Научная статья на тему 'Специфика самоотношения подростков, вовлеченных в селфи-культуру'

Специфика самоотношения подростков, вовлеченных в селфи-культуру Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1437
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛФИ / ВИЗУАЛЬНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / САМООТНОШЕНИЕ / НЕГАТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / ПОЗИТИВНОЕ САМООТНОШЕНИЕ / ПОДРОСТКОВЫЕ ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ / SELFIE / VISUAL SELF-PRESENTATION / SELF-ATTITUDE / NEGATIVE SELF-ATTITUDE / POSITIVE SELF-ATTITUDE / ADOLESCENTS' BEHAVIOURAL REACTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Симатова Оксана Борисовна

В статье представлены теоретико-эмпирические результаты исследования самоотношения подростков, вовлеченных в селфи-культуру. Исследование строится на предположении о существовании различий в самоотношении подростков, вовлеченных в селфи-культуру, и подростков, не занимающихся селфи. Проверка гипотезы проводится на выборке, включающей 146 подростков. По результатам авторской анкеты и после исключения из исследования подростков с высокими показателями мотивации социального одобрения, для сравнения самоотношения сформированы две соответствующие группы (n=42, n=40). Предположение о наличии различий в самоотношении подростков двух групп подтвердилось. Представляется подробный количественный и качественно-содержательный анализ полученных результатов. Делается вывод о том, что обращение подростков к селфи может быть как проявлением нормальных подростковых поведенческих реакций, так и сигналом о проблемах в их развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The features of the self-attitude of the teenagers involved into the Selfie Culture

The paper presents the theoretical and empirical results of the research devoted to the self-attitude of the teenagers involved into the so-called Selfie Culture. The research is based on the assumption that there are some differences in self-attitude between the teenagers who are involved into the Selfie Culture and those who do not use Selfie function. This hypothesis is tested using the sample of 146 teenagers. There are two groups (n=42, n=40) that have been formed for self-attitude comparison according to the results of the author’s survey and after the exclusion of the teenagers with the high level of social approval motivation from the research area. Finally the assumption about the existence of the differences in self-attitude between the teenagers of these two groups has been confirmed. The paper gives detailed quantitative and qualitative analyses of the results. Finally the author makes the conclusion that the using of Selfie by teenagers can be the demonstration of normal adolescents’ behavioural reactions as well as the signal of possible problems in adolescents’ development.

Текст научной работы на тему «Специфика самоотношения подростков, вовлеченных в селфи-культуру»

УДК 159.922.6

Симатова Оксана Борисовна

кандидат психологических наук, доцент Забайкальский государственный университет, г.Чита

asimatov@mail.ru

СПЕЦИФИКА САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СЕЛФИ-КУЛЬТУРУ

В статье представлены теоретико-эмпирические результаты исследования самоотношения подростков, вовлеченных в селфи-культуру. Исследование строится на предположении о существовании различий в самоотношении подростков, вовлеченных в селфи-культуру, и подростков, не занимающихся селфи. Проверка гипотезы проводится на выборке, включающей 146 подростков. По результатам авторской анкеты и после исключения из исследования подростков с высокими показателями мотивации социального одобрения, для сравнения самоотношения сформированы две соответствующие группы (п=42, п=40). Предположение о наличии различий в самоотношении подростков двух групп подтвердилось. Представляется подробный количественный и качественно-содержательный анализ полученных результатов. Делается вывод о том, что обращение подростков к селфи может быть как проявлением нормальных подростковых поведенческих реакций, так и сигналом о проблемах в их развитии.

Ключевые слова: селфи, визуальная самопрезентация, самоотношение, негативное самоотношение, позитивное самоотношение, подростковые поведенческие реакции.

