Научная статья на тему 'Специфика социального служения членов французского округа русского студенческого христианского Движения'

Специфика социального служения членов французского округа русского студенческого христианского Движения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
324
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ребиндер Юлия

Сегодня, когда к созданию молодежных объединений, привлечению молодежи к социальнозначимой деятельности призывают и Церковь, и государство, для нас становится незаменимым опыт православных русских молодежных организаций, возникших в Европе после революции 1917 г. Данная статья посвящена описанию работы с молодежью французского округа Русского студенческого христианского движения, выявлению ее социальной направленности, анализу и рассмотрению фактов социального служения отдельных участников организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика социального служения членов французского округа русского студенческого христианского Движения»

Вестник ПСТГУ

IV: Педагогика. Психология

2010. Вып. 3 (18). С. 114-128

Специфика социального служения членов

ФРАНЦУЗСКОГО ОКРУГА РУССКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Ю. И. Ребиндер

Сегодня, когда к созданию молодежных объединений, привлечению молодежи к социальнозначимой деятельности призывают и Церковь, и государство, для нас становится незаменимым опыт православных русских молодежных организаций, возникших в Европе после революции 1917 г. Данная статья посвящена описанию работы с молодежью французского округа Русского студенческого христианского движения, выявлению ее социальной направленности, анализу и рассмотрению фактов социального служения отдельных участников организации.

История создания французского округа РСХД, работа с молодым поколением

Начало XX столетия в России было ознаменовано рядом событий, которые потрясли жизни многих людей и о которых было написано немало трудов и монографий: ужасы братоубийственной Гражданской войны, разрушение всех привычных устоев, для многих потеря близких, потеря Родины... Молодые парни и девушки оказались за пределами России без средств к существованию, часто лишившись близких, родных, наедине с воспоминаниями о пережитых ужасах и попыткой понять и осмыслить происшедшее.

В то же время, в августе-сентябре 1922 г., по постановлению ГПУ из Петрограда, Москвы, Киева и других городов в административном порядке высылаются за границу «активные контрреволюционные элементы» из среды «неугодной» интеллигенции — ученые, врачи, агрономы, литераторы, журналисты. Поскольку среди инакомыслящих особо выделялись философы, возникло известное название «философский пароход»1.

И вот в эмиграции встречаются пастыри Русской Православной Церкви, маститые профессора и ищущая ответов на многочисленные поставленные жизнью вопросы молодежь. И несмотря на то, что Русское Студенческой Христианское Движение появилось задолго до этой встречи, — еще до революции в среде русского студенчества (в Петербурге, Москве, Киеве) возникли кружки

1 Осоргин М. А. Времена. Как нас уехали: Хрестоматия по истории России. Париж, 1917— 1940. М., 1994. С. 265-268.

для изучения Евангелия и укрепления веры — данное знакомство дало импульс к возникновению плодотворной работы в молодежной среде и сыграло важную роль в формировании многочисленных организаций, которыми так богата русская эмиграция.

В 1923 г. в замке Пшеров (Чехословакия), собрались представители религиозно-студенческих кружков, возникших в главных центрах русского рассеяния: Югославии, Болгарии, Чехословакии, Франции, Германии и Прибалтике. На этом общем съезде было положено начало Русскому студенческому христианскому движению. В разное время в Движении принимали участие выдающиеся представители русской духовной культуры — о. С. Булгаков, Н. А. Бердяев, С. Л. Лосский, С. Л. Франк, Г. П. Федотов, о. С. Четвериков, В. Н. Ильин и многие другие. Председателем РСХД до самой кончины оставался о. Василий Зень-ковский, который писал в своих воспоминаниях: «Отрыв жизни и культуры от Церкви переживался в Движении как основной грех современности, и путь к спасению и России и всей культуры лежал, по этой концепции, через “оцерков-ление” жизни. Не помню точно, чья это формулировка, ставшая в Движении классической со времени 2-го общего съезда (1924 — Пшеров), думаю, что мы употребляли ее уже в белградском кружке в 1922 г., из этой формулы вытекало, что все проблемы жизни, и в том числе самая трудная задача — политическая проблема, — должны быть освящены и разрешены исходя из христианского ми-ровоззрения»2.

Во Франции движение возникло еще 1921 г. по почину нескольких лиц (П. Е. Ковалевский, М. В. Лаврова, В. В. Петров и др.), а после съезда в Пшеро-ве оно стало очень быстро развиваться3. В 1927 г. по инициативе Н. Ф. Федорова и А. Ф. Шумкиной началась юношеская работа в форме образования кружков мальчиков (витязей) и девочек (дружинниц); с 1927 г. начинают функционировать лагеря; в тот же год начинается и детская работа — возникает четверговая школа под руководством С. С. Шидловской-Куломзиной.

Отдельная форма работы Движения — Содружество представляла своеобразную форму братства молодежи возраста от 16 до 20 лет. Эта молодежь объединилась в стремлении работать среди такой же молодежи во имя Церкви и Родины. Многие из членов Содружества не жили в Париже, но поддерживали постоянную письменную связь с остальными.

