УДК 346.62
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРОБЛЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ НОРМ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Т.А. Мечетина,
соискатель кафедры теории финансов, кредита и налогообложения, Институт мировой экономики и финансов Волгоградского государственного университета E-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена такому механизму регулирования финансово-кредитной деятельности России, как налогообложение. Показано, что от грамотного решения проблем в области налогового права в значительной степени зависят успех в преодолении экономического кризиса, снижение инфляции и финансовая стабилизация в стране.
ключевые слова: налогообложение, коммерческие банки, нормы налогового права.
Abstract. The article focuses on such a mechanism of financial and credit activities regulation in Russia as taxation. It is shown that success in overcoming the economic crisis, the decline in inflation, and financial stability in the country are depends heavily on the competent solutions to problems in the field of tax law.
Keywords: taxation, commercial banks, the rules of tax law.
Коммерческие банки относятся к особой категории деловых предприятий, получивших название финансовых посредников. Они привлекают капиталы, сбережения населения и другие денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и предоставляют их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале. Банки создают новые требования и обязательства, которые становятся товаром на денежном рынке.
<£г>
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Деятельность коммерческих банков многообразна, их место и роль в экономике имеют действительно существенное значение.
Во-первых, банки позволяют эффективно сберегать и, следовательно, аккумулировать денежные средства, накопление которых является основным условием расширенного воспроизводства и развития потребления.
Во-вторых, банки предоставляют субъектам экономических отношений свободные денежные средства (в виде кредитов, банковских гарантий и так далее), что является основным стимулом устойчивого развития экономики. Предоставление кредитов в то же время означает принципиальную возможность «создавать деньги», что неизбежно влияет на денежную систему государства.
В-третьих, через коммерческие банки проходит основная масса платежей - как индивидуальных, так и крупных переводов, что позволяет контрагентам поддерживать экономические связи, даже находясь на большом расстоянии друг от друга. Кроме того, коммерческие банки выступают в качестве консультантов, участвуют в обсуждении различных программ, ведут статистику, имеют свои дочерние предприятия, являются, как и большинство субъектов экономики, плательщиками налогов.
К раскрытию сущности коммерческого банка как субъекта экономических отношений можно подойти с двух сторон: институционально-правовой и экономической.
Наиболее массовым представлением о банке с институционально-правовой стороны является его определение как учреждения, организации, юридического лица.
В статье 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» коммерческие банки определены как юридические лица, которые для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ имеют право осуществлять банковские операции, предусмотренные Федеральным законом.
Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Хотя коммерческие банки занимаются специализированными видами хозяйственной (предпринимательской) деятельности, они рассматриваются как организации, входят в совокупность экономических отношений и являются их полноценными субъектами.
Как посредническая организация, коммерческий банк также выполняет важные операции. Он выступает как посредник, обеспечивающий возможность осуществления сделок с учетом спроса и предложения. Посредником банк выступает в случаях, когда он привлекает временно свободные денежные средства юридических и физических лиц (различные виды вкладов, кредиты других банков, эмиссия собственных ценных бумаг и так далее) и направляет их другим юридическим и физическим лицам, испытывающим временный недостаток в денежных средствах (в форме кредитов, вложений в ценные бумаги и так далее). В этой посреднической роли банк одновременно выступает и как заемщик, и как кредитор. Кроме того, осуществляя расчетно-кассовое обслуживание своих клиентов, он является посредником и в денежных расчетах.
Как хозяйствующий субъект, банк создает и продает собственные услуги, которые в условиях рынка становятся товаром.
Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.
Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяют среди своих акционеров.
Налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской деятельности.
При расчете налога на прибыль банков учитываются особенности формирования налогооблагаемой базы, которые предопределены отличием бухгалтерского учета в кредитных организациях, расчетов сумм доходов, расходов, относимых на издержки производства банковских услуг для целей налогообложения, и финан-
<£г>
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
совых результатов. Учет доходов и расходов банка специфичен, поскольку здесь применяется свой план счетов. Кроме этого, сами доходы представляют собой в большинстве процентные доходы от привлечения и размещения денежных средств на условиях платности, срочности и возвратности, что влияет на формирование налогооблагаемой базы.
Следующим отличием является особенность исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Рассматривая особенности обложения налогом на добавленную стоимость услуг банков, следует исходить из того, что в стране с рыночной экономикой финансовые услуги, как правило, освобождены от указанного налога. Это объясняется тем, что большая часть тарифов за услуги банков не основывается на конкретно исчисляемой себестоимости. На их уровень оказывают влияние различные риски (кредитные, валютные, процентные, курсовые) и конкуренция. Одну и ту же услугу разные банки разным клиентам оказывают за дифференцированную оплату. В то же время «коммерческие банки по природе являются посредниками как в денежном обращении, так и по ценным бумагам и валюте» [1, с. 31].
Глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации свидетельствует о том, что и в нашей стране большая часть банковских услуг освобождена от уплаты налога на добавленную стоимость.
Еще одной особенностью налогообложения коммерческих банков является то, что банки осуществляют только те операции, которые предусмотрены Законом РФ «О банках и банковской деятельности», и обязательны при наличии лицензии Центрального банка РФ. Банкам запрещается заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, в то время как другие субъекты экономики могут совмещать несколько видов деятельности, что, соответственно, влияет на размер налоговых платежей.
В целом структура налогов, уплачиваемых банками, а также удельный вес отдельных налогов в системе всех налоговых платежей отличается от удельного веса основных налогов, уплачиваемых другими хозяйствующими субъектами. Так, большая часть приходится на такие налоги, как налог на прибыль, налог на имущество. Совсем небольшую долю занимает налог на добавленную стоимость и прочие налоги.
Во многом наполняемость бюджета зависит от того, как банки выполняют роль «кровеносных сосудов» в пополнении доходной части
бюджета, т.е. своевременно и в полном объеме исполняют платежные поручения своих клиентов по налоговым платежам.
Банки, как и другие налогоплательщики, имеют права и обязанности, определенные налоговым законодательством.
Права и обязанности налогоплательщиков, а также и банков как субъектов налоговых отношений, определены частью первой Налогового кодекса. Согласно ст. 26 Закона «О Центральном банке Российской Федерации» налоги и сборы уплачиваются Банком России и его организациями в соответствии с Налоговым кодексом РФ [2].
Согласно статьям 116-129 Налогового кодекса Российской Федерации с банков взыскиваются налоговые санкции в виде штрафов за совершение отдельных видов налоговых правонарушений. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей банки несут ответственность в соответствии со статьями 132-136 Налогового кодекса Российской Федерации. К уголовной ответственности банки привлекаются на основании ст. 199 Уголовного кодекса РФ. Административные штрафы налагаются на основании ст.ст. 15.5-15.11 КоАП РФ.
Налоговые органы имеют право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения (ст. 31 НК РФ).
Налоговые органы могут взыскивать платежи в бюджет в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок, а также налагать штрафные санкции в виде пени в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщиков на расчетных счетах налогоплательщиков (ст. 46 п.п. 1,9 НК РФ).
Налоговые органы согласно п. 1 ст. 31 НК РФ имеют право требовать документы, служащие для проверки правильности исчисления и своевременности перечисления налоговых платежей, а коммерческие банки (п. 2 ст. 86 НК) обязаны предоставлять налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном законодательством.
Банк должен отвечать лишь на письменные мотивированные запросы налоговых инспекций, подписанные начальником ИФНС.
С 1 декабря 2011 года ФНС России и Банк России реализуют электронный документооборот в соответствии с Положением Банка от 29.12.2010 №365-П «О порядке направления в банк поручения налогового органа,
<£г>
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
решения налогового органа, а также направления банком в налоговый орган сведений об остатках денежных средств в электронном виде».
Обязанность по предоставлению информации касается финансово-хозяйственных операций юридических и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Кроме бухгалтерского баланса и форм налоговых расчетов налоговые органы могут потребовать предоставления иных сведений о финансово-хозяйственной деятельности клиента.
К иным сведениям относятся:
■ сведения о наличии и движении средств на расчетном, ссудном, валютном и других счетах с указанием отправителей и получателей;
■ о кредитах, их погашении и процентах по кредитам;
■ выписки из лицевых счетов клиентов.
В экономической литературе предлагаются глобальные предложения по реформированию российской банковской системы на основе западного опыта и в соответствии с требованиями, предъявляемыми современной налоговой системой к банкам.
Из них наиболее обоснованным является сохранение крупнейших государственных банков, существовавших в нашей стране на начало реформ, с переводом их в универсальные банки и создание наряду с ними сети частных специализированных или местных банков, т.е. формирование двухуровневой банковской системы, которая существует в большинстве развитых стран мира.
