Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПЕЦИАЛИСТ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПЕДАГОГИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шакиров Марат Ринатович, Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Илькевич Константин Борисович

В данной статье рассмотрены основные аспекты психологической подготовки будущих специалистов адаптивной физической культуры, изучены основные определения и дана актуальность темы, заключающаяся в большем использовании практических коммуникативных тренингов, выявлена необходимость в углубленной психологической подготовке будущих специалистов, определена специфика психологической подготовки. В статье перечислены главные умения, которыми должен обладать будущий специалист, а также выделены наиболее эффективные методы для формирования специфических коммуникативных навыков. Данная статья будет полезна для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, занимающихся подготовкой будущих специалистов адаптивной физической культуры, самим будущим специалистам, а также научнопедагогическим работникам, занимающимся данной тематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шакиров Марат Ринатович, Болдов Александр Сергеевич, Гусев Алексей Витальевич, Илькевич Константин Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

This article discusses the main aspects of psychological training of future specialists in adaptive physical culture, it studies the main definitions and gives the relevance of the topic, which consists in the greater use of practical communication trainings, it identifies the need for in-depth psychological training of future specialists, identifying the specificity of psychological training. The article lists the main skills that a future specialist should possess, and it also highlights the most effective methods for the formation of the specific communication skills. This article will be useful for the teaching staff of higher educational institutions, engaged in the preparation of future specialists in adaptive physical culture, for the future specialists themselves, as well as for scientific and pedagogical workers dealing with this topic.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

Вместе с тем, ригидность, негибкость установок врача может снижать уровень его эмпатии и социальных способностей. В тоже время, высокий уровень эмпатии повышает вероятность появления страхов и фобий, истерических проявлений в профессиональной деятельности врача. Повышенная склонность к педантизму увеличивает вероятность появления беспокойства, напряжения, ипохондрических и психастенических проявлений. Повышенная рефлексивность, самокритичность может привести к неврастеническим расстройствам, сексуальным нарушениям, затруднениям в социальных контактах испытуемых. Таким образом, между изучаемым экспериментальными показателями установлены взаимосвязи различной выраженности и направленности.

Полученные на основании данных исследования выводы могут быть учтены в организации мероприятий по оказанию психологической поддержки врачей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов А.И. Психолого-педагогическое обеспечение формирования духовности личности / А.И. Анисимов, А.А. Кудрин, О.В. Шатровой // Педагогика высшей школы. - 2015. - № 3 (3). - С. 10-13.

2. Анисимов А.И. Психология духовного здоровья : практикум / А.И. Анисимов, Н.Н. Ки-реева., О.В. Шатровой. - Санкт-Петербург : «Издательство РГПУ им. А.И. Герцена». - 2017. - 75 с.

3. Братусь Б.С. Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии. Об итогах конференции / Б.С. Братусь, Н.А. Кравцова, Г.В. Залевский // Психиатрия, психотерапия и клиническая психология. - 2011. - № 4. - С. 131-136.

4. Бьюдженталь Дж. Наука быть живым : диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии : учеб. пособие / Джеймс Бьюдженталь ; пер. с англ. А.Б. Фенько. - Москва : Класс, 1998. - 325 с.

5. Винокур В. А. Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы : учебное пособие / В.А. Винокур. - Санкт-Петербург : СпецЛит, 2015. - 191 с.

6. Кораблина Е.П. Помощь и помогающие : данные исследования / Е.П. Кораблина, Л.А. Колчанова // Вестник Балтийской педагогической академии. - 2002. - Вып. 43. - С. 143-145.

REFERENCES

1. Anisimov, A.I., Kudrin, A.A. and Shatrovoy, O.V. (2015), "Psychological and pedagogical support for the formation of personality spirituality", Pedagogy of higher education, No. 3 (3), рр. 10-13.

2. Anisimov, A.I., Kireeva, N.N. and Shatrovoy, O.V. (2017), Psychology of spiritual health, Publishing House of RSPU named after A.I. Herzen, St. Petersburg.

3. Bratus, B.S., Kravtsova, N.A and Zalevsky, G.V. (2011), "The problem of personal health in theoretical and applied psychology. About the results of the conference", Psychiatry, psychotherapy and clinical psychology, No. 4, pp. 131-136.