Инновационные технологии в сфере средств коммуникации выступают существенным фактором и важнейшим условием развития личности в современном обществе. Доступность компьютерных технологий обусловливает постоянный рост аудитории социальных сетей, самыми активными пользователями которых являются лица подросткового и юношеского возраста. Высокая популярность социальных сетей способствует появлению и быстрому распространению внутри них целого ряда новых феноменов и явлений. Внутри социальных сетей формируются специфический язык общения, модные тенденции и даже целые направления современной культуры. При этом очевидно, что наиболее уязвимыми в отношении воздействия контента социальных сетей являются дети и подростки в силу общей незрелости личности, не позволяющей критически, дифференцированно и адекватно относиться к соответствующим явлениям. Именно поэтому исследования, касающиеся влияния современных средств коммуникации на развитие активно формирующейся личности, являются, на наш взгляд, не только высоко актуальными, но и социально значимыми.

Одним из ярких примеров «продукта» современных средств коммуникации выступает так называемая селфи-культура и все, что с этим связано. Селфи представляет собой разновидность автопортрета, сущность которого состоит в запечатлении самого себя на фотокамеру с возможным использованием зеркала или монопода. Сегодня селфи - явление, состоящее не только в самостоятельном фотографировании самого себе, но и, в подавляющем большинстве случаев, в обязательной демонстрации этих снимков при помощи популярных мобильных мессенджеров (программ по обмену мгновенными сообщениями) или социальных сетей.

Феномен селфи начал активно распространяться по интернет-пространству примерно с 2005 года.

В средствах массовой информации утверждается, что первое упоминание о нем относят к 2002 году, когда на канале АВС был впервые употреблен данный термин со ссылкой на один из австралийских интернет-форумов, а в 2013 году данный термин был введен в Оксфордский словарь. При этом сотрудники Оксфордского университета назвали «селфи» словом года, в связи с очень быстрыми темпами роста его использования [4]. Сегодня можно констатировать, что особенность данной разновидности автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, зачастую выступая способом самопрезентации себя в интернет-пространстве и таких социальных сетях как Facebook, vk, myspace, Instagram и т.д.

Как и всякое относительно новое явление, селфи и все, что с ним связано, вызывает крайне противоречивые оценки и неоднозначное отношение, как обывателей, так и исследователей. Так, средства массовой информации наиболее часто обращаются к данному феномену, описывая его как яркое проявление нарциссизма или одиночества человека.

В силу новизны явления селфи необходимо отметить явную недостаточность его изученности и ограниченное количество научных публикаций соответствующей тематики, которые, как правило, затрагивают лишь отдельные аспекты, а не создают целостный образ этого противоречивого феномена. Мнения исследователей при этом носят крайне противоречивый характер: одни считают селфи вполне здоровым увлечением, другие же говорят о нем как о проявлении нарушенного развития. Практически всеми исследователями признается социальная опасность таких явлений, связанных с селфи, как экстремальный селфизм и селфицид, толкающие людей к неоправданному риску, а в крайних проявлениях - к смерти. По мнению Американской психиатрической ассоциации, так называемый «selfitis» является психическим

© Симатова О.Б., 2017

Педагогика. Психология. Социокинетика № 3

51

расстройством, требующим срочного лечения. Одни специалисты склонны считать селфи самолюбованием или даже вариантом проявления эксгибиционизма, другие - вариантом аддиктивной реализации, зависимостью, называя «селфи-нарко-манией» [4].

В научной литературе наиболее часто и широко обсуждается аспект феномена селфи, касающийся презентации себя для других. Селфи при этом рассматривается как запечатленный невербальный образ, рассказывающий о себе и о событиях свой жизни, адресуемый другим людям. Исследователями отмечается, что селфи - это способ предъявления человеком себя окружающему миру, возможность донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему [1; 2].

Американские исследователи выделяют следующие формы «selfitis»: эпизодическая (фотографирование себя не менее трех раз в день, независимо от размещения в интернете); острая (фотографирование себя 3-5 раз в день с обязательным размещением снимков на общее обозрение); хроническая (выполнение минимум шести автопортретов в день и активное размещение их в социальных сетях) [6]. Очевидно, что выделение данных форм демонстрирует степень вовлеченности человека в селфи-культуру, а, возможно, и степень соответствующей зависимости.

