_ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ_
УДК 378(09)
Ребиндер Юлия Ильинична
Аспирант кафедры социальной педагогики ПСТГУ, [email protected], Москва
ПРОФИЛАКТИКА ДЕНАЦИОНАЛИЗАЦИИ РУССКОЙ МОЛОДЕЖИ В 20-30-Е ГОДЫ XX ВЕКА В РАБОТЕ РЕЛИГИОЗНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ПРИ БОГОСЛОВСКОМ ИНСТИТУТЕ В ПАРИЖЕ
Аннотация. Сегодня идейно-педагогическое наследие русского зарубежья стало неотъемлемой частью истории отечественного образования. В работе рассмотрена педагогическая деятельность эмиграции, направленная на просвещение и воспитание русской молодежи во Франции в первой половине XX столетия, а также формы и методы работы по сохранению ее от денационализации. В статье также рассмотрена деятельность Религиозно-педагогического кабинета, возглавившего под руководством В.В. Зеньковского религиозно-педагогическую работу во Франции и оказавшего значительное влияние на развитие педагогики эмиграции в целом.
Ключевые слова: педагогика русского зарубежья; православное воспитание; денационализация; Религиозно-педагогической кабинет; В.В. Зеньковский.
Rehbinder Yulia Iliinichna
Post-graduate student of the Chair of Social Pedagogy of St-Tikhon s Orthodox Univercity, Moscow
PREVENTIVE DENATIONALIZATION MEASURES FOR RUSSIAN YOUTH IN THE 20'S AND 30'S OF XX CENTURY IN THE BUREAU OF RELIGIOUS PEDAGOGY ACTIONS AT THE THEOLOGICAL INSTITUTE IN PARIS
Abstract. The article describes the pedagogical activity directed to education of Russian young in France during the period of emigration in the 20-30 years of XX century, forms and methods of education directed to preserve them from the denationalization.
Keywords: pedagogical activity of russian emigration, orthodox christian education, denazionalization, cabinet of religious pedagogy, V.V. Zenkovski.
Русское рассеяние, произошедшее после революции 1917 года, стало центральным событием и движущей силой феномена, получившего название «Зарубежной России» [8; 13]. Эмигранты, сознававшие себя носителями великой русской культуры, создававшейся веками, хранили ее, умножали, развивали, несли в мир и знакомили с нею другие народы. Русское зарубежье ставило перед собой троякую задачу: охранительную, осведомительную и творческую, через участие в культурной и научной жизни других стран. Объем, численность и культурное значение русского рассеяния представляют интерес для современных исследователей.
Так как с самого начала эмиграции Франция и, в частности, Париж стали культурным и просветительским центром рассеяния, здесь, как и во многих других странах, велась интенсивная борьба за просвещение и воспитание молодого поколения. Одной
из основных проблем русской эмиграции становится духовно-нравственное развитие детей, подростков и молодежи, сохранение их от денационализации посредством укрепления в православной вере. Ефим Григорьевич Осовский отмечает, что период 1920-1930-х гг. лег в основу формирования научно-педагогического пространства Российского Зарубежья [10]. Особым вниманием необходимо отметить личность и деятельность «духовного отца русских педагогов и русской молодежи» (по словам Святителя Сан-Францисского Иоанна (Шаховского)), профессора В. В. Зеньковского [4, с. 5]. Историк П. Е. Ковалевский пишет о В. В. Зень-ковском как о самом значительном психологе и специалисте по педагогике в рассеянии [8, с. 188].
Одним из важных начинаний В. В. Зеньковского стало создание в Париже Религиозно-педагогического кабинета (далее РПК)
- первого и единственного на тот момент в Русской Церкви религиозно-педагогического научного учреждения, в задачи которого входила помощь обществу в деле религиозного воспитания и образования молодежи [6]. Официальное открытие Кабинета состоялось 30 октября 1927 г. Деятельность его участников сосредоточилась над разработкой «целостной системы православной педагогики» [1, с. 27]. С самого начала существования РПК сотрудничает с Русским Студенческим Христианским Движением (РСХД), председателем которого являлся возглавляющий Кабинет В. В. Зеньковский. В 1930 г. работа РСХД («Витязи», «Скауты РСХД», «Дружина девочек», «Воскресная школа», «Детский уголок») охватывает около полутора тысяч детей и юношества. В данный период, по словам В. В. Зеньков-ского, Кабинет исполняет роль центрального органа по педагогической работе РСХД, служит своеобразным «учено-учебным Советом» [12, с. 6], которому принадлежит идейное и методическое руководство.
