Научная статья на тему 'Ценностные ориентации русских как аксиологический компонент языкового сознания: экспериментальное исследование'

Ценностные ориентации русских как аксиологический компонент языкового сознания: экспериментальное исследование Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
122
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ASSOCIATION EXPERIMENT / VALUE / VALUE SYSTEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бутакова Л.О., Вязигина С.Ю.

С целью определения ценностных ориентаций как наиболее устойчивых категорий, связанных с базовыми человеческими ценностями, был проведен массовый ассоциативный эксперимент с русскоязычной группой испытуемых, представленной студентами технического университета. В ходе исследования испытуемым был предложен список слов-стимулов, состоящий из шести смысловых групп. Первая группа была представлена словами, являющимися компонентами ядра ментального лексикона, выделенного А. А. Залевской. Вторая группа состояла из слов, представляющих базовые человеческие ценности согласно результатам исследований, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения. Третья группа была представлена словами-интернационализмами, относительно недавно вошедшими в состав русского литературного языка. Четвертая группа была образована словами, обозначающими общие понятия, с которыми реципиенты сталкиваются каждый день. Пятая и шестая группы состояли из русских и американских реалий, этнически окрашенных слов для носителей американской и русской культур. На каждый стимул необходимо было отреагировать с помощью языковых единиц, описывающих возникающие в сознании реципиентов образы. Для описания возникшей ассоциации испытуемые не были ограничены рамками определенного грамматического класса. В сумме все полученные на каждый стимул реакции ранжировались по степени частотности и, таким образом, позволили сконструировать ассоциативное поле каждого стимула, являющееся отражением сознания данной группы. На основании частотности повторения сгруппированных по семантическому принципу реакций, повторяющихся в большинстве стимулов, были выделены ключевые концепты системы ценностей русской группы реципиентов: «Успех», «Оптимизм», «Патриотизм», «Семья», «Законопослушность», «Космизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian cultural values as an axiological component of language consciousness: an experimental study

The article describes a large-scale association experiment that was held in order to determine cultural values of Russians. Cultural values are regarded as invariable categories associated with basic human values. As part of the study the volunteers were given a list of word stimuli consisting of six semantic groups. The first group was represented by words, which are according to A. A Zalevskaya the core components of the mental lexicon. The second group consisted of words representing the basic human values, according to research conducted by Russian Public Opinion Research Center. The third group was represented by international words. The fourth group comprised words denoting general concepts. The fifth and sixth groups consisted of Russian and American culture-bound terms. The recipients were asked to react to each stimulus with words that correlate with the images in their minds. The volunteers were not restricted by a particular grammatical class. Verbal reactions to each stimulus were classified according to the degree of frequency, and associative fields that correspond with each stimulus and reflect the ethnic consciousness of each group were constructed. The reactions were grouped by semantic principle with the key concepts of the Russian ethnic group being: “Success,” “Optimism”, “Patriotism”, “Family”, “Law abidance,” “Cosmism”.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации русских как аксиологический компонент языкового сознания: экспериментальное исследование»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 81'23

Л. О. Бутакова, С. Ю. Вязигина

Бутакова Л. О., доктор филологических наук, профессор;

заведующая кафедрой русского языка, славянского и классического языкознания, Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского; е-таЛ: Larisabut@rambLer.ru

Вязигина С. Ю., преподаватель кафедры иностранных языков, Омский государственный технический университет; е-та^ viazigina_s@maiL.ru

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ РУССКИХ КАК АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

С целью определения ценностных ориентаций как наиболее устойчивых категорий, связанных с базовыми человеческими ценностями, был проведен массовый ассоциативный эксперимент с русскоязычной группой испытуемых, представленной студентами технического университета. В ходе исследования испытуемым был предложен список слов-стимулов, состоящий из шести смысловых групп. Первая группа была представлена словами, являющимися компонентами ядра ментального лексикона, выделенного А. А. Залевской. Вторая группа состояла из слов, представляющих базовые человеческие ценности согласно результатам исследований, проводимых Всероссийским центром изучения общественного мнения. Третья группа была представлена словами-интернационализмами, относительно недавно вошедшими в состав русского литературного языка. Четвертая группа была образована словами, обозначающими общие понятия, с которыми реципиенты сталкиваются каждый день. Пятая и шестая группы состояли из русских и американских реалий, этнически окрашенных слов для носителей американской и русской культур.

На каждый стимул необходимо было отреагировать с помощью языковых единиц, описывающих возникающие в сознании реципиентов образы. Для описания возникшей ассоциации испытуемые не были ограничены рамками определенного грамматического класса. В сумме все полученные на каждый стимул реакции ранжировались по степени частотности и, таким образом, позволили сконструировать ассоциативное поле каждого стимула, являющееся отражением сознания данной группы.

На основании частотности повторения сгруппированных по семантическому принципу реакций, повторяющихся в большинстве стимулов, были выделены

ключевые концепты системы ценностей русской группы реципиентов: «Успех», «Оптимизм», «Патриотизм», «Семья», «Законопослушность», «Космизм».

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, ценность, ценностная ориентация.