Содружество возникло «для удовлетворения осознанной внутри самого Движения потребности более углубленной и правильной религиозной жизни»4. Вступающий в Содружество принимал на себя обязательства повседневной молитвы, молитвы друг за друга, ежедневного чтения Евангелия, искренних и добрых взаимных отношений, неопустительного (по возможности) посещения церковного богослужения (духовная дисциплина), посещения молитвенных и других собраний Содружества, возможно частого причащения Святых Христо-

2 Зеньковский В. В. Мое участие в РСХД // Вестник РХД. № 177. Париж; Нью-Йорк; Москва, 1998. С. 89.

3 Зеньковский В. В. Собрание сочинений: В 2 т. Т 2. Статьи и очерки // Русское Студенческое Христианское Движение: история, деятельность, задачи. М.: Русский путь, 2008. С. 364.

4 Содружество при Введенской церкви РСХД. Париж, 1931. С. 18.

вых Таин, деятельного служения Христу и Православной Церкви5. Праздником Содружества, кроме праздника всего Движения, стал день Рождества Пресвятой Богородицы. Как знак принадлежности к Содружеству каждый его член получил от священника Движения шейный образок Почаевской иконы Божией Матери, празднование которой совпадает с празднованием Рождества Пресвятой Богородицы. Постепенно, воспитывая и укрепляя свою волю в послушании Христу и Церкви, члены Содружества были призваны все более расширять круг своей деятельности, которая выражалась бы в устроении ими практических кружков любителей церковного пения и чтения, любителей иконописи, попечении о своей местной церкви, заботе о больных и неимущих, миссионерской работе и т. д. Главным для Содружества являлась «не внешняя деловая исполнительность, а внутреннее возрастание в вере и любви»6. Собрания Содружества проходили еженедельно. Внутри Содружества существовало несколько групп и кружков, занятых изучением Священного Писания, русской истории, русской литературы. После устройства на Монпарнасе (10, bd. Montparnasse) церкви-часовни, еженедельные собрания заканчивались вечерней, во время которой «содружники» пели и читали. Выходил также журнал Содружества, который ребята издавали сами, назывался он «Луч России».

В 1928 г. об РСХД писали: «Познать Россию в ея духовном богатстве, увидеть ее как Русь Святую, научиться всем сердцем любить и благоговейно чтить великое прошлое родной земли, воспитать в себе живое чувство нерасторжимой связанности с нею — таков смысл и содержание нашего долга по отношению к молодому поколению.

Коммунизм, особенно русский, не только внешнее — чисто социальное или политическое явление. Он в значительной мере и духовный недуг.

Идеал коммунизма мертв и ложен, но он целостен. Коммунисты развивают огромную энергию, чтобы овладеть подрастающим поколением. Призрачному идеалу коммунизма должен быть противопоставлен живой и творческий путь целостной православной культуры»7.

В издании Религиозно-педагогического кабинета 1928 г. мы находим такие слова: «Страшен тот океан чужеземной и чужеродной стихии, который окружает и захлестывает своими волнами наше подрастающее поколение»8.

РСХД ставит своею целью привлечение, прежде всего молодого поколения, к вере в Бога, собирает молодежь вокруг Церкви для служения ей и Родине во всяком положении, во всяком звании.

Постепенно собирались в Париж люди, готовые работать на благо Церкви, помогать ближним, попавшим в беду, работать с молодежью. Мария Зернова рассказывает об одной из первых елок, которые устраивались на Рождество в РСХД: «Я решила пригласить на нее ту русскую молодежь, которая была совсем оторвана от Церкви и русской культуры. Я стала ходить по трущобам Парижа,

5 Содружество при Введенской церкви РСХД. С. 18.

6 Там же. С. 21.

7 Вестник РСХД. № 1—2. Париж, 1929. С. 14.

8 Вопросы религиозного воспитания и образования. Вып. II // Воскресная школа Р.С.Х. движения в Париже. Париж: Издание Религиозно-педагогического кабинета, 1928. С. 89.

по лачугам, выросшим вдоль старых фортов города. Там я нашла несколько русских семейств, живших в полной нищете. Больше всего мне обрадовалась семья Оглоблевых, которые были сиротами, — два мальчика и три девочки. Старшему, Жене, было 18, и он опекал всех остальных. Они были окружены проститутками, бродягами-клошарами с их пьяными драками и непрекращающейся руганью. Оглоблевы не опустились, не погрязли в этой жалкой среде. Они барахтались, стараясь вырваться из нее, и с радостью согласились прийти на елку (Е. И. Ог-лоблев сделал научную карьеру, став профессором Школы физики и химии Парижа, в августе 1971 г. получил золотую медаль за изыскания в области низкой температуры). В назначенный день в зале Движения собралась разнообразная молодежь. как только мы вышли из комнаты, завязалась драка, наши приглашенные стали кидать друг в друга елочные украшения и избивать более слабых. такое хулиганство пробудило во мне желание помочь этим дикарям стать культурными русскими людьми»9. Первым человеком, к которому Мария обратилась за помощью, стал поэт Саша Черный, вместе они стали организовывать клуб для юношества, ответственность за который решили возложить на содружество молодежи.

На открытие клуба были приглашены известные писатели, общественные деятели, артисты. Клуб имел большой успех, более 100 человек стали его действительными членами. Очень много в его организации помогал Иван Билибин, дававший уроки рисования, и Мария Николаевна Германова, ставившая спектакли. Серафима Павловна Ремизова, жена писателя, преподавала русскую литературу, а Александр Покровский руководил хором. В клуб приходили А. Куприн, Б. Зайцев, А. Гречанинов, Н. Плевицкая. Они все охотно делились своими дарованиями с молодежью, которая, со своей стороны, горячо их встречала.

