Научная статья на тему 'Ценностная категория «Успех» как составляющая сознания русской языковой группы'

Ценностная категория «Успех» как составляющая сознания русской языковой группы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
256
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАТИВНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / ЦЕННОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / ASSOCIATION EXPERIMENT / VALUE / VALUE SYSTEM / SEMANTIC GROUPS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вязигина С.Ю.

В статье представлен анализ ценностной категории «Успех», выделенной в процессе обработки результатов свободного ассоциативного эксперимента, проводимого с русской языковой группой. Согласно полученным данным, данная указанная категория является наиболее многочисленной, а значит, отражается в сознании русскоговорящих. В результате анализа реакций, образующих данную категорию, автор выделяет ценностные ориентации русско-говорящей группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Valuable category «Success» as component of Russian language group consciousness

The article presents the analysis of value category «Success». The category is separated while working under the results of free associative experiment conducted with Russian language group. According to the research this category is the most numerous, and, therefore, reflected in Russian-speaking consciousness. Analyzing the reactions forming the category, the author highlights the value orientations of the Russian-speaking group.

Текст научной работы на тему «Ценностная категория «Успех» как составляющая сознания русской языковой группы»

УДК 81-139

С. Ю. ВЯЗИГИНА

Омский государственный технический университет

ЦЕННОСТНАЯ КАТЕГОРИЯ «УСПЕХ» КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОЗНАНИЯ РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ ГРУППЫ

В статье представлен анализ ценностной категории «Успех», выделенной в процессе обработки результатов свободного ассоциативного эксперимента, проводимого с русской языковой группой. Согласно полученным данным, данная указанная категория является наиболее многочисленной, а значит, отражается в сознании русскоговорящих. В результате анализа реакций, образующих данную категорию, автор выделяет ценностные ориентации русскоговорящей группы.

Ключевые слова: ассоциативный эксперимент, ценность, ценностная ориентация.

Ценности формируются и трансформируются в процессе исторического развития общества, отражаясь в сознании людей. Именно сознание человека как высшая форма отражения действительности определяется теми общественно выработанными представлениями, понятиями и идеями, усвоенными человеком в процессе жизнедеятельности. Таким образом, сложившаяся в данный период времени система ценностей способствует становлению ценностных ориентаций всего общества в целом и каждой отдельной личности в частности.

Понятие «ценность» как явление, существующее в культуре и являющееся базовой составляющей социальной жизни общества, отличается от понятия «ценностные ориентации», которое выражает субъективное отношение к тем или иным ценностям, т. е. отражает направленность личности на определенные цели [1, с. 121].

Для нашего исследования наибольший интерес представляют ценностные ориентации как относительно устойчивые, социально обусловленные направленности личности на те или иные цели, имеющие для нее важное значение (которое выражается в виде каких-либо личностных качеств, образцов поведения) и являющиеся относительно независимыми от наличных ситуаций.

Предполагается, что анализ данных категорий в результате психолингвистического описания вербальной репрезентации системы ценностных ориентаций этнической группы позволит выявить отношение данной группы к окружающей действительности.

Для выявления ценностных ориентаций представителей русской этнической группы нами был применен метод массового ассоциативного эксперимента с дальнейшим построением на его основе результатов ассоциативно-вербальной сети. Выбор данной методики исследования считается актуальным, так как психолингвистический подход к исследованию сознания базируется именно на понятиях об ассоциации и ассоциативном значении слова [2, с. 164].

На начальном этапе исследования испытуемые заполняли анкету, в которой требовалось указать пол, возраст и родной язык, далее следова-

ла инструкция к выполнению задания и 30 слов-стимулов. Из полученных в результате опроса 328 анкет нами были отобраны для дальнейшего анализа только те анкеты, в которых реципиентами указывался русский язык как родной язык. Общее количество таких анкет составило 307. Таким образом, гендерный состав испытуемой группы был представлен 180 участниками мужского пола и 127 участниками женского пола. Все испытуемые являлись студентами первого и второго курсов технического университета.

На следующем этапе исследования испытуемым был предложен список слов-стимулов, на которые необходимо было отреагировать с помощью языковых единиц, описывающих возникающие в их сознании образы.

