Научная статья на тему 'Специфика российского научного дискурса проблемы детского участия'

Специфика российского научного дискурса проблемы детского участия Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
84
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
УЧАСТИЕ ДЕТЕЙ В ПРИНЯТИИ РЕШЕНИЙ / ЗАТРАГИВАЮЩИХ ИХ ИНТЕРЕСЫ / ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ / РИСКИ ДЕТСКОГО УЧАСТИЯ / ФОРМЫ УЧАСТИЯ / ПРАВА ДЕТЕЙ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕТСКОГО УЧАСТИЯ / PARTICIPATION OF CHILDREN IN DECISIONMAKING AFFECTING THEIR INTERESTS / PRINCIPLES OF PARTICIPATION / RISKS OF CHILD PARTICIPATION / FORMS OF PARTICIPATION / CHILDREN'S RIGHTS / SOCIALIZATION / SCIENTIFIC DISCOURSE / SCIENTIFIC SCHOOLS AND DIRECTIONS / THEORETICAL AND METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF CHILD PARTICIPATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна

В статье автор представляет анализ российских публикаций за 2009-2019 года, посвященных исследованию участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Используется метод контент-анализа, с помощью которого определяется интерес к данной проблематике со стороны научного сообщества, формируются категории для качественного анализа, позволяющего выявить основную направленность публикаций. Проведенный анализ выбранных материалов позволяет описать специфику формирования актуального современного междисциплинарного направления и установить особенности научного дискурса проблематики детского участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Зубова Оксана Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The specifics of the Russian scientific discourse of the problem of child participation

In the article, the author presents an analysis of Russian publications for 2009-2019, devoted to the study of the participation of children in decision-making affecting their interests. The method of content analysis is used, with the help of which the interest of the scientific community in this issue is determined, categories are formed for a qualitative analysis, which allows to identify the main focus of publications. The analysis of the selected materials allows us to describe the specifics of the formation of the current contemporary interdisciplinary direction and to establish the features of the scientific discourse of the issues of children's participation.

Текст научной работы на тему «Специфика российского научного дискурса проблемы детского участия»

Специфика российского научного дискурса проблемы детского участия

Введение

В современном обществе акту-

Зубова Оксана Геннадьевна

кандидат политических наук, доцент, кафедры методологии социологических исследований социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. zubovaoksana@bk.ru

В статье автор представляет анализ российских публикаций за 2009-2019 года, посвященных исследованию участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Используется метод контент-анализа, с помощью которого определяется интерес к данной проблематике со стороны научного сообщества, формируются категории для качественного анализа, позволяющего выявить основную направленность публикаций. Проведенный анализ выбранных материалов позволяет описать специфику формирования актуального современного междисциплинарного направления и установить особенности научного дискурса проблематики детского участия.

Ключевые слова: участие детей в принятии решений, затрагивающих их интересы; принципы участия; риски детского участия; формы участия; права детей; социализация; научный дискурс, научные школы и направления; теоретико-методологические основы детского участия.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и АНО ЭИСИ в рамках научного проекта № 19-011-31111

альной становится проблема обеспечения права ребенка на участие в принятии решений, затрагивающих его интересы. Данное право было закреплено в международной Конвенции о правах ребенка [2]. В России главные задачи 6 раздела «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» заключались в обеспечении основных механизмов и принципов участия детей, а также мониторинга и оценки детского участия [16]. В ожидаемых результатах предполагалось преодолеть распространенные стереотипы, связанные с невозможностью включения ребенка в принятие решений, затрагивающих его жизненные интересы в различных общественных сферах.

Изучение и обсуждение новой и дискуссионной для российского общества проблематики определило междисциплинарное научное поле исследований, затрагивающих актуальные вопросы участия детей. Анализ формирования этого направления, с одной стороны показывает реальные практики реализации и образовавшиеся риски, а с другой - механизмы информирования и популяризации идей и принципов детского участия, способствующие разрушению образовавшихся мифов и стереотипов массового сознания.

