Научная статья на тему 'Необходимость и порядок регистрации банковских счетов предприятий в налоговых органах'

Необходимость и порядок регистрации банковских счетов предприятий в налоговых органах Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость и порядок регистрации банковских счетов предприятий в налоговых органах»

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

НЕОБХОДИМОСТЬ И ПОРЯДОК РЕГИСТРАЦИИ БАНКОВСКИХ СЧЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЙ В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ

Л.И. ГОНЧАРЕНКО, кандидат экономических наук, профессор Финансовой академии при Правительстве РФ

Во взаимоотношениях с налоговыми органами банки выступают, с одной стороны, непосредственно как налогоплательщики, с другой -как органы, через которые осуществляют финансово-хозяйственные операции другие налогоплательщики (предприятия, организации, граждане) и которые в силу указанного могут предоставить налоговым органам необходимую информацию для проверки правильности исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет.

Тема взаимоотношений банков и налоговых органов всегда актуальна и затрагивает интересы не только банков, но и их клиентов-налого-плательщиков. Поддержание баланса между мерами по соблюдению банковской тайны и контролем государства за банковскими операциями налогоплательщиков зависит от выполнения требований действующего законодательства в установленном порядке.

Действующим законодательством не установлены прямые юридические ограничения количества расчетных (текущих) счетов, открываемых юридическими лицами в коммерческих банках. Однако счета должны быть доступны (прозрачны) для контроля налоговых органов. С этой целью разработаны правила регистрации в налоговых органах открываемых налогоплательщиками счетов в коммерческих банках. Правила должны соблюдать как налогоплательщики, так и коммерческие банки. Кроме того, коммерческие банки и налоговые органы периодически осуществляют взаимосверку зарегистрированных банковских счетов.

Современный порядок взаимодействия налогоплательщиков, коммерческих банков, налоговых органов при открытии банковских сче-

тов, а также форма и содержание свидетельства о постановке на налоговый учет установлены Налоговым кодексом.

Налоговым Кодексом РФ (ст. 86) предусмотрено, что расчетные (текущие, корреспондентские) и иные счета налогоплательщикам открываются банками только при представлении свидетельства о постановке предприятий и организаций на учет в налоговом органе как налогоплательщиков. Указанная норма выступает дополнительным препятствием уклонению от постановки на налоговый учет наряду с действующими нормами законодательства (НК РФ) по ответственности налогоплательщика за нарушение сроков и уклонение от постановки на налоговый учет (ст. 116, 117 НК РФ).

При этом под термином "счет" согласно п. 2 ст. 11 НК РФ понимаются расчетный (текущий) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета (гл. 45 ГК РФ), на который зачисляются и с которого могут расходоваться денежные средства налогоплательщиков.

Хозяйственная структура, желающая открыть расчетный (текущий) счет в коммерческом банке-резиденте, обязана представлять в коммерческий банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.

Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе представляет собой специально изготовленный документ. Основными реквизитами свидетельства являются: наименование налогоплательщика, юридические адреса территориальной налоговой инспекции и налогоплательщика (включая идентификационный номер налогоплательщика); подписи должностных лиц и четкая печать налогового органа.

Наличие копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе в юридическом деле клиента по открытию расчетного и других счетов обязательно. Копия должна быть заверена должным образом (ст. 93 НК РФ). Открытие банком счета налогоплательщику без предъявления свидетельства о постановке на налоговый учет влечет взыскание штрафа в размере 10 тыс. руб. (ст. 132 НК РФ).

Рассмотренные правила открытия расчетных (текущих) счетов распространяются на все юридические лица, зарегистрированные на территории РФ как налогоплательщики, а также на лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частных нотариусов, частных детективов, частных охранников. Физические (частные) лица, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, при открытии счетов дополнительных документов из налоговых органов не представляют.

При открытии коммерческими банками корреспондентских счетов в РКЦ или в других коммерческих банках они также обязаны представлять свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. Исключение составляют коммерческие банки-нерезиденты.

Филиалу юридического лица, представительству по ходатайству юридического лица может быть открыт текущий счет. Режим функционирования текущих счетов филиалов вытекает из нормативных документов, утвержденных ЦБР, а также из полномочий филиала, определенных в положении о нем, и обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

Положением о филиале, утвержденным руководством головной организации, в том числе банка, определены основные функции хозяйственной деятельности, которыми от имени головной организации наделены их филиалы, в том числе оно содержит указания по порядку открытия расчетных, субкорреспондентских или других счетов.

