ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА
РАСЧЕТЫ: ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА, ОСОБЕННОСТИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И НАЛОГОВЫЕ АСПЕКТЫ
С. А. ПОНОМАРЕВ,
консультант по налогам и сборам
По правилам, закрепленным в ст. 861 и 862 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), расчеты физических лиц, не осуществляющих предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами без ограничения суммы либо в безналичном порядке. Расчеты юридических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и индивидуальных предпринимателей между собой могут производиться наличными деньгами только в пределах ограничения, установленного Банком России, а также в безналичном порядке без ограничения суммы.
Расчеты в безналичном порядке стороны могут осуществлять в следующей форме:
• платежными поручениями,
• по аккредитиву,
• чеками,
• расчеты по инкассо,
• расчеты в иной форме, предусмотренной законодательством.
В соответствии с нормами, предусмотренными гл. 42 и 45 ГК РФ и п. 2.1.2 Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), утвержденного постановлением Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) от 31.08.1998 № 54-П (Положение № 54-П), предоставление кредита физическому лицу не может быть поставлено в зависимость от открытия расчетных, депозитных и иных счетов заемщику. Также не влечет автоматического заключения договора банковского счета, и в силу ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» является правом, а не обязанностью граждан.
Согласно Положению № 54-П, предоставление банком денежных средств физическим лицам осуществляется наличными денежными средствами через кассу банка либо в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет клиента (п. 2.1.2); погашение (возврат) суммы кредита и уплата процентов по нему заемщиками — физическими лицами производятся не только путем перечисления средств со счетов заемщиков, но и путем перевода денежных средств через органы связи, взноса наличных денег в кассу банка-кредитора на основании приходного кассового ордера (подп. 4 п. 3.1).
Таким образом, законодательством не предусмотрено обязательного открытия счета при предоставлении кредитов физическим лицам.
В соответствии со ст. 861 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в случае если расчеты с участием юридического лица производятся наличными деньгами, должен оформляться соответствующий приходный или расходный кассовый ордер.
Основной формой расчетов между организациями согласно ст. 861 ГК РФ являются безналичные расчеты.
Указанием ЦБ РФ от 20.06.2007 № 1843-У установлен лимит расчетов наличными денежными средствами по одному договору между субъектами предпринимательской деятельности до 100 000 руб.
Данным указанием также четко установлено, что указанный лимит распространяется как на расчеты между юридическими лицами, так и на расчеты предпринимателей между собой и между юридическими лицами и предпринимателями.
Следовательно, оплата товара (работы, услуги) в безналичном порядке без открытия банковского
счета на сумму, превышающую указанную выше, невозможна в силу закона.
Банки и другие кредитные учреждения осуществляют переводы денежных средств по поручению клиентов без открытия банковских счетов, используя различные расчеты между собой: посредством корреспондентских счетов; через счета межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации; с использованием различных платежно-расчетных систем.
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.
Правила, формы и стандарты осуществления безналичных расчетов, правила проведения банковских операций устанавливаются ЦБ РФ.
Пунктом 1.2Положения ЦБ РФ от03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (Положение № 2-П) установлены следующие формы безналичных расчетов:
• платежные поручения;
• по аккредитиву;
• чеки;
• по инкассо.
Также безналичные расчеты производятся в форме расчетов с помощью банковских карт. Данные вопросы регулируются Положением ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П, правилами соответствующей карточной платежной системы (VISA, Europay, Master Card, Юнион Кард, Золотая Корона, STB-Card и др.), соответствующими договорами.
Кроме того, в соответствии с указанием ЦБ РФ от 27.09.1999 № 646-У кредитная организация может принимать денежные средства от физического лица для перевода в другие кредитные организации без открытия банковских счетов и перечислять их на счета получателя средств, т.е. на счета тех организаций, которые указывает физическое лицо, вносящее деньги. Таким образом, кредитная организация по поручению физического лица перечисляет деньги на счет организации, реализующей товары (работы, услуги) данному физическому лицу. В указанных случаях расчеты за приобретаемые товары (услуги, работы) производятся без внесения наличных денежных средств в кассу продавца.
