Научная статья на тему 'Социальная рефлексия - основа механизма социализации личности'

Социальная рефлексия - основа механизма социализации личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
658
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ / МЕХАНИЗМ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ / РАЗВИТИЕ СУБЪЕКТА / SOCIALIZATION / SOCIAL REFLECTION / SOCIALIZATION MECHANISM / CREATIVE POTENTIAL OF THE PERSONALITY / DEVELOPMENT OF THE SUBJECT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Болдырева Ирина Николаевна

Статья посвящена социально-философскому исследованию социализации личности через механизм рефлексии, которая реализуется в системе общественных отношений и регулирует социальные процессы. По мнению автора, социальная рефлексия представляет собой основу для проявления в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, опытом деятельности во взаимоотношениях с другими субъектами. В статье показано, что рефлексия позволяет создать условия для развития субъекта, в том числе и социализации личности. Рефлексия является существенным основанием, без которого не может быть понято и проанализировано любое социогуманитарное знание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social Reflection - the Basis of Personality’s Socialization Mechanism

The article discusses the social and philosophical research into socialization of the personality through the reflection mechanism which is implemented in the system of social relations and regulates social processes. According to the author, the social reflection is the basis for manifestation of personal independence and activity while acquiring knowledge and life experience in relationship with other subjects. The article shows that reflection allows to create conditions for the development of the subject, including the socialization of the individual. Reflection is an essential foundation, without which it is impossible to understand and analyze any social and humanities knowledge.

Текст научной работы на тему «Социальная рефлексия - основа механизма социализации личности»

ПСИХОЛОГИЯ

Социальная рефлексия — основа механизма социализации личности

И. Н. Болдырева

(Московский художественно-промышленный институт)

УДК 316.61

Boldyreva I. N. Social Reflection — the Basis of Personality's Socialization Mechanism

Аннотация ♦ Статья посвящена социально-философскому исследованию социализации личности через механизм рефлексии, которая реализуется в системе общественных отношений и регулирует социальные процессы.

По мнению автора, социальная рефлексия представляет собой основу для проявления в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, опытом деятельности во взаимоотношениях с другими субъектами. В статье показано, что рефлексия позволяет создать условия для развития субъекта, в том числе и социализации личности. Рефлексия является существенным основанием, без которого не может быть понято и проанализировано любое социогуманитарное знание.

Ключевые слова: социализация, социальная рефлексия, механизм социализации, творческий потенциал личности, развитие субъекта.

Abstract ♦ The article discusses the social and philosophical research into socialization of the personality through the reflection mechanism which is implemented in the system of social relations and regulates social processes.

According to the author, the social reflection is the basis for manifestation of personal independence and activity while acquiring knowledge and life experience in relationship with other subjects. The article shows that reflection allows to create conditions for the development of the subject, including the socialization of the individual. Reflection is an essential foundation, without which it is impossible to understand and analyze any social and humanities knowledge.

Keywords: socialization, social reflection, socialization mechanism, creative potential of the personality, development of the subject.

X 56

Исследование феномена социализации осуществляется со-циогуманитарными науками: социологией, философией, психологией, педагогикой и другими. Социализации личности — одна из главных категорий социального познания, актуальность которой со временем становится еще более значительной. В рамках философии проблема социализации определяется на стыке философии детства и философии культуры. К концу XX в. дефиниция социализация распространилась на зрелый возраст, а также на старость, потому что проблема включения в социум этих возрастных этапов бывает конфликтной и несет в себе много противоречий. К середине XX в. данная проблема превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследования, где ведущим механизмом является социальное рефлексирование.

Человек формируется как личность и субъект деятельности в процессе социализации. Так как человек — создание социальное, то с рождения он уже окружен себе подобными, включен в социальные связи. Первоначальный опыт коммуникации человек получает в своей семье еще до того, как начинает говорить. Именно в семье закладываются основные принципы личности человека. В дальнейшем, являясь элементом социума, человек постоянно получает субъективный опыт, который становится неотделимой составляющей его личности. Освоение этого опыта индивидуально: оценка тождественных социальных ситуаций может быть неоднозначной. Личности выносят из идентичных обстоятельств различный социальный опыт, что проявляется в другом процессе — индивидуализации. Под индивидуализацией мы понимаем процесс развития конкретной личности.