Поскольку по месту нахождения филиалов, других структурных подразделений на налоговый учет обязано встать само юридическое лицо, то при открытии счетов филиалам и другим структурным подразделениям в коммерческий банк представляется свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет по месту нахождения филиалов (структурных подразделений).

Коммерческому банку необходимо в течение пяти дней после открытия (закрытия) сче-

та направить в налоговую инспекцию клиента (по месту его налоговой регистрации) факсом, почтой соответствующую информацию. В деле должно присутствовать документальное подтверждение отсылки сообщения, например квитанция, штамп канцелярии налоговой инспекции на сопроводительном письме и другие.

Днем открытия счета является день оформления открытия счета в установленном порядке и занесения счета работниками банка в книгу регистрации балансовых счетов второго порядка.

Налоговые органы незамедлительно, не позднее следующего рабочего дня после получения от коммерческих банков извещения об открытии налогоплательщику-предприятию счетов, факсом или почтой направляют в коммерческий банк информационное письмо о получении извещения (с уведомлением) (письмо ГНС РФ от 11.11.96 № ПВ-6-12/773). До получения банками от налоговых органов информационного письма расчетные документы на списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета не должны приниматься к исполнению. Однако решением Высшего Арбитражного суда РФ от 18.09.2001 № ГКПИ-01-1421 последнее ограничение признано не действующим с момента введения в действие первой части Налогового кодекса.

Нарушение коммерческими банками сроков представления информации в настоящий момент не сопровождается какими-либо санкциями (ранее это был значительный специфический штраф в сумме 100-кратного установленого законом размера минимальной месячной оплаты труда, а при повторных нарушениях мог быть поставлен вопрос о лишении банковской лицензии).

В случае изменения номера банковского счета налогоплательщика коммерческие банки должны не позднее следующего дня направить соответствующую информацию налоговым органам по месту учета налогоплательщика-владельца счета.

Под банковским счетом согласно ст. ГК РФ понимается счет, открываемый в соответствии с договором банковского счета. Под иными банковскими счетами понимаются счета (кроме расчетных, текущих), по которым банком производятся клиентские операции, например валютные, депозитные.

В случае возникновения необходимости открытия валютных и иных банковских счетов налогоплательщики также представляют в коммерческий банк свидетельство о постановке на налоговый учет, а банк в течение пяти дней сооб-

щает в налоговую инспекцию факт открытия (закрытия) счета.

В соответствии с валютным законодательством коммерческие банки открывают клиентам не только текущие, но и транзитные валютные счета (специальные транзитные счета - при покупке валюты для оплаты импорта). Все они должны открываться с предъявлением свидетельства и предоставлением сведений об их открытии в налоговый орган.

Договор банковского вклада (депозита) может оформляться как путем открытия особого банковского счета (к которому в этом случае в соответствии с гл. 45 ГК РФ применяются правила договора банковского счета, следовательно, налоговые правила) и путем выдачи вкладчику специальной ценной бумаги (см. ниже).

Наименования счетов, открываемых банковскими учреждениями своим клиентам, должны в точности соответствовать наименованиям счетов, предусмотренных в плане счетов бухгалтерского учета. По каждому виду и номеру счета в деле должна быть копия свидетельства о налоговом учете.

Под определение банковского счета не подходят так называемые внутрибанковские счета, которые коммерческие банки ведут в разрезе клиентов в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Внутрибанковские счета открываются либо без участия налогоплателыцика-клиен-та, либо в соответствии с иными договорами (кредитный, брокерский договоры, договор хранения ценных бумаг и т.д.). Соответственно, при открытии внутрибанковских счетов не требуется соблюдения правил, предусмотренных налоговым законодательством. Примерами внутрибанковских счетов могут быть: ссудные счета, счета просроченной ссудной задолженности и счета просроченных процентов; депозитные счета, счета по обслуживанию клиентов корпоративными пластиковыми карточками; счета «депо», открываемые для хранения и/или учета прав собственности на ценные бумаги, счета по учету средств клиентов по брокерским операциям с ценными бумагами и другими финансовыми активами.

Приобретение долговых обязательств банка (депозитных сертификатов, векселей, облигаций) также не сопровождается открытием банковских счетов, следовательно, не должно оформляться предъявлением свидетельства о постановке на налоговой учет.

