УДК 316.4
НЕЧАЕВ Д.Н., Специфика реализации
СЕЛИВАНОВА Е.С. технологий социального
маневрирования в РФ
Институту государства в РФ, региональным властям свойственны технологии социального маневрирования. Анализируя их, важно иметь в виду, что они реализуются преимущественно в сфере решения социальных проблем с использованием следующих принципов: солидарности, субсидиарности, соучастия, разумного протекционизма, социальной справедливости, социальной ответственности.
Ключевые слова: технологии социального маневрирования, социальная политика, модели социальной политики.
Если рассматривать критерий воздействия политических технологий на общественное мнение, то еще в 2003 году один из авторов статьи в своей монографии «Неправительственные организации как фактор политического развития России и ФРГ: сравнительный анализ» считал целесообразным выделение следующих технологий, активно реализуемых политическими институтами. Это технологии социального маневрирования, технологии политического маневрирования, технологии политического манипулирования, интеграция идей, интеграция оппонентов, силовое сопровождение в политике (политический прессинг)1.
Проблематика технологий социального маневрирования тесно связана с ключевыми понятиями и категориями: «социальное государство», «социальные проблемы», «социальная политика», «модели социальной политики» и др. Политические аспекты феномена социального государства исследованы недостаточно. Среди активно исследующих данную проблематику авторов следует назвать М.П. Бочарова, В.Д. Дзодзиева, В.Д. Ройка, В.А. Горлопова, В.П. Милецкого, В.П. Пугачева, А.Ф. Храмцова и др. Стоит также иметь в виду, что социальная проблематика Российской Федерации в условиях мирового экономического кризиса и глобальных
политических трансформаций выходит на первый план.
По данным ООН, до 2050 года численность населения в России «уменьшится на 30 млн. человек и составит 113 млн.»2 В этой связи приведем еще ряд ключевых цифр. «Год семьи 1994 вошел в историю благодаря самому низкому за последние 30 лет уровню рождаемости - всего 7 родившихся на 1000 человек, согласно данным Росстата. В 2008 году был достигнут самый высокий показатель рождаемости за все время развала Советского Союза -11,5 родившихся на 1000 человек - всего 1,6 млн. новорожденных. Однако до уровня 1990 года (13,4 родившихся на 1000 человек) в уходящем Году семьи Россия не дотянула»3.
Но демографическая проблема не является единственной социальной проблемой сегодняшней России. Не менее сложными и острыми остаются проблемы занятости, в том числе реальной и скрытой безработицы. Согласно данным Ростру-да, на начало октября 2010 года «в службах занятости зарегистрированы 1 миллион 619 тысяч человек. А по методологии Международной организации труда (МОТ) насчитывается 5,2 миллиона безработных, или 6,9 процента экономически активного населения»4. Кстати, согласно данным МОТ и МВФ, в мире без рабо-
ты остаются «210 млн. человек. Такого не было даже в период потрясений начала ХХ века»5.
Если обратить внимание на статистику Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «разница в средней продолжительности жизни между государствами Европы достигает 21 года»6. В силу объективных и субъективных причин РФ находится на негативном полюсе данной шкалы. Статистические ведомства страны утверждают, что «в 2009 году в России было зарегистрировано 3 миллиона 250 тысяч больных людей, из которых 82 процента страдают от алкоголизма, 17 процентов -от наркомании, 12,2 процента - от токсикомании. Россиян, употребляющих наркотики, в 2009 году было зарегистрировано 555 тысяч... Страна - один из лидеров в мире по уровню потребления алкоголя на душу населения. 15 литров спирта на человека в год. 8 литров - это уже критическая отметка.»7.
Существуют в России и острые проблемы образования, бедности, социального неравенства. Поэтому при их анализе «необходимо учитывать как общемировые тенденции, так и специфические особенности страны, связанные с ее принадлежностью к трансформирующимся обществам, переживающим переход от советской социальной системы к новому состоянию, пока еще не во всем определившемуся по своей направленности»8. По мнению российского исследователя М.Н. Руткевича, не менее острой социальной и экономической проблемой России и ее регионов, в отличие от стран Запада, является «массовая гибель мужчин цветущего возраста». Проблема, которая имеет социальный характер, ведь она «порождена безработицей, неустроенностью личной жизни, плохим питанием и общими условиями существования, особенно отсутствием жилья, невозможностью содержать семью и т.д.»9.