Других форм безналичных расчетов законодательно не установлено, банковские правила (обычаи делового оборота) по данному вопросу также не сформировались.
При осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными поручениями (п. 1 ст. 862 ГК РФ).
По смыслу ст. 143 ГК РФ платежное поручение не является ценной бумагой, средством платежа. Платежное поручение является распоряжением, предоставляемым клиентом в обслуживающий его банк, о списании со счета клиента денежных средств и перечисления их на корреспондентский счет банка получателя для дальнейшего зачисления на расчетный счет последнего. Банк обязан не только списать требуемую сумму со счета плательщика, но и обеспечить ее перевод на счет получателя, открытый в том же или ином банке.
В соответствии со ст. 864 ГК РФ правильное оформление платежного поручения является условием исполнения платежного поручения.
В соответствии с положениями ГК РФ несоответствие платежного поручения установленным требованиям к его оформлению не исключает возможности его исполнения банком.
В соответствии с Положениями п. 2 ст. 864 и п. 1 ст. 865 ГК РФ, п. 1.6 (Положения № 2-П) неправильное оформление расчетного документа не является препятствием для его исполнения, а рассматривается в качестве основания для применения мер ответственности в соответствии с действующим законодательством к банкам, организациям и гражданам.
Согласно п. 3.1 Положения № 2-П платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Из п.3.8 данного Положения следует, что при оплате платежного поручения на всех экземплярах расчетного документа в поле «Списано со счетов плательщика» проставляется дата списания денежных средств со счета плательщика, в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка и подпись ответственного исполнителя. Данная обязанность банка, принявшего платежное поручение плательщика, перечислить соответствующую сумму банку получателя средств для ее зачисления на счет лица, указанного в поручении, предусмотрена ст. 865 ГК РФ.
Из норм п. 1 ст. 845 и 856, п. 1 ст. 863 и п. 1 ст. 865 ГК РФ следует, что моментом исполнения денежного обязательства, погашаемого посредством производства безналичных расчетов (в частности расчетов платежными поручениями), является момент исполнения банком поручения плательщика, а именно — списание соответствующей денежной суммы не только со счета плательщика, но и с собственного корреспондентского счета.
Обязанность банка плательщика исполнить поручение клиента о переводе денежных средств считается выполненной в момент зачисления денег на счет получателя. С этого же момента может считаться прекращенным и денежное обязательство плательщика перед получателем средств, возникшее из договора.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (ВАС РФ) постановлением от 15.04.1999 № 5 разъяснил, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору банковского счета с банка на основании общих норм ГК РФ об ответственности (гл. 25) могут быть взысканы убытки в части, не покрытой применением иных мер ответственности (ст. 856 и 866 ГК РФ).
Пункт 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (ВС РФ) и Пленума ВАС РФ от 08.10.1998 № 13/14, указывая, что основанием для применения санкций, предусмотренных п. 3 ст. 866 ГК РФ, служит неправомерное удержание денежных средств при просрочке в их перечислении, по существу, исходит из того, что допустивший просрочку перечисления денежных средств банк является просрочившим должником по денежному обязательству. Начисление в данном случае процентов — частный случай применения ответственности за неисполнение денежного обязательства (ст. 395 ГК РФ).
Перечисление банком денежных средств на счет другого лица с правовой точки зрения есть не что иное, как ненадлежащее исполнение поручения клиента. Таким образом, кредитная организация обязана возместить клиенту убытки, явившиеся следствием ошибки ее работника. Для предъявления банку требования о возмещении убытков достаточно будет приложить документы, подтверждающие факт уплаты штрафных санкций по соответствующему договору.
