Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ПРОФСТАНДАРТОВ'

СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ПРОФСТАНДАРТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасова А.Е.

В статье рассмотрены вопросы проектирования дополнительных профессиональных программ. Основное внимание уделено проблемам формирования документа и содержания обучения. Рассмотрено одно из условий привлечения слушателей в дополнительное профессиональное образование в рамках развития экономической самостоятельности образовательной организации высшего образования. Определены возможности согласования дополнительной профессиональной программы для обучающихся разных специальностей с профессиональными стандартами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасова А.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS TAKING INTO ACCOUNT THE TARGET AUDIENCE

The article deals with the design and development of additional professional programs. The article focuses on the problems of document preparation and the content of training. The author considers one of the conditions for attracting students to additional professional education in the framework of the development of a higher educational organization’s economic independence. The author determines the possibilities of coordinating an additional professional program for students of different specialties with professional standards.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ПРОФСТАНДАРТОВ»

УДК 378.046.4

DOI 10.24075/МТСРЕ.2020.017

СПЕЦИФИКА РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ

ПРОФСТАНДАРТОВ

Тарасова А.Е.1

7 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва, Россия

Для корреспонденции: Тарасова Анастасия Евгеньевна, anta907@gmail.com

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы проектирования дополнительных профессиональных программ. Основное внимание уделено проблемам формирования документа и содержания обучения. Рассмотрено одно из условий привлечения слушателей в дополнительное профессиональное образование в рамках развития экономической самостоятельности образовательной организации высшего образования. Определены возможности согласования дополнительной профессиональной программы для обучающихся разных специальностей с профессиональными стандартами.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, дополнительные профессиональные программы, профессиональные стандарты

Современное дополнительное профессиональное образование в России и в мире находится в состоянии реформирования с начала XXI века. Основная тенденция развития цивилизации -глобализация - предполагает следование мировым стандартам в образовании. С этим процессом связано расширение круга обязанностей преподавателя как субъекта педагогического процесса. Преподаватели высшей школы и организаций, реализующих образовательные программы, активно встраиваются в преподавание с помощью информационных технологий. Главным компонентом дополнительного профессионального образования по-прежнему остается его содержание. Обладание опытом в профессии, опытом проведения учебных занятий и разработки методического и дидактического оснащения учебного процесса является необходимым условием формирования учебной информации, востребованной сегодняшним обучающимся. Вместе с тем, особенностью формирования образовательных программ становится соответствие динамично изменяющимся государственным и социальным требованиям к осваиваемой профессии. Возрастает ответственность образовательных организаций за качество дополнительных профессиональных программ в свете действующих законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность в сфере дополнительного профессионального образования. Соответственно актуален запрос на разработку дополнительных профессиональных программ, который подкреплен должностными обязанностями преподавателей в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования»)1.

Грамотное оформление дополнительной профессиональной программы на сайте образовательной организации - это и достойное представление учебно-методической работы преподавателей дополнительного профессионального образования, и привлечение большего контингента слушателей. В исследовании Коршунова И.А., Пешковой В.М., Малковой Н.В. (опубликовано в 2019 году, оперирует данными за 2015-2016 годы) установлено, что «в высшем образовании активнее всего реализуют программы дополнительного профессионального образования (ДПО) медицинские, многопрофильные, педагогические, экономико-правовые и политехнические вузы...» [2, с. 187]. В условиях включения образовательных организаций в экономическую деятельность за счет предоставления платных образовательных услуг обучение слушателей по дополнительным профессиональным программам может «.обеспечивать от 25 до 40% общего бюджета» [2, с. 187]. Привлечение слушателей в эпоху стандартизации образования и профессий осуществляется за счет необходимости совершенствования ими или приобретения компетенций для выполнения должностных обязанностей/ трудовых функций. Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года2 в IV разделе «Основные принципы» декларирует в качестве основы мотивации специалистов к систематическому обучению востребованность результатов обучения в практической деятельности обучающегося при возможности «.дискретного обучения путем этапного освоения отдельных учебных курсов, предметов, дисциплин, модулей, практических навыков». В этой ситуации конкуренции за слушателя выигрывают образовательные организации, которые предлагают обширный выбор дополнительных профессиональных программ. Так, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации востребованы в том случае, если они достаточно компактны по трудоемкости и насыщенны по содержанию, предоставляя при этом возможности освоения конкретных умений и навыков -компетенции, которая отвечает запросу обучающегося. То есть, при определении пробела в образовании (специалистом самостоятельно или работодателем у своих сотрудников при формировании нового вида деятельности) создается запрос на формирование дополнительной профессиональной программы. И чем больше таких программ будет сформировано образовательной организацией, дискретно обеспечивающих обучение специалиста параллельно с изменениями в профессии, тем больше у организации заинтересованных обучающихся не только на бюджетной, но и на платной основе. Следование за социальным, экономическим и технологическим прогрессом предполагает постоянное изменение специальностей во всех сферах и динамичное совершенствование трудовых функций вслед за изменениями в стандартизации.