Не стоит также упускать из виду один важный социальный показатель. Степень социального расслоения общества характеризует т.н. децильный коэффициент -«отношение совокупного дохода 10% самых богатых граждан к совокупному до-
ходу 10% самых бедных граждан. Если соотношение больше 10, считается, что это создает условия для социального напряжения и беспорядков. В Европе нормальным считается 6:1 - 8:1, в США - 10:1 -12:1»10. В России этот коэффициент «начал расти с 90-х ... в 2009 году он равнялся 16,7, а в 2008-м - 18,8. По мнению директора Института экономики РАН Р. Гринберга, если децильный коэффициент больше десяти, в стране появляются условия для социальных беспорядков»11.
Минимальная заработная плата в России ниже, чем в самых бедных странах Евросоюза (ЕС). К такому выводу пришли эксперты НИИ труда и социального страхования при Минздравсоцразвития, проанализировав данные Евростата. «Самый маленький в Европе минимальный размер оплаты труда (МРОТ) зафиксирован и в Румынии - 153 евро. В России же он составляет 4330 рублей, или 97 евро - это на 20 с лишним процентов меньше, чем в «беднейшей» Болгарии»12.
Эффективно и качественно решать социальные проблемы федеральные, региональные и муниципальные власти стимулирует не только то, что в России «не выстроился адекватный перераспределительный механизм: эоЫа! ва^у пе и рынок»13, но и то, что по Конституции РФ является социальным государством, которое должно обеспечивать движение к утверждению в обществе социальной справедливости, ослабление социального неравенства, предоставление каждому человеку работы или иного источника существования, сохранение мира и согласия в обществе, формирование благоприятной для человека жизненной среды.
Социальное государство формируется не спонтанно, а в рамках осознанной, целенаправленной государственной социальной политики. В структуре социальной политики рассматриваются три уровня, способные смягчить остроту данных проблем: федеральный, региональный, муниципальный. Все три уровня находятся в непрерывном взаимодействии, взаимообусловлены и составляют неразрывное единство. Российский исследователь А.Ф. Храмцов в 2005 году, характери-
зуя современное российское государство, назвал его «бюролиберальным», а государственную социальную политику охарактеризовал как «проводящуюся в интересах бюрократии (чиновников), а не в интересах большинства граждан»14.
Технологии социального маневрирования реализуются не абстрактно, а в конкретных моделях социальной политики. В социальных и политических теориях представлены четыре модели социальной политики: либеральная, социал-демократическая, корпоративная и патерналистская. В чистом виде не существует ни одной модели социальной политики. В той или иной форме эти модели реализуются и в России, субъектах Федерации (к примеру, в Центральночерноземном регионе). Так, в условиях переходного общества в России в Белгородской области реализуется самая оптимальная социальная политика в ЦЧР, поскольку она сочетает динамичное экономическое развитие с задачей сохранения и увеличения прежде всего коренного населения. Ее модель можно обозначить как патерналистскую (отеческая забота о населении), что является серьезным позитивом (учет исторических традиций, религии и мен-тальности населения).
Модель социальной политики в Курской области - патерналистская, хотя имеет тенденции к становлению социал-демократической модели. Социал-демократическая (коммунитаристская) модель делает упор на общественные гарантии в социальной сфере и развивает государственную политику в качестве важнейшего фактора функционирования и развития этой сферы. Механизм социал-демократической социальной политики должен использоваться для уязвимых (малообеспеченных) слоев. Либеральный принцип частной инициативы и предприимчивости уравновешивается в региональной социальной политике коммунитаристским принципом социальной ответственности общества и государства.
