СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ ФИРМЕННОГО СТИЛЯ НА РЫНКЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Лухменева Елена Петровна
преподаватель кафедры маркетинга, коммерции и рекламы Оренбургского
государственного университета, РФ, г. Оренбург
E-mail: lep2410@mail. ru Агишева Алия Анатольевна студент 4 курса кафедры маркетинга, коммерции и рекламы Оренбургского
государственного университета, РФ, г. Оренбург
E-mail: sovakaroche@gmail. ru
SPECIFICITY OF THE DEVELOPMENT OF CORPORATE IDENTITY IN
THE EDUCATION MARKET
Luhmeneva Helena
lecturer of the department of marketing, commerce and advertising Orenburg State
University, Russia, Orenburg Agisheva Alia
4th year student of the department of marketing, commerce and advertising Orenburg
State University, Russia, Orenburg
АННОТАЦИЯ
В статье рассмотрена специфика разработки фирменного стиля на рынке образовательных услуг. Проанализированы основные элементы и этапы разработки фирменного стиля. Представлены результаты разработки фирменного стиля для кафедры маркетинга, коммерции и рекламы.
ABSTRACT
The article discusses the specifics of the development of corporate identity in the education market. Analyzes the main elements and stages of development of corporate identity. The results of development of corporate identity for the department of marketing, commerce and advertising.
Ключевые слова: рынок образовательных услуг; фирменный стиль; брендбук; логотип.
Keywords: education market; corporate identity; brand book; logo.
В последние годы всё более актуальным становится маркетинг образовательных услуг, что связано как с востребованностью данных услуг, так и с возрастающей конкуренцией. Сегодня не только вузы стремятся занять лидирующие позиции на рынке образовательных услуг, но и отдельные структурные подразделения — кафедры. Становится важным формировать собственный бренд-имидж. В сложившейся ситуации мало иметь просто название, необходимо, чтобы тебя замечали, выделяли среди партнёров и конкурентов. Для этого целесообразно иметь не только внутренние (профессорско-преподавательский состав, уникальные образовательные программы) особенности, но и внешние визуальные отличительные признаки. Поэтому разработка фирменного стиля представляется нам актуальной задачей. Фирменный стиль способствует формированию корпоративной культуры и является дополнительным конкурентным преимуществом [2].
Фирменным стилем принято называть совокупность графических, цветовых и языковых приемов, обеспечивающих полное единство бренда предприятия или товара и отличающее его от конкурентов.
А.П. Дурович рассматривает фирменный стиль как «направление маркетинговых коммуникаций, представляющего собой набор цветовых, графических, словесных, топографических, дизайнерских постоянных элементов, обеспечивающих визуальное и смысловое единство товаров (услуг), всей исходящей от предприятия информации, его внутреннего и внешнего оформления» [1].
Основные элементами фирменного стиля образовательного учреждения являются: фирменные цвета, логотип, фирменный комплект шрифтов, слоган, фирменный блок, фирменные константы.
Фирменный стиль должен быть: оригинальным; адекватным (соответствовать имиджу и образу организации); адресным (должен иметь влияние на конкретную целевую аудиторию); пластичным (быть актуальным без допущения возможности устареть).
Технология создания фирменного стиля заключается в основных этапах, которые проходит компания в процессе его формирования. Рассмотрим данные этапы на примере разработки фирменного стиля для кафедры маркетинга, коммерции и рекламы (МКР) Оренбургского государственного университета.
1. Подготовительный этап. Представляет собой систему сбора и анализа необходимой информации, целью которого является систематизирование доступной информации. На данном этапе изучалась история кафедры, приоритетные направления развития её деятельности, конкурентные преимущества, уровень уже существующего имиджа и т. д. Также анализировалась конкурентная среда, оценка креативных стратегий сильнейших конкурентов. Систематизированные данные обеспечили основу для составления основы концепции разработки корпоративного стиля в увязке с особенностями кафедры, её уникальных возможностей, с учётом влияния конкурентов и т. д.
