Научная статья на тему 'Проблемы профессиональной подготовки организаторов культурно-досуговой деятельности в туризме (на примере Краснодарского края)'

Проблемы профессиональной подготовки организаторов культурно-досуговой деятельности в туризме (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
447
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблемы профессиональной подготовки организаторов культурно-досуговой деятельности в туризме (на примере Краснодарского края)»

Салахова, A.M. Шишкова. Большое значение в современных исследованиях сублимации творчества принадлежит трудам классиков мировой философии. Наиболее значимые теоретические положения содержаться в работах Н. Аббаньяно, А. Дж. Айера, Э. Кас-сирера, С. Киркегора, Э. Левинас, X. Ортега-и-Гассета.

Сублимация творчества обеспечивает преодоление ограниченности исходного социального мира и выход к новым смысловым горизонтам, новым способам социального бытия. Свойство сублимации в системе социокультурной анимации понимается нами как некий психический процесс трансформации личностной мотивации, преобразования и переключения энергии аффективных влечений человека на цели социальной деятельности и культурного творчества.

Изучение специфики сущностных свойств социокультурной анимации дает углубленное понимание психолого-педагогического характера данной деятельности. Анимация имеет предпосылки высокой степени активизации в сфере человеческих взаимоотношений, широкий спектр реабилитационных возможностей, креативной направленности, культуросозидающего потенциала. Безусловно, вышеперечисленные свойства социокультурной анимации рассматриваются нами не изолированно, они взаимодополняют и обогащают друг друга. Определение сущностных свойств социокультурная анимация обусловливает функционирование всей системы социокультурной анимационной деятельности в сфере досуга.

Примечания

1. Иманкулов Р. И. Психолого-педагогические аспекты формирования правового самосознания (Школьный возраст): Дисс. ...канд.психол.наук: Краснодар, 1998. 118 с.

2. Ярошенко Н. Н. Социально-культурная анимация: Учебное пособие. - Изд. 2-е, испр. доп. М., 2005. 126 с.

И.Г. Галушко

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ОРГАНИЗАТОРОВ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

В связи с демократизацией общества и построением рыночной экономики университеты культуры и искусств России готовят менеджеров социально-культурной деятельности, а также менеджеров выставок и презентаций, постановщиков культурно-досуго-вых или пластико-хореографических программ, продюсеров шоу-программ, технологов социально-культурной деятельности. В ряде университетов ведется подготовка специалистов социально-культурного сервиса и туризма.

К сожалению, подготовка по специальности «Организатор досуга для сферы туризма» ведется в вузах России только в рамках специализаций. Так, например, осуществляется подготовка профилизации «менеджмент анимации» в рамках специальности «Менеджмент» в Российской международной академии туризма (РМАТ), а также по специальности «Социально-культурная деятельность» (специализация «организатор досуга в туризме») в Краснодарском госуниверситете культуры и искусств (КГУКИ).

Между тем решение Международного Олимпийского комитета о проведении зимней олимпиады в 2014 году в Сочи свидетельствует о большом доверии к нашей стране, а также о нашей огромной ответственности перед мировым сообществом. Это решение обязывает ученых, педагогов и практиков разнопрофильных вузов (вузы культуры и искусств, университеты сервиса, туризма и курортного дела) объединить усилия в выработке концепции подготовки будущих специалистов для сферы туризма и гостиничного сервиса с учетом современных тенденций в мире. В настоящее время существует много проблем в подготовке специалистов в разных школах, и в первую очередь из-за несовершенства терминологического аппарата.

Как известно, часов, отведенных на специализацию или профилизацию (всего 1000 час. и из них 450 час. отводится на факультативы по желанию студента), явно не достаточно, чтобы подготовить профессиональных организаторов досуга, которые смогли бы овладеть тем широким арсеналом форм и методов работы с самыми различными демографическими слоями населения и в самых нестандартных условиях работы, близких к экстремальным. Попытаемся объяснить нашу позицию и начнем с уточнения терминологического аппарата.

Спрос на организаторов культурного досуга в сфере туризма и гостеприимства в настоящее время стремительно растет, так как в век информатизации и компьютеризации все большее значение приобретает культурно-досуговоя деятельность человека на природе, т.е. сфера восстановления и воспроизводства его живых сил, в том числе через систему туризма и досуговую занятость. Данная тенденция проявляется все более явно и с каждым годом становится социально необходимой. Проходит время разовых сольных концертов заезжих артистов и музыкантов и ощущается потребность в постоянной организационной и индивидуальной работе в индустрии отдыха и досуга, требующей работников, которые могли бы вести постоянную, а не сезонную работу в домах отдыха, здравницах, турбазах, гостиницах.

