Научная статья на тему 'Специфика ценностных ориентаций русской языковой группы'

Специфика ценностных ориентаций русской языковой группы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
347
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ASSOCIATIVE EXPERIMENT / VALUE / VALUE ORIENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вязигина С.Ю.

Представлен анализ свободного ассоциативного эксперимента, цель которого заключалась в определении ценностных ориентаций русской этнической группы. Все полученные в ходе эксперимента реакции группировались далее в семантические группы, определяющие ключевые составляющие сознания русскоговорящих. В результате анализа полученных ценностных ориентаций сделаны выводы об особенностях ценностного восприятия мира носителями данной лингвокультуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF THE VALUE SYSTEM IN THE RUSSIAN LANGUAGE GROUP

The article presents an analysis of the free associative experiment. The purpose of the experiment was to determine the value orientations of the Russian ethnic group. All the reactions received in the experiment were structured into semantic groups which defined the key concepts of Russian consciousness. Based on the analysis of the results of the experiment, the author draws the conclusion about the peculiarities of world perception by Russian speakers.

Текст научной работы на тему «Специфика ценностных ориентаций русской языковой группы»

Филология

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2017, № 5, с. 181-188

УДК 81-139

СПЕЦИФИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ГРУППЫ

© 2017 г. С.Ю. Вязигина

Омский государственный технический университет, Омск

viazigina_s@mail.ru

Поступила в редакцию 08.10.2016

Представлен анализ свободного ассоциативного эксперимента, цель которого заключалась в определении ценностных ориентаций русской этнической группы. Все полученные в ходе эксперимента реакции группировались далее в семантические группы, определяющие ключевые составляющие сознания русскоговорящих. В результате анализа полученных ценностных ориентаций сделаны выводы об особенностях ценностного восприятия мира носителями данной лингвокультуры.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, ценность, ценностная ориентация.

Категория «ценность» является ключевым понятием ряда наук, например философии, психологии, педагогики и т. д. Содержание данного понятия характеризуется признаками, свойственными всем формам общественного сознания, таким как значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. С одной стороны, понятие «ценность» связано со способностью каких-либо предметов, явлений и их свойств удовлетворять потребности общества, а с другой стороны, ценность представляет собой суждение, связанное с оценкой данного предмета или явления обществом [1].

Следует отличать понятие «ценность» как явление, существующее в культуре и являющееся определяющим в социальной жизни общества, от понятия «ценностные ориентации», выражающего субъективное отношение к тем или иным ценностям, т.е. отражающего направленность личности на определенные цели [2].

В нашем исследовании наибольший интерес представляют ценностные ориентации как наиболее устойчивые категории, связанные с базовыми человеческими ценностями. Анализ указанных категорий в результате психолингвистического описания вербальной репрезентации системы ценностных ориентаций этнической группы позволит выявить отношение этнической группы к окружающей действительности.

В научной литературе представлены различные точки зрения относительно определения понятия ценностных ориентаций [3, с. 3]. Поскольку нас интересует прежде всего мотиваци-онная составляющая, т.е. способность ценностных ориентаций влиять на речевое и неречевое поведение индивида, мы придерживаемся трактовки данного понятия как относительно устойчивой, социально обусловленной направленности личности на те или иные цели, имеющие

для нее важное значение, выражающееся в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения, и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций [2].

Ценности формируются и трансформируются в процессе исторического развития общества. У каждой исторической эпохи свой набор ценностей и своя иерархия. Таким образом, сложившаяся в данный период времени система ценностей способствует становлению ценностных ориентаций всего общества в целом и каждой отдельной личности в частности, отражаясь в сознании людей, поскольку именно сознание человека как высшая форма отражения действительности определяется теми общественно выработанными представлениями, понятиями и идеями, усвоенными человеком в процессе жизнедеятельности.

Целью нашего исследования было выявить ценностные ориентации, отраженные в сознании русской этнической группы, через анализ вербальных ассоциаций.

