СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ У АФРИКАНСКИХ И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ СТУДЕНТОВ
В.А. Тимофейчева
Кафедра психологии и педагогики Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье анализируются корреляционные связи структуры ответственности у африканских и латиноамериканских студентов, раскрывается собственно специфика психологической структуры ответственности исследуемых этнических групп.
В последнее время отмечается повышение интереса к изучению качеств и свойств личности [1; 3; 5; 6; 7; 8], при этом важным направлением в отечественной и зарубежной психологии выступает исследование такого личностного образования, как ответственность, и в области психологии личности данный вопрос является одним из приоритетных [1; 2; 9; 10]. Изучение этнопсихологических особенностей черт личности актуально прежде всего в теоретическом плане, который позволяет раскрыть научные основы этнической психологии, межэтнических отношений, национального характера и т.д. Практический подход к изучению рассматриваемой темы дает возможность для совершенствования социально-педагогической деятельности, разработки путей формирования личности и возможности построения комплексной программы развития студентов с учетом этнокультурных традиций и национальных особенностей.
Многочисленные исследования [1; 3; 6; 9; 10] показывают, что ответственность является одним из свойств личности, которое не только проявляется в конкретной деятельности, но и служит внутренним условием организации жизни и деятельности человека, а также регулятором важнейших нравственных ценностей. Вместе с тем показано, что ответственность является общепрофессиональным свойством, которое в итоге определяет успешность любой предметной и коммуникативной деятельности.
В настоящее время, несмотря на многочисленные работы и разнообразие подходов к изучению ответственности, недостаточно работ, посвященных системному изучению особенностей ответственности в этнических группах. Остаются открытыми вопросы, связанные с изучением психологической структуры, с гендерными особенностями проявления ответственности, связи с другими свойствами личности, с изучением природы ответственности и ее этнопсихологическими особенностями.
Ответственность является одним из важнейших инструментальных свойств личности, определяющих успешность протекания и результативность любой человеческой деятельности. Она существенно влияет на особенности становления личности в целом, образуя большинство личностных качеств, и способствует
плодотворному протеканию процессов саморазвития и самосовершенствования. Как профессионально значимая черта ответственность может быть включена в систему свойств, которые определяют успешность различных видов деятельности и общения.
Целью нашего исследования является выявление специфики ответственности как личностной черты у африканских и латиноамериканских студентов. Основная гипотеза заключалась в том, что этнопсихологические различия могут выражаться как в качественной специфике отдельных переменных ответственности, так и в их доминировании у африканских и латиноамериканских студентов; имеющиеся различия в прямых и обратных связях между различными переменными ответственности могут составлять основу этнопсихологической специфики в строении и структуре данного качества у африканских и латиноамериканских студентов.
Методы исследования и выборка. Для измерения ответственности использовались разработанный А.И. Крупновым «Бланковый тест ответственности» (БТО), метод наблюдения. Для обработки и интерпретации экспериментального материала применялись методы статистической обработки данных (корреляционный, факторный и погрупповой анализ с использованием ¿-критерия Стьюдента). В исследовании приняли участие студенты Российского университета дружбы народов, выборка составила 101 человек (50 африканских и 51 латиноамериканских студентов) в возрасте от 18 до 24 лет.
Результаты исследования. Статистическая оценка средних показателей мотивационно-смысловых и регуляторно-динамических переменных ответственности у африканских и латиноамериканских студентов представлена в таблице.
Таблица
Сопоставление средних показателей мотивационно-смысловых
и регуляторно-динамических переменных ответственности у африканских (п = 50) и латиноамериканских (п = 51) студентов по (-критерию Стьюдента
Переменные Среднее значение Г-критерий Вероят- ность
африканские студенты латиноамериканские студенты
Общественные ценности 30,04 35,29 -4,94 0,000
Личностные ценности 32,24 34,08 -1,34 0,183
Социоцентричность 28,26 24,57 2,44 0,017
Эгоцентричность 27,02 24,51 1,45 0,151
Осмысленность 28,74 24,67 2,97 0,004
Осведомленность 20,08 24,88 -2,93 0,004
Предметность 30,00 27,14 2,17 0,032
Субъектность 32,14 26,73 3,67 0,000
Эргичность 25,74 25,71 0,02 0,982
Аэргичность 22,92 19,24 2,03 0,045
Стеничность 29,22 24,12 3,48 0,001
Астеничность 23,92 21,37 1,81 0,073
Интернальность 28,20 21,96 4,33 0,000
Экстернальность 21,92 20,43 0,89 0,374
Операциональные трудности 17,18 11,82 3,05 0,003
Личностные трудности 15,50 12,92 1,41 0,160
Примечание: достоверные различия выделены.
Из таблицы видно, что между африканскими и латиноамериканскими студентами обнаруживаются значимые различия сразу двух переменных когнитивного и продуктивного компонентов мотивационно-смыслового блока структуры ответственности (р < 0,001), а также во все остальных компонентах структуры, но значимые различия выявлены лишь в какой-то одной переменной.
