Научная статья на тему 'Специфика СДВГ в дошкольном возрасте'

Специфика СДВГ в дошкольном возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1011
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ / ДИАГНОСТИКА СДВГ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевченко И.А., Глозман Ж.М.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. На поведенческом уровне это расстройство проявляется, прежде всего, чрезмерной и ситуативно не оправданной двигательной активностью, неусидчивостью и импульсивностью, превосходящими пределы возрастных норм, а также трудностями концентрации внимания вследствие повышенной отвлекаемости ребенка. Расстройство, как правило, возникает рано в процессе развития, обычно в течение первых 5 лет жизни. Однако пик обращений к специалистам приходится на шести семилетний возраст, когда избыточная, плохо организованная и слабо регулируемая активность ребенка становится препятствием в начинающейся учебной деятельности. Даже при достаточно высоких интеллектуальных возможностях дети с СДВГ часто оказываются неуспевающими в школе и испытывают трудности социальной адаптации в детских учебных коллективах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика СДВГ в дошкольном возрасте»

Специфика синдрома СДВГ в дошкольном возрасте.

Шевченко И.А., проф. Глозман Ж. М.

Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии

Москва, Россия 01о2тап@таИ. ги

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) является одной из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. На поведенческом уровне это расстройство проявляется, прежде всего, чрезмерной и ситуативно не оправданной двигательной активностью, неусидчивостью и импульсивностью, превосходящими пределы возрастных норм, а также трудностями концентрации внимания вследствие повышенной отвлекаемости ребенка. Расстройство, как правило, возникает рано в процессе развития, обычно в течение первых 5 лет жизни. Однако пик обращений к специалистам приходится на шести - семилетний возраст, когда избыточная, плохо организованная и слабо регулируемая активность ребенка становится препятствием в начинающейся учебной деятельности. Даже при достаточно высоких интеллектуальных возможностях дети с СДВГ часто оказываются неуспевающими в школе и испытывают трудности социальной адаптации в детских учебных коллективах.

Именно поэтому изучение детей с указанным синдромом и развитие у них дефицитарных функций имеет большое значение для психолого-педагогической практики в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и ещё есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996; Лицев А.Э., 1995; Халецкая О.В., 1999).

В данном исследовании были поставлены следующие задачи: 1) сравнить синдром СДВГ у дошкольников и младших школьников; 2) оценить динамику психического функционирования ребёнка после нейропсихологической коррекции у дошкольников; 3) показать важность диагностирования и коррекции синдрома СДВГ в раннем дошкольном возрасте.

Мы применяли следующие методы: Шкала Коннерса для определения наличия и степени выраженности СДВГ; методы Луриевского нейропсихологического обследования.

Данные, представленные в настоящей работе, были получены при обследовании детей от 3 до 11 лет при поступлении на коррекцию и по завершению коррекционной работы с ними. Родители этих детей обратились в Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии за психологической помощью в связи с трудностями адаптации этих детей к школе либо дошкольному детскому учреждению. Среди основных жалоб родителей значились чрезмерная активность, неусидчивость, импульсивность, нарушения дисциплины, несоблюдение правил, трудности длительного сосредоточения внимания, излишняя раздражительность, в некоторых случаях агрессивность.

Анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод о важности выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в младшем дошкольном возрасте. Это позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать коррекционное воздействие, которое в свою очередь позволит ребёнку легче адаптироваться к школьной деятельности, т.е. является профилактикой ожидаемых трудностей обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.