Поскольку психолингвистический подход к исследованию сознания базируется на понятиях об ассоциации и ассоциативном значении слова [4, с. 164], то для выявления ценностных ориентиров представителей русской этнической группы нами был применен метод массового ассоциативного эксперимента с дальнейшим построением на основе его результатов ассоциативно-вербальной сети. В данном случае ассоциация рассматривается нами как связь между определенными субъектами или явлениями, основанная на персональном опыте индивида, совпадающем с опытом той культуры, к которой принадлежит данный индивид. В связи с этим ассоциативное поле как результат данного эксперимента представляет собой фрагмент вербальной памяти человека, а также фрагмент

образа мира данного этноса, отраженного в сознании носителя данной культуры, его оценок, понятий, а следовательно, ценностных ориентиров. Выявленная в результате такого эксперимента специфика образов сознания носителей определенной культуры представляет собой некую систему сознания, или систему образа мира, определяющую и характеризующую поведение субъектов данной этнолингвокультуры, отличающую ее от других этносов [5, с. 17]. Все это определяет концептуальное и методологическое основание применения данного типа исследования в рамках поставленной задачи.

В ходе массового свободного ассоциативного эксперимента испытуемым был предложен список слов-стимулов, на которые необходимо было отреагировать с помощью языковых единиц, описывающих возникающие в их сознании образы. В нашем случае для описания возникшей ассоциации испытуемые не были ограничены рамками определенного грамматического класса. В сумме все полученные на каждый стимул реакции ранжировались по степени частотности и, таким образом, позволили сконструировать ассоциативное поле каждого стимула, являющееся отражением сознания данной этнической группы.

Перед проведением эксперимента учащиеся заполняли анкету, в которой требовалось указать пол, возраст и родной язык, далее следовала инструкция к выполнению задания и 30 слов стимулов.

Все лексические единицы, предложенные в анкете, были разделены на 6 смысловых групп. Первая группа слов была представлена словами я, человек, думать, хороший, плохой, являющимися компонентами ядра ментального лексикона, выделенного А.А. Залевской в результате исследований, проведенных на материале «The Associative Thesaurus of English» [6, с. 28].

Ядро ментального лексикона представляет собой языковую проекцию бытия человека, сохраняющуюся на протяжении его жизни, ориентирующую его в окружающей действительности и составляющую основу его языковой картины мира. Принадлежность языковой единицы к ядру ментального лексикона является средством доступа к системе «энциклопедических и языковых знаний человека» [7, с. 18].

Во вторую группу вошли слова: дом, семья, работа, время, деньги, представляющие базовые человеческие ценности согласно результатам исследований, проводимых в 2014-2015 годах Всероссийским центром изучения общественного мнения. Так, в рамках указанного исследования на вопрос «Какие сферы жизни для вас важны?» 98% респондентов ответили «дом, семья»; 84% - «время, деньги», 82% - «работа» [8].

В третью группу вошли интернационализ-мы: революция, президент, бизнесмен, Интернет, конституция - слова, совпадающие в разных языках по своей внешней форме с полностью или частично совпадающим смыслом. Включение в эксперимент данной группы слов обусловлено усиливающимся за последние десятилетия процессом внедрения западной культуры, отразившимся на лексическом составе русского языка в виде увеличения доли языковых и словообразовательных единиц иностранного происхождения. Предполагается, что изменение языка, способное повлечь за собой трансформацию сознания носителей данного языка, также способствует изменению ценностных ориентаций представителей данной этнической группы. В связи с этим нами были выбраны лексические единицы, относительно недавно вошедшие в словарный состав русского языка.

Четвертая группа была сформирована из слов-гиперонимов: документы, транспорт, путешествие, наука, одежда. Поскольку данные слова представляют собой общие понятия, названия классов или множеств предметов, то исследование их ассоциативного восприятия продемонстрирует в том числе и восприятие частных составляющих, гипонимов данных понятий. Таким образом, использование гиперонимов в ассоциативном эксперименте, на наш взгляд, позволяет максимально широко охватить ценностные ориентиры носителей языка.

В пятый и шестой кластеры вошли этноори-ентированные слова, имеющие специфическую культурно-историческую окраску для обеих этнических групп. Таким образом, кластер русских реалий включает слова: vinaigrette, balalaika, matryoshka, blini, samovar. Кластер американских реалий включает слова: weekend, hot-dog, muffin, whisky, ale.

Экспериментальное исследование проводилось в ноябре - феврале 2015 года. Из полученных 328 анкет мы отобрали для дальнейшего анализа только те, в которых реципиентами указывался русский язык как родной язык. Общее количество таких анкет составило 307.

