Научная статья на тему 'Специфика развития предпринимательской деятельности в регионах на современном этапе хозяйствования'

Специфика развития предпринимательской деятельности в регионах на современном этапе хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МАЛОЕ И СРЕДНЕЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ / BUSINESS ACTIVITY / SMALL AND AVERAGE BUSINESS / STATE POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова Наталия Сергеевна

В статье рассматриваются особенности развития предпринимательской деятельности в регионах в настоящее время, анализируется предпринимательская активность, описывается специфика российского предпринимательского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF DEVELOPMENT OF BUSINESS ACTIVITY IN REGIONS AT THE PRESENT STAGE OF MANAGING

In article features of development of business activity in regions nowadays are considered, enterprise activity is analyzed, specifics of the Russian enterprise society is described.

Текст научной работы на тему «Специфика развития предпринимательской деятельности в регионах на современном этапе хозяйствования»

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕГИОНАХ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

Н. С. МОРОЗОВА

В статье рассматриваются особенности развития предпринимательской деятельности в регионах в настоящее время, анализируется предпринимательская активность, описывается специфика российского предпринимательского общества.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, малое и среднее предпринимательство, государственная политика, деловая активность.

Сегодня создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности является одной из основных задач для России. Одним из приоритетных направлений государственной политики является развитие малого и среднего предпринимательства. Повышение доли малого бизнеса в стране ведет к выравниванию макроэкономической ситуации, увеличению ВВП, повышению занятости населения и уровня его жизни. Все это возможно, только если государство будет проводить систематическую деятельность стратегического характера. В связи с этим возникает необходимость создания механизмов, нацеленных на долгосрочную перспективу и обеспечивающих устойчивый рост предпринимательства и его развитие. Определенный интерес представляет заявление президента России Д. А. Медведева о том, что «роль частного бизнеса должна быть исключительно велика, потому что чем больше людей вовлечено в бизнес, тем сильнее социальная основа государства, тем более устойчивой является экономика нашей страны» [7]. Бизнес должен быть устойчивым и конкурентоспособным в условиях рынка. Это важная составляющая условия поддержания стабильного социального и экономического положения в стране.

В соответствии с федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка хозяйствующих субъектов осуществляется на следующих уровнях:

1. Федеральные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Региональные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Муниципальные программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Государственная политика в области развития предпринимательства в соответствии с данным законом предусматривает следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства [10].

Однако, по нашему мнению, при создании единой стратегию развития предпринимательства немаловажно учитывать особенности каждого субъекта в отдельности. Наша страна многополярна и разнообразна. Следовательно, необходимо рассматри-

вать регионы и исследовать состояние предпринимательства, а также факторы, влияющие на деловую активность, в каждом отдельном случае.

Поэтому цель данного исследования изучить специфику развития предпринимательской деятельности в регионах в условиях современной экономики.

По данным статистики после финансового кризиса 2008 г. в России сократилось количество предпринимателей, однако в Южном и Дальневосточном федеральных округах этот показатель вырос на

3,1 % и на 7,1 % соответственно (табл. 1) [1]. Прежде всего мы это связываем со своевременной оказанной поддержкой органами государственных властей этих регионов. Но несмотря на общее снижение количества предпринимателей в стране, объем

Однако все-таки не наблюдается явной тенденции роста малых предприятий, а вклад их в развитие общества явно недостаточен [8]. Также отмечается конфликтность взаимоотношений государственных управленческих органов и представителей малого предпринимательства, например, большой объем прибыли остается еще в теневой экономике. На рисунке 1 представлено распределение оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, по федеральным округам Российской Федерации в 2009 г. Так мы видим, что больше всего скрывают свои доходы в Приволжском федеральном округе, здесь сумма составляет приблизительно 817,1 млрд руб. На втором месте Центральный федеральный округ, оборот розничной торговли вне рынка меньше на 142,2 млрд руб., т. е. на 21,1 %. Прежде всего такие объемы связаны со столицей России [1].

Меньше всего обороты розничной торговли индивидуальных предпринимателей вне рынка в

выручки от продажи продукции, работ и услуг вырос на 4,3 % во всех субъектах, мы это связываем с тем, что в условиях кризиса активно шел процесс развития новых направлений трудовой деятельности и соответственно новых слоев населения.