Важной задачей РПК становится разработка и внедрение программы и методики преподавания в воскресно-четверговых школах. Необходимо отметить, что именно во Франции возник феномен воскресно-четверговой школы, целью которой стала постановка внешкольного религиозного преподавания, а также борьба с возрастающей денационализацией детей путем изучения русского языка, истории и географии. В 1936 г. Кабинет проводит семинар по методике преподавания Закона Божия в воскресных школах русской эмиграции. В 1937 г. РПК выпущено руководство по ведению воскресных школ - «Программа по Закону Божию». В. В. Зеньковский в предисловии к изданию, говоря о первом опыте создания программы по Закону Божию для воскресно-четверговых школ, отмечает: «Мы должны помнить, что на родине нас ждет та же задача внешкольного религиозного воспитания и преподавания, которая поставлена жизнью перед нами в эмиграции. В этом смысле наши опыты имеют «лабораторное» значение, давая возможность подготовиться к работе, которая ждет нас в России» [5, с. 6]. В 1938 г. РПК издает подготовленную просветительным отделом епархиального управления в Париже (школьной комис-
сией) при содействии Кабинета программу по Закону Божию как руководство по ведению Воскресных школ. Кабинетом сформулированы задачи и методы работы детских и молодежных организаций эмиграции, а также детских лагерей, которые продолжают функционировать и сегодня. Ежегодно Кабинетом устраивались курсы по подготовке руководителей молодежных организаций. Участниками Кабинета создана религиозно-педагогическая библиотека с прилегающим читальным залом с целью предоставления книг для пользования всеми, интересующимися вопросами религиозного воспитания. Организован отдел для ознакомления с педагогической и религиозной работой в Советской России. Интересные, по мнению редакции, формы развития педагогической науки в России освещаются в разделе «Хроника», издаваемого РПК Бюллетеня.
Деятельность РПК общественно-педагогического характера выразилась в подготовке почвы для постановки вопроса о религиозном воспитании в обще-эмигрантском и межправославном масштабе. Кабинетом проводятся лекции, доклады, конференции и беседы по вопросам религиозно-педагогического характера. Во Франции и в других Европейских странах членами РПК ежегодно устраиваются педагогические съезды, на которые собираются ведущие представители педагогической науки, представители православных Церквей, трудящиеся на ниве воспитания и образования молодого поколения, а также представители международных христианских организаций.
В 1933 г. после съезда в Бухаресте по инициативе В. В. Зеньковского был основан комитет православных стран по работе с молодежью, в который вошли представители от духовенства и академического сообщества Румынии, Болгарии, Греции, Югославии, а также представитель международного комитета УМСА др. Д. Девис и Всемирной ассоциации христианских студентов (WCCF) Х. Хенриод. Возглавить комитет было предложено В. В. Зеньковскому [13, с. 4]. В меморандуме «О необходимости создания в православных странах центров религиозно-педагогической работы с молодежью» В. В. Зеньковский пишет: «Мы осознаем, что поставленная нами задача потребует новаторских решений, свежего подхода в
рассмотрении мировых достижений педагогики и соотношения их с православной традицией не только в теории, но и на конкретной практике, в создании живого опыта работы... Данная ответственная педагогическая работа не может быть выполнена лишь с помощью Религиозно-педагогического кабинета в Париже или с помощью отдельных семинаров. Нужна сплоченная совместная работа всех православных стран» [14, с. 1]. В кратчайшие сроки предлагается начать выпуск Религиозно-педагогического Бюллетеня в каждой из стран участниц. Издание должно выходить ежеквартально, для осуществления выпуска установлена необходимая сумма - 5000 франков в год [Там же].
