УДК 338
ВЛИЯНИЕ РЕФЛЕКСИИ НА УПРАВЛЕНИЕ ИННОВАЦИОННЫМ РАЗВИТИЕМ
ОРГАНИЗАЦИИ
Болдырева И.Н., к.ф.н., научный сотрудник секции гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кафедра «Общепрофессиональные дисциплины», УВО «МХПИ»
Раскрыта способность рефлексии адекватно анализировать процессы восприятия проблем, создании условия для действия механизма управления инновационным развитием организации.
Определены новые условия экономического роста, ориентированные на профессиональную рефлексивную компетентность. Уточнены преимущества использованием рефлексивных технологий в деятельности управленцев.
Ключевые слова: рефлексивная компетентность, рефлексивные технологии, управленческая деятельность, рефлексивный анализ, регулирование ситуации, влияние.
INFLUENCE OF REFLECTION ON THE MANAGEMENT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE ORGANIZATION
Boldyreva I., Ph.D., research associate of humanitarian and social and economic section, All-professional disciplines chair, UVO «MHPI»
Disclosed reflection ability to adequately analyze the processes ofperception problems, the creation of conditions for the operation of the control mechanism of innovative development of the organization.
Determined the new conditions of economic growth, aimed at professional reflective competence. Clarified the advantages of using reflective technology in managerial activities.
Keywords: reflective competence, reflective technology, management activity, reflective analysis, regulation of the situation, the impact.
Успешность современных компаний определяется продуктивным использованием рефлексивных технологий в деятельности управленцев.Управленческая деятельность является существенным элементом общественных отношений. Она носит рефлексивный характер и предопределяет исполнительскую деятельность по реализации принятых решений.
Конкурентоспособность современных организаций определяется эффективным использованием рефлексивных технологий в деятельности управленцев. Совершенствование управления в условиях неопределенности и рисков быстро меняющейся внешней среды происходит посредством отказа от сложившихся ранее стереотипов управленческого мышления и утверждения реформаторских перспективных идей. Немаловажную роль здесь играет личность управленца [1]. Рефлексивная компетентность - необходимое условие повышения профессионализма, позволяющее наиболее эффективно осуществлять рефлексивные процессы, что обеспечивает процесс развития и саморазвития, способствует творческому подходу к профессиональной деятельности, достижению её максимальной эффективности и результативности.
Рефлексия выполняет определенные функции. Во-первых, с её помощью человек сознательно регулирует и контролирует своё мышление; во-вторых, оценивает логическую правильность своих мыслей; в-третьих, рефлексия не только способствует улучшению результатов решения задач, но и позволяет решать задачи, которые без её применения решению не поддаются. Отметим несколько моментов, которые акцентируют роль рефлексии в управленческой деятельности: рефлексия необходима при освоении управлен-
ческой деятельности; на её основании осуществляется контроль и управление процессом усвоения; рефлексия необходима
при изменении условий управленческой деятельности; она создаёт условия развития самой управленческой деятельности, тем самым выступая одним из основных механизмов этого развития.
В управленческой практике определяющим процессом является рефлексия, завершающаяся разработанным управленческим решением, опираясь на которое происходит обеспечивание исполнительской деятельности ресурсами, осуществляется контроль и корректировка в ходе реализации какого-либо решения. Поэтому освоение высокого уровня рефлексии, внедрение рефлексивного анализа в процессы разработки и принятия управленческих решений создает предпосылки для квалитативного развития самой управленческой деятельности.
Деятельность не может совершаться без влияния рефлексии. Мыслительные операции могут осуществляться безотчетно, на них может не концентрироваться интерес, но без них деятельность превращается в неосознанное движение.
В управленческом аспекте не менее важным оказывается «субъектный» подход, основанный на рефлексивном типе знания. Для того,
чтобы организация могла сохраняться и развиваться, внутренний мир организации должен быть способен к творческому изменению. Творческая деятельность осуществляется управленцами организации, лицами, принимающими решение, и другими сотрудниками.
Непременной предпосылкой способности к изменению является способность к рефлексии - осознанию причин своей деятельности, а также тех ценностей, которыми человек руководствуется и в которых живет. Его видение мира, понимание себя в нем, сказывается на характере совершаемых действий, на оценке действий других и на принимаемых решениях.
Человек живет в мире своих смыслов, ценностей и в этом своем мире реконструирует мир, себя, свое настоящее и будущее. Любое управленческое действие лица, принимающего решение, выражает намерения, интересы, ценностные ориентации, которые базируются как на субъективных, так и на общекультурных нормативах.
С помощью рефлексивного мышления субъект управления исходит из того, что анализирует возникшую проблему, изучает воздействие различных факторов на решение и возможный результат, т.е. делает быстрый анализ действия и возможных последствий. В процессе деятельности субъект управления накапливает достаточный опыт для того, чтобы стремительно решать аналогичные и даже нестандартные проблемы за ограниченный промежуток времени.
