Научная статья на тему 'Специфика работы над художественно-историческим произведением в начальной школе'

Специфика работы над художественно-историческим произведением в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
254
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КНИГА / ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ / СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО / СИСТЕМА РАБОТЫ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кодирова Бузулайхо Тургуновна

В статье рассматривается жанровое своеобразие и другие особенности детской художественно-исторической книги. А также представлена этапы работы на данным видом литературы в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика работы над художественно-историческим произведением в начальной школе»

Жанры компьютерных игр Кол-во человек Процент

Стелс-экшен (Hitman, Assasin's creed, Dishonored etc.) 51 27%

Приключения (Tomb Raider, Syberia, Space Quest etc.) 48 25.4%

Файтинги (Mortal Kombat, Tekken, Street Fighter etc.) 34 18%

Традиционные (карточные игры на пк, шашки, шахматы etc.) 34 18%

Аркада (Марио, Pac-Man etc.) 29 15.3%

Музыкальные/танцевальные игры (Guitar Hero, Pump it Up, SingStar etc.) 17 9%

По результатам исследования, составлен социальный портрет геймера. Представители этой субкультуры в большинстве своем мужчины (60%), не состоящие в браке, получающие образование и не имеющие постоянного места работы. Женщин геймеров на порядок меньше, всего 11%. Геймеров состоящих в браке всего 9%, это является следствием того, что возраст людей считающих себя геймерами колеблется от 14 до 32 лет. В большинстве своем, это молодые люди, социализация которых еще не завершена. Также, этот вывод подтверждается тем, что из 70% безработных геймеров, 92% получают образование и 37% не совершеннолетние. В компьютерные игры, каждый день играет всего 29% геймеров.

Список литературы

1. Аветисова А.А. Традиционные и современные исследования игрового поведения // Методология и история психологии. М. Исследовательская группа «Социальные науки», 2009. № 4. С. 82-94.

2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. Общ. ред. и предисл. П.С. Гуревича. М., 1992.

3. Беляев И.А. Культура, субкультура, контркультура. Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. С. 5-18.

4. Левикова С.И. Молодёжная субкультура: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.

5. Green C.S. & Bavelier D. Playing video games enhances visual attention. Power Usersof Technology Summit. United Nations. NYC. NY., 2004.

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Кодирова Б.Т.

Кодирова Бузулайхо Тургуновна - преподаватель, кафедра педагогики,

Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье рассматривается жанровое своеобразие и другие особенности детской художественно-исторической книги. А также представлена этапы работы на данным видом литературы в начальной школе. Ключевые слова: детская художественно-историческая книга, жанровое своеобразие, историческая правда, художественный вымысел, соотношение исторического и художественного, система работы, начальная школа.

Литература бережно хранит историческую память любой культуры. А произведения исторической тематики - один из немногих источников, позволяющих проникнуть в глубины культуры во времени и пространстве. Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, хотя это художественное воссоздание отличается от научного. Опираясь на исторические данные, писатель в то же время всегда идет по пути творческого вымысла, без которого невозможно искусство; он изображает не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Однако право на исторический вымысел не исключает того, что вымышленные ситуации должны быть исторически возможны и мотивированы, а изображение подлинно исторических событий, эпохи ее быта, отдельных деталей - строго базироваться на достижениях исторической науки, данных исторических источников. Отражение истории в художественной литературе, глубина постижения художником исторического процесса теснейшим образом связаны с развитием исторических, социологических и всех общественных наук, с господствующими концепциями исторического развития. Историческая художественная литература способна нарисовать ушедшую эпоху в ее цельном облике, раскрывая в живых образах общественную деятельность, идеологию, быт, психику ее представителей.

Историко-художественная книга, адресованная непосредственно юному читателю, - органическая часть исторической художественной литературы. Поэтому необходимо определить главные признаки историко-художественного произведения. Первым и основным признаком исторического литературного произведения, по классификации Н.Н. Житомировой [1], является его документальная основа, отражающая действительные исторические факты, закрепленные в памяти прошлых поколений, в документах и других сохранившихся вещественных памятниках. Действующие в нем лица - это либо подлинно существовавшие, либо вымышленные герои, но типичные представители изображаемой эпохи. Кроме того, важным признаком содержания исторического произведения являются подлинные события, явления прошлой жизни народа, которые сохранились в его памяти и оказали влияние на последующую жизнь. Они должны быть изучены, осмыслены и оценены философски и эстетически только ретроспективно, то есть с известной дистанции. Все вышесказанное относится и к жанровой специфике детской исторической книги.