Однако наши законодатели неправильно истолковали концепцию двухуровневой банковской системы, интерпретировав ее как состоящую из коммерческих банков и Центрального банка. На самом деле Центральный банк стоит выше этой системы, поскольку выполняет надзорные и регулирующие функции в отношении банковской системы. В связи с этим, для того чтобы организовать современную и эффективную двухуровневую банковскую систему в России, предлагается прежде всего выделить банки первого уровня, которые должны иметь универсальную лицензию федерального значения. Надежность их расчетного обслуживания должно обеспечить государство - путем включения банков в единую государственную систему расчетов либо путем применения собственных расчетных систем, стыкующихся между собой и обязательно сертифицированных Центральным банком. Общее число таких банков, по опыту Запада, составит не более 10-15 на всю страну. Деятельность банков этой группы должна находиться под особым контролем со стороны регулирующих органов государства.
Во вторую группу предлагается включить банки двух видов - универсальные банки, имеющие лицензию местного уровня и право осуществлять операции в пределах определенного региона, и специализированные банки, имеющие федеральную ограниченную лицензию, позволяющую заниматься строго определенным кругом банковских операций. Местным банкам может быть разрешено проведение расчетов по стране через расчетные системы банков федерального уровня.
При анализе изложенных выше предложений следует признать, что наша банковская система стихийно идет к аналогичной модели, так как в ближайшем будущем ожидается процесс слияний и присоединений банков, вызванный жесткими требованиями Банка России к размеру собственного капитала банков. Однако у Банка России пока отсутствует детально разработанная концепция реформирования банковской системы в соответствии с теми высокими требованиями, которые предъявляет к банкам современная налоговая система.
Налоговым кодексом РФ коммерческим банкам вменена обязанность своевременно и в полном объеме перечислить налоги в бюджеты различных уровней подчиненности. Причем делать это они должны бесплатно, что не соответствует принципам коммерческой деятельности, но закреплено нормами НК РФ [3].
Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков.
Статус коммерческих банков в системе налогового администрирования определен недостаточно точно: банк, с одной стороны, коммерческая организация, работающая для получения прибыли акционерами, а с другой стороны, он является важным элементом налоговой системы.
Согласно положениям Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции [4]:
■ привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
■ размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;
■ открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В свою очередь, кредитная организация - это юридическое лицо, имеющее право осуществлять банковские операции, предусмотренные вышеуказанным законом.
Таким образом, банк, как и любая другая коммерческая организация, создается и функционирует для получения прибыли и распределения ее между акционерами. Однако банки имеют законодательно закрепленные полномочия и обязанности, которые резко выделяют их из этого круга организаций [5].
Во взаимоотношениях с налоговыми органами банк выступает в трех лицах:
1) непосредственно как самостоятельный налогоплательщик;
2) как посредник между государством и налогоплательщиками, через которого осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и который в силу указанного может предоставить налоговым органам специфические услуги, в том числе необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет;
3) как налоговый агент (в части исчисления, удержания налогов из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщиками, и перечисления их в бюджет) (рис. 1).
Источник: составлен автором Рис. 1. Роль банка во взаимоотношениях с государством
Несмотря на то, что формально банки не отнесены статьей 9 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) к участникам отношений, регулируемых налоговым законодательством, фактически они
таковыми являются и обладают специальным налогово-правовым статусом.
В правоотношениях по налоговому администрированию кредитные организации могут выступать и посредниками, и «лидирующими» субъектами, и подконтрольными субъектами, представляя при этом как интересы налогоплательщиков, так и интересы государства (муниципальных образований), решая во всех случаях задачи публично значимого характера [6, с. 24-30].
Участие банков в налоговых отношениях носит более сложный по сравнению с иными участниками налоговых отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, характер. Поскольку банки не имеют собственного имущественного интереса при исполнении платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (внебюджетный фонд), то они в большей степени являются субъектами налоговых отношений организационного характера, нежели имущественного, например, по сообщению налоговым органам необходимых сведений о счетах и операциях с денежными средствами по счетам налогоплательщиков.
Для возможности участия в налоговых отношениях субъекты налогового права наделены правоспособностью и дееспособностью, которые в совокупности фактически представляют собой налоговую право-субъективность.
Налоговая правоспособность - это предусмотренная нормами налогового права возможность иметь права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений.
Налоговая дееспособность - это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реа-лизовывать принадлежащие ему права и выполнять возложенные обязанности.
Специальная правосубъективность коммерческих банков как субъектов налоговых правоотношений - это способность и возможность иметь и осуществлять права и обязанности, нести ответственность в пределах своей компетенции в налоговых отношениях [7].
Права и обязанности налогоплательщиков, а также и банков, как субъектов налоговых отношений, определены ст. 21 и 23 НК РФ.