Полученные 9210 реакций мы сгруппировали по семантическому принципу в рамках каждого стимула. На основании частотности повторения сгруппированных по семантическому принципу реакций, повторяющихся в большинстве стимулов, мы выделили ключевые понятия данной системы.

Одной из основных особенностей русской этнической группы является позитивное восприятие себя и окружающего мира, желание «быть хорошим», «думать о хорошем», «стремиться к хорошему». Это прослеживается на

примере ряда стимулов, в частности «человек», в ассоциативном поле которого была выделена семантическая подгруппа, состоящая из 98 (из 307) позитивных реакций. Негативное восприятие себя и окружающей действительности в ассоциативном поле представлено довольно слабо, в виде двух единичных реакций. В рамках стимула «Я» также выделена группа из 28 реакций, подтверждающих данный тезис. Также в ядре стимула «Думать» наибольший вес имеет реакция «о хорошем» (18), а в сумме данная смысловая группа насчитывает 48 схожих по значению реакций. Особое внимание следует уделить ассоциативному полю стимула «Хороший», в масштабах которого нами выделена группа, состоящая из 49 ассоциативных реакций, представляющих различные параметры данного стимула, что говорит о важности данного понятия для русской этнической группы.

Актуальность темы добра и зла для русских прослеживается также на примере стимула «Плохой». Так, если «Хороший» человек, по мнению русских, - это прежде всего «добрый» (19), то «Плохой» - значит «злой» (33), что подтверждается группами реакций, выделенными в ассоциативных полях указанных стимулов. Таким образом, понятие «доброта» является значимой для русских характеристикой и рассматривается нами как весомая ценностная ориентация.

Следует выделить такие ценностные ориентации современного русского человека, как эгоцентризм, уверенность в себе и стремление к совершенству, в первую очередь внешнему. Отметим, что такое восприятие действительности свойственно преимущественно мужской половине опрошенных, о чем свидетельствуют 25 реакций, указанных в подгруппе «М.Р.» стимула «Я». Отметим, что по указанным характеристикам мы получили только 8 реакций женской аудитории (подгруппа «Ж.Р.»). Также в ядре стимула «Думать» находится реакция «о себе» с весом смысловой нагрузки, равным 2.

Ассоциативные поля многих стимулов содержат в себе реакции, одинаково трактующие образ успешного человека. В наибольшей степени данный образ проявился в стимуле «Бизнесмен». Так, успешный человек, с точки зрения русской группы, - это в первую очередь финансово состоявшийся человек. Об этом свидетельствует наиболее частотная реакция «Деньги» (33), входящая в ядро ассоциативного поля данного стимула, а также образующие семантическую группу смежные по значению реакции. Реципиенты привели в пример имена успешных, на их взгляд, деловых людей. Некоторые из этих реакций были частотными и вошли в ядро ассоциативного поля данного сти-

мула. Данные реакции были выделены в группу персонифицированных реакций.

Успех человека определяется интеллектуальным развитием индивида и уровнем его образования. Это подтверждается группой реакций, характеризующих интеллектуальные качества человека в ассоциативном поле стимула «Человек» и стимула «Думать». Анализируя реакции в данных группах, следует отметить, что большая их часть характеризует творческий характер мышления современного русского человека. Многочисленные реакции в ассоциативном поле данного стимула представляют также различные виды мыслительной активности, определяя глобальность мышления. Важность приобретения знаний прослеживается на примере стимула «Наука», в ассоциативном поле которого нами выделена соответствующая группа реакций. В ядре ассоциативного поля «Хороший» присутствует реакция «умный» (2), а в самом ассоциативном поле находятся близкие по значению единичные реакции. Множественные реакции на стимул «Путешествие», указывающие на познавательный характер данного мероприятия, также говорят о важности получения новых знаний для современных русских. Таким образом, большое количество реакций данной тематики на различные стимулы свидетельствует о ценностном отношении к образованию и знаниям, которыми владеет человек в современном обществе.