В 1928 г. в состав Движения входило более 60 кружков. На съездах подводились итоги работы, формулировались новые цели и задачи. В 1928 г., кроме четырех местных съездов, состоялось 2-е Религиозно-педагогическое совещание, которое было посвящено созданию широкой организации, объединяющей кружки единством программы и общего руководства. Основной являлась тема усиления и углубления духовной жизни внутри Движения. Общее идейное и методическое руководство всей религиозно-педагогической работой возложили на Религиозно-педагогический кабинет при Богословском институте. Религиознопедагогическому кабинету была поручена и дальнейшая разработка вопроса о путях и формах религиозно-педагогической работы, выработка руководства. Уже через год в библиотеке кабинета насчитывалось более двухсот наименований педагогических и религиозно-педагогических книг и журналов, как на русском, так и на иностранных языках. Кабинет специально выписывал из Советской России антирелигиозную, педагогическую литературу и вел разработку вопросов по борьбе с антирелигиозной деятельностью. Библиотека кабинета была открыта для читателей, проводился прием всех желающих получить консультации по вопросам религиозно-педагогического характера, устраивались лекции для лиц, непосредственно занимающихся воспитанием детей, и родителей. Работа

9 Зернов Н. М., Зернов М. В. Хроника семьи Зерновых. За рубежом. Белград; Париж; Оксфорд. Париж: YMCA-PRESS, 1973. С. 193-195.

кабинета велась в чисто академическом и общественно-педагогическом русле10. В Париже почти каждый год устраивались религиозно-педагогические совещания, а в 1928 г. деятели Движения приняли участие в общеэмигрантском Педагогическом съезде в Праге.

В 1920— 1930-е гг. Движение активно развивается, организовываются миссионерские поездки. По всей территории Франции проводятся лекции на философские и религиозно-философские темы, в самых отдаленных уголках читаются доклады «Что такое церковность», «Слово Божие и слово человеческое», «Путь русской эмиграции», «Православие, католичество и протестантизм», «О Православии и об участии мирян в жизни Церкви». Была создана миссионерская комиссия под представительством члена Епархиального Совета архимандрита Сильвестра, в состав которой входил священник Илья Мелия, священник Алексей Князев, К. Ельчанинов и И. В. Морозов, последний в качестве секретаря миссионерского центра.

С 1925 г. РСХД издает Русский религиозно-философский, политический и литературный журнал, выходивший под названиями «Вестник Русского студенческого движения в Западной Европе»; «Вестник церковной жизни»; «Вестник — орган Русского студенческого христианского движения»; «Вестник Русского студенческого христианского движения»; под нынешним названием он выходит с 1974 г. С 1926 г. журнал выходит уже в количестве 75 экземпляров, в 1928 г. достигает тиража 1300 экземпляров и распространяется также за пределами Парижа.

РСХД занимается изданием основных курсов, которые читаются в Богословском институте, издает брошюры и листовки на религиозные темы. В крупных центрах работы РСХД созданы библиотеки, из которых по запросу книги отсылают и в провинцию.

По предоставленной на заседаниях 1928 г. статистике, из массы учащихся русских детей в Париже лишь 5,1 % обучались в русской школе, остальные дети учились в различных учебных заведениях Франции (40 % — в закрытых колледжах) и часто месяцами не слышали русской речи, не видели родителей. Многие, умея читать по-русски, в чтении русских книг нашли единственный способ спасти себя от окончательной денационализации — при этом они почти не могли говорить по-русски. Движение планомерно начало работу среди этой части русской молодежи.

В январе 1928 г. появились первые кружки девочек, преимущественно учащихся в средней школе, к концу года их число достигло 85 человек. Задача кружков самими девочками была сформулирована как задача воспитания и самовоспитания в духе, завещанном лучшими представительницами русских православных женщин. Особенно глубоко поразил девушек образ св. Иулиании Лазаревской (Осоргиной) — образ жертвенного служения ближним, один из кружков избрал эту святую своей покровительницей.

Девушки, входившие в состав отдельных кружков, настолько сблизились между собой, что это вылилось в форму объединения кружков девушек с общим выборным органом и деятельностью. Объединение избрало своим годовым

10 Вопросы религиозного воспитания и образования... С. 86—88.

праздником Покров Божией Матери. В объединении были организованы для своих членов курсы кройки и шитья, курсы рисования по шелку.

В Париже РСХД был также организован Студенческий клуб, задачей которого было «дать возможность духовно одинокой русской молодежи студенческого возраста провести свободное время в обстановке, более или менее приближающейся к домашне-семейной»11. При клубе организована была читальня, имелся небольшой комплект так называемых комнатных игр. По вторникам устраивались небольшие музыкально-вокальные вечера, проводимые частью силами самого клуба, частью с помощью артистических сил Парижа. По пятницам собрания посвящались литературным темам — читались доклады о творчестве того или иного русского писателя, иногда сами писатели читали свои произведения. «Средняя посещаемость клуба 15-20 человек в день; в дни же концертов по вторникам — до 100 человек»12.

