УДК 159.922.6
Симатова Оксана Борисовна
кандидат психологических наук, доцент Забайкальский государственный университет, г.Чита
asimatov@mail.ru
СПЕЦИФИКА САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В СЕЛФИ-КУЛЬТУРУ
В статье представлены теоретико-эмпирические результаты исследования самоотношения подростков, вовлеченных в селфи-культуру. Исследование строится на предположении о существовании различий в самоотношении подростков, вовлеченных в селфи-культуру, и подростков, не занимающихся селфи. Проверка гипотезы проводится на выборке, включающей 146 подростков. По результатам авторской анкеты и после исключения из исследования подростков с высокими показателями мотивации социального одобрения, для сравнения самоотношения сформированы две соответствующие группы (п=42, п=40). Предположение о наличии различий в самоотношении подростков двух групп подтвердилось. Представляется подробный количественный и качественно-содержательный анализ полученных результатов. Делается вывод о том, что обращение подростков к селфи может быть как проявлением нормальных подростковых поведенческих реакций, так и сигналом о проблемах в их развитии.
Ключевые слова: селфи, визуальная самопрезентация, самоотношение, негативное самоотношение, позитивное самоотношение, подростковые поведенческие реакции.
Инновационные технологии в сфере средств коммуникации выступают существенным фактором и важнейшим условием развития личности в современном обществе. Доступность компьютерных технологий обусловливает постоянный рост аудитории социальных сетей, самыми активными пользователями которых являются лица подросткового и юношеского возраста. Высокая популярность социальных сетей способствует появлению и быстрому распространению внутри них целого ряда новых феноменов и явлений. Внутри социальных сетей формируются специфический язык общения, модные тенденции и даже целые направления современной культуры. При этом очевидно, что наиболее уязвимыми в отношении воздействия контента социальных сетей являются дети и подростки в силу общей незрелости личности, не позволяющей критически, дифференцированно и адекватно относиться к соответствующим явлениям. Именно поэтому исследования, касающиеся влияния современных средств коммуникации на развитие активно формирующейся личности, являются, на наш взгляд, не только высоко актуальными, но и социально значимыми.
Одним из ярких примеров «продукта» современных средств коммуникации выступает так называемая селфи-культура и все, что с этим связано. Селфи представляет собой разновидность автопортрета, сущность которого состоит в запечатлении самого себя на фотокамеру с возможным использованием зеркала или монопода. Сегодня селфи - явление, состоящее не только в самостоятельном фотографировании самого себе, но и, в подавляющем большинстве случаев, в обязательной демонстрации этих снимков при помощи популярных мобильных мессенджеров (программ по обмену мгновенными сообщениями) или социальных сетей.
Феномен селфи начал активно распространяться по интернет-пространству примерно с 2005 года.
В средствах массовой информации утверждается, что первое упоминание о нем относят к 2002 году, когда на канале АВС был впервые употреблен данный термин со ссылкой на один из австралийских интернет-форумов, а в 2013 году данный термин был введен в Оксфордский словарь. При этом сотрудники Оксфордского университета назвали «селфи» словом года, в связи с очень быстрыми темпами роста его использования [4]. Сегодня можно констатировать, что особенность данной разновидности автопортрета заключается в том, что чаще всего он выполняется с расстояния вытянутой руки или через зеркало, зачастую выступая способом самопрезентации себя в интернет-пространстве и таких социальных сетях как Facebook, vk, myspace, Instagram и т.д.
Как и всякое относительно новое явление, селфи и все, что с ним связано, вызывает крайне противоречивые оценки и неоднозначное отношение, как обывателей, так и исследователей. Так, средства массовой информации наиболее часто обращаются к данному феномену, описывая его как яркое проявление нарциссизма или одиночества человека.
В силу новизны явления селфи необходимо отметить явную недостаточность его изученности и ограниченное количество научных публикаций соответствующей тематики, которые, как правило, затрагивают лишь отдельные аспекты, а не создают целостный образ этого противоречивого феномена. Мнения исследователей при этом носят крайне противоречивый характер: одни считают селфи вполне здоровым увлечением, другие же говорят о нем как о проявлении нарушенного развития. Практически всеми исследователями признается социальная опасность таких явлений, связанных с селфи, как экстремальный селфизм и селфицид, толкающие людей к неоправданному риску, а в крайних проявлениях - к смерти. По мнению Американской психиатрической ассоциации, так называемый «selfitis» является психическим
© Симатова О.Б., 2017
Педагогика. Психология. Социокинетика № 3
51
расстройством, требующим срочного лечения. Одни специалисты склонны считать селфи самолюбованием или даже вариантом проявления эксгибиционизма, другие - вариантом аддиктивной реализации, зависимостью, называя «селфи-нарко-манией» [4].