Досуговая деятельность человека связана с рекреацией - понятием, пришедшим в науку из английского языка и имеющим значение «восстановление». В отечественной и зарубежной литературе до сих пор нет единого мнения по поводу определения понятия «рекреация». Это объясняется прежде всего тем, что не существует единого международного терминологического стандарта по данной тематике, в разных странах господствует существенно различное официальное понимание (и, соответственно, толкование) понятий и терминов, связанных с рекреацией и сферой досуга. Внашей стране не существует единой законодательной базы, в которой был быточно определен круг основных понятий, связанных с рекреацией и индустрией досуга. Такие понятия, как рекреация, туризм, отдых, экскурсия, свободное и рекреационное время, досуг и другие, в реальных условиях зачастую не так-то просто различить.

В «Толковомсловаретуристскихтерминов»В.А.Квартальногопонятие «рекреация» определяется как «расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека» (3, с. 188).

«Энциклопедия туриста» определяет рекреацию как «восстановление и развитие физических и духовных сил человека посредством отдыха, в том числе занятия туризмом» (7, с. 101). Именно эта точка зрения бытовала в отечественной (в основном советской) литературе. В современной литературе, изданной в последние годы, наблюдается переход к новому видению рекреации. В частности, авторы А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова в книге «Рекреационная география» считают, что рекреация - это одновременно восстановление, оздоровление и пространство, где осуществляются эти виды деятельности. Они отмечают, что к рекреации относятся все виды деятельности, не связанные с переменой места жительства, с чем трудно согласиться. В туризме же необоснованно выделяют только лечебную рекреацию и при этом верно заключают, что зоной их пересечения являются все виды туризма, которые направлены на восстановление, оздоровление, релаксацию, дачный отдых, паломничество, экотуризм (4, с. 39-40).

К этому можно добавить, что попытки внедрения образовательных культурно-досу-говых, анимационных программ сегодня осуществляются во многих курортных здравницах, спортивно-оздоровительных лагерях городах Сочи, Анапа, Геленджик, Горячий ключ и др. Администрация Горячего ключа активно продвигает деревенский и горный туризм, так как красота этих мест не может не притягивать отдыхающих. Немецкие специалисты под Краснодаром в 2009 году построят «Немецкую деревню "Екатерина Великая"» (общая площадь поселка - более 73 га). В краткой статье нет возможности раскрыть позитивный опыт в организации отдыха, который накоплен в Краснодарском крае, так богатом своими биоресурсами и культурой.

Полноценный отдых, досуг, действительно, играет огромную роль в этом восстановлении, поскольку воссоздает в непростой жизни современного человека необходимый баланс и гармонию, помогает получить новый заряд энергии. Именно поэтому в современном обществе возникает острая потребность в научной организации досуга, так как свободное время людей - важнейшая социальная сфера, требующая государственной поддержки и инновационной организации. От того, как организован досуг, зависит морально-психологический климат в обществе, культурный уровень данного общества, физическое и нравственное здоровье данного общества.

В настоящее время в России процесс проникновения, взаимовлияния, взаимообогащения различных областей художественной жизни в учреждениях культуры и в сфере туризма приобрел почти всеобъемлющий характер, успешно реализуются новые идеи через рекламу и маркетинговые подходы, видоизменяются традиционные формы досуга. Начиная с 1990-х годов преодолевается девальвация культурных ценностей, возрождается историческая память, осуществляется отказ от усредненного, унифицированного, однообразного социально-культурного института, не имеющего своего национального лица. Стала складываться система коммерческого клубного отдыха и занятий. Существуют клубы - городские (профессиональные, элитарные и т.п.) и загородные. Кроме того, возникают всевозможные коммерческие и некоммерческие организации, занимающиеся организацией досуга. Причем забота о полноценном отдыхе проявляется не только в отношении работоспособного населения, но и в отношении детей, подростков, студенчества, а в последние годы все больше внимания уделяется разработке программ отдыха для специальных групп населения: душевнобольных, умственно отсталых, инвалидов и т.д. Самым ярким примером подобного рода программ является, пожалуй, спортивная программа для инвалидов - Специальные олимпийские игры, в которых принимают участие более миллиона инвалидов из России и 70 других стран.