Сегодня мы уже можем говорить о том, что в стране сложилась некоторая инфраструктура государственной поддержки предпринимательства, которая позволяет реализовать потенциальный эффект от его развития. Так социологи отмечают изменение в благоприятную сторону общественного мнения о бизнесе; расширение доступа предпринимательства к финансовым ресурсам и, как бы отмечено ранее, системное развитие инфраструктуры для оказания помощи малым производственным объединениям.

Северо-Западном и Дальневосточном федеральных округах, но это и не удивительно, так как это наименее активные регионы даже по численности индивидуальных предпринимателей (табл. 1)

Интересная особенность предпринимательства заключается в его адаптации к окружающей среде. Устойчивость предприятия зависит как от внешних, так и от внутренних факторов. Особо стоит выделить факторы, оказывающие влияние на инвестиционную деятельность предпринимателя, а именно:

1. Недостаточный спрос на продукцию.

2. Недостаток собственных финансовых средств.

3. Высокий процент коммерческого кредита.

4. Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов.

5. Инвестиционные риски.

6. Неудовлетворительное состояние технической базы.

7. Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал.

Таблица 1

Основные показатели деятельности индивидуальных предпринимателей по субъектам Российской Федерации

Численность фактически действующих индивидуальных предпринимателей, тыс. чел. Объем выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, млн руб.

2008 2009 2008 2009

Российская Федерация 2742,0 2653,3 7000264,1 7301224,7

Центральный федеральный округ 633,2 576,3 1629750,3 1677307,4

Северо-Западный федеральный округ 222,8 206,8 503421,2 529355,1

Южный федеральный округ 572,7 590,6 957430,1 1034582,3

Приволжский федеральный округ 562,5 520,8 1363516,4 1453434,1

Уральский федеральный округ 222,4 235,7 989845,3 1008727,5

Сибирский федеральный округ 399,0 384,7 1149860,5 1070659,7

Дальневосточный федеральный округ 129,3 138,5 406440,3 527158,6

8. Неопределенность экономической ситуации в стране.

9. Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы.

При выборе направлений развития своего бизнеса предприниматель выделяет следующие пункты инвестирования:

1) увеличение производственных мощностей;

2) автоматизация и механизация операционной деятельности;

3) внедрение новых производственных технологий;

4) снижение себестоимости продукции;

5) экономия энергоресурсов;

6) замена изношенной техники и оборудования;

7) создание новых рабочих мест.

Рис. 1. Распределение оборота розничной торговли индивидуальных предпринимателей вне рынка (млрд руб.)

На графике (рис. 2) видно, что прежде всего предприниматели вкладывают средства для замены изношенной техники и оборудования. Это приблизительно 15 % предприятий от общего числа организаций. Вторая важная цель инвестирования в основные фонды связана с увеличением производственных мощностей с неизменной но-

менклатурой продукции. 10 % предпринимателей предпочитают вкладывать деньги в расширение производства. Менее приоритетно для них экономия энергоресурсов и создание новых рабочих мест. Только 5 % от общего числа беспокоятся о создании новых рабочих мест и экономии энергоресурсов [1].

Увеличение производственных мощностей с неизменной номенклатурой продукции Увеличение производственных мощностей с расширением номенклатуры продукции Автоматизация и механизация существующего производственного процесса Внедрение новых производственных технологий

Снижение себестоимости продукции Экономия энергоресурсов Замена изношенной техники и оборудования Создание новых рабочих мест

УУУУУУУУУУЛь

О 2 4 6 8 10 12 14 16

процентов

Рис. 2. Распределение малых предприятий по оценке целей инвестирования в основной капитал в 2009 г.

(в %от общего числа организаций)

Сегодня для повышения своей деловой активности многие предприятия используют финансовый лизинг. За счет лизинговых платежей на протяжении договора лизингодатель возвращает себе всю стоимость имущества и получает прибыль от финансовой сделки. Собственно, финансовый лизинг можно анализировать как форму долгосрочного кредитования. Однако есть ряд факторов, влияющих отрицательно на активное

внедрение лизинга в деятельность организаций, а именно:

1) недостаток финансовых средств;

2) сложность с получением кредита;

3) высокий процент коммерческого кредита;

4) существующий уровень налогообложения;

5) несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности (рис. 3).

