Научная статья на тему 'Специфика работы над художественноисторическим произведением в начальной школе'

Специфика работы над художественноисторическим произведением в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
723
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКАЯ КНИГА / ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПРАВДА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ВЫМЫСЕЛ / СООТНОШЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО / СИСТЕМА РАБОТЫ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / CHILDREN''S HISTORICAL FICTION BOOK / GENRE ORIGINALITY / HISTORICAL TRUTH / FICTION / BALANCE OF HISTORY AND FICTION / SYSTEM OF WORK / ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хайрутдинова Резеда Рафаилевна

В статье рассматривается жанровое своеобразие и другие особенности детской художественно-исторической книги, представлена система работы над данным видом литературы в начальной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хайрутдинова Резеда Рафаилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC FEATURES OF WORK ON HISTORICAL FICTION BOOKS IN ELEMENTARY SCHOOL

The article deals with specific features and genre originality of children’s historical fiction books. The author considers a system of work with this type of literature in the elementary school.

Текст научной работы на тему «Специфика работы над художественноисторическим произведением в начальной школе»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 19)

УДК 8(07)(с 173)

Хайрутдинова Резеда Рафаилевна

Khayrutdinova Rezeda Rafailevna

кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Института педагогики и психологии Казанского (Приволжского) федерального университета

СПЕЦИФИКА РАБОТЫ НАД ХУДОЖЕСТВЕННО-ИСТОРИЧЕСКИМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

PhD in Philology, Assistant Professor, Education Science and Primary Education Techniques Subdepartment, Institute of Education Science and Psychology, Kazan (Volga Region) Federal University

SPECIFIC FEATURES OF WORK ON HISTORICAL FICTION BOOKS IN ELEMENTARY SCHOOL

Аннотация:

В статье рассматривается жанровое своеобразие и другие особенности детской художественно-исторической книги, представлена система работы над данным видом литературы в начальной школе.

Ключевые слова:

детская художественно-историческая книга, жанровое своеобразие, историческая правда, художественный вымысел, соотношение исторического и художественного, система работы, начальная школа.

Summary:

The article deals with specific features and genre originality of children's historical fiction books. The author considers a system of work with this type of literature in the elementary school.

Keywords:

children's historical fiction book, genre originality, historical truth, fiction, balance of history and fiction, system of work, elementary school.

Литература бережно хранит историческую память любой культуры. А произведения исторической тематики - один из немногих источников, позволяющих проникнуть в глубины культуры во времени и пространстве. Писатель, как и историк, может воссоздать события и облик прошлого, хотя это художественное воссоздание отличается от научного. Опираясь на исторические данные, писатель в то же время всегда идет по пути творческого вымысла, без которого невозможно искусство; он изображает не только то, что было, но и то, что могло бы быть. Однако право на исторический вымысел не исключает того, что вымышленные ситуации должны быть исторически возможны и мотивированы, а изображение подлинно исторических событий, эпохи ее быта, отдельных деталей - строго базироваться на достижениях исторической науки, данных исторических источников. Отражение истории в художественной литературе, глубина постижения художником исторического процесса теснейшим образом связаны с развитием исторических, социологических и всех общественных наук, с господствующими концепциями исторического развития. Историческая художественная литература способна нарисовать ушедшую эпоху в ее цельном облике, раскрывая в живых образах общественную деятельность, идеологию, быт, психику ее представителей.

Историко-художественная книга, адресованная непосредственно юному читателю, - органическая часть исторической художественной литературы. Поэтому необходимо определить главные признаки историко-художественного произведения. Первым и основным признаком исторического литературного произведения, по классификации Н.Н. Житомировой [1, с. 76], является его документальная основа, отражающая действительные исторические факты, закрепленные в памяти прошлых поколений, в документах и других сохранившихся вещественных памятниках. Действующие в нем лица - это либо подлинно существовавшие, либо вымышленные герои, но типичные представители изображаемой эпохи. Кроме того, важным признаком содержания исторического произведения являются подлинные события, явления прошлой жизни народа, которые сохранились в его памяти и оказали влияние на последующую жизнь. Они должны быть изучены, осмыслены и оценены философски и эстетически только ретроспективно, то есть с известной дистанции. Все вышесказанное относится и к жанровой специфике детской исторической книги.