L. O. Butakova, S. J. Vyazigina

Butakova L. O., Doctor of PhiLoLogicaL Sciences, Professor,

Head of Russian Language, SLavic and CLassicaL Linguistics Department,

Omsk Dostoevsky State University; e-maiL: Larisabut@rambLer.ru

Vyazigina S. J., Lecturer of foreign Language department;

Omsk State TechnicaL University; e-maiL: viazigina_s@maiL.ru

RUSSIAN CULTURAL VALUES AS AN AXIOLOGICAL COMPONENT OF LANGUAGE CONSCIOUSNESS: AN EXPERIMENTAL STUDY

The articLe describes a Large-scaLe association experiment that was heLd in order to determine cuLturaL vaLues of Russians. CuLturaL vaLues are regarded as invariabLe categories associated with basic human vaLues. As part of the study the voLunteers were given a List of word stimuLi consisting of six semantic groups.

The first group was represented by words, which are - according to A. A ZaLevskaya - the core components of the mentaL Lexicon. The second group consisted of words representing the basic human vaLues, according to research conducted by Russian PubLic Opinion Research Center. The third group was represented by internationaL words. The fourth group comprised words denoting generaL concepts. The fifth and sixth groups consisted of Russian and American cuLture-bound terms.

The recipients were asked to react to each stimuLus with words that correLate with the images in their minds. The voLunteers were not restricted by a particuLar grammaticaL cLass. VerbaL reactions to each stimuLus were cLassified according to the degree of frequency, and associative fieLds that correspond with each stimuLus and refLect the ethnic consciousness of each group were constructed.

The reactions were grouped by semantic principLe with the key concepts of the Russian ethnic group being: "Success," "Optimism", "Patriotism", "FamiLy", "Law abidance," "Cosmism".

Key words: association experiment; vaLue; vaLue system.

Введение

Категория «ценность» является ключевым понятием ряда наук, таких как философия, психология, педагогика и т. д. Содержание данного понятия характеризуется признаками, свойственными всем формам общественного сознания, такими как значимость, нормативность,

полезность, необходимость, целесообразность. С одной стороны, понятие «ценность» связано со способностью каких-либо предметов, явлений и их свойств удовлетворять потребности общества, а с другой - ценность представляет собой суждение, связанное с оценкой данного предмета или явления обществом [Кирьякова 1996, с. 7].

Исследование ценностей в психолингвистике неразрывно связано с изучением закономерностей функционирования языкового сознания индивида, отражения этнокультурных особенностей социума и позволяет «найти объяснения и оценки социальных и ментальных процессов в их языковом проявлении» [Самойлова 2011, с. 3]. Понятие «ценность» как явление, существующее в культуре и образующее социальную жизнь общества, отличается от понятия «ценностные ориентации», которое выражает субъективное отношение к тем или иным ценностям, т. е. отражает направленность личности на определенные цели [Пахомова 2011, с. 121].

В рамках нашего исследования наибольший интерес представляют ценностные ориентации как наиболее устойчивые категории, связанные с базовыми человеческими ценностями. Анализ указанных категорий в результате психолингвистического описания вербальной репрезентации системы ценностных ориентаций группы позволит выявить отношение русской группы испытуемых к окружающей действительности.

В научной литературе представлены различные точки зрения относительно определения понятия ценностных ориентаций [Shalom H. Schwartz 2006, с. 3]. Так как нас интересует прежде всего мотиваци-онная составляющая, т. е. способность ценностных ориентаций влиять на речевое и неречевое поведение индивида, мы придерживаемся трактовки данного понятия как относительно устойчивой, социально обусловленной направленности личности на те или иные цели, имеющие для нее важное значение, которое выражается в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения и является относительно независимым от наличных ситуаций [Пахомова 2011, с. 121].

Ценности формируются и трансформируются в процессе исторического развития общества, представляя для каждой исторической эпохи определенный набор и иерархию. Таким образом, сложившаяся в данный период времени система ценностей способствует становлению ценностных ориентаций всего общества в целом и каждой

отдельной личности, в частности, отражаясь в сознании людей, поскольку именно сознание человека как высшая форма отражения действительности определяется теми общественно выработанными представлениями, понятиями и идеями, которые усвоены человеком в процессе жизнедеятельности.

Процедура и методы исследования

Цель исследования - выявление ценностных ориентаций, отраженных в сознании русской группы испытуемых, с помощью анализа вербальных ассоциаций.

Методологические основания: психолингвистический подход к исследованию сознания, базирующийся на представлениях русской психолингвистической школы об ассоциации и ассоциативном значении слова [Залевская 2007, с. 164]. В связи с этим для выявления ценностных ориентиров представителей русской группы реципиентов нами был применен метод массового ассоциативного эксперимента с дальнейшим построением на основе его результатов ассоциативно-вербальной сети. Ассоциация рассматривалась нами как связь между определенными субъектами или явлениями, основанными на персональном опыте индивида, совпадающем с опытом той культуры, к которой принадлежит данный индивид. Построенное по результатам эксперимента ассоциативное поле каждого стимула интерпретировалось как фрагмент вербальной памяти человека, а также фрагмент образа мира представителей данного этноса, отраженного в сознании носителя данной культуры, его оценок, понятий, а следовательно, и ценностных ориентиров. Выявленная в результате такого эксперимента специфика образов сознания данной группы реципиентов, принадлежащих к определенной культуре, представляет собой некую систему базовых компонентов образа мира, определяющую и характеризующую поведение представителей данной этнолингвокультуры и отличающую ее от других этносов [Claire Kramsch 1998, с. 17].

Представленный в статье анализ ассоциативного эксперимента является частью масштабного сопоставительного (русскоязычного и англоязычного) исследования, целью которого было установление ценностных областей, актуальных для русской и американской групп испытуемых.

