Научная статья на тему 'ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В АПТЕКЕ - ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ'

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В АПТЕКЕ - ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АПТЕЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ / РОЗНИЧНАЯ НАДБАВКА / ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫЕ И НЕОБХОДИМЫЕ ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ПРЕПАРАТЫ (ЖНВЛП)

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дмитришак М.В.

В век рыночной экономики и формирования показателей торгово-экономической деятельности аптечных предприятий одним из важнейших вопросов фармацевтической деятельности является определение цены на группы лекарственных препаратов и иного аптечного ассортимента. Вопросы ценообразования в аптеках занимают одно из приоритетных направлений в области государственной политики страны и подлежат обязательному контролю со стороны государства. Различают препараты, которые подлежат при отпуске с аптек строгому контролю в области ценовой политики - препараты группы жизненно-важных и необходимых лекарственных препаратов, наценка на которые строго регламентирована государством, и превышение предельно установленной надбавки на эти препараты недопустимо. Имеются также иные группы и товары аптечного ассортимента, которые напрямую формируют показатели торгово-финансовой деятельности предприятия и характеризуют его рентабельность. Им принадлежит основная главенствующая роль в экономической деятельности предприятия, формировании прибыли аптек. Но важнейшим социально- экономическим аспектом деятельности аптечных предприятий нашего государства, прежде всего, является не только оказание своевременной и квалифицированной лекарственной помощи, но и ее доступность для каждого гражданина РФ, независимо от его национальности и социально-экономического положения в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В АПТЕКЕ - ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ»

УДК 615.1

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В АПТЕКЕ - ВОПРОС ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВАЖНОСТИ

Дмитришак М.В.,

Провизор-технолог первой квалификационной категории аптечного пункта ООО «Лорикс» г. Нижневартовска, эксперт-аудитор «Системы менеджмента качества», член Ассоциации «Тюменское региональное медицинское общество»

В век рыночной экономики и формирования показателей торгово-экономической деятельности аптечных предприятий одним из важнейших вопросов фармацевтической деятельности является определение цены на группы лекарственных препаратов и иного аптечного ассортимента. Вопросы ценообразования в аптеках занимают одно из приоритетных направлений в области государственной политики страны и подлежат обязательному контролю со стороны государства.

Различают препараты, которые подлежат при отпуске с аптек строгому контролю в области ценовой политики - препараты группы жизненно-важных и необходимых лекарственных препаратов, наценка на которые строго регламентирована государством, и превышение предельно установленной надбавки на эти препараты недопустимо. Имеются также иные группы и товары аптечного ассортимента, которые напрямую формируют показатели торгово-финансовой деятельности предприятия и характеризуют его рентабельность. Им принадлежит основная главенствующая роль в экономической деятельности предприятия, формировании прибыли аптек. Но важнейшим социально- экономическим аспектом деятельности аптечных предприятий нашего государства, прежде всего, является не только оказание своевременной и квалифицированной лекарственной помощи, но и ее доступность для каждого гражданина РФ, независимо от его национальности и социально-экономического положения в обществе.

Ключевые слова: аптечная организация, ценообразование, розничная надбавка, жизненно-важные и необходимые лекарственные препараты (ЖНВЛП)

С 2010 года являюсь ответственным лицом в аптечном пункте ООО «Лорикс» г. Нижневартовска по вопросам ценообразования на лекарственные препараты группы жизненно-важных и необходимых лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП) и иные товары аптечного ассортимента.

Понятие «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» закреплено в Федеральном Законе от 12.04.2010 № ФЗ-61 «Об обращении лекарственных средств» (п. 6), согласно которому «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов — ежегодно утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, обеспечивающих приоритетные потребности здравоохранения в целях профилактики и лечения заболеваний, в том числе преобладающих в структуре заболеваемости в Российской Федерации».

Государственное регулирование цен, ценообразование на группу ЖНВЛП входит в «Стратегию лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года», которая утверждена Прика-

зом МЗ РФ от 16.02.2013. № 66 «Об утверждении стратегии лекарственного обеспечения населения РФ на период до 2025 года и плана ее реализации». Цель стратегии — формирование сбалансированной с финансовыми ресурсами бюджетов всех уровней системы лекарственного обеспечения населения для удовлетворения потребности населения в лекарственных препаратах.

