УДК 338.5
Гарифуллина Диана Фаниловна, студент 1 курса направления «Экономика», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Уфимский филиал Финуниверситета) e-mail: garifullina_diana276@mail.ru
Научный руководитель: Яруллин Рауль Рафаэлович, профессор, доктор экономических наук, профессор кафедры «Финансы и кредит», ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Уфимский филиал Финуниверситета) e-mail: jrr@mail.ru
СПЕЦИФИКА ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО РЫНКА РОССИИ
Аннотация. Данная статья представляет обзор современной системы ценообразования на рынке фармацевтических препаратов в России. В ней рассматриваются основной порядок формирования цен на лекарственные средства, влияние государственного регулирования на стоимость препаратов, а также роль конкуренции и спроса на формирование цен.
Ключевые слова: ценообразование, факторы ценообразования, лекарственные препараты, фармацевтический рынок, государственное регулирование ценообразования.
Garifullina Diana Fanilovna, 1st year student of "Economics" field, FSBEI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Ufa branch of Finuniversity)
e-mail: garifullina_diana276@mail.ru
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 Supervisor: Yarullin Raul' Rafaelovich, Professor, PhD in Economics, Professor of "Finance and Credit" Department, FSBEI HE "Financial University under the Government of the Russian Federation" (Ufa branch of Finuniversity) e-mail: jrr@mail.ru
THE SPECIFICS OF PRICING FOR MEDICINES OF THE PHARMACEUTICAL MARKET IN RUSSIA
Annotation. This article presents an overview of the current pricing system in the pharmaceuticals market in Russia. It considers the basic procedure of price formation for pharmaceuticals, the influence of state regulation on the cost of drugs, as well as the role of competition and demand on price formation.
Keywords: pricing, pricing factors, medicines, pharmaceutical market, state regulation of pricing.
Процесс ценообразования на фармацевтическом рынке имеет комплексный и многообразный механизм. Ценовая политика является неотъемлемой частью государственной экономической политики, однако при формировании стоимости лекарственных препаратов необходимо учитывать многие социальные и правовые аспекты.
Исследование современного ценообразования на рынке фармацевтических препаратов в России является крайне актуальным в свете изменяющихся экономических условий и спроса на медикаменты. Важно изучать механизмы ценообразования и мониторить динамику цен на фармацевтические препараты для обеспечения эффективного государственного регулирования и поддержания доступности лекарственных средств для всех групп населения.
Целью изучения является исследование значения ценовой политики в условиях рынка и анализ ценовой политики фармфирм, а также рассмотрение проблем государственного регулирования ценообразования на фармацевтическом рынке.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024
При проведении исследования и систематизации полученных данных были использованы графический, структурный, логический анализ, контент-анализ, экономико-статистические методы исследования. Информационной базой исследования стали официальные данные Росстата, аналитические отчеты DSM-group [10], ассортимент аптечного маркетплейса «Ютека», а также другие открытые источники.
Фармацевтическая промышленность - одна из наиболее динамично развивающихся видов экономической деятельности в России. Она характеризуется наличием локальных производителей, занимающихся выпуском лекарственных препаратов и медицинских изделий в каждом федеральном округе Российской Федерации.
2020 год оказался кризисным для всего мира. В мае 2023 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила об окончании пандемии Covid-19. По мере появления и распространения коронавируса Россия была обременена дополнительной нагрузкой на здравоохранение, связанной с лечением, контролем ограничений и борьбой с последствиями заболевания. Несмотря на ситуацию мирового экономического кризиса, по данным DSM-group [10], фармацевтическая промышленность оставалась одной из наиболее стабильных, поэтому и по сей день является очень привлекательной для бизнеса.