У детей интерес к историческим фактам, событиям и личностям проявляется очень рано. Они привлекают своей новизной, своей необыкновенностью. Ребенок 6-8 лет воспринимает прошлое как нечто сказочное. В 9-10 лет дети удивляются прошлому, но уже не воспринимают его как сказку, хотя именно интерес к нему не исчезает. Ученик III-IV классов хочет знать, где правда, где вымысел. Без этого изучение истории не приведет к желаемой цели. В сознании ребенка будут мирно сосуществовать сказочные и реальные сюжеты и герои.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Детская историко-художественная книга обладает очень значительными познавательными и художественными возможностями, чтобы вызвать у младших школьников глубокий, устойчивый читательский интерес и занять важное место в круге чтения [2].

К наиболее специфическим особенностям детской историко-художественной книги можно отнести:

- ясность авторского отношения к изображаемому;

- конкретность идейно-образной сущности;

- живость развития сюжета;

- соответствие содержания и языка повествования тому кругу представлений и понятий, которыми обладают читатели определенной возрастной группы.

Художественно-историческая книга представлена разными жанрами: былины, жития, летописи, исторические рассказы, повести, поэзия. В круг чтения младшего школьника необходимо включать произведения, на материале которых дети не только будут получать исторические знания, - они должны использоваться и как средство формирования патриотических чувств и читательской самостоятельности младшего школьника [3, с. 38].

Система изучения художественно-исторического произведения в начальной школе строится с учетом специфики данного вида литературы и включает в себя следующие этапы работы: выявление жанровых особенностей произведения; выделение исторической основы произведения; определение имеющихся знаний учащихся об исторических событиях и лицах, описываемых в произведении; расширение знаний детей, дополнительные исторические сведения; выделение художественной основы произведения; выявление соотношения исторического и художественного в произведении; анализ идейно-тематического содержания произведения. Система работы над художественно-историческим произведением с младшими школьниками представлена в форме таблицы 1.

В процессе работы над художественно-историческим произведением в начальных классах следует учитывать, что дети склонны к наивно-реалистическому восприятию литературы. Поэтому в исторических книгах для детей особенно важны ясность позиции автора по отношению к изображаемому, четкость хронологических границ, примет времени и места действия; строгость отбора фактов; необходимы высокая образность, динамичность рассказа о прошлом и особая ясность, чистота литературного языка. Очень важно, чтобы читатель проникался симпатиями к положительным героям прошлого. Младшему школьнику интересны яркие личности, его занимают величие, слава, масштабность героя, способность вести за собой людей, изменять жизнь общества. Детская книга, в том числе и историческая, должна быть занимательна и оптимистична. Важный элемент формирования интереса к историко-художественным произведениям -показ связи прошлого с современностью. Это необходимо, во-первых, для того, чтобы учащиеся лучше поняли прошлое и настоящее, постигали уроки истории. Во-вторых, ребенок легче усвоит познавательное и воспитательное содержание произведения [4, с. 34].

В заключение отметим, что художественно-историческая книга давно и прочно вошла в круг детского чтения. Основываясь на устном народном творчестве, традициях древнерусской литературы, художественные исторические произведения получили свое дальнейшее развитие в последующие века. Обогатилась жанровая система художественно-исторической прозы для детей, выработались ее художественные принципы и идейно-тематическое своеобразие, появилась плеяда талантливых детских писателей, создающих произведения на историческую тему. Исторические книги С.П. Алексеева, А.В. Митяева, А.Д. Дорофеева и других известных авторов, написанные в доступной восприятию младших школьников форме, заводят разговор о важных духовных ценностях, о патриотизме, верности Отечеству, что является ценным материалом для воспитания и развития личности, формирования гражданской позиции учащихся.