Успех должен быть во всем, включая внешние данные человека. Желание быть физически стройным, красивым и вечно молодым (хотя бы внешне) является частью успешного имиджа современного человека и одним из ключевых моментов на пути к успеху. Такое отношение прослеживается на примере группы реакций «Внешность» стимула «Я». Ассоциативные поля стимулов «Президент» и «Бизнесмен» уделяют особое внимание атрибутам и аксессуарам, которыми должен владеть успешный человек. Важность внешнего образа, моды и стиля прослеживается на примере стимула «Одежда». Наиболее многочисленная группа реакций ассоциативного поля данного стимула представлена наименованиями различных видов одежды. И хотя многие реакции указывают на практичный подход к выбору одежды, в ядре ассоциативного поля данного стимула присутствуют реакции, называющие имена ведущих мировых кутюрье и указывающие на особое отношение русских к «шику» и «роскоши» («Версаче» (3), «Ив Сен Лоран» (2)). И только для минимального количества реципиентов одежда не представляет особой важности и является всего лишь «маской» или «мишурой». Показателем

успеха, по мнению русской этнической группы, может быть алкоголь. В ассоциативном поле стимула «Виски», представляющего собой американскую реалию, входящую в шестой кластер, содержатся реакции, фиксирующие оценочное отношение респондентов к данному предмету с позиций престижности.

Власть также является составляющей успеха современного человека. В рамках стимула «Бизнесмен» это связывается с нахождением индивида на руководящей должности. В ассоциативном поле стимула «Я» выделяется группа реакций с соответствующим значением. Особое отношение к данному понятию прослеживается на примере стимула «Деньги», в ядре ассоциативного поля которого находится реакция «власть» (10). С позиции власти воспринимается русскими стимул «Президент», о чем говорят многочисленные единичные реакции, а также реакции, входящие в ядро ассоциативного поля данного стимула. Реакция «власть» (6) содержится также в ядре ассоциативного поля стимула «Документы». На основании полученных результатов мы выделили ценностный ориентир «Успех» и критерии, по которым реципиенты оценивают данную категорию.

Планетарность мышления русских, восприятие себя частью вселенной также проявляется в группе реакций, являющихся составляющими практически каждого стимула. Так, в рамках стимула «Я» выделена группа из 11 реакций, соотносящих реципиентов с различными составляющими космоса и вселенной. Космоло-гизм как составляющая мышления русских также проявлен в ядре стимула «Человек», где присутствуют такие реакции, как «земля» (3), «мир» (3), «вселенная» (2), «жизнь» (2). Эта семантика выражена и в единичных реакциях. Стимул «Время» также обладает этой характеристикой. Так, время ассоциируется русскими с понятиями «жизнь» (17) и «пространство» (1). Достаточно удобными видами транспорта, по мнению русских, мог бы быть «космический корабль» (4), «телепорт» (3) и т. д.

Быть частью общества, жить в обществе -очень важная особенность жизни русского человека и необходимая сфера самореализации русской этногруппы. Стимул «Человек» содержит довольно большую группу реакций, определяющую положение человека относительно общества и его роль в общественной жизни. Любое политическое событие воспринимается русскими с позиции человека и общества относительно этого события. Так, стимул «Революция» вызывает в сознании русских образы исторических событий, произошедших в родной стране, и содержит в ассоциативном поле, в том

числе в его ядре, соответствующие реакции. Всемирная глобальная сеть воспринимается русскими в первую очередь как средство общения, связи с родственниками и друзьями. Работа и обучение посредством использования сети Internet занимают в сознании русских далеко не главное место, однако фигурируют в ассоциативном поле данного стимула в виде единичных реакций.

Свойственная русским «человеко-другоцент-ричность» как важная составляющая данного ориентира прослеживается в поле стимула «Человек». Ассоциативное поле данного стимула включает в себя понятие «друг» (2), характеризуя русского как социального экстраверта. Значимость данного феномена актуальна для стимула «Хороший» (25).

Еще одна характерная особенность, тесно связанная с предыдущей, - тяга русских к веселью и развлечениям. Характеризующие это качество реакции составляют многочисленную группу стимула «Время». Глобальная сеть Internet также служит русским в первую очередь как площадка, предлагающая различные виды развлечений. Возможность работы в Интернете выражена единичной реакцией в этом поле -«работа» (1). Главный закон страны, Конституция РФ, ассоциируется с праздничным днем и официальным выходным в календаре. Ассоциативное поле стимула «Путешествие» включает реакции, подтверждающие авантюризм, свойственный русской этнической группе.

Ценностное отношение к выделенному критерию можно проследить и на примере группы слов-стимулов, представляющих американские реалии. В ассоциативных полях всех стимулов содержатся группы реакций, семантически связанные с отдыхом и общением с друзьями.