Банки в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах имеют право:
■ получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о нало-
гах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;
■ получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах;
■ использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
■ на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
■ представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
■ представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
■ требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
■ не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие Налоговому кодексу или иным федеральным законам;
■ обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействия) их должностных лиц;
■ требовать соблюдения налоговой тайны;
■ на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействиями) их должностных лиц [8].
Налоговым кодексом на банки возложен целый ряд обязанностей. Их можно разделить на четыре группы (рис. 2).
1) представление в налоговый орган копий поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленных на бумажном носителе. Эта обязанность закреплена в п. 7 ст. 45 НК РФ. Банк должен предъявить копию платежного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа. Данная мера способствует:
■ устранению налоговым органом последствий ошибок налогоплательщиков в оформлении поручений на перечисление налогов;
<з¡Ь
московский ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА
■ проведению совместной сверки сумм уплаченных налогов по инициативе налогового органа или налогоплательщика;
■ выявлению нарушений при исполнении банками поручений на перечисление налогов и сборов.
Источник: составлен автором Рис. 2. Обязанности банка в соответствии с Налоговым кодексом
2) исполнение поручений на перечисление налогов и сборов (ст. 46 и ст. 60 НК РФ). К ним относятся поручения самих налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства, а также поручения налоговых органов на перечисление налогов в бюджетную систему РФ за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента.
Банк обязан исполнить поручение налогоплательщика или поручение налогового органа в течение одного операционного дня, следующего за днем его получения (п. 2 ст. 60 НК РФ). Исключение - случаи, когда физическое лицо предъявляет поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета). Тогда срок исполнения банком поручения продлевается на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.
В случае недостаточности средств на расчетном счете клиента для выполнения всех платежей банк помещает предъявляемые, но не выполненные платежные документы в картотеку. При этом для удовлетворения всех предъявляемых к клиенту требований ст. 855 ГК РФ установлена очередность списания средств с его счета. Установленную гражданским законодательством очередность НК РФ признает основополагающей и при расчетах с бюджетной системой РФ (ст. 60 НК РФ). Инкассовое поручение исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения или указанного поручения, если взыскание производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание производится с валютных счетов. При этом в банк одновременно с инкассовым поручением направляется поручение банку на продажу валюты не позднее следующего дня.
3) исполнение решений налоговых органов, связанных с приостановлением операций по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей в банках (ст. 76 НК РФ) [9, с. 43-47].
Приостановление операций означает, что банк обязан прекратить все расходные операции по данному счету в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации.
Названные обязанности обеспечивают исполнение решений о взыскании налога или сбора, а также представление налогоплательщиками-организациями налоговых деклараций в налоговый орган. Ведь в отношении организации, своевременно не сдавшей налоговую декларацию, налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении операций по ее счетам в банках (п. 3 ст. 76 НК РФ).
Федеральным законом от 26.11.2008 № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена и изменена ст. 76 НК РФ, регулирующая приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей [10].
С 1 января 2009 г. эта мера применяется не только для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, но также и как мера, позволяющая обеспечить исполнение решения о взыскании пеней и штрафа. Приостановление операций по счету не будет распространяться на операции по списанию денежных средств в счет уплаты страховых взносов.
Пункт 2 ст. 76 НК РФ дополнен Законом № 224-ФЗ новым абзацем:
«Приостановление операций налогоплательщика-организации по его валютному счету в банке в случае, предусмотренном настоящим пунктом, означает прекращение банком расходных операций по этому счету в пределах суммы в иностранной валюте, эквивалентной сумме в рублях, указанной в решении о приостановлении операций налогоплательщика-организации по счетам в банке, по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату начала действия приостановления операций по валютному счету указанного налогоплательщика».
Частично изменен период времени, в течение которого налоговый орган обязан отменить решение о приостановлении операций по счетам в случае, если оно было принято в связи с непредставлением налогоплательщиком-организацией налоговой декларации [11, с. 64 -69].
С 1 января 2009 г. слово «операционного» в соответствующей норме отменено, соответственно решение налогового органа должно быть отменено в течение одного рабочего дня, следующего за днем представления налогоплательщиком налоговой декларации либо представления соответствующих документов, а также документов, свидетельствующих об уплате пеней, штрафа.
Изменен порядок извещения банка об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации. Теперь должностное лицо налогового органа должно вручить соответствующее решение представителю банка по месту нахождения этого банка под расписку или направить в банк в электронном виде либо иным способом, свидетельствующим о дате его получения банком, не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.
