Научная статья на тему 'Специфика развития эвристического мышления у младших школьников на уроках музыки'

Специфика развития эвристического мышления у младших школьников на уроках музыки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
30
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВРИСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЭВРИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ШКОЛЬНИКИ / УРОКИ МУЗЫКИ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калист Е.Л.

Теоретически обоснована и методически аргументирована специфика развития эвристического мышления у младших школьников на уроках музыки. При дифференциации особенностей преподавания музыки как вида искусства и предмета воспитания акцентируется внимание на альтернативных образовательных технологиях, обеспечивающих учащимся свободный выбор художественной деятельности. Безусловной среди них является эвристическое обучение. Одним из его педагогических инструментариев представлена технологическая карта, способствующая оптимизации изучения тем и разделов учебной программы. Ее использование позволяет развивать у учащихся оригинальность мышления, нравственно-эстетическую чувствительность и музыкальную эрудицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC CHARACTER OF DEVELOPMENT OF HEURISTIC THINKING OF JUNIOR PUPILS AT MUSIC LESSONS

In the article specific character of development of heuristic thinking of junior pupils at music lessons is theoretically and methodically proved. During differentiation of features of teaching music as a type of art and a subject of education special attention is paid to the alternative educational technologies providing pupils with a free choice of art activity. Heuristic training is irrefutable among them. One of its pedagogical means is a technological card favouring the optimization of studying of topics and sections of the curriculum. The usage of this card allows to develop originality of thinking, moral-aesthetic sensitivity and musical erudition in pupils.

Текст научной работы на тему «Специфика развития эвристического мышления у младших школьников на уроках музыки»

УДК 373.3.025.7:78

СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ ЭВРИСТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Е.Л. КАЛИСТ

(Витебский государственный университет им. П.М. Машерова)

Теоретически обоснована и методически аргументирована специфика развития эвристического мышления у младших школьников на уроках музыки. При дифференциации особенностей преподавания музыки как вида искусства и предмета воспитания акцентируется внимание на альтернативных образовательных технологиях, обеспечивающих учащимся свободный выбор художественной деятельности. Безусловной среди них является эвристическое обучение. Одним из его педагогических инструментариев представлена технологическая карта, способствующая оптимизации изучения тем и разделов учебной программы. Ее использование позволяет развивать у учащихся оригинальность мышления, нравственно-эстетическую чувствительность и музыкальную эрудицию.

Введение. Музыка является эффективным учебным предметом нравственно-эстетического образования подрастающего поколения. В современных социокультурных условиях именно она может служить одним из наиболее результативных средств духовного совершенствования личности. Ее художественная выразительность, направленная на гармонизацию чувств и мыслей, развивает у учащихся способность к оценкам нравственности поступков сверстников, взрослых, киногероев и эстетики окружающей среды. Музыкальное искусство служит носителем прекрасного и возвышенного, трагического и комического, типического и фантастического, эстетически идеального, воспитывает у младших школьников стремление к красоте и соответствующему поведению. Вследствие этого несомненную актуальность представляет создание педагогических условий и технологий, способствующих синтезу личностного креативного потенциала учащихся с освоением ими культурно-исторического наследия человечества в области художественной эстетики.

Основная часть. Развитие творческих способностей у детей традиционно является одной из ключевых задач системы общего среднего образования. В соответствии с Кодексом об образовании Республики Беларусь «целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности обучающегося» [1, с. 13]. Государство нуждается в специалистах, способных не только воспроизводить, но и модернизировать, создавать принципиально новые образцы материальных и духовных ценностей.

Раскрытие креативного потенциала у учащихся начальных классов (их способностей к воображению, художественной фантазии, генерированию идей, обнаружению новых способов решения задач, практической реализации авторских замыслов) может осуществляться на различных учебных предметах, факультативных занятиях, в процессе проведения внеклассных мероприятий. Однако лишь дисциплины эстетического цикла обладают исключительными возможностями естественного, неалгоритмизирован-ного влияния на органы чувств зрителя или слушателя, латентного (скрытого) развития восприимчивости, чувствительности, устойчивого мировоззрения у ребенка [2, с. 37]. Благодаря произведениям искусства сущность окружающей среды и социальной действительности раскрывается перед учащимися комплексно: от эмоций - к сознанию, красоте и нравственности их деятельностно-практического воплощения.