В ассоциативных полях ряда стимулов выделены семантические группы реакций, соотносимые с законопослушанием как новой ценностной ориентацией в сознании русской этнической группы. К примеру, в ассоциативном поле стимула «Хороший» особо выделяется реакция «законопослушный» (4). Следует отметить, что данная реакция не была зафиксирована до этого момента ни в русском ассоциативном словаре, а следовательно, не была отражена в сознании русских [2]. Таким образом, можно предположить, что обычное отношение русских к законам как к мерам наказания начало приобретать положительную оценку на уровне сознания данной этнической группы. В этом ключе следует также отметить персонифицированную реакцию «Дядя Степа» (3) в ядре стимула «хороший», представляющую героя детской книги С.В. Михалкова, милиционера, представителя

закона, следящего за порядком в столице. Сюда же относим реакцию «Клинт Иствуд» (2), представляющую американского актера, исполняющего однотипные роли борца с нарушителями закона в маленьких американских городках середины XIX века. Наличие указанных реакций в ядре стимула «Хороший» может указывать на появление в сознании русской этнической группы ценностного отношения к законопо-слушанию и борьбе с разного рода правонарушениями. Наличие данных реакций в ядрах стимулов говорит, на наш взгляд, о трансформации отношения к системе законодательства, восприятии их уже не как норм наказания, а как норм регулирования взаимоотношений между людьми и неотъемлемой составляющей социально бытовой сферы и, следовательно, сознания русских.

Указанная новая составляющая сознания русской группы проявилась в ассоциативном поле стимула «Президент». Ядро ассоциативного поля данного стимула содержит такие реакции, как «закон» (4), «конституция» (3), «справедливость» (2). Среди единичных реакций можно отметить «верховенство» (1), «легитимность» (1).

В ядре ассоциативного поля стимула «Плохой» содержатся реакции, представляющие различные виды правонарушений и семантически связанные с выделенной нами ценностной категорией «законопослушность». Мы объединили указанные реакции в отдельную семантическую группу вместе с реакциями, представляющими вошедший в повседневную речь современного русского человека тюремный жаргон.

Ядро ассоциативного поля стимула «Конституция» содержит множественные реакции, семантически связанные с понятием «закон» (81), что также подтверждает наше предположение о трансформации восприятия данного явления. Следует отметить, что в ассоциативном поле стимула «Конституция» содержится только одна реакция («Ограничение» (1)), трактующая данный стимул как меру юридического сдерживания граждан.

Вероятно, такая трансформация отношения к системе законодательства связана с повышением юридической грамотности населения страны. В этом ключе следует отметить многочисленную группу реакций ассоциативного поля стимула «Документы», выражающих крайне щепетильное отношение к предложенному стимулу. Так, наиболее многочисленными реакциями являются «важные бумаги» (18), «важно» (8) и даже «ценность» (2) и т. д.

Семья представляет собой особую ценностную категорию для современного русского че-

ловека, вызывая в большинстве своем максимально положительные ассоциации. Яркой особенностью является тот факт, что русские принимают в члены семьи не только родных по крови людей, но просто близких им людей, не являющихся их родственниками. Реакции, подтверждающие это, находятся не только в ядре ассоциативного поля стимула «Семья», но на периферии. Образ большой семьи, в которую могут входить не только близкие по крови люди, но и друзья, дальние родственники и просто люди, подчеркивает национальную идею русского коллективизма. Именно семья дает русскому чувство защищенности и выступает гарантом безопасности в современном мире.

Реакция «семья» (66) является первой по частотности в ядре ассоциативного поля стимула «Дом». Именно дом может дать семье чувство уюта и комфорта, неповторимого запаха «домашней пищи», а также стать гарантом безопасности. Здесь следует отметить высокий уровень тревожности русских, на что указывает группа реакций «Защита», выделенная в данном ассоциативном поле.

Понятие «Родина» является уникальным для русской культуры явлением. Любовь к родине, тоска по родине, по родным местам и неповторимая, свойственная только этому месту природа являются определяющими понятиями в жизни русского человека. В проведенном нами эксперименте ценность данного понятия для русской этногруппы была выражена в ассоциативном поле стимула «Дом» реакциями, описывающими родные реципиентам места.