7 Единый квалификационных справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 7 7.07.2077 г. № 7н; зарег. в Минюсте РФ 23.03.207 7 г. № 20237// Российская газета - Федеральный выпуск № 077 (5477), 73.05.207 7 г. Система Гарант. - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/55770898/ (дата обращения 7 7.09.2020 г.).

2 Концепция развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в РФ на период до 2027 года. Утв. Приказом Минздрава РФ от 27.77.2077 г. № 926. - [Электронный ресурс]. URL: https://rulaws.ru/ acts/Prikaz-Minzdrava-Rossii-ot-27.77.2077-N-926/ (дата обращения 7 7.09.2020 г.).

Идеи профессиональной стандартизации возникали еще в конце ХХ века, но План разработки профессиональных стандартов впервые был утвержден на 207 2-207 5 годы. Первые стандарты прошли процедуру утверждения только в 2013 году. Сущность профессионального стандарта - «... характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции»3. Применение профессиональных стандартов регламентировано следующими документами:

Трудовой кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 30.12.2001 года № 197-ФЗ) - в соответствии со статьей 195.3 (введена Федеральным законом от 02.05.2015 года № 122-ФЗ) «Если настоящим Кодексом, другими федеральными законами иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями»;

Приказ Министерства образования и науки России от 01.07.2013 года № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»4 - в соответствии с пунктом 8 «Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям или специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам.., которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ о государственной службе»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 27.06.2016 года № 5845 - в соответствии с пунктом 1 «Профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции...применяются...поэтапно на основе утвержденных.организациями с учетом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.».

Так как требования к квалификации ограничены, по мере внедрения новых технологий в профессии профессиональные стандарты имеют тенденцию к обновлению. К примеру, профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 года № 608н) признан утратившим силу соответствующим приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от

26.12.2019 года № 832н (зарегистрирован в Министерстве юстиции 01.06.2020 года; опубликован

04.06.2020 года). Взамен предполагается подготовить ряд более специализированных стандартов. Итак, изменение профессиональной компетенции влечет за собой изменения в требованиях к профессии и соответственно востребованность новых дополнительных профессиональных программ.

В год принятия первых профессиональных стандартов на Портале Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования появился Проект «Рекомендации по проектированию дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов» (подготовлен группой экспертов и опубликован 22.10.2013 года).

3 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от31.7.2020) (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 13.08.2020) // КонсультантПлюс. - [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/e76d6076ad800a12efcec206f99ad6c59b58517e/ (дата обращения 10.09.2020 г.).

4 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 01.07.2013 г. № 499 (г. Москва) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» // Российская газета - Федеральный выпуск № 190 (6166) от28.08.2013 г. - [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2013/08/28/minobr-dok.htm (дата обращения 06.09.2020 г.)

5 Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «<Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» // Система ГАРАНТ. - [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/71431038/#ixzz6bEuiLhpF (дата обращения 14.10.2020 г.).

В 2015 году Министерство высшего образования и науки РФ выпустило два документа, сопровождающих разработку дополнительных профессиональных программ с учетом профессиональных стандартов: «Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнительных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов» (утверждены Министром образования и науки Российской Федерации Д.В. Ливановым от 22.01.2015 года № ДЛ-1/05вн) и «Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов» (Приложение к письму заместителя министра Министерства образования и науки Российской Федерации В. Ш. Каганова от 22.04.2015 года № ВК-1032/06 «О направлении методических рекомендаций»). В этом же году Министерство образования и науки Российской Федерации опубликовало Сборник методических материалов «Дополнительное профессиональное образование: о законодательном и методическом обеспечении». В сборнике представлены ответы на вопросы в сфере законодательного, нормативно-правового и методического обеспечения дополнительного профессионального образования и методические рекомендации, подготовленные Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России в 20132015 годах. Эти документы последовательно и развернуто раскрыли нюансы проектирования дополнительных профессиональных программ.

В Проекте «Рекомендаций по проектированию дополнительных профессиональных программ» обозначены общие моменты организации учебного содержания образовательной программы, ориентировка на компетентностный подход и формулирование компетенций (а также качественных или количественных критериев для оценки уровня формирования компетенций), структура дополнительных профессиональных программ, определения целей и результатов.