При выполнении задания испытуемые не были ограничены рамками определенного грамматического класса. В дальнейшем все полученные на каждый стимул реакции ранжировались по степени частотности, что позволило в результате сконструировать ассоциативное поле каждого стимула, являющееся отражением сознания данной этнической группы.

Слова-стимулы в анкете были сформированы в шесть смысловых групп. В первую группу вошли слова: я, человек, думать, хороший, плохой, являющиеся компонентами ядра ментального лексикона, выделенного А. А. Залевской в результате исследований, проведенных на материале The Associative Thesaurus of English [3, с. 28].

Вторая группа состояла из слов дом, семья, работа, время, деньги, представляющих базовые человеческие ценности согласно результатам исследований, проводимых в 2014 — 2015 годах Всероссийским центром изучения общественного мнения [4].

Третью группу представили слова-интернацио-нализмы: революция, президент, бизнесмен, интернет, конституция — слова, совпадающие в разных языках по своей внешней форме с полностью или частично совпадающим смыслом.

Четвертая группа была составлена из слов-гиперонимов: документы, транспорт, путешествие, наука, одежда. Предполагается, что ассоциативное восприятие данных лексических единиц

продемонстрирует в том числе и восприятие частных составляющих, гипонимов данных понятий.

В пятый и шестой кластеры вошли этноориен-тированные слова, имеющие специфическую культурно-историческую окраску для русской и американской этнических групп. Таким образом, группа русских реалий была представлена стимулами: винегрет, балалайка, матрешка, блины, самовар. Кластер американских реалий включал слова: викенд, хот-дог, маффин, виски, эль.

Полученные 9210 реакций были сгруппированы в семантические поля в рамках каждого стимула. В результате анализа полученных нами ассоциативных полей была сконструирована система ценностных ориентаций русской языковой группы, в которой наиболее многочисленной стала ценностная категория «Успех».

Ассоциативные поля многих стимулов содержат в себе реакции, одинаково трактующие образ успешного человека, что указывает на важность данной ценностной категории для русскоязычной группы. В частности, образ успешного человека детально представлен в ассоциативном поле стимула «Бизнесмен». Так, успешный человек, с точки зрения русской группы, — это, в первую очередь, финансово состоявшийся человек, о чем свидетельствует наиболее частотная реакция «Деньги» (33), входящая в ядро ассоциативного поля данного стимула, а также образующие семантическую группу смежные по значению реакции («богатый» (15), «олигарх» (4), «богач» (3) и т. д.). Реципиентами были приведены в пример имена успешных, на их взгляд, деловых людей («Абрамович» (7) и т. д.).

Успех человека определяется интеллектуальным развитием индивида и уровнем его образования. Это подтверждается группой реакций, представляющей интеллектуальные качества человека в ассоциативном поле стимула «Бизнесмен», а также стимулов «Человек» и «Думать». При анализе реакций, входящих в данные группы, следует отметить, что большая их часть характеризует творческий характер мышления современного русского человека («изобразительность» (1), «инноватор» (1)). Также многочисленные реакции в ассоциативном поле данного стимула представляют различные виды мыслительной активности, определяя глобальность мышления («разумный» (36), «думающий» (3), «мыслящий логически» (1), «анализировать» (2), «рационально» (1) и т. д.). Важность приобретения знаний прослеживается на примере стимула «Наука», в ассоциативном поле которого нами выделена соответствующая группа реакций («развитие» (8), «учеба» (7), «изучение» (4), «исследование» (4), «книги» (3) и т. д.). В ядре ассоциативного поля «Хороший» присутствует реакция «умный» (2), а в самом ассоциативном поле находятся близкие по значению единичные реакции. Множественные реакции на стимул «Путешествие», указывающие на познавательный характер данного мероприятия, также говорят о важности получения новых знаний для современных русских («интересное» (17), «познание нового» (2), «исследование планеты» (1), «познавательное» (1) и т. д.). Таким образом, большое количество реакций данной тематики на различные стимулы свидетельствует о ценностном отношении к образованию и знаниям, которыми владеет человек в современном обществе.