Ход эксперимента. В ходе массового свободного ассоциативного эксперимента испытуемым был предложен список слов-стимулов, на которые необходимо было отреагировать с помощью языковых единиц, описывающих возникающие в их сознании образы. В данном исследовании для описания возникшей ассоциации испытуемые не были ограничены рамками определенного грамматического класса. В сумме все полученные на каждый стимул реакции ранжировались по степени частотности и, таким образом, позволили сконструировать ассоциативное поле каждого стимула, являющееся отражением сознания реципиентов данной этнической группы.

Перед проведением эксперимента реципиенты заполняли анкету, в которой требовалось указать пол, возраст и родной язык, далее следовала инструкция к выполнению задания и 30 слов-стимулов.

По предварительному анализу анкет в эксперименте приняли участие 328 человек (206 мужчин и 122 женщины). Все участники эксперимента были студентами I и II курса технического университета г. Омска. Из полученных 307 анкет для дальнейшего анализа было отобрано 280 анкет, в которых родным языком был указан русский.

Данный эксперимент является базовым этапом исследования, целью которого было сопоставить ценностное восприятие окружающего мира двух групп испытуемых (студенты Омского технического университета и студенты университета штата Огайо (University of Cincinnati, College of Business)) через анализ результатов ассоциативных экспериментов, проведенных с указанными группами. В связи с этим список стимулов, состоящий из 30 слов, составлялся с учетом этнической принадлежности указанных языковых групп испытуемых и был предложен каждой группе на родном языке.

Так, в первые две группы слов вошли понятия, представляющие определенную важность для каждой из исследуемых групп. Первая группа состояла из слов: я, человек, думать, хороший, плохой, являющихся компонентами ядра ментального лексикона, выделенного А. А. Залевской в результате исследований, проведенных на материале The Associative Thesaurus of English [Залевская 1981, с. 28]. Из всех 75 выделенных исследователем реакций нами были выбраны пять вызванных наибольшим количеством стимулов, а значит, представляющих собой наибольшее значение для реципиентов англоговорящей группы. Вторая группа состояла из слов: дом, семья, работа,

время, деньги, представляющих базовые человеческие ценности, согласно результатам исследований, проведенных в 2014-2015 гг. Всероссийским центром изучения общественного мнения. Так, в рамках указанного исследования на вопрос «Какие сферы жизни для вас важны?» 98% респондентов ответили «дом, семья»; 84 % -«время, деньги», 82 % - «работа» [Семья и дружба: wciom.ru/index. рИр?1с1=236&шс1=13608].

В третью группу вошли интернационализмы: революция, президент, бизнесмен, Интернет, конституция - слова, совпадающие в разных языках по своей внешней форме и полностью или частично схожие по смыслу. Включение в эксперимент данной группы слов обусловлено усиливающимся за последние десятилетия процессом глобализации, отразившимся на лексическом составе русского и английского языков. Предполагается, что изменение языка, способное повлечь за собой трансформацию сознания носителей данного языка, также способствует изменению ценностных ориентаций представителей данной группы.

Четвертая группа была сформирована из слов: документы, транспорт, путешествие, наука, одежда. Данные слова представляют собой социально значимые для современного человека лексемы, представляющие собой общие понятия, названия классов или множеств предметов. Исследование их ассоциативного восприятия продемонстрирует в том числе и восприятие частных составляющих данных понятий. Использование данных слов в ассоциативном эксперименте, на наш взгляд, предоставляет возможность максимально широко охватить ценностные ориентации носителей языка.

Пятая и шестая группы также были включены в стимульный список с учетом последующего этапа исследования, целью которого было сопоставить результаты двух ассоциативных экспериментов, проведенных с русской и американской группами. Данные кластеры были представлены этноориентированными словами, имеющими специфическую культурно-историческую окраску для обеих групп испытуемых. Кластер русских реалий включал слова: винегрет, балалайка, матрешка, блины, самовар. Кластер американских реалий был представлен словами: уик-энд, хот-дог, маффин, виски, эль.

Экспериментальное исследование проводилось в ноябре 2015 -феврале 2016 гг.

Анализ результатов эксперимента

В результате проведенного эксперимента были получены ассоциативные поля (далее - АП), в каждом из которых были обнаружены ас-социаты, находящиеся между собой в отношении смысловой близости. Данные феномены были объединены в семантические группы в пределах каждого ассоциативного поля. Например, одна из выделенных семантических групп в ассоциативном поле стимула «Я» была представлена реакциями, называющими различные профессии: дизайнер (1), моряк (1), специалист (1), художник (1), танцор (1), инженер (1) и т. д.

При сопоставлении всех семантических групп, полученных от всех ассоциативных полей, было обнаружено, что некоторые группы, принадлежащие разным стимулам, совпали по своему смысловому и лексическому наполнению. В результате объединения данных групп было получено семь основных кластеров, каждому из которых было присвоено соответствующее их лексическому наполнению название:

1. Успешность (2 515 реакций; 30 % от общего числа реакций).

2. Оптимизм (1 965 реакций; 23,4 %).

3. Патриотизм (597; 7 %).

4. Семья (358; 4 %).

5. Законопослушность (217; 2,6 %).

6. Космизм (94; 1,2 %).

Отличие в количестве реакций, входящих в каждый кластер, можно трактовать как показатель важности данной категории для реципиента.

Поскольку результаты ассоциативного эксперимента в виде ассоциативных полей рассматриваются как фрагмент образа мира представителей конкретного этноса как носителя определенной культуры и культурных ценностей [Уфимцева 2009, с. 98], представляется возможным трактовать полученные семантические группы как вербализованные ценностные ориентации русской группы реципиентов.