Юношеский клуб был организован и продолжал вестись Содружеством. Задача клуба заключалась в том, чтобы отвлечь юную часть русской молодежи от нездоровых развлечений большого города, познакомить ее с духом русской культуры, главным образом путем живого общения с выдающимися представителями этой культуры. «На вечерах не раз читали свои произведения Куприн, Шмелев, Саша Черный, Зайцев, А. Ремизов, художник И. И. Билибин в ряде очерков со световыми картинами познакомил собравшуюся молодежь с русской живописью, композитор Гречанинов — с русскими песнями. Бывают дни, когда в клубе собирается до 150-170 человек»13.

Следующим образом описывается работа лагерей РСХД и состояние отъезжающих туда детей: «.к началу смены в 1928 г. было осмотрено 95 детей, из которых были признаны вполне здоровыми только трое, у остальных были не в порядке и легкие, и нервы. При повторном обследовании, по возвращении из лагеря, соотношение между “удовлетворительными” по состоянию здоровья и “слабыми” радикально изменилось»14. Но лагерь был не только местом отдыха, физического укрепления детей. Церковь, устраиваемая и обслуживаемая самими детьми, ежедневная вечерняя и утренняя общая молитва, беседы по Закону Божию, постоянное присутствие в лагере «своего» батюшки, знающего детей, работающего с ними в течение всего года, — все воспитывало религиозное чувство детей естественно и свободно. Утром, при пении гимна, торжественный подъем русского национального флага, русские сказки, песни, рассказы из русской истории по вечерам у костра, часы занятий русским языком и историей днем создавали условия, укрепляющие и питающие национальные чувства. К 1928 г. функционировали два лагеря — для мальчиков (около 100 детей) и для девочек (около 40), но в связи с ограниченным бюджетом в лагерь могли попасть далеко не все желающие.

11 Русское студенческое христианское движение за рубежом в 1928 г. Париж: Изд. Русского Студенческого христианского движения за рубежом, 1929. С. 13.

12 Там же.

13 Там же. С. 14.

14 Там же. С. 11.

Что касается финансовой стороны вопроса, то пожертвования на лагерь и на деятельность РСХД просили отправлять по адресу председателя Движения проф. В. В. Зеньковского.

В первый период существования Движения раз в году проводилась так называемая Финансовая кампания, которая открывалась торжественным молебном с приглашением на него видных лиц. Для организации сборов необходимо было провести большую подготовительную работу, а именно: собрать большое количество адресов возможных жертвователей; подготовить несколько десятков «сборщиков»; провести предварительную кампанию в прессе; изготовить листовку и брошюру «Нивы побелели», которые обычно рассылались за две недели до начала кампании по вышеупомянутым адресам.

О. Сергий (Четвериков) в своих «Заметках о Движении» отмечает, что в церкви устраивались несколько раз молитвенные собрания: служили молебен Божией Матери с акафистом и с молитвой о Движении, «после чего в одной из зал происходила беседа на излюбленную в Движении тему — о недостатках Движения, о путях и целях Движения»15. Затем речь зашла о монахинях-сборщицах в дореволюционной России и ставился вопрос: может ли Движение быть такой «святой обителью», ради которой сборщикам стоит претерпеть различные трудности, неприятности, даже насмешки и обиды? Вопрос вызывал множество споров.

Финансовая кампания имела и воспитательное значение: нужно было уметь объяснить цели Движения, показать свою приверженность и верность общему делу, часто отвечать на самые неожиданные вопросы, отвергать необоснованные обвинения, вызванные недоверием. Сборщики получали конверт, содержавший удостоверение личности, карточки с адресами, квитанции, листовки и брошюру. Свое служение сборщики совершали совершенно бескорыстно. Как правило, их принимали сердечно, угощали ужином, часто это были люди скромного достатка.

В дни кампании устраивались вечерние собрания с чаепитием на бульваре Монпарнас, на которых сборщики обменивались впечатлениями, советами, рассказами о забавных, а иногда и о не совсем приятных случаях. Встречались проявления остроумия со стороны лиц, к которым обращались, например: «Студенты решили Богу молиться, так почему же я должен деньги давать?»16

Увенчанием работы РСХД стало создание церкви-часовни, предназначенной прежде всего для молодежи. Церковь, находящаяся в отдельном помещении, была закончена и освящена накануне праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы, являющегося годовым праздником Движения. В ней совершались ежедневные богослужения, возносились молитвы о Движении, совершалось поименное поминовение живых и умерших членов Движения, его друзей (традиция поминовения всех живых и усопших членов Движения жива и по сей день).

В церкви служились регулярные ранние литургии, на которых очень любил присутствовать, служить, исповедовать о. Василий Зеньковский. Начинались

15 Вестник РСХД. Париж, 1929. № 8—9.

16 Пьяное Ф. Т. Финансовый вопрос в РСХД // Вестник РСХД. Париж, 1929. № 12. С. 18—21.

они в 6.30 утра. Столь ранний час был выбран для того, чтобы дать возможность учащейся молодежи быть на лекциях и на работе в 9 часов утра17.

Несмотря на трудности, связанные с разразившимся на рубеже 19201930-х гг. мировым экономическим кризисом, работа продолжалась, прежде всего с детьми и молодежью. Религиозно-педагогический кабинет в Париже, специальные педагогические совещания и курсы для руководителей имели целью разработку и введение в практику целой системы православного религиозного воспитания. В начале 1930-х гг. активизировалась социальная работа: оказывалась разнообразная помощь безработным и нуждающимся, проводились специальные съезды в районах с рабочим населением.

