Научная статья на тему 'Разработка критериев профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ограниченными возможностями здоровья'

Разработка критериев профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ограниченными возможностями здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛИСТЫ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КРИТЕРИИ И СПОСОБЫ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ ДЕТЕЙ С ОВЗ / SPECIALISTS IN THE FIELD OF SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY / PROFESSIONAL READINESS / CRITERIA AND METHODS FOR ASSESSING THE PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY TO ORGANIZE ADAPTIVE MOTOR RECREATION FOR CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шакиров Марат Ринатович, Гониянц Степан Александрович, Ильичёва Ольга Владимировна, Сираковская Яна Вадимовна

Исследование в настоящей статье посвящено разработке критериев и способов оценки профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Для критериальной оценки были выбраны три взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный. Выделены следующие критерии готовности: личностно-мотивационный, научно-теоретический и практический. Предложена формула для расчета числовых значений готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ, описана методика диагностики готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ. Научная новизна и практическая значимость исследования: разработаны критерии, показатели и уровни готовности будущих специалистов в области специальной психологии и педагогики к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ; разработано информационно-контрольное обеспечение процесса формирования профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной психологии и педагогики к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ.The research in this article is devoted to the development of criteria and methods for assessing the professional readiness of future specialists in the field of special pedagogy and psychology to organize adaptive motor recreation for children with disabilities. Three interrelated components were selected for the criteria assessment: motivational, cognitive, and operational activity. The following readiness criteria are identified: the personal-motivational, scientific-theoretical and practical. The formula for calculating the numerical values of the readiness of future specialists in the field of special pedagogy and psychology to organize adaptive motor recreation for children with disabilities is proposed, the method for diagnosing the readiness of future specialists in the field of special pedagogy and psychology to organize adaptive motor recreation for children with disabilities is described. Scientific novelty and practical significance of the research: the criteria, indicators and levels of readiness of future specialists in the field of special psychology and pedagogy for the organization of adaptive motor recreation in children with disabilities have been developed; information and control support of the process of formation of professional readiness of future specialists in the field of special psychology and pedagogy for the organization of adaptive motor recreation in children with disabilities has been developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шакиров Марат Ринатович, Гониянц Степан Александрович, Ильичёва Ольга Владимировна, Сираковская Яна Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка критериев профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ограниченными возможностями здоровья»

третьем месте 100 м брасс, в которой приняли участие 39 человек, что составляет 19,5% от всех участников Спартакиады по плаванию. При этом необходимо отметить, что именно в этом виде программы наблюдалось наибольшее количество дисквалификаций, причиной которых стали фальстарты и нарушение техники плавания.

ВЫВОДЫ

Результаты заплывов, показанные участниками Спартакиады по плаванию, подтверждают высокую конкуренцию в этом виде соревнований. Важно отметить, что тренерам, преподавателям, инструкторам, осуществляющим подготовку сборных команд образовательных организаций высшего образования МО РФ, удалось добиться значительных результатов в подготовке своих спортсменов. Эффективность подготовки пловцов определяется высоким уровнем знаний и многолетним опытом работы тренерского состава.

Анализ результатов, показанных на Спартакиаде по плаванию, позволяет сделать вывод об уровне развития плавания в образовательных организациях высшего образования МО РФ. Данные результаты представляют наибольший интерес для комплектования сборной команды ВС РФ для подготовки и участия в III Всемирных кадетских играх, которые впервые будут проводиться в нашей стране [1].

ЛИТЕРАТУРА

1. Аркаев, Л.Я. Как готовить чемпионов / Л.Я. Аркаев. - Москва : Физкультура и спорт, 2004. - 328 с.

2. Булгакова, Н.Ж. Познакомьтесь - плавание / Н.Ж. Булгакова. - Москва : АСТ : Астрель, 2002. - 160 с.

3. Козлов, А.В. Плавание доступно всем / А.В. Козлов. - Ленинград : Лениздад, 1986. - 95 с.

4. Понимасов, О.Е. Типологические комбинации технических элементов и их экономиза-ция при обучении прикладному плаванию военнослужащих морских частей внутренних войск / О.Е. Понимасов. - Санкт-Петербург : Изд-во Политехнического ун-та, 2015. - 207 с.

REFERENCES

1. Arkaev, L. (2004), How to prepare champions, publishing house Physical culture and Sport, Moscow.

2. Bulgakova, N. (2002), Well. Discover - diving, publishing house Arstel, AST, Moscow.

3. Kozlov, A. (1986), Swimming is available to all, Lenizdat, Leningrad.

4. Ponimasov, O. (2015), Typological combinations of the technical elements and their economi-zation in the applied swimming training of the internal troops sea units servicemen, publishing house Polytechnical University, St. Petersburg.

