Научная статья на тему 'Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь'

Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1328
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СДВГ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / КОМПЛЕКСНАЯ КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шевченко И.А.

Комплексность задач коррекционно-развивающего обучения обуславливает необходимость комплексного подхода к их решению. Данное исследование показывает значимость как можно более раннего диагностирования СДВГ и, соответственно, скорейшей комплексной коррекции симптомов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь»

Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь.

Шевченко И.А.

Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии

имени А.Р. Лурия, Москва, Россия irinanebogatykh@yandex.ru

Аннотация: Комплексность задач коррекционно-развивающего обучения обуславливает необходимость комплексного подхода к их решению. Данное исследование показывает значимость как можно более раннего диагностирования СДВГ и, соответственно, скорейшей комплексной коррекции симптомов.

Ключевые слова: СДВГ, дошкольный возраст, комплексная коррекция. Введение. В настоящее время СДВГ представляет собой большую социальную проблему. Основными проявлениями данного расстройства являются невнимательность (повышенная отвлекаемость и снижение концентрации внимания), гиперактивность (повышенная двигательная (моторная) активность) и импульсивность (невозможность контроля над своими импульсами). По данным Н.Н. Заваденко (Заваденко Н.Н., 2005), СДВГ является одной из наиболее частых причин школьной дезадаптации. По данным Брязгунова и Касаткиной, ежегодно на эту тему выпускается около 2000 статей и книг (Брязгунов И.П., Касатикова Е.В., 2008). Однако, несмотря на такую актуальность и интерес, данная проблема остаётся нерешённой в силу отсутствия у специалистов комплексного подхода к лечению данного расстройства.

Имеющиеся в литературе данные касаются в основном возрастного диапазона 6-11 лет. Тем не менее, диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст, когда компенсаторные возможности мозга велики, и ещё есть возможность предотвратить формирование стойких

патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996; Лицев А.Э., 1995; Халецкая О.В., 1999).

Методы: опросник Коннерса для диагностики и определения степени выраженности СДВГ (П. Альтхерр, Л. Берг, А. Вёльфль (под ред. Пассольта М.), 2011); методы Луриевского нейропсихологического обследования; анализ раннего развития ребёнка по стандартизованному опроснику для родителей.

Испытуемые: в исследовании приняли участие 9 дошкольников (возраст 3-6 лет) и 13 школьников (возраст 7-11 лет) с диагнозом СДВГ. Программа коррекции: В нашем исследовании все дошкольники и школьники прошли курс нейропсихологической коррекции. По окончанию курса занятий была проведена контрольная нейропсихологическая диагностика, которая показала, что по всем сферам развития ребёнка отмечается положительная динамика (уменьшение штрафного балла). Повторное нейропсихологическое обследование детей после курса коррекции показывает, таким образом, что применяемые методы являются эффективными как для преодоления проблем в обучении, так и для коррекции симптомов СДВГ (Курдюкова С. В., Глозман Ж. М., Чибисова М. В., 2010).

Выводы. Анализ полученных данных позволяет нам сделать вывод о важности выявления синдрома дефицита внимания с гиперактивностью в младшем дошкольном возрасте. Это позволяет составить благоприятный прогноз лечения и организовать комплексное (включая медикаментозную терапию и психотерапевтические методы) коррекционное воздействие, которое в свою очередь позволит ребёнку легче адаптироваться к школьной деятельности.

Библиография.

Альтхерр П., Берг Л., Вёльфль А. (под ред. Пассольта М.) 2011. Гиперактивные дети: коррекция психомоторного развития. М.

Брязгунов И. П., Касатикова Е.В. 2008. Непоседливый ребёнок или Всё о гиперактивных детях. М.

Заваденко Н.Н. 2005. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте. М.

Курдюкова С.В., Глозман Ж.М., Чибисова М.В. 2010. Формирование ориентировочной основы и контроля действия как метод коррекции СДВГ // Глозман Ж.М. (ред.) Практическая нейропсихология. Помощь неуспевающим школьникам. М.

Лицев А.Э. 1995. Роль перинатальной патологии в генезе минимальных мозговых дисфункций у детей раннего возраста. Автореферат дис. ... канд. мед. наук. М.

Осипенко Т.Н. 1996. Психоневрологическое развитие дошкольников. - М. Халецкая О.В. 1999. Минимальная мозговая дисфункция: многоуровневая диагностика и комплексная нейрореабилитация. Автореф. дисс... докт. мед. наук. Иваново.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.