УДК 339.3
А.А. Кузнецова
СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ ТНК В НЕПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТРАСЛЯХ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Статья посвящена рассмотрению специфических особенностей становления транснациональных корпораций (ТНК) в
непроизводственных отраслях российской экономики. Более подробно автор останавливается на телекоммуникационной сфере и сфере туристской индустрии. В рамках туристской индустрии анализируется деятельность международных гостиничных цепей как прототипа ТНК в непроизводственной отрасли. Также определяется степень влияния международных гостиничных цепей на функционирование национального российского рынка гостиничных услуг.
Транснациональная корпорация, телекоммуникационная сфера, индустрия туризма
A.A. Kuznetsova SPECIFICS OF BECOMING TNC IN NON-PRODUCTION INDUSTRIES OF RUSSIAN ECONOMY
The article is dedicated to inspection of specifics of becoming transnational corporations (TNC) in non-production industries of Russian economy. The author pays more attention to the spheres of telecommunication and tourism. Within the tourist industry international hotel chains activities are analyzed as a pattern of TNC in the non-production industry. The degree of influence of international hotel chains on the work of national Russian hotels service market is defined as well.
Transnational corporation, a sphere of telecommunications, travel industry
Интернационализация производства является одной из основных тенденций рыночной экономики в процессе ее развития. На рубеже XIX - XX вв. она уже привела, как известно, к дополнению вывоза товаров вывозом капитала, а после Второй мировой войны - к образованию транснациональных корпораций, которые представляют собой особый вид корпораций, переросших национальные рамки и осуществляющих деятельность на мировом рынке через свои заграничные филиалы и дочерние общества. Это явилось следствием возникновения «смещенных центров», то есть такой ситуации, когда концентрация капиталов и политической власти происходит в руках нескольких десятков транснациональных корпораций. На рубеже XXI в. проявлением этой тенденции стала глобализация мировой экономики, а именно ситуация, когда внешнеэкономический обмен и движение капиталов становятся важной, неотъемлемой частью воспроизводственного процесса всех без исключения стран.
К началу XXI в. транснациональные корпорации заняли существенное место в системе международных экономических отношений. На сегодняшний день в мире насчитывается более 40 тыс. материнских ТНК, которые контролируют около 250 тыс. дочерних компаний и отделений. На них работают 73 млн. человек, то есть каждый десятый в мире, включая сельское хозяйство. На долю ТНК приходится свыше 30% мирового валового продукта, их годовой оборот в среднем составляет около 6 трлн. долл. Отраслевая структура ТНК выглядит следующим образом: 60% - в сфере производства, 37% - в сфере услуг, 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве [1, с.258].
Россия и ряд постсоциалистических стран только в начале XXI в. стали активно вовлекаться в процессы интернационализации. К примеру, индекс транснационализации, используемый ЮНКТАД, составил для Болгарии 20%. А по абсолютным величинам накопленных прямых иностранных инвестиций лидирует Россия - почти 100 млрд. долл. по статистике на 2003 г. [2, с.41]. Правомерно заметить также, что в настоящее время в России интеграционные процессы активизировались не только в промышленности, но и в непроизводственной сфере экономики, то есть в сфере предоставления услуг (телекоммуникации, туристский бизнес и др.).
Значение телекоммуникаций в развитии экономики и распространении информации на протяжении последних десятилетий неизменно увеличивается. Это обусловливается тем, что телекоммуникационная инфраструктура и услуги являются фундаментом так называемой информационной экономики. До 80-х гг. связь была естественной монополией государства. Первыми этот рынок либерализовали США в 1984 г. Повсеместная либерализация телекоммуникационных рынков стала происходить в 90-е гг., что дало толчок появлению телекоммуникационных ТНК. Российские мобильные операторы активно интернационализируют свою деятельность, присутствуя практически во всех странах СНГ, за исключением закавказских. Так, к примеру, российский оператор мобильной связи МТС является крупнейшим оператором Восточной Европы, получая более 20% своей прибыли на зарубежных рынках [3, с.46]. Более того, по ежегодному рейтингу FT 500 (Financial Times) в 2005 г. компания МТС уже второй раз подряд становится крупнейшим российским оператором, являясь при этом успешно развивающейся транснациональной корпорацией.
Рассматривая всевозрастающее глобальное лоббирование интересов в сфере услуг (которые составляют в структуре ТНК 37%), правомерно заключить, что наиболее перспективной в данном контексте является сфера туристской индустрии. Высокие доходы, получаемые здесь, делают ее чрезвычайно привлекательной для финансовых вложений крупных ТНК, что в свою очередь приводит к весьма интенсивному освоению новых территорий и рынков. Современный мировой туристский рынок представляет собой чрезвычайно сложный, многокомпонентный организм, в развитии которого участвуют практически все сферы экономики государств-поставщиков туристского продукта. Это обстоятельство и объясняет, прежде всего, чрезвычайно высокую доходность туристской деятельности, где действует «принцип цепочки», когда на удовлетворение потребностей растущей туристской индустрии начинают ориентироваться представители других видов бизнеса.
