В наибольшей степени проблема молодежи в нашей стране связана с унаследованной от тоталитарной системы нетерпимостью к другому образу жизни и поведению, причем прослеживаемой не столько в правовых актах, сколько в умах молодых людей. Непримиримость рождает ответную непримиримость, и поэтому сегодняшняя молодежь, принимая от родителей материальную помощь, не принимает родительского образа жизни, взглядов и поведения. На почве подобных межгенерационных и социальных противоречий и произрастает современная молодежная субкультура - «вся из контрастов, из острых углов, из клубка нравственных и эстетических проблем» (6, с. 8).
Потому сегодня в первую очередь следует отказаться от негативистских предубеждений и при исследовании молодежной субкультуры использовать дифференцированный подход при оценке отличных от общепринятого мировоззрения и деятельности современных формальных и неформальных молодежных объединений в учреждениях культуры.
Следовательно, необходим системный подход к воспитанию общественных интересов у молодежи в учреждениях культуры с государственной поддержкой.
Примечания
1. Лисовский В.Т. Советское студенчество: социологические очерки. М., 1990.
2. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1954. - Т.1.
3. Смелзер Н. Социология. М., 1994.
4. Переработанный перечень. Оригинал см.: Лисовский В.Т. Социология молодежи. М., 1996. С. 340.
5. «Дрейфуя в море рекламы» // Пробудитесь! 1998. 22 авг.
6. Сикевич З.В. Молодежная культура: «за» и «против». Л., 1990.
Т.В. Дедурина
СПЕЦИФИКА СУЩНОСТНЫХ СВОЙСТВ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АНИМАЦИИ
Вопрос о сущностных свойствах социокультурной анимации неоднократно поднимался в исследованиях ученых (Е.Б. Мамбекова, Л.В. Тарасова, Н.Н. Ярошенко и др.).
Исследователи современной социокультурной анимации отмечают выраженный гуманистический характер анимационной деятельности. Теоретической основой социокультурной анимации являются труды ученых гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу, А. Мей и др.), а также близких к ней по гуманистической ориентации социальной психиатрии и трансакционного анализа (Э. Берн, Э. Фромм, Э. Эриксон и др.), логотерапии (В. Франкл), арттерапии и др. Также социокультурная анимация опирается на ведущие общемировые концепции гуманистической педагогики (А. Нейл, О. Декроли, Е. Пархерст, Р. Штайнер, С. Френе и др.), связанные с задачами свободного воспитания и творческого развития.
Явление социокультурной анимации изначально возникло в 1950-е годы во Франции и осознавалось как часть культурной и воспитательной системы общества. При сложившихся определенных политических, социальных, культурных условиях социально-культурная анимация формировалась именно как эмпирическая социокультурная деятельность, помогающая преодолевать негативные тенденции общественной жизни - такие, как изоляция, одиночество, отчуждение, пессимизм, беспомощность и др.
С нашей точки зрения, для определения сущностных основ социокультурной анимации необходимо обратиться к этимологии самого понятия «анимация». Слово «anima», являясь коренной основой термина «анимация», в буквальном переводе с латинского означает «душа», т.е. «анимацией» обозначается процесс воодушевления, одухотворения. Поэтому, учитывая социально-культурные условия ее функционирования, можно дать следующее определение. Социокультурная анимация - это явление
общественной сферы культурной деятельности, способное преодолевать негативные общественные тенденции, которые реализует внутренний потенциал личности в процессе межличностного и межгруппового взаимодействия индивидов.
Личностно-деятельностный подход в социокультурной анимации обусловлен сущностными свойствами, лежащими в основе анимационной деятельности. Личность в современном обществе имеет потребность в социализации, в общении с другими индивидами. Психолого-педагогические условия реализации социокультурной анимации построены на понимании потребностей личности, и в первую очередь потребности в социализации, которая является центральной с позиций общественных отношений.
Социализация как свойство социокультурной анимации проявляется в позиционировании, сопоставлении себя с другими и осуществляется, прежде всего, в различных формах общения: массового, группового, межличностного, неформального (1). В рамках анимационного процесса социализацию можно рассматривать как социально-психологическую адаптацию индивида, вхождение его в конкретную социальную среду и изменение в соответствии с ней таким образом, чтобы он мог решать важнейшие задачи своей жизни - от физического выживания до самоактуализации. В течение жизни каждый человек проходит через различные социальные институты (семья, школа, улица, культурные учреждения и др.), усваивая опыт социального взаимодействия и самореализации, тем самым определяя уровень своей социализированности.