Наиболее часто обсуждается несколько подходов, объясняющих причины появления феномена селфи и его значение в жизни современного общества, что в определенной мере, на наш взгляд, открывает пути к пониманию мотивации обращения людей к селфи. Первый подход основывается на теории технологической революции, согласно которой селфизм представляет собой нечто, вызванное стремительным развитием современных технологий. Представители данного подхода полагают, что интернет и множество устройств, обеспечивающих доступ к нему, оказывают прямое влияние на человека, делая его частью медиа. Согласно теории визуализации сообщения, селфи рассматривается исследователями с точки зрения не идентификации, а коммуникации. Размещение собственного автопортрета для просмотра - это своеобразный призыв к общению, возможность получения одобрения, повод обсудить новость. При этом селфи выступает способом быстрого общения с возможностью невербального выражения своей индивидуальности. В рамках теории очеловечивания технологий бум селфи - это последствие развития онлайн пространства. При этом утверждается, что различные устройства современных средств коммуникации стали неотъемлемой частью самого современного человека.

Следующий подход, объясняющий массовое и стремительное вхождение селфи в жизнь общества, позиционирует селфи как эффективный спо-

соб продать себя обществу. Технология селфи дает людям шанс подать себя и свой мир в желаемой упаковке. В современном мире зачастую человек стремится продать себя, а селфи при этом выступает аналогом рекламы.

С точки зрения следующего подхода селфи -это не что иное, как возможность удовлетворения потребности в самопознании, своеобразный инструмент самоисследования. При этом отмечается, что люди, редактирующие автофотографии, стараются подогнать себя реального под воспринимаемый ими образ.

Еще один подход к явлению селфи рассматривает его с позиции теории эволюции самовлюбленности. Согласно данной теории, селфи - это результат технологической эволюции человеческой потребности в утверждении своего Я. Ведь практически сразу после размещения селфи позволяет человеку получить признание в виде «лайков» [6].

Таким образом, селфи является не просто специфической формой современного автопортрета, но и представляет собой в различных случаях своеобразную презентацию себя, путь визуальной коммуникации, вариант рассказа о себе, а также способ регуляции взаимодействия с другими членами виртуального сообщества.

Мы присоединяемся к мнению М.Е. Сандомир-ского о том, что существует необходимость и целесообразность комплексного рассмотрения явления селфи как социально-психологического феномена, включающего, в том числе, и крайние патологические формы (селфизм), как в аспекте нормы (с точки зрения социологии, психологии), так и патологии (аддиктологии, суицидологии) [4].

Так или иначе, интерпретируя феномен селфи, исследователи наиболее часто связывают его с различными составляющими самосознания личности. В современных психологических исследованиях в качестве важнейшей составляющей и основы самосознания исследователями зачастую рассматривается самоотношение личности. В обобщенном виде в современных психологических исследованиях самоотношение трактуется как целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя [3]. Очевидно, что условия информационного общества оказывают существенное влияние на развитие самоотношения молодых людей, способствуя появлению и распространению особых субкультур, движений, сообществ, на нормы и ценности которых ориентируется молодежь.

Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей самоотношения у подростков, вовлеченных в селфи-культуру. Мы предположили, что самоотношение подростков, вовлеченных в селфи-культуру, будет отличаться от такового у подростков, не принадлежащих к данной субкультуре. В процессе исследо-

52

Вестник КГУ ^ 2017

вания были реализованы следующие методы: анкетирования (с использованием авторской анкеты на выявление вовлеченности в селфи-культуру), психодиагностического тестирования (методика Крауна-Марлоу для диагностики мотивации социального одобрения и методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева), контент-анализа страниц в социальных сетях (с целью подтверждения ответов на вопросы анкеты, касающихся самого факта и количества размещений селфи-снимков в день), математико-статистиче-ской обработки данных (критерий достоверности различий Манна-Уитни U).