Стимул «Революция» был в первую очередь воспринят русскими в политическом контексте и вызвал в сознании русской этноруппы ассоциацию с историческими событиями родной страны. В меньшей степени указанная реалия воспринимается как «прорыв» (2) или «преобразование» (2).

Особенно ярко тема родины проявляется в пятом кластере, состоящем из стимулов, представляющих русские реалии. Каждый стимул в ядре своего ассоциативного поля содержит реакции, напрямую относящиеся к родной для данной группы испытуемых стране («традиционный русский салат» (2), «Россия» (64), «Русские традиции» (2), «Русь» (4) и т. д.). Также в ядре каждого стимула находилась ассоциативная реакция цвето-наименования «красный». Указанный цвет имеет особое значение для реципиентов данной группы в связи с символикой, связанной с определенным историческим периодом развития родной страны. Так, реакция «красный» входит в ядро ассоциативного поля стимула «Винегрет» и «Блины». Стимул «Мат-

решка» ассоциируется у реципиентов с красным цветом (2), румянами (2), красными щечками (2) и Красной площадью (1). В ядрах ассоциативных полей стимулов «Самовар» и «Балалайка» также содержится реакция «красный». Показательным является отсутствие отказов на все стимулы данной группы, что говорит о национально-культурной отмеченности образов сознания русскоязычных испытуемых и о буквальном восприятии данных стимулов.

Контраст с данной группой стимулов в ассоциативных полях шестой группы, включающей американские реалии, составляют множественные отказы, оформленные графическим способом в виде прочерка, пробела, а также вербализованные различными языковыми единицами: «нет», «нечто», «что-то непонятное» и т. д. Основной стратегией ассоциативного реагирования в случае незнания предложенного стимула является семантически пустой ассоциат («бу-эль», «вуэль», «шмаффин», «шмиски» и т. д.) или схожая по звучанию языковая единица (Эль -«Эльф», Маффин - «Кадаффи», «морфин» (3) и т. д.). Также в ассоциативных полях стимулов данной группы отсутствуют реакции в виде паремий или фразеологизмов.

Таким образом, в ассоциативных полях всех стимулов содержатся реакции, с помощью которых можно воссоздать образ родины, сформированный в сознании русской группы реципиентов. Родина в первую очередь ассоциируется с семьей, что выявляют реакции, указывающие на прямых родственников, с наиболее частотной реакцией «бабушка».

Образ родного дома представлен в виде традиционной деревянной избы в русской деревне. Следует отметить, что ассоциативное поле стимула «Дом» также содержит подобные реакции.

Реагирование русской этнической группы на ряд стимулов проявило тенденцию к материализации ценностной культуры. Так, в ассоциативном поле стимула «Хороший» есть реакции, представляющие определенные предметы современной культуры потребления. Все же следует отметить, что данная группа является немногочисленной и в противовес ей выступает пласт реакций, передающих различные духовные качества.

В ассоциативном поле стимула «Транспорт» выделена группа реакций, представляющих названия моделей машин класса Люкс, а также реакции типа «только РогеЬе» (1). Данная группа также является немногочисленной, ей противостоят множественные реакции, представляющие названия наземных видов транспорта, большую часть которых занимают «машина» (50), «автобус» (27), троллейбус (10) и т. д.

Указанная черта прослеживается в ассоциативном поле стимула «Одежда». Помимо реакций, акцентирующих, что одежда в первую очередь должна быть удобной, модной и стильной («удобная» (23), «мода» (18), «стиль» (15) -наиболее частотные реакции), встречаются реакции, отмечающие дорогие бренды.

Особо злободневным для русских сегодня является финансовый вопрос. Ценностная категория «Деньги» (62) является ключевым понятием ядра ассоциативного поля стимула «Работа», ядра ассоциативного поля стимула «Время» (72), а также ядра ассоциативного поля стимула «Бизнесмен» (36).

В ассоциативном поле самого стимула «Деньги» выделяются две семантические группы, выявляющие двоякое отношение к данной ценностной категории со стороны русской этнической группы. С одной стороны, позитивное восприятие данной ценностной категории заключается в первую очередь в новых возможностях, которые открываются в связи с обогащением индивида, отсюда такие реакции, как «возможности» (11), «власть» (10), «богатство» (7) и т. д. В этой связи русских очень волнуют вопросы нехватки денег и выбора валюты, в которой деньги следует хранить.