Методология

Поставленная исследовательская задача решалась с помощью контент-анализа и качественного

анализа отобранных материалов. Поиск осуществлялся в поисковой системе РИНЦ и по таким ключевым журналам, связанным с темой детства, воспитания и образования,как «Вестник Костромского университета» (раздел Социокинетика), «Вопросы воспитания», «Сибирский педагогический журнал».

Использовались следующие ключевые слова и словосочетания от общего к конкретным формам и проблемам участия: участие детей; детские общественные движения, организации; детский общественный совет, школьное самоуправление; правовое обучение, военно-патриотическое воспитание; социальная активность детей, проектная деятельность.

Всего было собрано 207 публикаций. По виду это статьи, монографии, пособия, сборники конференций, доклады, методические рекомендации, авторефераты диссертаций. Основной массив документов представлен научными статьями.

Для качественного анализа было отобрано 11 публикаций, что соответствует 5% от собранного массива и наиболее близко отражает тему по современному состоянию проблемы. Для обработки качественных данных использовалась программа анализа и визуализации качественных и смешанных данных MAXQDA.

Таблица 1 Научные публикации за 2009-2019 гг.

Результаты и дискуссия

На основе проведенного количественного анализа видна динамика в приоритетах изучения разных аспектов и конкретного опыта участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы. Обобщенные результаты анализа представлены в табл. 1.

Период Вид

2009 Статьи (16), пособия (1), сборники конференций (1)

2010 Статьи (10), тезисы (2), пособия (1), сборники конференций (1), монографии (1).

2011 Статьи (19), авторефераты (1).

20092011 Статьи - 45 (85%), сборники конференции - 2 (3,8%), тезисы - 2 (3,8%), пособия - 2 (3,8%), автореферат - 1 (1,8%), монография -1 (1,8%)

2012 Статьи (11)

2013 Статьи (10), пособия (1)

2014 Статьи (19), методические рекомендации (1)

20122014 Статьи - 40 (95,2%), пособие - 1 (2,4%), методические рекомендации -1 (2,4%)

2015 Статьи (14), авторефераты (1)

2016 Статьи (17)

2017 Статьи (39), монографии (1), методические рекомендации (1), пособия (1)

20152017 Статьи - 70 (94,6%) , монографии - 1 (1,35%), методические рекомендации - 1 (1,35%), учебное пособие - 1 (1,35%), автореферат - 1 (1,35%)

2018 Статьи (26), сборники конференций (1), доклады (1)

2019 Статьи (9), монографии (1)

20182019 Статьи - 35 (92,2%), сборник конференции - 1 (2,6%), доклад - 1 (2,6), монография - 1 (2,6%)

Определение участия детей, основы социо-кинетики, ученическое самоуправление, воспитание, социализация, правовое обучение, здоровый образ жизни, проектная деятельность.

Социальная активность, правовая защита, детское движение, детские объединения, ретроспективный анализ

Направленность

Детское движение в России, детское самоуправление, детские общественные объединения, социализация, воспитание, права ребенка, определение сущности процесса участия детей, зарубежный опыт.

Ученическое самоуправление, детское движение, детские объединения, социальная активность, механизмы участия детей, проектная деятельность, во-лонтерство.

Все материалы разбивались по временным периодам: 2009-2011; 2012-2014; 2015-2017; 2018-2019 гг.

Результаты количественных показателей показаны на графиках.

Рис. 1. Публикации по временным периодам.

Рис. 2. Публикации за 2009-2019 гг.

Основной массив публикаций по проблематике формируется в период 2015-2017 гг., что соотносится с задачами реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг. (далее -Национальная Стратегия), а также возникающими общественными обсуждениями. После завершения реализации этой стратегии, в связи с отсутствием в Плане основных мероприятий до 2020 г., проводимых в рамках Десятилетия детства отдельного пункта - дети участники [11], всплеск внимания к проблеме снижается, но дискуссионность острых вопросов, связанных с правами

детей на участие в жизни общества остается.