Эмпирическое исследование проводилось на базе ряда СОШ г. Читы. Выборку составили 146 подростков. С целью формирования двух групп для сравнения нами была разработана анкета, направленная на выявление вовлеченности подростков в селфи-культуру. При этом в качестве базового критерия вовлеченности подростков в селфи-культуру мы приняли вышеописанную типологию форм «selfitis», согласно которой эпизодической его формой считается фотографирование себя не менее трех раз в день, независимо от размещения снимков в сети интернет. Принимая во внимание стремление подростков к социальному одобрению, с целью объективизации оценки параллельно с проведением анкетирования нами было проведено исследование с помощью методики Крауна-Марлоу для диагностики данной мотивации. По результатам исследования с применением этой шкалы из дальнейшего исследования нами были исключены подростки с выраженной мотивацией одобрения. По данным анкетирования и результатов оценки мотивации социального одобрения, были сформированы две группы: первую составили 42 подростка, активно вовлеченных в селфи-культуру, и 40 подростков, не имеющих к ней отношения. При этом необходимо отметить, что среди общего количества подростков, оставшихся в исследовании после исключения продемонстрировавших высокие показатели мотивации одобрения, не нашлось ни одного, кто хотя бы раз не сделал селфи. Ответы на вопросы авторской анкеты по выявлению вовлеченности подростков в селфи-культуру были подтверждены контент-анализом их страниц в социальных сетях ВКон-такте, Одноклассники, Мой мир, Facebook, Twitter, Instagram. Была обеспечена сопоставимость групп по возрасту (средний возраст составил 13,7 лет), полу, социальным параметрам семьи, образовательным условиям.

Результаты, полученные с помощью методики МИС, позволили констатировать следующее. У 78% подростков, вовлеченных в селфи-культуру, преобладающими по разным шкалам методики явились показатели, свидетельствующие о негативном самоотношении. Так, эти подростки продемон-

стрировали преимущественно высокие показатели по шкалам «закрытость» (82%), «самопривязанность» (68%), «внутренняя конфликтность» (76%) и «самообвинение» (72%). При этом средние значения данных показателей выявлены в 18, 30, 24, 23% случаев соответственно. Низкие показатели выявлены лишь по шкалам «самопривязанность» и «самообвинение» лишь в 2 и 5% случаев соответственно. Подростки, вовлеченные в селфи-культуру, продемонстрировали преимущественно низкие показатели по следующим шкалам: «самоуверенность» (65%), «саморуководство» (86%), «отраженное самоотношение» (72%), «самоценность» (78%) и «самопринятие» (87%). При этом средние показатели по данным шкалам выявлены в 32, 14, 28, 22, 13%, случаев соответственно. Высокие показатели при этом были выявлены только по шкале «самоуверенность» в 3% случаев.

Качественно-содержательный анализ представленных результатов у подростков, вовлеченных в селфи-культуру, может свидетельствовать о наличии у них выраженного защитного поведения, боязни не соответствовать общепринятым нормам поведения, недостаточном развитии рефлексии, нежелании признавать существование собственных проблем. Это, в свою очередь, может быть связано с неуверенностью в себе, наличием сомнений в своих силах и способностях. Такие подростки, как правило, характеризуются недостаточностью волевого контроля и механизмов саморегуляции, отношением к себе, как к неспособным вызвать уважение у окружающих. Им свойственны глубокие сомнения в собственной ценности, склонность слишком критично воспринимать себя, высокая сензитивность к замечаниям окружающих, что делает их обидчивыми и ранимыми. Зачастую такие подростки демонстрируют высокий уровень тревожности, препятствующий саморазвитию. Можно констатировать, что в целом для таких подростков характерен общий негативный фон восприятия себя и отношения к себе, приводящий к постоянному самокопанию, самоосуждению, самопорицанию и самообвинению. Можно предположить, что при этом подростки стремятся к сравнению себя с другими, а в попытках самоутвердиться, склонны к конкуренции и соперничеству. Очевидно, что они предъявляют высокие требования к своей внешности и другим свойствам, что приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным. Вероятно, что сомневаясь в себе, в своей привлекательности, они ищут подтверждения этому через визуальную самопрезентацию в социальных сетях. Вероятно, что у таких подростков недостаточно развиты навыки восприятия и поиска социальной поддержки в реальной действительности, что подталкивает их по механизму компенсации к поиску одобрения себя через демонстрацию собственных автопортретов в социальных сетях. Кроме того,