Прообразом современных ТНК в туристском бизнесе являются интегрированные гостиничные цепи. Сегодня в мире насчитывается свыше 100 международных гостиничных корпораций - от мелких, с несколькими десятками объектов, до «тяжеловесов», включающих в себя тысячи отелей. К числу самых знаменитых гостиничных корпораций относятся: Hilton Hotels International, Marriott International, Inter Continental Hotels Group, Accor и другие [4, с.211]. Большинство новых высококлассных отелей в крупных городах России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и т.д.) являются представителями упомянутых гостиничных корпораций, работающих по договору франчайзинга. В целом, на сегодняшний день государства Восточной Европы и
Россия стали для гостиничных корпораций наиболее приоритетными направлениями. По подсчетам американских ученых, страны СНГ и Восточной Европы имеют 430 миллионов потенциальных потребителей услуг индустрии гостеприимства, что превышает население Западной Европы, а инвестиции в гостинично-ресторанное хозяйство, как правило, являются прибыльным капиталовложением.
Россия в современных условиях еще не способна конкурировать с перспективно развивающимися транснациональными компаниями в туристской отрасли. Однако, уже сегодня перенимая опыт иностранных компаний, российские хотельеры активно работают над созданием национальных гостиничных сетей, с последующей перспективой их выхода на международный рынок. Первые российские сети формировались на базе «общности владения», принцип объединения на этой стадии - чем владеешь, тем и управляешь. Однако существует ряд препятствий, сдерживающих интенсивное развитие этого направления: ограниченность капиталовложений и недостаточное число готовых к эксплуатации объектов. Среди национальных компаний этого направления стоит отметить следующие: Русские отели, Стабильная линия, Интурист отель групп, Максима, Umaco, Heliopark Management, Amaks, Douglas Hotel, Orange Ring Hotel Management и Arthur’s Hotel Management. Стоит также заметить, что российские компании, создавая цепочки отелей, занимают позиции на «среднем» сегменте рынка малоформатных трехзвездочных мини-отелей, что дает им отличные шансы и конкурентные преимущества.
С другой стороны, Россия является одним из самых перспективных рынков для развития туристского бизнеса и привлечения капитала иностранных ТНК. Наличие многовекового культурно-исторического потенциала, богатого разнообразия туристско-рекреационных ресурсов делает ее чрезвычайно аттрактивной. Тем не менее, по статистике, сейчас доля ее участия в мировом туристском бизнесе составляет менее 1%, что может свидетельствовать о практически полном отсутствии освоенного туристского рынка [5, с.56]. Среди проблем, тормозящих развитие данной отрасли экономики, основными являются несовершенство материально-технической базы, недостаточный уровень подготовки профессиональных кадров, нехватка инвестиционных ресурсов. Обозначенные проблемы, действительно, являются лимитирующим фактором развития туристской индустрии России, но они могут быть успешно решены за счет привлечения в данную отрасль инвестиций, технологий и опыта управления иностранных ТНК.
Восстановление разрушенных производственно-технологических связей и структурная перестройка российского производства невозможны без координации деятельности всех звеньев технологической цепочки и привлечения крупных финансовых ресурсов. По сути, иностранные инвестиции расширяют национальную базу накопления, приносят с собой передовую технологию и управленческий опыт. Более того, глобализация рынков и формирование глобальных ТНК стимулируют транснациональную передачу технологий и ноу-хау и сопряженное с ней переобучение персонала фирм - реципиентов, позволяющие экономить на проведении собственных научно-исследовательских работ, маркетинговом прогнозировании и получении лицензии [6, с.22]. Также к числу специфических российских факторов, побуждающих предприятия к объединению в крупные структуры, можно отнести и такой, как рост трансакционных издержек в результате отказа от прямого государственного управления и изменения характера взаимоотношений между предприятиями в ходе экономической реформы [7, с.5].
Такое сочетание экономических и внеэкономических факторов сделало выход России на аренду глобализации ускоренным, в чем-то «шоковым». Ведь особенностью России является то, что она втягивается в мировое хозяйство, минуя определенную постадийность процесса, то есть, переходя от прежнего изоляционизма сразу и непосредственно в субъекты глобализации. С одной стороны, это происходит посредством трансплантации структур ТНК на территорию России, с другой - созданием собственных ТНК в непроизводственных отраслях российской экономики.
ЛИТЕРАТУРА
1. Мильнер Б.З. Теория организации / Б.З. Мильнер. М.: ИНФРА-М, 2000. 356 с.
2. Гитин А. Деятельность Европейских промышленных ТНК в ЦВЕ и СНГ / А. Гитин // МЭ и МО. 2006. № 9. С. 41-49.
3. Ефанов А. Тенденции развития телекоммуникационных ТНК / А. Ефанов // МЭ и МО. 2006. № 11. С. 38-46.
4. Hapten L. The management of international hotel chains / L. Hapten. St. Luisa, 2006.
156 р.
5. Александрова А.Ю. Международный туризм / А.Ю. Александрова. М.: Аспект-пресс, 2006. 463 с.
6. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация / Н. Иванов // МЭ и МО. 2004. № 9. С. 19-25.
7. Иванов И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия / И.Д. Иванов. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. 318 с.
Кузнецова Анна Александровна -
аспирант кафедры «Туризм и культурное наследие»
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского Статья поступила в редакцию 28.02.08, принята к опубликованию 25.04.08