Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СРЕДНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ'

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СРЕДНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ / СРЕДНИЙ БИЗНЕС / СРЕДНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИРМЫ-ГАЗЕЛИ / DEVELOPMENT OF ORGANIZATIONS / MEDIUM BUSINESS / MEDIUM ORGANIZATIONS / GAZELLE COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Божко Л.М.

Выявляются тенденции развития средних организаций в России. Перечислены критерии отнесения организаций к средним, согласно нормативной базе; исследована динамика численности малых и средних предприятий за 2010-2018 гг. На основе статистических данных оценена динамика оборота средних предприятий; рассчитан удельный вес оборота средних организаций в совокупном обороте; отслежено изменение ряда показателей, характеризующих вклад средних организаций в экономику. Сформулированы проблемы развития средних организаций. Фирмы-газели приведены в качестве подтверждения возможности и способности среднего бизнеса быть успешным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTIC ASPECTS OF DEVELOPING MEDIUM BUSINESSES IN RUSSIA

The purpose of the article is to identify trends of medium-sized organizations` development in the Russian Federation. The criteria for assigning organizations to medium-sized according to the regulatory framework are named, the dynamics of the number of small and medium-sized enterprises for 2010-2018 years are estimated. On the basis of statistical data, the dynamics of medium-sized enterprises` turnover are estimated, the share of medium-sized organizations` turnover in the total turnover is calculated, and the changes of some indicators characterizing the contribution of medium-sized organizations to the economy are monitored. Problems of medium-sized organizations` development are formulated. Gazelle firms are cited as an evidence of the opportunity and ability for medium-sized businesses to be successful.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СРЕДНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ»

Л. М. Божко1

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ СРЕДНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

Выявляются тенденции развития средних организаций в России. Перечислены критерии отнесения организаций к средним, согласно нормативной базе; исследована динамика численности малых и средних предприятий за 2010-2018 гг. На основе статистических данных оценена динамика оборота средних предприятий; рассчитан удельный вес оборота средних организаций в совокупном обороте; отслежено изменение ряда показателей, характеризующих вклад средних организаций в экономику. Сформулированы проблемы развития средних организаций. Фирмы-газели приведены в качестве подтверждения возможности и способности среднего бизнеса быть успешным.

Ключевые слова: развитие организаций, средний бизнес, средние организации, фирмы-газели. DOI: 10.37930/1990-9780-2020-4-66-152-162 УДК 330.382

Организации в зависимости от размера разделяются на три группы: малые, средние и крупные. К крупным организациям с учетом их определяющей роли в экономике государства и социальной значимости всегда было особое отношение со стороны властей, общества в целом и научной общественности. Малый бизнес пользуется особенным и неугасающим вниманием, судя по тематике научных публикаций, заявляемых программ поддержки и конкретных действий властей, предпринимаемых для его развития.

Средние организации стоят особняком и не так популярны при обсуждении проблем бизнеса. Между тем, средние предприятия при наличии ряда преференций (по сравнению с крупными) и при отсутствии некоторых льгот, распространяющихся на малый бизнес, имеют ряд специфических проблем, влияющих на их развитие. Возможно, недостаточное внимание к среднему бизнесу объясняется его несущественным значением в экономике. Проверим это предположение.

Для начала на основе нормативной базы установим, какие организации относятся к средним на данный момент [4, с. 5-7]. Хозяйствующие субъекты относят к субъектам малого и среднего предпринимательства на основании критериев, установленных ст. 4 ФЗ от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства РФ от 04 апреля 2016 г № 265 «О предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности». Для отнесения организации к средней должны выполняться три условия:

1) среднесписочная численность - от 101 до 250 человек (оценивается за предыдущий год);

1 Леся Михайловна Божко, доцент Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I (190031, РФ, Санкт-Петербург, Московский пр., 9), д-р экон. наук, доцент, e-mail: lemib@rambler.ru

2) ограничения по структуре уставного капитала. Для средних организаций действуют те же рамки, что и для малых (доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов суммарно не должна превышать 25 %, доля участия юридических лиц (в том числе иностранных) - не малых и не средних - не должна суммарно превышать 49 %, ограничений по доле участия субъектов малого и среднего предпринимательства в уставном капитале нет);

3) доход за предыдущий отчетный год свыше 800 млн рублей, но не более 2 млрд рублей (доход считается по данным налогового учета без НДС).

