Научная статья на тему 'Формирование эффективных механизмов управления инновационным развитием мезоэкономической системы'

Формирование эффективных механизмов управления инновационным развитием мезоэкономической системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / МЕЗОСИСТЕМА / СТРАТЕГИЯ / УПРАВЛЕНИЕ / СТИМУЛЫ / INNOVATIVE PROCESS / REGIONAL SYSTEM / STRATEGY / MANAGEMENT / INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чаленко В. И.

В статье рассматриваются специфика управления инновационным процессом на мезоуровне, типы региональных инновационных стратегий. Предложены меры региональной поддержки для каждого этапа инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mezoeconomic system innovation development effective management mechanisms formation

In the article the management specificity of innovation processes is considered on the meso level and the types of regional innovation strategy is also under consideration. The extents of regional support for every phase of innovation process are offered.

Текст научной работы на тему «Формирование эффективных механизмов управления инновационным развитием мезоэкономической системы»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ФОРМИРОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ МЕЗОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

ЧАЛЕНКО В.И.,

кандидат экономических наук, докторант, Кубанский государственный университет, e-mail: chalenkov@bk.ru

В статье рассматриваются специфика управления инновационным процессом на мезоуровне, типы региональных инновационных стратегий. Предложены меры региональной поддержки для каждого этапа инновационного процесса.

Ключевые слова: инновационный процесс; мезосистема; стратегия; управление; стимулы.

In the article the management specificity of innovation processes is considered on the meso level and the types of regional innovation strategy is also under consideration. The extents of regional support for every phase of innovation process are offered.

Keywords: innovative process; regional system; strategy; management; incentives.

Коды классификатора JEL: O31, R58.

Инновационная деятельность любого региона, как правило, имеет задачи, выходящие далеко за рамки территориальных проблем, и поэтому она должна иметь национальные целевые ориентиры и, естественно, доминирующую поддержку государства. Региональные приоритеты инновационной политики, в значительной степени совпадая с госудаpственными, должны формироваться исходя из геополитического изменения положения региона и необходимости структурной перестройки его экономики на основе инноваций. Геополитический фактор детерминирует направленность структурных изменений в самой инновационной деятельности. Вместе с тем инновационная деятельность на региональном уровне является органической частью его социально-экономической деятельности, и поэтому выполняет функции целевой подсистемы самоуправления и соответственно выступает в качестве объекта регионального управления.

Управление — это функция системы, ориентированная либо на сохранение ее основного качества в условиях изменения внешней среды, либо на выполнение некоторой подпрограммы, которая должна обеспечивать устойчивость функционирования, гомеостаз, достижение определенной цели [6].

В современной теории и практике управления выделяются два направления реализации регионального инновационного процесса как целостной хозяйственной системы: первое — характеризует регион как потребителя инновационной продукции в широком смысле слова (включая ИКТ, образовательные технологии и др.); второе направление характеризует регион как производителя инновационной продукции (примерно по тому кругу направлений, которые материализуют собой поступление инновационных продуктов в экономику территории) [3, с. 61].

© В.И. Чаленко, 2010

Реализация инновационно ориентированного развития на мезоуровне означает качественный переход от превалирующего значения первого вида инновационных процессов к доминантному значению инновационных процессов второго вида, закрепление за регионом статуса инновационного лидера, драйвера и т.п. Управление инновационным процессом на региональном уровне требует прежде всего формирования стратегии развития территории, базирующейся на использовании и стимулировании научно-технического потенциала. Необходимость разработки стратегии инновационного развития региона детерминируется:

♦ во-первых, активизацией процессов «глокализации» и повышением роли инноваций как релевантного фактора современного развития;

♦ во-вторых, актуализацией проблемы формирования эффективной социально-ориентированной рыночной экономики, базирующейся на региональных потенциалах;

♦ в-третьих, слабой нормативно-правовой базой законодательства РФ и отсутствием концепции развития инновационной деятельности на макроуровне, способной создать все условия, необходимые для реального осуществления инновационного процесса;

♦ в-четвертых, отсутствием необходимых условий для активного вовлечения научнотехнического и инновационного потенциала региона в процессы модернизации российской экономики, особенно ее высокотехнологичного сектора.