Социальное служение французского округа РСХД

Движение много делало для помощи нуждающимся: были организованы бесплатные столовые, общежития для бедствующих и безработных, система медицинских услуг.

«Отдел помощи нуждающимся начал свою работу с большим увлечением, собирались вещи, чинились, приводились в порядок и рассылались бедным. Особенно трудились в этом отделе девочки Юношеского отдела»18.

Медицинскую комиссию возглавляла Е. С. Серикова. Медкомиссия оказывала медицинскую помощь членам Движения, работала в амбулатории при ССПБИ, посещала русских больных во французских госпиталях19.

В 1931 г., когда во Франции начался экономический кризис, повлекший за собой безработицу, по инициативе М. М. Зерновой при Движении была открыта бесплатная столовая для безработных; дело это позже развилось и выделилось в Комитет социальной помощи (под руководством А. Е. Матео и др.).

Социальное служение матери Марии (Скобцовой) и ее «Православное дело»

Огромный вклад в благотворительную деятельность РСХД внесла мать Мария (Скобцова), которая была местным секретарем Движения в провинциях Франции.

В начале весны 1932 г. Е. Ю. Скобцова обращается к митрополиту Евлогию (Георгиевскому) за благословением принять монашеский постриг, который и был им совершен в храме Свято-Сергиевского подворья в Париже в марте того же года. Имя для монахини выбрал сам Владыка. Все духовенство полагало, что именно новопостриженная мать Мария способна выполнить высокую духовную миссию стать основоположницей русского женского монашества в эмиграции. Некоторое время мать Мария проводит в отведенной ей келье при Свято-Се-ргиевском богословском институте, а затем по благословению архиерея летом того же года посещает Латвию и Эстонию, где наблюдает «в чистом виде» монашескую жизнь, поскольку там продолжали существовать обители Русской

17 Отчет о работе РСХД во Франции за 1949 г. // Вестник РСХД. Париж, 1950. № 1. С. 31.

18 Там же. С. 26.

19 Степанов Ю. Хроника жизни Движения // Вестник РСХД. Париж, 1926. № 12. С. 25.

121

Православной Церкви. Однако, вернувшись из поездки, мать Мария обратилась к митрополиту с собственным мнением, что для русской эмиграции требуется иной, даже новый тип монашеского служения, при котором совершенно необходимо отрешиться от размеренной и спокойной жизни сестер в обителях, идти в жестокий мир. Она говорила, что «социальный заказ требует трех направлений, трех линий в работе: чисто миссионерской, социально-миссионерской и благотворительно-миссионерской»20.

После некоторых колебаний митрополит Евлогий благословил мать Марию на жертвенное служение на ниве благотворительности для нуждающихся и больных русских эмигрантов. Летом 1932 г. мать Мария собрала небольшой кружок единомышленников, в котором вызревала идея создания во Франции благотворительной православной организации. Она много ездила по тем районам Парижа и его пригородам, где проживали русские люди, и предпринимала попытки оказывать помощь тем, кому она была остро необходима. Одним из своих дел она считала проведение духовных бесед. Иногда в течение дня мать Мария появлялась последовательно в нескольких удаленных друг от друга местах.

В ноябре 1934 г. мать Мария вместе с руководителями РСХД в Париже преподавателем Богословского института К. В. Мочульским и секретарем Движения Ф. Т. Пьяновым решили перейти к созданию объединения на основе христианской социальной работы. 4 июня 1935 г. на съезде Центрального секретариата РСХД в расширенном составе в местечке Буасси под Парижем мать Мария выступила с докладом, в котором рассказала о своих планах создания некоего Союза православного служения в миру. Она представила активу РСХД идею православного городка, где будет вестись под эгидой Русской Православной Церкви работа по трем важным для русской молодежи направлениям: социальной, благотворительной и миссионерской21.

Позднее она писала: «Нам приходится действовать в нашей совместной жизни — навещать больных, кормить безработных, учить детей, общаться со всеми видами человеческого горя и человеческого падения, иметь дело с пьяницами, с преступниками, с сумасшедшими, с унывающими, с неверующими, с опустившимися — со всей духовной проказой нашей жизни.»22

В эти дни мать Мария выпустила воззвание «Создать православное объединение в обширном и чужом Париже»23, на которое быстро откликнулись многие русские люди. Прежде всего мать Мария нашла в Париже дом на улице Лурмель, 77, где создается организационный комитет под названием «Православное дело» и при нем фонд добровольных пожертвований. Дом на улице Лурмель становится центром русской эмиграции, а кирпичный гараж во дворе дома перестраивается в церковь во имя Покрова Божией Матери. Уже 27 сентября 1935 г. в праздник Воздвиженья Креста Господня после совершения в «лурмельской»

20 Линник Ю. В. Мать Мария // Вестник РСХД. Париж, 1991. № 161. С. 133.

21 Плюханов Б. Объединение «Православное дело» // Там же.

22 Макаров Л. Мать Мария и Русское студенческое христианское движение (1932—1935) // Вестник РСХД. Париж, 1980. № 131.