С самого начала существования Религиозно-педагогический кабинет выпускает Бюллетень Религиозно-педагогической работы с православной молодежью, который выходит в виде приложения к Вестнику РСХД (в общей сложности выпущено 13 Бюллетеней в виде приложения) с 1927 по 1930 гг. С 1934 по 1958 гг. Бюллетень издается отдельным сборником. В 1932 г. выходит отдельный номер, напечатанный на ротаторе (нами он обнаружен в архиве Савинова, библиотека университета Северной Каролины). На русском языке всего выходит 32 отдельных выпуска с послевоенным перерывом на 12 лет с 1939 по 1951 гг. В 1933-1936 гг. Бюллетень также издается на французском языке, распространяется по всей Европе. В Вестнике РСХД (номера, которые распространялись с Бюллетенями) читаем о распространении: в марте 1928 г. было разослано 1031 экземпляра; октябрь 1928 г. - 1161 и в марте 1929 г. - 1334. Особенно интенсивно увеличивается количество читателей в странах частью или целиком находящихся на территории бывшей России [9, с. 25].
Во вступлении к первому выпуску Бюллетеня В. В. Зеньковский описывает следующие задачи, которые ставит перед собой данное издание: 1) давать небольшие руководящие статьи по вопросам, выдвигаемым жизнью в религиозно-педагогической области; 2) давать в отделе хроники обозрение русской религиозно-педагогической работы, а также кратко освещать одноименную работу других христианских конфессий; 3) давать в отделе библиографии обзор книг
и журналов, посвященных педагогической работе; 4) открыть в почтовом ящике возможность обмена мнениями с теми, кто нуждается в указаниях Религиозно-педагогического кабинета. Бюллетень включал 5 разделов: страничку редактора, историю русской педагогики, методические вопросы, хронику, библиографию. В более поздних выпусках в раздел хроника помещены обзоры религиозно-педагогической работы православных церквей в Польше, Греции, Румынии, Болгарии, Югославии, а также хроника Церковно-педагогической работы в русском Западно-Европейском Митрополичьем округе (Русская хроника). Далее в хронике публикуются обзоры работы РСХД, РПК, приходской педагогической работы во Франции. Отдельно освещена педагогическая деятельность Католической и Протестантской церквей. Далее помещена общепедагогическая хроника (Америка, Швейцария, Англия, Италия, Дания, Германия) с обзором педагогических журналов. В заключении приводится хроника педагогической работы в СССР (раздел озаглавлен «На безбожном фронте»). В некоторых Бюллетенях публикуются письма, адресованные в редакцию. В конце издания В.В. Зеньков-ским или его соратниками помещается обзор новых педагогических изданий на русском, французском, английском и немецком языках. В подготовке выпусков Бюллетеня кроме постоянных членов Кабинета принимают ближайшее участие О. С. Четвериков, А. С. Четверикова и Л. А. Зандер [4, с. 1].
В РПК издательской деятельности уделяли особое внимание. Кабинетом был издан ряд непериодических выпусков с общим наименованием «Вопросы Религиозного Воспитания и Образования» (всего 3 выпуска). Издание намечало основные проблемы религиозного воспитания, содействовало разработке методики и дидактики религиозной педагогики. Редакционно-издательской коллегией при Кабинете, в состав которой входили В. В. Зеньковский, Г. В. Фролов-ский, Л. А. Зандер и И. А. Лаговской, был разработан план издания ряда небольших брошюр и книжек по отдельным практическим вопросам религиозного воспитания. Приведем некоторые из них. Прот. С. Четвериков - «К вопросу о религиозном воспитании и образовании заграничной
русской молодежи», «Великим Постом», «Путь чистоты», «Церковь и молодежь». В. Зеньковский - «Беседы с юношеством по вопросам пола», «Дар свободы», «Проблемы воспитания в свете христианской антропологии» (совместно с YMKA-PRESS), «Русская Педагогика в XX веке», «Наша эпоха», «Вопросы православной педагогики», Альманах «Русская земля» - для юношества ко дню русской культуры (под редакцией
A. М. Черного и В. В. Зеньковского), «Церковь и молодежь» - очерк работ общеправославной конференции в Салониках 4-7 ноября 1930 года. Профессор Софийского Университета Г. Пашев - «Путь к душе человеческой». Профессор Белградского Университета Ю. П. Иличь - «Проблемы женского воспитания». Прот. Н. Афанасьев - «Служение мирян в церкви», «Трапеза Господня».