4. Bujental, James (1998), The science of being alive: Dialogues between a therapist and patients in humanistic therapy, Class, St. Petersburg.

5. Vinokur, V.A. (2015), Supporting groups: history, technology, structure, boundaries and resources, textbook, SpetsLit, St. Petersburg.

6. Korablina, E. P. and Kolchanova, L.A (2002), "Help and helpers : Research data", Bulletin of the Baltic Pedagogical Academy, Issue 43, pp. 143-145.

Контактная информация: pomnad@mail.ru

Статья поступила в редакцию 02.03.2021

УДК 796.01:159.923.5

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Александр Сергеевич Болдов, кандидат

педагогических наук, доцент, Алексей Витальевич Гусев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Константин Борисович Илькевич, кандидат пе-

дагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет

Аннотация

В данной статье рассмотрены основные аспекты психологической подготовки будущих специалистов адаптивной физической культуры, изучены основные определения и дана актуальность темы, заключающаяся в большем использовании практических коммуникативных тренингов, выявлена необходимость в углубленной психологической подготовке будущих специалистов, определена специфика психологической подготовки. В статье перечислены главные умения, которыми должен обладать будущий специалист, а также выделены наиболее эффективные методы для формирования специфических коммуникативных навыков. Данная статья будет полезна для профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, занимающихся подготовкой будущих специалистов адаптивной физической культуры, самим будущим специалистам, а также научно-педагогическим работникам, занимающимся данной тематикой.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, специалист, ограниченные возможности, психологическая подготовка, педагогика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p555-559

SPECIFICITY OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF FUTURE SPECIALISTS OF ADAPTIVE PHYSICAL EDUCATION

Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, department chair, Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State University of Psychology and Education

Abstract

This article discusses the main aspects of psychological training of future specialists in adaptive physical culture, it studies the main definitions and gives the relevance of the topic, which consists in the greater use of practical communication trainings, it identifies the need for in-depth psychological training of future specialists, identifying the specificity of psychological training. The article lists the main skills that a future specialist should possess, and it also highlights the most effective methods for the formation of the specific communication skills. This article will be useful for the teaching staff of higher educational institutions, engaged in the preparation of future specialists in adaptive physical culture, for the future specialists themselves, as well as for scientific and pedagogical workers dealing with this topic.

Keywords: adaptive physical culture, specialist, disabilities, psychological training, pedagogy.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время значительное внимание в образовательной сфере уделяется адаптивному (инклюзивному) образованию, которое направлено непосредственно на обучение учащихся, имеющих какие-либо ограниченные возможности [1, 2, 5, 6]. Вместе с этим становится повсеместной адаптивная физическая культура, необходимая для поддержания и развития физического состояния обучающихся [7]. Наряду с этим возникает необходимость эффективной психологической подготовки будущих специалистов адаптивной физической культуры, поскольку именно они должны быть подготовленными и ориентированными на проведение занятий, направленных на адаптацию и реабилитацию обучающихся с ограниченными возможностями [5, 6].

Собственно адаптивная физическая культура представляет собой совокупность спортивно-оздоровительных мер, которые направлены на реабилитацию и приспособление к социальной среде обучающихся с ограниченными возможностями, а также на преодоление каких-либо психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни [3]. Данный вид физической культуры функционально направлен на коррекционное воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию обучаю-

щихся с ограниченными возможностями.

Будущий специалист по адаптивной физической культуре должен иметь способности к анализу собственных психических и физических возможностей, а также обладать знаниями в области физической культуры, педагогики и психологии [6]. В процессе подготовки будущему специалисту важно научиться применять современные педагогические методы и технологии, овладеть навыками психолого-педагогического влияния на обучающихся, имеющих какие-либо отклонения физического и психического характера [5]. Кроме того, специалисту необходимо освоить техники и способы формирования системы межличностного общения [1, 3, 6].

Учебное заведение, подготавливающее будущих специалистов адаптивной физической культуры, призвано помочь им развить в себе необходимые качества, которые позволят стать профессиональными и активными личностями, способными адаптироваться к различным условиям и факторам своей деятельности. Особое внимание крайне важно уделить психологической подготовке будущих специалистов. Именно её эффективность будет определять последующую деятельность специалистов с обучающимися, имеющими ограниченные возможности.