При рассмотрении проблемы развития личности соотнесение индивидуализации и социализации человека вызывает разногласия. Одни исследователи полагают, что индивидуализация личности — это отрицательная особенность, которая должна быть восполнена процессом социализации, другие же утверждают, что социализация затрудняет раскрытие творческих возможностей человека. Мы разделяем следующую точку зрения российского психолога и общественного деятеля А. А. Реана: «Социализация не есть антипод индивидуализации, процесс социализации не ведет к нивелированию личности, индивидуальности человека. Скорее наоборот, в процессе социализации и социальной адаптации человек обретает свою индивидуальность, но чаще всего сложным и противоречивым образом. <...> ...лежащее в основе процесса социализации усвоение социального опыта становится еще и источником индивидуализации личности, которая не только субъективно усваивает этот опыт, но и активно его перерабатывает» (Реан, 2013: 15; выделения курсивом и полужирным шрифтом автора. — И. Б.).

0)

X 57

По нашему мнению, социализация — это процесс усвоения индивидом социальных норм, знаний, ценностей, принятых в данном социуме, с помощью воспитания и образования.

Отметим, что для социальной философии социализация личности является значительной проблемой взаимодействия личности и общества. Социально-философский аспект исследования социализации предполагает ее сопоставление с социальным целым, проясняя основное содержание. Человек реализовывается как социальный субъект во взаимодействии с другими субъектами через процесс социализации.

Одновременно с социализацией происходит и процесс усвоения человеком элементов культуры. Если социализация — это приобретение социального опыта, то инкультурация — это «процесс освоения индивидом общечеловеческой культуры и исторически сложившихся способов действий», в которых отражены духовные и материальные результаты функционирования человека в различных эпохах (см.: Маклаков, 2003: 485-486).

Отметим, что социализация — это многофункциональный процесс, а инкультурация, процесс культурно самобытный. Следовательно, между данными понятиями нет тождественности. Нередко мы наблюдаем отставание одного процесса от другого. Так, успешная социализация не всегда свидетельствует о необходимом уровне инкультурации, а благополучное усваивание человеком культуры не значит присутствие у него определенного социального опыта.

Как пишет Е. А. Мартынова, социогуманитарные науки изучают социализацию как процесс осваивания следующим поколением опыта духовной и материальной культуры своей нации (Мартынова, 2010). Также, под социализацией рассматривается включение следующего поколения в социальные коммуникации. Социализация осуществляется практически всю жизнь индивида, однако высшая ступень собственно социализации относится к периоду детства и юности. Интересно, что процесс социализации реализо-вывается беспрерывно и не заканчивается даже в зрелости. Социализация личности относится к процедуре с неопределенным концом, хотя и с четко определенной целью. Следовательно, социализация никогда не бывает полной, но и никогда не заканчивается. Субъект является членом своего сообщества, активно социализируясь через деятельность. Социальная жизнедеятельность индивидов и групп происходит в границах конкретного социума, которая как создает эвентуальность для их взаимосвязи, так и ограничивает их.

Социализация есть процесс, влияние которого испытывает личность и субъекты, социализирующие ее. Кроме того, человек не

О)

X 58

пассивно репродуцирует то, что ему диктует социум. Он всегда обладает выбором, проявляя свой творческий рефлексивный потенциал, влияет на сферы общественного бытия через деятельность.

Эволюция человека как социального субъекта есть сложный процесс и в разные временные периоды имеет свою специфичность, но есть и общие характеристики. Содержание социализации определяется, с одной стороны, совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные рефлексивные механизмы, а с другой — отношением личности ко всему этому.

Механизм социализации рефлексивно связан с внутренним диалогом, в котором человек анализирует, просчитывает, приходит к адекватному решению. Это основа социальной корректировки понимания, т. е. осознание человеком того, какими способами он взаимодействует с другими. Социокультурные значения реальности, измененные под воздействием рефлексивного анализа социальных образцов, позволяют наметить новые ориентиры формирования себя как личности (Топольская, 2014).

Социализация субъекта происходит как с помощью названных выше механизмов, так и с помощью конкретных средств.

Познание, общение, деятельность в целом обеспечивают постепенную инициализацию субъекта к многочисленным видам отношений в разных сферах его жизни. Это закрепляет стратегию и тактику поведения личности в обществе, а также показывает ее отношение к другим людям.

Социальная эволюция личности служит средством и вместе с тем является результатом социализации. Предназначение социализации определяется ее значительностью для воспроизводства субъекта социально-исторического процесса, в поддержании устойчивого существования социума как целостной системы путем адаптации личности к социальной среде.