Расширяется география исследований в этой метапредметной области, появляются научные школы, в частности, на базе Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Выделяются ключевые эксперты из научного сообщества: И.Е. Калабихина, О.В. Куч-маева, Г.В. Семья, И.И. Фришман и другие. Выносится обсуждение обозначенной проблемы и на публичные площадки, так тема детского движения и самоуправления становится одним из тех направлений, которое объединяет ученых на соответствующих тематических конференциях, где представляется и опыт практической работы учителей, организаторов детского движения и других практиков в этой области [4]. Появляется потребность в соответствующих методических материалах и программах обучения для разного профиля специалистов, работающих с детьми в системе основного и дополнительного образования, поэтому наряду с научными статьями, нами выделяются методические рекомендации и пособия [7].

Проанализировав названия публикаций, мы определили теоретические статьи, описывающие подходы, формы, принципы участия детей, историю развития детского движения, структуру самоуправления и практические, где приводятся конкретные примеры реализации принципов участия детей, в частности через ученическое самоуправление, детские движения и общественные организации.

Проведенный контент-анализ позволил проследить динамику формирования исследовательского

ц Гп::а 1

интереса к теме детского участия среди российских исследователей из разных областей, соотнести периоды научной активности с реализацией шестого пункта Национальной стратегии. Данный пример иллюстрирует связь науки с основными общественными институтами и ее важную функцию в обосновании и изучении инновационных процессов в современном обществе [6].

Полученные результаты количественного анализа стали основой для выделения категорий для качественного анализа. Качественный анализ позволил нам проследить как происходит формирование научного дискурса по проблеме детского участия в российских научных публикациях за 2009-2019 года.

Мы выделили 26 кодов, соответствующих 4 кластерам: теоретико-методологические основы участия детей; законодательная база; опыт участия; форматы участия, представленные в табл. 2.

В современном российском обществе участие детей в принятии решений на разных уровнях выступает приоритетным направлением государственной политики, основным документом, посвященным разработке мер, направленным на содействие в этом процессе является «Национальной стратегии действий в интересах детей на 20122017 годы», а также российская законодательная база и Конвенция о правах ребенка. Все эти коды составляют выделенный большой кластер: законодательство. Такие выделенные нами категории как законы субъектов РФ и локальные акты, не были представлены в отобранных для анализа научных статьях.

Таблица 2

Коды для качественного анализа в программе МАХООЛ

Основы участия детей

Значение участия детей

Теоретические рамки участия

Возрастные особенности участия Защита детства Воспитание Социализация

Законодательная база

Международное законодательство Российские законы Национальная Стратегия

Законы субъектов РФ Локальные акты

Опыт участия

Проблемы / риски Роли ребенка Роли взрослого Взаимодействие детей и взрослых Проектная деятельность

Технологии участия

Средообразующий

фактор

Инклюзия (участие детей с ОВЗ, детей-инвалидов, сирот, де-тей-правонарушите-лей)

Правовое обучение

Форматы участия

Детские общественные движения, РДШ, детские организации Общественный совет Школьное самоуправление

Военно-патриотическое воспитание Волонтерство Исследования детского участия

Пересечения в анализе были определены только между Национальной стратегий и российскими законами, а также сущностью участия детей. Это позволяет выявить соответствия между определением участия, мерами, направленными на защиту прав детей и нормами международного права, приоритетами государственной политики, федеральными законами. Практики регулирования законами субъектов РФ и локальными нормативными актами не являются распространенными.

Благодаря появлению соответствующих международных и российских документов была создана правовая основа для реализации права детей на участие в решениях, затрагивающих их интересы. В

научном дискурсе это стало важным вопросом для обсуждения эффективности реализации и возникающих рисков, а также позволило точнее определить основную терминологию и значение участия.

Ключевая категория, выделенная нами для анализа - это определение и сущность участия детей. Размытость границ в понимании феномена участия детей затрудняет его реализацию.