РПК издавались многочисленные педагогические доклады В. Зеньковского и его коллег (распространялись за невысокую плату в виде машинописных листков). Кабинетом разработана и издана серия листков для детского чтения: листки с картинками богословской тематики (каждый 4-6 стр.). Начиная с 10 листка, в качестве художницы была привлечена иконописец, ученица художника Мориса Дени, сестра Иоанна Рейтлингер, сумевшая соединить иконописный стиль с особенностями детского восприятия. По воспоминаниям проф. В. В. Зеньковского, издание листков доходило до 4000 экземпляров [2]. В 1989 г. листки выходят в сборнике «Листки для детского чтения» под редакцией YMKA-PRESS. Редакционно-Издательская комиссия РПК также оказывала содействие задуманному студентами Богословского Института изданию дешевых образков для детей. Кабинетом были выпущены печатные издания руководств по ведению детских и молодежных кружков.
Исследуя на протяжении многих лет педагогическую работу эмиграции XX века, и, в частности, деятельность и личность
B. В. Зеньковского, автор сталкивался с многочисленными упоминаниями о Религиозно-педагогическом кабинете. Один из современников В. В. Зеньковского метафорически сравнил деятельность Кабинета со звездой, которая уже угасла, но свет ее виден до сих пор. В результате интервьюирования современников В. В. Зеньковского и работе
в архивах РСХД и Сергиевского Подворья, а также в частных архивах Парижской эмиграции нам удалось обнаружить важные факты биографии, интересные документы (открытки, письма, машинописные документы), связанные с личностью, педагогической деятельностью В. В. Зеньковского и созданного им Религиозно-педагогического кабинета. Также удалось с огромным трудом частично собрать коллекцию Бюллетеней, которую оказалось невозможно обнаружить в архивах России, Франции и Америки (лишь отдельные номера).
Сегодня во Франции наблюдают четвертую волну эмиграции. Пресс-атташе Российского посольства говорит о пятистах тысяч русских, проживающих в одном только Париже [11]. Новое поколение эмигрантов с легкостью интегрируется в местную культу -ру, при этом не сжигая мостов и стараясь сохранить и передать детям русскую культуру и традиции. Русские семьи, проживающие во Франции, с живым интересом относятся к опыту воспитания и сохранения от денационализации в условиях проживания за границей детей и молодежи так называемой «белой эмиграции». Актуальным становится опыт построения педагогической работы в эмиграции и, в частности, опыт работы Религиозно-педагогического кабинета.
В борьбе за просвещение и воспитание молодого поколения педагогами эмиграции была заложена идея создания целостной системы православной педагогики, включающей в себя новые формы взаимодействия Церкви, семьи и школы. Церковь в данном случае выступает «средоточием, творческим центром и подлинной основой культуры» [3, с. 7]. В. В. Зеньковский подчеркивает, что данное высказывание не является неким претенциозным убеждением, а является историческим фактом, который невозможно отвергать. Национальное сознание есть фактор культуры, творческая сила, но оно нуждается в христианском просветлении [Там же. С. 8]. Таким образом, центральной темой в системе воспитания в эмиграции становится духовная жизнь ребенка, укрепление его в православной вере, любви к отечеству, русскому быту и традициям. Необходимо было учитывать тот факт, что в эмиграции большинство детей обучаются во французских учебных заведениях.
Именно русская школа (четверговая, а позже средовая - выходной день школьников во Франции) с преподаванием Закона Божия, русского языка, истории России, русской культуры и воскресная школа становятся в эмиграции центральным источником духовно-национального просвещения и воспитания. Параллельно со школой задача просвещения и воспитания молодого поколения реализуется в молодежных движениях, клубах, кружках, детских лагерях, а также пансионах, гимназиях и общежитиях как для мальчиков, так и для девочек. Отдельным направлением работы в эмиграции становится обеспечение детей хорошей книгой: создание библиотек, организация печатного производства книг и листовок, составление списков литературы, рекомендуемой для детского чтения. Большое внимание уделяется досугу детей, устраиваются Рождественские елки, театральные представления, ежегодный праздник - День русской культуры, к детям в специально организованные клубы приглашают лучших представителей русской культуры и искусства для общения. Понимая, что без активного сочувственного содействия семьи все попытки религиозно-педагогической работы обречены на неудачу, родителей призывают к деятельному сотрудничеству путем непосредственного участия их в организации и проведении религиозно-педагогической работы, устройстве специальных родительских собраний, личных посещений, переписки и т.п. В развитии внешкольной религиозно-педагогической работы Церковь, семья и общество действуют согласованно.