В научной литературе наиболее часто и широко обсуждается аспект феномена селфи, касающийся презентации себя для других. Селфи при этом рассматривается как запечатленный невербальный образ, рассказывающий о себе и о событиях свой жизни, адресуемый другим людям. Исследователями отмечается, что селфи - это способ предъявления человеком себя окружающему миру, возможность донести до зрителя определенный момент своей жизни и свое отношение к нему [1; 2].
Американские исследователи выделяют следующие формы «selfitis»: эпизодическая (фотографирование себя не менее трех раз в день, независимо от размещения в интернете); острая (фотографирование себя 3-5 раз в день с обязательным размещением снимков на общее обозрение); хроническая (выполнение минимум шести автопортретов в день и активное размещение их в социальных сетях) [6]. Очевидно, что выделение данных форм демонстрирует степень вовлеченности человека в селфи-культуру, а, возможно, и степень соответствующей зависимости.
Наиболее часто обсуждается несколько подходов, объясняющих причины появления феномена селфи и его значение в жизни современного общества, что в определенной мере, на наш взгляд, открывает пути к пониманию мотивации обращения людей к селфи. Первый подход основывается на теории технологической революции, согласно которой селфизм представляет собой нечто, вызванное стремительным развитием современных технологий. Представители данного подхода полагают, что интернет и множество устройств, обеспечивающих доступ к нему, оказывают прямое влияние на человека, делая его частью медиа. Согласно теории визуализации сообщения, селфи рассматривается исследователями с точки зрения не идентификации, а коммуникации. Размещение собственного автопортрета для просмотра - это своеобразный призыв к общению, возможность получения одобрения, повод обсудить новость. При этом селфи выступает способом быстрого общения с возможностью невербального выражения своей индивидуальности. В рамках теории очеловечивания технологий бум селфи - это последствие развития онлайн пространства. При этом утверждается, что различные устройства современных средств коммуникации стали неотъемлемой частью самого современного человека.
Следующий подход, объясняющий массовое и стремительное вхождение селфи в жизнь общества, позиционирует селфи как эффективный спо-
соб продать себя обществу. Технология селфи дает людям шанс подать себя и свой мир в желаемой упаковке. В современном мире зачастую человек стремится продать себя, а селфи при этом выступает аналогом рекламы.
С точки зрения следующего подхода селфи -это не что иное, как возможность удовлетворения потребности в самопознании, своеобразный инструмент самоисследования. При этом отмечается, что люди, редактирующие автофотографии, стараются подогнать себя реального под воспринимаемый ими образ.
Еще один подход к явлению селфи рассматривает его с позиции теории эволюции самовлюбленности. Согласно данной теории, селфи - это результат технологической эволюции человеческой потребности в утверждении своего Я. Ведь практически сразу после размещения селфи позволяет человеку получить признание в виде «лайков» [6].
Таким образом, селфи является не просто специфической формой современного автопортрета, но и представляет собой в различных случаях своеобразную презентацию себя, путь визуальной коммуникации, вариант рассказа о себе, а также способ регуляции взаимодействия с другими членами виртуального сообщества.
Мы присоединяемся к мнению М.Е. Сандомир-ского о том, что существует необходимость и целесообразность комплексного рассмотрения явления селфи как социально-психологического феномена, включающего, в том числе, и крайние патологические формы (селфизм), как в аспекте нормы (с точки зрения социологии, психологии), так и патологии (аддиктологии, суицидологии) [4].
Так или иначе, интерпретируя феномен селфи, исследователи наиболее часто связывают его с различными составляющими самосознания личности. В современных психологических исследованиях в качестве важнейшей составляющей и основы самосознания исследователями зачастую рассматривается самоотношение личности. В обобщенном виде в современных психологических исследованиях самоотношение трактуется как целостное, относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом самого себя [3]. Очевидно, что условия информационного общества оказывают существенное влияние на развитие самоотношения молодых людей, способствуя появлению и распространению особых субкультур, движений, сообществ, на нормы и ценности которых ориентируется молодежь.
Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей самоотношения у подростков, вовлеченных в селфи-культуру. Мы предположили, что самоотношение подростков, вовлеченных в селфи-культуру, будет отличаться от такового у подростков, не принадлежащих к данной субкультуре. В процессе исследо-
52
Вестник КГУ ^ 2017
вания были реализованы следующие методы: анкетирования (с использованием авторской анкеты на выявление вовлеченности в селфи-культуру), психодиагностического тестирования (методика Крауна-Марлоу для диагностики мотивации социального одобрения и методика исследования самоотношения (МИС) С.Р. Пантелеева), контент-анализа страниц в социальных сетях (с целью подтверждения ответов на вопросы анкеты, касающихся самого факта и количества размещений селфи-снимков в день), математико-статистиче-ской обработки данных (критерий достоверности различий Манна-Уитни U).
Эмпирическое исследование проводилось на базе ряда СОШ г. Читы. Выборку составили 146 подростков. С целью формирования двух групп для сравнения нами была разработана анкета, направленная на выявление вовлеченности подростков в селфи-культуру. При этом в качестве базового критерия вовлеченности подростков в селфи-культуру мы приняли вышеописанную типологию форм «selfitis», согласно которой эпизодической его формой считается фотографирование себя не менее трех раз в день, независимо от размещения снимков в сети интернет. Принимая во внимание стремление подростков к социальному одобрению, с целью объективизации оценки параллельно с проведением анкетирования нами было проведено исследование с помощью методики Крауна-Марлоу для диагностики данной мотивации. По результатам исследования с применением этой шкалы из дальнейшего исследования нами были исключены подростки с выраженной мотивацией одобрения. По данным анкетирования и результатов оценки мотивации социального одобрения, были сформированы две группы: первую составили 42 подростка, активно вовлеченных в селфи-культуру, и 40 подростков, не имеющих к ней отношения. При этом необходимо отметить, что среди общего количества подростков, оставшихся в исследовании после исключения продемонстрировавших высокие показатели мотивации одобрения, не нашлось ни одного, кто хотя бы раз не сделал селфи. Ответы на вопросы авторской анкеты по выявлению вовлеченности подростков в селфи-культуру были подтверждены контент-анализом их страниц в социальных сетях ВКон-такте, Одноклассники, Мой мир, Facebook, Twitter, Instagram. Была обеспечена сопоставимость групп по возрасту (средний возраст составил 13,7 лет), полу, социальным параметрам семьи, образовательным условиям.
Результаты, полученные с помощью методики МИС, позволили констатировать следующее. У 78% подростков, вовлеченных в селфи-культуру, преобладающими по разным шкалам методики явились показатели, свидетельствующие о негативном самоотношении. Так, эти подростки продемон-
стрировали преимущественно высокие показатели по шкалам «закрытость» (82%), «самопривязанность» (68%), «внутренняя конфликтность» (76%) и «самообвинение» (72%). При этом средние значения данных показателей выявлены в 18, 30, 24, 23% случаев соответственно. Низкие показатели выявлены лишь по шкалам «самопривязанность» и «самообвинение» лишь в 2 и 5% случаев соответственно. Подростки, вовлеченные в селфи-культуру, продемонстрировали преимущественно низкие показатели по следующим шкалам: «самоуверенность» (65%), «саморуководство» (86%), «отраженное самоотношение» (72%), «самоценность» (78%) и «самопринятие» (87%). При этом средние показатели по данным шкалам выявлены в 32, 14, 28, 22, 13%, случаев соответственно. Высокие показатели при этом были выявлены только по шкале «самоуверенность» в 3% случаев.