В научном дискурсе определение участия больше всего пересекается со школьным самоуправлением, что соотносится с популяризацией идей и развития российского движения школьников. Значение участия как интегральная категория больше всего пересекается с социализацией, воспитанием, ролями ребенка, рисками, а также взаимодействием детей и взрослых, технологиями участия, деятельностным подходом, школьным самоуправлением. Воспитание пересекается со школьным самоуправлением, социализацией,взаимодействием детей и взрослых, значением участия. Меньше всего представлены такие категории, как защита детства, пересекающаяся с категорией воспитания и конструкцио-нистский подход, пересекаемый с воспитанием, взаимодействием детей и взрослых, проектной деятельностью, рисками участия.

Больше всего по сумме представленного материала отводится таким категориям, составляющим этот кластер, как значение участия, воспитание, взаимодействие детей и взрослых и соотносится с категорией другого кластера - школьное самоуправление.

В кластере опыт участия не была выделена такая категория как инклюзия. Хотя все дети имеют равные

права как участники, организовать участие детей с ограниченными возможностями здоровья, в современных условиях очень трудно, как и детей с девиациями. Для этого необходимы специальные программы и работа соответствующих специалистов, хотя в общем массиве публикаций упоминается данная категория, но только в отношении правовой защиты интересов детей, оставшихся без попечения родителей.

С проектной деятельностью пересекается здоровый образ жизни, правовое обучение и военно-патриотическое воспитание, что говорит об основной тематической направленности данной деятельности. Все остальные категории (роли ребенка, взрослого, их взаимодействие, технологии участия) представлены во взаимодействии между собой и с категориями воспитания, социализации, возрастными особенностями, определением участия, школьным самоуправлением.

В кластере форматов участия представлены все категории: РДШ, общественный совет, школьное самоуправление, военно-патриотическое воспитание, волонтерство, опросы. Самые значительные пересечения категорий общественный совет и школьное самоуправление с ролями ребенка, социализацией и воспитанием. В исследованиях детей один из вопросов связан с проблемой их взаимодействия с взрослыми, что и отражается в совпадении этих кодов. Более подробно система кодов для анализа проблемы участия детей представлена на рис. 3.

Теперь, можно посмотреть как проблема участия детей представлена в публикациях по периодам с 2009 по 2019 гг.

Рис. 3. Система кодов для анализа проблемы участия детей в научном дискурсе.

На схеме первого периода выделены следующие центральные категории, описывающие основное проблемное поле, актуализацию темы и сформированный научный контекст: роли ребенка и взрослого их взаимодействия; школьное самоуправление, социализация, воспитание, дея-тельностный подход и риски участия; законодательная база. Отсутствует эмпирическое изучение детей (категория опросы), возрастные особенности участия и защита детей.

Актуальной проблемой, обсуждаемой в период 2009-2011 гг., является развитие детского самоуправления и детских общественных объединений как форм организации детской активности.

Детское участие, описывается и анализируется через категорию школьного самоуправления, связанного со значением, формами и

опытом участия детей. В статье Д.В. Верин-Галицкого о детском самоуправлении в школах говорится о рисках перерастания детского самоуправления из реальной формы в номинальную, отраженную в отчетах по воспитательной работе в школе. Автор пишет, что при организации детской жизни в школе нельзя как идти по пути механического копирования пионерской и комсомольской организации, как и навязывать детям взрослые модели и игры. Кроме того, дети очень чувствительны к любой фальши, неискренности, формализму. «Поэтому если игра, то всё должно быть по-настоящему, чтобы решения, которые дети принимают, — исполнялись, чтобы ответственность была реальной, с соответствующими санкциями за безответственность» [1].

Рис. 4. Карта кодов периода 2009-2011 гг.

При этом, подчеркивается, что надо разделять самоуправление как общественный идеал и реальную практику. Важно не сводить участие детей к симулякрам, описанным в концепции ступеней участия как манипуляция, декорация и имитация [18].