Так, наибольшее количество реакций содержит ценностная категория «Успех», в которую вошли 2 515 реакций. В процентном эквиваленте относительно общей суммы реакций, число которых - 8 400, данный объем соответствует 26,4 %.

Наименьшее количество реакций содержит семантическая группа «Космизм», содержащая всего 94 реакции, что составляет 1,2 % от общего числа реакций.

Таким образом, в результате объединения близких по своему смысловому наполнению групп были получены ценностные ориентации, свойственные русской группе испытуемых.

1. Ценностная категория «Успех» 1.1. Финансовая независимость

Ассоциативные поля многих стимулов содержат в себе реакции, одинаково репрезентирующие образ успешного человека. В наибольшей степени данный образ проявился в стимуле «Бизнесмен». Так, успешный человек, с точки зрения русской группы испытуемых, - это в первую очередь финансово состоявшийся человек. Об этом свидетельствует наиболее частотная реакция «Деньги» (36), входящая в ядро ассоциативного поля данного стимула, а также образующие семантическую группу смежные по значению реакции «богатый» (15), «успешный» (9), «олигарх» (4), «богач» (3) и т. д. Успешными людьми, по мнению русских реципиентов, являются: «Абрамович» (7), «Прохоров» (2), «Билл Гейтс» (1), «Миллер» (1), «Стив Джобс»

(1). Некоторые из указанных реакций вошли в ядро ассоциативного поля данного стимула. Данные реакции были выделены в группу персонифицированных реакций.

1.2. Трудолюбие

Финансовая независимость во многом определяется профессиональными качествами. Работа играет важную роль в жизни реципиентов русской этногруппы и рассматривается современными русскими в первую очередь с точки зрения финансовой привлекательности. Так, реакции «работа» (16), «труд» (4), «зарабатывать» (2), «зарплата» (2), «очень много» (2), «капитал» (1), «получать» (1), «доход» (1) и т. д. являются составляющими ядра ассоциативного поля стимула «Деньги».

Ассоциативное поле стимула «Работа» содержит в качестве наиболее частотной реакции «Деньги» (62). Входящие в данную группу реакции определяют прагматический подход к выбору работы, нежели духовный: «заработок» (13), «карьера» (10), «высокооплачиваемая» (6) и т. д. Ценностный подход к восприятию стимула «Работа» во многом определяется серьезностью отношения со стороны русской группы, на что указывают реакции «серьезная» (2), «ответственная»

(2), «жизненно важно» (1) и т. д.

Однако стремление много зарабатывать вступает в конфронтацию с тягой русских к веселью и развлечениям. Характеризующие это качество реакции входят в состав стимула «Время»: «удовольствие» (3), «развлечение» (2) и т. д. Глобальная сеть Интернет также служит русским в первую очередь как площадка, предлагающая различные виды развлечений: «веселье» (6), «игра» (4), «развлечение» (2) и т. д. Возможность работы в Интернете выражена единичной реакцией в этом поле - «работа» (1). Главный закон страны, Конституция РФ, ассоциируется с праздничным днем и официальным выходным в календаре - «выходной в ее день» (6).

1.3. Авантюризм

Однако работа не является единственным способом получения денег. Авантюризм, свойственный русским, готовность рисковать ради получения прибыли прослеживаются на примере ассоциативного поля стимула «Деньги», соотносящегося с нелегальным способом заработка: «риск» (2), «приключения» (1), «наручники» (1), «фишки» (1) и т. д.

Ассоциативное поле стимула «Путешествие» включает реакции, подтверждающие авантюризм, свойственный русской этнической группе: «приключения» (15), «захватывающее» (3), «авантюра» (1) и т. д.

1.4. Интеллектуальные особенности.

Образование

Успешность во многом определяется интеллектуальным развитием индивида и уровнем его образования. В ассоциативных полях стимулов «Думать» и «Человек» находится множество реакций, характеризующих особенности мышления русского человека и его интеллектуальные способности: «мыслить» (10), «анализировать» (2), «логично» (2), «считать» (2) и т. д. Анализируя реакции, входящие в данные группы, следует отметить, что значимая их часть описывает мышление современного русского человека как творческий процесс: «мечтать» (5), «воображать» (2), «творить» (1), «созерцать» (1), «думать креативно» (1) и т. д.

Важность приобретения знаний прослеживается на примере стимула «Наука», в ассоциативном поле которого нами выделена соответствующая группа реакций: «знание» (26), «прогресс» (18), «развитие» (8), «изучение» (4), «исследования» (4) и т. д. «Хорошим», по

мнению русской языковой группы, может быть «умный» (2) человек, «специалист» (1) своего дела, «студент» (1) или «учитель» (1). Множественные реакции на стимул «Путешествие», указывающие на познавательный характер данного мероприятия, также говорят о важности получения новых знаний, по мнению испытуемых: «интересное» (17), «открытия» (3), «познание нового» (2), «исследование планеты» (1), «новые знания» (1), «познавательное» (1) и т. д. Таким образом, большое количество реакций данной тематики на различные стимулы свидетельствует о ценностном отношении к образованию и знаниям, которыми владеет человек в современном обществе.

1.5. Внешность

Внешность человека также является составляющей успеха. Желание быть стройным, физически красивым и вечно молодым (хотя бы внешне) является частью успешного имиджа современного человека и одним из ключевых моментов на пути к успеху. Такое отношение прослеживается на примере группы реакций стимула «Я»: «красавчик» (2), «спортсмен» (3), «молодой» (2), «кудрявый» (1) и т. д.