С 2009 г. увеличен срок, когда банки фактически обязаны исполнять решение о приостановке операций по счетам налогоплательщика.
Если раньше приостановление операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке действовало с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения, то с 2009 г. оно должно действовать до получения банком решения налогового органа об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.
С 1 января 2010 г. действует п. 9.2 ст. 76 НК РФ, согласно которому в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке
или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке на сумму денежных средств, в отношении которой действовал режим приостановления, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Банка России, действовавшей в дни нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка (направления в банк) решения об отмене приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке [12].
4) обязанности банков, связанные с учетом налогоплательщиков. К этой группе относятся следующие обязанности банков:
■ открывать счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (п. 1 ст. 86 НК РФ). В качестве мер контроля налоговые органы проверяют наличие в юридическом деле клиента банка нотариально удостоверенных копий свидетельств о постановке на учет. Кроме того, налоговые органы сопоставляют даты нотариального удостоверения копий свидетельств о постановке на учет в налоговом органе клиентов банка, имеющихся в юридических делах банка, с записями о датах открытия лицевых счетов, содержащимися в книге регистрации открытых счетов. Ведение указанной книги предписано Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденным Банком России от 26.03.2007 № 302-П. Оно применяется с 1 января 2008 г. Дата нотариального удостоверения свидетельства о постановке на учет должна быть не позднее даты открытия счета. В противном случае указанное расхождение свидетельствует о совершении правонарушения, предусмотренного в п. 1 ст. 132 НК РФ;
■ сообщать об открытии или о закрытии счета, об изменении реквизитов счета организации (индивидуального предпринимателя) на бумажном носителе или в электронном виде в налоговый орган по месту своего нахождения (п. 1 ст. 86 НК РФ);
■ выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, а также выписки по операциям на счетах организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ). Срок для представления справок и выписок - три
дня со дня получения мотивированного запроса налогового органа. При этом банк не вправе ссылаться на банковскую и коммерческую тайну. Запрос налогового органа является мотивированным, если в нем указано: 1) какие именно сведения следует представить; 2) для какой цели необходимо представить эти сведения; 3) по каким основаниям налоговый орган запрашивает соответствующие сведения [13].
По нашему мнению, к основной проблеме налогообложения банков относится постоянное изменяющееся законодательство по налогообложению кредитных организаций, характерными чертами которых являются: обилие нормативных актов, часто противоречащих друг другу; запутанность терминологии; несогласованность с другими нормами, регулирующими деятельность кредитных организаций.
На сегодняшний день именно банковская система является главным механизмом регулирования финансово-кредитной деятельности страны. От эффективности ее работы, от решения проблем налогового права в значительной степени зависит успех в преодолении экономического кризиса, снижение инфляции и финансовая стабилизация.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гончаренко Л.И. Налогообложение организаций финансового сектора экономики. - М., 2005.
2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации» от 10.07.2002 №86-ФЗ, в ред. от 30.09.2010 №245-ФЗ - СПС Консультант Плюс - 2010.
3. Гончаренко Л. И. Методология налогообложения и налогового администрирования коммерческих банков России : Дис. ... д-ра эконом. наук / Л. И. Гончаренко. - М., 2009. [Электронный ресурс] URL : http:// dibase.m/artide/06042009_goncharenkoli/8
4. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.90 №395-1-ФЗ, в ред. от 15.11.2010 №294-ФЗ. - СПС Консультант Плюс - 2011.
5. Васильев Д.А. Роль банков в налоговом администрировании // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке. - 2008. 5. - СПС Консультант Плюс - 2010.
6. Рыбакова С.В. Участие кредитных организаций в процессе налогового администрирования: вопросы теории // Банковское право. 2008. № 2.
<£г>
МФЮА МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
7. КрохинаЮ.А. Налоговое право России : учебник для вузов / Ю.А. Крохина. - М., 2007.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. - М., 2011.
9. Тараканов С.А. Налоговые обязанности банков // Российский налоговый курьер. 2008. № 10.
10. Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 26.11.2008 N 224-ФЗ, в ред. от 27.07.2010 №229-ФЗ - СПС Консультант Плюс.
11. Черник И.Д. Об изменениях обязанностей банков в налоговых правоотношениях с 1 января 2009 года // Налоговый вестник. 2009. № 3.
12. Гусева Т.А. Отмена решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке // Налоги и налогообложение. 2010. № 11. - СПС Консультант Плюс - 2011
13. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие / А.В. Демин. - М., 2006.