Что же такое досуг? Как соотносится понятие досуга с понятиями рекреации и отдыха? Каким должно быть принципиально новое понимание культуры досуга?

Советский энциклопедический словарь давал такое определение: «Досуг (свободное время) - часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую (в том числе общественную) деятельность; учебу, самообразование;культурное(духовное)потребление (чтение газет, книг, посещение кино и т.д.), спорт и т.п.; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми» (5, с. 1180).

Там же мы находим определение отдыха: «Отдых - состояние покоя либо такого рода деятельность, которая снимает утомление и способствует восстановлению работоспособности» (5, с. 949).

Попытаемся систематизировать данные понятия. Итак, рекреация - это расширенное воспроизводство, восстановление сил человека; отдых - это средство, с помощью которого происходит восстановление (рекреация) сил и работоспособности (причем наиболее продуктивным отдыхом медицинская энциклопедия называет сон); досуг тоже можно определить как средство восстановления сил в процессе какой-либо деятельности, любительских занятий и пр., т.е. досуг является частью отдыха, поскольку не включает в себя время на сон и другие непреложные затраты, которые мы могли бы назвать отдыхом. Упрощенно можно представить следующую логическую цепочку: «Цель: восстановление физических и духовных сил человека» - «отдых-досуг - средства достижения цели» - «конечный результат: восстановление физических и духовных сил».

Остановим наше внимание только на ядре этой схемы - досуг, организованный, деятельный, «культурный».

В общепринятом бытовом понимании культура сегодня - это не только потребление. Она рассматривается как живой культурно-творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, самоорганизация досуга и т. д. Произошло переосмысление функций культуры в обществе: теперь это не идеологическое воспитание и культурное обслуживание, а создание условий для развития культуры и человека. Меняет свое содержание и культурный досуг, сохраняя и совершенствуя сервисную функцию.

Как известно, в современных условиях целое научное направление, так называемое «культурно-просветительная деятельность», трансформировалось в понятие «куль-турно-досуговая деятельность», но часто трактуется и еще в более широком толковании - как «социально-культурная деятельность».

А.Д.Жарков в книге «Технология культурно-досуговой деятельности» в качестве генеральной цели «культурно-досуговой деятельности» считает повышение общей культуры людей, частными целями - воспитание культуры профессиональной, нравственной, эстетической, физической, правовой, психологической, экологической и т.п. (1 , с.50). В новой книге «Социально-культурные основы эстрадного искусства» он справедливо отмечает, что в современных условиях интенсивного развития эстрадного искусства и его слияния с шоу-бизнесом, широкой коммерциализации сферы досуга существенно изменяются его

формы и требования профессионального мастерства к специалистам учреждений культуры и искусства. Далее он выделяет многообразные современные формы культурно-досу-говых программ: театрализованные тематические вечера, игровые конкурсные вечера, вечера-презентации, церемониалы, праздники (в томчисле религиозные), обряды, авангардные спектакли, общественно-политические театрализованные акции, массовые зрелища, представления эротической направленности, шоу в ночных клубах (3, с.5).

Ю.А.Стрельцов в книге «Культурология досуга», говоря о сущности часто встречающегося в последнее время термина «социально-культурной деятельности», высказал следующее мнение: «Основой ее является широко распространенное использование своего свободного времени для собственного культурного саморазвития и социокультурной самореализации» (6, с. 16). Далее он подчеркивает, что во всех цивилизованных обществах существует традиционная система квалифицированной помощи этим людям со стороны специалистов, которых на современном этапе принято называть аниматорами и менеджерами культуры и досуга, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы именуют анимационной социокультурной работой.

Организация культурного досуга помогает сформировать в обществе достойную среду. Возможности получения элитарного досуга и отдыха быстро возрастают, и поэтому центры отдыха и турбазы нуждаются в организаторах досуга, которые должны уметь «подобрать ключи» к каждому отдыхающему, чтобы он снова вернулся.

Туризм является одним из наиболее активных и интересных видов досуга, сочетая в себе одновременно увлекательную и познавательную деятельность. Во время походов воспитывается терпение, смелость, выносливость, любознательность; на экскурсиях поощряется познавательная активность; в клубах по интересам, организованных на туристских базах, развиваются творческие способности.

Особенно ценным в воспитательном отношении является семейный туризм. От того, как будет он организован, будет зависеть, сумеют ли наши дети продолжить традиции отцов, насколько молодым людям будут близки исторические корни народа, - все это зависит от воспитания, полученного в семье (следует и далее проводить конкурсы «Семейных ассамблей» и др.).