Недостаток финансовых средств

Сложность с получением кредита

Конкуренция со стороны1 других организаций, осуществляющих лизинговую деятельность

Высокий процент коммерческого кредита

Существующий уровень налогообложения

Несовершенство нормативно-правового регулирования лизинговой деятельности

57,0

41,1

^^^Н304

52,2

О 20 40 60 80 100

процентов

■ Средние предприятия И Малые предприятия Л)

Рис. 3. Факторы, отрицательно влияющие на деятельность организаций в сфере финансового лизинга в 2009 г.

(в %от общего числа организаций)

На графике мы видим, что высокий процент коммерческого кредита больше всего оказывает влияние на степень использования финансового лизинга организациями. Для средних предприятий этот показатель почти 96 %, а для малых предприятий составляет примерно 74 %. На втором месте следующий фактор - недостаток финансовых средств. 57 % средних и около 29 % малых предприятий буду руководствоваться им при выборе финансового лизинга как формы кредитования [1].

В настоящее время для государства важно уменьшать барьеры для предпринимательства. Работа ведется в двух основных направлениях:

1) законы, снижающие число препятствий для ведения бизнеса;

2) продвижение новой культуры отношения государственных служащих к предпринимателям.

Важным шагом для улучшения государственного регулирования в сфере малого бизнеса был Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Он ввел уведомительный порядок начала деятельности и урегулировал правила проведения проверок. Сейчас без получения разрешений, просто отправив уведомление по почте, можно начать 31 вид бизнеса. Список планируется расширять, туда должно попасть все, что не требует получения лицензии.

И как раз Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» сильно сократил число бизнесов, для которых требуется получение лицензии. Если в 1990-х лицензированию подлежали тысячи ви-

дов деятельности, то в 2009 году - всего 80, сейчас в законе их 49. Лицензия нужна только там, где перед началом бизнеса надо подтвердить, что у вас есть квалифицированные сотрудники и необходимое оборудование. Лицензия теперь бессрочная, нет необходимости продлевать ее каждый год или раз в три года. Ее могут приостановить или аннулировать только после проверки, и только, если предприниматель что-нибудь нарушит. Закон также ограничил число проверок. Раз в три года проводятся плановые проверки по утвержденному прокуратурой плану, который ведомство обязано разместить на собственном сайте. Закон, правда, сохранил возможность проверки, если жалуется потребитель и в случае чрезвычайного происшествия. Сейчас предприниматели реже упоминают частоту и беспорядочность проверок в числе барьеров для бизнеса [9].

Таким образом, законодательство развивается, но в определенных случаях вводятся специальные правила для защиты граждан, например, детские сады и больницы проверяют чаще, школы инспектируются перед началом учебного года.

Следующий шаг для снижения барьеров - это улучшение качества государственных услуг. Предприниматель исполняет обязанность перед государством, обращаясь в государственные органы. В идеале каждый приход предпринимателя за услугой, должен быть простым, как покупка хлеба, но, к сожалению, человеку, наоборот, указывают на его место.

Получение разрешения на открытие бизнеса и регистрация юридического лица - это услуги. У бизнесмена всегда есть выбор: оставаться в тени или вступить в отношения с государством. Сейчас стоит вопрос о разрешении регистрировать бизнес по интернету. Налоговая служба считает, что это повлечет за собой создание фирм-однодневок. Но директор Департамента государственного регулирования в экономике А. И. Хер-сонцев считает, что «индивидуальный предприниматель однодневкой быть точно не может» [9]. Поэтому необходимо дать возможность зарегистрироваться через интернет.

Все необходимое для электронных государственных услуг практически готово: приняты все законы, создан портал, оказывающий услуги. Но особо стоит следить, как чиновник будет обрабатывать онлайн-заявку и другое. Эти процессы еще не до конца выстроены, например, в некоторых ведомствах до сих пор выданные лицензии хранятся в одном файле формата Excel.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После открытия бизнеса предприниматели сталкиваются с бумажной волокитой, например,

на каждую партию в магазине должны быть копии сертификатов и других разрешительных документов. Ветеринарные справки, например, вообще должны выдаваться каждый раз при «делении» партии. Государство столкнулось с тем, что такое огромное количество бумаг не гарантирует безопасности, коррупция огромна в этой сфере. Необходимо навести порядок. В 2012 г. решили организовывать единую электронную систему сертификатов и справок, чтобы проверяющий мог узнать информацию о документах на товар, например, просто просканировав штрих-код.