Что касается социальной политики в Липецкой области, то тенденцией последнего времени стало сокращение доли бедного населения. Серьезные расходы
на социальную политику, которые несет консолидированный бюджет области-донора (Липецкая область является единственной недотационной областью в ЦЧР), взяли на себя ряд крупных предприятий, в частности НЛМК, что позволяет оценивать Липецкую модель социальной политики как корпоративную. Таким образом, Липецкая область становится одним из регионов РФ, который вносит элемент корпоративизма в социальную политику, что способствует более устойчивому равновесию между экономической эффективностью и социальной справедливостью, постепенному переходу основной тяжести социальных расходов региональной власти на уровень частных корпораций и предприятий.
Либеральная модель социальной политики подчеркивает приоритет частного начала и сводит роль государства к минимуму. Механизм либеральной модели социальной политики может быть применен по отношению к группам населения, способным самостоятельно удовлетворить свои материальные потребности. Такая модель характерна для Воронежской, Тамбовской и Орловской областей. Однако в последние годы Тамбовская область имеет тренд отхода от либеральной модели. В регионе, с одной стороны, реализуется политика санирования сельских территорий, с другой - Тамбовская область принимает самое активное участие в федеральных программах по привлечению соотечественников из-за рубежа. Все они будут интегрироваться в социум и пополнять пласт трудовых ресурсов.
Нужно иметь в виду, что институту государства в РФ, региональным властям свойственны технологии социального маневрирования, которые можно рассматривать как набор конкретных действий и информацию о них по корректировке социально-экономической стратегии политических институтов, чья деятельность связана с интересами значительного числа социальных групп и слоев общества. Можно утверждать, что социальное маневрирование - это своеобразная форма обмена между сторонами конфликта (возникающего конфликта), когда доминирующей
стороне выгоднее уступить в незначительном, но сохранить при этом имеющийся плацдарм для осуществления спланированных акций в стратегическом направлении. Анализируя технологии социального маневрировании, важно иметь в виду то, что они реализуются преимущественно в сфере решения социальных проблем.
Кроме того, технологии социального маневрирования, как правило, характерны для деятельности государственных структур, а практическая работа государственных учреждений в ракурсе конкретных исполнителей делится на два сегмента. С одной стороны, это государственные социальные ведомства, имеющие финансовые и организационные ресурсы для решения проблемных ситуаций. С другой стороны, это специализированные подразделения по работе с общественным мнением, имеющие информационно-политический ресурс, который направляется на обработку недовольных сложившимся положением дел социальных групп населения. Разумеется, позитивный эффект достигается, когда два сегмента госструктур действуют в координации между собой, прилагая усилия к реализации заранее выработанной стратегии действий.
Монетизация льгот как способ оптимизации государственных расходов. В 2004-2010 годах государственные структуры России стали активно прибегать к практике реализации технологий социального маневрирования. С одной стороны, реализовывался либеральный принцип оптимизации социальных расходов, с другой стороны, государственные структуры стремились не допустить социальных катаклизмов. Наиболее сложными были вопросы монетизации льгот (то есть их замены эквивалентными денежными компенсациями). Недовольство россиян в январе - марте 2005 года (акции протеста, перекрытие пенсионерами федеральных автомобильных трасс, конфликты «льготников» в госучреждениях и др.) было вызвано не только неудачной реализацией идеи, которая была заложена в документе, но и сутью этого документа.
Огромное число категорий льготников в стране - это специфический социальный
индикатор отношения государства к своим гражданам. «Чернобыльцы», «афганцы», «ветераны труда» - это особые группы, имеющие исключительные права именно перед государством за вполне определенные заслуги («государство забирало у них здоровье, а взамен обещало адекватную компенсацию в виде льгот»). А сам факт вручения обезличенных денег фактически лишал около половины населения страны их привилегированного социального статуса. Ведь для многих граждан России сама процедура предъявления документа, удостоверяющего их право на льготу, являлась важным статусным процессом.