Хотя геополитические события 2022 года, западные санкции напрямую не повлияли на поставки препаратов и медицинского оборудования в Россию, представители российской фарминдустрии признают, что ситуация вызвала ряд проблем в сфере логистики и закупок. Усложнился импорт субстанций, необходимых для производства препаратов, в итоге компаниям пришлось выстраивать новые логистические цепочки и искать альтернативных поставщиков. [13]
Фармрынок выполняет социальную функцию, в период кризиса его эффективность принимает особое значение. В кризисный период государству важно иметь социальное присутствие в качестве посредника. Отечественная фармпромышленность столкнулась с множеством проблем после событий
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 февраля 2020 года. Сегодня государство и отечественные фармацевтические компании стремятся снизить зависимость от импорта на всех этапах производства медикаментов и обеспечить стране фармацевтический суверенитет. [13]
В связи с этим адаптация ценовой политики приняла ключевую позицию в управленческой деятельности фармацевтических компаний. Для их успешного развития следует систематизировать и оценить ценообразующие факторы для сегментов обычных и инновационных препаратов, необходимо выявить специфику выбора ценовой стратегии. В условиях рынка цены на ряд лекарственных средств являются свободными и учитывают действие экономических законов спроса, предложения и стоимости.
Рисунок 1. Формирование цены на рынке [9, с. 124] Наряду с факторами на рисунке 1, на формирование стоимости медикаментов влияет ряд других показателей [9, с. 123]: - продолжительность курса лечения;
наличие конкурентов (производителей оригинальных и дженериковых
препаратов);
государственное регулирование цен на лекарственные средства;
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024
- особые требования к уровню качества препаратов, их производства и хранения (ГОСТ Р 52249-2004).
Особенность проблемы ценообразования на лекарственные средства заключается в следующем:
- высокая социальная значимость товара;
- сложная структура цепочки производства товара;
- особенности хранения и логистики товара;
- высокая доля государственного вмешательства в отрасль;
- нестабильный спрос, который зависит от уровня заболеваемости населения.
Ценообразующие факторы лекарственных препаратов [5, с. 128-129], [13], [14], [16]:
• Себестоимость массового выпуска;
• Непроизводственные издержки (операционная, административная и маркетинговая деятельность);
• Объем предложения на рынке, учитывая конкуренцию с препаратами-дженериками;
• Эффективность действия медикаментов (как самостоятельно, так и в составе комплексной терапии), стоимость курса лечения;
• Инновационность препарата - Формирование цены на новые препараты -это сложный процесс, так как они еще не имеют аналогов и их трудно сравнивать с похожими препаратами. Разработка такого средства требует немалых денег, она включает в себя продолжительную работу ученых, проведение нескольких этапов опытов, экспериментов и т. д. В среднем у фармкомпаний уходит около 30% товарооборота на разработку и исследования; [14]
• Спрос на рынке и доступность препарата - Цена медикаментов должна учитывать уровень доходов населения и популярность в применении;
• Патентная защита - Стоимость дженериков значительно отличается от оригиналов, примерно на 20-90% ниже, так как после окончания патента на оригинальное средство сразу несколько компаний берутся за создание аналогов,
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 конкурируя между собой и тем самым снижая рыночную стоимость. Такая цена определяется правовой защитой рецептуры и наименований оригиналов; [14]
• Государственная политика (положительное или отрицательное отношение к развитию потребительского рынка, предпринимательства, социальной сферы, здравоохранения);
• Распространенность и особенность территориальной и демографической структуры заболеваемости;
• Бюджетное субсидирование производства и потребления отдельных лекарственных средств и их групп - Цены лекарственных препаратов, возмещаемые в рамках социального страхования, контролируются государством, в то время как безрецептурные препараты, как правило, не подлежат регулированию.
Эластичность спроса по цене также представляет собой важный фактор, так как играет стратегическую роль для определения прибыли за счет повышения или понижения цены.
Спрос на лекарственные средства в категории ниже 50 рублей абсолютно неэластичен. Потребители на этом рынке не реагируют на увеличение цены и обеспечивают стабильные объемы продаж из-за большого количества ЖВНЛП в этом сегменте. Что касается остальных ценовых категорий, то спрос по ним также можно определить как неэластичный. Следовательно, на рынке лекарственных средств изменение цены препарата не приведет к сдвигам объемов его продаж, так как это связано с жизненной важностью лекарства для больного и невозможностью отсрочить его прием в связи с ростом цен. [4, с. 322]
Вывод о неэластичности спроса на группу товаров можно сделать, исходя из данных DSM-group [10]. В топ-20 продаваемых лекарственных препаратов в период 2020-2023 гг. (табл. 1) присутствуют медикаменты всех ценовых категорий.