Прежде действовало Постановление Правительства РФ от 09 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которое определяло пороговые значения выручки для средних предприятий - свыше 400 млн и не больше 1 млрд рублей.

25 июля 2015 г. вступило в силу Постановление от 13 июля 2015 г. № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», согласно которому предельные значения годовой выручки для субъектов и малого, и среднего предпринимательства были увеличены вдвое. Из-за изменения диапазона границ выручки субъекты предпринимательства, относившиеся прежде к средним, теперь стали относиться к малым. Соответственно и те крупные организации, чья выручка составляла от 1 до 2 млрд рублей в год, стали по новому критерию средними.

1 августа 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства от 04 апреля 2016 г № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», которое помимо некоторых других нововведений в качестве критерия устанавливает не только выручку по основному виду деятельности, а все, в том числе внереализационные, доходы субъекта предпринимательства согласно налоговой декларации.

Также 1 августа 2016 г. был создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (rmsp.nalog.ru), который формирует ФНС России на основании отчетности субъектов малого и среднего бизнеса (сведений о доходах, среднесписочной численности сотрудников, данных из Единого госреестра юридических лиц, Единого госреестра индивидуальных предпринимателей и др.).

Разумеется, такое частое изменение нормативной базы не могло не сказаться на развитии средних организаций, что можно проследить по динамике их численности (табл. 1).

Таблица 1

Динамика численности малых и средних предприятий за 2010-2018 гг., тыс.*

Предприятия 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Малые 1644,3 1836,4 2003 2063,1 2103,8 2222,4 2770,6 2754,6 2659,9

Средние 25,2 15,9 13,8 13,7 13,7 19,3 13,3 13,3 13,7

* Составлено на основе данных Росстата: Малое и среднее предпринимательство в России - 2015 г. / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа https://gks.ru/ bgd/regl/b15_47/Main.htm (дата обращения: 25.01.2020); Малое и среднее предпринимательство в России - 2017 г. / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа https://www.gks.ru/bgd/regl/b17_47/Main.htm (дата обращения: 25.01.2020); Малое и среднее

предпринимательство в России - 2019 г. / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа https://www.gks.ru/bgd/regl/b19_47/Main.htm (дата обращения: 22.01.2020).

Возможно, именно удвоением лимита по выручке для малых и средних предприятий в 2016 г. вызвано такое резкое - почти на четверть (24,7 %) - увеличение численности малых предприятий в этот год. Между тем количество средних предприятий сократилось почти на треть (31,1 %). В дальнейшем наметилась тенденция к сокращению численности малых предприятий при некотором увеличении числа средних в 2018 г Исследование динамики численности средних предприятий на протяжении нескольких лет показывает, что их количество относительно стабильно и не превышает 14 тысяч. В 2015 г. был достигнут максимум с 2010 г.: увеличение на 5,6 тысячи по сравнению с предыдущим годом. Но в 2016 г. рост числа малых предприятий на 548,2 тысячи происходил при снижении количества средних на 6 тысяч [4, с. 7].

От объема выручки зависит налогооблагаемая база, чем также объясняется важность этого критерия. К сожалению, зачастую отношение к организации определяется по ее размерам, при этом далеко не всегда учитываются суммарные показатели по конкретной категории предприятий в масштабах всей экономики. Как результат может недооцениваться или, наоборот, переоцениваться важность предприятия только из-за его принадлежности к той или иной размерной группе. Вместе с тем размер организации свидетельствует не только о величине ее дохода, но и указывает на вклад в экономику региона и страны. Организации разных размеров совокупно по каждой категории вносят различный вклад в экономику страны и по его динамике можно проследить тенденции развития организаций разного размера [3]. Оценить совокупный вклад организаций в зависимости от их размера в экономику государства можно по ряду показателей.