«Методические рекомендации» от 22.01.2015 года № ДЛ-1/05вн предложили пошаговый алгоритм разработки образовательных программ на основе анализа профессиональных стандартов с учетом уровня квалификации. «Методические рекомендации-разъяснения.», увидевшие свет в апреле 2015 года, направлены только к разработчикам дополнительных профессиональных программ. В отличие от предыдущих рекомендаций апрельское письмо содержит развернутый перечень определений (профессиональный стандарт, вид профессиональной деятельности, обобщенная трудовая функция (далее ОТФ), трудовая функция (далее ТФ), трудовое действие, компетенция). Представленный в «Методических рекомендациях-разъяснениях.» алгоритм раскрывает особенности проектирования дополнительных профессиональных программ (далее ДПП) и анализа функциональной карты вида профессиональной деятельности в профессиональных стандартах. Необходимо отметить следующее замечание: «Уровень квалификации отобранных ОТФ и (или) ТФ не должен превышать возможности программы, связанные, прежде всего, с уровнем квалификации деятельности, овладение или совершенствование которой предусмотрено ДПП, сроком ее освоения и исходным уровнем и направленностью (профилем) имеющегося у слушателей профессионального образования»6. Итак, свобода выбора основы для формулирования компетенций к дополнительной профессиональной программе, с одной стороны, возрастает: можно использовать для связи образовательной программы с профессиональными стандартами наименование профессионального стандарта (одного или нескольких), ОТФ и (или)ТФ (согласно Таблице 1 - «Связь дополнительной профессиональной программы с профессиональными стандартами»)7.

6 Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов. Письмо заместителя министра Министерства образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганова «О направлении методических рекомендаций» от 22.04.2075 г. № ВК-7032/06 // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»» Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций. - [Электронный ресурс]. URL: http://xn--273--84d7f.xn--p7ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-22042075-no-vk-703206 (дата обращения 73.08.2020 г.), стр. 4.

7 Методические рекомендации-разъяснения по разработке дополнительных профессиональных программ на основе профессиональных стандартов. Письмо заместителя министра Министерства образования и науки Российской Федерации В.Ш. Каганова «О направлении методических рекомендаций» от 22.04.2075 г. № ВК-7032/06 // Реализация Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Информационный портал по внедрению эффективных организационно-управленческих и финансово-экономических механизмов, структурных и нормативных изменений, новаций. - [Электронный ресурс]. URL: http://xn--273--84d7f.xn--p7ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minobrnauki-rf-ot-22042075-no-vk-703206 (дата обращения 73.08.2020 г.), стр. 5.

С другой стороны, диктуется строгое соблюдение условия единого уровня квалификации - для программы, для уровня квалификации деятельности, для исходного уровня профессионального образования слушателей.

Выпущенный в 2015 году Министерством образования и науки Российской Федерации сборник методических материалов обеспечения дополнительного профессионального образования содержит разъяснения, начиная с 2013 года, методические рекомендации по разработке и реализации дополнительных профессиональных программ и обеспечению образовательного процесса, образцы дополнительных профессиональных программ. Вопросы от организаций, осуществляющих дополнительное профессиональное образование, в части разработки представлены проблемами: определения содержания дополнительных профессиональных программ; возможностей составления индивидуальных образовательных программ путем включения в нее модулей из различных (нескольких) дополнительных профессиональных программ; учета требований Единых квалификационных справочников к обязательному наличию высшего образования при зачислении на обучение. Большинство вопросов касалось формальной стороны проектирования и реализации программ. Ответ на вопрос об индивидуальной образовательной программе [1, с. 30] не предусматривает положительного решения. Индивидуальный учебный план должен обеспечивать освоение одной образовательной программы в соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ. Таким образом, в запросах на разъяснение не возникало проблемы создания дополнительных профессиональных программ для слушателей - представителей нескольких специальностей. Исходя из ответа на вопрос об индивидуализации содержания образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося, можно сделать вывод об установке законодателя на приоритетное формирование большого количества дискретных краткосрочных экономичных по трудоемкости дополнительных профессиональных программ, которые бы ориентировались на определенный запрос.

Разъяснения к методическим рекомендациям 2013-2015 гг. позволяют выявить следующее:

• для разработки дополнительной профессиональной программы можно подобрать несколько профессиональных стандартов;

• разработчик дополнительной профессиональной программы не ограничен в выборе обобщенной трудовой функции или трудовой функции (трудовых действий, необходимых умений и знаний) при формировании компетенции, осваиваемой слушателями в период обучения по программе;

• дополнительная профессиональная программа должна быть ориентирована на единый уровень - квалификации деятельности и профессионального образования обучающихся (исходный);

• индивидуализация обучения предполагает освоение одной образовательной программы с учетом особенностей обучающегося, а не освоение частей разных программ, то есть в интересах образовательной организации создать максимальное предложение - разнообразные краткосрочные программы; продуктивным вариантом индивидуализации также становится формирование модульных дополнительных профессиональных программ с возможностью включения одного и того же модуля в разные программы.