У детей интерес к историческим фактам, событиям и личностям проявляется очень рано. Они привлекают своей новизной, своей необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, хотя именно интерес к нему не исчезает. Ученик III-IV классов хочет знать, где правда, где вымысел. Без этого изучение истории не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюжеты и герои.

Детская историко-художественная книга обладает очень значительными познавательными и художественными возможностями, чтобы вызвать у младших школьников глубокий, устойчивый читательский интерес и занять важное место в круге чтения [2].

К наиболее специфическим особенностям детской историко-художественной книги можно отнести:

- ясность авторского отношения к изображаемому;

- конкретность идейно-образной сущности;

- живость развития сюжета;

- соответствие содержания и языка повествования тому кругу представлений и понятий, которыми обладают читатели определенной возрастной группы.

Художественно-историческая книга представлена разными жанрами: былины, жития, летописи, исторические рассказы, повести, поэзия. В круг чтения младшего школьника необходимо включать произведения, на материале которых дети не только

будут получать исторические знания, - они должны использоваться и как средство формирования патриотических чувств и читательской самостоятельности младшего школьника [3].

Система изучения художественно-исторического произведения в начальной школе строится с учетом специфики данного вида литературы и включает в себя следующие этапы работы: выявление жанровых особенностей произведения; выделение исторической основы произведения; определение имеющихся знаний учащихся об исторических событиях и лицах, описываемых в произведении; расширение знаний детей, дополнительные исторические сведения; выделение художественной основы произведения; выявление соотношения исторического и художественного в произведении; анализ идейно-тематического содержания произведения.

В процессе работы над художественно-историческим произведением в начальных классах следует учитывать, что дети склонны к наивно-реалистическому восприятию литературы. Поэтому в исторических книгах для детей особенно важны ясность позиции автора по отношению к изображаемому, четкость хронологических границ, примет времени и места действия; строгость отбора фактов; необходимы высокая образность, динамичность рассказа о прошлом и особая ясность, чистота литературного языка. Очень важно, чтобы читатель проникался симпатиями к положительным героям прошлого. Младшему школьнику интересны яркие личности, его занимают величие, слава, масштабность героя, способность вести за собой людей, изменять жизнь общества. Детская книга, в том числе и историческая, должна быть занимательна и оптимистична. Важный элемент формирования интереса к историко -художественным произведениям - показ связи прошлого с современностью. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы учащиеся лучше поняли прошлое и настоящее, постигали уроки истории. Во-вторых, ребенок легче усвоит познавательное и воспитательное содержание произведения [4].

В заключение отметим, что художественно-историческая книга давно и прочно вошла в круг детского чтения. Основываясь на устном народном творчестве, традициях древнерусской литературы, художественные исторические произведения получили свое дальнейшее развитие в последующие века. Обогатилась жанровая система художественно-исторической прозы для детей, выработались ее художественные принципы и идейно-тематическое своеобразие, появилась плеяда талантливых детских писателей, создающих произведения на историческую тему. Исторические книги С.П. Алексеева, А.В. Митяева, А.Д. Дорофеева и других известных авторов, написанные в доступной восприятию младших школьников форме, заводят разговор о важных духовных ценностях, о патриотизме, верности Отечеству, что является ценным материалом для воспитания и развития личности, формирования гражданской позиции учащихся.

Список литературы

1. Житомирова Н.Н. Историко-художественная книга для детей и ее воспитательное значение. Л., 1985. С. 76.

2. Перевалова О.ДВозможности историко-художественной литературы в формировании читательской самостоятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.profistart.ru/ps/blog/31730.html (дата обращения: 25.11.2014).

3. Голубева Т.С. Из истории отечества // Начальная школа. 1998. №5. С. 38.

4. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., 1982. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.