Обратимся к динамике оборота организаций и индивидуальных предпринимателей (рис. 1). Исходные данные для расчета и оценки оборота организаций и индивиду-

180000 160000 140000 120000 100000 80000 60000 40000 20000 0

1

>»— "

__. _

2

-- -г:-;:: 3

. — • — 1 — . ' \5 4 6

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Рис. 1. Динамика оборота организаций и индивидуальных предпринимателей за 2005-2018 гг., млрд р. (данные за 2018 г. на момент подготовки статьи отсутствовали): 1 - оборот организаций (без учета деятельности финансовых организаций); 2 - то же средних предприятий; 3 - малых (всего); 4 - микропредприятий; 5 - объем выручки ИП; 6 - оборот малого предпринимательства (МП + ИП)

альных предпринимателей взяты из официальной статистики2, учитывались также результаты наших предыдущих исследований [3, 4].

На рис. 1 график оборота организаций расположен выше остальных, что наглядно показывает особенность российской экономики: определяющее влияние на нее на протяжении многих лет оказывают крупные предприятия. Что касается интересующих нас средних организаций, то их оборот ниже, чем малых в целом и отдельно микропредприятий; в основном он ниже выручки индивидуальных предпринимателей (ИП) и является самым низким на протяжении нескольких лет.

При отслеживании изменения во времени относительного показателя оборота средних организаций фиксируется резкое колебание в 2015-2017 гг. (рис. 2). Совокупный оборот в исследовании рассчитывался как сумма оборота организаций (без учета деятельности финансовых организаций) и объема выручки индивидуальных предпринимателей по данным статистики.

0,00

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 Рис. 2. Удельный вес оборота средних организаций в совокупном обороте, %

В табл. 2 приведена информация об удельном весе малых и средних предприятий, собранная по данным статистических сборников3 (сведения по 2015 г. отсутствуют).

Таблица 2

Удельный вес малых и средних предприятий в основных экономических показателях за 2010-2018 гг., %

Показатель Тип предприятий 2010 2011 2012 2013 2014 2016 2017 2018

Оборот предприятий Средние 7,1 5,1 5,4 4,9 4,8 4,8 15 13

Малые (включая микро) 21,4 22,2 21,1 20,5 20,2 24,4 26,6 25,6

Микропредприятия 7,6 6,9 7,5 7,5 7,4 12,7 11,4 11,5

2 См. сноску к табл. 1, а также: Российский статистический ежегодник. 2018 / Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: https://gks.ru/bgd/regl/b18_13/Main. htm (дата обращения: 22.01.2020).

3 См. сноску к табл. 1.

Окончание табл. 2

Показатель Тип предприятий 2010 2011 2012 2013 2014 2016 2017 2018

Инвестиции в основной капитал Средние 2,3 2,4 1,7 2,3 2,1 2,7 2,6 2,1

Малые (включая микро) 7,2 3,9 4,1 4,3 4,9 5,5 6,2 6

Микропредприятия 3,4 1,4 1,2 1,4 1,7 2,7 2,8 3,1

Внеоборотные активы Средние 1,6 1,6 1,7 1,1 1,4 1,7 1,3 1,2

Малые (включая микро) 21,9 20,3 19,8 40,6 16,8 21,1 8,3 21,2

Микропредприятия 19,3 17,8 17,3 38,3 13,9 17,6 5,5 18,3

Оборотные активы Средние 3,8 4 4,4 2,3 3,3 4,1 2,9 3,5

Малые (включая микро) 22,4 23 23,1 39,1 33,6 37,6 18,1 27,4

Микропредприятия 15,2 15,9 15,8 33,8 26,4 28,7 11 18,4

Капитал и резервы Средние 1,3 1,4 1,5 1,4 1,3 1,9 1,7 1,4

Малые (включая микро) 21,7 21 21,2 20,5 20,1 20,8 10 25,9

Микропредприятия 19,6 19 19 17,2 17 17,6 6 22,3

Изменения удельного веса показателей малых и средних предприятий можно проследить по рис. 3-7 (без данных за 2015 г.).