Особенно детально внешность «успешного» человека была прописана реакциями, относящимися к стимулам «Президент» и «Бизнесмен». В данных стимулах особое внимание было уделено различным атрибутам и аксессуарам: «костюм» (6), «галстук» (4), «часы» (2), «в очках» (1), «фрак» (1), «запонки» (1) и т. д.

Важность внешнего образа, моды и стиля актуализирована в АП стимула «Одежда». С одной стороны, актуальным для реципиентов остается практичность в выборе одежды, что подтверждается 53 реакциями, указывающими на комфорт, удобство и простоту в ее использовании: «удобная» (23), «тепло» (10), «комфорт» (3) и т. д. С другой -84 реакции указывают на «стиль» (15), «роскошь» (4), «имидж» (2) и т. д. как важные составляющие внешнего образа человека.

И только для минимального количества реципиентов одежда не представляет особой важности и является всего лишь «маской» (1) или «мишурой» (1).

1.6. Власть

Власть также является составляющей успеха современного человека. В АП стимула «Бизнесмен» это выражено реакциями,

описывающими положение индивида на руководящей должности: «руководитель» (7), «власть» (5), «решающий дела» (1) и т. д. В ассоциативном поле стимула «Я» выделяется группа реакций с соответствующим значением: «бог» (4), «власть» (1), «царь» (1), «король» (1) и т. д. Особое отношение к данному понятию прослеживается на примере стимула «Деньги», в ядре ассоциативного поля которого находится реакция «власть» (10), а среди немногочисленных реакций присутствуют интертекстуальные реакции с семантикой всеохватно-сти - «могут все» (2), «решают все» (2), социокультурно обусловленные реакции выделительного типа - «привилегии» (2) и т. д. Стимул «Президент» воспринимается русскими в смысловом ареоле власти, о чем говорят многочисленные единичные реакции: «господин» (1), «может все» (1), «властный человек» (1), «у власти» (1) и т. д., а также реакции, входящие в ядро ассоциативного поля данного стимула: «власть» (15), «главный» (7), «правитель» (6) и т. д. Также реакция «власть» (6) содержится в ядре ассоциативного поля стимула «Документы».

В целом, говоря о категории «Успех» как о ценностной ориентации, выделенной в результате ассоциативного эксперимента, проведенного с русской группой испытуемых, следует отметить, что характер реагирования русской опытной группы на ряд стимулов указал на тенденцию к материализации ценностной культуры. Так, в ассоциативном поле стимула «Хороший» есть реакции, представляющие определенные предметы современной культуры потребления. Всё же следует отметить, что данная группа является не многочисленной и в противовес ей выступает пласт реакций, передающих различные духовные качества.

В ассоциативном поле стимула «Транспорт» выделена группа реакций, представляющих названия моделей машин класса люкс, а также реакции типа «только РогеИе» (1). Данная группа также является немногочисленной, ей противостоят множественные реакции, представляющие названия наземных видов транспорта, большую часть которых занимают «машина» (50), «автобус» (27), троллейбус (10) и т. д.

Указанная черта прослеживается в ассоциативном поле стимула «Одежда». Помимо реакций, указывающих на то, что одежда в первую очередь должна быть удобной, модной и стильной («удобная» (23),

«мода» (18), «стиль» (15) и т. д.), встречаются реакции наименований западных брендов («Версаче» (3), «Ив Сен-Лоран» (2) и т. д.).

Особенно злободневным для русских сегодня является финансовый вопрос. Ценностная категория «Деньги» (62) является ключевым понятием ядра ассоциативного поля стимула «Работа», ядра ассоциативного поля стимула «Время» (72), а также ядра ассоциативного поля стимула «Бизнесмен» (36).

В ассоциативном поле самого стимула «Деньги» выделяются две семантические группы, выявляющие двоякое отношение к данной ценностной категории со стороны русской этнической группы. С одной стороны, позитивное восприятие данной ценностной категории заключается в первую очередь в новых возможностях, которые открываются в связи с обогащением индивида, отсюда такие реакции, как «возможности» (11), «власть» (10), «богатство» (7) и т. д. В этой связи русских очень волнуют вопросы нехватки денег («нет» (6), «очень нужны» (5), «мало» (4) и т. д.) и выбора валюты, в которой деньги следует хранить («доллары» (7), «рубль» (4), «евро» (3), «валюта» (2) и т. д.). С другой стороны, прослеживается пренебрежительное отношение к указанной категории. Для данной подгруппы деньги не играют особой роли, так как это всего лишь приносящая «зло» (8) бумага, не имеющая никакого смысла. Следует отметить, что, несмотря на большое количество реакций с явно негативным отношением к анализируемому объекту, их количество значительно меньше числа реакций, говорящих о важности этого явления. На наш взгляд, это указывает на материализацию современной ценностной культуры, когда духовные ценности сдвигаются на задний план, отдавая приоритет материальным благам, что позволяет нам рассматривать данную категорию в качестве ценностной.

2. Оптимизм 2.1. Отношение к себе

Позитивное восприятие себя и окружающего мира является одной из основных характеристик русской группы испытуемых.

В частности, оценочный смысл позитивного восприятия себя прослеживается на примере стимула «Я». АП данного стимула содержит группу реакций, констатирующую высокий уровень самооценки

испытуемых: «хороший» (6), «хорошая» (3), «добрая» (1), «любимый» (1), «успешный» (1) и т. д.