Сравнивая две группы студентов по переменным когнитивного компонента, следует отметить, что африканским студентам свойственно выделение существенных признаков данного свойства, умение дифференцировать характеризуемое свойство от других черт личности. Они обязательны и добросовестны, строго выполняют свои обещания, обязуются строго выполнять порученное дело, понимают ответственность как внутреннюю обязанность перед самим собой. У латиноамериканских студентов средний показатель переменной осмысленности когнитивного компонента ниже. Однако для латиноамериканских студентов свойственно поверхностное толкование ответственности, с указанием на наличие несущественных признаков в определении ответственности (стремление отстоять свою позицию, преодоление трудностей на пути к цели, условие и средство достижения любых целей и т.п.), что указывает на отсутствие дифференцированности признаков ответственности с другими свойствами личности.
По продуктивному компоненту африканским студентам присуще проявление ответственности в учебе, работе, в освоении профессий, решении задач, поставленных группой, коллективом и т.д. В то же время они пытаются реализовать себя, т.е. решают личные проблемы, и стремятся лучше устроиться в жизни. Латиноамериканские студенты реже проявляют ответственность к решению задач, поставленных группой или коллективом, к укреплению межличностных отношений. Однако также как и африканские студенты, они заинтересованы в лучшем устройстве жизни и работы.
Сопоставляя средние показатели мотивационного компонента переменной — «социоцентричность», необходимо отметить, что для африканских студентов свойственно доминирование побуждений, связанных с чувством долга, стремлением реализовать намерения близких людей, желанием помочь им, желанием заслужить уважение в группе, коллективе, помочь окружающим. У латиноамериканских студентов выраженность проявления ответственности снижена по рассматриваемой переменной, а именно, ослаблено стремление помочь близким, помочь окружающим, ослаблены побуждения связанные с чувством долга. По переменной «эгоцентричность» значимых различий у сравниваемых групп студентов не обнаружено.
Сравнивая средние показатели эмоциональной компоненты у африканских и латиноамериканских студентов, мы обнаруживаем значимые различия в переменной «стеничность»: африканским студентам свойственна большая выраженность таких характеристик, как доминирование эмоций радости, гордости, оптимизма в реализации ответственных дел и предвосхищения положительного исхода задуманных намерений. Латиноамериканские студенты не обнаруживают яркой выраженности гордости, оптимизма в реализации ответственных дел. По переменной «астеничность» сравниваемые группы студентов значимых различий не обнаруживают.
В динамических характеристиках ответственности, а именно в переменной «аэргичность», обнаруживаем, что для африканских студентов свойственна неустойчивость в проявлении ответственности, характерен частый отказ от ранее обещанного, отступление перед трудностями, необязательность в выполнении поручений, отсутствие постоянства в контроле за их выполнением и т.п. Латиноамериканские студенты реже отступают перед трудностями, более устойчивы в проявлении ответственности, реже отказываются от ранее обещанного, более обязательны в выполнении поручений. По переменной «эргичность» сравниваемые группы студентов значимых различий не обнаруживают.
В регуляторных характеристиках было обнаружено значимое различие в переменной «интернальность». Сопоставляя средние показатели переменной «ин-тернальность» у африканских и латиноамериканских студентов, констатируем, что у африканских студентов выражено желание, намерение и умение всего добиваться самим: своей работой, трудом; свойственна уверенность, что все удачи и неудачи зависят только от его ответственного отношения к делу. При этом африканские студенты не надеются на внешние обстоятельства и других людей и т.п. Латиноамериканским студентам свойственна недостаточная уверенность в том, что все удачи и неудачи зависят только от его ответственного отношения к делу, они также не надеются на внешние обстоятельства и других людей, но сила выраженности этих надежд слабее, они более склонны надеяться на внешние обстоятельства и других людей. По переменной «экстернальность» сравниваемые группы студентов значимых различий не обнаруживают.
По данным рефлексивно-оценочного компонента, представленным в таблице, мы можем отметить, что африканские студенты, в отличие от латиноамериканских, испытывают трудности в количестве приемов и способов для осуществления ответственности, выполнения ответственного задания у них не осложняется.
Также обнаруживаются значимые различия в переменной «общественные ценности». Латиноамериканским студентам присуще стремление реализации ответственности с ориентацией на общественные ценности (выполнение теоретических и инициативных дел, достижение успехов в деятельности, обретение надежных и верных друзей и др.;) у африканских студентов это стремление ослаблено, главным образом их деятельность при выполнении ответственного поручения нацелена на получение знаний и другого опыта, достижение успехов в деятельности, стремление быть уважаемым и др.