Нормативно-правовая база процесса государственного регулирования цен на лекарственные препараты:

• Федеральный Закон № ФЗ-61 от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств»;

• Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП»;

• Постановление Правительства РФ № 58 от 03.02.2016 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 865 от 29.10.2010»;

• Постановление Правительства ХМАО -Югры от 24.02.2010 № 67-п «Об установлении предельных размеров оптовых надба-

вок и предельных размеров розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»;

• Приказ Федеральной службы по тарифам от 11.12.2009 №442-9 «Об утверждении методики определения органами исполнительной власти СБ РФ предельных оптовых и предельных розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛС»;

• Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 27.05.2009 № 277н «Об организации и осуществлении мониторинга цен и ассортимента ЛС в стационарных лечебно-профилактических и аптечных учреждениях (организациях) РФ» (в редакции пр. МЗ СР РФ от 08.02.2010 № 70н);

• Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен». В 2016 году действовал перечень ЖНВЛП,

утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 26.12.2015 № 2724-р, с 1 января 2017 года действовал Перечень ЖНВЛП, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2016 № 2885-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2017 год», в 2018 действовал Перечень ЖНВЛП, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год». Перечень обновляется ежегодно.

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет регистрацию предельной отпускной цены производителя на лекарственный препарат, перерегистрацию зарегистрированной предельной отпускной цены, внесение зарегистрированной (перерегистрированной) предельной отпускной цены в Государственный Реестр предельных отпускных цен производителей на лекарственный препарат. Государственная регистрация и перерегистрация предельных отпускных цен производителей на ЛП осуществляется в рублях. Цены, включаемые в Реестр, начинают действовать с момента подписания соответствующего приказа о регистрации цены на ЖНВЛП.

Реестр предельных отпускных цен производителей публикуется на официальном сайте Минздрава России в сети Интернет и обновляется ежедневно с сохранением на сайте всех предыдущих редакций реестра: rosminzdrav.ru/pricelims.aspx — Государственный реестр предельных отпускных цен.

Органы исполнительной власти субъектов РФ принимают решения об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями ЛП, на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, после согласования проектов соответствующих решений с Федеральной антимонопольной службой (ФАС).

Одним из моих основных документом для работы при ценообразовании на ЖНВЛП является Постановление Правительства ХМАО-Югры от 24.02.2010 № 67-п «Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов», в котором установлена градация предельной розничной надбавки на ЖНВЛП в зависимости от цены завода-изготовителя (0-50 руб, 50-500 руб, свыше 500 рублей). Предельная розничная надбавка к фактическим отпускным ценам производителей на ЖНВЛП в регионе ХМАО-Югра:

• до 50 рублей включительно — 50%;

• свыше 50 руб. до 500 руб. включительно — 45%;

• свыше 500 рублей — 35%

Формирование отпускной розничной цены

на ЖНВЛП осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и розничных надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер розничной надбавки, установленной в субъекте РФ. Фактическая отпускная цена производителя на лекарственный препарат, включенный в Перечень ЖНВЛП — это цена ЛП в рублях (без налога на добавленную стоимость), указываемая организацией оптовой торговли лекарственного препарата в протоколе согласования цен. Форма протокола согласования цен утверждена Постановлением Пра-

вительства РФ от 03.02.2016 № 58 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ № 865 от 29.10.2010».

Фактическая отпускная цена производителя не может быть выше зарегистрированной предельной отпускной цены производителя. Торговые надбавки являются предельными, их уровень может быть снижен аптечной организацией самостоятельно в зависимости от финансового состояния организации, конъюнктуры рынка и т.п.

Таким образом, при формировании розничной цены на препарат группы ЖНВЛП (ООО «Лорикс» является плательщиком ЕНВД) я формирую отпускную цену на ЖН-ВЛП, суммируя цену приобретения ЖНВЛП и торговую надбавку (размер которой не превышает предельный размер розничной надбавки, установленный в регионе ХМАО-Югра с учетом ценовой группы препарата), исчисленную от фактической отпускной цены производителя без НДС.

Формула расчета цен

на ЖНВЛП (ЕНВД) : (Цена завода изготовителяля БЕЗ НДС * %) + опт. Цена с НДС

Размер предельных розничных надбавок на лекарственные препараты, не включенные в перечень ЖНВЛС, не регулируется государством.

При формировании розничной цены на лекарственные препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛП, я применяю надбавку к цене Поставщика с НДС. Размер применяемой надбавки в этом случае может быть различен. Ценообразование должно обеспечивать рентабельность предприятию, но цены должны быть конкурентоспособными.