С октября 2011 г. количество бумаг, необходимых предпринимателям, значительно уменьшилось. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предписал ведомствам самим запрашивать справки из других служб. Это колоссальный проект, ведь только одна выписка из Росреестра нужна для получения 83 государственных услуг.

Сейчас практически во всех регионах создаются центры предоставления государственных услуг нового типа, где к предпринимателям относятся как к клиентам в магазине. Центры работают как офисы банков с электронной очередью, и у одного специалиста можно получить услуги от разных ведомств. Появилась идея создавать специализированные пункты одного окна и для малого бизнеса. Недавно мэр Москвы Сергей Собянин предложил создать такие центры в Москве. Там можно было бы зарегистрировать фирму, получить консультацию, подать уведомление о начале бизнеса, документы на лицензию, узнать о государственных грантах. Открытие подобных центров - знак глобальных изменений в отношении государства к своему населению. В действительности разговор идет о формировании совершенно новой культуры взаимоотношений чиновника с гражданином. Таким образом, цель государства ясна и прозрачна. Путин уже 7 мая 2012 г. подписал указ, согласно которому Россия должна подняться в рейтинге Всемирного банка Doing Business с 120-го на 20-е место [9].

Что касается Тамбовской области, то на 01 января 2010 г. в Тамбовской области функционировало 7237 малых и средних предприятий, что на 10 % больше, чем в 2008 г. (6581), помимо этого осуществляли деятельность 26641 индивидуальных предпринимателей, что на 6,8 % больше, чем в 2008 г. (24942). Общее количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 33878, что на 7,5 % выше уровня 2008 г. (31523) (рис. 4) [2].

Рис. 4. Динамика количества субъектов малого и среднего предпринимательства, ед.

В общем количестве малых предприятий, по-прежнему, преобладали предприятия и организации с видом экономической деятельности «оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования». Их удельный вес составил 42,2 %. На долю предприятий и организаций сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства приходится 12,8 %, по операциям с недвижимым имуществом, аренде и

предоставлению услуг - 12,6 %, строительства -10,8 %, обрабатывающих производств - 10,1 %, транспорта и связи - 4,0 % общего количества малых предприятий (рис. 5) [2].

Среди малых предприятий оптовой и розничной торговли; ремонта автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования предприятия розничной торговли составляют

51,1 %, оптовой торговли - 41,0 %.

Рис. 5. Отраслевая структура малых предприятий в 2009 г., в % к итогу

В обрабатывающих производствах преобладают предприятия, занимающиеся производством пищевых продуктов - 20,1 %, прочих неметаллических минеральных продуктов - 11,4 %, обработкой древесины и производством изделий из дерева - 11,3 %, металлургическим производством и производством готовых металлических изделий - 8,5 %, текстильным и швейным производством - 8,1 %, производством машин и оборудования - 8,0 %.

В области ведется огромная работа по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательст-

ва. В условиях кризиса первоочередной задачей является создание и сохранение новых рабочих мест. Особое внимание было сосредоточено на финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства. В области функционируют специальные органы, отвечающие за поддержку предпринимательства:

1. Тамбовская областная торгово-промышленная палата.

2. Тамбовское областное общественное объединение работодателей «Тамбовская областная ассоциация промышленников и предпринимателей».

3. Тамбовское Региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

4. Союз предпринимателей Тамбовской области.

5. Тамбовское региональное отделение «Ассоциации женщин - предпринимателей России».

6. Негосударственное образовательное учреждение «Региональный центр управления и культуры».

7. Тамбовское областное государственное унитарное предприятие «Фонд содействия кредитованию малого и среднего предпринимательства Тамбовской области».

8. Совет предпринимателей г. Кирсанова.

9. Некоммерческое партнерство «Рассказовский патриотический союз».

10. Совет предпринимателей г. Котовска.

11. Общественная организация предпринимателей «Кодекс», Фонд защиты и развития предпринимательства «Гарант».