Порядок работы с аккредитивами определен гл. 6 Положения № 2-П, в соответствии с подп. 6.3, 6.4 которого для получения денежных средств по аккредитиву получатель средств в исполняющий банк представляет четыре экземпляра реестра счетов и предусмотренные условиями аккредитива документы. Исполняющий банк обязан проверить по внешним признакам соответствие документов условиям аккредитива и правильность оформления реестра счетов. При установлении соответствия указанных документов условиям аккредитива и правильности оформления реестра счетов исполняющий банк производит платеж по аккредитиву.
После осуществления платежа по аккредитиву исполняющий банк направляет банку-эмитенту
второй экземпляр реестра счетов с приложением требуемых условиями аккредитива документов.
Таким образом, для исполнения аккредитива получатель средств представляет в исполняющий банк документы, подтверждающие выполнение всех условий аккредитива. При нарушении хотя бы одного из условий исполнение аккредитива не производится.
В соответствии со ст. 403 ГК РФ ответственность за действия привлеченных к исполнению обязательства третьих лиц несет должник, если законом не установлено, что ответственность несет третье лицо, являющееся непосредственным исполнителем.
Действующее законодательство не содержит нормы, освобождающей банк-эмитент аккредитива от ответственности перед плательщиком на том основании, что аккредитив выставлен согласно его указаниям.
Отношения по межбанковскому рамбурсиро-ванию не урегулированы ГК РФ, следовательно, согласно п. 3 ст. 867 ГК РФ подлежат в этой части применению обычаи делового оборота, сложившиеся в банковской практике.
Аккредитивы могут быть отзывными и безотзывными. Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным.
Отзывный аккредитив может быть изменен или аннулирован банком-эмитентом в любой момент без предварительного уведомления бенефициара. Обязательства по безотзывному аккредитиву не могут быть ни изменены, ни аннулированы без согласия банка-эмитента и бенефициара. Обязательства подтверждающего банка по безотзывному аккредитиву не могут быть изменены также и без согласия этого банка.
При исполнении отзывного аккредитива исполняющий банк производит платеж в полной сумме, если к моменту представления документов он не получил от банка-эмитента распоряжения об отмене аккредитива, в части суммы аккредитива — при получении от банка-эмитента распоряжения об уменьшении суммы аккредитива.
Безотзывный аккредитив — это аккредитив, который не может быть отменен без согласия получателя средств.
Неподтвержденный безотзывный документарный аккредитив означает, что продавец представляет документы авизующему банку полностью в соответствии с условиями аккредитива, но оплата авизующим банком будет произведена только после получения компенсации от банка-эмитента.
Подтвержденный безотзывный документарный аккредитив необходим при проведении торговых операций со страной, где наблюдается нестабильная политическая или экономическая ситуация, продавец может потребовать подтверждения аккредитива для дополнительной безопасности законного и обязательного совершения расчетов от известного ему банка в собственной стране.
Под исполнением аккредитива следует понимать производство банком-должником тех действий, которые составляют содержание его обязанности: платеж долга плательщика; совершение платежа в пользу бенефициара, оплата, акцепт или учет переводного векселя.
Если объектом обязательства банка-эмитента (подтверждающего банка) является действие по предоставлению бенефициару денежных средств (в наличной или безналичной форме), то его обязательство следует рассматривать как денежное (платежный аккредитив).
Если плательщик и получатель средств являются юридическими лицами, то платеж по аккредитиву может производиться только в безналичном порядке.
Несоответствие представленных в банк документов типовым формам, отсутствие сведений, позволяющих признать отраженные в документах факты, должны быть установлены при просмотре документов по внешним признакам, и исполняющий банк должен предпринять действия по отказу в принятии таких документов в силу действия норм ст. 871 ГК РФ.
Положение № 2-П устанавливает обязанность банка при расчетах по аккредитиву проверять правильность оформления реестра счетов, соответствие подписей и оттиска печати получателя средств образцам, заявленным в карточке с образцами подписей и оттиска печати. Остальные документы должны проверяться только на их наличие и соответствие по внешним признакам документам, перечисленным в аккредитиве.