В учебно-воспитательном процессе важно формировать не только интерес к учебным дисциплинам, но и таким профессионально значимым качествам личности как милосердие, эмпатия, желание помочь и др. [6]. Кроме того, будущие специалисты должны обладать умением социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности. Психологическая подготовка должна проявляться как в теоретическом, так и в практическом планах [3].

Будущие специалисты в процессе своего обучения зачастую имеют отличные результаты в теоретической психологической подготовке, но при практических занятиях становятся совершенно не готовыми к работе с лицами, имеющими ограниченные возможности и нарушения физического развития. У будущих специалистов может появляться эмоциональный шок или внутренне непринятие лиц с какими-либо нарушениями развития. Это может привести к возникновению проблем профессионального характера и собственно становления будущих специалистов адаптивной физической культуры. Также могут появиться значительные сложности в адаптации к особенностям выбранной профессии.

Для эффективной психологической подготовки студентов к взаимодействию с лицами с ограниченными возможностями существует необходимость вводить в обучение специалистов особые курсы по психолого-педагогической подготовке. Цель таких занятий заключается непосредственно в психологической адаптации к особенностям профессии и взаимодействий с лицами с ограниченными возможностями [1]. Занятия по такой подготовке необходимы для помощи будущим специалистам в социальном, личностном и профессиональном самоопределении и саморазвитии посредством овладения основными навыками психологии, методами регуляции психических состояний и эффективного взаимодействия с лицами, обладающими нарушениями или отклонениями в развитии.

Психологическая подготовка проводится в рамках специализации и включает в себя несколько разделов: психическое здоровье личности, искусство воздействия и общения, особенности профессии специалиста адаптивной физической культуры. Особенностью такой подготовки является то, что она тесным образом имеет связь со специальной психологией и педагогикой, психологией общения, конфликтологией, этикой и другими аспектами психологической области [6].

Психологическая подготовка состоит из проведения семинарских и практических занятий, где будущие специалисты могут заниматься самопознанием при помощи психологической диагностики, учиться понимать себя и окружающих, развивать методы и способы общения и поведения с помощью различных психотехнических игр и упражнений, групповых дискуссий, просмотра различных фильмов и видеороликов, аутогенной трени-

ровки, ориентированной на преодоление конфликтов, и т.д. [4]. Кроме того, данная подготовка включает в себя тренинги и релаксационные упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, а также элементы психодрамы, дающие возможность научиться понимать и воспринимать лиц с ограниченными возможностями [6].

Будущие специалисты адаптивной физической культуры должны также совершенствовать свою волевую саморегуляцию, использование которой значительно усиливает мотивирующую составляющую поведения. Специалистам для их психологической подготовки необходимо усиливать свои позитивные установки и искажать негативные в отношении своей личности, собственных возможностей, ожидаемых результатов и бесконфликтных межличностных отношений. В первую очередь, к этому относятся выработка оптимистического настроя и формы психического самовнушения, которые необходимы для преодоления страха, антипатии и других негативных эмоций. Значительную роль играет самостоятельная работа будущих специалистов по расширению, закреплению и переводу на новый уровень осмысления получаемых знаний, их уточнения в отношении лиц с ограниченными возможностями.

Для развития учебной мотивации и коммуникативных способностей необходимо использовать активные методы обучения, ориентированные на совершенствование самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать стандартные профессиональные задачи. Непосредственно для формирования специфических коммуникативных навыков наиболее эффективными являются следующие методы (рисунок 1) [2].

\

Дискуссионные методы

;

- \

Игровые методы

/ \

Социально-психологические

тренинги

\ У

• Групповая дискуссия

• Анализ ситуаций

• Мозговой штурм

• Деловые игры

• Ролевые игры

• Организационно-деятельностные игры

• Коммуникативные

• Сенситивные

Рисунок 1 - Методы формирования специфичных коммуникативных навыков

Вследствие прохождения психологической подготовки будущие специалисты могут полностью изучить сущность и основные показатели психического здоровья, овладеть методами преодоления стрессового состояния и способами управления здоровьем, коммуникативной культурой делового общения, приемами речевого и невербального общения, а также технологией предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций.