Наиболее наглядно социальная несправедливость проявлялась в общественном транспорте. Пенсионеры и другие льготники были лишены своеобразного социального статуса: людей лишили их заслуг и их прошлого и, если называть вещи своими именами, унизили. Пенсионерам наглядно объяснили, что их прежние заслуги перед государством ничтожны и сами они ничего не значат для государства и, более того, являются обузой. Ситуацию удалось смягчить активным маневрированием органов государственной власти в центре и на местах (дополнительное финансовое обеспечение принятого решения, корректировка ряда нор-мотворческих документов), но проблема достойной оценки заслуг тех или иных социальных групп населения, по мнению экспертов, не решена до сих пор.
Государственные социальные проекты. В систематизации технологий социального маневрирования института государства в РФ, в их реализации особое место во второй половине 2000-х годов стоит отвести приоритетным национальным проектам, три из четырех прямо относятся к социальной проблематике: «Образование», «Здравоохранение», «Доступное и комфортное жилье - гражданам России», а четвертый - «Развитие АПК» -опосредованно. Однако и он косвенно был ориентирован на социальное обустройство сельских территорий.
Материнский капитал. Как одно из средств повышения рождаемости, реше-
ния демографической проблемы и поддержки молодых семей политическим руководством страны был инициирован социальный проект, который получил название «Материнский (семейный) капитал». После 1 января 2007 года его полагается выплачивать семьям, в которых родился (или был усыновлен) второй ребенок (на начальном этапе эта сумма составляла 250 тыс. рублей). Потратить материнский капитал можно «на покупку или строительство жилья, на образование детей, на увеличение будущей пенсии матери. Но распорядиться материнским капиталом можно не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго ребенка»15. Данный проект активно пропагандировали СМИ.
Надо отметить, что принятие закона о материнском капитале действительно привело к повышению рождаемости. В августе 2009 года Минздравсоцразвития РФ было отмечено, что «впервые за последние 15 лет естественная убыль населения сменилась естественным приростом»16. Как продолжение в реализации технологий социального маневрирования правительством страны была принята Концепция демографической политики до 2025 года. Согласно данной Концепции «за четыре года продолжительность жизни должна увеличиться до 71 года (на начало 2009 года продолжительность составляла 69, в 2006 - 66,6 года), а численность населения достичь 142-143 млн. человек»17 (на конец 2009 года в стране насчитывалось 141,9 млн.).
Социальные доктрины и программы. Их уровень в иерархии государственных задач стоит чуть ниже, чем приоритетные национальные проекты, но степень их системности, глубины, конкретизации и детализации выше, чем у государственных проектов. Примером социального маневрирования может считаться выработка Минэкономики в 2010 году списка так называемых госпрограмм, разбитых на семь блоков. Самый большой и стоящий под номером один - это социальный блок с 14 программами под общим названием «Новое качество жизни». Это программы «развитие здравоохранения,
поддержка семьи, развитие пенсионной системы, улучшение качества жизни социально не защищенных групп населения, развитие физической культуры и спорта и другие»18.
Ресурсной базой решения проблем в рамках программ является бюджетное финансирование, включая и информационное сопровождение, в том числе ряда профилактических мер. Премьер-министр РФ В. Путин объяснил, как предполагается выполнять предложенные программы: «системе обязательного медицинского страхования планируется выделить дополнительно 460 млрд. рублей, 300 млрд. рублей предполагается выделить на приведение в порядок всей сети здравоохранения страны», 136 млрд. - на повышение «уровня обеспеченности стандартов медицинских услуг (заработная плата, лекарства, питание больных, расходные материалы)19».
Несущими конструкциями решения социальных проблем наравне с социальными программами являются принимаемые Правительством РФ доктрины, стратегии и концепции. К примеру, решению проблемы наркомании посвящена «Стратегия государственной антинаркотической политики до 2020 года», проблемы алкоголизации населения - «Концепция государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации до 2020 года», снижению табакокурения -«Концепция государственной политики по противодействию потребления табака на 2010-2015 годы и план мероприятий по ее реализации» и др.