возможно, что вышеописанные качества и их проявления не позволяют этим подросткам обеспечить достаточный для удовлетворения своих потребностей (в частности потребности в группировании со сверстниками) уровень коммуникации, что также может толкать их к размещению в социальных сетях селфи с целью установления контактов и призыва к общению. Таким образом, можно отметить, что у подростков с негативным самоотношением формируется целый ряд потребностей и мотивов, которые могут быть определенным образом удовлетворены и реализованы в процессе создания и демонстрации в сети интернет собственных автопортретов (как правило, редактированных с помощью соответствующих программ).

Подростки, не вовлеченные в селфи-культуру, показали следующие результаты. Им оказались более свойственны показатели, свидетельствующие о позитивном самоотношении. Так ими были преимущественно продемонстрированы низкие и средние показатели по шкалам «закрытость» (34% и 48% соответственно), «самопривязанность» (22 и 52% соответственно), «внутренняя конфликтность» (42 и 38% соответственно) и «самообвинение» (48 и 28% соответственно). Низкие показатели по данным шкалам были продемонстрированы в 18, 26, 20 и 24% случаев. Преимущественно высокие и средние показатели были продемонстрированы ими по следующим шкалам: «самопринятие» (в 44 и 38% соответственно), «отраженное самоотношение» (38 и 36% соответственно), «самопринятие» (34 и 46% соответственно). Низкие показатели по данным шкалам отмечены в 18, 26 и 80% случаев соответственно. По шкалам «саморуководство» и «самоценность» высокие показатели были выявлены лишь в 3 и 5% случаев соответственно. По данным шкалам подростки, не вовлеченные в селфи-культуру, как и подростки, вовлеченные в нее, продемонстрировали преимущественно низкие и средние показатели (80 и 17% соответственно по шкале «саморуководство» и 72 и 23% соответственно по шкале «самоценность»).

Качественно-содержательный анализ результатов, продемонстрированных подростками, не вовлеченными в селфи-культуру, свидетельствует о том, что эти подростки характеризуются преимущественно как обладающие адекватным уровнем развития рефлексии и критичности к себе, что, в свою очередь, очевидно, способствует развитию способности успешно решать необходимые жизненные вопросы и ориентироваться на достижение успеха. Такие подростки, вероятно, воспринимают себя в целом принятыми окружающими, а поэтому характеризуются общительностью, эмоциональной открытостью, легко устанавливают контакты с окружающими. Эти качества способствуют общему положительному фону восприятия себя, ощущению симпатии к себе. В то же время такие

подростки готовы изменяться, они открыты новому опыту познания себя. Для них характерен определенный баланс между собственными возможностями и требованиями реальности, между притязаниями и достижениями. При этом, безусловно, необходимо учитывать, что и у этих подростков все вышеперечисленные качества и их проявления так же, как и у подростков, вовлеченных в селфи-культуру, в достаточной степени подвержены внешним влияниям и зачастую носят «волнообразный» характер. Очевидно, именно с этим и связано отсутствие существенных различий результатов обеих групп подростков по шкалам «саморуководство» и «самоценность», что может также объясняться и общими особенностями подросткового периода развития.

В результате математико-статистической обработки результатов исследования были выявлены статистически значимые различия (р < 0,01) самоотношения подростков, вовлеченных в селфи-культуру и подростков, не занимающихся селфи, по всем шкалам методики МИС, за исключением шкал «саморуководство» и «самоценность». Отсутствие достоверных различий по данным показателям может быть обусловлено возрастными особенностями подростков, вне зависимости от принадлежности их к каким-либо субкультурам: им свойственны низкий уровень саморуководства (из-за недостаточного развития соответствующих навыков и отсутствия полноценного жизненного опыта), неустойчивость самооценки, а, значит, и преходящее чувство самоценности.