Совместная интересная деятельность и сформированный детский коллектив определяют успешность самоуправления. Самоуправление - форма педагогической работы, позволяющая детям проявлять себя, а проявляя расти.

В подобранных статьях были работы, описывающие конкретные практические примеры. Один из них - тульская городская школьная Дума как городской орган детского самоуправления [17]. Ее деятельность связана с такими направлениями, как патриотическое воспитание, волонтерство, гражданская

культура. Такая социально-значимая деятельность, дает участникам неоценимый опыт организаторской, проектной и управленческой деятельности, развивает умения принятия решений, командной работы, связана с воспитанием активной гражданской позиции личности.

Вторая форма детской активности - детские общественные объединения. С.В. Невская пишет, что участвуя в деятельности общественной организации, ребенок приобретает гражданский опыт, реализует свой творческий потенциал, самосовершенствуется. Таким образом, решается задача с воспитанием активного и культурного человека, готового в дальнейшем защищать свои права и права окружающих. Автор приводит разработанную модель по развитию самоуправления, представляющую собой научно-обоснованную систему

деятельности детских общественных организаций в современном российском обществе [9].

Выделяется также категория технологии участия, связанная с ролями детей и взрослых, а также их взаимодействиями.

Итак, участие детей в период 2009-2011 гг. изучается через особенности процесса педагогического воспитания, в рамках уровня школы и города, присутствует как практический опыт описания, так и теоретическое осмысление проблемы, связанное с развитием школьного самоуправления. Выделяется категория рисков, связанная как с внешними факторами, так и необходимостью общественного признания важности самостоятельного уча-

стия детей, обусловленного актуальными задачами современного воспитания и социализации. Во множественном пересечении категорий показан многозначный и дискуссионный характер научной дефиниции детского участия.

Во втором периоде (2012-2014 гг.) с определением участия связанна категория детского движения. Ставится один из вопросов о роли взрослого в реализации участия детей в принятии решений и ролях детей, также выделяется проектная деятельность как форма реализации деятельности детей в сферах здорового образа жизни, граждан-ско-патриотического воспитания, развития волонтерской деятельности.

Рис. 5. Карта кодов периода 20012-2014 гг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Роли детей и роли взрослого как выделенные категории взаимосвязаны, что становится основой для формирования научного дискурса о

роли взрослого в организации участия детей и прежде всего такой его формы, как ученическое самоуправление и общественный совет.

Ц ЕпГЛ ■_

По мнению Е.М. Скрыпниковой участие детей понимается шире, как «целенаправленный процесс между взрослыми и детьми, ориентированный на приобретение ребенком социальных знаний, получение опыта позитивных социальных отношений, самостоятельного социального действия» [12]. Ж.В. Пет-рочко пишет, что дети признаются благодаря участию «социальными акторами», осуществляющими положительный взнос в сообщество, изменяют отношение взрослых [10].

В самом взгляде на роль ребенка, целевой установке и форматах организации участия детей заложены

риски, связанные с перерастанием «

Опросы • взаимодействие детей и взрослых

этой деятельности в симулякр. Ж.В. Петрочко приводит примеры опроса, по которому видно, что мнение детей не всегда принимают во внимание не только в школе, обществе, но и в семье. Одна из форм активизации участия детей предлагается через реализацию социальных проектов. Критерии их оценки: цель участия, среда, влияние на жизнь ребенка, значимость на уровне сообщества и готовность к участию.

Третий период 2015-2017 гг. связан с расширением проблематики детского участия, появляется такая сфера как дополнительное образование.

значение участия Рис. 6. Карта кодов периода 20015-2017 гг.