К сожалению, до сих пор остаются нерешенными задачи эстетического образования, выделенные известным ученым-педагогом Д.Б. Кабалевским: повышения уровня значимости культуры и искусства в общем образовании; установки на нравственно-эстетическое развитие учащихся; формирования культурно-исторической компетентности, подразумевающей знание теории, истории культуры и искусства разных эпох и народов, а также художественно-практической компетентности, включающей навыки дифференциации средств художественной выразительности различных видов искусства; развития потребности в самостоятельном общении с искусством; накопления опыта личностного художественного творчества.

В этой связи целью работы явилось теоретическое обоснование и методическая аргументация специфики развития эвристического мышления у младших школьников на уроках музыки. Ее методологическую основу составляют научные труды по проблемному и эвристическому обучению (В.И. Андреева, В.И. Загвязинского, З.И. Калмыковой, И.Я. Лернера, М.И. Махмутова, М.И. Скаткина, Н.Ф. Талызиной, А.В. Хуторского и др.); теории эстетического воспитания школьников средствами музыки (Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, Б.В. Асафьева, Б.О. Голешевича, Н.Н. Гришанович, Д.Б. Кабалевского, Т.П. Королёвой, М.С. Красильниковой, Е.Д. Критской, В.П. Ревы и др.). Для достижения поставленной цели были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа содержания специальной научной и методической литературы, изучения педагогического опыта.

В сфере общего музыкального образования, по мнению Б.О. Голешевича, очевидным является противоречие между дидактичностью преподавания музыки и необходимостью учета ее эвристического генезиса и интонационной, творческой природы. Учителями музыки зачастую практикуются субъективные, трафаретные характеристики образного содержания произведений. Педагогически оправданным это можно признать при анализе программных музыкальных миниатюр иллюстративного содержания. Однако даже в таких случаях психолого-педагогическую установку на восприятие целесообразно выстраивать методом «наведения» на запрограммированный композитором художественный образ сочинения без субъективного его толкования. Предвосхищение образного содержания музыки, «соответствующего пониманию учителя», снижает учебный интерес учащихся, сдерживает динамику творческого процесса, лишает их возможности художественного вымысла и эвристики, брутализирует мотивы эстетического самосовершенствования [3, с. 59].

Музыкальное образование эвристического типа обусловлено необходимостью внедрения в учебную деятельность личностно ориентированных технологий преподавания и дифференцированного отношения как к одаренным, так и заурядным учащимся [4, с. 546]. Поэтому в учебном процессе целесообразным представляется применение таких педагогических методов, которые способствовали бы декоди-ровке эстетической информации, основанной на воплощении человеческой сущности в произведениях искусства. Вследствие недостаточной изученности способов организации эвристического мышления во время музыкальной деятельности актуальным видится создание соответствующей технологии, смысл которой детерминирован необходимостью развития нравственно-эстетической чувствительности и оригинальности художественной образности у школьников.

Понятие «технология» происходит от греческих слов techne - искусство, мастерство и logos -учение. Вследствие этого термин «педагогическая технология» следует рассматривать как учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Существует много определений данного понятия, в частности:

1) педагогическая технология как средство, производство и применение методического инструментария, аппаратуры, учебного оборудования и ТСО в учебном процессе (Р. де Киффер, Н.Б. Крылова, Б.Т. Лихачев, М. Мейер, С.А. Смирнов);

2) как способ, процесс коммуникации (модель, техника выполнения учебных задач), осуществляемые по определенному алгоритму, программе, системе взаимодействия участников педагогического процесса (В.П. Беспалько, С. Гибсон, А.М. Кушнир, В.М. Монахов, Т. Сакамото, Б. Скиннер, В.А. Сластенин, М.А. Чошанов);

3) как научное направление, представляющее обширную область информации, основанной на социальных, управленческих и естественных знаниях (Ведемейер, В.В. Гузеев, Р. Кауфман, П.П. Пид-касистый, М. Эраут);

4) как обширное понятие, включающее систему функционирования всех компонентов процесса образования, запланированных в определенных временных рамках, приводящих к прогнозируемому результату (В.И. Боголюбов, В.В. Давыдов, М.В. Кларин, Е.В. Коротаева, П. Митчелл, Г.К. Селевко, К. Силбер, Р. Томас, В.Э. Штейнберг).