Позитивная самопрезентация русской группы испытуемых граничит с эгоцентризмом, уверенностью в себе и стремлением к совершенству, в первую очередь внешнему. Такое восприятие действительности свойственно преимущественно мужской половине опрошенных, о чем свидетельствуют 25 реакций мужского рода стимула «Я»: «бог» (4), «хороший» (6), «мужик» (3), «красавчик» (2), «классный» (1) и т. д. Отметим, что в ассоциативном поле данного стимула было получено только восемь реакций женского рода данной тематики: «хорошая» (3), «отзывчивая» (2), «добрая» (1), «принцесса» (1), «спокойная» (1).

Эгоистичная позиция также представлена в АП стимула «Думать», включающее реакцию «о себе» с весом смысловой нагрузки, равной 2.

2.2. Отношение к окружающим

Стимул «Человек» содержит 98 позитивных реакций. Среди наиболее частотных реакций данной группы можно выделить реакции «разумный» (36), «хороший» (18), «добрый» (12), «умный» (5), «мудрый» (4), «гуманный» (1) и т. д. Негативное восприятие себя и окружающей действительности в ассоциативном поле представлено довольно слабо в виде двух единичных реакций: «глупый» (1), «упрямый» (1).

Также в ядре стимула «Думать» наибольший вес имеет реакция «о хорошем» (18), а в сумме группа позитивных реакций данного стимула насчитывает 48 схожих по значению реакций: «хорошо» (13), «правильно» (7), «полезно» (3), «люблю» (2) и т. д.

Особое внимание следует уделить ассоциативному полю стимула «Хороший», в масштабах которого выделена группа, состоящая из 49 реакций, представляющих различные параметры данного стимула («добрый» (19), «добро» (11), «отличный» (4), «положительный» (2) и т. д.), что говорит о важности данного понятия для русской этнической группы. «Хорошим», по мнению русской группы реципиентов, является «человек» (23) как таковой, обычный «парень» (4), вероятнее всего «друг» (25) и т. д.

Актуальность темы добра и зла для русских прослеживается также на примере стимула «Плохой». Так, если «Хороший» человек, по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мнению русских, - это прежде всего «добрый» (19), «доброжелательный» (3), «положительный» (2) и т. д., то «Плохой» значит «злой» (33), «злодей» (4), «отрицательный» (2) и т. д. Таким образом, «доброта» является значимой для русской группы характеристикой и рассматривается нами как весомая ценностная ориентация.

3. Патриотизм

Патриотические чувства русской группы строятся на ассоциировании родной страны с членами своей семьи, либо с географическими местами, значимыми для реципиентов, или же с событиями прошлого, определившими историческое развитие родной страны.

3.1. Семья

Понятие семьи непосредственно связано с понятием родного дома. Образ родного жилища детально прописан в АП стимула «Дом»: «родной» (17), «гнездышко» (1) — и его составляющих: «очаг» (10), «крыша» (2), «лампа» (1).

3.2. Родина (географическое положение)

Тема патриотизма тесно переплетается с отношением реципиентов к родным местам. АП стимула «Дом» содержит реакции, определяющие отношение русских к понятию «Родина» (17). Любовь к родине, тоска по родине («скучаю» (4), «один» (2), «на краю обрыва» (1), «далеко» (1) и т. д.), по родным местам («родной город» (1), «родная деревня» (1)) и неповторимая, свойственная только этому месту природа («Байкал» (1), «дерево» (1) и т. д.) являются определяющими понятиями в жизни русской группы испытуемых.

3.3. Страна (исторически значимые события)

Стимул «Революция» был в первую очередь воспринят русскими информантами в политическом контексте и вызвал в их сознании ассоциацию с историческими событиями родной страны: «Ленин» (23), «Октябрьская» (9), «красный» (5) и т. д. В меньшей степени указанный стимул был воспринят как «прорыв» (2) или «преобразование» (2).

Особенно ярко тема родины проявляется в группе стимулов, представляющих русские реалии. Каждый стимул в ядре своего

ассоциативного поля содержит реакции, напрямую относящиеся к родной для данной группы испытуемых стране («традиционный русский салат» (2), «Россия» (64), «Русские традиции» (2), «Русь» (4) и т. д.).

В ядре каждого стимула обнаружилась ассоциативная реакция цветонаименования «красный». Указанный цвет имеет особое значение для реципиентов данной группы в связи с символикой конкретного исторического периода развития родной страны. Так, реакция «красный» входит в ядро ассоциативного поля стимула «Винегрет» и «Блины». Стимул «Матрешка» ассоциируется у реципиентов с красным цветом (2), румянами (2), красными щечками (2), Красной площадью (1) и т. д. В ядрах ассоциативных полей стимулов «Самовар» и «Балалайка» также содержится данная реакция цветонаименования. Показательным является отсутствие отказов на все стимулы данной группы, что говорит о национально-культурной отмеченности образов сознания русскоязычных испытуемых и о буквальном восприятии данных стимулов.

В контрасте с данной группой стимулов находится группа реакций, представляющих американские реалии. Ассоциативное поле данной группы содержит множественные отказы, оформленные графическим способом в виде прочерка, пробела, а также вербализованные различными языковыми единицами: «нет», «нечто», «что-то непонятное» и т. д. Основной стратегией ассоциативного реагирования в случае незнания предложенного стимула является семантически пустой ас-социат («буэль», «вуэль», «шмаффин», «шмиски» и т. д.) или схожая по звучанию языковая единица (эль - «Эльф», маффин - «Кадафи», «морфин» (3) и т. д.). Также в ассоциативных полях стимулов данной группы отсутствуют реакции в виде паремий или фразеологизмов.