Таким образом, можно констатировать, что подростки с позитивным самоотношением, по сравнению с подростками с негативным самоотношением, обладают гораздо более адаптивными личностными и средовыми ресурсами для развития и прямого удовлетворения собственных потребностей (в уважении, принадлежности к группе, самоутверждении, эмансипации, принятии окружающими и т.д.) в реальной действительности. Возможно, что недостаток таких ресурсов у подростков с негативным самоотношением и заставляет их искать дополнительные пути удовлетворения личностных и возрастных потребностей через самопрезентацию себя и истории своей жизни в интернет-пространстве.

Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что собственно увлечение селфи, вовлеченность в селфи-культуру у подростков можно рассматривать как своеобразный способ удовлетворения базовых потребностей возраста, своего рода компенсаторный механизм. При этом позитивный или негативный характер такой компенсации, вероятно, будет определяться целым рядом факторов и условий: степенью выраженности этой вовлеченности, наличием или отсутствием у подростка параллельного развития адаптивных

54

Вестник КГУ _J 2017

психологических характеристик и продуктивных способов взаимодействия с реальной, а не виртуальной действительностью и т.д. При этом можно констатировать отсутствие четкой грани между позитивным и негативным влиянием, связанным с присутствием в жизни подростка селфи-куль-туры. Ведь увлечение подростков селфи может выполнять как компенсаторную и развивающую функции, так и способствовать формированию аддиктивного способа взаимодействия с реальностью, усилению комплекса неполноценности, блоку личностного и коммуникативного развития.

Результаты настоящего исследования позволяют отнести подростков, вовлеченных в селфи-культуру, к своеобразной группе риска в отношении проблем развития самоотношения. Учитывая психологические особенности подросткового возраста, в данном случае, увлечение подростков сел-фи можно рассматривать как один из способов компенсации недостаточного развития целого рядя личностных и средовых ресурсов и как проявление подростковых поведенческих реакций. Очевидно, что существует специфика мотивации увлечения селфи на разных этапах онтогенеза: если для подростков это удовлетворение базовых потребностей возраста, проявление целого ряда подростковых поведенческих реакций (компенсации, группирования со сверстниками, эмансипации, оппозиции, имитации, хобби-реакции) и поиск дополнительных путей коммуникации, то для лиц юношеского и более старших возрастов, вероятно, на первый план выходят нарциссическая мотивация, мотивы демонстрации превосходства над другими, проявления истероидной акцентуации или психопатии, зависимого поведения и т.д. [5].

Результаты исследования могут представлять интерес для практических психологов, педагогов, социальных педагогов для определения перспективных направлений соответствующей профилактической и коррекционно-развивающей работы. В адаптированном виде результаты исследования могут быть востребованы родителями, с целью повышения их психолого-педагогической компетенции, а также самими подростками с целью саморазвития.

Библиографический список

1. Галкин Д.В. Виртуальный дискурс в природе постмодерна // Критика и семиотика. - 2000. -№ 1. - С. 26-34.

2. Горный Е.А. Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: Сб. статей по материалам меж-дунар. конфер. (03-08.02.2004). - Новосибирск, 2004. - С. 78-88.

3. Колышко А.Н. Психология самоотношения. -Гродно: ГРГУ, 2004. - 201 с.

4. Сандомирский М.Е. Новая социальная эпидемия: селфимания, экстримальные селфи и селфи-цид // Психопатология и Аддиктивная Медицина. -2015. - № 1. - С. 3-17.

5. Симатова О.Б. Младшие подростки - актуальный адресат превенции аддиктивного поведения // Personal development: psychological foundations and social conditions: materials of the IV international scientific conference on March 29-30, 2017. - Prague, 2017. - P. 55-63.

6. Иванина И. Феномен селфи: автопортрет или эволюция нарциссизма. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://medbooking.com/blog/post/ fenomen-selfi-avtoportret-ili-evolyucija-narcissizma (дата обращения: 03.07.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.