Управленческая деятельность является рефлексивной по отношению к другим видам деятельности, в том числе исполнительской. Она предопределяет сущность процесса управления, процесс взаимодействия субъектов в исполнении решений [2]. Но деятельность, направляющая и регулирующая общественные отношения имеет свою специфику рефлексии. В более сложном виде процесс исследования систем управления реализует рефлексивную функцию по отношению к системе управленческой деятельности. В то же время, действия, операции или деятельность по анализу конструкций управления имеют свои препятствия, стало быть, и свою рефлексивную структуру [3].
В условиях рыночной экономики преимущества в конкурентной борьбе приобретает та компания, руководство которой способно оперативно преодолевать все возникающие трудности и препятствия.
Рефлексивные процессы начинаются с анализа затруднения, остановки в ходе деятельности, итогом рефлексии становится способ прохождения препятствия, как способность пролонгации деятельности в модернизированном состоянии. Такое кризисное положение в системе управленческой деятельности порождает прения по этой причине, сущностью которых становится отыскивание ответа на банальный вопрос: «как поступить?». Ситуация затруднения в системе социальных отношений порождает три направления рефлексии: исследование и анализ проблемы, выявление причины и регулирование ситуации.
TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №3 2016 | 67
Развитие рефлексии, вызванное затруднительностью формирования верной реакции, совершается через запутывание системы.
Организатор-управленец должен осуществлять исследовательскую рефлексию, в отличие от исполнителя, и уметь использовать ее результаты для разработки перспектив, контроля и для коррекции исполнительской деятельности.
Эффективное управление связано, в первую очередь, с профессиональной рефлексивной диагностикой. Исследовательская рефлексия используется и для корректирования результатов исполнительской деятельности, анализа результатов произведенных действий в их сравнении с первоначальным проектом и социальными нормами. Владение рефлексивными технологиями является главным условием управленческого профессионализма и мастерства в инновационных разработках социальных проектов и принятии управленческих решений [4].
Рефлексивный способ состоит в том, чтобы анализ возникшей проблемы был осуществлен рефлексирующим субъектом как бы сверху и найдены пути перестройки всей структуры, всей деятельности и себя. Управленческая деятельность заключается в принятии адекватных решений и их оперативной реализации [5]. При этом, важно осуществить выбор наиболее адекватного действия из всех возможных альтернатив. Процесс выбора происходит на основе прямого волюнтаризма, или неявного влияния всех ценностных критериев социума и личности управленца, а также уровня его образования, опыта и его мировоззренческих идеалов. Показатель рефлексии важен для самостоятельного поиска в области инновационного творчества, инновационной культуры [6].
В управленческой деятельности, реализующей рефлексивные процессы, возникают затруднения различного характера, которые ведут к необходимости безусловного осуществления своей рефлексии, в которой, в свою очередь, возможны затруднения. Этим порождается «бесконечность» рефлексии. Способом преодоления подобных рефлексивных «циклов» в управленческой практике мо-
жет послужить освоение и приобретение рефлексивной культуры, служащей, в свою очередь, средством преодоления хаотического управленческого самоотображения.
Таким образом, в современных организациях рефлексия является не только интеллектуальным механизмом целеполагания, решения проблем и принятия управленческих решений, но она так же создает условия для действия механизма управления инновационным развитием организации. Однако проблема заключается не в признании роли рефлексии, а именно в практическом конструировании и построении системы управления, включающей в себя рефлексию как «внутренний» элемент и источник инновационного развития. В рамках управления рефлексия оказывается не только интеллектуальным способом, но и способом практическим, позволяющим влиять на решение управленческих задач.
Литература:
1.Болдырева, Г.Е. Проблемы оценки использования регионального человеческого капитала. «Микроэкономика» М.: 2013. № 6. С. 73-74.
2. Лебедев, Н.А. Российские корпоративные образования в экономическом механизме управления. Научные труды ВЭО. 2011. Т. 152. С. 193-202
3. Лефевр, В.А. Рефлексия. М.: 2003. С. 86-90.
4. Олейник Т.Л, Пустовитова Т.И. Рефлексия как основа инновационного механизма решения управленческих задач / материалы XXII Международной научно-практической конференции. Новосибирск: ЦРНС, 2014. С.150.
5. Рагулина, Ю.В. Некоторые особенности принятия решений в условиях инновационной экономики. Транспортное дело России. М.: 2008. № 6. С. 10-15.
6. Трейгер, Е.М. и др. Инновации в пищевой отрасли: монография. М.: РИО МАОК, 2010. С. 32-39.
68 TRANSPORT BUSINESS Ш RUSSIA | №3 2016 |