Стратегия ориентирована на создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности региона и предприятий, от деятельности которых зависит устойчивость экономического развития региона. Стратегии инновационного развития ряда территорий РФ имеют cущественные недостатки, которые обычно присущи начальному этапу планирования, — отсутствие единого методологического подхода, единообразия в структуре и в содержательной части. По данным исследования Института региональных инновационных систем сегодня во многих регионах программы инновационного развития не носят целостного характера (см. табл. 1) [7].

Таблица 1

Функции содействия РИС

Функции Число регионов

Создание территорий инновационного развития 27

Создание благоприятного инновационного климата 20

Кадровая поддержка инновационной деятельности 5

Содействие развитию инновационной инфраструктуры 13

Продвижение высокотехнологичной продукции на рынок 9

Информационная поддержка инновационной деятельности 4

Содействие развитию инновационных сетей 2

Содействие развитию сектора интеллектуальных бизнес-услуг 1

Международное и межрегиональное сотрудничество 2

Прямое финансирование инновационной деятельности 27

За рамками программ и стратегий остаются важные аспекты взаимодействия образовательных и научных учреждений, малых инновационных предприятий, крупных промышленных компаний. Более того, как в регионах, так и в стране в целом отсутствует система управления инновационным процессом, обеспечивающая эффективные коммуникации всех субъектов инновационной сферы.

Разработчики стратегий и программ инновационного развития территорий сталкиваются с рядом проблем, главными из которых являются: отсутствие центров стратегического развития, четкого разграничения федеральных и региональных функций в сфере инноваций, реальных индикаторов, оценивающих эффективность инновационных программ, механизмов интеграции регионов и центра.

Вместе с тем российским регионам предстоит осуществить масштабные проекты по трансформации хозяйственной системы от ресурсно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития, а именно: либерализацию экономических институтов и повыше-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ния конкурентности предпринимательской среды; модернизацию экономики на основе инноваций; повышение энергоэффективности производства; построение информационно-сетевого общества; обеспечение сбалансированного территориального развития и создания новых центров роста.

Российские регионы характеризуются широким разбросом и нестабильностью показателей социально-экономического развития, более 1/3 среди них — высокодотационные, что объясняется тем, что еще не сформированы институциональные основы и механизмы, способные обеспечить устойчивые темпы роста всех компонентов национальной системы хозяйства, и, более того, имеющиеся условия не позволяют большинству регионов перейти в режим стабильного экономического роста (высокие административные барьеры, устаревшая материальнотехническая база, слабая связь науки и промышленного сектора, отсутствие крупного частного капитала на рынке инноваций и др.). От степени концентрации научно-технического потенциала в территориальной хозяйственной системе зависит его возможность быть площадкой для реализации первоочередных инновационных проектов. Регионы, характеризующиеся высоким научно-техническим потенциалом, могут выступать «донорами» инноваций по отношению к другим регионам при условии регламентированного доступа к ним потенциальных потребителей; а также могут служить своего рода опорными зонами для освоения высоких технологий и создания инновационных систем.

В России как государстве федеративного типа роль государства в сфере инноваций эффективно реализуется лишь при условии четкого определения сфер полномочий и ответственности, их согласования и взаимодействия (см. табл. 2) [7].

Таблица 2

Функции федеральных органов власти по поддержке механизмов развития инновационных процессов в экономике регионов

Функции Деятельность

Аналитическая Бенчмаркинг Форсайт Распространение эффективных практик, разработка национальной стратегии

Инициирующая Законодательное регулирование Национальные программы

Консультационная Разработка руководящих документов по развитию РИС Предоставление экспертизы Тренинги для разработчиков региональных политик

Поддерживающая Финансовая поддержка Налоговые льготы Политика закупок Основание государственных институтов

Координирующая и посредническая Создание межрегиональных и национальных дискуссионных платформ Основание трансрегионального обмена и совместных разработок

Мониторинг Разработка программ оценки развития

В качестве предпочтительных мер региональной поддержки для каждого этапа инновационного процесса в российской экономической литературе предлагаются следующие (табл. 3) [2].

