Научная статья на тему 'Специфика структурного взаимодействия личностных и культурологических факторов у гендерно-дифференцированных представителей различных видов спорта и спортивных дисциплин'

Специфика структурного взаимодействия личностных и культурологических факторов у гендерно-дифференцированных представителей различных видов спорта и спортивных дисциплин Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
25
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CULTUROLOGICAL PARAMETERS / КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ГРУППЫ ВИДОВ СПОРТА / CLASSIFICATION GROUPS OF SPORTS / ФАКТОРЫ ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ / FACTORS OF PERSONALITY SPHERE / ГЕНДЕРНЫЙ ТИП / GENDER TYPE / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Артамонова Т.В.

Today sports experts mark more frequently that further studies of the phenomenon can be efficient within the socioculturological approach. Sport is not the same as it used to be before. It is dynamic, it is developing and changing influenced by the culture, provoking structural reorganizations of athletes' personality characteristics. This process is reflected not only in the changes of leadership positions on the international arena but in the trend to feminization of men's and masculinization of women's sport The purpose of the study was to determine the features of interaction of components of the personality sphere in personality sphere in gender differentiated athletes and culturological parameters in various classification groups of sports and sports disciplines. Proceeding from the allocated differences in the personality culturological structure of athletes of autonomous, antagonistic and synergetic sports disciplines, educational approaches to organization of classes in these classification groups of athletes are to differ not only between men and women, but for representatives of various gender groups. Moreover, such a study contributes to: – correct organizing the training process within a classification group of athletes of specific gender type; – more efficient positioning of athletes in sports; – development of specific psychological-educational programs for athletes of different classification groups of sports and sports disciplines, indentified by gender type. – predicting development of some sports in a specific region in compliance with existing culturological peculiarities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика структурного взаимодействия личностных и культурологических факторов у гендерно-дифференцированных представителей различных видов спорта и спортивных дисциплин»

УДК: 796.01:159.9

СПЕЦИФИКА

структурного взаимодействия личностных и культурологических факторов у гендерно-дифференцированных представителей различных видов спорта и спортивных дисциплин

Кандидат педагогических наук, доцент Т.В. Артамонова Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград

SPECIFICS OF STRUCTURAL INTERACTION OF PERSONALITY AND CULTUROLOGICAL FACTORS IN GENDER DIFFERENTIATED REPRESENTATIVES OF VARIOUS SPORTS AND SPORTS DISCIPLINES T.V. Artamonova, associate professor, Ph.D.

Volgograd state academy of physical culture, Volgograd

Key words: culturological parameters, classification groups of sports, factors of personality sphere, gender type.

Today sports experts mark more frequently that further studies of the phenomenon can be efficient within the socioculturological approach. Sport is not the same as it used to be before. It is dynamic, it is developing and changing influenced by the culture, provoking structural reorganizations of athletes' personality characteristics.

This process is reflected not only in the changes of leadership positions on the international arena but in the trend to feminization of men's and masculinization of women's sport

The purpose of the study was to determine the features of interaction of components of the personality sphere in personality sphere in gender differentiated athletes and culturological parameters in various classification groups of sports and sports disciplines. Proceeding from the allocated differences in the personality culturological structure of athletes of autonomous, antagonistic and synergetic sports disciplines, educational approaches to organization of classes in these classification groups of athletes are to differ not only between men and women, but for representatives of various gender groups. Moreover, such a study contributes to:

- correct organizing the training process within a classification group of athletes of specific gender type;

- more efficient positioning of athletes in sports;

- development of specific psychological-educational programs for athletes of different classification groups of sports and sports disciplines, indentified by gender type.

- predicting development of some sports in a specific region in compliance with existing culturological peculiarities.

Ключевые слова: культурологические параметры, классификационные группы видов спорта, факторы личностной сферы, гендерный тип.

Введение. В современных условиях специалисты по спорту все чаще отмечают, что дальнейшее изучение этого явления эффективно в режиме социально-культурологического подхода [3-5]. Спорт уже нельзя назвать прежним. Он динамичен, он развивается и меняется под влиянием культуры, структурно перестраивая личностные характеристики самих спортсменов [1].