Сравнение информации по малым (включая микропредриятия и рассматривая их отдельно) и средним предприятиям показывает разительное отличие средних от остальных. Во-первых, изменение показателей для средних предприятий более плавное (за исключением оборота предприятий) (рис. 3), чего нельзя сказать о малых и микропредприятиях, показатели которых изменяются в основном скачкообразно. Во-вторых, все оцениваемые показатели (оборот предприятий, инвестиции в основной капитал, внеоборотные и оборотные активы, капитал и резервы) у средних предприятий существенно ниже, чем у малых (с учетом микропредприятий) и микропредприятий. Только картина по инвестициям в основной капитал у средних предприятий не так резко отличается от ситуации у микропредприятий, но и здесь на конец рассматриваемого периода микропредприятия превзошли средние организации.

средние малые (включая микропредприятия

микропредприятия)

Рис. 3. Динамика оборота малых и средних предприятий за 2010-2018 гг., %

8 7 6 5 4

3 2,3 2,41 7 2,32,1 ™262,1

- ш

III

средние

малые (включая микропредприятия)

микропредприятия

Рис. 4. Динамика инвестиций малых и средних предприятий в основной капитал за 2010-2018 гг., %

45

средние малые (включая микропредприятия

микропредприятия)

Рис. 5. Динамика оборотных активов малых и средних предприятий за 2010-2018 гг., %

45 40 35 30 25 20 15 10

5 —1,61,61,7111,41,71,31,2 0

средние

40,6

38,3

малые (включая микропредприятия)

микропредприятия

Рис. 6. Динамика внеоборотных активов малых и средних предприятий за 2010-2018 гг., %

30 25 20 15 10

5 1,3 1,41,5 1,41,3 1,91,71,4 0

средние

21,7

малые (включая микропредприятия)

22,3

микропредприятия

Рис. 7. Динамика капитала и резервов малых и средних предприятий за 2010-2018 гг., %

Анализ динамики рассмотренных показателей приводит к выводу о том, что по совокупному вкладу в экономику страны средние предприятия у нас значительно «мельче» микропредприятий. В чем же причины небольшой «популяции» средних предприятий и их незначительного вклада в экономику?

Во-первых, на протяжении многих лет власти предпринимают меры, направленные на поддержку малого предпринимательства. Ряд льгот, которые распространяются на малый бизнес, не действуют в отношении среднего. Это может стать причиной сдерживания увеличения размеров организации.

Во-вторых, проблемы малого бизнеса (а их множество, несмотря на программы поддержки малых предприятий [1]) характерны и для средних предприятий. Это подтверждается небольшой долей ВВП, приходящейся на малый и средний бизнес в России. Так, по впервые опубликованным данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в ВВП в 2017 г. составляла 21,9 % (в 2014 г. - 19 %, в 2015 г. - 19,9 %, в 2016 г. -21,6 %). Для сравнения: в Великобритании - 51 %, Германии - 53 %, Финляндии -60 % [10]. Согласно нацпроекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», к 2024 г. планируется выйти на долю 32,5 %). В 2018 г. произошло сокращение доли малого и среднего бизнеса в ВВП до 20,2 %, и перед Правительством стояла задача увеличить ее до 23,5 % по итогам 2020 г. [9]. Но на достижение показателя повлияли ограничительные меры из-за пандемии. Малое и среднее предпринимательство в нашей стране особенно подвержено воздействию чрезвычайно динамичной и сложной рыночной среды. Постоянные изменения в налоговом регулировании, бухгалтерской отчетности, юридических процедурах по обеспечению легальности деятельности - со стороны государства; кредитных ставок, условий для получения заемных средств - со стороны кредитных учреждений; цен на ресурсы, определяющих себестоимость продукции, - со стороны поставщиков; инициативы муниципальных властей, местных жителей и многие другие факторы вынуждают малый и средний бизнес «пребывать в ожидании» или в процессе проведения изменений, направленных на адаптацию к условиям ведения бизнеса.

