Научная статья на тему 'Роль рефлексии как основы преобразования социальных процессов'

Роль рефлексии как основы преобразования социальных процессов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
143
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / РАЗВИТИЕ СОЦИУМА / КОММУНИКАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ КАНАЛЫ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / КОГНИТИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдырева Ирина Николаевна

В статье выявляется роль рефлексии как фактора, создающего основу преобразований социальных процессов, прослеживается взаимосвязь между деятельностью и рефлексией, их единство. Показывается, что изменения в деятельности рано или поздно приводят к изменениям в рефлексии, эти изменения ведут к появлению новых видов деятельности. Чем адекватнее рефлексия, тем эти изменения происходят быстрее, тем они более существенны, тем выше их значимость для социокультурной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль рефлексии как основы преобразования социальных процессов»

РОЛЬ РЕФЛЕКСИИ КАК ОСНОВЫ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ

И.Н. Болдырева

Аннотация. В статье выявляется роль рефлексии как фактора, создающего основу преобразований социальных процессов, прослеживается взаимосвязь между деятельностью и рефлексией, их единство. Показывается, что изменения в деятельности рано или поздно приводят к изменениям в рефлексии, эти изменения ведут к появлению новых видов деятельности. Чем адекватнее рефлексия, тем эти изменения происходят быстрее, тем они более существенны, тем выше их значимость для социокультурной среды.

Ключевые слова: социальная рефлексия, социальные отношения, социальные процессы, развитие социума, коммуникация, коммуникативные каналы, рефлексивный механизм, социальная динамика, когнитивность, социальный опыт.

Summary. In article it is offered to show a reflexion role as the factor creating a basis of transformations of social processes, interrelation between activity and a reflexion, their unity: changes in activity lead sooner or later to change in a reflexion, changes in a reflexion conduct to occurrence of new kinds of activity The more adequately the reflexion, the these changes occur faster, that they are more essential, that above their importance for environments.

Keywords: social reflexion, social relations, social processes, development of society, communication, communicative channels, the reflective mechanism, social dynamics, social experience. 281

Социальная жизнь — это не что иное, как социальные взаимосвязи и отношения. Динамизм социальной реальности — один из важнейших феноменов XX века. В современном мире постоянно происходят социальные изменения. Никогда прежде привычный мир не изменялся так быстро для подавляющего большинства человечества. Изменилось все — искусство, наука, религия, мораль, образование, даже внутренние аспекты нашей жизни. Ничто не избежало изменений. Способность приспосабливаться к из-

менениям — основное условие выживания цивилизации, государств, организаций, отдельных личностей.

Фундаментальный аспект всех ме-таформоз — изменения в мировоззрении людей. Они подвержены изменениям, имеют возможность принимать или не принимать их. Именно деятельность людей в общественном устройстве определяет структуру реформ.

Общественному пространству принципиально чужда статика. Социум постоянно пребывает в состоянии развития. И даже оставаясь стабильным,

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

282

он неуклонно эволюционирует, его институциональный дизайн совершенствуется, возникают новые структуры, способные адекватно отвечать на те вызовы, которые исходят от окружающего мира. Если же общественное пространство охватывает кризис, то процесс обновления его структур модифицируется, более того — происходит нарушение естественного хода эволюции социальных форм. И тогда инновационные процессы уподобляются механизмам биологической мутации, позволяющей сохранить жизненно важные функции организма ценой морфологических изменений, иногда весьма значительных. Непрерывное развитие социума, в результате которого социальный опыт накапливается и развивается, обеспечивает стабильный уровень развития общества. По мере накопления опыта внутренних взаимодействий, вырабатываются определенные «правила игры», возникает гражданское общество, а затем и государство. И поскольку «приобретенные» социальные признаки не наследуются биологическим образом, социальный опыт передается иным путем, а именно через обучение, социализирующее субъект и вписывающее его в рамки опыта данного социума.