Данный процесс находит свое отражение не только в смене лидерских позиций на мировой арене, но и в тенденции к феминизации мужского и маскулинизации женского спорта [2]. Происходит так называемая гендерная социализация личности в спорте.

К сожалению, нередко многие специалисты, объясняя причины удачных и неудачных выступлений на соревнованиях, продолжают следовать консервативным концепциям, не принимая во внимание смену социально-культурологических обстоятельств ведения спортивной борьбы и продолжая предъявлять неоднозначные требования к личности спортсменов. При этом вопрос о целесообразности того или иного подхода в индивидуальной подготовке спортсменов к ответственным соревнованиям остается открытым.

Цель исследования - определение особенностей взаимодействия компонентов личностной сферы у гендерно-дифференцированных спортсменов и культурологических параметров в различных классификационных группах видов спорта и спортивных дисциплин.

Методика и организация исследования. Для

определения гендерного типа испытуемых было проведено стандартизированное тестирование по методике Вет Б. [6] «Маскулинность/фемининность» (!Б). В результате тестирования респонденты распреде-

лились по четырем группам: женщины маскулинного типа (ЖМ), женщины фемининного типа (ЖФ), мужчины маскулинного типа (ММ), мужчины фемининного типа (МФ).

Виды спорта рассматривались в рамках классификации, основанной на характере взаимодействия спортсменов-соперников в соревнованиях [5]: антагонистический характер (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает противодействием); синергетический характер (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает аналогичным действием); автономный характер (виды спорта, в которых на действие спортсмена соперник отвечает заранее предусмотренным автономным действием).

В исследовании приняли участие 770 спортсменов и спортсменок (335 женщин и 435 мужчин), занимающихся спринтерским бегом, бегом на средние дистанции, барьерным бегом, плаванием, греблей на байдарках, футболом, баскетболом, гандболом, волейболом, боксом, тхэквондо, дзюдо, прыжком в длину, прыжком в высоту, тройным прыжком, прыжком с шестом, метанием копья, толканием ядра, тяжелой атлетикой, художественной гимнастикой, спортивной гимнастикой, спортивной акробатикой.

Участниками эксперимента стали представители сборной России по легкой атлетике, представители Волгоградского СК «Каустик», Волгоградской ДЮСШ № 7, Волжского БК «Волжанин-ГЭС», студенты Училища олимпийского резерва г. Волгограда, студенты Волгоградской государственной академии физической культуры.

Для нахождения и оценки культурных особенностей в различных классификационных группах видов спорта и спортивных дисциплинах использовали модель Г. Хофстеде, согласно которой в соответствии с определенной системой измерений культуре каждой страны присущи специфические характеристики [7].

Автор выделяет пять универсальных категорий, степень выраженности которых может служить дифференциальным культурологическим признаком. К ним отнесены: дистанция по отношению к власти (power distance); индивидуализм/коллективизм (individualism/collectivism); оппозиция «маскулин-ность/фемининность» (masculinity/femininity); избегание/преодоление неопределенности (uncertainty avoidance); ориентация культуры на время (long-term/short-term orientation).

В соответствии с выделенными параметрами был разработан тест-опросник, включающий 62 вопроса для выявления культурологических особенностей представителей различных видов спорта.

В каждой отдельной группе с помощью теста Р. Кеттела (16 PF) определялись 16 независимых и в психологическом отношении индивидуальных свойств личности испытуемых. Выделенные факторы распределены Р. Кэттелом по трем сферам: интеллектуальной, эмоционально-волевой и коммуникативной.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявлено, что процентное соотношение идентифицированных по гендерному типу спортсменов, специализирующихся в различных классификационных группах видов спорта, заметно отличается (табл. 1). Тем не менее наибольший процент во всех группах испытуемых составляют маскулинные спортсмены.

Для определения взаимозависимости исследуемых показателей был проведен корреляционный анализ. В результате выявлено, что однозначности в силе взаимодействия личностных факторов и культурологических параметров спортсменов, дифференцированных по гендерному типу, нет (табл. 2).