Рекомендации к разработке дополнительных профессиональных программ требует однозначной ориентировки на уровень квалификации. Уровень квалификации определяют как степень профессионального мастерства в рамках конкретной ступени квалификации. Уровни квалификации описывают трудовую функцию, требования к обученности (знаниям и умениям) в зависимости от полномочий и ответственности работника, а также основные пути их достижения8. Таким образом, единый уровень квалификации сужает набор слушателей на образовательную программу.

Вместе с тем, в практике разработки и реализации дополнительных профессиональных программ регулярно появляется необходимость создания образовательных программ для обучающихся разных специальностей или уровней квалификации. В этой ситуации существуют два приемлемых варианта унификации программы по уровню квалификации:

1. Ориентировка на профессиональный стандарт;

2. Ориентировка на базовое образование.

8 Уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов. Утверждены приказом Министерства труда и социального развития России № 148н от 12.04.2013 г. // Минтруд России. - [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/48 (дата обращения 16.07.2020 г.).

Ориентировка на профессиональный стандарт

По каждой обобщенной трудовой функции в профессиональном стандарте приводятся: уровень квалификации, возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы, особые условия допуска к работе, связь с действующими классификаторами. Программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки в дополнительном профессиональном образовании обеспечивают квалификацию специалистов с 4 уровня по 9. Связанные с квалификацией конкретные виды профессиональной деятельности, трудовые функции и(или) уровни квалификации могут быть определены на основании информации, представленной в профессиональном стандарте в разделе «I. Общие сведения», подраздел «Наименование вида профессиональной деятельности», а также с учетом описания трудовых функций (раздел «II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности)» и «III. Характеристика обобщенных трудовых функций». В качестве примера можно привести алгоритм действий с профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».3 Предположим, что организация, реализующая образовательные услуги, готова обучать специалистов 7 уровня квалификации. На данном уровне квалификации в профессиональном стандарте реализуются две обобщенных трудовых функции - Ведение статистического учета в медицинской организации (ОТФ А) и Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета в медицинской организации (ОТФ В). ОТФ А и В определяют категорию слушателей (Возможные наименования должностей, профессий) - врач-статистик (ОТФ А), врач-методист (ОТФ В). Трудовые функции -А/02.7 и В/03.7 - являются общими для этих двух специальностей. Исходя из содержания трудовых функций, можно спроектировать программу «Оказание медицинской помощи в экстренной форме». Аналогично формулируется компетенция: готовность к оказанию медицинской помощи в экстренной форме. На основе рубрик трудовых функций проводится декомпозиция компетенции до индикаторов знаний, умений, владений опытом.

Специалист должен знать (Необходимые знания):

• методику физикального исследования пациентов;

• клинические признаки внезапного прекращения кровообращения и дыхания;

• правила проведения базовой сердечно-легочной реанимации.

Специалист должен уметь (Необходимые умения):

• оказывать медицинскую помощь в экстренной форме пациентам при состояниях, представляющих угрозу жизни пациентов при остановке жизненно важных функций человека (кровообращения и дыхания);

• применять лекарственные препараты и изделия медицинского назначения при оказании медицинской помощи в экстренной форме;

• проводить сбор жалоб и анамнез у пациента (его законных представителей).

Специалист должен владеть опытом (Трудовые действия):

• распознавания состояний, представляющих угрозу жизни пациентов;

• оказания медицинской помощи в экстренной форме;

• применения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения;

• выявления состояний, требующих оказания медицинской помощи в экстренной форме.

Точная формулировка индикаторов в соответствии с профессиональным стандартом позволяет сформировать учебно-тематический план и выйти на создание измерительных инструментов оценки уровня обученности по программе.

Таким образом составлена программа для специалистов 7 уровня квалификации. Уровень требований к обучению соответствует уровню квалификации. Изучая данный профессиональный стандарт, легко обнаружить, что идентичные трудовые действия требуются от специалистов 8 уровня квалификации. Но для них должна быть составлена отдельная программа, так как эти специалисты решают уже другие профессиональные задачи (согласно уровням квалификации):

• для врача-статистика и методиста (7 уровень квалификации) - определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений; ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений;

• для заведующего методическим отделом и заместителя главного врача (8 уровень квалификации) - определение стратегии, управление процессами и деятельностью (в том числе, инновационной) с принятием решения на уровне крупных организа-ций; ответственность за результаты деятельности крупных организаций и (или) отрасли.