23 Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), архиеп. Избранное собрание сочинений: В 2 т. Т. 1. Нижний Новгород, 1999. С. 168—169.

церкви о. Сергием Булгаковым литургии состоялось торжественное заседание, посвященное созданию «Православного дела». Митрополит Евлогий благословил новое объединение и был избран его почетным председателем. Руководителем объединения стала мать Мария, ее заместителем — К. В. Мочульский, а секретарем — Ф. Т. Пьянов. В качестве постоянного священника владыка Евло-гий назначил в храм служить архимандрита Киприана (Керна), преподававшего в Богословском православном институте при Свято-Сергиевском подворье и бывшего замечательным богословом. Он дружил с православным писателем Б. К. Зайцевым, который стал постоянно проводить беседы о литературе с обитателями общежития. Пансион по благословению владыки начинают регулярно посещать профессора и преподаватели Богословского института, которые выступают с беседами на христианские темы, чаще всего связанные с русской культурой. Пансион постепенно превращается в своеобразный духовный центр русской эмиграции, который посещают многие «русские парижане».

Вспоминая о деятельности нового русского объединения во главе с монахиней Марией в Париже, архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской) писал: «Сущность начатого ею “Православного дела” можно было бы охарактеризовать как попытку создания социального христианства, “социального монашества”. Мать Мария была, конечно, права в стремлении обратить себя, как часть Церкви, ко всем обездоленным в мире. В этом вся простота и высота ее программы, вся правда ее человеческого и диаконисского служения»24.

Цель женского общежития на улице Лурмель, по словам самой матери Марии, — «дать возможность малоимущим людям за минимальную плату иметь полный пансион»25. В общежитии в начале 1937 г. жило 25 человек, из которых часть оплачивала свое пребывание, часть же не имела возможности вносить даже половину суммы. Кроме того, в общежитии постоянно жило 7-8 человек персонала. При женском пансионе была открыта столовая, которая была самой дешевой в Париже и посещалась в основном безработными, получавшими пособие: сытный обед в ней стоил для русских эмигрантов всего один франк, тогда как обычная стоимость обедов в парижских столовых была не менее восьми франков. Среди столовавшихся проводилась культурно-просветительская работа (например, литературно-музыкальные вечера), в которой активное участие принимали сами посетители столовой.

На улице Феликс Фур было основано общежитие для мужчин, основным контингентом которого были пенсионеры-шоферы. Всего в общежитии жило 12 постоянных и до 20 человек столующихся.

На улице Нуази-ле-Гран в 1936 г. был открыт дом для отдыха выздоравливающих, летом того же года в нем жило до 50 человек.

Также устраивались миссионерские курсы, воскресные собрания, четверговая школа.

Группой сотрудников «Православное дело» оказывалась помощь бедным и больным на дому. Работа состояла в помощи продуктами, одеждой, в хлопотах о документах, в устройстве в госпитали и в определении на работу. Госпиталь-

24 Иоанн Сан-Францисский (Шаховской), архиеп. Указ. соч. С. 168-169.

25 О работе Объединения «Православное дело» // Вестник РСХД. Париж, 1937. № 1-2.

ная работа велась под руководством о. Михаила Черткова, который вместе с помощниками старался удовлетворять как духовные, так и материальные нужды болящих. В этой работе особенно важно то, что о. Михаилу удалось выхлопотать право на помещение русских больных в санатории на одинаковых правах с французскими больными.

Благодаря связи сотрудников «Православного дела» с больными в госпиталях и при исключительном положении храма на рю де Лурмель, 77, имевшего право отпевать покойников, «Православному делу» часто приходилось брать на себя устройство похорон одиноких русских. Приходилось добывать деньги, сотрудникам ходить в соответствующие французские учреждения, священникам отпевать, хоронить. При всей увеличивающейся смертности русских больных в госпиталях в храме на рю Лурмель часто бывало по 2—3 покойника в день26.

Большую тревогу у создателей объединения «Православное дело» вызывало то, что многие из эмигрантов нуждались в медицинской помощи, больничном уходе или наблюдении врачей-специалистов. От плохого питания, скверных условий жизни в эмигрантской среде распространяется туберкулез. Тогда мать Мария совместно с о. Борисом Старком начинает кампанию по выявлению среди русских больных этим недугом, а впоследствии пытается организовать более или менее удовлетворительное их лечение. В это время активную деятельность начинают вести в масштабах «Православного дела» Л. А. Зандер, И. А. Кривоше-ин, И. И. Фондаминский, которые организуют объезд психиатрических клиник Парижа, чтобы найти там русских. Вскоре при объединении создается комитет русских врачей, члены которого на средства «Православного дела» обследуют больных соотечественников в разных лечебницах Франции и принимают необходимые меры по обеспечению должного медицинского ухода за ними.

Другим направлением работы «Православного дела» явилось выявление в среде русской молодежи злоупотребляющих наркотиками и алкоголем. Члены объединения посещали различные злачные места, опиумокурильни, притоны кокаинистов, откуда практически вытаскивали и спасали молодых людей. По воспоминаниям современников, «Православное дело» не имело высшего наслаждения, как сделать что-либо полезное для опустившихся на дно жизни людей. Всех несчастных, ночующих под мостами Сены в холоде и отрепьях, участники объединения старались обогреть, накормить, вылечить и без заумных поучений образумить. Нам представляется, что подобная миссия явилась самым высшим осуществлением «социального христианства», представляемого правлением «Православного дела». Прот. Сергий Булгаков шутя называл общежитие на рю Лурмель Шаталовой пустынью — здесь находили себе приют одинокие, отчаявшиеся, «люди шатающиеся»27.

