Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ МИРОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

СПЕЦИФИКА СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ МИРОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образовательная система России / китайское образование / образовательное пространство / цифровизация образования / информатизация образовательного контента / интернет-образование / онлайн-обучение / education system of Russia / Chinese education / educational space / digitization of education / informatization of educational content / online education / online learning

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черкасова Любовь Николаевна, Гампарцумов Артем Семенович

В статье обосновывается актуальность и необходимость исследования системы образования Китая, приводятся сопоставительные характеристики каждой системы образования, выявляются сильные и слабые аспекты систем образования России и Китая. Целью исследования является выявление причин и проведение анализа интенсивного развития цифровизации и информатизации КНР, определение путей и методов, по которым осуществляется модернизация системы образования Китая. В статье обосновывается развитие дистанционного онлайн-обучения, которое охватывает все слои населения и обеспечивает их информацией, независимо от территориальной привязанности. Раскрываются аспекты, при которых возможно осуществление задач цифровизации не только производственных сфер, но и учебного процесса. Создание образовательного пространства в каждой стране становится необходимым при условии обеспечения действующих коммуникативных связей, охватывающих всю страну и определяющих формирование высококачественного образования и подготовку поколения, способного быстро решать задачи на основе информационных технологий. Рассматриваются возможности китайского образования сформировать предпосылки для создания искусственного разума, что является основополагающей задачей современного человечества в целом. Приводятся аргументы для развития образовательных систем России и Китая, в которых есть как общие тенденции, так и отличия в реализации программ цифровизации и информатизации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFITY OF EDUCATION SYSTEMS OF RUSSIA AND CHINA IN THE FRAMEWORK OF GLOBAL DIGITALIZATION

The article justifies the urgency and necessity of studying the Chinese education system, education system have beencompared, strong and weak aspects of the education systems of Russia and China have been revealed. The purpose of the study is to identify the causes and analyze the intensive digitization and informatization of China, to determine the ways and means by which the Chinese education system is being modernized. The article justifies the development of distance and online learning, which covers all segments of the population and provides them with information, regardless of territorial affiliation. The aspects providing digitization of not only the production spheres, but also the educational process have been revealed. Creation of an educational space in each country becomes necessary provided that the existing communication networks that cover the whole country and determine the formation of high-quality education and a generation capable of quickly solving tasks based on information technologies. The possibilities of Chinese education to form the prerequisites for the creation of artificial intelligence have been considered, which is the fundamental task of modern humanity as a whole. The arguments for the development of educational systems in Russia and China have been presented, which have both general tendencies and differences in the implementation of programs for education digitization and informatization.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ В РАМКАХ МИРОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

УДК 378.1(470 +510)

DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13009

Черкасова Л. Н., Гампарцумов А. С.

СПЕЦИФИКА СИСТЕМ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ И КИТАЯ

В РАМКАХ МИРОВОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Черкасова Любовь Николаевна, кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», Ростов-на-Дону, Россия, е-mail: cherkasovaln@yandex. ru, тел.: +7 (999) 696 53 37

Гампарцумов Артем Семенович, кандидат филологических наук, доцент ФГБОУ ВО «Ростовский государственный университет путей сообщения», Ростов-на-Дону, Россия, е-mail: gamparcumov-artem@rambler. ru, тел.: +7 (904) 342 28 82

Аннотация

В статье обосновывается актуальность и необходимость исследования системы образования Китая, приводятся сопоставительные характеристики каждой системы образования, выявляются сильные и слабые аспекты систем образования России и Китая. Целью исследования является выявление причин и проведение анализа интенсивного развития цифровизации и информатизации КНР, определение путей и методов, по которым осуществляется модернизация системы образования Китая. В статье обосновывается развитие дистанционного онлайн-обу-чения, которое охватывает все слои населения и обеспечивает их информацией, независимо от территориальной привязанности. Раскрываются аспекты, при которых возможно осуществление задач цифровизации не только производственных сфер, но и учебного процесса. Создание образовательного пространства в каждой стране становится необходимым при условии обеспечения действующих коммуникативных связей, охватывающих всю страну и определяющих формирование высококачественного образования и подготовку поколения, способного быстро решать задачи на основе информационных технологий. Рассматриваются возможности китайского образования сформировать предпосылки для создания искусственного разума, что является основополагающей задачей современного человечества в целом. Приводятся аргументы для развития образовательных систем России и Китая, в которых есть как общие тенденции, так и отличия в реализации программ цифровизации и информатизации образования.