Принципы в технологиях социального маневрирования. Несмотря на то, что в конкретных образцах технологий социального маневрирования важны практические действия, важно увидеть и принципы, которые не только присутствуют, но и афишируются и педалируются инициаторами реализации рассматриваемых нами технологий. Это принципы солидарности, субсидиарности, соучастия, разумного протекционизма, социальной справедливости, социальной ответственности
и др. Как социальное маневрирование, рассчитанное на социальную ответственность граждан, можно расценить «предложение налоговой службы гражданам, сдающим в аренду квартиры, дачи и гаражи, платить налоги по-новому - покупкой годового патента на этот вид деятельности. По мнению налоговиков, это предложение поможет увеличить налоговые поступления с граждан, занимающихся этим мелким бизнесом, и упростит их отношения с налоговым ведомством»20.
Ярким примером технологий социального маневрирования с заложенным принципом социальной справедливости является борьба государства с невыплатой зарплаты на частных предприятиях - одной из проблем, которые и порождают острейшую социальную напряженность в современной России. В сентябре 2009 года «Генеральный прокурор Ю. Чайка заявил, что его ведомство считает необходимым расширение административной и уголовной ответственности на собственников предприятий-работодателей за невыплаты зарплат»21. Одной из мер борьбы с невыплатами зарплат может быть «дисквалификация недобросовестных работодателей, когда их лишают права занимать руководящую должность в течение трех лет. Но более действенным средством оказалось все же открытие уголовного дела. Возможно, что применение именно таких мер позволило в 2009 снизить долги по зарплате, например, в Южном федеральном округе»22.
Принципразумного протекционизма. С социальным маневрированием мы встречаемся при рассмотрении мер, принятых государством для поддержки, например, обувной промышленности. В 2009 году был принят «окончательный вариант Стратегии развития легкой промышленности России, главным мотивом которой является стремление поддержать отечественное обувное производство, прежде всего в условиях конкуренции с Китаем. Оттуда на российский рынок поступает огромное количество как легальной, так и нелегальной продукции. Этот поток грозит в ближайшие два годауничтожить производство обуви в России»23.
Социальное маневрирование можно видеть и в такой важной области, как формирование цен на зерно. Правительство «активно участвует в формировании этой цены, закупив, например, в 2009 году зерна у производителей на 38 миллиардов рублей. Целью участия государства в торгах на рынке зерна является недопущение падения цен»24. Но социальное маневрирование при поддержке сельского хозяйства не сводится только к закупке продукции. В 2009 году правительство «призвало строить элеваторы, отгрузочные терминалы в портах, развивать переработку сельскохозяйственного сырья. На эти цели руководство страны планировало потратить 1,5-2 миллиарда долларов США. Лишь при условии развития инфраструктуры экспорт зерна можно будет довести до 50 миллионов тонн, как это планируется правительством»25. Социальное маневрирование в этой же сфере проявляется «в оплате государством долгов перед элеваторами, где хранится прошлогодний урожай»26.
Так же активно правительство действует на рынке молочной продукции. Весной 2010 года для поддержания цен Минсель-хоз планировал «приобрести несколько процентов общероссийского объема потребления молока, сыра и масла. Для этого собирались выделить 2,8 млрд.рублей и еще 300 млн. рублей - на хранение закупленного»27.
Принцип честной конкуренции. Примером социального маневрирования является «разработка закона о торговле на потребительском рынке, правительственный и альтернативный проекты которого рассматривались в Госдуме в сентябре 2009 года. Главным содержанием обоих проектов является стремление развивать торговые сети равномерно по России, не допуская монополизации рынка в каких-то областях и городах»28.
Приоритетность социальных групп в технологиях социального маневрирования. Разновидностью таких технологий является метод, выражающийся в оказании дифференцированной и адресной помощи конкретным социальным группам и индивидам, сочетающийся с массовой подачей
данного аспекта в средства массовой информации. Приоритетными социальными группами в данном аспекте являются: пенсионеры, инвалиды, дети, молодежь, безработные, так называемый «средний класс», ученые-интеллектуалы и др.
