учетом фирменных стандартов. Четко отлаженный механизм контроля качества оказания услуг.

4. Стратегия ценообразования Используется стратегия «издержки плюс торговая надбавка», которая предусматривает установление цен на уровне, соответствующем уровню предельных издержек, и образу, формируемому фирмой у покупателей в отношении ее услуг.

5. Управление кадрами, творческой деятельностью трудового коллектива Обучение персонала принципам и методам работы по современным технологиям, повышение квалификации торгового персонала.

Рассмотрим более подробно отдельные уровни обеспечения конкурентоспособности предприятия. Целесообразно рассмотреть уровень маркетинга и рекламно-информационного обеспечения, так как в основе торговой деятельности лежит продвижения предлагаемой продукции, что, по сути, невозможно без управления маркетингом [4].

Анализ структуры управления, проведенной выше, показал, что на предприятии существует отдел маркетинга. По существу, это отдел изучений конъюнктурных продаж, далекий от исследований реальных потребностей конечных покупателей. Одновременно он занимается формированием ассортиментной политики. Активно ведется работа по участию в различных конкурсах и, как результат, получены многочисленные премии, т.е. ведется работа по созданию определенного имиджа предприятия [6].

Таким образом, что ООО «Технопласт» ведет экономически выгодную политику по организации торгового процесса, закупочной деятельности, контроля качества и ценовую политику. Умелое руководство обеспечивает эффективное функционирование предприятия, что позволяет ему быть достаточно конкурентоспособным.

Долгосрочная программа развития предприятия, безусловно, дает преимущество перед конкурентами. Ошибочной является недооценка проведения анализа рынка и разработка стратегий для повышения конкурентоспособности. На предприятии отсутствует рекламная стратегия, которая немаловажна при привлечении массовых покупателей.

Список литературы

1. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Повышение конкурентоспособности продукции предприятий региона // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ.

Вып.2/2015.- Майкоп: изд-во ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2015 г.- С.27-33

2. Ашинова М.К., Чиназирова С.К. Оценка конкурентоспособности продукции и разработка предложений по оптимизации ассортимента // НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. Вып. 1/2015.- Майкоп: изд-во ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2015 г.- С.32-40.

3. Ильина И.Е. Системный подход к управлению конкурентоспособностью предприятий сферы обслуживания и оказания услуг / И.Е. Ильина, Н.В. Саункин // Образование. Наука. Науч. кадры. -2016. - № 7. - С. 96-99.

4. Казанцева С.Ю. Современная методология оценки конкурентоспособности предприятия / С.Ю. Казанцева, Е.Д. Сокирко // Приоритетные направления развития образования и науки: сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 т. / ред. кол: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары, 2017. - Т.2, вып. 1. - С. 148-150.

5. Мустафаева Д.Г. Методы и принципы управления и организации конкурентоспособного производства / Д.Г. Мустафаева, М.Г. Мустафаев // Организатор производства. - 2014. - № 3. - С. 6770.

6. Савич Е. О. Пути повышения конкурентоспособности предприятия [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С.2241-2245. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86477.htm (дата обращения 30.09.2020).

7. Согова Д.Ф. Анализ методологии оценки конкурентоспособности организации // Приоритеты социально-экономического развития юга России: сб. ст. XIV межрегион. науч.-практ. конф. молодых ученых / науч. ред. Л.А. Воронина, И.Д. Золотарева. - Краснодар, 2017. - С. 134-139.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.