Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РОЛИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕДУРАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ'

СПЕЦИФИКА РОЛИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕДУРАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
32
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science Time
Область наук
Ключевые слова
налогообложение / налоговый контроль / кредитные учреждения / банки / финансовый сектор экономики / налоговое законодательство

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хамхоев Алихан Исаевич, Дажаева Лидия Юнусовна, Евлоева Хава Хамзатовна

Данная статья посвящена вопросам участия банков в мероприятиях налогового контроля. Рассмотрены основные проблемы в данной области в российской практике. Изучены отличительные особенности проблематики налогообложения банков в нашей стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Хамхоев Алихан Исаевич, Дажаева Лидия Юнусовна, Евлоева Хава Хамзатовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РОЛИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕДУРАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

1 SCIENCE TIME ■

тл 1(4 5л ' tL® -1 щг 1 - 4_W JT |Г1 1 r^g) СПЕЦИФИКА РОЛИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ В ПРОЦЕДУРАХ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ Хамхоев Алихан Исаееич, Дажаева Лидия Юнусоена, Еелоееа Хаеа Хамзатовна, Ингушский государственный университет, г. Магас E-mail: khamkhoyev@yandex.ru

Аннотация. Данная статья посвящена вопросам участия банков в мероприятиях налогового контроля. Рассмотрены основные проблемы в данной области в российской практике. Изучены отличительные особенности проблематики налогообложения банков в нашей стране.

Ключевые слова: налогообложение, налоговый контроль, кредитные учреждения, банки, финансовый сектор экономики, налоговое законодательство.

В финансовой системе РФ банки традиционно занимают особое место, являясь ведущими субъектами финансового посредничества и, в современных реалиях, это основополагающая сфера национальной экономики.

Налоговое законодательство РФ предусматривает для банков ряд обязанностей, которые характерны только для данного института финансовой системы государства. Публично-правовые обязанности банка можно разделить на три группы:

- обязанности банка в области учета (ст. 86 НК РФ);

- обязанности банка в части исполнения поручений налоговых органов (ст. 45, 46, 60, 76 НК РФ);

- обязанности банка в части исполнения поручений налогоплательщиков (ст. 45,60 НК РФ).

Весь объем информации, предоставляемый банками, можно условно разделить на:

- информацию, предоставляемую банком без каких-либо специальных запросов налоговых органов;

- информацию, предоставляемую банком на основании мотивированного запроса налогового органа.

Информация первой группы предоставляется в связи с осуществлением

| SCIENCE TIME |

банком своей специфической деятельности по требованию налоговых органов, либо в случае получения соответствующих решений налоговых органов. Сюда можно отнести предоставление документов для подтверждения факта списания сумм налогов со счета налогоплательщика, предоставление данных об остатке денежных средств на счете налогоплательщика и т.п.

Таким образом, отличительной чертой, предоставления информации первой группы является то, что предоставление банком указанной информации осуществляется только по требованию налоговой службы, либо при получении соответствующего решения от налоговиков. Это отличается от обязанности предоставлять информацию при открытии счета организации, когда информация предоставляется в любом случае, и не зависит от получения требования). Здесь важно отметить, что для получения информации, не требуется никакой специальной формы запроса от налоговой инспекции.

Информация, входящая во вторую, группу, предоставляется налоговым органам в особом порядке. В Налоговом кодексе зафиксирована обязанность банков выдачи налоговым органам справок о наличии счетов в банке, а также об остатках средств на счетах (п. 2 ст. 86 НК РФ). Выписки по операциям составляются в течение трех дней со дня получения мотивированного запроса налоговой инспекции. Поскольку предоставление любой информации от банка является формой работы с банковской тайной, при получении доступа в банковской тайне должны соблюдаться положения законодательства. Гражданский кодекс РФ определяет, что сведения, составляющие банковскую тайну, не могут быть представлены никому, кроме клиентов или их представителей. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения представляются исключительно в случаях и в порядке, установленном законом. Порядок доступа налоговых органов (их должностных лиц) к банковской тайне определен в ст. 86 НК РФ, исходя из которой, можно сделать вывод о том, что данный доступ ограничен двумя факторами:

- объемом предоставляемой информации;

- формой запроса данной информации.

Налоговые органы, при проведении налогового контроля, имеют право на запросы справок о наличии счетов или остатка денежных средств на счетах проверяемой организаций, индивидуальных предпринимателей. Данные о счетах проверяемого запрашиваются после вынесения решения о взыскании сумм налогов, если принято решение, то и o приостановлении операций, либо об отмене приостановления операций по счетам. Таким образом, в целях налогообложения мотивированным не является запрос, содержащий обоснованные причины его получения мотивированным его делает одно из решений налоговых, органов и при решении вопроса о мотивировке запроса рассматривается не текст запроса, а то, на основании чего он был сделан.

| SCIENCE TIME |

В российской практике на банки возлагаются определенные задачи, связанные с осуществлением налогового учета, тем не менее это не дает банку каких-либо властных полномочий по отношению к налогоплательщикам. Банки по отношению к государству являются такими же налогоплательщиками, как и все остальные. Банки обязаны участвовать в процедурах налогового контроля, посредством выполнения возложенных на него налоговым законодательством обязанностей, неисполнение которых карается государством.