Таблица 1 - Топ-20 продаваемых лекарственных препаратов в 2020-2023 гг. [10]
Назначение / год Сердечнососудистые Противовирусные Жаропонижающие
2020 Ксарелто, Детралекс, Эликвис, Мексидол, Кардиомагнил, Конкор, Лориста, Лозап Арбидол, Ингавирин, Кагоцел, Бронхомунал-Амоксиклав, АТЩ Нурофен, Пенталгин, Терафлю
2021 Ксарелто, Детралекс, Мексидол, Конкор, Кардиомагнил, Лориста, Эликвис Арбидол, Ингавирин, Амоксиклав, АТЩ Нурофен, Пенталгин, Нимесил
2022 Ксарелто, Детралекс, Мексидол, Конкор, Кардиомагнил, Лориста, Эликвис Арбидол, Ингавирин Нурофен, Пенталгин, Нимесил, Терафлю
2023 Ксарелто, Эликвис, Детралекс, Мексидол, Конкор, Кардиомагнил Ингавирин, Арбидол Нурофен, Пенталгин, Терафлю, Нимесил,
20
18
2 0
2020 2021 2022 2023
Ксарелто — • — Ингавирин
Нурофен Детралекс — Пенталгин
Терафл ю Кардиомагнил
Рисунок 2. Динамика продаж распространенных лекарственных средств [10] По графику видно, что спрос на «Арбидол» имел свой максимум в ковидный период, «Ксарелто» же не сбавляет объемы продаж и по сей день. Если
смотреть на цены в аптеках Уфы, препараты находятся в высокой ценовой категории, но это не мешает им наращивать объемы продаж. На такой феномен спроса дорогих лекарств влияет следующее:
- высокая цена может быть обусловлена эффективностью и качеством препарата, что делает его популярным среди пациентов и врачей;
- хорошая реклама и маркетинговая поддержка таких лекарственных средств повышает их популярность и продажи;
- говоря о препаратах российского производства, в связи с санкциями и импортозамещением, российские производители могут выпускать качественные, но более дорогие препараты, которые пользуются популярностью среди населения.
Среди других самых популярных лекарственных средств можно заметить варианты и дешевле, однако интересно то, что в составленном списке нет ни одного из перечня ЖВНЛП.
Таблица 2 - Сравнение цен на лекарственные препараты в аптечных сетях/аптеках города Уфа, Республика Башкортостан
Аптечная сеть/преп арат
Ингави рин
Арбид ол
Ксарел то
Нуроф ен
Пенталг
ин
Детрал екс
Тераф лю
Кардиомаг нил
ЗдравСит и
810 р.
484 р.
3956 р.
105 р.
123 р.
1078 р.
648 р.
195 р.
POLZAru
815 р.
524 р.
3858 р.
108 р.
154 р.
1080 р.
614 р.
193 р.
АптекаПл юс
833 р.
517 р.
3776 р.
118 р.
151 р.
1129 р.
652 р.
195 р.
Вита/Вита Экспресс
799 р.
539 р.
3944 р.
109 р.
147 р.
1089 р.
699 р.
202 р.
Будь Здоров!
846 р.
486 р.
3367 р.
113 р.
138 р.
1020 р.
585 р.
185 р.
Примечан ие
п| нтялгин
Если производитель может менять цены на препараты и в большинстве случаев быть уверенным в стабильном спросе, то каковы причины неустойчивого положения фармфирм на российском рынке? Здесь кроется еще
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 один важный фактор формирования цены фармпродукции - характер нормативно-правовой базы.
Необходимость государственного регулирования цен определяют следующие показатели [9, с. 126]:
• Высокая социальная значимость товара;
• Решение о покупке какого-либо препарата часто не зависит от самого потребителя, так как лекарства назначаются врачом или отпускаются фармацевтом в аптеке. Медработники могут вступать в коммерческие отношения с представителями фармкомпаний, выписывая пациентам определенные препараты, которые могут стоить немалых денег. Предложение покупателю в аптеке определяется заинтересованностью фармацевта в получении надбавки к заработной плате или премии от процента продаж. В результате появились ФЗ от 13.03.2006 № 38 «О рекламе» и Кодекс надлежащей практики А1РМ для регулирования деятельности медицинских и фармацевтических работников;
• Характер заболевания и желание скорее выздороветь побуждает потребителя покупать более дорогостоящие препараты, оправдывая высокую цену качеством товара. В результате это приводит к увеличению количества дорогостоящих патентованных препаратов на фармацевтическом рынке;
• Малая эластичность спроса на товары;
• Диспропорция в доходах населения и их покупательной способности.