Качественно-содержательный анализ представленных результатов у подростков, вовлеченных в селфи-культуру, может свидетельствовать о наличии у них выраженного защитного поведения, боязни не соответствовать общепринятым нормам поведения, недостаточном развитии рефлексии, нежелании признавать существование собственных проблем. Это, в свою очередь, может быть связано с неуверенностью в себе, наличием сомнений в своих силах и способностях. Такие подростки, как правило, характеризуются недостаточностью волевого контроля и механизмов саморегуляции, отношением к себе, как к неспособным вызвать уважение у окружающих. Им свойственны глубокие сомнения в собственной ценности, склонность слишком критично воспринимать себя, высокая сензитивность к замечаниям окружающих, что делает их обидчивыми и ранимыми. Зачастую такие подростки демонстрируют высокий уровень тревожности, препятствующий саморазвитию. Можно констатировать, что в целом для таких подростков характерен общий негативный фон восприятия себя и отношения к себе, приводящий к постоянному самокопанию, самоосуждению, самопорицанию и самообвинению. Можно предположить, что при этом подростки стремятся к сравнению себя с другими, а в попытках самоутвердиться, склонны к конкуренции и соперничеству. Очевидно, что они предъявляют высокие требования к своей внешности и другим свойствам, что приводит к конфликту между «Я» реальным и «Я» идеальным. Вероятно, что сомневаясь в себе, в своей привлекательности, они ищут подтверждения этому через визуальную самопрезентацию в социальных сетях. Вероятно, что у таких подростков недостаточно развиты навыки восприятия и поиска социальной поддержки в реальной действительности, что подталкивает их по механизму компенсации к поиску одобрения себя через демонстрацию собственных автопортретов в социальных сетях. Кроме того,
возможно, что вышеописанные качества и их проявления не позволяют этим подросткам обеспечить достаточный для удовлетворения своих потребностей (в частности потребности в группировании со сверстниками) уровень коммуникации, что также может толкать их к размещению в социальных сетях селфи с целью установления контактов и призыва к общению. Таким образом, можно отметить, что у подростков с негативным самоотношением формируется целый ряд потребностей и мотивов, которые могут быть определенным образом удовлетворены и реализованы в процессе создания и демонстрации в сети интернет собственных автопортретов (как правило, редактированных с помощью соответствующих программ).
Подростки, не вовлеченные в селфи-культуру, показали следующие результаты. Им оказались более свойственны показатели, свидетельствующие о позитивном самоотношении. Так ими были преимущественно продемонстрированы низкие и средние показатели по шкалам «закрытость» (34% и 48% соответственно), «самопривязанность» (22 и 52% соответственно), «внутренняя конфликтность» (42 и 38% соответственно) и «самообвинение» (48 и 28% соответственно). Низкие показатели по данным шкалам были продемонстрированы в 18, 26, 20 и 24% случаев. Преимущественно высокие и средние показатели были продемонстрированы ими по следующим шкалам: «самопринятие» (в 44 и 38% соответственно), «отраженное самоотношение» (38 и 36% соответственно), «самопринятие» (34 и 46% соответственно). Низкие показатели по данным шкалам отмечены в 18, 26 и 80% случаев соответственно. По шкалам «саморуководство» и «самоценность» высокие показатели были выявлены лишь в 3 и 5% случаев соответственно. По данным шкалам подростки, не вовлеченные в селфи-культуру, как и подростки, вовлеченные в нее, продемонстрировали преимущественно низкие и средние показатели (80 и 17% соответственно по шкале «саморуководство» и 72 и 23% соответственно по шкале «самоценность»).
Качественно-содержательный анализ результатов, продемонстрированных подростками, не вовлеченными в селфи-культуру, свидетельствует о том, что эти подростки характеризуются преимущественно как обладающие адекватным уровнем развития рефлексии и критичности к себе, что, в свою очередь, очевидно, способствует развитию способности успешно решать необходимые жизненные вопросы и ориентироваться на достижение успеха. Такие подростки, вероятно, воспринимают себя в целом принятыми окружающими, а поэтому характеризуются общительностью, эмоциональной открытостью, легко устанавливают контакты с окружающими. Эти качества способствуют общему положительному фону восприятия себя, ощущению симпатии к себе. В то же время такие
подростки готовы изменяться, они открыты новому опыту познания себя. Для них характерен определенный баланс между собственными возможностями и требованиями реальности, между притязаниями и достижениями. При этом, безусловно, необходимо учитывать, что и у этих подростков все вышеперечисленные качества и их проявления так же, как и у подростков, вовлеченных в селфи-культуру, в достаточной степени подвержены внешним влияниям и зачастую носят «волнообразный» характер. Очевидно, именно с этим и связано отсутствие существенных различий результатов обеих групп подростков по шкалам «саморуководство» и «самоценность», что может также объясняться и общими особенностями подросткового периода развития.