В-третьих, в дополнение к проблемам, характерным и для малого бизнеса, средний бизнес сталкивается со специфическими проблемами, главным образом - проблемами роста. Принято считать, что малые предприятия могут вырастать в средние, а затем - в крупные (речь идет о создании предприятия с нуля, а не о перераспределении прав собственности). Однако это, скорее, единичные случаи. На рынке больше примеров, когда при наличии достаточного ресурсного потенциала крупные предпри-

ятия изначально создаются как таковые, минуя стадию среднего с характерными проблемами, и практикующие специалисты подчеркивают, что «самый уязвимый - это средний бизнес» [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перечислим проблемы, характерные для средних организаций как промежуточной стадии роста от малых к крупным:

1. В отличие от «зафиксированного» размера малого предприятия с несколько устоявшимися издержками среднее предприятие имеет другие финансовые цели, достижение которых требует растущих финансовых расходов.

2. Если малое предприятие закрывает потребность в сотрудниках по принципу семейственности и дружеских отношений, где универсальность и доверие ценятся больше, чем квалификация, а упущения в работе прощаются, то среднее предприятие испытывает потребность в профессиональных сотрудниках - как в менеджерах, которые умело преодолевают организационные проблемы роста, так и в специалистах, обеспечивающих возросшие требования к качеству и количеству продукции. Квалифицированный персонал мало нанять, необходимо его удержать: всегда есть конкуренция со стороны крупных организаций, более стабильных на рынке работодателей.

3. Потребность в разработке регламентов, проектировании организационной структуры, в применении новых методов и технологий управления. В отличие от относительно постоянных организационных структур управления малых и крупных организаций средние компании имеют динамичные структуры. Каждый очередной вид организационной структуры - это очередная промежуточная стадия, что предполагает частую смену применяемых инструкций и методов и переживается весьма болезненно.

4. Растущая организационная структура требует усиления контроля. Потребность в персонале уже не удовлетворяется семейными отношениями, а посторонних людей тем более необходимо контролировать. Дело не только в трудовой дисциплине, но и в финансовом контроле, выполнении стандартов качества - все это относится и к персоналу, проработавшему с начала создания организации и не привыкшему к контролю.

5. Вероятность снижения прибыли в период бурного роста. Потребность в привлечении финансов по возможности удовлетворяется за счет собственных источников (прибыли), но этого бывает недостаточно для реализации планов, связанных с ростом. При сохранении формата малого бизнеса и должной организации предприятие вправе рассчитывать на получение прибыли. Инвестиции в рост лишают, казалось бы, гарантированных прибылей, на которые могло рассчитывать малое предприятие.

6. Необходимость постоянного проведения организационных изменений. Отчасти это связано с изменением организационной структуры, но не только: корректируется стратегия, отлаживается технология производства, пополняется ассортиментный ряд, увеличивается штат, перестраивается логистика и др. Организационные изменения требуют помимо финансирования специального управленческого внимания и дополнительных усилий сотрудников.

Несмотря на выявленные тенденции и проблемы развития средних организаций ситуация со средним бизнесом выглядит не столь пессимистично. Именно среди растущих малых и средних фирм присутствуют предприятия, которыми можно гордиться, - фирмы-газели. По прямым подсчетам, в предкризисный период (до 2008 г.) газели составляли 7...8 % от общего числа средних и крупных фирм России, что приблизительно вдвое больше, чем в развитых странах [8]. В ходе проведенного в конце 2017 г. Медиа Холдингом «Эксперт» исследования быстрорастущих компаний было проанализировано 30 000 компаний с оборотом за 2016 г. от 400 млн до 12 млрд рублей, существующих не менее пяти лет, с темпами роста 15 % в год на протяжении не менее че-

тырех лет (с учетом стагнации исследователи снизили планку) [6]. С учетом таких критериев отбора получился список только из тысячи компаний. По замечанию исследователей, это «всего 3 %», но они особенные, это компании «среднего бизнеса, которые не умрут в следующие четыре года, а станут элементами новой фазы роста») [6]. В числе принципов успешного бизнеса газелей, позволяющих преодолевать негативные явления макроэкономической конъюнктуры, названы выбор большой ниши с потенциалом роста и осуществление инвестиций в современные технологии. При переходе к новому индустриальному обществу второго поколения (НИО.2) развивающимся компаниям важно учитывать изменения в социально-экономических отношениях и качествах человека, к которым приводит использование цифровых и когнитивных технологий [2, с. 7-9].