Так, в автономных видах фемининные спортсмены имеют большее количество достоверных связей в сравнении с маскулинными. В группе маскулинных мужчин обнаружено 7 достоверных связей: 1- с показателями интеллектуальной сферы ^1), 3 - с показателями эмоционально-волевой (О, Q3, Q4) и 3 - с показателями коммуникативной сферы (N, F, L); в группе фемининных мужчин - 11 значимых зависимостей: 2 -с показателями интеллектуальной сферы ^1, M), 2 - с показателями эмоционально-волевой (О, O), 6 - с показателями коммуникативной сферы ^, F, E, N, Q2), 1 - с показателем адекватности самооценки (МО); у маскулинных женщин выявлено 9 достоверных связей: 1 - с показателями интеллектуальной сферы (В), 3 - с показателями эмоционально-волевой (С, Q4) и 3 -с показателями коммуникативной сферы ^, F, Н), 2 - с показателем адекватности самооценки (МО), а у фемининных спортсменок - 11 взаимозависимостей: 1 - с показателями интеллектуальной сферы (В), 4 - с показателями эмоционально-волевой (С, О, I, О) и 5 - с показателями коммуникативной сферы ^, Е, F, Н), 1 - с показателем адекватности самооценки (МО).

В антагонистических спортивных дисциплинах количество достоверных связей у мужчин явно преобладает. Среди маскулинных мужчин обнаружена 21 взаимозависимость (2 - с показателями интеллектуальной сферы ^1), 10 - с показателями эмоционально-волевой (С, О, I, Q3, Q4) и 8 - с показателями коммуникативной сферы: L, N, Q2, Н, А), 1 - с показателем адекватности самооценки (МО); в группе фемининных мужчин выявлено 14 достоверных связей (1 - с показателями интеллектуальной сферы (В), 6 - с показателями эмоционально-

Таблица 1. Соотношение дифференцированных по гендерному типу спортсменов в различных классификационных группах видов спорта и спортивных дисциплин, %

Классификационная группа видов спорта и спортивных дисциплин Гендерная принадлежность

ММ МФ ЖМ ЖФ

Автономные 38 12 25 25

Антагонистические 55 22 11 12

Синергетические 31 14 24 31

Таблица 2. Количество достоверных связей между показателями личностной сферы и культурологических параметров у дифференцированных по гендерному типу спортсменов

Группы факторов личности Классификационные группы видов спорта

Автономные Антагонистические Синергетические

ММ МФ ЖМ ЖФ ММ МФ ЖМ ЖФ ММ МФ ЖМ ЖФ

Адекватности самооценки 0 1 2 1 1 1 0 1 0 1 1 2

(MD)

Интеллектуальные 1 2 1 1 2 1 1 3 0 0 0 0

(В, М, 01)

Эмоционально-волевые 3 2 3 4 10 6 2 3 4 7 4 0

(0,в,0,1,03,04)

Коммуникативные 3 6 3 5 8 6 3 2 5 1 8 4

(А,Н,02,И,Р,Б,1)

ВСЕГО 7 11 9 11 21 14 6 9 9 9 13 6

волевой (О, О, !, Q3, Q4) и 6 -с показателями коммуникативной сферы Е, Е, М, Н, А), 1 - с показателем адекватности самооценки (МО); в группе маскулинных женщин - 6: 1 - с показателями интеллектуальной сферы ^1), 2 - с показателями эмоционально-волевой (!, Q3) и 3 - с показателями коммуникативной сферы Е, Q2), а среди фемининных спортсменок обнаружено 8 достоверных зависимостей: 3 - с показателями интеллектуальной сферы ^1, В), 3 - с показателями эмоционально-волевой ^3, Q4) и 2 - с показателями коммуникативной сферы ^2, Н), 1 - с показателем адекватности самооценки (МО). При этом у так называемых «ярких» представителей своего биологического пола (маскулинных мужчин и фемининных женщин) плотность взаимодействия показателей личности и культурологических параметров выше.