На территории района Горячего ключа в будущем планируется строительство тематических парков-заповедников, подобных «Диснейленду», где большая часть российских семей со средним и низким достатком могла бы интересно провести время. В ближайшее время планируется Краснодаре открыть для детей и взрослых заложенный дендропарк.

Одним из перспективных решений данной проблемы могло бы стать развитие программного туризма в Краснодарском крае, предусматривающего вовлечение существующей материально-технической туристской и досуговой базы.

Целесообразно привлекать организаторов досуга в туризме на конкурсной основе авторских программ, учитывающих возрастные и психологические особенности, традиции и многие другие факторы. Эта вынужденная мера позволит сделать туризм в нашем крае качественным и действительно массовым (администрация к 2010 году планирует довести отдыхающих до 10 млн.).

Анализ современной литературы позволяет выделить следующие необходимые условия для внедрения программного туризма: специальную подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; разработку типовых сценариев и циклов рекреационных занятий; активное вовлечение различных групп и слоев населения в создание туристской инфраструктуры; выполнение отраслевого заказа на внедрение программ.

Кадровое обеспечение внедрения программного туризма видится так: перестройка мышления руководителей турпредприятий и организаций; подготовка специалистов по разработке сценариев турпрограмм, их готовность к режиссуре и т.д.

Культурно-досуговая деятельность в туризме рассматривается нами как деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Культурно-досуговые программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.

В связи с накопленным опытом и учитывая современные потребности в качественном досуге и отдыхе, следует переходить к подготовке «Организаторов досуга в туризме» и «Аниматоров туризма и гостиничной сферы» в виде специальности. Эти специалисты могут заниматься разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующих людей в многообразии видов досуга, организующих полноценный досуг.

На наш взгляд, уже в ближайшем будущем станет жизненно необходимым создание специально организованных анимационных информационно-методических центров по организации деятельного досуга. Современный тураниматор, прежде всего, должен помочь сориентироваться человеку в многообразии видов досуга, осуществить интенсивный поиск своего «досугового дела» с учетом личностных потребностей.

Таким образом, одна из актуальных проблем, связанная с нравственным оздоровлением общества и его будущим, заключается в поиске оптимальных вариантов, а также в определении приоритетов в организации и содержании досуга.

Анализспециальной литературыи ознакомление сопытомпозволили намвычленитьдвааспек-та проблем планирования и организации досуга: 1. Типовые программы, которые выступают в качестве целевого показателя, ориентирующего практических работников в организации отдыха туристов, фиксирующего набор и последовательность занятий во время всего цикла отдыха и в течение дня, обеспечивая при этомполучение оздоровительного и воспитательного эффекта. 2. Конкретные программыотдыха, которые соответствуют по структуре типовым, но привязанык конкретнымусловиямместа отдыха и учитываютинтересыопределенной туристской группы.

Программа отдыха - это объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Поэтому структура типовых программ представляет собой систему программ, специализированных по видамдеятельности: программы туристских мероприятий; программы физкультурно-оздоровительных мероприятий; программы, направленные на воспитание ловкости, быстроты, выносливости; программы культурно-массовой деятельности и т.д.

Основное целевое мероприятие программного отдыха (туристский праздник, спартакиада, фестиваль и т.п.) определяет набор необходимых взаимосвязанных и последовательных мероприятий. Практический опыт показал, что научно обоснованная разработка (на базе социологических, педагогических и медицинских исследований) и применение программ в туристских хозяйствах повышают удовлетворенность туристов отдыхом, а также усиливают его оздоровительную и воспитательную эффективность.

Типовые программы отдыха могут стать для соответствующей категории работников туристского учреждения необходимым методическим инструментом в комплексном планировании и организации отдыха туристов (взрослых и детей).

Особое внимание в рекомендациях нужно уделять вопросам совершенствования оздоровительного режима, понимаемого как определенная совокупность различных видов туристской и физкультурно-оздоровительной деятельности и форм их организации, реализуемых в туристских хозяйствах. Большое значение в оздоровительном режиме имеет туристская работа как специфический вид деятельности, выделяющий именно туристские комплексы, базы, гостиницы в системе отдыха населения.

Рекомендуется обращать больше внимания на организацию игровой деятельности во время отдыха, содействовать широкому внедрению подвижных игр в воспитательную, оздоровительную, образовательную работу. Они имеют большое значение для развития и воспитания целого комплекса физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы).