В результате математико-статистической обработки результатов исследования были выявлены статистически значимые различия (р < 0,01) самоотношения подростков, вовлеченных в селфи-культуру и подростков, не занимающихся селфи, по всем шкалам методики МИС, за исключением шкал «саморуководство» и «самоценность». Отсутствие достоверных различий по данным показателям может быть обусловлено возрастными особенностями подростков, вне зависимости от принадлежности их к каким-либо субкультурам: им свойственны низкий уровень саморуководства (из-за недостаточного развития соответствующих навыков и отсутствия полноценного жизненного опыта), неустойчивость самооценки, а, значит, и преходящее чувство самоценности.
Таким образом, можно констатировать, что подростки с позитивным самоотношением, по сравнению с подростками с негативным самоотношением, обладают гораздо более адаптивными личностными и средовыми ресурсами для развития и прямого удовлетворения собственных потребностей (в уважении, принадлежности к группе, самоутверждении, эмансипации, принятии окружающими и т.д.) в реальной действительности. Возможно, что недостаток таких ресурсов у подростков с негативным самоотношением и заставляет их искать дополнительные пути удовлетворения личностных и возрастных потребностей через самопрезентацию себя и истории своей жизни в интернет-пространстве.
Результаты проведенного исследования позволяют предположить, что собственно увлечение селфи, вовлеченность в селфи-культуру у подростков можно рассматривать как своеобразный способ удовлетворения базовых потребностей возраста, своего рода компенсаторный механизм. При этом позитивный или негативный характер такой компенсации, вероятно, будет определяться целым рядом факторов и условий: степенью выраженности этой вовлеченности, наличием или отсутствием у подростка параллельного развития адаптивных
54
Вестник КГУ _J 2017
психологических характеристик и продуктивных способов взаимодействия с реальной, а не виртуальной действительностью и т.д. При этом можно констатировать отсутствие четкой грани между позитивным и негативным влиянием, связанным с присутствием в жизни подростка селфи-куль-туры. Ведь увлечение подростков селфи может выполнять как компенсаторную и развивающую функции, так и способствовать формированию аддиктивного способа взаимодействия с реальностью, усилению комплекса неполноценности, блоку личностного и коммуникативного развития.
Результаты настоящего исследования позволяют отнести подростков, вовлеченных в селфи-культуру, к своеобразной группе риска в отношении проблем развития самоотношения. Учитывая психологические особенности подросткового возраста, в данном случае, увлечение подростков сел-фи можно рассматривать как один из способов компенсации недостаточного развития целого рядя личностных и средовых ресурсов и как проявление подростковых поведенческих реакций. Очевидно, что существует специфика мотивации увлечения селфи на разных этапах онтогенеза: если для подростков это удовлетворение базовых потребностей возраста, проявление целого ряда подростковых поведенческих реакций (компенсации, группирования со сверстниками, эмансипации, оппозиции, имитации, хобби-реакции) и поиск дополнительных путей коммуникации, то для лиц юношеского и более старших возрастов, вероятно, на первый план выходят нарциссическая мотивация, мотивы демонстрации превосходства над другими, проявления истероидной акцентуации или психопатии, зависимого поведения и т.д. [5].
Результаты исследования могут представлять интерес для практических психологов, педагогов, социальных педагогов для определения перспективных направлений соответствующей профилактической и коррекционно-развивающей работы. В адаптированном виде результаты исследования могут быть востребованы родителями, с целью повышения их психолого-педагогической компетенции, а также самими подростками с целью саморазвития.
Библиографический список
1. Галкин Д.В. Виртуальный дискурс в природе постмодерна // Критика и семиотика. - 2000. -№ 1. - С. 26-34.
2. Горный Е.А. Онтология виртуальной личности // Бытие и язык: Сб. статей по материалам меж-дунар. конфер. (03-08.02.2004). - Новосибирск, 2004. - С. 78-88.
3. Колышко А.Н. Психология самоотношения. -Гродно: ГРГУ, 2004. - 201 с.
4. Сандомирский М.Е. Новая социальная эпидемия: селфимания, экстримальные селфи и селфи-цид // Психопатология и Аддиктивная Медицина. -2015. - № 1. - С. 3-17.
5. Симатова О.Б. Младшие подростки - актуальный адресат превенции аддиктивного поведения // Personal development: psychological foundations and social conditions: materials of the IV international scientific conference on March 29-30, 2017. - Prague, 2017. - P. 55-63.
6. Иванина И. Феномен селфи: автопортрет или эволюция нарциссизма. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://medbooking.com/blog/post/ fenomen-selfi-avtoportret-ili-evolyucija-narcissizma (дата обращения: 03.07.2017).