Пенсионеры. Государству приходится считаться с разрывом в доходах пенсионеров, живущих в разных регионах. Для ликвидации этого разрыва устанавливаются различные доплаты. Так, «если пожилой человек живет в регионе, где прожиточный минимум пенсионера ниже федерального, то ему будет установлена федеральная соцдоплата к пенсии»29. Таким образом чиновники уже «в 2009 году предполагали поднять над чертой бедности полтора миллиона пенсионеров. Получать эти выплаты должны самые незащищенные граждане, чьи доходы не доходят до прожиточного минимума пенсионе-ра»30. Стремясь увеличить пенсионные выплаты ныне работающих россиян, правительство «предложило добавить к базовой пенсии (ее так называемой страховой части) накопительную часть, которая будет формироваться за счет отчислений из сегодняшней заработной платы граждан»31. Социальное маневрирование мы можем увидеть при обсуждении бюджета, например, на 2010 год. По мнению премьер-министра В. Путина, этот «бюджет должен стать «социальным»: на выплаты пенсионного обеспечения предполагалось направить 10% ВВП страны, было намечено продолжать и программу выплаты материнского капитала»32.
Инвалиды. На октябрь 2010 года в стране проживало «13,3 миллиона инвалидов, это чуть больше 9 процентов населения. Из них 545 тысяч - дети. 20 процентов школ в России к 2016 году должны быть адаптированы для обучения ребят с ограниченными физическими возможностями. И каждое четвертое транспортное средство (автобус, трамвай, поезд и др.) необходимо приспособить для передвижения в них инвалидов. На программу помощи инвалидам потратят 47 миллиардов руб-лей»33. Эти нормы содержатся в программе Правительства РФ «Доступная среда», рассчитанной на 2011-2015 годы.
Безработные. Согласно данным Министерства здравоохранения и социального развития России, к январю 2011 года «общее число «свободных» от работы граждан достигнет 6,4 млн. человек.» Поэтому Правительство РФ решать проблемы на рынке труда «будет с помощью апробированных программ. В бюджет на эти цели заложено 27,8 миллиарда рублей. Основной упор сделают на программе самозанятости, на нее предусмотрено 11 миллиардов рублей. Программа заключается в том, что государство дает 58,8 тысячи рублей предпринимателю, решившему открыть свое дело. Если при этом создаются рабочие места, то на каждое положено еще 58,8 тысячи.» Ранее, согласно статистике Министерства, по программе самозанятости из «100 тысяч созданных рабочих мест закрылось всего пять процентов»34.
Таким образом, на основе реальных практических дел государственными учреждениями выстраивается эффективный имидж Правительства РФ и его председателя. В этом случае технологии социального маневрирования дают нужный эффект. Однако есть и примеры обратного порядка. Своеобразным проявлением социального маневрирования является предложение президента Ингушетии, сделанное в ноябре 2009 года, «перевезти безработных из республики в другие регионы России, например, в Свердловскую область. многих удивляют такие планы, ведь в самой Свердловской области 200 тысяч безработных, и никто не собирается трудоустраивать жителей других регионов за счет собственного населения»35. Проект был обнародован в СМИ, но из-за негативной реакции населения в Свердловской области на это предложение был отклонен в силу его рискованности.
Трудовые коллективы моногородов. Большие средства были переданы в 2009 году на «программы поддержки жителей моногородов, больше всего пострадавших от кризиса»36. Достаточно активно социальное маневрирование используется при решении проблем такой важной части отечественной автомобильной промышленности, как ВАЗ. В 2009 году на предприятии
активно обсуждали вопрос о сокращениях персонала. Государство обещало помочь заводу провести «работу по высвобождению его работников» и рассмотрело планы финансовой помощи по ликвидации задолженности ВАЗа в размере 54 млрд. рублей»37.
Достаточно быстро выяснилось, как именно можно занять сокращаемых рабочих автозавода. Было «предложено создать в Тольятти технопарк для производства игрушек, где будут выпускать электромобили, велосипеды, конструкторы. Проект решило поддержать государство, чтобы создать новые рабочие места и снизить социальную напряженность в городе, где подавляющее большинство жителей так или иначе связано с производством автомобилей»38.