Контактная информация: chuchvaga_dima@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.04.2020

УДК 378.14.015.62

РАЗРАБОТКА КРИТЕРИЕВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ И

ПСИХОЛОГИИ К ОРГАНИЗАЦИИ АДАПТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ РЕКРЕАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Марат Ринатович Шакиров, преподаватель, Московский государственный психолого-педагогический университет; Степан Александрович Гониянц, кандидат биологических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма, Москва; Ольга Владимировна Ильичёва, кандидат биологических наук, доцент, Яна Вадимовна Сираковская, кандидат педагогических наук, доцент, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка

Аннотация

Исследование в настоящей статье посвящено разработке критериев и способов оценки профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Для критериальной оценки были выбраны три взаимосвязанных компонента: мотиваци-онный, когнитивный и операционно-деятельностный. Выделены следующие критерии готовности: личностно-мотивационный, научно-теоретический и практический. Предложена формула для расчета числовых значений готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ, описана методика диагностики готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ. Научная новизна и практическая значимость исследования: разработаны критерии, показатели и уровни готовности будущих специалистов в области специальной психологии и педагогики к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ; разработано информационно-контрольное обеспечение процесса формирования профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной психологии и педагогики к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ.

Ключевые слова: специалисты в области специальной педагогики и психологии, профессиональная готовность, критерии и способы оценки профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p505-510

DEVELOPMENT OF CRITERIA FOR PROFESSIONAL READINESS OF FUTURE SPECIALISTS IN THE FIELD OF SPECIAL PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY TO ORGANIZE ADAPTIVE MOTOR RECREATION AMONG THE CHILDREN WITH

DISABILITIES

Marat Rinatovich Shakirov, the teacher, Moscow State Psychological and Pedagogical University; Stepan Aleksandrovich Goniyants, candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of physical education, sport, youth and tourism, Moscow; Olga Vladimi-

rovna Ilicheva, the candidate of biological Sciences, senior lecturer, Yana Vadimovna Sirakovskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow State Academy

of Physical Culture, Malakhovka

Abstract

The research in this article is devoted to the development of criteria and methods for assessing the professional readiness of future specialists in the field of special pedagogy and psychology to organize adaptive motor recreation for children with disabilities. Three interrelated components were selected for the criteria assessment: motivational, cognitive, and operational activity. The following readiness criteria are identified: the personal-motivational, scientific-theoretical and practical. The formula for calculating the numerical values of the readiness of future specialists in the field of special pedagogy and psychology to organize adaptive motor recreation for children with disabilities is proposed, the method for diagnosing the readiness of future specialists in the field of special pedagogy and psychology to organize adaptive motor recreation for children with disabilities is described. Scientific novelty and practical significance of the research: the criteria, indicators and levels of readiness of future specialists in the field of special psychology and pedagogy for the organization of adaptive motor recreation in children with disabilities have been developed; information and control support of the process of formation of professional readiness of future specialists in the field of special psychology and pedagogy for the organization of adaptive motor recreation in children with disabilities has been developed.

Keywords: specialists in the field of special pedagogy and psychology, professional readiness, criteria and methods for assessing the professional readiness of future specialists in the field of special pedagogy and psychology to organize adaptive motor recreation for children with disabilities.

ВВЕДЕНИЕ

Содержание профессиональной деятельности специалистов в области специальной психологии и педагогики связано с коррекционно-развивающей (обучение и воспитание),

коррекционно-образовательной, реабилитационной работой с детьми с особыми потребностями, созданием для них психологически комфортной адаптивной социальной среды, психолого-педагогическим сопровождением детей с ограниченными возможностями здоровья. Помимо вышеперечисленных аспектов деятельности педагогов специального образования, в спектр их профессиональных задач входит создание здоровьесберегающей среды, предотвращение и коррекция отклонений психофизического развития для воспитания гармонично развитой личности детей с ОВЗ [3].

В то же время, на современном этапе развития педагогической науки уделяется недостаточное внимание подготовке специалиста в области специальной психологии и педагогики, способного к организации работы с детьми на здоровьесберегающих началах, адаптивной двигательной рекреации, обеспечивающей переключение видов деятельно -сти, повышение настроения, получение удовольствия от движения, приобщение к здоровому образу жизни, овладение навыками коммуникации, социально-эмоциональное развитие, развитие навыков общей и мелкой моторики [2].