Успех должен быть во всем, включая внешние данные человека. Красота, стройность и молодость (хотя бы внешняя) является сегодня частью

успешного имиджа современного человека и одним из ключевых моментов на пути к успеху. Такое отношение прослеживается на примере группы реакций «Внешность» стимула «Я» («красавчик» (4), «спортсмен» (3), «молодой» (2), «кудрявая» (1) и т. д.). Ассоциативные поля стимулов «Президент» и «Бизнесмен» уделяют особое внимание атрибутам и аксессуарам, которыми должен владеть успешный человек («костюм» (6), «галстук» (4), «красавчик» (2), «фрак» (1), «в очках» (1), «запонки» (1), «в смокинге с кейсом» (1) и т. д.).

Важность внешнего образа, моды и стиля прослеживается на примере стимула «Одежда». Наиболее многочисленная группа реакций ассоциативного поля данного стимула представлена наименованиями различных видов одежды («джинсы» (7), «куртка» (7), «платье» (6), «кеды» (3) и т. д.). И хотя многие реакции указывают на практичный подход к выбору одежды («удобная» (23), «тепло» (10), «комфорт» (3)), в ядре ассоциативного поля данного стимула присутствуют реакции, называющие имена ведущих мировых кутюрье и указывающие на особое отношение русских к шику и роскоши («роскошь» (4), «шик» (3), «Версачи» (3), «Ив Сен Лоран» (2) (орфография сохранена)). И только для минимального количества реципиентов одежда не представляет особой важности и является всего лишь «маской» или «мишурой» («тряпки» (4), «не главное» (1), «обертка» (1) и т. д.).

Показателем успеха, по мнению русской этнической группы, может быть алкоголь. В ассоциативном поле стимула «Виски», представляющем собой американскую реалию, входящую в шестой кластер, содержатся реакции, фиксирующие оценочное отношение респондентов к данному предмету с позиций престижности («дорогое» (6), «аристократ» (4), «богатство» (2) и т. д.).

Власть также является составляющей успеха современного человека. В рамках стимула «Бизнесмен» это связывается с нахождением индивида на руководящей должности («руководитель» (7), «власть» (5) «решающий дела» (1), «управление» (1) и т. д.). В ассоциативном поле стимула «Я» выделяется группа реакций с соответствующим значением («бог» (4), «власть» (1), «царь» (1) и т. д.). Особое отношение к данному понятию прослеживается на примере стимула «Деньги», в ядре ассоциативного поля которого находится реакция «власть» (10). С позиции власти воспринимается русскоговорящими стимул «Президент», о чем говорят многочисленные единичные реакции, а также реакции, входящие в ядро ассоциативного поля данного стимула («глава» (28), «власть» (15), «правитель» (6), «главнокомандующий» (3), «господин» (1), «может все» и т. д.). Также реакция «власть» (6) содержится в ядре ассоциативного поля стимула «Документы».

Восприятие роскоши как необходимой составляющей успеха прослеживается на примере стимула «Транспорт». Ассоциативное поле данного стимула содержит группу реакций, представляющих названия моделей машин класса люкс («Мерседес» (2), «БМВ» (2), «Suzuki Grand Vitara» (1) и т. д.), а также реакции типа «только Porshe» (1).

С точки зрения реципиентов, финансовое благополучие является ключевым моментом успешной жизни. Таким образом, особо злободневным для русских сегодня является финансовый вопрос. Реакция «деньги» (62) является ключевым понятием ядра ассоциативного поля стимула «Работа», ядра ассоциативного поля стимула «Время» (72),

а также ядра ассоциативного поля стимула «Бизнесмен» (36).

В ассоциативном поле самого стимула «Деньги» выделяются две семантические группы, выявляющие двоякое отношение к данной ценностной категории со стороны русской этнической группы. С одной стороны, позитивное восприятие данной ценностной категории заключается, в первую очередь, в новых возможностях, которые открываются в связи с обогащением индивида, отсюда такие реакции, как «возможности» (11), «власть» (10), «отдых» (2), «исполнение желаний» (1), и т. д. В этой связи русских очень волнуют вопросы нехватки денег («надо» (3), «нужны постоянно» (1), «без них никуда» (1) и т. д.) и выбора валюты, в которой деньги следует хранить («доллары» (7), «рубль» (4), «в евро» (3), «зеленые» (2), «драгоценные бумаги» (1) и т. д.).