Если к аккредитивной сделке привлекается исполняющий банк (ст. 313 ГК РФ), то банк-эмитент отвечает за его действия, как за свои собственные. Об этом сказано в ст. 403 ГК РФ.
Данные положения определяют и ответственность банков перед плательщиком средств. За нарушение условий аккредитива банк-эмитент отвечает перед плательщиком, а перед ним — исполняющий банк.
Таким образом, в случае неверного исполнения аккредитива плательщик непосредственно к исполняющему банку иска предъявить не может.
Единственное исключение из этого правила предусмотрено п. 3 ст. 872 ГК РФ. Предъявление
иска к исполняющему банку, а не к банку-эмитенту — право, а не обязанность плательщика. Поэтому и в этом случае будет правомерен иск к банку-эмитенту.
Пункт 1 ст. 873 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для закрытия аккредитива.
Порядок возврата неиспользованной части средств по аккредитиву также установлен ст. 873 ГК РФ, в силу действия норм которой у банка-эмитента возникает обязанность зачислить плательщику денежные средства, фактически возвращенные исполняющим банком.
Операция по списанию денежных средств со счета клиента без его распоряжения предусмотрена п. 2 ст. 854 ГК РФ и обеспечивает совершение действий в рамках расчетов по инкассо.
При инкассовой форме расчетов (при дебетовых переводах) основное обязательство прекращается платежом, как правило, в момент списания средств со счета плательщика.
Следует учитывать, что выбор банка плательщика (исполняющего банка) осуществляется не взыскателем и не банком взыскателя. Этот выбор жестко предопределен указанными плательщиком сведениями о местонахождении и реквизитах его банковского счета.
Положение № 2-П, разработанное, как указано в его преамбуле, на основании ГК РФ, также определяет расчеты по инкассо как банковскую операцию, посредством которой банк (банк-эмитент) по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов в соответствии с п. 8.1 Положения по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другой банк (исполняющий банк).
При этом в соответствии с п. 12.2 Положения № 2-П инкассовые поручения применяются:
• в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;
• для взыскания по исполнительным документам;
• в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения. Таким образом, Положением № 2-П урегулирован случай осуществления взыскания со счета должника путем осуществления расчетов по инкассо, т. е при условии соблюдения процедуры
взыскания, предусмотренной ст. 874—876 ГК РФ (например, когда взыскатель — юридическое лицо, в пользу которого выдан исполнительный лист, осуществляет взыскание по нему через банк-эмитент в порядке, установленном ст. 874—876 ГК РФ).
Закон, регулирующий осуществление расчетных правоотношений, не принят.
Из анализа ст. 874 ГК РФ можно сделать вывод о том, что расчеты по инкассо предполагают участие четырех лиц: клиент банка-эмитента, банк-эмитент, плательщик, исполняющий банк (банк, обслуживающий плательщика).
Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).
При этом очевидно, что ни судебные приставы-исполнители, ни контролирующие органы, осуществляющие бесспорное взыскание на основании закона, не производят расчетов по инкассо, так как к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).
Деятельность указанных лиц регулируется специальным законодательством, в частности НК РФ, Трудовым кодексом РФ (ТК РФ).
Для того чтобы исполнить инкассовое поручение, банку необходимо иметь в наличии распорядительное письмо своего клиента (т. е. должника по уплате штрафа) о согласии с безакцептным списанием денежных средств с его счета.
Основная обязанность исполняющего банка при расчетах по инкассо состоит в том, что исполняющий банк должен представить плательщику документы взыскателя в той форме, в которой они были получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.
В обязанность исполняющего банка вменено немедленное извещение лица, от которого получено инкассовое поручение, об отсутствии какого-либо документа или несоответствии представленных документов по внешним признакам инкассовому поручению. Если указанные недостатки не будут устранены взыскателем, исполняющий банк получает право возвратить представленные документы без исполнения.