Автомобильная промышленность является постоянным объектом внимания правительства. Так, «в сентябре 2009 года было принято решение выделить ей 30 млрд. руб. Более того, правительство задумалось о том, чтобы выкупить 200 тысяч старых автомобилей по цене 50 тыс. рублей. Еще на 20 млрд. рублей государство готово закупить автомобили для себя. В результате этих решений автомобильная отрасль стала в бюджете наиболее защищаемой. При этом правительство готово защищать не только автопроизводителей, но и потребителей (субсидии по ставкам кредита, программа выкупа старых автомобилей)»39.
Малый бизнес и проблематика формирования среднего класса. Специфическим методом технологий социального маневрирования можно считать способ превентивной нейтрализации социальной напряженности и достижения стабильности на основе создания равных возможностей, условий и гарантий для достойного существования граждан. Он адресован прежде всего группам социального риска, являющимся источником потенциальной социальной напряженности. Одной из таких групп являются предприниматели, занятые в малом и среднем бизнесе, которые в большей мере испытывают проблемы в развитии, давление коррумпированных властей, административные барьеры.
Прибегая к технологиям социального маневрирования, премьер-министр России В. Путин на Всероссийском форуме по малому и среднему бизнесу в апреле 2009 года «объявил о налоговых послаблениях таким предприятиям. Он предложил повысить потолок годовой выручки для применения упрощенной системы налогообложения с 30 млн. до 60 млн. рублей. Среди предложений премьер-министра - доступные кредиты, а также доступ малого и среднего бизнеса к государственному и муниципальному заказу через электронные аукционы»40.
Примером в реализации технологий социального маневрирования можно считать и принятие пакета стимулирующих мер для малого бизнеса. Цена «этого пакета для государства должна составить 13 млрд. рублей. Об этом сообщил председатель Правительства РФ в марте 2010 года. Деньги предполагается направить на стимулирование инвестиций, работу в сфере здравоохранения и образования»41. Еще одним примером технологий социального маневрирования государственных структур в отношении малого бизнеса является «господдержка в 100 млрд. рублей, обещанная малым и средним компаниям в 2010 году. Эта поддержка, как предположили аналитики, позволила бы банкам дополнительно прокредитовать малых бизнесменов на 100-150 млрд. рублей»42.
Таким образом, реализуя технологии социального маневрирования, институт государства решает несколько важнейших для себя задач: 1) оптимизирует социальные расходы, сочетая это с реальными возможностями экономики, 2) выбирает оптимальные социальные группы и объекты для своей приоритетной государственной поддержки, 3) внедряет в сферу общественного мнения тезис о пределах и ограниченности ресурса социальной поддержки, вызывая тем самым конкуренцию среди социальных групп, борющихся за эту поддержку, и 4) подает в СМИ информацию о своих действиях по решению социальных проблем как оптимальных в сложившихся условиях. Все это способствует социальному контролю масс, являющемуся «значительной частью культуры.
1 Нечаев Д.Н. Неправительственные организации как фактор политического развития СССР и ФРГ: сравнительный анализ / Д.Н. Нечаев. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та; Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. 456 с.
2 Россияне становятся вымирающим видом. ООН представила демографический прогноз / / Коммерсантъ. 2007. 8 февраля. С. 4.
3 Год семьи побил рекорд. Закрепить успех может помешать кризис // Труд. 2008. 31 декабря. С. 4.
4 Минус кризис. Безработица в России снизилась почти до уровня октября 2008 года // Российская газета. 2010. 4 октября.
5 Планета без труда. В мире 210 млн. безработных - больше, чем когда-либо в истории // Известия. 2010. 6 сентября.
6 ВОЗ продлевает жизнь // Известия. 2010. 13 сентября.
7 Дурман развеется. Реклама слабоалкогольных напитков в России будет ограничена // Российская газета. 2010. 6 октября.