Ценообразование на прочие группы аптечного ассортимента, например, медицинские изделия (кроме цен на медицинские изделия, имплантируемые в организм человека при оказании гражданам бесплатной медицинской помощи из Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 № 1517), биологически активные добавки, предметы санитарии и гигиены и т.п. не регулируется государством.

Цены на данные товары формируются аналогично формированию цен на лекарственные препараты, не включенные в Перечень ЖН-ВЛП, применяется надбавка к цене Поставщика с НДС.

В аптечной организации обязательным является наличие в торговом зале актуальной «Базы данных о предельных розничных ценах на жизненно-необходимые и важнейшие лекарственные препараты». База данных цен по ХМАО-Югре размещается на официальном сайте Департамента здравоохранения ХМАО-

Югры и обновляется ежемесячно. Придя в аптеку, любой посетитель может удостовериться в правильности взимания цены на лекарственный препарат группы ЖНВЛП, которую можно проверить по списку в «Базе данных о предельных розничных ценах на ЖНВЛП».

Во исполнение существующих нормативно-правовых актов и Постановлений Правительства РФ, а также согласно приказа руководителя о назначении меня ответственной за формирование и предоставление отчетов по ЖНВЛП. Общество ежегодно, начиная с 2010 года, предоставляет отчетность в Региональную Службу по тарифам ХМАО-Югры г. Ханты-Мансийск в формате шаблона Федеральной государственной информационной системы «Единая информационная аналитическая система ФСТ России» и информацию для проведения ежегодного анализа установленных предельных размеров розничных надбавок на ЖНВЛП и их влияния на результаты финансово-экономического состояния аптечных организаций, осуществляющих реализацию ЖН-ВЛП на территории ХМАО-Югры.

Данный вид отчетности представляет собой ежегодную масштабную выборку наименований ЖНВЛП в связке с оптовыми, розничными ценами, количеством реализованного препарата за год и бухгалтерской отчетностью. Мною формируются и предоставляются данные в виде специального шаблона о количестве закупленных препаратов ЖНВЛП, о цене каждого наименования и его количестве, бухгалтерский баланс, отчет и прибылях и убытках предприя-

тия, полностью вся бухгалтерская отчетность за год, а также статьи и виды расходов предприятия. В отчете я формирую и предоставляю в Региональную Службу по тарифам следующие данные:

• данные об объемах реализации ЖНВЛП в отчетном периоде регулирования и в плановом периоде регулирования;

• расчет средневзвешенного размера оптовой или розничной надбавки к ценам на ЖНВЛП ;

• данные об объемах ЖНВЛП в разрезе ценовых групп;

• расчет затрат на реализацию ЖНВЛП;

• расчет необходимой прибыли;

• отчет о распределении полученной прибыли;

• заверенные копии бухгалтерского баланса с приложениями, статистической и налоговой отчетности за последний отчетный период (год) и последнюю отчетную дату;

• заверенную копию приказа об учетной политике аптечной организации;

• материалы, обосновывающие затраты по статьям расходов.

В годовом отчете по ЖНВЛП мы отражаем не только все торгово-экономические показатели Общества, его товарооборот, расходы предприятия и прочие затраты, а также указываем, какую долю в общем товарообороте составляют препараты ЖНВЛП, отмечаем их рост в отчетном году по сравнению с предыдущим периодом. Данный вид работы очень кропотлив и трудоемок, но он позволяет сделать необходимые выводы об увеличении доли препаратов группы ЖНВЛП и необходимом

Также мною был проведен анализ закупаемых и реализуемых лекарственных препара-

уровне розничной надбавки на данную группу препаратов.

В 2016 году в ООО «Лорикс» была осуществлена документарная проверка по формированию цен на препараты группы ЖНВЛП Региональной Службой по тарифам ХМАО-Югры г. Ханты-Мансийска. Нарушения отсутствуют. Отмечена положительная работа Общества по вопросам ценообразования в аптечном пункте, своевременной и качественной сдачи отчетности в Региональную Службу по тарифам ХМАО-Югры.