В последнее время средний быстрорастущий бизнес, имеющий лидирующие позиции, стал привлекать внимание исследователей и органы власти. Так, во многих странах Европы, Северной и Южной Америки, Азии вырабатываются меры поддержки таких компаний, направленные на создание благоприятных условий для их развития. В России тоже делаются шаги в этом направлении. Для проводимого с 2016 г Минэкономразвития РФ конкурса в рамках проекта «Поддержка частных высокотехнологических компаний-лидеров» отбор участников проекта осуществляется на основе национального рейтинга быстрорастущих компаний «ТехУспех» [7]. Фирмы-газели по праву называют элитой российского бизнеса, и хотелось бы, чтобы для развития средних организаций была благоприятная экономическая и правовая среда: тогда бы и средние предприятия количественно «подросли», и элиты бизнеса стало больше.

Список литературы

1. Абрамова, Т. А. Проблемы развития и государственная поддержка малого бизнеса на федеральном и региональном уровнях / Т. А. Абрамова, Л. М. Божко // Вестник Тверского гос. ун-та: Серия «Экономика и управление». - 2010. - Вып. 5, № 12. - С. 106-121.

2. Бодрунов, С. Д. Ноономика. Будущее: четвертая технологическая революция обусловливает необходимость глубоких изменений в экономической и социальной жизни // Экономическое возрождение России. - 2018. - №2 (56). - С. 5-13.

3. Божко, Л. М. Оценка развития малых, средних и крупных предприятий: тенденции и влияние на экономику РФ / Л. М. Божко // Форсайт «Россия»: будущее технологий, экономики и человека: сб. тр. V Санкт-Петербургского междунар. экон. конгресса (СПЭК-2019) / под общ. ред. С. Д. Бодрунова. - СПб.: ИНИР, 2019. - Т. 2. - С. 325-337.

4. Божко, Л. М. Развитие малого и среднего бизнеса в России: общие тенденции и частные факторы успеха / Л. М. Божко // Социально-экономические процессы: новое видение, вызовы, тенденции / под общ. ред. И. И. Ивановской. - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2020. - С. 4-23.

5. Бутман, Е. Разница между большими и малыми компаниями стала непреодолимой пропастью / Е. Бутман // Секрет фирмы. - 2013. - № 8 (33). - С. 12.

6. Гурова, Т. Тысяча счастливчиков / Т. Гурова, В. Колерова, Ю. Полунин // Эксперт. -5 марта 2018. - № 10 (1066). - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2018/10/tyisyacha-schastlivchikov/ (дата обращения: 26.07.2018).

7. Механик, А. Новая гонка к 500-м миллионам долларов / А. Механик // ЭкспертОпНпе. -04.10.2017. - Режим доступа: http://expert.ru/2017/10/4/novaya-gonka-k-500-m-millionam-dollarov/ (дата обращения: 26.07.2018).

8. Полунин, Ю. Средний бизнес и консервативные ценности / Ю. Полунин, А. Юданов // Эксперт. - 23 июня 2014. - № 26 (905). - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2014/26/srednij-biznes-i-konservativnyie-ekonomicheskie-tsennosti/ (дата обращения: 09.07.2014).

9. Старостина, Ю. Росстат зафиксировал снижение доли малого бизнеса в экономике / Ю. Старостина // РБК / Экономика. 28 января 2020. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/econo mics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (дата обращения: 28.01.2020).

10. Фейнберг, А. Росстат впервые раскрыл долю малого и среднего бизнеса в экономике / А. Фейнберг // РБК / Экономика. 05 февраля 2019. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/econom ics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (дата обращения: 28.01.2020).

References

1. Abramova, T. A. (2010) Problemy razvitiya i gosudarstvennaya podderzhka malogo biznesa na federal'nom i regional'nom urovnyakh [Problems of development and state support of small business at the federal and regional levels]. Bulletin of the Tver State. University: Series "Economics and Management", - Issue. 5, no. 12, pp. 106-121.

