СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
ЗДЕЛОВ А.И.,
аспирант,
Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт,
e-mail:[email protected]
В статье рассматриваются актуальные аспекты становления рынка инновационных услуг в условиях глобализации, а также меры экономической политики в эпоху приоритета инновационных услуг.
Ключевые слова: инновационная услуга; глобализация; инновационноактивные организации; инновационная трансформация.
This article discusses important aspects of getting-market for innovative services in the context of globalization,
as well as measures of economic policy priorities in an era of innovation facturing services.
Keywords: an innovative service; globalization; innovation-active organizations; innovative transformation.
Коды классификатора JEL: L80, L88.
За короткий исторический период глобализационный процесс существенно изменил базовые координаты мировой экономики, механизм ее функционирования и развития. В результате появились новые возможности экономической динамики. Все это усложняет движение национальной экономики, поскольку она не может быть конкурентоспособной по мировым критериям, если не становится все более инновационной, все более адаптируясь под потребительские предпочтения. И все это происходит под влиянием таких усложняющих факторов, как истощение невозобновляемых природных ресурсов, демографические изменения, рост числа угроз экономической безопасности. Т.В. Подольская справедливо отмечает, что «мировая экономика и отдельные национальные экономические системы на современном этапе проходят период адаптации к еще только формирующимся реалиям глобализации. В условиях увеличения мобильности факторов производства и усиления открытости национальных экономик государствам становится все сложнее эффективно воздействовать на свои экономические системы» [4].
В этой связи, по нашему мнению, именно инновации следует рассматривать как основной инструмент обеспечения процветающей национальной экономики.
Российская экономика располагает исключительно емким потенциалом инновационного экономического роста. Сюда следует отнести традицию системных научных открытий, наличие огромного числа крупных творческих коллективов, высокий массовый уровень культуры. Кроме того, российская экономика представляет собой сегодня один из крупнейших мировых рынков, в котором спрос на инновационные услуги значительно превышает их предложение. Это значит, что российская экономика - пространство, в котором инновационные продукты и услуги могут быть коммерциализированы в больших масштабах. Она также имеет огромный государственный сектор, занимающий сильные позиции в структуре национальной экономики. И то, что может не соответствовать принципам устройства развитой рыночной экономики, вполне может превратиться в конкурентное преимущество российской экономики при формировании инновационно-ориентированной экономики. Однако, как подчеркивается в литературе, «доля реально инновационно активных компаний, т.е. внедривших новый продукт или технологию при наличии затрат на разработки, составляет менее 30% и за четыре года в целом сократилась в 1,2 раза и почти во всех отраслях» [3].
Какие же меры диктует экономическая политика в эпоху приоритета инновационных услуг?
1. Необходимо сформировать политику, механизм и институты инновационных реформ, которые позволили бы построить в российской экономике единую инновационную среду.
2. Важнейшей целью экономического развития страны следует считать расширение поля научных исследований, выделив на это соответствующий объем целевых бюджетных расходов.
3. Необходимо организовать новую финансовую систему, подчиненную целям инновационной интенсификации российской экономики.
4. Российская экономика должна стать всесторонне инновационной, чтобы все социальные стороны, участвующие в ней, могли принимать активное участие в ее организации и функционировании.
5. Особое условие инновационной трансформации российской экономики формирование спроса на инновационную продукцию; такая целевая стратегия должна вовлечь бизнес, государственный сектор и потребителей в инновационный
© А.И. Зделов, 2012
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3
136
А.И. ЗДЕЛОВ
процесс, поскольку реальные инновации включают не только сектор бизнеса, но также и деятельность органов государственной власти (на национальном, региональном и муниципальном уровнях), организаций гражданского общества, профсоюзов и потребителей. В литературе особо подчеркивается, что «путь от изобретения к конкретным изделиям, товарам у нас особенно сложен, хотя и в развитых странах его называют «долиной смерти». Эффективное взаимодействие научного сообщества, государства и бизнеса является ключом к решению данной проблемы. Для развития инноваций важно шире использовать внедрение научных разработок в хозяйственную практику особых научно-внедренческих зон, определенный опыт деятельности которых накоплен в нашей стране» [1]. В результате, по нашему мнению, возникнет широкое социальное партнерство в инновационной сфере и будет создан механизм стабильной поставки инновационных идей и услуг.