Вариативность представленных определений педагогической технологии свидетельствует о ее функциональном многообразии (как области педагогической теории, представители которой исследуют и проектируют наиболее рациональные пути обучения; системы алгоритмов, способов деятельности; процесса обучения и воспитания) [4, с. 48 - 50].

Все чаще многие признанные ученые (И.П. Иванов, А.М. Лобок, Г.К. Лозанов, А.В. Хуторской, М.П. Щетинин) уделяют внимание альтернативным технологиям обучения, которые отличаются от традиционных методов целью, задачами, содержанием, принципами образования, отношением учащихся к сущности педагогического процесса. В большинстве случаев их основная суть заключается в создании условий свободного выбора учебной деятельности для детей.

В частности, реализации принципа индивидуализации обучения способствует использование в педагогическом процессе технологии эвристического обучения А.В. Хуторского. Следует отметить, что основные ее положения (как и природосообразного, развивающего, проблемного обучения) рассматриваются в контексте теории личностно ориентированного образования, сторонниками которого являются Е.В. Бондаревская, Л.В. Занков, Л.Я. Зорина, В.С. Ильин, П.Ф. Каптерев, М.И. Махмутов, Ж-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, А.В. Усова, С. Френе, Р. Штейнер, И.С. Якиманская и др.

Эвристика чаще всего понимается как открытие, создание нового. Ее воплощение в качестве методологической основы образования осуществлено в дидактической эвристике А.В. Хуторского. В технологии эвристического обучения ученик самостоятельно конструирует личностную образовательную траекторию в определенной области знаний. Для этого выявляется значимый для него объект (природное явление, историческое событие, художественные прообразы), изучением которого он будет заниматься мотивированно, в отличие от традиционной системы преподавания известных, зачастую абстрактных знаний. Затем полученный продукт учебной деятельности (гипотезу, сочинение, художественное произ-

ведение) с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами, известными в соответствующей области науки, искусства, техники. В итоге ребенок переосмысливает, достраивает, анализирует полученный результат, осуществляет рефлексию собственных действий, выполненных для его достижения. Таким путем происходит его личностное образовательное приращение знаний, способностей, чувственного и витального (жизненного) опыта. Практические следствия деятельности учащегося могут иметь не только личностную, но и общественную значимость. В таких случаях он оказывается включенным в культурно-исторические процессы в качестве их полноправного участника [4, с. 661].

Педагогическая технология эвристического обучения младших школьников на уроках музыки представляет особую организацию учебного процесса, основанного на свободном мышлении, личностных художественных открытиях, самоорганизации учащихся и их сотворчестве. Ее эффективность выражается в вариативности и оригинальности самостоятельных решений школьников. С этой целью составляется технологическая карта, в которой фиксируются основные этапы создаваемой образовательной ситуации, запланированные действия учителя и предполагаемая деятельность учащихся. Цель подобной карты заключается в систематизации педагогического инструментария, необходимого для изучения определённой темы или раздела, обеспечивающего индивидуальное образовательное приращение каждого ребенка. Использование ее учителем существенно упрощается применением компьютерных музыкальных программ как педагогических баз данных для создания вариантов творческих решений при работе со схожим художественным материалом [6, с. 257].

Эмоциональная непосредственность проявления чувств, проникновенная впечатлительность ребенка являются необходимыми предпосылками эвристического постижения художественного содержания произведений музыкального искусства. Они позволяют приобретать личностный смысл в музыке, открывать новые для ребенка эмоциональные состояния, эстетические знания, получать душевную удовлетворенность. Воплощению принципа личностного целеполагания, свойственного не только процессу музыкального восприятия, но и активным видам творчества на уроке музыки, в большой мере способствует именно технология эвристического образования. Концептуально значимым психолого-педагогическим аргументом толкования ее сущности и актуальности является факт самостоятельного, мотивированного постижения смысла художественного содержания произведений, приобретения знаний о средствах музыкальной выразительности учащимися. При помощи вопросов учитель акцентирует внимание младших школьников на доступном для них способе понимания сущности проблемы. При этом решаются следующие задачи:

- развивается мотивация эвристического мышления и овладения соответствующими приемами решения творческих задач;

- последовательно осваиваются методы эвристического постижения художественного содержания музыки;

- создаются ситуации успеха, способствующие осознанию учащимися перевода собственного статуса из объектов обучения в субъекты познавательной деятельности;

- самостоятельно постигается образная сущность произведений искусства в процессе инициирования эвристических образовательных ситуаций на уроках музыки.