Итак, в этом периоде представлены такие отдельные взаимосвязанные коды, как проектная деятельность и ее направления; влияние среды в процессе социализа-

ции; детское движение и определение участия детей, их ролей; правовое обучение и защита; опросы по проблемам взаимодействия детей и взрослых. Это подчеркивает специ-

295

т

фику приоритетов в изучении проблемы, сужении отдельных тем и проблем до формирования научных направлений. Появляется эмпирическое изучения участия, когда респондентами становятся не эксперты, а сами дети. Процесс участия начинает рассматриваться в правовом, социальном и педагогическом аспектах. Выделяется многогранность этого социального явления: форма творческого сотрудничества детей и взрослых; способ проявления организаторских способностей; метод формирования общественного мнения; средство гармоничного развития личности.

С ролями ребенка тесно связано правовое обучение и воспитание. Н.В. Нащекина пишет, что «усилия педагогов по развитию детского самоуправления позволяют формировать активных, ответственных, деятельных граждан своей страны, обеспечивая потенциал успешного будущего нашего общества» [8].

Форма и уровень реализации детского участия - школа, школьное самоуправление, связанное с воспитательной работой, педагогической деятельностью взрослых.

Детское самоуправление с его спецификой организации может перерасти в имитационное, когда дети в действительности не являются его субъектами и организаторами деятельности. В.В. Круглов перечисляет негативные подходы, приводящие к этой ситуации: властно-ориентированный, «конкурсное самоуправление», «бумажное самоуправление». В них проявляются дисфункции, связанные с подменой основной цели детского самоуправления [3].

Одна из центральных категорий - это РДШ. Этому способствует за-

конодательная база и его новая создаваемая практика: социальное пространство взросления, оптимально значимая среда и личный опыт на основе общественных ценностей. Малиновский А.В. указывает на методическую систему подготовки взрослого организатора общественного объединения [5].

Итак, в научном дискурсе в период за 2015-2017 гг. обсуждается проблема не только развития участия детей, но и проблема подготовки соответствующих специалистов, новая платформа для реализации - дополнительное образование [13]. Описывается зарубежный опыт понимания участия детей и молодежи. Участие понимается с точки зрения права детей быть услышанными и воспринимаемыми всерьез и как процесс, ориентированный на приобретение соответствующих знаний, умений и навыков.

В последнем временном рассматриваемом периоде, представленном на рисунке 7, наблюдается взаимосвязь технологий участия со значением, взаимодействиями детей и взрослых, рисками и влиянием среды. Самоуправление связано с социализацией, воспитанием, ролью взрослого. РДШ рассматривается в тесной связи с российским законодательством и рисками. Присутствуют попытки опроса детей по проблеме и интересам участия на разных уровнях: семья, школа, общество, государство. В связи с этим, как пишет Т.В. Трухачева, главное желание детей в государстве - быть услышанными, а главная задача взрослых договориться и создать для этого оптимальные условия [15]. По-прежнему, отсут-

ствует категория инклюзия. Появля- тельности, в частности кейс с обще-ется новый практический опыт дея- ственным объединением «Гарда-

рия» г. Курска [14].

Волоигерстао

воспитание социализация

риски участия

Патриот

значение участия

РДШ

опросы

возрастные особенности участия

эож

делтельнС^ньлй подход

школьное самоуправление

ыилние срсды

технологии участии

\ V

взаимодействие детей и взрослых

роли ребенка

Рис. 7. Карта кодов периода 20018-2019 гг.

Выводы

Таким образом, научный дискурс

по проблеме участия детей, представленный работами отечественных авторов, можно рассматривать как педагогический. Ключевые авторы, работающие в этой области, связанны с педагогической наукой. Несомненно, что для педагогов вопросы, затрагивающие новые форматы ролей детей и взрослых в различных образовательных системах, являются приоритетными и соотносятся с воспитанием и процессами социализации. Поэтому теоретические рамки, обозначенные для изучения участия детей, связанны с де-ятельностным подходом, психолого-педагогическими теориями воспитания и социализации. Но, на наш взгляд, эти исследования, со-