Ключевые слова: образовательная система России, китайское образование, образовательное пространство, цифровизация образования, информатизация образовательного контента, интернет-образование, онлайн-обучение.

Для цитирования: Черкасова Л.Н., Гампарцумов А.С. Специфика систем образования России и Китая в рамках мировой цифровизации // Вестник Майкопского

государственного технологического университета. 2020. Вып. 3(46). С. 81-87. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13009.

Cherkasova L.N., Gampartsumov A.S.

SPECIFITY OF EDUCATION SYSTEMS OF RUSSIA AND CHINA IN THE FRAMEWORK OF GLOBAL DIGITALIZATION

Cherkasova Lyubov Nikolaevna, Candidate of Philology, an associate professor FSBEI HE «Rostov State Transport University», Rostov-on-Don, Russia, e-mail: cherkasovaln@yandex. ru, tel.: +7 (999) 696 53 37

Gamparsumov Artem Semenovich, Candidate of Philology, an associate professor FSBEI HE «Rostov State Transport University», Rostov-on-Don, Russia, e-mail: gamparcumov-artem@rambler. ru, tel.: +7 (904) 342 28 82

Abstract

The article justifies the urgency and necessity of studying the Chinese education system, education system have beencompared, strong and weak aspects of the education systems of Russia and China have been revealed. The purpose of the study is to identify the causes and analyze the intensive digitization and informatization of China, to determine the ways and means by which the Chinese education system is being modernized.

The article justifies the development of distance and online learning, which covers all segments of the population and provides them with information, regardless of territorial affiliation. The aspects providing digitization of not only the production spheres, but also the educational process have been revealed. Creation of an educational space in each country becomes necessary provided that the existing communication networks that cover the whole country and determine the formation of high-quality education and a generation capable of quickly solving tasks based on information technologies.

The possibilities of Chinese education to form the prerequisites for the creation of artificial intelligence have been considered, which is the fundamental task of modern humanity as a whole. The arguments for the development of educational systems in Russia and China have been presented, which have both general tendencies and differences in the implementation of programs for education digitization and informatization.

Keywords: education system of Russia, Chinese education, educational space, digitization of education, informatization of educational content, online education, online learning.

For citation: Cherkasova L.N., Gampartsumov A.S. Specificity of education systems of Russia and China in the framework of global digitalization // Vestnik Majkopsk-ogo Gosudarstvennogo Technologicheskogo Universiteta. 2020. 3 (46). P. 81-87. DOI: 10.24411/2078-1024-2020-13009.

Введение

Несмотря на существующие глобальные мировые проблемы, связанные с социально-политическим напряжением и медицинскими ограничительными

мерами, проблема образования остается одной из наиболее серьезных, актуальных и сложных. Внезапно возникшая необходимость в трансформации образовательного процесса в дистанционные

формы на базе различных платформ обострили и так достаточно тяжелую ситуацию в сфере образования: это связано с постоянно меняющимися циклами вузовских программ, готовящих специалистов для разных отраслей, постоянно увеличивающейся нагрузкой преподавателей, которая включает не только аудиторные часы с плавающими стандартами и критериями.

Обоснование исследования системы китайского образования

На фоне общей нестабильности системы образования России особый интерес вызывает формирование и максимально интенсивное развитие образования в Китае, которое за последнее десятилетие сделало головокружительный рывок на мировом рынке образовательных услуг и вывело в сферу производства множество талантливых, конкурентоспособных программистов, создавших альтернативные гаджеты и приборы, не уступающие по своим характеристикам аппаратуре, произведенной такими мировыми лидерами, как США и Япония. Феномен китайского образования обусловил необходимость анализа причин и возможностей системы образования в рамках интегрирования России в мировой процесс глобализации, а также цифровизации всех сфер социума, включая систему образования.