Документы, подлежащие оплате по предъявлении, должны быть представлены исполняющим банком к платежу немедленно по получении инкассового поручения. Если же документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.
Исполняющий банк обязан незамедлительно передать полученные (инкассированные) суммы в распоряжение банку-эмитенту, который в свою очередь должен обеспечить зачисление этих сумм на счет клиента.
На исполняющий банк возложена также обязанность извещения банка-эмитента о причинах неплатежа или отказа от акцепта. Эта информация должна быть немедленно доведена банком-эмитентом до сведения клиента. Клиенту предоставляется возможность самостоятельно определить свои дальнейшие действия в связи с неполучением платежа, например:
• отозвать документы и предъявить требование о взыскании денежных средств к плательщику в ином порядке;
• выставить требование к счету для оплаты в соответствии с установленными правилами и т. п. Неполучение указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии — в разумный срок дает исполняющему банку право возвратить документы банку-эмитенту без исполнения.
При расчетах инкассовыми поручениями в порядке взыскания по исполнительным документам исполняющий банк (банк, обслуживающий плательщика) должен исполнить поступившее инкассовое поручение с приложенным к нему исполнительным документом либо сделать на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств.
В последнем случае инкассовое поручение с приложенным к нему исполнительным листом помещается исполняющим банком в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок» и в дальнейшем подлежит исполнению банком по мере поступления денежных средств на счет плательщика в порядке очередности, установленной ст. 855 ГК.
Исполняющий банк обязан известить банк-эмитент о помещении расчетных документов в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок», напра-
вив извещение о постановке в картотеку формы № 0401075. Указанное извещение направляется исполняющим банком банку-эмитенту не позже рабочего дня, следующего за днем помещения расчетных документов в картотеку. При этом на оборотной стороне первого экземпляра расчетного документа делается отметка о дате направления извещения, проставляется штамп банка и подпись ответственного исполнителя.
Банк-эмитент доводит извещение о постановке в картотеку до клиента по получении извещения от исполняющего банка.
Неполучение указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок дает исполняющему банку право возвратить документы банку-эмитенту.
Банковские чеки относятся к расчетным документам, предназначенным для осуществления без-наличныхрасчетов (п. 2.3 Положения № 2-П).
Вместе с тем чек — это ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является юридическое лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков. Чекодержателем является юридическое лицо, в пользу которого выдан чек. Плательщиком по чеку является банк, в котором находятся денежные средства чекодателя (п. 7.1 Положения № 2-П).
Представление чека в банк, обслуживающий чекодержателя, для получения платежа считается предъявлением чека к оплате (п. 7.5 Положения № 2-П).
Чек не является платежным средством. Его выдача не означает совершения платежа, а лишь указывает на замену предшествовавшего отношения новым, которое возникает между чекодателем, чекодержателем и иными обязанными по чеку лицами. Обязанность должника по обязательству, во исполнение которого был выдан чек (например обязанность покупателя оплатить товар), прекращается лишь после совершения платежа по чеку.
Чек относится к числу строго формальных документов, поэтому соблюдение в нем всех чековых реквизитов является необходимым условием его действительности.
Отсутствие хотя бы одного реквизита лишает документ чековой силы.
В соответствии с п. 2.16 Положения № 2-П и п. 1.7.6 Положения от 05.12.2002 № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации», банк перед проведением
операций по счету обязан проверить представленные расчетные и кассовые документы на предмет соответствия их формы установленным требованиям. Также проверяются наличие и правильность всех банковских реквизитов, а также по внешним признакам — соответствие содержащихся в расчетном (кассовом) документе печати и подписи распорядителя счетом, заявленным кредитной организацией образцам, указанным в банковской карточке. Данные правила действуют и при расчетах чеками.