Таким образом, в ассоциативных полях всех стимулов содержатся реакции, с помощью которых можно воссоздать образ родины, сформированный в сознании русской группы реципиентов. Родина в первую очередь ассоциируется с семьей, на что указывают реакции, в которых упоминаются прямые родственники, с наиболее частотной реакцией «бабушка».

4. Семья

Семейные ценности представляют собой особую важность для русской группы испытуемых, вызывая в большинстве своем максимально

положительные ассоциации: «любовь» (32), «счастье» (13), «дружная» (6), «уют» (4) и т. д. Именно семья в современном мире является для реципиентов гарантом стабильности («спокойствие» (2), «где тебе помогут» (2) и т. д.) и безопасности («забота»(23) и «защита» (7) и т. д.). В АП стимула «Семья» только три реакции имеют негативную окраску: «оковы» (1), «скандал» (1) и «теснота» (1).

4.1. Состав семьи

Родственники

Детально указан испытуемыми состав семьи. Близкие родственники являются обязательной составляющей: «родные» (23), «дети» (19), «родители» (14), «мама» (13), «папа» (3), «жена и дети» (2), «муж» (2) и т. д.

Друзья

Яркой особенностью является тот факт, что реципиенты считают членами семьи не только кровных родственников, но и просто близких им людей, не являющихся родными. Реакции, подтверждающие это, находятся и в ядре ассоциативного поля стимула «семья», и на его периферии «близкие люди» (8), «люди» (7), «любимые люди» (1), «много людей» (1) и т. д.

Образ большой семьи, в которую, по мнению испытуемых, могут входить не только кровные родственники, но и друзья, дальние родственники, просто люди, подчеркивает национальную идею русского коллективизма. Быть частью общества, жить в обществе является очень важной особенностью существования русского человека и необходимой сферой самореализации русской группы реципиентов.

Важная составляющая сознания русской группы испытуемых -«человеко-другоцентричность» прослеживается в АП стимула «Человек». АП данного стимула включает в себя понятия «дружба» (2), «друг» (2), «компания друзей» (1), характеризуя русских реципиентов как социальных экстравертов.

Значимость данного феномена актуальна для стимула «Хороший», в ассоциативном поле которого одной из наиболее многочисленных реакций является реакция «друг» (25).

Стимул «Семья» также подтверждает данный тезис. АП стимула содержит реакции, указывающие на важность друзей и дружбы для реципиентов: «друзья» (1), «дружба» (1).

4.2. Функции семьи

Среди реакций, описывающих функциональную составляющую стимула «Семья», следует выделить понятие «забота» (23), являющееся одним из самых многочисленных в АП данного стимула. Следует отметить, что данная реакция встречается также в АП стимулов «Дом» и «Работа», схожих между собой. Таким образом, базовые ценности «Дом» - «Семья» - «Работа» объединены в сознании участников эксперимента одной смысловой составляющей - необходимостью заботы друг о друге.

5. Законопослушность

В ассоциативных полях ряда стимулов («Человек», «Думать», «Хороший», «Плохой», «Деньги», «Революция», «Президент», «Конституция») выделены семантические группы, содержащие реакции, связанные со сферой закона и применением права. К примеру, в ассоциативном поле стимула «Хороший» выделяется реакция «законопослушный» (4). Следует отметить, что данная реакция не была зафиксирована до этого момента в русском ассоциативном словаре (it-claim. ru/Projects/ASIS/RSPAS/LEON_RAS.htm#LR19Q), а также в Русской региональной ассоциативной базе (adictru.nsu.ru/dictright#). Также сюда относится персонифицированная реакция «Дядя Степа» (3) в ядре стимула «Хороший», представляющая героя детской книги С. В. Михалкова, милиционера, представителя закона, следящего за порядком в столице. Сюда же относится реакция «Клинт Иствуд» (2), представляющая американского актера, исполняющего однотипные роли борца с нарушителями закона в маленьких американских городках середины XIX в. Наличие указанных реакций в ядре стимула «Хороший» указывает на появление в сознании русской группы испытуемых ценностного отношения к законопослушанию и борьбе с разного рода правонарушениями. Такое восприятие говорит о трансформации отношения к системе законодательства и восприятие ее уже не как норм наказания, а как норм регулирования взаимоотношений между

людьми и как неотъемлемую составляющую социально-бытовой сферы, а следовательно, и сознания русских.

Указанная составляющая сознания русской группы реципиентов также проявилась в ассоциативном поле стимула «Президент». Ядро ассоциативного поля данного стимула содержит такие реакции, как «закон» (4), «конституция» (3), «справедливость» (2). Среди единичных реакций можно отметить «верховенство» (1), «легитимность» (1).

В ядре ассоциативного поля стимула «Плохой» содержатся реакции, представляющие различные виды правонарушений, семантически связанные с выделенной нами ценностной категорией «законопослушность». Таким образом, плохим, по мнению русских, является человек, нарушивший закон: «преступник» (6), «бандит» (4), «убийца» (2), «вор» (1).

Ядро ассоциативного поля стимула «Конституция» содержит множественные реакции, семантически связанные с понятием «закон» (81), что также подтверждает наше предположение о трансформации восприятия данного явления. Следует отметить, что в ассоциативном поле стимула «Конституция» содержится только одна реакция («ограничение» (1)), трактующая данный стимул как меру юридического сдерживания граждан.