Важным технологическим элементом эвристического обучения является создание педагогических условий личностного определения учащимися идей, проблем, гипотез, конструирования версий, схем, опытов. При этом следует учитывать непредсказуемость получаемого образовательного продукта как по содержанию, так и форме. Педагог лишь инициирует проблемную ситуацию, задает технологию деятельности, корректирует учебный процесс, но не предопределяет его результаты. Образовательная ситуация ограничивается временными и пространственными рамками педагогической реальности [6, с. 98].

Рассмотрим возможную последовательность взаимодействий учителя и учащихся в эвристической образовательной ситуации на уроке музыки при изучении темы 4-го класса «Музыкальная культура Беларуси», представленную в таблице.

Технологическая карта создания эвристической образовательной ситуации на уроке музыки при изучении темы 4-го класса «Музыкальная культура Беларуси»

Этапы педагогического процесса Запланированная деятельность педагога Предполагаемая деятельность учащихся

1. Образовательная установка, создание проблемной ситуации Формулирование проблемы, связанной с изучаемым объектом (историей происхождения и спецификой строения народной музыки, ее образного содержания, особенностей мелодики и тембровой окраски) Осознание проблемной ситуации. Постановка цели деятельности, обусловленной сущностью проблемы и объекта исследования: (Что значит понятие «Музыкальная культура Беларуси»? Какие компоненты оно интегрирует? В чем заключается личностный смысл изучения заданной темы?)

Окончание таблицы

Этапы педагогического процесса Запланированная деятельность педагога Предполагаемая деятельность учащихся

2. Уточнение образовательного объекта Конкретизация образовательного объекта в процессе дифференцированного рассмотрения образцов народной и композиторской, инструментальной и вокальной музыки Беларуси, ее жанрового разнообразия. Создание контекстной поисковой среды Актуализация жизненного опыта: (Какую музыку Беларуси я помню и что знаю о ней? Что значит для меня музыка моей республики?). Формулирование собственных контекстных вопросов: (Какие я знаю народные песни и танцы, произведения белорусских композиторов?)

3. Конкретизация задания Определение учебных заданий, обеспечивающих возможность панорамного представления об исполнительском искусстве Беларуси. Создание эвристической ситуации. Озвучивание музыкального материала, состоящего из 3 - 4-х белорусских народных песен и танцев, незнакомых учащимся Систематизация базовых сведений из области народной музыки (происхождение исполнительского искусства Беларуси: танцев, песен, сказок, музыкальных инструментов, обрядов и праздников)

4. Творческое решение проблемы, создание музыкальной продукции Консультационная, коррекционная деятельность учителя в процессе создания учащимися собственных музыкальных оригиналов по теме «Музыкальная культура Беларуси» Самостоятельное выполнение учебных заданий: слушание образцов народной музыки, поиск вариантов собственных названий произведений, графическое изображение мелодической линии и ритмического рисунка, установление принадлежности музыки к определенным календарно-тематическим праздникам, сочинение стихов к прозвучавшим произведениям

5. Демонстрация авторских образцов музыкального творчества детей Организация обсуждения музыкальной продукции учащихся: импровизаций, сочинений, творческих идей, гипотез Демонстрация результатов музыкального творчества: названий произведений, графических изображений мелодии и ритма, стихов, ритмического аккомпанемента, аргументов о целесообразности исполнения прозвучавшей музыки в мероприятиях, посвященных значимым событиям страны: Дням Независимости, Конституции, Победы

6. Систематизация полученных результатов Представление лучших музыкальных продуктов учащихся: сочинений, названий музыкальных произведений, мелодических, ритмических, фактурных импровизаций, пластических изображений, оригинальных гипотез о перспективах развития музыкальной культуры Беларуси Выявление наиболее оригинальных и понравившихся образцов творческой работы учащихся