Следовательно, содержание программы должно быть уточнено и наполнено в соответствии с полномочиями, осуществляемыми на более высоком уровне квалификации.

Ориентировка на базовое образование

Нередко складываются ситуации, требующие безотлагательного обучения большого количества специалистов разных уровней квалификации. Сегодня в ситуации пандемии Портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования Минздрава России предлагает образовательным организациям, профессиональным некоммерческим организациям, медицинским организациям материалы , предоставленные ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и другими образовательными организациями, материалы для разработки профессиональных программ для дополнительной подготовки медицинских работников, планируемых к привлечению оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией COVID-19 (в соответствии с пунктом 6 Приложения 10 к Приказу Минздрава России от 19 марта 2020 года № 198н в действующей редакции). Выставленная на сайте дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения коронавирусной инфекции COVID-19» (36 часов) предполагает обучение врачей разных специальностей и ординаторов 1 и 2 года, обучающихся по одной из специальностей укрупненной группы специальностей «Клиническая медицина». Программа соотнесена с профессиональным стандартом «Врач-инфекционист» , ориентируется на уровень квалификации 8 и трудовые функции:

А/01.8 Проведение обследования пациентов с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями с целью установления диагноза;

А/02.8 Назначение лечения пациентам с инфекционными заболеваниями и (или) состояниями, контроль его эффективности и безопасности;

А/05.8 Проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний и формированию здорового образа жизни, санитарно-гигиеническому просвещению населения.

В случае привлечения широкого контингента слушателей разработчики программы ориентируются на требования к образованию и обучению: Высшее образование - специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия» и подготовка в интернатуре и (или) ординатуре по специальности «Инфекционные болезни» или профессиональная переподготовка по специальности «Инфекционные болезни» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Педиатрия», «Терапия», «Фтизиатрия»4.

Подводя итоги, необходимо еще раз подчеркнуть, что в современной социо-экономической обстановке программы дополнительного профессионального образования становятся одним из источников развития образовательной организации и нуждаются в своевременной актуализации. Несмотря на успешность реализации дополнительных профессиональных программ во многих высших учебных заведениях, «.по данным Росстата, с 2010 по 2016 г. численность слушателей дополнительных образовательных программ, использовавших дистанционные форматы образования и обучения, практически не менялась и составляла не более 7-8% в год от их общего числа» [2, с. 204]. Необходимо дальнейшее расширение диапазона дополнительных профессиональных программ и грамотное представление их заинтересованному работодателю и обучающемуся: четкая формулировка направленности программы, установление индикаторов достижения обученности - все то, что делает содержание обучения открытым, а выбор программы - осознанным.

Список литерауры

1. Дополнительное профессиональное образования: о законодательном и методическом обеспечении. Сборник методических материалов. / Авт.-сост.: Рябко Т.В., Шмелькова Л.В. - Ярославль: Изд-во Академии Пастухова. - 2015. - 260 с.

2. Коршунов И.А., Пешкова В.М., Малкова Н.В. Успешные стратегии реализации программ дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях и вузах // Вопросы образования. - 2019. - № 1. - С. 187-214

References

1. Ryabko T.V., Shmelkova L.V. (2015) 'Additional professional education: on legislative and methodological support'. Collection of teaching materials. Academy Pastukhov. P. 260. (In Rus).

2. Korshunov I., Peshkova V., Malkova N. (2018) 'Competitive Strategies of Vocational Schools and Universities in Implementing Continuing Education Programs'. Educational Studies Moscow, No 1. pp. 187-214. (In Rus).

SPECIFIC DEVELOPMENT OF ADDITIONAL PROFESSIONAL PROFESSIONAL PROGRAMS TAKING INTO ACCOUNT THE TARGET

AUDIENCE

Tarasova A.E.1

7 Federal State Autonomous Educational Institution of Higher Education 'Russian National Research Medical University named after N.I. Pirogov' Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia

Correspondence should be addressed: Tarasova A.E., anta907@gmail.com

Abstract

The article deals with the design and development of additional professional programs. The article focuses on the problems of document preparation and the content of training. The author considers one of the conditions for attracting students to additional professional education in the framework of the development of a higher educational organization's economic independence. The author determines the possibilities of coordinating an additional professional program for students of different specialties with professional standards.

Keywords: additional professional education, additional professional programs, professional standards

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.