Величина инновационного предложения прямо зависит от объема спроса со стороны массовых производителей, потребителей и граждан на инновационные продукты и услуги. Поэтому, помимо создания оптимальной рыночной основы и возможностей для создания инноваций, должна быть сформирована соответствующая инновационно-конкурентная среда. Однако проблема осложняется тем, что в России конкуренция «вымывается государственным заказом: объем государственного финансирования проектов и госзакупок существенно вырос, но ужесточения инновационных требований к приобретаемой продукции не произошло» [3].
Индекс потребительского доверия к инновационным товарам или инновационной услуге зависит от того, насколько в данной национальной экономике создана надежная и эффективная система защиты прав потребителей. Рынки инновационных услуг с надежной защитой интересов массового потребителя уверенно демонстрируют более высокий стоимостной объем, поскольку у потребителя высока уверенность в возможности безубыточного приобщения к инновационной продукции.
Особенность формирования и развития рынка инновационных услуг состоит в том, что - именно в силу их инновационности - следует поддерживать разработку всех видов инноваций и инновационных услуг, поскольку неизвестно, какая инновационная разработка или услуга в дальнейшем станет эпохальной и системной. Однако разработка инновационной услуги имеет некоторые важные особенности по сравнению с разработкой инновационной технологии, поскольку инновационные услуги возникают иначе, в других формах, чем технологические инновации. При этом следует учитывать, что организационные инновации входят в число инноваций сферы услуг. В этом контексте рост конкуренции является наиболее эффективным инструментом для стимулирования инноваций.
Одна из причин, почему российский потенциал инноваций до сих пор реализован не в полной мере, находится в недооценке обществом системной значимости инновационных преобразований. Это - та сфера, в которой государственные власти на всех уровнях могут и должны действовать быстро и целенаправленно. В.В. Келарев подчеркивает, что «можно смело предположить, что тенденции развития экономики России напрямую связаны с прогрессированием рынка услуг, как важной и если не основной частью экономической системы страны» [2].
Объективная предпосылка формирования инновационных услуг как движения к созданию общероссийского пространства инноваций - рост всеобщего уровня образования. Обычно этот рост рассматривается как условие генерирования инноваций, как то, без чего трудно поднять на необходимую высоту научно-творческую деятельность.
Однако в современных условиях рост культурно-образовательного уровня широких масс (сегодня этот уровень всеобщее высшее образование) выполняет и иную, не менее важную экономическую функцию - только высокий культурнообразовательный уровень населения страны формирует массового потребителя технически сложных инновационных услуг. Например, введение электронных услуг населению со стороны органов власти объективно ограничено реальным уровнем образования, при этом социальные группы старших возрастных категорий, социально-уязвимого статуса, нетрудоспособные и лица с ограниченными психофизиологическими возможностями по разным причинам пока не могут полноценно потреблять предлагаемые инновационные услуги. Необходима специальная развитая система помощи в обучении и предоставлении адаптированных средств технической связи, чтобы названные социальные группы так же полноправно вышли на рынок современных инновационных услуг. Такая программа должна носить целевой характер и финансироваться за счет государственного бюджета, но с обязательным привлечением к ее реализации малого и среднего бизнеса, а также организаций гражданского общества.
В настоящее время можно уже говорить о сформировавшихся ключевых компетенциях, необходимых для формирования российского рынка инновационных услуг - предпринимательские навыки (в самом широком смысле), специальное образование, знание основ цифровой грамотности и иностранных языков, готовность постоянно учиться после завершения учебы, а также определенный уровень социально-культурной компетенции.
Среди отмеченных компетенций центральное место в возможности освоения и использования современных инновационных услуг занимает так называемая «цифровая грамотность». Такая грамотность является непременным условием для активного общения с современными информационно-коммуникативными технологиями и реализации их инновационного потенциала. Для сферы высшего образования это означает необходимость модернизации и реструктуризация системы образования в направлении обеспечения ключевых компетенций.
Таким образом, отсутствие соответствующих компетенций и навыков (в частности, в области науки, техники и современных технологий) превратилось в настоящее время в серьезный барьер на пути инновационного развития национальной экономики - через формирование рынка массовых инновационных услуг. В этом же аспекте следует расширять пространственную, транснациональную, структурную и образовательную мобильность представителей академической науки, научных учреждений и научных подразделений промышленности. Кроме того, важно создать систему «профессиональной карьеры», которая у нас еще недооценивается, хотя является важным стимулом для лиц, занятых исследовательской деятельностью.