ставляют самостоятельное направление, формирующиеся под влиянием как традиционных отечественных педагогических теорий, так и зарубежных исследовательских парадигм. Существует не только теоретические описательные рассуждения в этой области, так и практический опыт работы, связанный, прежде всего, с ученическим самоуправлением. Используются как теоретические методы, так и эмпирические, в частности приводятся опросы и исследования детей психолого-педагогической направленности. Проблемное поле формируется вокруг ролей взрослого в реализации участия детей в принятии решений, средообразующего фактора, рисков, связанных с форматами реализации деятельности детей, а также ее целевыми установками, связанными, в том числе, и с

реализацией принципов государственной политики и идеологии. В меньшей степени представлено широкое общественное метапредмет-ное обсуждение этих проблем и возможности социологического изучения детского участия. Для эффективного решения поставленных перед направлением задач, необходимо расширять изучаемое поле, должна присутствовать конвергенция, в том числе с точки зрения социологических подходов и методов.

Литература

1. Верин-Галицкий Д.В. О детском самоуправлении в школах // Народное образование. 2011. № 1 (1404). С. 241-244

2. "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) http://www.consultant.ru/document/co ns_doc_LAW_9959/ (Дата обращения: 20.12.2019)

3. Круглов В.В. Детское самоуправление в современных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т. 2. № 1 (36). С. 125-130.

4. Малиновский А.В. Семинар-конференция по проблеме становления и развития научной школы исследования детского движения // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2009. Т. 15. № 5. С. 236-238

5. Малиновский А.В. Социально-психологические условия формирования качества детского движения в современной России // Вестник КГУ им. Н. Некрасова, том 23 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика, № 2, 2017 с. 178-184

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Р. Мертон. - М.: АСТ: Хранитель, 2006.

7. Методические рекомендации по развитию участия детей в принятии решений, затрагивающих их интересы, в муниципальных образованиях. Научный редактор д.э.н. И.Е.Калабихина / И. Е. Калабихина, О. В. Кучмаева, Е. Г. Луковицкая и др. — Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации Москва, 2014.

8. Нащекина Н.В. О детском самоуправлении // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2016. № 9. С. 30-35

9. Невская С.В. Развитие самоуправления детского общественного объединения в процессе социально-культурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2011. № 6 (44). С. 93-97

10.Петрочко Ж.В. Детская общественная организация как оптимальная площадка реализации права ребенка на участие в жизни общества // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2012. Т.18. № 3. С. 214218

11.План основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства http://static.government.ru/media/files /sZ1Pt6qoNGaXsiXVpTXlSJc3svtwE2 HE.pdf (Дата обращения 21.12.2019)

12.Скрыпникова Е.М. Роль взрослого в реализации участия детей в принятии решений // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 6. С. 50-53.

13.Скрыпникова Е.М. Участие детей в принятии решений как механизм реализации концепции развития дополнительного образования //

Сибирский педагогический журнал. 2017. № 1. С. 41-48.

14.Тарасова Л.К. Самоуправление в детском общественном объединении «Гардария» // Научно-методический журнал Педагогический поиск. 2019. № 4. С. 23-25.

15.Трухачева Т.В. Последействие. Пространство общественной жизни детей и подростков и Российское движение школьников // Вестник КГУ им. Н. Некрасова, том 24 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социоки-нетика, № 4, 2018 с. 256-263

16.Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Система ГАРАНТ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz5 zj6721hL (Дата обращения 20.12.2019)

17.Шипинская Л.Г. Тульская городская школьная Дума - городской орган детского самоуправления // Внешкольник. 2011. № 4 (145). С. 29-33.

18. Hart Roger A. Children's Participation: From tokenism to citizenship. International Child Development Centre: Florence, 1999

The specifics of the Russian scientific discourse of the problem of child participation Zubova O.G.

Moscow State University M.V. Lomonosov. In the article, the author presents an analysis of Russian publications for 2009-2019, devoted to the study of the participation of children in decision-making affecting their interests. The method of content analysis is used, with the help of which the interest of the scientific community in this issue is determined, categories are formed for a qualitative analysis, which allows to identify the main focus of publications. The analysis of the selected materials allows us to describe the specifics of the formation of the

current contemporary interdisciplinary direction and to establish the features of the scientific discourse of the issues of children's participation.