Нам кажется, что современное понятие культурно-досуговых программ должно включать в себя не только программы, разрабатываемые для туркомплексов и гостиниц, но и групповые и индивидуальные программы, предлагаемые туроператорскими фирмами.

Профессиональное мастерство специалиста культурно-досуговой деятельности в туризме, его профессиональные умения и навыки находят свое воплощение в процессе составления анимационных программ и их реализации.

Сегодня под «анимационным мастерством» мы понимаем: умение составить интересную анимационную программу, соответствующую потребностям и запросам потребителя; умение привлечь внимание к данной анимационной программе и заинтересовать потребителя; умение учитывать возрастные, психологические, этнические, религиозные и пр. особенности отдыхающих; умение обеспечить индивидуальный дифференцированный подход; умение строить свои взаимоотношения с подчиненными и отдыхающими на гуманной, демократической основе; умение не теряться в самых трудных и неожиданных ситуациях.

Итак, выводы таковы:

1. Насущной необходимостью для специалистов культурно-досуговой деятельности в туризме на сегодня становится сделать досуг интересным и содержательным.

2. Духовно-нравственная и материальная эффективность деятельного досуга возможна, когда велика направленность человека на дело, имеется высокий уровень мотивации, когда досуговая работа выполняется творчески.

3. Туристская анимация, будучи фактором социальной активности людей, выступает как метод и форма изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления туристской деятельности.

В связи со всем этим мы считаем необходимым создание анимационных отделов, служб центров в туристских предприятиях, в задачи которых будет входить разработка интересных программ отдыха: туристских, спортивно-оздоровительных, зрелищно-развлекательных, обучающих и др.

Примечания

1. Жарков А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: Профиздат, 2002. 288 с.

2. Жарков А. Д Социально-культурные основы эстрадного искусства: история, теория, технология. М.: МГУКИ, 2003. 188 с.

З.Зорин И., Квартальнов В. Толковый словарь туристских терминов. М.; Афины: INFOGROUP, 1994. 408 с.

4. Кусков А. С., Голубева В. Л., Одинцова Т. Н. Рекреационная география. М.: Флинта, МПСИ, 2005. 496 с.

5. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1986.

6. Стрельцов Ю. А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2002. 184 с.

7. Энциклопедия туриста / Гл. ред. Е. И. Тамм. М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. 607 с.

А.А. Соколова

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ ЛИЧНОСТИ

Экономические, социальные, политические и идеологические реалии российского общества последнихдесятилетий показывают, что необходимымусловием становления полноценного гражданского общества является наличие гражданской позиции у каждого члена этого общества.Актуальность формирования гражданской позиции закреплена в Конституции Российской Федерации и других законодательных актах. Для определения сущности и структурных компонентов гражданской позиции необходиморассмотреть генезис понятия «позиция».

Термин «позиция личности» в научной литературе встречается в разных значениях и имеет различные смысловые оттенки. Позиция (от лат. position - положение) - это «точка зрения, мнение в каком-либо вопросе, отношение к чему-либо, а также действие, поведение, обусловленные этим отношением» (С.И. Ожегов). В научный оборот данное понятие одним из первых было введено А. Адлером. В современной науке позиция, будучи междисциплинарным понятием, исследуется на философском, социологическом, психологическом, педагогическом уровнях. Отметим наиболее существенные характеристики понятия «позиция», которые предлагают ученые.

В философской науке категория «позиция» рассматривается как целостное, системное, духовно-практическое образование личности, характеризующее формы и способы её включения в жизнедеятельность (Л.Б. Волченко, В.В. Поляхова). Философы представляют «позицию» в качестве целостной характеристики конкретного человека как личности и индивидуальности.

Мировая и отечественная социология использует термин «позиция» как тождественный термину «статус». Так, статусно-ролевая структура личности описана в ролевой теории Ч. Кули, Дж. Мида, Р. Линтона, Т. Сабина и функционализме Т. Парсонса, Р. Парка, Р. Мертона. Под статусом в социологии понимается, как правило, определенный круг прав и обязанностей, привилегий и свобод, которыми располагает личность в данной социальной системе независимо от ее субъективных устремлений. Статус определяет место индивида в обществе, его взаимоположение с другими людьми.

В психологических исследованиях понятие «позиция» рассматривается как позиция личности. Так, Б.Г. Ананьев определял позицию личности как ее положение в обществе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.