7. Сравнение полученных результатов с культурно-историческими аналогами Демонстрация выдающихся вариантов культурно-исторических аналогов: белорусских народных песен и танцев, музыкальных произведений отечественных композиторов Оценка собственных творческих достижений. Формирование представлений о жанровом многообразии белорусской музыки

8. Рефлексивный анализ завершенного творческого процесса создания музыкальных ком-позиций Формулирование вопросов, нацеленных на рефлексивное осмысление уровня личностного творчества учащихся, оценку достигнутых ими результатов и способность самостоятельного ориентирования в отечественной музыкальной культуре Рефлексия выполненных действий. Закрепление последовательности мыслительных операций, способов решения учебных задач: достигнут ли первоначальный замысел? Какие позитивные изменения можно внести в решение подобных творческих задач? Какими средствами можно выразить художественный образ музыкального произведения?

9. Домашнее задание Подбор личностно ориентированных заданий, направленных на развитие творческих способностей у учащихся В мини-рассказе (сочинении) изложить собственные впечатления, вызванные прослушанным произведением. Сочинить стихи (четверостишия) к любимым произведениям белорусских композиторов. Придумать пластическую импровизацию к народным песням и танцам

Представленная технологическая карта как примерный образец создания образовательных ситуаций, обусловленных изучаемыми темами четвертей или уроков музыки, позволяет систематизировать учебный процесс, организуемый в рамках теории эвристического обучения. Подобный тип преподавания данной дисциплины способствует утверждению педагогических условий эмоционального комфорта, развития оригинальности мышления, нравственно-эстетической чувствительности и музыкальной эрудиции у младших школьников.

Заключение. Эффективность учебного процесса на уроках музыки во многом обусловлена педагогической теорией, с учетом основных положений которой преподается дисциплина, и системностью (технологичностью) его организации. Весьма результативным в этом смысле признается эвристический тип преподавания. Важным элементом технологии эвристического обучения является создание эвристических образовательных ситуаций, способствующих демонстрации учащимися собственных оригинальных музыкальных композиций, идей, гипотез.

Более эффективная реализация технологии эвристического обучения возможна при подготовке технологических карт создания образовательных ситуаций, соответствующих темам четвертей и уроков. Она включает следующие элементы: этапы последовательного развития образовательной ситуации, запланированные действия педагога и предполагаемую деятельность учащихся. Использование учителем технологии эвристического образования на уроках музыки направлено на формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, расширение кругозора и развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: текст Кодекса по состоянию на 13 янв. 2011 г. - Минск, 2011. - 250 с.

2. Горбунова, М.Б. Развитие творческого потенциала учеников в условиях художественного образования / М.Б. Горбунова // Пачатковая школа. - 2011. - N°... - С. 37 - 39.

3. Голешевич, Б.О. Эвристические основы педагогики общего музыкального образования: моногр. / Б.О. Голешевич. - Могилёв: МГУ им. А.А. Кулешова, 2009. - 272 с.

4. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2 т. / Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - 816 с.

5. Фоминых, М.М. Педагогическая эвристика как методология современного обучения / М.М. Фоминых // Социализация личности в XXI веке: материалы межрег. науч.-практ. конф., посв. 75-летию проф. В.Д. Семенова, Екатеринбург, июнь 2005 г. - Екатеринбург, 2005. - С. 257 - 259.

6. Хуторской, А.В. Школа эвристической ориентации / А.В. Хуторской // Школьные технологии. -1999. - № 4. - С. 292 - 302.

7. Хуторской, А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения / А.В. Хуторской. - М.: МГУ, 2003. - 416 с.

Поступила 24.10.2012

SPECIFIC CHARACTER OF DEVELOPMENT OF HEURISTIC THINKING OF JUNIOR PUPILS AT MUSIC LESSONS

E. KALIST

In the article specific character of development of heuristic thinking of junior pupils at music lessons is theoretically and methodically proved. During differentiation offeatures of teaching music as a type of art and a subject of education special attention is paid to the alternative educational technologies providing pupils with a free choice of art activity. Heuristic training is irrefutable among them. One of its pedagogical means is a technological card favouring the optimization of studying of topics and sections of the curriculum. The usage of this card allows to develop originality of thinking, moral-aesthetic sensitivity and musical erudition in pupils.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.