Мероприятия налогового контроля подразумевают получение должностными лицами доступа к счетам налогоплательщиков в банке. В подобные мероприятия вступает и банк, который наделяется со стороны налогового законодательства публично-правовыми обязанностями. Несмотря на то, что речь идет о взаимоотношении налоговых органов и налогоплательщика, в данный процесс вовлекается третий участник, который «хранит» денежные средства налогоплательщика. Банки исполняют обязанности рассматриваемой группы в связи» с проведением со стороны налоговых органов двух мероприятий: взыскание налога, приостановление операций по счетам.

Среди многочисленных обязанностей коммерческого банка, как субъекта налоговых правоотношений, одной из основных является исполнение поручений налогоплательщика на перечисление налогов и сборов.

Гончаренко Л.И. отмечает, что через банковскую систему осуществляются все расчетные операции, что делает её своего рода «кровеносной системой экономики» [3]. Следует отметить, что установление ст. 60 НК РФ обязанностей банка по исполнению такого вида платежных поручений как поручение на перечисление налога или сбора преобразовывает гражданско-правовые обязанности банков перед клиентами в обязанности, перед государством. Основанием же возникновения публично-правовой обязанности банка, на взгляд Гиссина Е.М., является распоряжение клиента, данное им на основании заключенного с банком гражданско-правового договора [5].

Ст. 60 НК РФ регулируются некоторые функции банков. В соответствии с данной статьей на банки возложена обязанность исполнения поручений налогоплательщиков на перечисление налога в соответствующий бюджет:

- за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента;

- в очередности, установленной гражданским законодательством;

- в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения;

- без взимания всякой платы за такую операцию.

Рассматривая срок исполнения банком платежного поручения на перечисление налогов, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 865 ГК РФ банк, принявший платежное поручение (любого вида) плательщика, обязан перечислить ее в предусмотренный законом срок, который определен ст. 849 ГК

I

SCIENCE TIME

I

РФ, как день, следующий за днем поступления в банк соответствующего платежного поручения. В налоговом же законодательстве содержится норма, согласно которой платежное поручение на перечисление налога должно быть исполнено в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. Т.е. поручение исполняется в первой половине рабочего дня банка, в течение которой производится прием документов, в том числе платежных.

Важным аспектом в изучении данной обязанности банка, является норма НК РФ, регулирующая момент перехода ответственности за неуплату налога от налогоплательщика к банку, согласно которой обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление налога в бюджет (ст. 45 НК РФ).

Следовательно, с момента получения банком правильно заполненного платежного поручения на уплату налога, вся ответственность перекладывается с налогоплательщика на банк. В случае же незачисления налога в бюджет или просрочки в зачислении, налог все равно будет считаться уплаченным, т.е. по закону налогоплательщик считается исполнившим свои обязанности. В случае неисполнения платежного поручения налогоплательщика в срок, установленный налоговым законодательством, банк будет нести ответственность, установленную за нарушение обязанности на перечисление налога (п.1 ст. 133 НК РФ), налогоплательщик же не подвергнется наказанию на основании ст. 122

Таким образом, НК РФ обозначает четкую границу разделения обязанности налогоплательщика (она считается выполненной с момента предъявления в банк верно заполненного платежного поручения) и обязанности банка как особого субъекта налоговых отношений (с момента поступления правильно заполненного платежного поручения клиента, роль в пополнении бюджета ложится на банк и никак больше не связана с налогоплательщиком, так как обязанность последнего считается выполненной). Т.е. банк на данном этапе исполнения обязанности по уплате налогов, должен рассматриваться как важнейший участник налоговых отношений.

Исходя из исследованных особых публично-правовых обязанностей банка, можно сформулировать содержание его особого правового статуса в налоговых отношениях:

- центральный участник в движении средств, от налогоплательщика, в бюджет;

- субъект, предоставляющий данные для эффективного проведения налогового контроля;

- субъект, активно участвующий в контрольных и обеспечительных мероприятиях налоговых органов.

НК РФ.

I

SCIENCE TIME

I

Литература:

1. Налоговый кодекс РФ (действующая редакция).

2. Гражданский кодекс РФ (действующая редакция)

3. Гончаренко Л.И. Налоги и налоговая система Российской Федерации. М.: ЮРАЙТ, 2015.

4. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики: учебник (Рекомендовано ФИРО в качестве учебника). - М.: РидГрупп, 2012.

5. Гиссин Егор Маркович. Правовое положение банка как особого участника налоговых правоотношений: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 12.00.14. М., 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.