Keywords: participation of children in decisionmaking affecting their interests; principles of participation; risks of child participation; forms of participation; children's rights; socialization; scientific discourse, scientific schools and directions; theoretical and methodological foundations of child participation.

References

1. Verin-Galitsky D.V. On children's self-government in schools // Public Education. 2011. No 1 (1404). S. 241-244

2. "Convention on the Rights of the Child" (approved by the UN General Assembly on November 20, 1989) (entered into force for the USSR on September 15, 1990) http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_9959/ (Date of treatment: December 20, 2019)

3. Kruglov VV Children's self-government in modern conditions // Domestic and foreign pedagogy. 2017.Vol. 2. No. 1 (36). S. 125130.

4. Malinovsky A.V. Seminar-conference on the

formation and development of a scientific school for the study of child movement // Bulletin of KSU. ON THE. Nekrasov. Series: Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics. 2009.Vol. 15. No. 5. P. 236-238

5. Malinovsky A.V. Socio-psychological conditions for the formation of the quality of children's movement in modern Russia // Bulletin of KSU named after N. Nekrasova, Volume 23 Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, No. 2, 2017 p. 178-184

6. Merton R. Social theory and social structure /

R. Merton. - M .: AST: Keeper, 2006.

7. Methodological recommendations on the development of the participation of children in decision-making affecting their interests in municipalities. Scientific Editor Doctor of Economics I.E. Kalabikhina / I.E. Kalabikhina, O. V. Kuchmaeva, E. G. Lukovitskaya, etc. - Support Fund for Children in a Difficult Life Situation Moscow, 2014.

8. Nashchekina N.V. About children's self-government // Scientific-methodical journal Pedagogical search. 2016. No 9. S. 30-35

9. Nevskaya S.V. The development of self-government of a children's public association in the process of socio-cultural activity // Bulletin of Moscow State

ц rn::¿ 1

University of Culture and Arts. 2011. No 6 (44). S. 93-97

10. Petrochko Zh.V. Children's public organization as an optimal platform for the realization of the child's right to participate in society // Bulletin of KSU named after ON THE. Nekrasov. 2012.V.18. No. 3. S. 214218

11. The plan of main activities until 2020, carried out within the framework of the Decade of Childhood

http://static.government.ru/media/files/sZ1P t6qoNGaXsiXVpTXlSJc3svtwE2HE.pdf (Date of access 21.12.2019)

12. Skrypnikova E.M. The role of an adult in the implementation of children's participation in decision-making // Siberian Pedagogical Journal. 2014. No. 6. S. 50-53.

13. Skrypnikova EM The participation of children in decision-making as a mechanism for implementing the concept of the development of additional education // Siberian Pedagogical Journal. 2017. No. 1. P. 41-48.

14. Tarasova L.K. Self-government in the children's public association "Gardaria" // Scientific-methodical journal Pedagogical search. 2019.No 4.P. 23-25.

15. Trukhacheva T.V. Aftereffect. The space of public life of children and adolescents and the Russian movement of schoolchildren // Bulletin of KSU im. N. Nekrasova, Volume 24 Pedagogy. Psychology. Social work. Juvenology. Sociokinetics, No. 4, 2018 p. 256-263

16. Decree of the President of the Russian Federation of June 1, 2012 N 761 "On the National Strategy of Actions for Children for 2012 - 2017" GARANT System [Electronic resource]. Access mode: http://base.garant.ru/70183566/#ixzz5zj672 1hL (Access date 12/20/2019)

17. Shipinskaya L.G. Tula City School Duma -the city body of children's self-government // Out-of-school student. 2011. No. 4 (145). S. 29-33.

18. Hart Roger A. Children's Participation: From tokenism to citizenship. International Child Development Center: Florence, 1999

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.