Главная задача в сфере государственного регулирования - создание
действенной системы ценообразования на лекарственные средства. Она должна стимулировать развитие фармацевтического рынка в России и обеспечивать население эффективной, качественной и доступной лекарственной помощью в условиях ограниченности бюджета на здравоохранение и низких доходов населения.
Государство в сфере регулирования цен в фармацевтической отрасли выполняет следующее [15]:
- утверждение методики установления уровня предельно допустимых оптовых и розничных ценовых надбавок на лекарственные препараты;
- введение обязательной регистрации цен препараты списка ЖНВЛП;
- пересмотр и совершенствование ассортимента ЖНВЛП;
- ответственность за несоблюдение уровня предельно допустимых ценовых надбавок;
- разработка методики мониторинга за уровнем цен на лекарственные препараты.
Государственное регулирование цен на ЖНВЛП [3] Таблица 3 - Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к
фактической отпускной цене (без НДС) в Российской Федерации
Виды надбавок Фактическая отпускная цена производителя Предельная надбавка, %
Предельная оптовая надбавка к фактической отпускной цене производителя до 50 руб. 20
51 - 500 руб. 15
свыше 500 руб. 10
Предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя до 50 руб. 32
51 - 500 руб. 28
свыше 500 руб. 15
Региональное регулирование цен на ЖНВЛП (Республика Башкортостан) [1] Таблица 4 - Предельные оптовые и предельные розничные надбавки к
фактической отпускной цене (без НДС) в Республике Башкортостан
Виды надбавок Фактическая отпускная цена производителя Предельная надбавка, %
Предельная оптовая надбавка к фактической отпускной цене производителя до 100 руб. 17
101 - 500 руб. 13
свыше 500 руб. 8
Предельная розничная надбавка к фактической отпускной цене производителя до 100 руб. 35
101 - 500 руб. 30
свыше 500 руб. 17
Регулирование цен государством на лекарственные препараты имеет ряд проблем [6]:
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024
1. Не отражает макроэкономические аспекты развития фармацевтического рынка России:
• Препараты импортного производства в сравнении с отечественными занимают доминирующее положение, поэтому последние требуют дополнительной ценовой защиты;
• Зависимость российских фармпроизводителей от импорта сырья. Издержки производства медикаментов могут быть значительно высоки, что отражается на конечной стоимости для потребителя (Субстанции для производства лекарств подорожали на 26% в 2023 году. Рост стоимости закупаемых импортных субстанций связан с падением курса рубля и необходимостью приобретать сырье через посредников в условиях санкционных ограничений [12]);
2. Предельные цены не отражают фактической динамики на фармацевтическом рынке. Потребитель, в период увеличения цен, не может быстро среагировать и проинформировать об этом соответствующие уполномоченные органы, контролирующие ценообразование;
3. Несовершенная нормативно-правовая база. Увеличение затрат на производство и реализацию ЖНВЛП при «зажатых» ценах. По закону их можно поднимать в течение года лишь на официальный уровень инфляции. Производителям же выгоднее снять ЖНВЛП с производства, чем производить их себе в убыток. Предприятия, которые специализируются на ЖНВЛП, нуждаются в финансовой поддержке, так как регулирование цен становится для них большой проблемой. Индексирование цен в соответствии с темпами инфляции постоянно запаздывает, что дестимулирует производство ЖНВЛП. [7, с. 94]
Система государственного регулирования ценообразования на лекарства на сегодня имеет положительные результаты для потребителей, так как останавливает быстрый рост цен. Однако для производителей она создает неблагоприятные условия. Российские производители приобретают импортное дорогостоящее сырье для изготовления лекарственного препарата. Исходя из
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 огромных затрат, они не имеют возможности в должной степени финансировать развитие отечественного производства фармсырья, чтобы снизить издержки производства и себестоимость товаров. Решение проблемы можно найти в стимулировании импортозамещения в российском сегменте отрасли.
Все упаковки лекарственных препаратов проходят несколько этапов наценки, прежде чем попасть в руки покупателю, и на каждом этапе реализации лекарственного препарата есть своя наценка.