Обобщая результаты, полученные при сопоставлении средних показателей переменных ответственности у африканских и латиноамериканских студентов, мы можем заключить, что по сумме показателей мотивационно-смыслового блока для африканских студентов свойственно руководствоваться чувством долга при выполнении ответственного дела, желание помочь другим, желание заслужить уважение в группе; понимание ответственности осмысленно, как внутренней обязанности перед самим собой, они обязуются выполнить порученное дело; проявлять ответственность по отношению к социальному миру, и одновременно считают важным улучшать собственное благополучие, т.е. внутренняя обязанность перед самим собой в самореализации, продвижении по службе, в формировании у себя уверенности, самостоятельности и других. Африканские студенты менее
нацелены (установочно-целевой компонент) в реализации ответственного поведения на достижение общественного признания в группе, более на стремление быть уважаемым человеком.
По суммарным итогам регуляторно-динамического блока следует, что для африканских студентов свойственно проявление положительных эмоций в процессе выполнения ответственного дела, они оптимистично выполняют порученную работу, испытывают чувство радости. При выполнении ответственной работы рассчитывают на себя и свои собственные силы, но проявление ответственности неустойчиво у африканских студентов, т.е., обязуясь выполнить порученное дело, могут отступить перед трудностями, проявить необязательность в выполнении поручения, отсутствует постоянство в контроле над выполнением ответственного поручения. Они испытывают трудности в количестве приемов и способов для осуществления ответственности, выполнения ответственного задания у них осложняется.
По сумме показателей мотивационно-смыслового блока следует, что латиноамериканские студенты реже руководствуются чувством долга и желанием помочь близким и окружающим, но нацелены (установочно-целевой компонент) в реализации ответственного поведения на достижение общественного признания в группе, стремление быть уважаемым человеком, они заинтересованы в лучшем устройстве собственной жизни и жизни окружающих, но реже проявляют ответственность в учебе, работе, освоении профессиональной деятельности, в решении задач поставленных группой, а также в самореализации, в формировании у себя уверенности, самостоятельности и другие.
По суммарным итогам регуляторно-динамического блока следует, что латиноамериканские студенты не проявляют особой радости при выполнении ответственных поручений, реже отступают перед трудностями, более обязательны в выполнении порученного дела, реже отказываются от обещанного, но верят в успех ответственного дела, полагаясь не на себя и на свои силы, а на внешний обстоятельства (других людей, удачу). Они не испытывают трудности в количестве приемов и способов для осуществления ответственности, выполнения ответственного задания у них не осложняется.
Таким образом, наше исследование показывает, что переменные имеют свою специфику как в содержательном, так и в инструментальном ее аспектах. Выявлено, что специфика количественных проявлений ответственности проявляется ярче всего в когнитивном и продуктивном компонентах структуры, а также в общественных ценностях, социоцентричности, аэргичности, стеничности, интерналь-ности, операциональных трудностях. Можно полагать, что выявленные различия обусловлены этнопсихологическими особенностями исследуемых групп.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Беспалова Т.М. Ответственность старшеклассников и курсантов военного вуза и ее проявления в речевой деятельности: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2008.
[2] Завадская Ж.Е. Воспитание ответственности у старшеклассников. — Минск, 1981.
[3] Закамская Т.В. Сравнительная характеристика общительности у студентов: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. — М., 2007.
[4] Ильин Е.П. Психология воли. — СПб.: Питер, 2000.
[5] Каменева Г.Н. Психологическая структура трудолюбия студентов // Вестник РУДН. Серия Психология и Педагогика. — 2004. — № 2. — С. 143.
[6] Крупнов А.И. Системная диагностика и коррекция общительности: Монография. — М.: РУДН, 2007.
[7] Крупнов А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности // Системные исследования свойств личности. — М.: РУДН, 1995.
[8] Линь Яцян. Сравнительная характеристика инициативности у российских и китайских студентов: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. — М., 2005.
[9] МуздыбаевК. Психология ответственности. — Л.: Наука, 1983.
[10] Осташева М.А. Психологические особенности развития социальной ответственности современного подростка: Дисс. ... канд. психол. наук. — М., 1989.
SPECIFICS OF THE PSYCHOLOGICAL STRUCTURE OF THE RESPONSIBILITY OF AFRICAN AND LATIN AMERICAN STUDENTS
V.A. Timofejcheva
Chair of Psychology and Pedagogics Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 6, Moscow, Russia, 117198
The correlation of the structure of the responsibility of African and Latin American students is analyzed in the article, disclosing the acute specifics of the psychological structure of the responsibility of the ethnic groups under consideration. It is revealed in the article, that the specifics of quantitative displays of the responsibility is shown most vividly in the cognitive and productive components of the structure, and also in the public values, such as socio-centricity, lack of urgency, sthenicity, internality, operational difficulties. The quantitative analysis of the responsibility of African and Latin American students shows, that the variables have the specificity both in the contansive, and in instrumental aspects. It is possible to believe, that the revealed distinctions are caused by the ethno-psychological features.