Постановлением Президиума ВС РФ от 13.01.1992 № 2174-1 установлена форма универсального стандартизированного чека, введенного в хозяйственный оборот РФ.
Выписываемый чекодателем чек должен иметь покрытие в виде денежных средств, предварительно депонированных им на специальный банковский счет. За выписку непокрытых чеков ст. 879 ГК РФ предусматривает для чекодателя финансовую ответственность. Однако банк-плательщик может иметь договоренность с чекодателем об оплате чеков на определенную сумму сверх имеющихся у него на счете средств путем автоматически предоставляемого кредита-овердрафта.
В соответствии с п. 2.4.4 Положения ЦБ РФ от 09.10.2002 № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации» кассовый работник, получив денежный чек, выполняет следующие операции:
• проверяет наличие подписей должностных лиц кредитной организации, оформивших и проверивших денежный чек, и тождественность этих подписей имеющимся образцам;
• сличает сумму, проставленную в денежном чеке цифрами, с суммой, указанной прописью;
• проверяет наличие на денежном чеке росписи клиента в получении денег и данных его документа, удостоверяющего личность;
• подготавливает сумму денег, подлежащую выдаче;
• вызывает получателя денег по номеру чека и спрашивает у него сумму получаемых денег;
• сверяет номер контрольной марки с номером на чеке и приклеивает контрольную марку к чеку;
• повторно пересчитывает подготовленную к выдаче сумму денег в присутствии клиента;
• выдает деньги получателю и подписывает чек. Статья 880 ГК РФ предусматривает выдачу
именных чеков, которые не подлежат передаче, и переводных чеков, передача прав по которым производится путем индоссамента. Платеж по чеку может быть гарантирован посредством аваля с указанием наименования авалиста, места его нахождения и даты аваля.
Чек, выставленный с оплатой определенному лицу с прямой оговоркой «приказу» или без этой оговорки, может быть передан посредством индоссамента.
Чек, выставленный с оплатой определенному лицу с оговоркой «не приказу» или с равнозначной оговоркой, может быть передан лишь с соблюдением формы и с последствиями обыкновенной цессии.
Индоссамент может быть совершен даже в пользу чекодателя либо в пользу всякого другого обязанного лица. Эти лица могут в свою очередь индоссировать чек.
Платеж по чеку может быть обеспечен полностью или в части чековой суммы посредством аваля банка (вексельного поручительства).
Порядок выдачи и действия аваля регулируется ст. 881 ГК РФ. В целом аваль чека аналогичен авалю векселей и влечет практически те же правовые последствия при неплатеже по чеку, что и при неплатеже по векселю.
В соответствии со ст. 882 ГК РФ чек может быть представлен в банк чекодержателя. В этом случае банк чекодержателя инкассирует чек, т. е. предъявляет его для оплаты банку-плательщику.
Тогда оплата чека происходит исполнением инкассового поручения по правилам ст. 875 ГК РФ.
Операция инкассирования чеков является в целом выгодной для чекодержателя (банки, используя свои корреспондентские отношения, могут исполнить поручение клиента быстрее и дешевле, а клиент освобождается от необходимости следить за сроками предъявления чеков к оплате).
Порядок возложения убытков, возникших вследствие оплаты плательщиком подложного, похищенного или утраченного чека, регулируется действующим законодательством. Убытки возлагаются на плательщика или чекодателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены.
Все обязанные по чеку лица (чекодатель, индоссанты, авалисты) солидарно отвечают перед чекодержателем за отказ плательщика от оплаты чека. При этом чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск одному, нескольким или всем обязанным по чеку лицам. Чекодержатель вправе требовать от обязанных по чеку лиц оплаты суммы чека, возмещения своих издержек на получение оплаты, а также уплаты процентов за неисполнение денежного обязательства в соответствии сп.1 ст. 395 ГК РФ.