Рисунок 3. Основные этапы и элементы разработки ценовых стратегий
фармфирм [2, с. 120] Федеральной антимонопольной службой РФ были предложены формулы расчета отпускных цен для оптовых и розничных организаций, реализующих ЖНВЛП [11]:
• 1 вариант расчета отпускной цены (организация находится на общей системе налогообложения - ОСН):
цена приобретения ЖНВЛП без НДС (или фактическая цена приобретения у поставщика с УСН/ЕНВД) + надбавка (% от фактической отпускной цены производителя без НДС) + НДС.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 • 2 вариант расчета отпускной цены (организация находится на упрощенной системе налогообложения - УСН):
цена приобретения ЖНВЛП у поставщика (реальные расходы организации на приобретение ЖНВЛП, независимо от режима налогообложения, применяемого поставщиком) + надбавка (% от фактической отпускной цены производителя без НДС).
Если препарат не входит в перечень ЖНВЛП, производитель может установить цену самостоятельно. Обычно цена складывается, оценивая конкурентное окружение. Также в стоимость лекарственного средства закладываются затраты на себестоимость субстанции, трудозатраты сотрудников производства, траты на оборудование, логистику и упаковку лекарственного препарата. По этой причине можно заметить разную цену на один и тот же товар разных заводов-изготовителей. [16]
После выпуска медикамента заводом-изготовителем упаковки направляются на товарные склады аптечных дистрибьюторов. Дистрибьютор -посредник между производителем и аптечной розницей, который также имеет свою наценку на группы товаров. После дистрибьюторов лекарственные средства попадают в аптечные сети.
Рассмотрим основные критерии наценки оптовых дистрибьюторов и аптек. На лекарства, отпускаемые по рецепту и без, ценовой категории от 100 до 500 рублей наценка составляет 14% в оптовых складах дистрибьюторов и 30% в розничных аптечных организациях. Для препаратов более 500 рублей — 10% на оптовые и 18% на розничные. Выделяют также отдельную группу лекарственных средств — наркотические и психотропные препараты, входящие в список ЖНВЛП, их наценка составляет 19% и 45%.
Кроме лекарственных средств в аптеках продаются и другие группы аптечного ассортимента, например, биологически активные добавки (БАДы), детское питание, детские игрушки, средства по уходу за детьми, косметические средства, перевязочные материалы и изделия медицинского назначения.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 Наценка на БАДы не относится к государственному регулированию и может составлять от 1% и более, без определения предельного значения — как у дистрибьюторов, так и в аптеках, — поэтому имеется широкий разброс цен на один и тот же БАД, стоимость которого зависит от ценовой политики аптечной организации. На детское питание может быть наценка до 20%. На остальной ассортимент товаров наценка также не определена законодательством и зависит от ценовой политики аптеки.
При определении ассортимента и установлении цен на товары аптечной организации следует не забывать об анализе спроса и покупательной способности населения. Например, если аптека находится в жилом комплексе, где основные покупатели - это люди пенсионного возраста, молодые родители или занятые работающие люди, нужно принять во внимание их потребности и покупательскую способность, формировать ассортимент по интересам и в соответствии с ближайшими конкурентами.
Таким образом, ценообразование на рынке фармацевтических препаратов в России является сложным и многогранным процессом, зависящим от широкого спектра факторов. Государственное регулирование, стоимость производства, ценовая политика, а также конкурентная среда и спрос на рынке формируют цены на лекарственные средства, что создает особую специфику ценообразования на фармацевтическом рынке в России. Важно соблюдать баланс между доступностью лекарств для населения, обеспечением приемлемого уровня прибыли для производителей и поддержанием инноваций в фармацевтической отрасли.
Список использованных источников 1. Постановление Государственного комитета Республики Башкортостан по тарифам от 13 сентября 2021 года №115 «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам (без учета налога на добавленную стоимость), установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, в Республике Башкортостан» // Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан: [официальный сайт]. — URL: https://npa.bashkortostan.ru/33012/
2. Ценообразование : учебник / под ред. проф. В. А. Слепова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2024. — 304 с. — (Бакалавриат). - ISBN 978-5-9776-0455-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.ru/catalog/product/2086781 (дата обращения: 10.05.2024). - Режим доступа: по подписке.