В условиях глобализации мирового пространства Россия вынуждена координировать собственную систему образования в соответствии с мировыми стандартами, т.к. только сформированное единообразие образовательных и научных критериев дает возможность не только конкурировать в образовательном пространстве на равных с другими странами, но и формировать конкурентоспособную образовательную базу, которая может готовить специалистов высокого уровня, способных осуществлять деятельность в условиях всемирной информатизации и цифровизации [1, с. 70].

Однако всё еще существующие расхождения между востребованными на рынке труда квалификационными

характеристиками специалистов и теми компетенциями, которые выпускники вузов получают в России, создают глубокую пропасть, преодоление которой является основной задачей системы высшего образования в стране [2, с. 71]. Тем не менее, появление достойных конкурентов в России даже в условиях мирового кризиса говорит об огромном кадровом потенциале, который на данный момент всё еще недостаточно сформирован, но обладает высоким уровнем знаний и необходимой степенью креативности, способными обеспечить равноправное сотрудничество с другими странами или же, при благоприятных условиях, лидерство в системе образования.

В основе совершенствования знани-евого контента будущих специалистов находятся образовательные технологии, которые в условиях дистанционного обучения в связи с мировой пандемией вышли на передовые позиции в образовательном пространстве всех стран. Обострение социальных противоречий четко высветило мировые тенденции в системах образования разных стран и определило основное направление развития образовательных технологий: это внедрение, развитие и расширение программы информатизации образования и цифровизация всех образовательных процессов, предметов и систем.

Первыми начали цифровизацию страны Азии (Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Япония). Они составили так называемую группу «азиатских тигров», сумевших скачком преодолеть разрыв между собственной слабо развитой экономикой и поставленной целью войти в число стран с развитыми технологиями [3]. Внедрение компьютерных технологий во все сферы экономико-производственной и образовательной сфер определило вектор развития науки не только в этих странах, но и во всем мире, вставшем на путь перехода к цифровым методам модернизации.

Однако за последнее десятилетие внимание мирового сообщества

привлекли стремительно развивающиеся технологии Китая, поставившего целью достичь уровня передовых стран и даже опередить их. Жесткий режим правления Китая позволил осуществить массовую цифровизацию образовательных учреждений, обеспечив компьютерами и проведя широкополосную сеть интернета в самые отдаленные уголки страны, что дало возможность молодому поколению получать знания независимо от того, где они находятся или проживают [4].

Начало цифровизации образования в России

Вслед за цифровизацией экономики и производства в России происходит инициализация процесса цифровизации в образовании. Необходимость этого особенно остро проявилась в период всеобщей пандемии и перехода всех образовательных учреждений на дистанционную форму обучения. Данная форма онлайн-обучения выявила не столь активно используемые ранее способы коммуникации в образовательном процессе, но те, которые стали актуальными в современных жестких условиях существования и обучения.

Поэтому Правительством Российской Федерации подготовлен проект Постановления о проведении с 01.09.2020 по 31.12.2022 гг. эксперимента по осуществлению плана по созданию модели цифровой образовательной среды [5], однако, пока этот проект относится только к сфере общего образования, включая среднее профессиональное и дополнительное профессиональное образование.

Для создания целевой модели цифровой образовательной среды планируется на основе электронных информационных технологий обеспечить возможность для обучающихся осваивать образовательные программы в дистанционном формате. Качество образовательного контента в этом случае не должно снижаться за счет специально разработанных программ на основе информационных и телекоммуникационных технологий.

Однако запланированные сроки, которые отведены для реализации данной

программы, вызывают сомнения, т.к. в России в отдаленных районах с неразвитой инфраструктурой не только нет широкополосного интернета, но коммуникационные связи настолько не развиты, что элементарные телефонные сети нестабильны и работают с перебоями.