Ссылки:

1. Житомирова Н.Н. Историко-художественная книга для детей и ее воспитательное значение. Л., 1985.

2. Перевалова О.Д. Возможности историко-художественной литературы в формировании читательской самостоятельности [Электронный ресурс]. URL: http://www.profistart.ru/ps/blog/31730.html (дата обращения: 25.11.2014).

3. Голубева Т.С. Из истории отечества // Начальная школа. 1998. № 5.

4. Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников. М., 1982.

Автор произведения Название произведения Жанровые особенности произведения Историческая основа произведения Художественная основа произведения Какова идея произведения, какие общечеловеческие проблемы раскрывает автор на историческом материале?

Монах Нестар {ок. 1056-1114) «Повесть временных лет в («Откуда есть пошла русская земля») Летопись - это исторический жанр древнерусской литературы, представляющий собой погодовуга запись исторических событий. Составляли их мо-нахи-летописцы, в древние времена они были самыми образованными людьми Исторические события, которые происходили в Киевской Руси. Читая это произведение, мы можем узнать о народах, которые жили раньше на русской земле, про основателей русских городов, про князей, про героев, которые защищали Русь, узнать о традициях, особенностях быта, верованиях жителей Киевской Pvcи Прослеживается отношение автора к тому, что он пишет, есть доля вымысла, присутствует художественный образ, используются особые изобразительно-выразительные средства Прославление русской земли, интерес к своей истории. Уважение, любовь к своей родине

Монах Епифаний Премудрый {ок. 1420) «Житие Сергий Радонежского» Житие - жанр древнерусской литературы, описывающий жизнь людей, причисленных к лику святых В произведении описаны разные этапы жизни и деятельности монаха и основателя Троице-Сергиева монастыря. За свою деятельность на благо государства он был причислен клику святых Прослеживается отношение автора к тому, что он пишет, есть доля вымысла, присутствует художественный образ, используются особые иэобра-зительно-вырази тельные средства Идея единого, сильного русского государства. Верность своему долгу и Отечеству

Неизвестен «Ильины три поездочки» Былины - русские народные эпические сказания о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие либо примечательный эпизод русской истории Прототипом Ильи Муромца стал реально существовавший человек - силач Илья из города Мурома, который жил в XII веке Этот человек прославился мужеством в боях и преданностью князю Большая доля вымысла, присутствует художественный образ, используются особые композиционные изобрази-тельно-выразительные средства Забота о благе государства, стремление встать на ее защиту в минуты опасности

U.C. Никитин (1824-1361 ) «Русь» Художественно-историческая поэзия -произведения, воплощающие размышления и чувства поэта по ловоду исторических лиц и событий Это поэтический рассказ о далеком прошлом Руси, повествование о «делах давно минувших дней», историческая картина прошлого: борьба Руси с Литвой и Польшей, битва с та-таро-монголами, Отечественная война 1812 г. Прослеживается отношение лирического героя к изображаемым событиям, присутствует художественный образ Руси, используются особые выразительные средства Идея прославления родной земли, гордость за ее великую историю, героические победы русского народа

С.П. Алексеев {1922-2003) «Генерал Федюнинский» Исторический рассказ В произведении описываются события Великой Отечественной войны. Генерал Иван Иванович Федюнинский был одним из героев обороны Ленинграда Прослеживается отношение автора к тому, что он пишет, художественный вымысел сочетается с историческими фактами, присутствуют художественные образы, используются выразительные средства В произведении прославляются такие качества настоящего человека, патриота и гражданина своей страны, как сила духа, храбрость, стойкость, верность, взаимопомощь, любовь к Родине, верность своему долгу. Основная идея произведения в том, что уроки истории учат нас строить наше настоящее и будущее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.