Научная статья на тему 'Специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности'

Специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
484
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / ИССЛЕДОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЦЕССОВ / ВНЕДРЕНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ ПРОЦЕДУР / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В СОЦИУМЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕФОРМАТОРСТВО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ / СОВРЕМЕННАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РЕФОРМА И РЕВОЛЮЦИЯ / SOCIAL REFLECTION / RESEARCH OF REFLECTIVE PROCESSES / INTRODUCTION OF REFLECTIVE PROCEDURES / ACTIVITY OF PERSON IN SOCIETY / SOCIAL SPACE / REFORMISM / MODERNIZATION / CRISIS STATE / MODERN CIVILIZATION / REFORM AND REVOLUTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдырева Ирина Николаевна

В статье освещена специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности; выявлена суть феномена реформаторства как результата социальной рефлексии; обоснованы основания, создающие условия для социального реформирования общества; определена четкая грань между реформой и революцией. Социально-философское постижение реформаторской деятельности в социуме задано общекультурной востребованностью знания механизмов развития, моделирования и модернизации социальной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF SOCIAL REFLECTION IN REFORMATORY ACTIVITY

In the article the specificity of social reflection in reform efforts, identified the essence of the phenomenon as a result of reformist social reflection; substantiated grounds, creating conditions for social reformation of society, defined a clear distinction between reform and revolution. Social and philosophical comprehension of the reform activities in the society is given the demand for general cultural knowledge of the mechanisms of development, modeling and modernization of the social system.

Текст научной работы на тему «Специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности»

УДК 316.3 Болдырева Ирина Николаевна

аспирантка Московского педагогического государственного университета тел.: (916) 347-60-71

СПЕЦИФИКА

СОЦИАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ В РЕФОРМАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Boldyreva Irina Nikolaevna

post-graduate student of Moscow Pedagogical tel.: (916) 347-60-71

SPECIFICITY OF SOCIAL REFLECTION IN REFORMATORY ACTIVITY

Аннотация:

В статье освещена специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности; выявлена суть феномена реформаторства как результата социальной рефлексии; обоснованы основания, создающие условия для социального реформирования общества; определена четкая грань между реформой и революцией. Социально-философское постижение реформаторской деятельности в социуме задано общекультурной востребованностью знания меха-низмов развития, моделирования и модернизации социальной системы.

Ключевые слова:

социальная рефлексия, исследование рефлексивных процессов, внедрение рефлексивных процедур, деятельность личности в социуме, социальное пространство, реформаторство, модернизация, кризисное состояние, современная цивилизация, реформа и революция.

The summary:

In the article the specificity of social reflection in reform efforts, identified the essence of the phenomenon as a result of reformist social reflection; substantiated grounds, creating conditions for social reformation of society, defined a clear distinction between reform and revolution.

Social and philosophical comprehension of the reform activities in the society is given the demand for general cultural knowledge of the mechanisms of development, modeling and modernization of the social system.

Keywords:

social reflection, research of reflective processes, introduction of reflective procedures, activity of person in society, social space, reformism, modernization, crisis state, modern civilization, reform and revolution.

Рефлексия - понятие философского дискурса, характеризующее форму теоретической деятельности человека, которая направлена на осмысление своих собственных действий, культуры и ее оснований; это деятельность самопознания, раскрывающая специфику духовного мира общества.

Актуальность исследования роли рефлексии в социальных процессах определяется кризисным состоянием современной цивилизации, множеством конфликтных проблем, которые ставят современное общество на грань выживания. Социальные, политические, экологические, экономические, криминологические, энергетические и другие проблемы современного общества требуют порой незамедлительного решения и модернизации. Если для традиционных обществ была присуща установка на этические, эстетические или религиозные ценности, то в современных (техногенных) обществах проявляется тенденция к возрастанию целерационально-сти, то есть эффективности в достижении цели и ориентированности на успех. В постсовремен-ном обществе происходит интеграция позитивных черт традиции и современности, без учета ценностей сохранения биосферной жизни и человека.

Социальная рефлексия является когнитивным основанием адекватного изучения данных проблем и создает возможности эффективного поиска путей решения возникших затруднений. Она также имеет практическую значимость, так как осуществляется во взаимодействии между социальными группами и субъектами и реализуется в системе общественных отношений, тем самым позволяет регулировать социальные процессы. Социальная рефлексия необходима не только для описания процесса массовой, направляемой реконструкции содержания социальных процессов, но и реформирования социально-значимых результатов данной реконструкции.

В основе социального развития лежит экономическая и духовно-практическая деятельность социальных индивидов. Социальная деятельность людей включает в себя, в том числе, преобразовательную деятельность. И в этом аспекте важен социально-философский анализ реформаторской деятельности в социуме как деятельности, призванной достичь поставленную цель замены сфер бытия социума - новыми формами социальных отношений и новыми структурами. Результат рефлексии есть концептуальное выражение социальной теории, объясняющей сущность, динамику и движущие силы социального процесса, в которой рождаются идеи

переустройства общества согласно потребностям социальных групп и доминирующим реформаторским проектам.

РЕФОРМА (от лат. ^огтаго - преобразовывать) - преобразование, изменение содержания отдельного социального (политического, экономического, культурного) объекта или процесса. Реформа - это способ введения инноваций, обновления, модернизации общества. Масштабы и глубина реформ характеризуют наличные средства предупреждения и устранения противоречий и конфликтов. Содержательность реформ определяет их радикальность, глубину и эффективность [1].