Отказ от оплаты чека должен быть удостоверен одним из следующих способов: • совершением нотариусом протеста либо составлением равнозначного акта в порядке,
установленном законом. При этом такой акт должен быть совершен до истечения срока для предъявления чека к платежу. Если предъявление чека к платежу через нотариуса имело место в последний день срока, протест или равнозначный акт может быть совершен в следующий рабочий день. Исполнительная надпись, предусмотренная ст. 96 Основ законодательства о нотариате, нотариусом в этом случае совершаться не может, поскольку ст. 885 ГК РФ предусматривает иные последствия неоплаты чека;
• отметкой плательщика на чеке об отказе в его оплате с указанием даты представления чека к оплате;
• отметкой инкассирующей кредитной организации с указанием даты о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен. Держатель должен известить своего индоссанта и чекодателя о неплатеже в течение четырех рабочих дней, следующих за днем протеста или равнозначного акта, а в случае оговорки «оборот без издержек» — заднем предъявления. Каждый индоссант должен в течение двух рабочих дней, которые следуют за днем получения им извещения, сообщить своему индоссанту полученное им извещение с указанием наименований и адресов тех, кто послал предшествующие извещения, и так далее, восходя до чекодателя. Указанные сроки текут с момента получения предшествующего извещения.
Если в согласии с предшествующим абзацем будет послано извещение какому-либо лицу, поставившему свою подпись на чеке, то такое же извещение должно быть послано в тот же срок тому, кто дал за него аваль.
В случае если какой-либо индоссант не указал своего адреса или указал его неразборчивым образом, то достаточно, чтобы извещение было послано тому индоссанту, который ему предшествует.
Тот, кто должен послать извещение, может сделать это в какой угодно форме, даже путем простого возвращения чека.
Он должен доказать, что он послал извещение в установленный срок. Будет считаться, что срок соблюден, если письмо, содержащее извещение, отправлено по почте в указанный срок.
Тот, кто не пошлет извещения в указанный срок, не теряет права; он несет ответственность за ущерб, который может произойти от его небрежности, с тем, что размер возмещаемых убытков не может превысить суммы чека.
В соответствии с п. 1ст. 147 ГК РФ перед законным владельцем ценной бумаги несут ответственность как лицо, ее выдавшее, так и все лица, индоссировавшие ценную бумагу или
поставившие на ней аваль. При этом все они являются обязанными перед законным владельцем солидарно.
Так, чекодержатель имеет право предъявить иск ко всем названным лицам, к каждому в отдельности и ко всем вместе, не будучи принужден соблюдать при этом последовательности, в которой они обязались. Солидарные должники остаются обязанными до тех пор, пока обязательство не исполнено полностью.
В случае исполнения по чеку действительно право регресса, предусмотренное ст. 325 ГК.
Должник, исполнивший солидарную обязанность, имеет право регрессного требования к остальным должникам в равных долях за вычетом доли, падающей на него самого. Право обратного требования (регресса) признается за одним или несколькими лицами, которые обязались по ценной бумаге, удовлетворили требования законного владельца об исполнении удостоверенного ценной бумагой обязательства и получили тем самым право требовать возмещения уплаченной суммы от остальных лиц, обязавшихся по ценной бумаге.
Чекодержатель (так же, как и обязанное по чеку лицо, оплатившее чек) вправе получить:
• сумму, указанную в чеке;
• сумму издержек, связанных с получением
оплаты по чеку;
• проценты на сумму чека, равные ставке рефинансирования, установленной ЦБ РФ.
Статья 887 ГК РФ предусматривает сокращенный срок исковой давности для предъявления иска чекодержателем и регрессного иска обязанных по чеку лиц — 6 месяцев со дня возникновения у них права на иск.
Налоговые аспекты. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В случае если налогоплательщик не имеет возможности самостоятельно уплатить налог, то на основании ст. 26 НК РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ. Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.