8 Шкаратан О.И., Ильин В.И. Социальная стратификация России и Восточной Европы: сравнительный анализ / О.И. Шкаратан, В.И. Ильин; Гос. ун-т Высшая школа экономики. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006. 468 с. С. 117-118.
9 Руткевич М.Н. Социальная структура. М.: Альфа-М, 2004. 272 с. С. 236-237.
10 Нечаев Д.Н. Эффективность моделей региональной социальной политики: опыт Запада и российские практики // Проблемы международных отношений и региональной политики в условиях глобальных трансформаций. Сб. статей / Под общ. ред. Слинько А.А. Воронеж: ВГУ, 2009. С. 40-45.
11 Почему не беднеют богатые // Известия. - 2010. - 4 мая. - С. 2.
12 Евроминимум. МРОТ в России пока недотягивает до уровня беднейших стран ЕС // Российская газета. 2009. 18 августа.
13 Гонтмахер Е. Заштопать сетку безопасности // Российская газета. 2009. 12 марта.
14 Храмцов А.Ф. Социальное государство: Россия и европейский опыт. М.: ИСП РАН, 2005. 418 с. С. 263.
15 Материнский капитал: как им распорядиться? // Известия. 2009. 29 ноября.
16 Грицюк М. Прибыль населения / М. Гри-цюк // Российская газета. 2009. 30 сентября.
17 Старикам везде у нас расчет // Коммерсантъ. 2010. 24 апреля.
18 Нетреба П. Минфину предлагают цели по средствам / П. Нетреба // Коммерсантъ. 2010. 14 мая.
19 Вдумчиво // Российская газета. 2010. 21 апреля.
20 От налогов найдено патентованное средство // Коммерсантъ. 2009. 8 сентября.
21 Егорышева Н. Переобувание / Н. Егоры-шева // Российская газета. 2009. 17 сентября.
22 Кривошапко Ю. Волчий билет к зарплате / Ю. Кривошапко // Российская газета. 2009. 14 июля.
23 Егорышева Н. Переобувание / Н. Егоры-шева // Российская газета. 2009. 17 сентября.
24 Чкаников М. Зерно узнает себе цену / М. Чкаников // Российская газета. 2009. 3 ноября.
25 Сбыт сменит вал? // Российская газета. 2009. 7 октября.
26 Сапожков О. Минсельхозу оплатили битву за урожай / О. Сапожков // Коммерсантъ. 2009. 11 сентября.
27 Молочные реки готовят к весенней навигации // Коммерсантъ. 2009. 9 октября.
28 Принять закон о торговле // Коммерсантъ. 2009. 11 сентября.
29 Социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе // Известия. 2009. 4 декабря.
30 Савиных А. Пенсии подтянут до минимума // Известия. 2009. 1 октября.
31 Из чего состоит ваша трудовая пенсия по старости // Известия. 2010. 30 апреля.
32 Бюджет-2010 будет социальным // Известия. 2009. 24 сентября.
33 Видеть и слышать. На программу помощи инвалидам потратят 47 миллиардов рублей //Российская газета. 2010. 1 октября.
34 У безработицы осеннее обострение // Известия. 2010. 1 октября.
35 Лакедемонский А. Ингушским безработным ищут место жительства // Коммерсантъ. 2009. 3 ноября.
36 Алексеева Н. Антикризисные гранты вышли в люди / Н. Алексеева // Известия. 2009. 8 сентября.
37 Мы наш, мы новый ВАЗ построим. // Известия. 2009. 7 октября.
38 Стрельцов Е. Не «Жигули», а игрушка // Известия. 2009. 16 сентября.
39 Бюджет ставят на колеса // Коммерсантъ. 2009. 24 сентября.
40 Гудков А., Вислогузов В. Малый бизнес добился внимания премьера // Коммерсантъ. 2009. 23 апреля.
41 Сидибе П. Частный случай // Российская газета. 2010. 25 марта.
42 Зыкова Т. Без страха и залога // Российская газета. 2010.