3. Васильева, Е. В. Система ценообразования на лекарственные препараты / Е. В. Васильева, Е. А. Горловская, М. В. Клепикова // Аллея науки. - 2020. - Т. 2, № 4(43). - С. 544-547. - EDN GYEGZD.
4. Лин А. А., Соколова С. В. Фармацевтический рынок: фундаментальные особенности // Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 322-325.
5. Мельников, С. В. Специфика ценообразования на российском фармацевтическом рынке в контексте обеспечения лекарственной безопасности / С. В. Мельников, В. А. Плотников // Экономическое возрождение России. -2014. - № 2(40). - С. 127-132. - EDN SHXEBV.
6. Наркевич, И. А. Специфика формирования отпускных цен производителей на лекарственные препараты / И. А. Наркевич, В. А. Плотников, С. В. Мельников // Управленческое консультирование. - 2014. - № 11(71). - С. 27-34. - EDN REKKDG.
7. Николаева, Т. Е. Проблемы ценообразования на жизненно важные лекарственные препараты / Т. Е. Николаева, Т. П. Николаева // Аудиторские ведомости. - 2020. - № 3. - С. 92-95. - EDN UQOLDC.
8. Шайхисламова А. Р. Тенденции российского рынка фармацевтических препаратов в современных условиях / А. Р. Шайхисламова, Н. Гасратова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — №6 (132). — URL: https://research-journal.org/archive/6-132-2023-
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 june/10.23670/IRJ.2023.132.36 (дата обращения: 09.05.2024). — DOI: 10.23670/IRJ.2023.132.36
9. Шахова, А. В. Специфика ценообразования на продукцию фармацевтической отрасли Российской Федерации / А. В. Шахова // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В. Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. - 2016. - № 3(59). - С. 123-128. - EDN VXTQXX.
10. Аналитические материалы DSM-group. — URL: https://dsm.ru/news-reports/?category=13
11. Бестужев Н. А. Ценообразование в аптеке. — 16 сен. 2022 / [Электронный ресурс] // Финансовый директор : [сайт]. — URL: https://www.fd.ru/articles/161900-tsenoobrazovanie-v-
apteke#:~:text=Выделим%2C%20какие%20существуют%20модели%20ценообра зования%20на%20товары%20аптечного%20ассортимента. (дата обращения: 10.05.2024).
12. Ипполитова А. В России вырастут цены на лекарства из-за удорожания импортного сырья. — 12 июля 2023. / [Электронный ресурс] // ГАЗЕТА. ru : [сайт]. — URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2023/07/12/20855306.shtml7updated (дата обращения: 10.05.2024).
13. Курс на импортонезависимость: как фармрынок адаптируется к новым условиям. — 19 окт. 2022 / [Электронный ресурс] // РБК : [сайт]. — URL: https://www.rbc.ru/economics/19/10/2022/634993939a794770ddbbdea6 (дата обращения: 10.05.2024).
14. Одинцов Е. Эксперт рассказал, из чего складывается стоимость фармацевтических препаратов. — 17 апреля 2024. / [Электронный ресурс] // ГАЗЕТА.т : [сайт]. — URL: https://www.gazeta.ru/social/news/2024/04/17/22804664.shtml7updated (дата обращения: 10.05.2024).
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024
15. Ценообразование в аптеке / [Электронный ресурс] // Провизор 24 : [сайт]. — URL: https://provizor24.ru/blog/about_cena_tas_text (дата обращения: 12.05.2024).
16. Эксперт рассказала, как формируются цены на лекарства. — 3 июля 2018 / [Электронный ресурс] // Рамблер : [сайт]. — URL: https://finance.rambler.ru/markets/40242848-ekspert-rasskazala-kak-formiruyutsya-tseny-na-lekarstva/ (дата обращения: 10.05.2024).
References
1. Resolution of the State Tariff Committee of the Republic of Bashkortostan No. 115 dated September 13, 2021 "On Establishment of Limit Amounts of Wholesale Markups and Limit Amounts of Retail Markups to Actual Selling Prices (excluding value-added tax) Established by Manufacturers of Medicinal Products for Medicinal Products Included in the List of Vital and Essential Medicinal Products in the Republic of Bashkortostan" // Official Internet Portal of Legal Information of the Republic of Bashkortostan: [official site]. — URL: https://npa.bashkortostan.ru/33012/
2. Pricing : textbook / edited by Prof. V. A. Slepov. — 3rd ed., rev. and ext. — Moscow : Magister : INFRA-M, 2024. — 304 с. — (Bachelor's degree). — ISBN 9785-9776-0455-0. — Text : eText. — URL: https://znanium.ru/catalog/product/2086781 (date of reference: 10.05.2024). — Access mode: by subscription.