Однако, в настоящее время не разработаны и экспериментально не обоснованы, как система комплексной теоретико-практической подготовки будущих специалистов в области специальной психологии и педагогики к осуществлению коррекционно-оздоровительной и физкультурно-рекреационной работы с детьми с ОВЗ на элективных занятиях по физической культуре, так и эффективный инструментарий для оценки уровня сформированности профессиональности готовности специалистов в указанной области к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ, что и обусловило актуальность представленного исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Оптимальная разработка критериев готовности студентов к осуществлению адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ обеспечит своевременную диагностику и действенный контроль за подготовкой их к определенного вида деятельности. Наличие четкой критериальной базы позволяет определить уровень сформированности профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ.

В выборе критериев сформированности специальной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ мы учитывали прежде всего содержание компонентов ее структуры. Проведенный теоретический анализ литературы и собственный опыт позволил нам для критериальной оценки профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ выбрать три взаимосвязанных компонента: мотивационный, когнитивный и операционно-деятельностный. профессиональные умения необходимые педагогу для осуществления оздоровительной деятельности (операционно-деятельностный). Учитывая теоретические выкладки исследования, считаем целесообразным выделить следующие критерии готовности: личностно-мотивационный, который дает возможность оценить уровень сформированности мотивационного компонента; научно-теоретический, который относится к сфере знаний педагога и в нашем исследовании позволяет определить уровень сформированности когнитивного компонента профессиональной деятельности будущего специалиста в области специальной педагогики и психологии; практический критерий - способствует определению уровня сформирован-ности деятельностного компонента готовности к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ. Определенные нами критерии учитывают специфику профессиональной деятельности и способствуют диагностированию уровневых изменений в формировании готовности к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ будущего специалиста в области специальной педагогики и психологии. Каждый крите-

рий раскрывается через систему показателей, которые его характеризуют. Характеристика критериев готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Критерии и показатели готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ_

Компоненты готовности Критерии готовности Показатели критериев готовности

Мотивационный Личностно-мотивационный Потребность в сохранении и преумножении собственного здоровья и здоровья других. Осознание необходимости организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ в условиях школы, дошкольных учреждений. Познавательный интерес к оздоровительно-рекреационной работе

Когнитивный Научно-теоретический Осознание сущности адаптивной рекреационной деятельности и функций педагога в процессе ее осуществления. Знания современных форм, методов, приемов, средств организации адаптивной двигательной рекреации в условиях школы, дошкольного учреждения. Системность и глубина знаний в области адаптивной двигательной рекреации.

Операционно-деятельностный Практический Умение проектировать и конструировать деятельность в области адаптивной рекреации. Владение методиками здоровьесбережения и здоровьеформирования. Умение организовывать и контролировать адаптивную двигательную рекреацию у детей с ОВЗ.

Как основные требования по критериям готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ рассматриваем объективность, надежность, простоту и удобство измерения, аддитивность и адекватность. Предложенные критерии обеспечивают объективность оценки, поскольку не зависят от отношения, воли и желания, того, кто осуществляет анализ. Указанные критерии надежны, потому что в своей совокупности характеризуют готовность будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ как их мотивы, знания и умения, а, следовательно, является внутренне согласованным, а также позволяют получать результаты, независимые от внешних условий.

Для определения весового соотношения критериев готовности студентов к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ осуществлялась экспертная оценка в баллах по 10-бальной шкале, где 1 - наименьшая весомость критерия, 10 — наибольшая. На основе экспертной оценки производился расчет весовых коэффициентов значимости показателей а, в, у. Учитывая полученные результаты, мы определили уровень согласованности экспертов с помощью коэффициента конкордации. Статистическая достоверность коэффициента конкордации оценивалась с помощью х -критерия. Так как X2 расчетный 10,3 > табличного (5,9), то W = 0,74 - величина неслучайная.

В таблице 2 представлена матрица экспертной оценки весомости критериев готовности студентов к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ.

Таблица 2 - Матрица экспертной оценки весомости критериев готовности студентов к организаций_

Компонент/ № эксперта 1 2 3 4 5 6 7 Сумма

Личностно-мотивационный 9 7 7 8 8 7 9 55

Научно-теоретический 9 9 10 10 10 9 9 66

Практический 10 10 10 10 10 10 9 69

Итого 190

Определение коэффициентов весомости критериев готовности студентов к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ [1, 4]: а = 55/190 =0,29; в =

66/190 = 0,35; у = 69/190 = 0,36. Выделенные критерии и показатели позволяют определить и охарактеризовать уровни сформированности проанализированных компонентов готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ). Расчеты числовых значений готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ осуществлялись по формуле: ИК = а (ЛМК/М) + Р(НТК/Ш)+ у(ПК/Ш), где: ИК - интегральный критерий готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ; ЛМК - сумма баллов при определении личностно-мотивационного критерия; НТК - сумма баллов при диагностике научно-теоретического критерия; ПК - сумма баллов при определении практического критерия; а, в, у - весовые коэффициенты выделенных критериев; N1-3 - сумма максимального количества баллов по методикам оценки соответствующего критерия готовности. Считаем целесообразным для определения уровня готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии применять три уровня готовности, а именно: низкий, средний и высокий. Обобщенная методика диагностики определенных критериев готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ представлена в таблице 3.