Вплоть до оккупации Парижа немецкими войсками в структуре объединения «Православное дело» продолжали активно функционировать все общежития и дом отдыха для больных, выписанных из госпиталей и больниц. По-прежнему действовали миссионерские православные курсы, комитет православных врачей продолжал самоотверженно трудиться в пригородах Парижа. Вместе с тем,

26 О работе Объединения «Православное дело». С. 24—26.

27 Там же.

деятельность «Православного дела» в конце 1930-х гг. расширяла границы своих социальных и культурных влияний. Для работы в церковных приходах Парижа была создана лекторская группа, члены которой по заявкам из приходов выезжали для проведения после служб духовно-нравственных бесед. Работали по четвергам две детские православные школы: у станции метро «Сен-Поль» и в самом общежитии на улице Лурмель. В последнем каждое воскресенье после церковной службы и обеда устраивались дневные собрания с лекциями и литературно-музыкальными программами, которые посещали не менее 60 человек. Правление «Православного дела» продолжало свои регулярные заседания, посвященные попыткам облегчить жизнь русских эмигрантов, вплоть до ареста самой матери Марии и ее ближайших сподвижников. За это время члены объединения сумели спасти жизни не только нескольким смелым русским людям, но и нескольким еврейским семьям, которые укрывали в пансионе на Нуази-ле-Гран.

В 1943 г. мать Мария, ее сын Юрий и о. Димитрий Клепинин были арестованы гестаповцами и затем заключены в нацистский концлагерь. Через некоторое время были арестованы другие сотрудники объединения «Православное дело»: секретарь Ф. Т. Пьянов, Ю. П. Казачкин, А. А. Висковский. Все они также были отправлены в немецкий концлагерь. Мать Мария и о. Димитрий Клепинин приняли мученическую смерть от рук фашистов. Объединение «Православное дело» в 1943 г. завершило свою благотворительную, просветительскую и культурную деятельность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Церковь Покрова Божией Матери становится одним из наиболее любимых храмов русской эмиграции. Ее украшают искусно написанные иконы работы монахини Иоанны (Рейтлингер) и самой матери Марии.

Социальная деятельность Софьи Михайловны Зерновой

Продолжая рассказывать о социальном служении членов РСХД, нельзя не отметить деятельность Софьи Михайловны Зерновой, которая с 1926 по 1931 г. была генеральным секретарем Русского студенческого христианского движения, заведовала Бюро по приисканию труда при Общевойсковом союзе в Париже (1932-1934). С 1935 по 1969 г. она была генеральным секретарем основанного ею Центра помощи русским в эмиграции.

Когда младшая сестра Софьи Михайловны поселилась с мужем в Женеве, совместно они стали устраивать бесплатные каникулы для нуждающихся детей. Старшая сестра составляла списки бедных семей в Париже, младшая находила для детей подходящие места. Работа оказалась живой и полезной для обеих сторон. Швейцарцы, привыкшие к комфортабельной, спокойной жизни, прикоснулись к трагическим событиям, постигшим Россию. Они охотно стали приглашать русскую эмигрантскую детвору. Для детей поездки в Швейцарию были не только летним отдыхом, но также и встречей с добросердечными людьми, окружавшими их лаской и заботой. Многие из этих детей до момента поездки никогда не выезжали из Парижа. Число посылаемых в Швейцарию на каникулы детей быстро росло: в 1935 г. было послано 50 детей, в 1936 — 130, а в 1939 — 60028.

28 Ковалевский П. Россия за рубежом. Париж, 1971. С. 65.

125

Более взрослую молодежь Софья Михайловна отправляла в Англию. Знакомство с своеобразными условиями английской жизни раскрывало перед этими юношами и девушками иные перспективы и отрывало их от эмигрантских будней. Усовершенствование в знании английского языка было для них существенной помощью в их работе.

Во время начала Второй мировой войны Софья Михайловна занималась эвакуацией русских детей из Парижа (русские дети, как иностранцы, не были включены в общую эвакуацию, запланированную французским правительством).

В конце войны Софья Михайловна помогала освобождать русских военнопленных, готовила их досье, передавала письма родным и близким, участвовала в комиссиях по рассмотрению виновности арестованных.

С 1939 г. Софья Михайловна занимается сбором денег на постройку детского дома в Монжероне (Франция). Детский дом для девочек и мальчиков был открыт в 1955 г. В 1954 г. был устроен первый Рождественский базар, благодаря помощи сочувствующих для этого стали предоставлять громадное помещение на Елисейских полях. Каждый год благотворительные базары становились все более известными и приносили значительные средства для работы с детьми. В 1957 г. в Монжероне была построена церковь в память Анны Ярославовны, которой раньше принадлежала Мулен де Санлис, где находился теперь русский детский дом29.