3. Vasilieva, E. V. System of pricing for pharmaceuticals / E. V. Vasilieva, E. A. Gorlovskaya, M. V. Klepikova // Alley of Science. — 2020. — Т. 2, № 4(43). — С. 544-547. — EDN GYEGZD.
4. Lin A. A., Sokolova S. V. Pharmaceutical market: fundamental features // Problems of modern economics. — 2012. — № 3 (43). — С. 322-325.
5. Melnikov, S. V. Specificity of pricing in the Russian pharmaceutical market in the context of ensuring drug safety / S. V. Melnikov, V. A. Plotnikov // Economic Revival of Russia. — 2014. — № 2(40). — С. 127-132. — EDN SHXEBV.
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024
6. Narkevich, I. A. Specifics of the formation of manufacturers' selling prices for pharmaceuticals / I. A. Narkevich, V. A. Plotnikov, S. V. Melnikov // Management Consulting. — 2014. — № 11(71). — С. 27-34. — EDN REKKDG.
7. Nikolaeva, T. E. Problems of pricing for vital drugs / T. E. Nikolaeva, T. P. Nikolaeva // Audit Vedomosti. — 2020. — № 3. — С. 92-95. — EDN UQOLDC.
8. Shaykhislamova, A. R. Trends of the Russian market of pharmaceuticals in modern conditions / A. R. Shaykhislamova, N. Gasratova // International Research Journal. — 2023. — №6 (132). — URL: https://research-journal.org/archive/6-132-2023-june/10.23670/IRJ.2023.132.36 (date of reference: 09.05.2024). — DOI: 10.23670/IRJ.2023.132.36
9. Shakhova, A. V. Specifics of pricing for the products of the pharmaceutical industry of the Russian Federation / A. V. Shakhova // Scientific notes of the V. B. Bobkov St. Petersburg branch of the Russian Customs Academy. — 2016. — №2 3(59). — С. 123-128. — EDN VXTQXX.
10. Analytical materials DSM-group. — URL: https://dsm.ru/news-reports/?category=13.
11. Bestuzhev N. A. Pricing in pharmacy. — 16 Sep. 2022 / [Electronic resource] // Financial Director : [website]. — URL: https://www.fd.ru/articles/161900-tsenoobrazovanie-v-
apteke#:~:text=Выделим%2C%20какие%20существуют%20модели%20ценообра зования%20на%20товары%20аптечного%20ассортимента. (date of reference: 10.05.2024).
12. Ippolitova A. In Russia will increase prices for medicines due to the rise in the cost of imported raw materials. — July 12, 2023. / [Electronic resource] // GAZETA.ru : [website]. — URL: https://www.gazeta.ru/business/news/2023/07/12/20855306.shtml?updated (date of reference: 10.05.2024).
13. The course to import-independence: how the pharmaceutical market adapts to new conditions. — 19 Oct. 2022 / [Electronic resource] // RBC : [website]. — URL:
ПОЛИТИКА, ЭКОНОМИКА И ИННОВАЦИИ № 1 (54), 2024 https://www.rbc.ru/economics/19/10/2022/634993939a794770ddbbdea6 (access date: 10.05.2024).
14. Odintsov E. The expert told what the cost of pharmaceuticals is made of. — April 17, 2024. / [Electronic resource] // GAZETA.ru : [website]. — URL: https: //www.gazeta.ru/social/news/2024/04/17/22804664. shtml?updated (date of address: 10.05.2024).
15. Pricing in pharmacy / [Electronic resource] // Provizor 24 : [website]. — URL: https://provizor24.ru/blog/about_cena_tas_text (date of reference: 12.05.2024).
16. The expert told how the prices for medicines are formed. — July 3, 2018 / [Electronic resource] // Rambler : [website]. — URL: https://finance.rambler.ru/markets/40242848-ekspert-rasskazala-kak-formiruyutsya-tseny-na-lekarstva/ (date of access: 10.05.2024).