Особым образом организовывалась работа с педагогами: открывались курсы подготовки преподавателей русских школ и руководителей молодежных организаций, созывались религиозно-педагогические совещания по всей Европе, проводились съезды учителей. Названные направления социально-педагогической деятельности способствовали подъему социальной активности эмиграции в отношении воспитания подрастающего поколения.
Эмигрантская молодежь с радостью откликнулась и пошла за своими наставниками. И сегодня во Франции продолжают функционировать воскресно-четверговые школы, молодежные движения («Скауты»,
«Витязи», «РСХД» и др.), летние и зимние лагеря, в которых принимают участие не только молодое поколение потомков первой волны эмиграции, но и дети из вновь прибывших русских семей, а также приехавшие непосредственно из России. Необходимо подчеркнуть, что в наше время проблемы духовно-нравственного развития и воспитания детей, подростков и молодежи, сохранение их от денационализации являются приоритетными не только для русских семей, проживающих за рубежом, но и для современной российской действительности.
Библиографический список
1. Всеправославное дело // Всеправославная религиозно-педагогическая конференция в Салониках // Вестник РСХД. - Париж, 1931. - №4. - С. 27.
2. Зеньковский В. В. О деятельности Религиозно-Педагогического Кабинета, 1927-1930 г. Машинопись. Арх. Л. Зандера. Сергиевское Подворье. - Париж. К.1. Ф.4.
3. Зеньковский В. В. Основные идеи православной педагогики // Бюллетень религиозно-педагогической работы с православной молодежью. -Париж: Издание Религиозно-педагогического кабинета при православном Богословском Институте в Париже, 1935. - № 3-4. - С. 5-14
4. Зеньковский В. В. Предисловие к первому изданию Бюллетеня Религиозно-педагогического Кабинета // Бюллетень Религиозно-педагогического Кабинета. - № 1 // Приложение к Вестнику РСХД. - Париж: YMCA, 1928. - № 11. - С. 1.
5. Зеньковский В. В. Программа по Закону Божию. Выпуск I. - Париж: Издание религиозно-педагогического Кабинета при Богословском Институте, 1937. - 26 с.
6. Зеньковский В. В. Религиозно-Педагогический Кабинет. Машинопись. Архив Л. Зандера. Сергиевское Подворье. - Париж. К.1. Ф.4.
7. Иоанн (Шаховской), архиепископ. 80-летие отца Василия // Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. - Париж. - Нью-Йорк. - 1961. - № 61. - С. 4-5.
8. Ковалевский П. Е. Зарубежная Россия. История и культурно-просветительская работа русского зарубежья за полвека (1920-1970). - Париж: Librarie des cinq continents, 1971. - 337 c.
9. Компания по привлечению новых подписчиков Вестника // Вестник Русского Студенческого Христианского Движения. - Париж, 1929. - С. 24-26.
10. Осовский Е. Г. Российское Зарубежье: Образование, педагогика, культура 20-50-е гг. XX в. // Материалы Второй Всероссийской научной конференции «Образование и педагогическая мысль Российского Зарубежья. 20-50-е гг. XX в.». - Саранск, 1998. [Электронный ресурс].
URL: http://pedagogics.narod.ru/obzor/zarub1.htm (дата обращения 31.08.2013).
11. ^колов-Митрич Д. В. Франция как офис. Русский репортер. 26 октября 2010, №42 (170).
12. Хроника работы Религиозно-педагогического Кабинета // Бюллетень Религиозно-Педагогического Кабинета. - № 3 // Приложение к Вестнику РСХД. - Париж: YMCA, 1929. -№1-2. - С. 6-8.
13. Zenkovsky V. V. Lettre à H. Henriod de 19 juillet 1933. Lettre N 1. Арх. РСХД. - Париж. Ф. Педагогика. - 5 c.
14. Zenkovsky V. V. Memorandum. Sur la nécessité de former aux pays orthodoxes des centres de pédagogie religieuse. Paris 19 juillet 1933. Арх. РСХД. - Париж. Ф. Педагогика. - 4 c.