6. Космизм 6.1. Философия

Планетарность мышления русской группы испытуемых, восприятие себя частью Вселенной также проявляются в группе реакций, являющихся составляющими практически каждого стимула. Очень ярко указанная черта проявляется в ассоциативном поле стимула «Я». Реакции «бог» (4), «песчинка в океане галактик» (1), «солнце» (1), «небо» (1) соотносят реципиентов с различными составляющими космоса и Вселенной. Космологизм как составляющая мышления русских также представлен в ядре стимула «Человек», где присутствуют такие реакции, как «земля» (3), «мир» (3), «вселенная» (2), «жизнь» (2). Стимул «Время» также содержит в своей ассоциативном поле реакции, подтверждающие данную характеристику: «жизнь» (17), «бесконечно» (4), «будущее» (1), «пространство» (1) и т. д.

6.2. Религия

По результатам нашего эксперимента религия не играет первостепенной роли для русской группы реципиентов. Во всем эксперименте только два стимула в своих ассоциативных полях содержат реакции, соотносимые с религиозной тематикой. Так, в ассоциативном поле стимула «Человек» зафиксированы две единичные реакции, указывающие на божественное происхождение человека: «Адам» (1), «Адам и Ева» (1). Данные реакции противостоят более многочисленной группе реакций, в рамках того же стимула определяющих биологическое происхождение человека: «животное» (15), «homo sapiens» (6), «биосоциальное существо» (1) и т. д. Стимул «Наука» в своем ассоциативном поле имеет две единичные реакции: эмоционально нейтральную реакцию «религия» (1) и негативную реакцию «бога нет» (1).

Выводы

Описание ценностей русских как принадлежности их языкового сознания проводились ранее. Так, на базе Русского ассоциативного словаря [Караулов и др. 1998] выявлялись особенности образов сознания русских, и, в частности, их система ценностей [Уфимцева 2009: 98]. Сравнение результатов более крупных исследований с экспериментом, проведенным с нашей микрогруппой, позволяет проследить возможную трансформацию системы ценностных ориентаций изучаемой этнической группы.

Анализ результатов проведенного нами свободного ассоциативного эксперимента как психолингвистического инструмента, позволяющего проникнуть в языковое сознание индивида, дал возможность выявить специфику системы ценностей русской группы реципиентов, представленной студентами Омского государственного технического университета. Полученные ценности характеризуются своеобразным смысловым наполнением, определяемым спецификой сознания реципиентов и принадлежностью к этносу как носителю определенных культурных ценностей и традиций.

По результатам эксперимента самой многочисленной стала ценностная категория «Успех». По мнению реципиентов, «успех» в современном мире определяется в первую очередь материальными составляющими, что предполагает финансовую стабильность и независимость,

а также ориентацией современного человека на индивидуализм, свободу личности и защиту ее прав и интересов. Следует отметить, что данный результат повторяет результаты более крупных исследований [Уфимцева 2009, с. 103].

Второй по величине является ценностная ориентация «Оптимизм». Высокий рейтинг данной категории относительно других определяется, возможно, возрастом реципиентов (от 18 до 23 лет).

Патриотические чувства реципиентов выражены любовью к родным для реципиентов местам, а также интересом к истории собственной страны. Отношение к родине во многом ассоциируется реципиентами с отношением к родной семье. Семья также является одной из ценностных ориентаций для участников эксперимента. Особое внимание привлек четко представленный в ассоциативных полях разных стимулов состав семьи: помимо близких и дальних родственников членами семьи реципиенты также считают и друзей. «Другоцентрич-ность» как важная составляющая сознания русских была неоднократно отмечена исследователями [Уфимцева 2009, с. 104]. Следует отметить, что анималистические реакции в ассоциативных полях соответствующих стимулов отсутствовали.

Абсолютно новой, не отмеченной в более масштабных исследованиях, стала ценностная ориентация «Законопослушность». Появление данной категории в системе ценностей связано, вероятно, с ростом юридической грамотности представителей данного этноса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Залевская А. А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. Калинин : Калинин гос. ун-т, 1981. 159 с. Залевская А. А., Введение в психолингвистику : учебник. 2-е изд., испр. и доп.

М. : Российск. гос. гуманит. ун-т, 2007. 560 с. Караулов Ю. Н., Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Уфимцева Н. В., Черкасова Г. А. Русский ассоциативный словарь. М., 1994-1998. Т. 1-6. Кирьякова А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург :

Изд-во Оренбургского гос. пед. ин-та, 1996. 188 с. Пахомова Е. В. Методика диагностики ценностных ориентаций (МДЦО) // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2011. № 2 (10). С. 120-129.

Самойлова С. П. Языковой образ базовых ценностей россиян : автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2011. 18 с.

Семья и дружба - превыше всего [Электронный ресурс] // Всероссийский центр изучения общественного мнения: сайт. URL : wciom.ru/index. php?id=236&uid=13608 (дата обращения: 8.10.2016).

СИБАС - Русская региональная ассоциативная база данных (2008-2016) / авт.-сост. : И. В. Шапошникова, А. А. Романенко. URL : adictru.nsu.ru.

Уфимцева Н. В. Образ мира русских: системность и содержание // Язык и культура. 2009. № 4.

Ушакова Т. Н. Языковое сознание и принципы его исследования // Языковое сознание и образ мира: сборник статей / под ред. Н. В. Уфимцевой. М., 2000. 318 с.

Черкасова Г. А. Русский сопоставительный ассоциативный словарь. М. : ИЯз РАН, 2008.

Kramsch C. Language and Culture. Oxford University Press, 1998. 134 p.

Shalom H. Schwartz Basic Human Values: Theory, Methods and Applications. The Hebrew University of Jerusalem. 20 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.