12. Совет предпринимателей Моршанского района.

13. Фонд развития предпринимательства и поддержки малообеспеченных граждан «Малая Родина».

14. Общественное движение предпринимателей Первомайского района.

15. Союз предпринимателей Сампурского района.

16. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств «Возрождение», СКПК «Альянс» [2].

Наиболее значимыми в региональном масштабе являются три объединения:

- Ассоциация промышленников и предпринимателей защищает интересы крупного бизнеса. Вместе промышленные предприятия вырабатывают единые подходы для решения таких задач как: реформирование налогового законодательства, лицензирование, ценообразование на энергоресурсы, взаимодействие с администрацией области, города, различными комитетами, антимонопольным управлением.

- Ассоциация крестьянско-фермерских хозяйств представляет интересы аграрного сектора экономики.

- Тамбовская областная торгово-промышленная палата объединяет и активно работает с малым и средним бизнесом.

В Тамбовской области действует современная нормативно-правовая база, отвечающая требованиям рыночной экономики на современном этапе.

Особое внимание в 2012 г. уделяется поддержке малых и средних инновационных пред-

приятий. Гранты на создание инновационной компании предоставляются в размере 500 тыс. руб. на одного получателя поддержки при наличии бизнес-плана, который анализируется комиссией с участием представителей некоммерческих организаций предпринимателей. На реализацию данного мероприятия поддержки выделено из областного бюджета 2 млн руб., получена субсидия из федерального бюджета в размере 8 млн руб. Сейчас проект постановления администрации области «Об утверждении Положения о конкурсном отборе малых и средних предприятий, созданных в целях практического применения результатов интеллектуальной деятельности и претендующих на предоставление грантов» находится в стадии согласования [2].

На постоянном контроле у области находится имущественная поддержка малого и среднего предпринимательства.

Она заключается в сохранении за субъектами малого и среднего предпринимательства, арендуемых ими помещений, находящихся в областной и муниципальной собственности, и предоставление им преимущественного права на выкуп этих помещений.

Законом Тамбовской области от 06.10.2008 г. № 441-З установлены предельные значения площади арендуемого имущества (3 тыс. м2) и срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества (не более пяти лет).

Можно смело делать вывод, что в области созданы все благоприятные условия для осуществления своей деятельности субъектами малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, подводя итог исследования, статистические данные дают возможность проследить общие тенденции развития бизнеса в России, а также проанализировать параметры субъектов предпринимательства. Важность функций предпринимательства говорит нам о том, что необходимо использовать все государственные ресурсы для развития российского предпринимательского общества: создание инновационных продуктов; снижение барьеров входа на рынки; взаимодействие предпринимателей с органами государственной власти; раскрытие предпринимательского потенциала населения регионов. Конечно, проблем, существующих в настоящее время в этой сфере множество, и задача государства и общества добиться их грамотного и эффективного решения, а как результат - достижение положительных сдвигов в социально-экономическом положении страны.

Литература

1. Данные Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

2. Инвестиционный паспорт Тамбовской области. иКЬ: http://www.invest-tambovregion.ru

3. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля: федер. закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

4. О лицензировании отдельных видов деятельности: федер. закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

5. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

6. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».

7. Об установлении предельных значений площади арендуемого имущества и срока рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Тамбов-

ской области или муниципальной собственности: закон Тамбовской области от 06.10.2008 № 441-З. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

8. Медведев Д. А. Вступительное слово на встрече с представителями предпринимательского сообщества // Сайт Президента РФ. URL:http://www.kremlin.ru

9. Ромашова Л. О. Проблемы и противоречия в управлении малым предпринимательством // Знание. Понимание. Умение. 2010. № 4. С. 210-215.

10. Херсонцев А. И. Индивидуальный предприниматель не может быть однодневкой // Forbes. 2012. № 99. URL: http://www.forbes.ru

* * *

SPECIFICS OF DEVELOPMENT

OF BUSINESS ACTIVITY IN REGIONS AT THE PRESENT STAGE OF MANAGING

N. S. Morozova

In article features of development of business activity in regions nowadays are considered, enterprise activity is analyzed, specifics of the Russian enterprise society is described.

Key words: business activity, small and average business, state policy, business activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.