С другой стороны, прослеживается пренебрежительное отношение к указанной категории. Для данной подгруппы деньги не играют особой роли, так как это всего лишь приносящая «зло» (8) бумага, не имеющая никакого смысла. Следует отметить, что, несмотря на большое количество реакций с явно негативным отношением к анализируемому объекту, их количество значительно меньше реакций, говорящих о важности этого явления. На наш взгляд, это указывает на материализацию современной ценностной культуры, когда духовные ценности сдвигаются на задний план, отдавая приоритет материальным благам, что позволяет нам рассматривать данную категорию в качестве ценностной.

Работа играет важную роль в жизни реципиентов русской этногруппы и рассматривается современными русскими в первую очередь с точки зрения финансовой привлекательности. Так, реакции «работа» (16), «труд» (4), «зарабатывать» (2), «зарплата» (2), «очень много» (2) «капитал» (1), «получать» (1), «доход» (1) и т. д. являются составляющими ядра ассоциативного поля стимула «Деньги».

Ассоциативное поле стимула «Работа» предлагает в качестве наиболее частотной реакции «Деньги» (62). Входящие в данную группу реакции определяют прагматический подход к выбору работы, нежели духовный. Ценностный подход к восприятию стимула «Работа» во мно-

гом определяется серьезностью отношения со стороны русской группы, на что указывает семантическая группа реакций, выделенная в ассоциативном поле данного стимула.

Однако работа не является единственным способом получения денег. Авантюризм, свойственный русским, готовность рисковать ради получения прибыли прослеживается на примере группы реакций стимула «Деньги», соотносящихся с нелегальным способом заработка («риск» (2), «приключения» (1), «наручники» (1), «фишки» (1)).

По результатам нашего эксперимента религия не играет первостепенную роль для русской группы реципиентов. Во всем эксперименте только два стимула в своих ассоциативных полях содержат реакции, соотносимые с религиозной тематикой. Так, в ассоциативном поле стимула «Человек» зафиксированы две единичные реакции, указывающие на божественное происхождение человека. Данные реакции противостоят более многочисленной группе реакций, в рамках того же стимула определяющих биологическое происхождение человека. Стимул «Наука» в своем ассоциативном поле имеет две единичные реакции: эмоционально нейтральная реакция «религия» (1) и негативная реакция «бога нет» (1).

Анализ результатов проведенного нами свободного ассоциативного эксперимента как психолингвистического инструмента, позволяющего проникнуть в языковое сознание индивида, помог выявить специфику системы ценностей русской этнической группы. В результате анализа полученных данных мы выделили следующие ценностные ориентации, свойственные русской этнической группе.

Основной ценностной ориентацией русской этнической группы стал ориентир «Успешность». В данную группу вошло 2218 реакций, что составляет 24% от общего числа реакций (9210).

Группа «Позитивизм» как важная составляющая сознания русских включает 1213 реакций, в процентном соотношении это составляет 13.4% от общего числа реакций.

Классические ценности «Дом», «Семья», «Родина» были объединены нами в группу «Дом», что составило 955 реакций, или 8.5% от общего числа полученных реакций.

Свойственная русским «другоцентрич-ность», стремление к общению и пребыванию в коллективе занимает в сознании русских не первое место. Данная группа включила в себя 752 реакции, что составляет 8.2% от общего числа реакций.

Самой немногочисленной из всех указанных групп является группа «Законопослушность».

Группа включает 217 реакций, что составляет всего 2.4% от общего числа реакций.

Следует отметить, что на базе Русского ассоциативного словаря [9] уже предпринимались попытки выявить особенности образов сознания русских, и в частности их систему ценностей [10, с. 98], что позволяет нам выявить трансформацию системы ценностей и ценностных ориентаций изучаемой этнической группы в динамике.

Таким образом, в результате эксперимента выделены четыре базовые ценностные ориентации русской этногруппы («Успех» (24%), «Дом» (8.5%), «Друзья» (8.2%), «Закон» (2.4%)).

По-прежнему очень важной для русских остается ценностная ориентация «Дом», однако она уже уступает с большим отрывом понятию «Успех», являющемуся неотъемлемой составляющей системы ценностей современного общества. Такой разрыв определен ориентацией современного человека на индивидуализм, свободу личности и защиту ее прав и интересов, а также ориентир на благо личности как высшей цели.