В 1945 г. Софьей Михайловной был открыт «Центр помощи русским в эмиграции», она всеми силами старалась облегчить трудное положение беженцев, найти им работу, устроить нужные документы в префектуре. Благодаря дружеским отношениям с одним из чиновников в префектуре ей часто удавалось быстро и своевременно помогать с нужными документами. Сама Софья Михайловна рассказывала: «Ко мне обращались за содействием самые разнообразные лица. Тут были и эмигранты, покинувшие Родину после конца Гражданской войны, и русские, раньше жившие в лимитрофах, захваченных Сталиным, и советские люди, не желавшие возвращаться под его власть». Софья Михайловна также была секретарем международной организации для помощи беженцам (ИРО)30.

Удивительная сила убеждения, которая позволяла Софье Михайловне «двигать горами», имела источниками «укорененность в вере, преданность России, владевшую всем ее существом и, наконец, никогда не угасавшее чувство сострадания к ближнему, в особенности же к тем, за кого каждый из нас продолжает нести моральную ответственность, — нашим братьям по плоти, страждущим сынам нашего земного Отечества»31.

В данной статье мы коснулись социального служения только некоторых членов РСХД, были и многие другие, отдававшие свои силы и время на служение ближнему. И сегодня автор встречает уже пожилых членов Движения, несущих

29 Зернов Н. М., Зернов М. В. Указ. соч. С. 385-390.

30 Там же. С. 332.

31 Энденом М. Н. Воспоминания о С. М. Зерновой // Новый журнал. Нью-Йорк, 1972. № 106. С. 290.

свое служение, которое было им определено еще с молодости, принимающих «клошаров»-бездомных, предоставляющих им одежду, еду, заботящихся о приезжих русских, попавших в трудную ситуацию, и сколько еще таких дел, оставшихся неизвестными, творящихся в тайне и ведомых только совершающему их и Богу.

По словам о. Василия Зеньковского, «в годы расцвета социальная работа Движения развивалась по двум направлениям: помощь больным и помощь безработным»32. Как говорили автору в отделе РСХД, социальное служение не было основным направлением деятельности и то затухало, то вновь возобновлялось благодаря отдельным деятельным членам РСХД. На сегодняшний день основой социальной деятельности РСХД является орган ACER-Russie, поддерживающий социальные проекты в России, выделяющий на осуществление данных проектов средства, которые собираются у дружественных французских организаций и частных лиц.

В заключение данной статьи хотелось бы привести слова, сказанные Кириллом Ельчаниновым о Движении в 1960 г.: «.изначально Движение осознало себя православным, отдало себя на службу Святой Церкви и вокруг себя объединило тех, в ком была религиозная жизнь», в нем «для верующей русской молодежи открылся путь собирания всех живых церковных сил. открылась задача привлечения к вере во Христа Спасителя, к вере в Его Церковь тех, кто по тем или иным причинам оказался вне Церкви, утерял свою веру. В основе всей деятельности Движения лежит желание преодолеть разделение между верой и жизнью. Лучшим доказательством православности этой идеи («Оцерковление жизни». — Прим. авт.) является тот факт, что сотни русских людей через (выделено К. Ельчаниновым) Движение пришли к Церкви и не только живут в ней, но активно работают, кто в сане епископа, кто священника, или просто как миряне»33.

Актуальны и в наше время слова о. Василия Зеньковского, сказанные в 1928 г., — призыв о необходимости и актуальности создания молодежных организаций не только потому, что «в таких организациях открываются возможности исключительно действенного и плодотворного религиозного влияния на подростков — ибо при умелом подходе к ним душа их светло и радостно отдает себя всему тому, что открывается юности в Церкви, в религиозной жизни. Надо идти навстречу созданию юношеских организаций не потому также, что другие нерелигиозные (культурные, национальные, политические) организации уже работают на этом поприще, — хотя и этот мотив имеет полное право на существование. Но все мы, кому дорога Церковь, кто хочет работать для религиозного просвещения, для возвращения всей системы культуры к Церкви, должны признать, что нет более плодотворной, более благодатной и более очередной задачи, чем религиозно осмыслить и религиозно одушевить то, что происходит у наших подростков (выделено В. В. Зеньковским)»34.

32 Зеньковский В. В. Собрание сочинений: В 2 т. Т. 2. Статьи и очерки // Русское студенческое христианское движение: история, деятельность, задачи. М.: Русский путь, 2008. С. 372.

33 Ельчанинов К. Русское студенческое христианское движение // Вестник РСХД. Париж, 1960. № 56.

34 Русское студенческое христианское движение за рубежом в 1928 г. Париж: Изд-во РСХД за рубежом, 1929.

РСХД существует и по сей день, хотя наиболее активным и «деятельным» оно было с 1920—1930-х и по 1950—1960-е гг. Уже сама «живучесть» Движения невольно привлекает внимание к этому явлению, которое было весьма значимым в общем контексте жизни русского зарубежья XX в. и остается актуальным в контексте современности.

Ключевые слова: молодежные организации в эмиграции, социальное служение, Русское Студенческое Христианское Движение.

Characteristics of Social Work of the French Section of Russian Students Christian Movement

J. I. Rebinder

Experience of Russian Orthodox youth organizations which sprang up in Europe after the revolution of 1917 becomes indispensable for us today, when both Church and state urge youth to become involved in socially profitable work within youth associations. This article describes youth activity of the French section of Russian Students Christian Movement, its social orientation. It also analyzes the facts of social work performed by individual members of the association.

Keywords: emigre youth organizations, social work, Russian Students Christian Movement.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.