Проблему необходимо рассматривать более глобально, объединяя весь образовательный процесс начального, среднего, профессионального и высшего образования в единую структуру, которая сможет моментально и одномоментно удовлетворять потребности учащихся разных уровней. Сохраняя поэтапность развития образовательного пространства, можно столкнуться с трудностью соотношения и состыковки образовательных программ разных уровней подготовки. Опыт стран, осуществивших или осуществляющих программу цифровизации, отражает необходимость комплексного подхода для выработки не только знаниевых компетенций, но также компетенций владения цифровыми технологиями в определенной сфере деятельности [6]. Кроме того, потребуются колоссальные затраты для создания цифровой базы абсолютно всех учебных учреждений, и в этом случае метод оптимизации, т.е. сокращения учебных центров за счет их укрупнения, может сыграть отрицательную роль, т.к. способен разрушить существующий качественный образовательный и интеллектуальный потенциал и не будет соответствовать кадровой политике и основываться на кадровых ресурсах.

В этом аспекте создание федеральной информационно-сервисной платформы, работающей как единая система с собственной информационно-телекоммуникационной сетью в системе образования, может способствовать выработке единых информационных стандартов, механизмов и алгоритмов для решения задач образовательной деятельности. Сложность состоит в том, что существующее многообразие программ должно быть адаптировано под унифицированную систему, сочетающую в себе не только стандарт,

но и способность меняться, в зависимости от алгоритма возможного решения.

Цифровизация и информатизация образовательного пространства Китая

Быстрое развитие цифровых технологий в КНР, на первый взгляд, кажется необъяснимо стремительным. Однако программа цифровизации образования в Китае была заложена и обсуждалась еще в 70-е годы прошлого столетия; и только к 2000 г. был разработан проект информатизации основных производственных и экономических сфер страны.

Параллельно с модернизацией экономики в Китае проводили политику качественного совершенствования трудовых ресурсов: в образовательную программу было включено практически все население страны, около 1,4 миллиарда человек и сейчас продолжают учиться в течение всей жизни. Общее число студентов, получающих высшее образование в Китае, составляет более 260 миллионов [4].

Образовательное пространство Китая охватывает разные слои населения, территории и культуры. Используются все наработанные технологии - от игровых до абстрактно-научных, интернет-ресурсы и телекоммуникационные технологии [7]. Основой для внедрения цифровиза-ции в Китае стало целевое достижение высококачественного образования, доступного всем социальным слоям, независимо от местонахождения и временной или социальной закрепленности.

Не снижая нагрузки для изучения всех предметов, в Китае основные силы бросили на изучение математики, информатики, биологии, химии и иностранного языка. Информатизация всех курсов, конечно, еще не достигла запланированного государством уровня, но она в соответствии с «Цифровой трансформацией образования и искусственного

интеллекта», рассчитанной до 2025-2030 гг. [4], осуществляется быстрыми темпами, выводя страну на уровень мощных передовых держав.

Заключение

Таким образом, основными задачами китайской образовательной политики стало обеспечение возможности получить образование высокого качества для каждого гражданина, независимо от территориальной привязанности, а также повышение уровня самого образования. Качественный подход к образовательному процессу, ресурсу и контенту стали основополагающими в деле образовательной модернизации. Именно поэтому для изучения иностранного языка в китайских школах приглашают носителей языка или людей, хорошо владеющих им; причем, как правило, из общей нагрузки 50% уроков ведет китайский преподаватель, а остальные 50% - носитель языка.

Благодаря широкому распространению интернета в стране и повсеместному наличию гаджетов, дистанционное обучение и онлайн-образование осуществляются не в таком напряженном темпе, как в России. Китайцы, с самого детства приученные к быстрому поиску и решению задач, естественно восприняли и факт необходимости развития информатизации вплоть до создания искусственного разума, который может вывести страну в мировые лидеры. Активно развивающееся программное обеспечение китайских производителей, создание массового интернет-пространства, интеграция цифровых технологий во все сферы жизни общества [8] доказывает, что интеллектуальный потенциал этого народа обладает огромной силой, несмотря на то, что огромные затраты на цифровизацию образования не во всех сферах дали ожидаемые результаты.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Насибуллина В. Особенности формирования рынка образовательных услуг на современном этапе развития России: из материалов IV школы молодых исследователей. Петрозаводск: Карел. науч. центр РАН, 2008. С. 2-7.