Не менее важными для русских остаются «друзья». «Другоцентричность» как важная составляющая сознания русских, была неоднократно отмечена исследователями [10, с. 104]. Следует указать на незначительное расхождение в процентном соотношении с категорией «Дом», ранее значительно превалирующей в сознании русской этногруппы.

Абсолютно новой для сознания русской эт-ногруппы является выделенная в результате эксперимента ценностная ориентация «Законопослушность». Появление данной категории в системе ценностей связано, вероятно, с ростом юридической грамотности представителей данного этноса.

Спистк литературы

1. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во Оренбургского гос. пед. ин-та, 1996. 188 с.

2. Пахомова Е.В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 2(10).

3. Shalom H. Schwartz Basic Human Values: Theory, Methods and Application // The Hebrew University of Jerusalem. 20 p.

4. Залевская А.А. Введение в психолингвистику: Учебник. 2-е изд. испр. и доп. М.: Российск. гос. гу-манит. ун-т, 2007. 560 с.

5. Claire Kramsch. Language and Culture. Oxford University Press, 1998. 134 p.

6. Залевская А.А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин, 1981. С. 28-44.

7. Ушакова Т.Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира: Сб. ст. / Под ред. Н.В. Уфимцевой. М., 2000. С. 18-19.

8. Семья и дружба - превыше всего [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения: сайт. Режим доступа: http://wciom.ru/in

аех.рЬр?1а=236&ша=13608 (дата обращения: 8.10.2016).

9. Караулов Ю.Н., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. [и др.]. Русский ассоциативный словарь. М., 1994-1998. Т. 1-6.

10. Уфимцева Н.В. Образ мира русских: системность и содержание // Язык и культура. 2009. № 4.

SPECIFIC FEATURES OF THE VALUE SYSTEM IN THE RUSSIAN LANGUAGE GROUP

S.Yu. Vyazigina

The article presents an analysis of the free associative experiment. The purpose of the experiment was to determine the value orientations of the Russian ethnic group. All the reactions received in the experiment were structured into semantic groups which defined the key concepts of Russian consciousness. Based on the analysis of the results of the experiment, the author draws the conclusion about the peculiarities of world perception by Russian speakers.

Keywords: associative experiment, value, value orientation.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kir'yakova A.V. Teoriya orientacii lichnosti v mire cennostej. Orenburg: Izd-vo Orenburgskogo gos. ped. in-ta, 1996. 188 s.

2. Pahomova E.V. Metodika diagnostiki cennostnyh orientacij (MDCO) // Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Seriya «Psihologiya». 2011. № 2(10).

3. Shalom H. Schwartz Basic Human Values: Theory, Methods and Application // The Hebrew University of Jerusalem. 20 p.

4. Zalevskaya A.A. Vvedenie v psiholingvistiku: Uchebnik. 2-e izd. ispr. i dop. M.: Rossijsk. gos. gumanit. un-t, 2007. 560 s.

5. Claire Kramsch. Language and Culture. Oxford University Press, 1998. 134 p.

6. Zalevskaya A.A. O kompleksnom podhode k is-sledovaniyu zakonomemostej funkcionirovaniya yazy-kovogo mekhanizma cheloveka // Psiholingvisticheskie is-sledovaniya v oblasti leksiki i fonetiki. Kalinin, 1981. S. 2844.

7. Ushakova T.N. Yazykovoe soznanie i principy ego issledovaniya // Yazykovoe soznanie i obraz mira: Sb. st. / Pod red. N.V. Ufimcevoj. M., 2000. S. 18-19.

8. Sem'ya i druzhba - prevyshe vsego [Ehlektronnyj resurs] // Vserossijskij centr izucheniya obshchestvennogo mneniya: sajt. Rezhim dostupa: http://wciom.ru/in dex.php?id=236&uid=13608 (data obrashcheniya: 8.10.2016).

9. Karaulov Yu.N., Sorokin Yu.A., Tarasov E.F. [i dr.]. Russkij associativnyj slovar'. M., 1994-1998. T. 1-6.

10. Ufimceva N.V. Obraz mira russkih: sistemnost' i

soderzhanie II Yazyk i kul'tura. 2009. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.