Научная статья на тему 'Специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов'

Специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРГИЧНОСТЬ АЭРГИЧНОСТЬ / СТЕНИЧНОСТЬ АСТЕНИЧНОСТЬ / ЭКСТЕРНАЛЬНОСТЬ ИНТЕРНАЛЬНОСТЬ / СВЯЗИ И СООТНОШЕНИЯ / ЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ERGICITY - ANERGICITY / STHENICITY - ASTHENICITY / EXTERNALITY - INTERNALITY / RELATIONS AND RATIOS / ETHNO-PSYCHOLOGICAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Качурина Ольга Олеговна

В статье анализируется специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов. Раскрываются этнопсихологические особенности в соотношении динамических, эмоциональных и регулятивных признаков общительности у двух сравниваемых групп студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of Relations between Regulatory-Dynamic Variables of Soiability in Latin American and Russian Students

The specificity of the relations between the regulatory-dynamic variables of sociability in the Latin American and Russian students is analyzed in the article. The ethno-psychological peculiarities in the ratios of the dynamic, emotional and regulatory properties of sociability in the two compared groups of students are revealed.

Текст научной работы на тему «Специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов»

СПЕЦИФИКА СВЯЗЕЙ РЕГУЛЯТОРНО-ДИНАМИЧЕСКИХ ПЕРЕМЕННЫХ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ У ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ И РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ

О.О. Качурина

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье анализируется специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов. Раскрываются этнопсихологические особенности в соотношении динамических, эмоциональных и регулятивных признаков общительности у двух сравниваемых групп студентов.

Ключевые слова: эргичность — аэргичность, стеничность — астеничность, экстерналь-ность — интернальность, связи и соотношения, этнопсихологические особенности.

Этнопсихологические особенности общительности исследовались у различных национальных групп: представителей коми, татар, чувашей, китайцев и др. [1—4]. В нашей работе изучались структурные особенности общительности у латиноамериканских и российских студентов. В таблице представлены интеркорреляции регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов.

Таблица

Интеркорреляции регуляторно-динамических переменных общительности у латиноамериканских и российских студентов

Переменные Латиноамериканские студенты Русскоязычные студенты

1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6

Эргичность

Аэргичность 03 -37**

Стеничность 53*** 06 25 -03

Астеничность 20 22 15 -05 19 51***

Интернальность 61*** 17 33* 38** 27 08 41** 29*

Экстернальность 20 25 23 61*** 31* 31* -05 45*** 31* 35*

Примечание: Нули и запятые опущены. Уровень значимости корреляций: * 5%; ** 1%; *** 0,1%.

Остановимся сначала на анализе данных латиноамериканских студентов. Из таблицы видно, что эргичность положительно коррелирует со стеничностью и интернальностью. Эти связи свидетельствуют о том, что чем больше выражена эргичность, т.е. потребность поделиться своими мыслями и впечатлениями с другими людьми, непринужденность общения в незнакомой компании, желание быть среди людей и т.д., тем выше уровень положительных эмоций (наслаждение от процесса общения, чувство удовлетворенности общением, чувство радости

от полученного знакомства и т.д.). Положительные связи эргичности с интерналь-ностью указывают на то, что высокая потребность и легкость общения с другими людьми сочетается с высоким уровнем инициативности в общении. Латиноамериканские студенты считают, что успех в общении является результатом собственных усилий и не зависит от обстоятельств; что люди оказываются одинокими из-за того, что сами не проявляют интереса к окружающим. Они считают, что, если захотят, то смогут расположить к себе любого человека. Они всегда проявляют инициативу в общении и не надеются на других людей.

С другой стороны, интернальность статистически значимо коррелирует с эмоциональными характеристиками общительности — стеничностью и астенично-стью. Эти связи свидетельствуют о том, что активная позиция в общении латиноамериканских студентов подкрепляется положительными эмоциями, т.е. они переживают эмоции радости при знакомстве и общении с другими людьми; чувство наслаждения общением; удовлетворенное состояние, когда они находятся в окружении других людей и т.д. Вместе с тем они испытывают иногда отрицательные эмоции, т.е. состояние неудовлетворенности собой и своим общением; раздражаются при неудачах в общении; испытывают чувство обиды, когда другие люди подшучивают над ними; чувство смущения при общении с новыми людьми и т.д.

И, наконец, тесные корреляции обнаружены между экстернальностью, интер-нальностью и астеничностью. Это свидетельствует о том, что отрицательные эмоции, т.е. чувство неудовлетворенности собой, раздражения в ходе общения, чувство смущения и т.д. сочетаются с мнением латиноамериканских студентов о том, что внешние обстоятельства сильно влияют на их отношения с другими людьми, что у них недостаточно сил, чтобы влиять на других людей, что удача в общении зависит от стечения обстоятельств и т.д. Положительное соотношение интерналь-ности и экстернальности говорит о том, что активная позиция в общении иногда сочетается с пассивным отношением к общению, т.е. неоправданной ссылкой на роль внешних обстоятельств в процессе общения.