ЦБ считает, что открытие временных расчетных счетов, на которые зачисляются 50% уставного капитала вновь создаваемых юридических лиц, подлежит регистрации в налоговых

органах. Однако при открытии такого счета организации как налогоплательщика не существует, так как в соответствии с ч. 2 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Согласно ст. 19 Налогового кодекса РФ: налогоплательщик - это лицо, на которое в соответствии с законодательными органами возложена обязанность уплачивать налоги. Но обязанности налогоплательщика возникают только при наличии субъекта обложения. Таким образом, при открытии временного расчетного счета представления свидетельства де-юре не требуется.

Роль коммерческих банков в обеспечении поступлении налоговых платежей в бюджет и внебюджетные фонды

В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ, являющимся основополагающим законом, регулирующим налоговые отношения в РФ, установлено, что предприятия обязаны самостоятельно до наступления срока платежа сдать платежные поручения соответствующим учреждениям банка на перечисление налогов в бюджет и во внебюджетные фонды.

При наличии на счете денежных средств, сумма которых достаточна для удовлетворения всех требования, списание осуществляется в порядке поступления распоряжений клиента и других документов на списание (календарная очередность), если иное не предусмотрено законодательством.

В случае недостаточности средств на расчетном (текущем) счете клиента для выполнения всех платежей коммерческий банк помещает предъявленные, но не выполненнные по указанной причине платежные документы в картотеку, учитываемую по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Статья 855 ГК РФ устанавливает следующую очередность списания средств при недостаточности денежных средств на счете клиента для удовлетворения всех предъявляемых к нему требований.

В первую очередь осуществляется списание средств по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требований о взыскании алиментов.

В добровольном порядке алименты, профсоюзные взносы списываются в пятую очередь как и оплата почтовых услуг в том и другом случае.

Во вторую очередь производится списание по исполнительным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и опла • те труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, по выплате вознаграждений по авторскому договору.

В третью очередь производится списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту).

В четвертую очередь производится списание средств по исполнительным документам, предусматривающим удовлетворение других денежных требований.

В пятую очередь - по другим платежным документам.

Списание средств со счета по требованиям, относящимся к одной группе очередности производится в порядке календарной очередности поступления документов или наступления сроков платежа.

Ссудный счет работает только через расчетный счет при погашении. В Указе Президента РФ № 1212 подчеркивается невозможность внесения наличных денежных средств одними предприятиями на счета других лиц-владельцев счетов (в том числе физических лиц), минуя свой расчетный счет - иначе штраф в 2-кратном размере суммы взноса.

Банк (ст. 45 НК) не вправе задерживать исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет и использовать неперечисленные средства в качестве кредитных ресурсов. Нарушение банком срока исполнения поручения налогоплательщика о перечислении налога (сбора) влечет взыскание пени в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки (ст. 133 НК). Списываются пени в бесспорном порядке инкассовым поручением по решению руководителя налогового органа (ст. 136 НК).

В соответствии с п. 2 ст. 45 НК обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного остатка на счете налогоплательщика. Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику платежного поручения на перечисление суммы налога в бюджет.

Если налогоплательщик совершил все действия по обеспечению поступления соответствующей суммы налога в бюджет, возложенные на него налоговым законодательством (своевременно представил банку надлежаще оформленное платежное поручение на перечисление налоговых платежей в бюджет при наличии денежных средств на счете плательщика), банк по платежному поручению налогоплательщика списал с его расчетного счета денежные средства в уплату налогов, но они по каким-либо причинам не зачислены банком на бюджетный счет, гем не менее считается, что налогоплательщик не имеет задолженности перед бюджетом и, следовательно, к нему не могут быть применены финансовые санкции за несвовре-менные расчеты с бюджетом.

Рассмотренной ситуацией воспользовались проблемные банки и налогоплательщики, имеющие в них счета и банковские ценные бумаги. Налогоплательщик предъявлял вексель, облигации банка к погашению, платежные поручения по налоговым платежам, «деньги» от погашения зачислялись на расчетный счет клиента и ими оплачивались платежные поручения по перечислению налогов в бюджет. При отсутствии средств на корреспондентском счете коммерческого банка денежные средства до бюджета не доходили. В декабре 1999 года МНС РФ издало письмо, в котором разъяснялось, что такая сделка юридически признается ничтожной, в результате исполнение обязательств перед бюджетом не может быть зафиксировано.

Статья 31 НК - налоговые органы имеют право требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов и санкций за налоговые правонарушения.

Налоговые органы (но не налоговая полиция) могут взыскивать платежи в бюджет (в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок), а также штрафные санкции, в виде пени за несвоевременную уплату налогов и сборов в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщиков на расчетных (текущих) счетах налогоплательщиков (ст. 46 п. 1, п. 9).