Реформы всегда проводятся «сверху» правящими силами, властью и представляют собой составную часть политики, прежде всего государственной. Поэтому реформаторская деятельность неразрывно связана с властью. Реформаторство приобретает социальный статус. К началу XXI в. гуманитарные науки проявляют прикладной интерес к феномену личности политического лидера, реформатора, интерес к сущности реформаторства.

Реформа - необходимый элемент социального изменения, эволюционный этап общественного процесса. Рефлексия любого социального процесса, любого элемента социальной системы должна осуществляться как рефлексия уникального отдельного социального организма, в его динамике.

Рефлексия как основа системообразующего и проективного фактора, влияющего на механизмы управления и реформирования социальных систем, играет особо важную роль. Именно специфика рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии, и возможность реализации ее результатов определяют потенциал личности для личностного роста и самосовершенствования. А реформаторская деятельность есть не что иное, как целенаправленная деятельность, требующая творческого потенциала личности, для решения насущных социальных потребностей неординарным способом, безболезненного изменения социальных отношений более прогрессивными. Исходя из этого, реформаторство можно считать преобразовательной, творческой деятельностью личности в социуме, направленной на устранение противоречий. По мнению Т.И. Грицкевич, не всякая преобразовательная деятельность считается реформаторством. Важным ее критерием является характеристика значимости системных объектов, созданных в результате реформационных изменений, для социума в целом и его элементов. Значимость реформаторской деятельности должна быть признана несколькими поколениями, так как только время жизнедеятельности созданного системного объекта способно охарактеризовать степень созидательности [2].

Специфика социальной рефлексии в реформаторской деятельности отражает ее существенные черты и представляет собой неразрывную связь субъективных (реформатора) и объективных закономерностей деятельности (преобразуемый социум). В ходе исторического развития их взаимодействие приобретает системный характер. Данная двойственность исходит из личных интересов, а также социально-политической выгоды.

Реформаторство несет новые ценности в общественные отношения, в менталитет, так как, пользуясь только социально легитимными средствами достижения цели, реформатор несет ответственность за ход реформационных процессов. Он и динамика реформационных изменений неразрывны. В отличие от реформаторства, революционные изменения общества предполагают быструю коренную ломку всех социальных структур и духовных ценностей.

РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. ге^Шйо - поворот, переворот) - резкий всплеск, бурные возмущения движения, интервал взрывообразной активности какого-либо явления, в процессе и результате которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Наиболее широко идея революции используется в познании социально-исторических процессов как ступеней обретения и раскрытия продуктивных сил и способностей человечества [3].

Революция, совместно с реформой (несмотря на довольно сложные взаимосвязи между ними), представляет собой разновидность прогрессивного, эволюционного в широком смысле типа изменений, противостоящую изменениям консервативным, реакционным, регрессивным.

В отличие от реформы, революция есть наиболее концентрированное, максимально быстрое и глубокое обновление явления, открывающее ему небывалые до этого возможности самоосуществления, самобытия.

Реформа или, точнее, система реформ могут служить альтернативой революции (либо контрреволюции), предупреждать ее либо заменять, снимая предреволюционную ситуацию, но основная функция реформ - взаимодействие с революцией (если реформы прогрессивны) или с эволюцией (если реформы консервативны или реакционны). Реформы могут объективно готовить революцию либо пытаться ее предотвратить (либерализация и демократизация режима в пореформенной России XIX в.).

Как считает И.И. Кравченко, социальные реформы (политические и др.) неизменно следуют за революцией, они предусматриваются ею, входят в программные документы революционных и реформистских партий. О какой бы революции ни шла речь (социальной, политической, культурной, научной, технической и т.п.), к какой бы новой парадигме развития не обращалось общество, именно реформационный процесс осуществляет идеи революции, ее лозунга, декларации и программы. Системная совокупность последовательных реформ может стать равнозначной революции по масштабам и последствиям преобразований (Петровские реформы в России).

Реформаторская деятельность и социальная рефлексия находятся друг с другом в неразрывном единстве: изменения в результате реформаторской деятельности рано или поздно приводят к изменению в рефлексии, результаты в рефлексии приводят к появлению новых видов и форм реформаторской деятельности, а также стимулируют развитие самих рефлексивных процессов. Чем адекватнее рефлексия, тем эти изменения могут происходить быстрее, существеннее и тем выше их значимость для социокультурной среды.

Именно социальная рефлексия призвана адекватно репрезентировать социальные формы организации человеческой жизни, создающие предпосылки онтологизации индивидуальных способов освоения мира и своевременно вносить коррективы и осуществлять необходимые реформы этих процессов.

Социальная рефлексия в реформаторской деятельности реализуется в процессах и структурах общественного самосознания и оказывает на них непосредственное воздействие. Анализ общественной саморефлексии позволяет регулировать и оптимизировать социальные коммуникации и не допускать кризисных явлений. Отсюда вытекает актуальность реформаторской деятельности как особого вида социальной рефлексии и осознание степени влияния ее на социальные процессы.

Ссылки:

References (transliterated):

1. Кравченко И.И. Новая философская энциклопедия: в 4 т. М., 2001.

2. Грицкевич Т.И. К вопросу о постановке проблемы реформаторства в социальной философии. Кемерово, 2004.

3. Кравченко И.И. Указ. соч.

1. Kravchenko I.I. Novaya filosofskaya entsiklopediya: in 4 vols. M., 2001.

2. Gritskevich T.I. K voprosu o postanovke problemy reformatorstva v sotsial'noy filosofii. Kemerovo, 2004.

3. Kravchenko I.I. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.