С другой стороны, все-таки прослеживается пренебрежительное отношение к указанной категории. Небольшое количество единичных реакций указали на нейтральное или негативное отношение к категории «Деньги». Так, деньги — это «бумага» (11), приносящая «зло» (8) («не важны» (1), «ненужные» (1), «не главное» (1), «ничто» (1) и т. д.). Следует отметить, что, несмотря на большое количество реакций с явно негативным отношением к анализируемому объекту, их количество значительно меньше количества реакций, говорящих о важности этого явления. На наш взгляд, это указывает на материализацию современной ценностной культуры, когда духовные ценности сдвигаются на задний план и приоритет отдается материальным благам, что позволяет нам рассматривать данную категорию в качестве важной составляющей системы ценностей современного общества.

Работа играет важную роль в жизни реципиентов русской этногруппы и рассматривается современными русскими, в первую очередь, с точки зрения финансовой привлекательности. Так, реакции «работа» (16), «труд» (4), «зарабатывать» (2), «зарплата» (2), «очень много» (2), «капитал» (1), «получать» (1), «доход» (1) и т. д. являются составляющими ядра ассоциативного поля стимула «Деньги».

Ассоциативное поле стимула «Работа» предлагает в качестве наиболее частотной реакции «деньги» (62). Входящие в данную группу реакции определяют скорее прагматический подход к выбору работы, нежели духовный. Ценностный подход к восприятию стимула «Работа» во многом определяется серьезностью отношения со стороны русской группы, на что указывает семантическая группа реакций, выделенная в ассоциативном поле данного стимула.

Однако работа не является единственным способом получения денег. Авантюризм, свойственный русским, готовность рисковать ради получения прибыли прослеживаются на примере группы реакций стимула «Деньги», соотносящихся с нелегальным способом заработка («риск» (2), «приключения» (1), «наручники» (1), «фишки» (1)).

Анализ результатов проведенного нами свободного ассоциативного эксперимента как психолингвистического инструмента, позволяющего проникнуть в языковое сознание индивида, представил возможным выявить специфику системы ценностей русской этнической группы.

По данным эксперимента, основной ценностной категорией русской этнической группы стал ориентир «Успешность». В данную группу вошло 2218 реакций, что составляет 24 % от общего числа реакций (9210).

Анализируя входящие в семантические группы лексические единицы, мы можем отметить особую важность материальной составляющей успеха в современном обществе. Именно материальная, а не духовная составляющая является базовой ценностной ориентацией данной категории, на что указывают множественные реакции, означающие предметы роскоши.

Поскольку именно с точки зрения успешности человек оценивается в современном обществе, то данная категория становится целью и смыслом жизни, ради которого нужно учиться и работать.

На указанные оценки и представления, в первую очередь, влияет социокультурная среда, мотивирующая личность на демонстрацию успешности, о чем говорят множественные реакции, описывающие представительный, зачастую роскошный образ успешного, на взгляд реципиентов, индивида.

Таким образом, диктатура материальных благ зафиксирована в современном обществе и является фактором, структурирующим социальную реальность и во многом определяющим поведение членов данного общества.

Библиографический список

1. Пахомова, Е. В. Методика диагностики ценностных ори-ентаций (МДЦО) / Е. В. Пахомова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер. Психология. — 2011. — № 2 (10). — C. 120-129.

2. Залевская, А. А. Введение в психолингвистику : учеб. / А. А. Залевская. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Изд-во Российского гос. гуманитарного ун-та, 2007. — 560 с.

3. Залевская, А. А. О комплексном подходе к исследованию закономерностей функционирования языкового механизма человека / А. А. Залевская // Психолингвистические исследования в области лексики и фонетики. — Калинин : Изд-во Калинин. гос. ун-та, 1981. — С. 28 — 44.

4. Семья и дружба — превыше всего // Всероссийский центр изучения общественного мнения. — Режим доступа : http: // wciom.ru/index.php?id = 236&uid=13608 (дата обращения: 08.10.2016).

ВЯЗИГИНА Светлана Юрьевна, преподаватель кафедры иностранных языков. Адрес для переписки:У1а21дта_8@та11.га

Статья поступила в редакцию 31.10.2016 г. © С. Ю. Вязигина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.