Взыскание налога (п. 2 ст. 46) производится по решению налогового органа путем напрагв-ления в банк инкассового поручения на списание денежных средств со счетов налогоплательщиков. Инкассовое поручение выставляют налоговые инспекции, где налогоплательзщик со-

стоит на налоговом учете, или вышестоящей налоговой организацией. В инкассовом поручении указывается сумма, номер счета, на который надо зачислить средства с расчетного счета налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. Последующие действия производятся через суд.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика в срок не позднее 5 дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Распоряжения налоговых органов (инкассовые поручения) о взыскании платежей со счетов предприятий, не внесенных налогоплательщиками в установленные сроки, принимаются банками к исполнению независимо от согласия плательщика. Исполнение инкассового поручения осуществляется в очередности, установленной ГК РФ (ст. 46 п. 4 НК), то есть установленной для бюджетных платежей (3-я очередь) (по мнению Шаталова в обычной календарной очередности, хотя это и противоречит содержательной части статьи)).

Взыскание налога (ст. 46) может производиться с рублевых расчетных (текущих) и (или) валютных счетов, за исключением ссудных и бюджетных счетов. Инкассовые поручения на рублевые счета должны быть исполнены не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения инкассовых поручений.

Инкассовые поручения на валютные счета налоговые инспекции могут выставить, если на расчетных, текущих и иных (кроме депозитных и ссудных) счетах предприятий, учреждений и организаций рублевых средств нет или их недостаточно для уплаты налоговых и иных обязательных платежей, а также пени за задержку их уплаты. Взыскание с текущих валютных счетов предприятий, организаций производится в пределах остатков денежных средств на этих счетах, а в случае недостаточности этих средств с последующих поступлений сумм в иностранной валюте в объеме, эквивалентном всей сумме в рублях, подлежащей списанию в бесспорном порядке, с применением курса рубля к иностранным валютам, котируемого ЦБ РФ на дату продажи (ст. 46 п. 5 НК) валюты с текущих валютных счетов.

При этом в банк одновременно с инкассовым поручением направляется поручение банку на продажу валюты не позднее следующего дня. Инкассовое поручение должно быть исполнено не позднее двух операционных дней.

При недостаточности (отсутствии) денежных средств на счетах налогоплательщиков в день получения банком поручения налогового органа на перечисление налога распоряжение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за поступлениеми на валютный счет, поскольку это не нарушает порядок очередности, установленной ГК (ст. 46 п. 6 НК).

Неисполнение инкассового поручения налогового органа при наличии на нем достаточных денежных средств для уплаты налога, включая пеню влечет взыскание штрафа в размере 1/150 ставки рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,2% за каждый день просрочки.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика. Так, налоговым органом может быть применено приостановление операций по счетам налогоплательщика в банках.

Приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено НК. Но это ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых предшествует исполнению обязанности по уплате налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке может быть принято только одновременно с вынесением решения о взыскании налога.

Решение о приостановлении операций налогоплательщика по его счетам в банке направляется налоговым органом банку одновременно с уведомлением налогоплательщика и передается под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате получения этого решения.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в банке подлежит безусловному исполнению банком. Отменяется это решение не позднее одного операционного дня, следующего за днем представления налоговому органу документов, подтверждающих выполнение решения о взыскании налога...

Согласно ст. 26 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РФ» на денежные средства юридических лиц, находящиеся в банках, арест может быть наложен не иначе как по решению судов, постановлению следственных органов или арбитражного суда.

При невыполнении руководителями и другими должностными лицами банка требований налоговой инспекции о приостановлении операций по счету клиента банка и исполнении поручения клиента на перечисление средств они подвергаются штрафу в размере 20% от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, но не более суммы задолженности.

В бесспорном первоочередном порядке с корсчета коммерческого банка в ЦБ РФ идет списание задолженности перед бюджетом коммерческого банка, а потом по кредитам ЦБ РФ.

В целях погашения недоимки по платежам в бюджет и при отсутствии средств на расчетном (текущем) или валютных счетах и при наличии у налогоплательщика рублевых или валютных средств на депозитном счете налоговые органы до истечения срока депозитного договора не вправе взыскивать налоговые платежи с депозитного счета. Но в последующем (ст. 46 НК РФ) налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет, а также невозможности его пролонгации (приложение № 8). В случае несоблюдения этого условия налоговый орган вправе обратиться с иском в суд или арбитраж о расторжении депозитного договора и перечислении средств на расчетный, валютный счет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.