Мною был проведен анализ о динамике закупленных ЖНВЛП за периоды 2016-2019г. (таблица 1). Результаты анализа показывают, что наблюдается рост закупаемых лекарственных препаратов группы ЖНВЛП даже при снижении общего товарооборота. Это связано с увеличением ассортимента группы ЖНВЛП, препараты ЖНВЛП пользуются у населения особым спросом и необходимостью, а также набирает темпы роста наша отечественная фармацевтическая промышленность, снижается доля закупа импортных препаратов. Закуп препаратов группы ЖНВЛП является задачей государственной важности, но ввиду ограниченной розничной наценки не дает аптечной организации желаемой экономической рентабельности. Ценовое регулирование позволяет снижать и удерживать уровень цен на препараты группы ЖНВЛП, но способствуют увеличению размера розничной наценки на товары аптечного ассортимента, не входящими в группу ЖНВЛП и увеличению доли ассортимента на товарные группы, не являющимися ЖНВЛП.

тов российского и импортного производства за 2016-2019 годы. Из представленных ниже

Таблица 1

Анализ динамики закупленных препаратов ЖНВЛП и уровня розничной наценки на

группу ЖНВЛП за период 2016-2019г.

№ п/п Исследуемый показатель 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

1. Закуплено препаратов группы ЖНВЛП 838,84 тыс. руб. 858,48 тыс. руб. 864,56 тыс. руб. 932,23 тыс. руб.

2. Уровень средней розничной надбавки на группу ЖНВЛП, % 36,84% 37,92% 37,36% 37,28%

3. Товарооборот 4 458 000 3 532 000 3 587 000 4 238 000

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ ЮГРЫ:

опыт и инновации №3 2020

со стороны Правительства РФ и Региональной Службы по тарифам ХМАО-Югры. Большую роль играет и тот факт, что отечественная фармацевтическая промышленность нашей страны постоянно наращивает свои обороты, а это в свою очередь приводит к уменьшению оптовой цены поставщиков. В век современной рыночной экономики отечественная промышленность также подвержена конкуренции. Поэтому, естественно, препараты с более низкой ценой производителя пользуются у населения большим спросом, чем лекарства с более высокой ценой или закупаемые по импорту.

Диаграмма 1

Процентное соотношение закупаемых лекарственных препаратов импортного и российского производства,

2016 г.

диаграмм видно, что постепенно наблюдается импортозамещение российскими препаратами, увеличивается доля ЖНВЛП российского производства, уменьшается доля закупаемых и отпускаемых импортных препаратов. Это явление связано с политикой государства, увеличением доли российских препаратов на фармацевтическом рынке. Существенным фактором в данном случае является принадлежность лекарственных препаратов российского производства к более низкому ценовому сегменту по сравнению с импортными, а также главнейшую роль за ценовой политикой аптек играет контроль

57%

43%

□ Лекарственные препараты российского производства, %

□ Лекарственные препараты импортного производства, %

Диаграмма 2

Процентное соотношение закупаемых лекарственных препаратов импортного и российского производства,

2017г.

48%

52%

□ Лекарственные препараты российского производства, %

□ Лекарственные препараты импортного производства, %

Диаграмма 3

Процентное соотношение закупаемых лекарственных препаратов импортного и

российского производства, 2018г.

36%

64%

□ Лекарственные препараты российского производства, %

□ Лекарственные препараты импортного производства, %

Диаграмма 4

Процентное соотношение закупаемых лекарственных препаратов импортного и

российского производства, 2019г.

□ Лекарственные препараты российского производства, %

□ Лекарственные препараты импортного производства, %

Мною установлено, что за период 20162019 годы наблюдается рост закупаемых и реализуемых жизненно-важных лекарственных препаратов в ценовой категории «до 50 руб», сокращение доли ЖНВЛП ценовой категории «свыше 500 руб.».

Во всех случаях наблюдается тенденция к импортозамещению, т.е. активнее приобретаются препараты российского производства, что также связано с меньшей ценой за единицу продукции по сравнению с импортом.

Роль нашего государства очень высока в решении не только вопросов ценообразования в стране, но и ее социально-экономических аспектов, чтобы лекарства в стране были доступны любому и каждому ее гражданину, про-

живающему на территории РФ, а лекарственная помощь была своевременной, качественной и безопасной. В этом заложены глубокие тезисы нашего Правительства в соответствии с существующим законодательством РФ, выполнением Федерального Закона от 12.04.2010 г. № 61 «Об обращении лекарственных средств», Федерального Закона от 21.11.2011 г. № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», а также «Стратегии лекарственного обеспечения населения РФ до 2025 года», основной смысл которых состоит в сохранении здоровья и продлении жизни каждого гражданина Российской Федерации.

© Дмитришак М.В., 2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.