Конституционный Суд Российской Федерации (КС РФ) в определении от 22.01.2004 № 41-0 указал, что представительство в налоговых правоотношениях означает совершение представителем действий от имени и за счет собственных средств налогоплательщика — представляемого лица,
следовательно, платежные документы на уплату налога должны исходить от налогоплательщика и быть подписаны им самим, а уплата соответствующих сумм должна производиться за счет средств налогоплательщика, находящихся в его свободном распоряжении, т. е. за счет его собственных средств.
Следовательно, при уплате, например, государственной пошлины за государственную регистрацию договора по отчуждению недвижимого имущества организацией физическому лицу в платежных документах должно быть указано, что соответствующая сумма государственной пошлины уплачена именно организацией и физическим лицом за совершение в отношении их юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ, и именно за счет их собственных денежных средств.
На основании п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, если иное не предусмотрено п. 4 данной статьи:
• с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
• с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации;
• со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
• со дня вынесения налоговым органом в соответствии с НК РФ решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога;
• со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с НК РФ на налогового агента;
• со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
В большинстве случаев налог уплачивается платежным поручением.
В сфере налоговых правоотношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, в связи с этим обязанность по уплате налога прекращается с момента предъявления в банк поручения на уплату налога, при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, если налоговым органом не будет доказана недобросовестность налогоплательщика (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.06.2005 № А82-12810/2004-15).
Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений, изложенными в Положении № 2-П.
Согласно п. 3.5 Положения № 2-П платежные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счете плательщика.
После проверки правильности заполнения и оформления платежных поручений на всех экземплярах (кроме последнего) принятых к исполнению платежных поручений в поле «Поступление в банк платежа» ответственным исполнителем банка проставляется дата поступления в банк платежного поручения. Последний экземпляр платежного поручения, в котором в поле «Отметки банка» проставляются штамп банка, дата приема и подпись ответственного исполнителя, возвращается плательщику в качестве подтверждения приема платежного поручения к исполнению.
Это означает, что платежные поручения принимаются банком, если они правильно заполнены и оформлены.
Следовательно, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, возвращает налогоплательщику неисполненное поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации в случае нарушения правил заполнения такого поручения.
Согласно п. 1 Правил указания информации, идентифицирующей плательщика и получателя средств в расчетных документах на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (далее — Правила), утвержденных приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н (далее — приказ) и содержащихся в приложении № 1 к приказу, налогоплательщики при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях:
• ИНН плательщика (60),
• КППплательщика(102),
• плательщик (8),
• ИНН получателя (61),
• КПП получателя (103), получатель (16) в соответствии с указанными Правилами. Указание значения показателя ИНН в полях «ИНН» плательщика (60), «ИНН» получателя (61) расчетного документа является обязательным. Кроме того, согласно Правилам указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом и содержащимся в приложении № 5 к приказу, информация, идентифицирующая плательщика средств, получателя средств и платеж, указываемая в расчетных документах в соответствии с приложениями № 1—4 к приказу, является обязательной к заполнению при наличии в поле 101 расчетного документа двузначного показателя статуса того, кто непосредственно оформил расчетный документ.
В Правилах указания информации, идентифицирующей платеж, в расчетных документах на перечисление налогов и сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение № 2 к приказу), установлено, что налогоплательщики при заполнении расчетных документов на перечисление платежей в бюджетную систему Российской Федерации указывают информацию в полях 104—110 (КБК, ОКАТО, основание платежа, налогового периода, номер документа, дата документа, тип платежа) и «Назначение платежа» (24) в соответствии с Правилами.
При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика.
По предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных налогоплательщиком налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывается налогоплательщиком и уполномоченным должностным лицом налогового органа. Налоговый орган вправе требовать от банка
копию поручения налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, оформленного налогоплательщиком на бумажном носителе. Банк обязан представить в налоговый орган копию указанного поручения в течение пяти дней со дня получения требования налогового органа.
В этом случае на основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа надень фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства.
При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Положения о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения): постановление Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) от 31.08.1998 № 54-П.