Социализация в структуре анимационной деятельности понимается как процесс интеграции личности в социокультурную систему (Р. Мертон, Т. Парсонс), социальное научение (А. Бандура), результат социального взаимодействия (Дж. Мид). Из отечественных исследователей важнейший вклад в разработку проблемы социализации внесли Л.И. Божович, И.С. Кон, Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др. Понятие социализации тесно связано с понятием адаптации: его можно рассматривать как составную часть процесса социализации и в качестве одной из ее важнейших механизмов в анимационной деятельности. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью своей роли при вхождении в новую социальную ситуацию. Можно сказать, что личность в процессе социокультурной анимации не только осваивает новую роль в социальном окружении, но и решает с группой вопрос о предлагаемой ей роли и в меру своих возможностей выбирает вариант взаимодействия с микросоциумом, а также свою социальную позицию. Процесс социализации в социокультурной анимационной деятельности предопределяет выявление следующих функциональных характеристик анимации - адаптации, коммуникации, регенерации и реконструкции.
П. Бенар, французский теоретик социокультурной анимации, уточняя понятие социокультурной анимации, говорит о его компенсаторных, регуляционных, катализирующих качествах, способствующих приспособлению и самостоятельности, а социолог Ж.-Р. Эмоф предназначение анимации видит в функции адаптации к новым формам общественной жизни (2). Р. Лабури отмечает, что феномен анимации несет двоякое значение, являясь одновременно и методом приспособления (социальной терапии), и идеологией освобождения через участие (2).
При глубинном анализе социокультурной анимации как деятельности отмечается терапевтическое свойство, которое подчеркивает психолого-педагогический характер данной деятельности. Анимация обращена к духовной сущности человека, и все чаще ее обозначают как педагогику социально-культурной сферы, отмечая реабилитационный характер воздействия. Терапевтическое свойство социокультурной анимации подразумевает психологическое воздействие на внутренний мир личности с целью оздоровления его психики. Такое воздействие наиболее эффективно реализуется в анимации, реализуемой с помощью методов глубинной психологии и психотерапии, а именно: арттерапии, логотерапии, психодрамы, гештальт-терапии, сказкотерапии, игроте-рапии и др.
Например, технология арттерапии построена на использовании искусства как символической деятельности. Применение этой технологии имеет два механизма психологического коррекционного воздействия. Первый направлен на влияние искусства через символическую функцию реконструрирования конфликтной травмирующей ситуации и нахождение выхода через переконструирование этой ситуации. Второй связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию проживания негативного аффекта по отношению к формированию позитивного аффекта, приносящего наслаждение.
М.Е. Бурно выделяет особое лечебное направление - психотерапию духовной культурой, которая основывается на таких технологиях, как арттерапия; музыко-терапия; библиотерапия; аретотерапия А.И. Яроцкого; психотерапия миросозерцанием Я. Мар-циновского; психосинтез Р. Ассоджиоли; синтетическая психотерапия В. Кречмера; психотерапия увлечениями Ю.А. Скроцкого; этнотерапия З. Косовой, М. Хауснера; позитивная психотерапия Н. Пезешкиана; ландшафтотерапия; психотерапия скульптурным портретом Г.М. Назлояна; терапия творческим самовыражением М.Е. Бурно; психотерапия горя Ф.Е. Василюка.
Сегодня анимация осуществляется как деятельность внутри и вне группы, коллектива, определенного круга людей, имеющих целью развитие отношений и регуляцию общественной жизни при помощи методов включения и участия. Использование в анимационных программах методов активной педагогики, различных психотехник, арттера-пии доказывает близкое соприкосновение анимационной деятельности со сферами искусства и культуры. Культура и искусство являются эффективными средствами оживления внутреннего мира личности. В системе технологий социокультурной реабилитации социокультурная анимация использует средства культуры и искусства для преодоления психологических комплексов, а также для актуализации духовных потребностей индивидов.
Искусство обладает мощным катарсическим потенциалом, способным воздействовать на человека. О катарсическом влиянии на психическую организацию человека говорил Платон, который выдвинул свое понимание очищения (катарсиса) души как освобождения от телесных страстей или наслаждений. Его диалектические воззрения на душевное устройство человека сводятся к педагогическому пониманию совершенствования души через ее воспитание и очищение средвствами искуссва (музыка, живопись, поэзия, танец).
Аристотель, говоря о катарсисе, также видел его осуществление при помощи искусства и считал механизм катарсиса применимым только к психической сущности человека, выдвигая идею о гармоничном развитии, изменении человеческой психики через очищение и стремлении в большей степени к его духовной природе. В рассуждениях Платона и Аристотеля мы находим зачатки сублимационного свойства анимации, которое осуществляется при помощи механизмов катарсического воздействия. Использование механизма катарсиса отражается в разной степени эмоционального потрясения, которое имеет некоторую закономерность: чем ярче и насыщеннее содержание анимации, тем сильнее эмоциональные переживания, испытываемые ее участниками. Свойство сублимации самоосуществляется в процессе образовательно-познавательного приобретения социального опыта, усваиваемого личностью в ходе межличностного общения, предопределяя тем функцию коррекции в системе социокультурной анимации.