Социальный опыт передается через воспитание и обучение, социализирующее субъект и вписывающее его в конструкцию социума. О том, какое знание необходимо субъекту и какие способности должны в результате социализации у него раскрыться, писал К. В. Сергеев. Он отмечал, что особый тип социализирующего знания — знание о взаимодействиях индивида, универсума и социума, знание об инструментах рефлексии, позволяющее как понимать чужой опыт, так и уметь интерпретировать нестандартные жизненные ситуации. Именно такой тип рефлексии позволяет осуществлять социальные инновации, теоретически прорабатывать собственную линию поведения в тех или иных социальных связях и отношениях (Сергеев, 2003).

0)

X 59

Можно сделать вывод, что рефлексия есть процесс, благодаря которому происходит любое развитие: системы мышления, деятельности, личности и ее взаимодействия с социумом. Как следствие этого происходит возникновение новых исследовательских моделей социального пространства (Щедровицкий, 2005).

Таким образом, социальная рефлексия представляет собой основу для механизма, который способствует проявлению в человеке самостоятельности и активности в процессе овладения знаниями, в овладение опытом деятельности, во взаимоотношениях с другими субъектами. Социальная рефлексия побуждает человека к самореализации, к стремлению осуществлять свободный выбор, постигать ценности и нормы общества. Она является основой, создающей условия, благодаря которым происходит любое развитие субъекта, в том числе и социализация личности.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Маклаков, А. Г. (2003) Общая психология : учеб. для вузов. СПб. : Питер. 592 с.

Мартынова, Е. А. (2010) Философия в системе гуманитарного знания // Гуманитарные науки и образование. № 2 (2). С. 60-62.

Реан, А. А. (2013) Психология личности. СПб. : Питер. 288 с. (Серия «Мастера психологии»).

Сергеев, К. В. (2003) «Периферийное знание» в дискурсе креативности: социальные сети интересного // ПОЛИС. Политические исследования. № 1. С. 50-62.

Топольская, Е. А. (2014) Стадии развития социально-культурной рефлексии // Образование и общество. № 1 (84). С. 6067.

Щедровицкий, Г. П. (2005) Мышление — понимание — рефлексия. М. : Наследие ММК. 800 с.

REFERENCES

Maklakov, A. G. (2003) Obshchaia psikhologiia [General psychology] : A study guide for tertiary institutions. St. Petersburg, Piter Publ. 592 p. (In Russ).

Martynova, E. A. (2010) Filosofiia v sisteme gumanitarnogo znaniia [Philosophy in the system of humanities knowledge]. Gumani-tarnye nauki i obrazovanie, no. 2 (2), pp. 60-62. (In Russ).

Rean, A. A. (2013) Psikhologiia lichnosti [Psychology of the Personality]. St. Petersburg, Piter Publ. 288 p. (Series: «Mastera psikhologii» ["Experts in Psychology"]). (In Russ).

Sergeev, K. V. (2003) «Periferiinoe znanie» v diskurse kreativnos-ti: sotsial'nye seti interesnogo ["Peripheral knowledge" in the discourse

X 60

of creativity: Social networks of the interesting], POLIS. Politicheskie issledovaniia, no, 1, pp, 50-62, (In Russ),

Topolskaia, E, A, (2014) Stadii razvitiia sotsial'no-kul'turnoi re-fleksii [Developmental stages of sociocultural reflection], Obrazovanie i obshchestvo, no, 1 (84), pp, 60-67, (In Russ),

Shchedrovitskii, G, P, (2005) Myshlenie — ponimanie — refleksiia [Thinking — understanding —reflection], Moscow, Nasledie MMK Publ, 800 p, (In Russ),

Болдырева Ирина Николаевна — кандидат философских наук, научный сотрудник гуманитарно-социально-экономической секции кафедры общепрофессиональных дисциплин учреждения высшего образования «Московский художественно-промышленный институт» (УВО «МХПИ»). Адрес: 119072, г. Москва, Берсеневский пер., д. 2, стр. 1. Тел.: +7 (916) 347-60-71.

Boldyreva Irina Nikolaevna, Candidate of Philosophy, Research Associate, Humanities, Social and Economic Section, Department of General Professional Disciplines, Moscow Art and Industrial Institute. Postal address: Bldg. 1, 2 Bersenevsky Lane, 119072 Moscow, Russian Federation. Tel.: +7 (916) 347-60-71.

E-mail: [email protected]

Библиограф. описание: Болдырева И. Н. Социальная рефлексия — основа механизма социализации личности [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2016. № 1 (январь — февраль). С. 56-61. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/17Boldyreva Social-Reflection/ [архивировано в WebCite] (дата обращения: дд.мм.гггг).

Дата поступления: 16.01.2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.