Механизмы отражения, связанные с обществом и его компонентами, составляют основу для социального моделирования. Они различаются по охватываемому пространству и по степени интенсивности. Одни из них имеют частный, локальный характер, затрагивают лишь отдельные элементы общества как системы — это несущественные изменения системы. Другие могут охватывать все (или основные) компоненты системы, приводя их к полному перерождению (со-

циальной революции). Данный тип радикальной трансформации можно назвать изменением самой системы. Граница между этими двумя видами изменений весьма расплывчата: постепенно накапливаясь внутри системы, они в конце концов вызывают ее изменение.

С одной стороны, социальные изменения имманентны самой социальной системе и ее компонентам (организациям). С другой стороны, они происходят в результате целенаправленной деятельности людей, которая состоит из отдельных социальных действий и взаимодействий. Разрозненные действия редко могут привести к значительным социальным изменениям. Следовательно, значительные социальные сдвиги происходят в результате совместных действий людей, благодаря наличию определенных мотивов и ориентаций. Именно категория «социальные процессы» характеризует динамизм общества и его компонентов.

Классическое определение социального процесса дал Питирим Сорокин: «Под процессом понимается любой вид движения, модификации, трансформации, чередования или «эволюции», короче говоря, любое изменение данного изучаемого объекта в течение определенного времени, будь то изменение его места в пространстве, либо модификация его количественных и качественных характеристик» [6, 52]. Социальные процессы происходят во всех сферах жизнедеятельности людей: в экономике, политике, культуре, творчестве, религии, семье, государстве и т.д., а также в их взаимосвязях друг с другом.

Социальные процессы происходят на трех уровнях социальной реальнос-

ти: макро-, мезо-, микро-. Макропроцессы осуществляются на уровне мирового сообщества, государств, регионов, этнических групп. Мезопроцессы охватывают большие группы, сообщества, ассоциации, политические партии, армию, бюрократию. Микропроцессы протекают в повседневной жизни людей: в семях, малых группах, школах, объединениях по интересам, по роду занятий.

Механизмы структурирования, организации и функционирования социальных процессов раскрываются через общение и коммуникации между субъектами и группами субъектов. Виды коммуникаций являются важнейшим элементом социальной деятельности. Коммуникативность

— это социально обусловленный процесс обмена мыслями, чувствами и действиями между людьми в различных сферах их познавательной и творческой жизнедеятельности. Она направлена на постижение информации, социальных эмоций и действий в условиях межличностного и массового общения по разным коммуникативным каналам. Этот социальный феномен раскрывает способы и формы включения индивида в социально-исторический контекст, служит связующим элементом системы «человек

— общество». Общение оказывается необходимым и специфическим видом человеческой деятельности, выражающим взаимодействие субъекта с субъектом. Коммуникативные процессы нуждаются в адекватной социальной рефлексии и в то же время являются широким полем плодотворного рефлексирования с целью усовершенствования социальной динамики.

Социальная рефлексия необходима для описания процесса массо-

вой, направляемой реконструкции содержания социальных процессов, которые обобщаются, оформляются и воспроизводятся посредством означивания в рамках устоявшейся логической системы социально значимых бессознательных стереотипов. Социальная рефлексия отражает специфику развития ведущих форм человеческой деятельности, а потому предстает преимущественно в терминологии социальной философии, представляя актуальность, значимость и научную целесообразность цивилизованного пребывания в статусе монопольной формы массовой организации социального производства. Однако при точном определении можно выстроить целый ряд взаимосвязанных значений в процессе движения от абстрактного к конкретному, когда рефлексивность как взаимообусловленность присутствует прежде всего в общем понимании системы, а ее стороны, выступающие как противоположности, взаимообусловлены и многократно рефлексируют друг в друга.

Поскольку мы не можем себе представить социальный процесс без коммуникаций и совместной деятельности, то исходной точкой для рефлексии общества являются модели общественных отношений, выявление координации и субординации их элементов, для того чтобы целостно представить описываемые социальные объекты. Главную роль здесь играет представление о материальном производстве, материальное производство и производственные отношения лежат в основе всех социальных связей и отношений и способов их рефлексии. Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с

283

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА ВУЗАМ

284

изучением ее как процесса познания существующей реальности.