2. Кречетников К.Г. Сравнительная характеристика рынков образования России, Китая, Кореи и Японии [Электронный ресурс] // Новый взгляд. Международный научный вестник. 2015. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-rynkov-obrazovaniya-rossii-kitaya-korei-i-yaponii (дата обращения: 21.07.2020).

3. Исаева Т.Е., Исаева Е.С. Прыжок «азиатских тигров»: роль высшего образования в национальном сознании группы стран Восточной Азии: монография. Ростов н/Д, 2019. 135 с.

4. Проблемы и перспективы цифровой трансформации образования в России и Китае // Цифровая трансформация образования и искусственный интеллект: материалы II Российско-китайской конференции исследователей образования (Москва, 26-27 сент. 2019 г.) / А.Ю. Уваров [и др.]; отв. ред. И.В. Дворецкая; пер. с кит. Н.С. Кучмы; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М., 2019. 155 с.

5. О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации. URL: https://regulation.gov.ru/projects# departments=119&npa=105396

6. Исаева Т.Е. Инженерное образование и системы подготовки выпускников технических вузов к осуществлению профессиональной деятельности в ведущих странах мира: монография / Т.Е. Исаева [и др.]. Ростов н/Д: РГУПС, 2016. 243 с.

7. Малишевская Н.А. Язык постмодернистских фильмов как отражение культуры современности // Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки: сборник научных статей. Ч. 4. М., 2019. С. 77-82.

8. Образование в КНР [Электронный ресурс] // Жэньминь Жибао. Режим доступа: http:// russian.pcople.com.cn/2332523.html.

REFERENCES:

1. Nasibullina V. Features of formation of educational services market at the modern stage of development of Russia: materials of IV school of young researchers. Petrozavodsk: Karelian Scientific center of the Russian Academy of Sciences, 2008. P. 2-7.

2. Krechetnikov K.G. Comparative characteristics of the educational markets of Russia, China, Korea and Japan [Electronic resource] // New view. International Scientific Bulletin. 2015. No. 10. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-harakteristika-rynkov-obrazovaniya-rossii-kitaya-korei-i-yaponii (accessed: 21.07.2020).

3. Isaeva T.E., Isaeva E.S. «Asian Tigers» jump: the role of higher education in the national consciousness of the East Asian Group: a monograph. Rostov N / D, 2019. 135 p.

4. Problems and prospects of digital transformation of education in Russia and China // Digital transformation of education and artificial intelligence: materials of the II Russian-Chinese Conference of Educational Researchers (Moscow, September 26-27, 2019) / A.Yu. Uvarov [et al.]; ed. by I.V. Dvoretskaya; transl. from Chinese by N.S. Kuchma; National research Un-ty «Higher School of Economics». M., 2019. 155 p.

5. Experiments on the implementation of the target model of the digital educational environment in the field of general education, secondary vocational education and related additional vocational education, vocational training, additional education of children and adults in 2020-2022 [Electronic resource]: Resolution of the Government of Russia URL: https://regulation.gov.ru/projects#departm ents=119&npa=105396

6. Isaeva T.E. Engineering education and training systems for graduates of technical universities to carry out professional activities in the leading countries of the world: a monograph / T.E. Isaeva [et al.]. Rostov n / d: RGUPS, 2016. 243 p.

7. Malishevskaya NA The language of postmodern films as a reflection of the culture of modernity // Current trends and innovations in the development of Russian science: a collection of scientific articles. Ch. 4. M., 2019. P. 77-82.

8. Education in China [Electronic resource] // Zhenmin Zhibao. Access mode: http://russian. pcople.com.cn/2332523.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.