Достижение цели инновационной политики — поступательного развития хозяйственной системы — предполагает решение задач оперативного и стратегического планирования:

■ максимально возможное использование достижений науки при осуществлении структурной перестройки отраслей экономики региона;

■ введение региональной контрактной системы в сфере исследований и разработок;

■ повышение направленности регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию на решение приоритетных проблем;

■ привлечение инвестиций из федеральных и внебюджетных источников для реализации региональных научно-технических и инновационных программ и проектов;

■ стимулирование изобретательской деятельности, повышение уровня патентной защищенности продукции и технологий;

■ содействие защите национального приоритета на результаты исследований и разработок, выполняемых за счет бюджетов всех уровней, а также защите интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности;

■ развитие бизнес-планирования инновационной деятельности;

■ соблюдение всеми субъектами научной, научно-технической и инновационной деятельности установленного порядка ее осуществления, требований законодательства в этой области [2].

Таблица 3

Предпочтительные меры региональной поддержки для каждого этапа инновационного процесса

Этапы инновационного процесса Виды деятельности Результаты деятельности Наиболее предпочтительные меры региональной государственной политики

Научноисследовательские работы (НИР) Фундаменталь- ные Новые знания, использование которых не регламентировано Создание научных организаций, передача региональной собственности, направление ходатайств, выдача рекомендательных писем

Прикладные Новые знания, необходимые для проведения конкретной ОКР Финансирование, выдача грантов, передача региональной собственности, создание научных организаций, предоставление льгот, приобретение научно-технической продукции, направление ходатайств, организация участия в конкурсах, выдача рекомендательных писем, организация рекламы

Опытноконструкторские работы (ОКР) Технологические Опытный образец

Коммерческие Образец, удобный для использования в коммерческих целях

Применение Производство (деятельность) Техническое измерение конкретного производства (организация деятельности, оказание услуг) Выделение частичного финансирования, предоставление бюджетных ссуд, гарантий и поручительств, участие в образовании хозяйственных товариществ и обществ, предоставление льгот, передача региональной собственности, выдача рекомендательных писем

Эксплуатация Совершенство- вание Повышение качества изделия Предоставление бюджетных ссуд, передача региональной собственности, предоставление гарантий и поручительств, выдача рекомендательных писем

Модификация Дополнительная модификация

Для активизации инновационной деятельности, стимулирования генерации, применения и распространения нововведений, по мнению ряда российских ученых, необходима реализация механизма формирования региональных инновационных программ, который позволит осуществить качественные преобразования в инновационной сфере на мезоуровне [1, 2, 5].

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

Однако существующие подходы к обеспечению жизнедеятельности и конкурентоспособности регионов, базирующиеся на получении дотаций из федерального бюджета, использовании природно-ресурсного и промышленного потенциала, не могут обеспечить комплексного развития территорий и повышение качества жизни населения, поэтому, нужны новые, инновационные механизмы их развития.

Основными инструментами реализации методов регулирования инновационных процессов на мезоуровне выступают территориальные инновационные программы и проекты, соответствующие приоритетам развития данных территорий, основу которых составляют добровольные договорные отношения между региональными властями и хозяйствующими субъектами, закрепленные в нормативно-правовой базе, регулирующие эти соглашения.

Региональная инновационная политика выступает составной частью социальноэкономической политики, она тесно связана с другими структурными компонентами: структурной, промышленной, аграрной, инвестиционной, финансовой и др. Для воплощения в жизнь территориальной конкурентной политики необходимо не только определить производства, имеющие «задел» и перспективу выпуска конкурентоспособной продукции, но и применять инструменты защиты интересов товаропроизводителей региона на внешнем и внутреннем товарных рынках. А поскольку инновационная деятельность является основой получения конкурентных преимуществ, то определение перспективных производств по существу сводится к выявлению инновационных производств, локализованных в рамках определенной территории, способных принести технологическую ренту, и активной защите их интересов.

Ключевой задачей собственно инновационной политики территории является формирование эффективной системы создания, использования и распространения инноваций, ориентированной на внешний и внутренний спрос. В свою очередь, промышленная и инновационная политики в совокупности должны определять приоритеты и направления научно-технической политики, обеспечивающей спрос на инновационную продукцию и технологии.