Социокультурная анимация в процессе деятельности воспроизводит психологический эффект переключения личности с негативных психоэмоциональных состояний. Посредством данного свойства негативные настроения, реакции, эмоции человека переориентируются на положительные и воплощаются в новом, приобретенном им социально-адаптированном поведении. Сублимация (лат. sublimo — возвышаю, возношу, высоко поднимаю) есть переведение энергетики желаний и влечений с одной сферы интересов личности на другую, возвышение культурных потребностей индивидов.
По З. Фрейду, способностью к сублимации обладают все люди. Но при этом многие люди обладают ей лишь в незначительной степени. Сублимация в теории З. Фрейда представляет собой защитный механизм, способствующий выходу энергии и предостерегающий человека от психических расстройств. Механизм сублимации может трансформировать нежелательные, травмирующие и негативные переживания в различные виды конструктивной и востребованной деятельности и поведение. Сублимацию следует рассматривать в качестве наиболее эффективной психологической защиты.
Самостоятельные постулаты реализации сублимации творчества предлагались в трудах Н. Гартмана, Д. Скотта, М. Шелера, Б.П. Вышеславцева. Системно-исторический подход позволил выделить в структуре сублимации творчества те элементы, о наличии которых писали в свое время классики социально-утопических теорий Т. Мор, Д. Уин-стэнли, Т. Кампанелла, Д. Верас, Г. Мабли и их последователи во Франции, в Англии и России. Исходные фактические положения для выявления социокультурной детерминации сублимации творчества сформулированы с учетом идей и выводов, содержащихся в трудах А.С. Ахиезера, С.Б. Борисова, П.С. Гуревич, Л.А. Коган, Н.И. Лапина, Э.Х.
Салахова, A.M. Шишкова. Большое значение в современных исследованиях сублимации творчества принадлежит трудам классиков мировой философии. Наиболее значимые теоретические положения содержаться в работах Н. Аббаньяно, А. Дж. Айера, Э. Кас-сирера, С. Киркегора, Э. Левинас, X. Ортега-и-Гассета.
Сублимация творчества обеспечивает преодоление ограниченности исходного социального мира и выход к новым смысловым горизонтам, новым способам социального бытия. Свойство сублимации в системе социокультурной анимации понимается нами как некий психический процесс трансформации личностной мотивации, преобразования и переключения энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и культурного творчества.
Изучение специфики сущностных свойств социокультурной анимации дает углубленное понимание психолого-педагогического характера данной деятельности. Анимация имеет предпосылки высокой степени активизации в сфере человеческих взаимоотношений, широкий спектр реабилитационных возможностей, креативной направленности, культуросозидающего потенциала. Безусловно, вышеперечисленные свойства социокультурной анимации рассматриваются нами не изолированно, они взаимодополняют и обогащают друг друга. Определение сущностных свойств социокультурная анимация обусловливает функционирование всей системы социокультурной анимационной деятельности в сфере досуга.
Примечания
1. Иманкулов Р. И. Психолого-педагогические аспекты формирования правового самосознания (Школьный возраст): Дисс. ...канд.психол.наук: Краснодар, 1998. 118 с.
2. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. - Изд. 2-е, испр. доп. М., 2005. 126 с.
И.Г. Галушко
ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)
В связи с демократизацией общества и построением рыночной экономики университеты культуры и искусств России готовят менеджеров социально-культурной деятельности, а также менеджеров выставок и презентаций, постановщиков культурно-досуго-вых или пластико-хореографических программ, продюсеров шоу-программ, технологов социально-культурной деятельности. В ряде университетов ведется подготовка специалистов социально-культурного сервиса и туризма.
К сожалению, подготовка по специальности «Организатор досуга для сферы туризма» ведется в вузах России только в рамках специализаций. Так, например, осуществляется подготовка профилизации «менеджмент анимации» в рамках специальности «Менеджмент» в Российской международной академии туризма (РМАТ), а также по специальности «Социально-культурная деятельность» (специализация «организатор досуга в туризме») в Краснодарском госуниверситете культуры и искусств (КГУКИ).
Между тем решение Международного Олимпийского комитета о проведении зимней олимпиады в 2014 году в Сочи свидетельствует о большом доверии к нашей стране, а также о нашей огромной ответственности перед мировым сообществом. Это решение обязывает ученых, педагогов и практиков разнопрофильных вузов (вузы культуры и искусств, университеты сервиса, туризма и курортного дела) объединить усилия в выработке концепции подготовки будущих специалистов для сферы туризма и гостиничного сервиса с учетом современных тенденций в мире. В настоящее время существует много проблем в подготовке специалистов в разных школах, и в первую очередь из-за несовершенства терминологического аппарата.