Перейдем теперь к анализу соотношений регуляторно-динамических переменных общительности у российских студентов (см. таблицу). Как видно из таблицы, эргичность отрицательно коррелирует с аэргичностью и положительно — с экс-тернальностью. Это означает, что российские студенты четко разделяют динамический компонент общительности по полюсам. На положительном полюсе располагается высокая потребность поделиться своими мыслями и впечатлениями с другими людьми, легкость вхождения в контакт, непринужденность в общении, предпочтение проводить время среди других людей и т.д. На отрицательном полюсе находится сознательное ограничение круга своих знакомств, поддержание контактов только с избранными людьми, нежелание обновить круг своих знакомств и т.д. Связь эргичности и экстернальности говорит о попеременной смене активного проявления общительности на пассивное, т.е. зависимостью ее от внешних обстоятельств.

Наиболее тесные связи обнаружились между стеничностью с одной стороны, экстернальностью и интернальностью с другой. Здесь следует подчерк-

Качурина О.О. Специфика связей регуляторно-динамических переменных общительности.

нуть тот факт, что положительные эмоции значительно влияют на степень активной и пассивной саморегуляции общительности российских студентов. Вместе с тем положительные и отрицательные эмоции оказались связаны между собой. Это говорит о единстве эмоциональных характеристик в целом и о том, что эти эмоции конкурируют между собой. Связь интернальности с экстернальностью означает единство характеристик регуляторного компонента, а корреляции их с эмоциональными переживаниями говорят о значительном их месте в саморегуляции общительности в целом.

Итак, динамический, эмоциональный и регуляторный компоненты, с одной стороны, демонстрируют отдельные связи внутри своих переменных как у латиноамериканских, так и у российских студентов, с другой — проявляют национально-этническую специфику связей регуляторно-динамических переменных общительности.

Общий смысл соотношений сводится к тому, что устойчивость, сила, многообразие способов и приемов реализации общительности у латиноамериканских студентов зависят от эмоциональной и волевой регуляции субъекта. Следовательно, чем сильнее выражена активная регуляция субъекта, тем сильнее стремление сделать успех в общении результатом только своих собственных усилий, что сопровождается выраженными эмоциями радости и чувством удовлетворения у латиноамериканских студентов.

Для российских студентов характерно следующее. Чем сильнее выражены эмоции радости и наслаждения от процесса общения с другими людьми, тем сильнее проявляются чувства опасения и настороженности при знакомстве и состояние неудовлетворенности собой и своим общением, состояние раздражения и злости, если в общении их постигает неудача. Кроме того, чем сильнее выражены стени-ческие признаки общительности у российских студентов, тем с большей степени осуществление своих намерений они связывают с внешними обстоятельствами, такими как везение, а также с невозможностью ничего изменить в сложившихся отношениях с другими людьми. У российских студентов чем сильнее эмоции радости при знакомстве и общении с другими людьми при нахождении в новой и необычной обстановке общения, тем больше успех в общении является результатом их собственных усилий.

У латиноамериканских студентов чем сильнее состояние неудовлетворенности собой и своим общением, а также состояние беспокойства и раздражения в случае длительного пребывания в окружении людей, тем сильнее уверенность в том, что нужно проявлять инициативу, не надеясь на других людей, и что уважение со стороны других людей — это итог их собственных усилий. При этом внешние обстоятельства сильнее влияют на их отношения с другими людьми.

Для российских студентов характерна отрицательная связь между эргично-стью и аэргичностью общительности. Чем сильнее российские студенты испытывают потребность поделиться своими мыслями и впечатлениями с другими людьми и чем чаще они используют возможность побывать на различных встречах и вечеринках, тем меньше они сознательно ограничивают круг своих знакомств.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Баумштейн Т.А. Этнопсихологические различия в структуре общительности у представителей коми и русской национальности // Психологическая структура общительности, ее половозрастные и национально-этнические особенности. — М., 1995.

[2] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности. — М.: Изд-во РУДН, 2007.

[3] Кудинов С.И., Николаева С.Ю. Психологическая характеристика общительности народностей Среднего Поволжья (на примере татар и чувашей) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Психология и педагогика». — 2011. — № 1. — С. 23—29.

[4] Ян Бинь. Этнопсихологические особенности темперамента и общительности у китайских и российских студентов: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2004.

SPECIFICITY OF RELATIONS BETWEEN REGULATORY-DYNAMIC VARIABLES OF SOCIABILITY IN LATIN AMERICAN AND RUSSIAN STUDENTS

O.O. Katchurina

The Chair of Social and Differential Psychology Peoples' Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The specificity of the relations between the regulatory-dynamic variables of sociability in the Latin American and Russian students is analyzed in the article. The ethno-psychological peculiarities in the ratios of the dynamic, emotional and regulatory properties of sociability in the two compared groups of students are revealed.

Key words: ergicity — anergicity, sthenicity — asthenicity, externality — internality, relations and ratios, ethno-psychological peculiarities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.