В синергетических видах трудно выделить зависимость в данном вопросе от гендерного типа, или фактора пола. Здесь у мужчин разного гендерного типа обнаружено одинаковое количество достоверных зависимостей (по 9) (ММ: 4 -с показателями эмоционально-волевой (О,!, Q3) и 5 - с показателями коммуникативной сферы (Е, Е, М, А); МФ: 7 - с показателями эмоционально-волевой (С, О, О, Q3, !, Q4) и 1 - с показателями коммуникативной сферы (А), 1 -с показателем адекватности самооценки (МО). У фемининных женщин выявлено 6 значимых связей между показателями личностной сферы и культурологических параметров: 4 - с показателями коммуникативной сферы (Е, М, Q2), 2 - с показателем адекватности самооценки (МО), а в группе маскулинных спортсменок обнаружено 13 достоверных связей между исследуемыми показателями: 4 - с показателями эмоционально-волевой (О, О, Q3), 8 - с показателями коммуникативной сферы (Е, М, Н, А), 1 - с показателем адекватности самооценки (МО).

Относительно женщин в автономных и антагонистических видах можно заметить одинаковую тенденцию: у фемининных плотность взаимодействия факторов выше, а в синергетических спортивных дис-

циплинах достоверных связей больше у маскулинных спортсменок.

Наиболее выраженное взаимодействие между культурологическими и личностными показателями в автономных видах спорта обнаружено у фемининных мужчин и фемининных женщин (по 11), в антагонистических - у маскулинных мужчин (21), в синергетических - у маскулинных женщин (13).

При этом выявлено, что в синергетических и антагонистических дисциплинах чаще зависимы факторы коммуникативной сферы (18 и 17 соответственно), в антагонистических - факторы эмоционально-волевой сферы (21).

Наибольшее количество достоверных связей с культурологическими показателями у маскулинных мужчин имеет фактор «высокая нормативность поведения» (О), у маскулинных женщин особенно важен коммуникативный фактор «сдержанность-экспрессивность» (Е), у фемининных мужчин -это коммуникативные факторы «подчиненность-доминантность» (Е) и «сдержанность-экспрессив ность» (Е), а у фемининных женщин - показатель «адекватность самооценки» (МО).

Заключение. Выявленные различия в личностно-культурологической структуре спортсменов автономных, антагонистических и синергетических спортивных дисциплин свидетельствуют прежде всего о том, что педагогические подходы к организации занятий в данных классификационных группах спортсменов должны отличаться не только для лиц мужского и женского пола, но и для представителей различных тендерных групп. Кроме того, исследование подобного типа позволяет:

- грамотно выстраивать тренировочный процесс в рамках классификационной группы спортсменов определенного гендерного типа;

- более целесообразно ориентировать спортсменов в виды спорта;

- разрабатывать специфические программы психолого-педагогического воздействия на спортсменов различных классификационных групп видов спор-

та и спортивных дисциплин, идентифицированных по гендерному типу.

- прогнозировать развитие тех или иных видов спорта в конкретном регионе в соответствии с имеющимися культурологическими особенностями.

Литература

1. Артамонова Т.В. Гендерные проявления личности в спорте: монография / Т.В. Артамонова. - Волгоград: ФГОУ ВПО «ВГАФК», 2008. - 123 с.

2. Ворожбитова А.Л. Гендер в спортивной деятельности: учеб. пособие / А.Л. Ворожбитова. - М.: Флинта, 2011. - 227 с.

3. Исинбаева Е.Г. Концептуальная модель эволюции современных олимпийских игр: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Г. Исинбаева. - Волгоград, 2010. - 23 с.

4. Черкашин А.В. Национальная система олимпийской подготовки: определение, системообразующий фактор, структура и характеристики функционирования / А.В. Черкашин, П.В. Черкашин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгаф-та. - 2009. - № 11 (57). - С. 117-122.

5. Якимович В.С. Культура в мире спорта / В.С. Якимович. - М.: Советский спорт, 2006. - 126 с.