2. Определение концепции и стратегии. На этом этапе наметились основные направляющие идеи, которые стали ключевыми в формировании фирменного стиля. Выбор направления тесно сопряжён с психологическими характеристиками потребителей, конкурентов и партнёров, а также со спецификой сферы деятельности фирмы. Таким образом, мы обозначили приоритетные психологические составляющие, формируя конкретный образно -ассоциативный ряд: «фирменный стиль-образ-ассоциации».
3. Идея. Создание основы проекта — определённой и яркой концепции отражения бренда кафедры в определённой визуальной форме.
4. Визуальное решение — определение приоритетных фирменных цветов, шрифтовых обозначений, основных графические объектов фирменного стиля и т. д., на основе которых создаются эскизы. В качестве фирменных были выбраны четыре цвета: голубой, бирюзовый, белый и серый. Голубой цвет считается цветом превосходства, и означает стремление к лидерству, недаром в некоторых культурах лидеров награждали «голубыми лентами». Бирюзовый способствует общению, а кафедра маркетинга, коммерции и рекламы всегда
открыта к общению с различными целевыми аудиториями. Белый цвет всегда был цветом социального согласия и мира и, несмотря на ужесточающуюся конкуренцию на рынке образовательных услуг, кафедра МКР будет мирной и дружелюбной остальным структурным подразделениям. Серый цвет — это стабильность и гармония, использование его в фирменном цвете означает следование традициям и желание стабильно развиваться и общаться с организациями-спонсорами, партнёрами, выпускниками.
5. Разработка основных элементов фирменного стиля — самый важный и ответственный этап, так как логотип является лицом компании и требует высокой концентрации в нём смыслового единства, связывающего вызванные ассоциации и образы и образом фирмы. На рисунке 1 представлен логотип кафедры.
КАФЕДРА МАРКЕТИНГА, КОММЕРЦИИ И РЕКЛАМЫ
Рисунок 1. Макет логотипа кафедры МКР
Галочка используется для обозначения согласия и означает «да, проверено», «да, правильно», «да, использовать». Это как нельзя лучше подходит кафедре маркетинга, коммерции и рекламы, ведь уже многолетним опытом доказано, что преподаватели кафедры — большие профессионалы своего дела, а выпускники — желанные работники на многих предприятиях города, области, страны. Данный символ способен направить мышление абитуриентов в правильное русло — «МКР — верный выбор!».
Галочка состоит из двух пересекающихся параллелограммов. Параллелограмм — это четырехугольник, который означает спокойствие,
стабильность, защищенность. Стоит заметить, что в психологии есть такое понятие как «принцип параллелограмма» Леонтьева, который означает, что если бы мы стали изучать память взрослого культурного человека, то это была бы не память, которую создала природа, а память, которую создала культура. А в современной культурной и экономической ситуации именно маркетинг и коммерция во многом определяют сознание и развитие людей.
6. Формирование брендбука — сбор всех имеющихся элементов с их цветовыми, графическими или звуковыми характеристиками в единый пакет, который будет служить унифицированным документом корпоративного стиля.
7. Реализация фирменного стиля — процесс создания основных составляющих идентификационных элементов фирмы: входные группы, РОБ-материалы, оформление внутренней и внешней деловой документации; рекламные продукты и т. д. Печатные материалы являются наиболее частыми носителями логотипа предприятия на рынке образовательных услуг. Использование логотипа на различных видах полиграфии указывает на причастность к той или иной организации. На рисунке 2 представлен макет визитной карточки для преподавателей кафедры.
Рисунок 2. Макет визитной карточки для преподавателей кафедры МКР
На рисунке 3 изображен вариант использования фирменного стиля на нестандартном носителе — кондитерских изделиях, а именно пирожные с логотипом кафедры. Данный продукт может быть предложен при проведении деловых переговоров, награждении победителей конкурсов и олимпиад.
Рисунок 3. Использование логотипа на нестандартном носителе
Таким образом, наличие фирменного стиля кафедры подчеркивает уверенную позицию среди конкурентов, формирует корпоративную культуру, способствует правильному позиционированию, формирует положительный образ в глазах целевой аудитории.
Список литературы:
1. Дурович А.П. Реклама в туризме / Учебное пособие. Минск: Новое знание, 2003. — 496 с.
2. Лухменева Е.П., Калиева О.М. Особенности формирования и продвижения бренда вуза // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2012. — № 13. — С. 228—231.