Объективным ограничением на пути развития российского рынка инновационных услуг являются различного рода барьеры, которые препятствуют становлению других секторов общероссийского рынка. В результате сужаются воз-
СПЕЦИФИКА СТАНОВЛЕНИЯ РЫНКА ИННОВАЦИОННЫХ УСЛУГ В УСЛОВИЯХ.
137
можности мобильности труда и капитала, других инфраструктурных ресурсов, что мешает предприятиям расширять масштабы инвестиций в научные исследования. Эти барьеры влияют не только на производство товаров и услуг, но и на число потребителей, желающих получить к ним доступ, а также на мобильность рабочей силы и наличие венчурного капитала.
Таким образом, важная задача - сформировать общероссийское пространство инновационных услуг, что повысит уровень конкуренции до глобальных требований, главный стимул для инноваций.
Большинство инновационных услуг, так или иначе, больше связано с модернизацией бизнес-модели, чем с разработкой новых технологий, и это объясняет, почему инновационные услуги чаще бывают доступными менее технологически развитым регионам. Но чтобы в полной мере использовать инновационный потенциал в секторе услуг, особое внимание должно быть уделено облегчению доступа к финансированию и инновационному менеджменту малого и среднего бизнеса. Фактически, это и есть поддержка молодых инновационных малых и средних предприятий в сфере услуг. На этой основе возможно установление более эффективных связей между высшей школой (наукой), предпринимательством и финансами - предпосылкой создания общероссийской основы инкубации инновационных услуг, завершением чего должен стать экспорт российских инновационных инвестиций.
Развитие инновационных услуг требует обеспечения специальной нормативно-правовой базой, что, в первую очередь, требует защиты интеллектуальной собственности и институционализации открытых и совместимых стандартов.
Столь же важным фактором для формирования сектора инновационных услуг является снижение административных расходов на инновационное внедрение технологических разработок. Вместе с тем, требуемая нормативно-правовая база призвана укрепить доверие потребителя к инновационным услугам, гарантируя, что традиционные меры защиты массового потребителя будут так же широко применяться по отношению к инновационным услугам и продуктам. Особенно важно добиться более эффективного осуществления прав интеллектуальной собственности на российских и зарубежных рынках, что имеет решающее значение для защиты российских транснациональных компаний. А это позволит направить возросший объем ресурсов на поддержку правообладателей, в частности, малых и средних предприятий, а также обеспечить помощь конкретным обладателям прав интеллектуальной собственности в третьих странах.
Рыночное содержание инновационных услуг имеет «кластерное строение». «Инновационные кластеры» способствуют повышению производительности труда, привлечению инвестиций, поощрению научных исследований, укреплению производственной базы (самый известный пример - кластер «Силиконовая долина», а в нашей стране - «Сколково») [5].
На практике инновационные услуги в совокупности должны сформировать экономику знаний, экономический механизм которой основан на эквивалентно-возмездной передаче знаний от тех, кто создает эти знания, к тем, кто использует полученные знания. Следовательно, в ближайший период необходимо строить эффективную систему движения знаний между государственными исследовательскими центрами, коммерческими структурами и организациями гражданского общества. Это будет способствовать созданию новых рыночных возможностей в области научных исследований.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов А.Ю. Посткризисная модернизация российской экономики // Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты. М.: «Вузовская книга», 2010. С. 299.
2. Келарев В.В. Развитие рынка услуг и реализация интересов слабозащищенных слоев населения // Экономические основы социальной политики. Ростов-н/Д: Изд-во СКАГС, 2005. С. 180.
3. Кувшинова О. Имитация инноваций // Ведомости. 9 октября. № 191 (2461). 2009.
4. Подольская Т.В. Проблемы и варианты институционализации глобализации // Трансформация институциональной среды в глобализирующемся мире. Ростов-н/Д: Содействие-21 век, 2009. С. 118.
5. Солдатова Ю.В. Инновационное инвестирование России (создание инновационного города в Сколково) // Посткризисный мир: глобализация, многополярность, модернизация, институты. М.: «Вузовская книга», 2010. С. 299.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 2 Часть 3