Как известно, необходимым условием и основным источником инновационной деятельности выступают инвестиции. Инновации есть содержательный процесс инновационной модели экономического развития, а инвестиции — форма, способствующая реализации данной модели. В этом контексте основными задачами инвестиционной политики на мезоуровне являются: концентрация инвестиционных ресурсов на приоритетных направлениях регионального развития; создание условий для повышения инвестиционной привлекательности инновационных проектов; эффективное использование научно-технического и инновационного потенциалов в приоритетных инвестиционных проектах.

Региональный банковский капитал (особенно в посткризисный период) явно не соответствует инвестиционным запросам компаний. В связи с этим усиливается потребность в целенаправленном изменении действующей инвестиционной политики путем использования такого ее инструмента, как секьюритизация активов.

Секьюритизация активов в настоящее время может заменить для многих субъектов РФ такой финансовый инструмент, как выпуск еврооблигаций, эмиссия которых после дефолта 17.08.1998 г. не рекомендована регионам до 2011 г. Привлечение же при помощи секъюрити-зации активов региональных банков, лизинговых компаний может обеспечить приток более дешевого капитала как с западного, так и с российского рынка капитала.

Сегодня рынок секьюритизации активов в России находится на этапе своего становления, но его потенциал достаточно велик. Для того чтобы этот инструмент стал действительно мощным фактором динамичного развития региональной хозяйственной системы, на наш взгляд, необходимо участие региональных органов власти в создании страхового фонда. Целью его создания является дополнительное гарантирование секьюритизации активов помимо имеющихся под них залогов недвижимости и оборудования. Формирование фонда позволит снизить риски и тем самым привлечь к приобретению ценных бумаг консервативных инвесторов в лице региональных отделений страховых компаний, паевых фондов и других участников фондового рынка.

Итак, региональные власти должны создавать необходимые условия и поддерживающие институты, которые сделают регион привлекательным для иностранных инвестиций, прежде

всего, для ключевых игроков глобального технологического рынка. Создание стимулов для инвестирования в инновационную деятельность, на наш взгляд, предполагает:

❖ формирование благоприятного инновационно-инвестиционного климата;

❖ создание системы страхования кредитов для инвестиций в наукоемкий сектор экономики от коммерческих рисков;

❖ поддержку венчурного бизнеса, финансирование регионального венчурного фонда;

❖ формирование механизмов привлечения инвестиций в сферу приоритетных для территории отраслей экономики (с учетом всего комплекса местных условий);

❖ обеспечение защиты прав инвесторов; ужесточение ответственности (уголовной и административной) за действия, приводящие к нарушению их интересов;

❖ снижение неопределенности, принятие понятных инвесторам «правил игры».

В конечном итоге региональная политика должна обеспечивать скоординированность и последовательность принятия системных решений, нацеленных на продвижение научнотехнических достижений, использование инновационного потенциала для повышения конкурентоспособности территории как на внутреннем, так и внешнем рынках.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дробышевская Л.Н. Роль инноваций в российском перестроении // Российское перестроение: социум, политика, экономика. По итогам Международной научной практической конференции V Малого университетского форума. М.: СФ РФ, 2010.

2. Емельянов С.Г., Борисоглебская Л.Н., Кабанов В.А. Формирование региональной инновационной политики как фактора экономической безопасности. Инновации в науке, образовании и производстве // Организация инновационной деятельности: Труды СПбГТУ № 495 / Под ред. проф. И.Л. Туккеля. СПб., 2006.

3. Нарышкин С.Е. Инновационный потенциал российских регионов и пути его использования как фактора привлечения иностранных инвестиций // Роль субъектов Федерации в формировании инновационной модели развития экономики России / Отв. ред. Е.И. Бухвальд, А.В. Виленский. М., 2009.

4. Национальная инновационная система России: проблемы становления и развития. Сборник научных трудов // http://www.eon.asu.ru/lib/sborn.html.

5. Управление инновационным развитием региона: монография / Под ред. А.П. Егоршина. Н.Новгород: НИМБ, 2008.

6. Хартанович К.В. Методологические аспекты исследования управления региональной экономической системой // Экономика региона. 2007. № 18. Ч. 2 // http://journal.vlsu.ru/index. php?id=38.

7. Хмелевский С.В. Каковы инновационные системы России? // http://www.miiris.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 4 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.