Активизация учебной деятельности, которая направлена на разработку и применение содержания, форм, способов и техник обучения, способствующих повышению интереса, активности, творческой самостоятельности в усвоении знаний, формировании умений и навыков, а также использовании их на практике развивает профессиональные способности будущих специалистов адаптивной физической культуры и мотивирует их к личностному и профессиональному росту.

Таким образом, психологическая подготовка будущих специалистов адаптивной физической культуры является неотъемлемой составляющей частью всего обучения студентов такой профессии. Это определено тем, что будущие специалисты должны обладать всем комплексом необходимых знаний, умений и навыков, которые важны при взаимодействии с лицами, имеющими ограниченные возможности или отклонения физического и психического развития. Данная психологическая подготовка обладает своими специфическими особенностями, что обусловлено сложностью обучения студентов не только теоретическим, но и практическим навыкам, которые, в свою очередь, крайне

необходимы будущим специалистам для эффективного и наиболее правильного взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашова, В.Ф. Компетентность специалиста по адаптивной физической культуре / В.Ф. Балашова. - Москва : Физическая культура, 2008. - 131 c.

2. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы / С.П. Евсеев. -Москва : Советский спорт, 2014. - 561 c.

3. Карпов В.Ю. Формирование компетентности специалиста на основе инновационных подходов к преподаванию учебной дисциплины «Теория и методика физической культуры» / В.Ю. Карпов, Н.М. Лапина, Е.Д. Бакулина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 11 (129). - С. 121--126.

4. Литош, Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии / Н.Л. Литош. - Москва : СпортАкадемПресс, 2002. - 140 c.

5. Модель инклюзивного педагогического подхода к физическому воспитанию студентов с ограниченными возможностями здоровья и различной степени инвалидизации / А.С. Болдов, В.Ю. Карпов, Э.А. Аленуров и др. // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. -- № 6 (184). - С. 27-33.

6. Разработка критериев профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации двигательной рекреации детей с ограниченными возможностями здоровья / М.Р. Шакиров, С.А. Гониянц, О.В. Ильичева и др. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 4 (182). - С. 505-509.

7. Шакиров, М.Р. Психологический аспект социализации инвалидов посредством адаптивной физической культуры и спорта / М.Р. Шакиров, А.В. Гусев, А.С. Болдов // Социальная адаптация и когнитивное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры : материалы Региональной научно-практической конференции с всероссийским участием. - Волгоград. - 2019. - С. 236-239.

REFERENCES

1. Balashova, V.F. (2008), Competence of a specialist in adaptive physical culture, Physical culture, Moscow.

2. Evseev, S.P. (2014), Adaptive physical education in work practice, Soviet Sport, Moscow.

3. Karpov, V.Yu., Lapina, N.M. and Bakulina, E.D. (2015), "Forming of competence of the specialist on the basis of innovative approaches to teaching discipline "The theory and a technique of physical culture", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 129, No. 11, pp. 121-126.

4. Litosh, N.L. (2002), Adaptive physical education. Psychological and pedagogical characteristics of children with developmental disabilities, SportAcademPress, Moscow.

5. Boldov, A.S., Karpov, V.Yu., Alenurov, E.A. and Shakirov, M.R. (2020), "Model of inclusive pedagogical approach to physical training of students with limited health opportunities and various inva-lidization degree", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 184, No. 6, pp. 27-33.

6. Shakirov, M.R., Goniyantz, S.A., Ilyicheva, O.V. and Syrakovskaya, Ya.V. (2020), "Development of criteria for professional readiness of future specialists in the field of special pedagogy and psychology to organize adaptive motor recreation among the children with disabilities", Uchenye zapiski uni-versiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 182, No. 4, pp. 505-509.

7. Shakirov, M.R., Gusev, A.V. and Boldov, A.S. (2019), "The psychological aspect of socialization of disabled people through adaptive physical culture and sports", Social adaptation and cognitive development of children with disabilities by means of adaptive physical culture, materials of regional science and practice conference, Volgograd, pp.236-239.

Контактная информация: boldovas@gmail.com

Статья поступила в редакцию 18.03.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.