Рассмотрим роль рефлексии как основы системообразующего и проективного фактора, влияющего на механизмы управления и реформирования социальных систем. Для рассмотрения данного вопроса воспользуемся понятием субъективного тезауруса.

Это социально сложившаяся система, в которой в каждый данный момент воплощено все богатство знаний и опыта субъекта. На протяжении всей жизни человек, накапливая знания, конструирует и перестраивает собственный тезаурус, помещая в него разнообразные, часто противоречивые представления, модели поведения, способы действий и т.д., а затем использует все это для управления своим поведением. Человеческое поведение, каким бы странным или противоречивым оно ни казалось, приобретает смысл, если рассматривать его в контексте выборов из этих моделей и способов, хранящихся или конструируемых в тезаурусе конкретного человека. При этом рефлексия как основа создания механизма, направленная на совершенствование системы, играет особо важную роль. Именно специфика рефлексивного механизма и многообразие способов рефлексии и возможность реализации ее результатов определяют потенциал личности для личностного роста и самосовершенствования.

Ориентация на описание любого социального процесса как некоторого элемента соответствующей социальной системы должна дополняться с учетом того, что любая реальная социальная система существует как отдельное, качественно специфическое, уникальное по отношению к другим

социальным системам образование, — что фиксируется при помощи понятия «отдельный социальный организм». Таким образом, индивидуальность оказывается характеристикой принципиально значимой в понимании социальности. Если осознать, что любое «всеобщее» всегда рефлексивно субъектно, всегда исторично, всегда социально определено и тем самым социально ограничено, то социальное исследование будет направлено не на абстрактную «всеобщность», которая фактически оказывается нерефлексивным, некритическим, а потому иллюзорным способом осознания собственной субъектности, а на системность как замкнутую в себе целостность, как отдельность, для которой имманентно единство общего и индивидуального.

Социальное познание в принципе невозможно без ориентации на отдельное. Соответственно, уровень исследования, когда познание непосредственно нацелено на фиксацию не только «общих» закономерностей развития и функционирования социальных систем, но и специфических особенностей формирования и реализации этих закономерностей в том или ином историческом процессе, в жизни того или иного отдельного социального организма, может быть назван социокультурным подходом. Законы всякой системы историчны не только в том смысле, что в ней реализуются, но и в том смысле, что в ней возникают. Адекватное описание социальных законов возможно лишь при посредстве учета культурной специфики соответствующего социального процесса.

Индивиды оказываются в качестве субъектов, вырабатывающих позицию, представления, намерения, способы взаимодействия, социальные

возможности как собственные возможности, реализующие различные социальные проекты.

Такое рассмотрение индивидной деятельности как социальной предполагает, что мы трактуем социальную структуру и культурные традиции не только в качестве предзаданной рамки для индивидного, но и в качестве изменяемого, рефлексивно контролируемого индивидами и нормами социума контекста деятельности; механизм обратной связи, рекурсив-ности социального воспроизводства осуществляется через индивидную деятельность.

Деятельность и рефлексия находятся друг с другом в неразрывном единстве: изменения в деятельности рано или поздно приводят к изменению в рефлексии, результаты в рефлексии приводят к появлению новых видов и форм деятельности, а также стимулируют развитие самих рефлексивных процессов. Чем адекватнее рефлексия, тем эти изменения могут происходить быстрее, существеннее и тем выше их значимость для социокультурной среды.

Именно социальная рефлексия призвана адекватно репрезентировать социальные формы организации человеческой жизни, создающие предпосылки онтологизации индивидуальных способов освоения мира и своевременно вносить коррективы и осуществлять необходимые реформы этих процессов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Фролов С. С. Структура социологической теории. — М., 1978.

2. Штомпка П. Социология социальных изменений. — М., 1994.

3. Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.

4. Воронин А. Техника как коммуникационная система // Вопросы философии. — 1997. — № 5.

5. Борзенков В.Г., Фролов И. Т. Познание человека: комплексный подход // Свободная мысль. — 1998. — № 5.

6. Сорокин П. Система социологии. — Пг.,1920.

7. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.

8. Циклические концепции социально-исторического процесса // Россия и современный мир. — Выпуск 4 (21). — 1998.■

285

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.