References

1. Artamonova, T.V. Gender manifestation of personality in sport: monograph / T.V. Artamonova. - Volgograd: VSAPhC, 2008. -123 P. (In Russian)

2. Vorozhbitova,A.L. Gender in sport: study guide / A.L. Vorozhbitova. - Moscow: Flinta, 2011. - 227 P. (In Russian)

3. Isinbaeva, E.G. The conceptual model of the evolution of Olympic games: abstract of Ph.D. thesis / E.G. Isinbaeva. - Volgograd, 2010. - 23 P. (In Russian)

4. Cherkashin,A.V.The national system of Olympic training: definition, core factor and functioning characteristics / A.V. Cherkashin, P.V. Cherkashin // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. -2009. - № 11 (57). - P. 117-122. (In Russian)

5. Yakimovich, V.S. Culture in the world of sport / V.S. Yakimovich. -Moscow: Sovetsky sport, 2006. - 126 P. (In Russian)

6. Bem, S. Theory and measurement of androgyny / S. Bem // Journal of Personal and Social Psychology, 1979. -V. 37.-P. 1047-1054.

7. Hofstede, G. Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management / G. Hofstede. - München: Beck, 1997. - 420 S.

Информация для связи с автором:

artamonova-70@bk.ru

Поступила в редакцию 14.08.2013 г.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

УДК: 796.011

МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА МОСКВЫ Аспирантка В.Н. Исакова

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Ключевые слова: студенческий спорт, модель, пропаганда здорового образа жизни, внеучебное время, досуг.

Введение. Студенческий спорт - система отечественного и международного спортивного движения, направленная на развитие спорта в студенческих коллективах, проведение соревнований среди студентов, в том числе Всемирных студенческих игр (универсиад), пропаганду достижений в видах спорта, культивируемых в студенческой среде.

Современный этап развития студенческого спорта в России характеризуется появлением новых форм воспитания в образовательных учреждениях, направленных не только на развитие физических способностей студентов, но и на стимулирование их интереса к занятиям физической культурой и спортом, формирование ценностей здорового образа жизни и обеспечение досуга во внеучебное время.

Цель исследования - разработать и апробировать модель развития студенческого спорта на территории Восточного административного округа (ВАО) г. Москвы.

Методика и организация исследования. В ходе социологического опроса проведены анкетирование 5100 студентов и мониторинг спортивной инфраструктуры 28 вузов ВАО г. Москвы, которые выявили причины слабой вовлеченности студентов в занятия спортом во внеучебное время.

Результаты исследования и их обсуждение. Социологический анализ, проведенный на первом этапе, позволил определить основные условия реализации второго, основного, этапа опытно-экспериментальной разработки модели развития студенческого спорта, которая в окончательном варианте представлена на рисунке:

Разработанная нами модель дает основание для развития студенческого спорта путем организации и проведения массовых соревнований по трем (базовым) видам спорта: футбол, стритбол, волейбол (на всех уровнях: район, округ, город); подготовку волонтеров/стюардов из числа студентов для спортивно-массовых мероприятий города (набор, обучение, практика); активизацию спортивных обществ (спортивных клубов) в образовательных учреждениях,

Вузы, ссузы и другие образовательные учреждения

Молодежь г. Москвы

Модель развития студенческого спорта (на примере ВАО г. Москвы)

предоставление им возможности систематически заниматься спортом. Третий, заключительный, этап состоял из апробации полученной модели на территории трех вузов ВАО г. Москвы - РМАТ, РГСУ, МГУПИ.

В результате предлагаемая модель развития любительского студенческого спорта среди молодежи и ее занятости во внеучебное время на территории ВАО г. Москвы создала следующие предпосылки:

1. Для развития новых методов пропаганды здорового образа жизни и спорта на территории ВАО г. Москвы.

2. Для моделирования организации массового студенческого спорта на территории всех административных округов г. Москвы.

Вывод. Эффективность модели заключается в использовании всех ресурсов г. Москвы и ее реализация в каждом административном округе с учетом современных экономических и социальных факторов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информация для связи с автором: romanovegor1@gmail.ru

Поступила в редакцию 08.10.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.