2. Bodrunov, S. D. (2018) Noonomika. Budushcheye: chetvertaya tekhnologicheskaya revoly-utsiya obuslovlivayet neobkhodimost' glubokikh izmeneniy v ekonomicheskoy i sotsial'noy zhizni [Noonomics. Future: the fourth technological revolution necessitates profound changes in economic and social life]. Economic revival of Russia, No. 2 (56), pp. 5-13.

3. Bozhko, L. M. (2019) Otsenka razvitiya malykh, srednikh i krupnykh predpriyatiy: tendentsii i vliyaniye na ekonomiku RF [Assessment of the development of small, medium and large enterprises: trends and impact on the economy of the Russian Federation]. Foresight "Russia": the future of technology, economy and man: collection of articles. tr. V St. Petersburg Int. econom. Congress (SPEK-2019) / under total. ed. S. D. Bodrunova. - SPb.: INIR, T. 2, pp. 325-337.

4. Bozhko, L. M. (2020) Razvitiye malogo i srednego biznesa v Rossii: obshchiye tendentsii i chastnyye faktory uspekha [Development of small and medium-sized businesses in Russia: general trends and particular factors of success]. Socio-economic processes: new vision, challenges, trends / under total. ed. I. I. Ivanovskaya. - Petrozavodsk: ICNP "New Science", pp. 4-23.

5. Butman, E. (2013) Raznitsa mezhdu bol'shimi i malymi kompaniyami stala nepreodolimoy propast'yu [The difference between large and small companies has become an insurmountable abyss]. Secret of the firm, No. 8 (33), pp. 12.

6. Gurova, T. A. (2018) Tysyacha schastlivchikov [thousand lucky people]. Expert. - March 5, No. 10 (1066). - Access mode: http://expert.ru/expert/2018/10/tyisyachaschastlivchikov/ (date of access: 26.07.2018).

7. Mechanic, A. Novaya gonka k 500-m millionam dollarov [New race to 500 million dollars]. ExpertOnline. - 04.10.2017. - Access mode: http://expert.ru/2017/10/4/novaya-gonka-k-500-m-mil-lionamdollarov/ (date of access: 26.07.2018).

8. Polunin, Y. (2014) Sredniy biznes i konservativnyye tsennosti [Medium business and conservative values]. Expert. - June 23, No. 26 (905). Access mode: http://expert.ru/expert/2014/26/sredni-jbiznes-i-konservativnyie-ekonomic news tsennosti / (date of access: 09.07.2014).

9. Starostina, Y (2020) Rosstat zafiksiroval snizheniye doli malogo biznesa v ekonomike [Rosstat recorded a decrease in the share of small business in the economy]. RBK / Economics. Jan-

uary 28. Access mode: https://www.rbc.ru/economics/28/01/2020/5e2eda219a79473c798d3692 (date of access: 28.01.2020).

10. Feinberg, A. (2019) Rosstat vpervyye raskryl dolyu malogo i srednego biznesa v ekono-mike [Rosstat for the first time disclosed the share of small and medium-sized businesses in the economy]. RBK / Economics. 05 February 2019. - Access mode: https://www.rbc.ru/econom-ics/05/02/2019/5c5948c59a794758389cfdf7 (date accessed: 28.01.2020).

L. M. Bozhko4. Characteristic aspects of developing medium businesses in Russia. The purpose of the article is to identify trends of medium-sized organizations' development in the Russian Federation. The criteria for assigning organizations to medium-sized according to the regulatory framework are named, the dynamics of the number of small and medium-sized enterprises for 2010-2018 years are estimated. On the basis of statistical data, the dynamics of medium-sized enterprises' turnover are estimated, the share of medium-sized organizations' turnover in the total turnover is calculated, and the changes of some indicators characterizing the contribution of medium-sized organizations to the economy are monitored. Problems of medium-sized organizations' development are formulated. Gazelle firms are cited as an evidence of the opportunity and ability for medium-sized businesses to be successful.

Keywords: development of organizations, medium business, medium organizations, gazelle companies.

4 Lesia M. Bozhko, Doctor of Economics, the associate professor, Emperor Alexander I Saint Petersburg State Transport University (9 Moskovsky pr, S.-Petersburg, Russia, 190031), e-mail: lemib@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.