Таблица 3 - Методика диагностики готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ

Компоненты готовности Критерии готовности Показатели критериев готовности Формы и методы диагностики

Мотивационный Личностно-мотивационный Личностно-мотивационные детерминанты «Самооценка профессионально-педагогической мотивации», тест на определение уровня своей внутренней среды и оценка поведения при решении проблем (методика А. Б. Ван Ганди), модифицированная методика определения ценностных ориентаций

Когнитивный Научно-теоретический Полнота усвоения содержания теоретических знаний Тестирование усвоенного студентами учебного материала

Операционно-деятельностный Практический Полнота овладения умениями, самостоятельность, активность, осознанность Наблюдение; метод экспертной оценки; проверка творческих заданий

Градация интегрального критерия готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации у детей с ОВЗ установлена следующая: <0,5 - низкий уровень готовности; 0,51-0,8 -средний; 0,81 - 1 - высокий.

ВЫВОДЫ

Предлагаемый способ оценки профессиональной готовности будущих специалистов в области специальной педагогики и психологии к организации адаптивной двигательной рекреации детей с ОВЗ обеспечивает отвечающее современным высоким требованиям к подготовке профессиональных кадров информационно-контрольное сопровождение процесса обучения студентов. Разработанные критерии и способ их определения на основе компетентностного подхода являются информативными, обеспечивающими комплексную оценку исследуемых явлений и достижений будущих специалистов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Квалиметрия как теоретическое основание рейтинговой' системы оценки качества подготовки студентов / О.В. Ершова, Л.В. Чупрова, Э.Р. Малина, O.A. Мишурина // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 9-1. - С. 141-144.

2. Костюченко, О.М. Формирование профессиональной готовности будущих тренеров к работе с подростками с поражением опорно-двигательного аппарата : дис. ... канд. пед. наук / Костюченко Олег Михайлович. - Воронеж, 2019. - 189 с.

3. Курилович, Н.В. Методологические подходы в формировании готовности будущих специалистов к работе с детьми с ОВЗ / Н.В. Курилович // Вестник Бохтарского государственного университета им, Носира Хусрава. Серия гуманитарных и экономических наук. - 2019. - № 1-2 (62). -С. 131-138.

4. Подольская, М.Н. Квалиметрия и управление качеством : лабораторный практикум. Ч. 1 : Экспертные методы / М.Н. Подольская. - Тамбов : [б. и.], 2011. - 80 с.

REFERENCES

1. Ershova, O. V., Chuprova, L.V., Mullin, E.R. and Mishurina, O. A. (2016), "Qualimetry as a theoretical basis for rating system for evaluating the quality of student training", International journal of applied and fundamental research, No. 9-1, pp. 141-144.

2. Kostyuchenko, O M. (2019), Formation of professional readiness of future trainers to work with teenagers with the defeat of the musculoskeletal system, dissertation, Voronezh.

3. Kurilovich, A. V. (2019), "Methodological approaches to the formation of readiness of future specialists to work with children with disabilities", Bulletin of the Bokhtar state University, state University wearing. Humanities and Economics series, No. 1-2 (62), pp. 131-138.

4. Podolsky, M.N. (2011), Qualimetry and quality management: laboratory practice, Part 1. Expert methods, Tambov.

Контактная информация: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 27.04.2020

УДК 796.8:796.012

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫХ УПРАЖНЕНИЙ КООРДИНАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Борис Викторович Шилакин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный

юридический институт Министерства внутренних дел России, г. Хабаровск

Аннотация

В работе исследуются проблемные вопросы совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки сотрудников отделов внутренних дел, какое место в учебном процессе по физической подготовке отводится специальным двигательным операциям, направленным к нейтрализации правонарушителя. Изучаются современные методические приемы формирования устойчивого двигательного навыка, и повышения уровня технико-тактических способностей курсантов образовательных организаций Министерства внутренних дел России, используемые преподавательским составом. В исследовании проводился анализ применяемых на занятиях по физической подготовке средств спортивной тренировки из различных видов единоборств.

Ключевые слова: развитие профессионально-прикладных способностей, формирование устойчивого двигательного навыка, критерии оценки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p510-513

ANALYSIS OF USAGE IN THE EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING OF SPECIALIZED EXERCISES OF COORDINATION AND DEVELOPING ORIENTATION

Boris Viktorovich Shilakin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Far East legal institute of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Abstract

The article examines the problematic issues of improving the professional and applied physical training of police officers, what place in the educational process of physical training is given to special

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.