список литературы
1. Воробьева И.В., Залялиева О.В., Фалеева С.А. Информационное обеспечение физической культуры студентов вузов [Электронный ресурс] // Теория и практика физической культуры и спорта: материалы Всерос. с междунар. участием науч. конф., посвящ. 65-летию Ин-та физ. культуры, спорта и восстановительной медицины КФУ. Казань, 2014. URL: http://kpfu.ru/staff_files/ F541827035/Sbomik_konferencii_TiPFKiS_2014.pdf (дата обращения: 12.12.2017).
2. Наука о спорте [Электронный ресурс]. URL: http://sporthistory.ru/books/item/f00/s00/z0000008/ st022.shtml (дата обращения: 14.12.2017).
* * *
1. Vorob'eva I.V., Zaljalieva O.V., Faleeva S.A. Informacionnoe obespechenie fizicheskoj kul'tury stu-dentov vuzov [Jelektronnyj resurs] // Teorija i praktika fizicheskoj kul'tury i sporta: materialy Vseros. s mezhdunar. uchastiem nauch. konf., posvjashh. 65-letiju In-ta fiz. kul'tury, sporta i vosstanovitel'noj mediciny KFU. Kazan', 2014. URL: http://kpfu.ru/ staff_files/F541827035/Sbornik_konferencii_TiPFKiS_ 2014.pdf (data obrashhenija: 12.12.2017).
2. Nauka o sporte [Jelektronnyj resurs]. URL: http://sporthistory.ru/books/item/f00/s00/z0000008/ st022.shtml (data obrashhenija: 14.12.2017).
Implementation of results of scientific activities in work of coaches of sports school for children and youth
The article deals with the results of the study of the attitude of coaches working in sports schools for children and youth to the implementation of the results of scientific work in practice. The research was carried out on the basis of a specially developed questionnaire. The results of the survey are under consideration.
Key words: sports schools for children and youth, coach, category, implementation of science.
(Статья поступила в редакцию 15.01.2018)
О Богатырева Д.С., 2018
д.с. Богатырева
(луганск, украина)
критерии оценки уровня готовности специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме
Рассматривается проблема критериальной оценки уровня готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Проанализированы подходы к определению понятий «критерий» и «показатель», представлена система критериев и показателей готовности специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Выделены три уровня сфор-мированности данной готовности, охарактеризован каждый из них.
Ключевые слова: критерий, показатель, профессиональная деятельность в экологическом туризме, уровни готовности.
Современная подготовка специалистов сферы туризма направлена на формирование профессионалов, не только готовых к традиционной деятельности в туризме, но и компетентных в практической деятельности специальных видов туризма, в частности экологического. Подготовка туристских кадров, на наш взгляд, в обязательном порядке должна содержать выразительный экологотуристский компонент, который во многом будет определять уровень готовности специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Для осуществления мониторинга данного уровня необходимо выделить ряд критериев и показателей, соотношение которых будет свидетельствовать о качестве профессиональной подготовки в контексте экологического туризма.
Целью данной публикации является теоретическое обоснование и выделение критериев, показателей уровня готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет нам констатировать тот факт, что проблема определения критериев и показателей уровней оценки готовности студентов к профессиональной деятельности освещается в трудах многих исследователей (И. Гавриш, Т. Давы-денко, К. Дурай-Новакова, И. Зимняя, И. Зя-зюн, И. Исаев, Л. Кандыбович, Н. Кузьмина,
ИЗВЕСТИЯ вгпу
Н. Монахов, л. Подымова, л. Попова, в. Сла-стенин, л. Шинкарева и др.). однако в научной литературе не раскрыты критерии, показатели и уровни оценки готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме, что и определяет актуальность темы исследования.
Для оценки степени сформированности готовности будущих специалистов к деятельности в экологическом туризме необходимо применение уровневого подхода и разработки системы критериев. На основе анализа научной литературы мы можем констатировать, что термин критерий трактуется как «уровень достижений, который определяется целью, по степени приближения к которой оценивается прогресс» [2], как «показатель, характеризующий свойство объекта, оценка которого возможна по одному из способов измерения или экспертным методом» [5, с. 112], а также как «признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо; мерило оценки» [1]. Таким образом, можем отметить некоторое содержательное единство приведенных определений, однако, на наш взгляд, более корректным и уместным для нашего исследования является последнее из приведенных.
критерии раскрываются, прежде всего, через определенные показатели, по мере их проявления можно констатировать и степень выраженности критерия. Термин показатель в нашем исследовании рассматривается как «явление или событие, по которому можно судить о ходе какого-нибудь процесса» [3]. Так, ученые-педагоги в. Сластенин и л. Подымо-ва отмечают, что в теории и практике педагогического образования определяют общие требования к выделению и обоснованию критериев. С их помощью должны устанавливаться связи между всеми компонентами исследуемой системы [4, с. 100]. кроме того, критерии должны определяться через ряд специфических признаков, которые отражают все структурные компоненты, а также отображать динамику измеряемого качества во времени. в процессе исследования нами были выделены критерии и показатели готовности специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме.
Мотивационно-личностный критерий мы определяем первым и системообразующим, поскольку от мотивации зависит активность личности, направленность ее дальнейшей деятельности. успех в определенном виде деятельности зависит не только от способностей, знаний и умений, но и от мотива-
ции. индивиды с высоким уровнем мотивации больше работают и, как правило, достигают лучших результатов [6, с. 4]. Система ценностей, мотивов, приоритетов личности во многом задает степень устремленности к профессиональным результатам и достижениям, развитию и самосовершенствованию. Данный критерий определяется следующими показателями:
- наличием познавательного интереса к экологотуристской деятельности;
- осознанием важности и актуальности реализуемой профессиональной деятельности;
- усвоением эталонов профессии, способностью реализовывать их как мастерство.
Следующим критерием готовности к профессиональной деятельности в экологическом туризме является когнитивно-интеллектуальный. он включает в себя теоретико-аналитическую составляющую подготовки будущих специалистов. Приобретенный массив знаний реализуется в процессе осуществления профессиональной деятельности, он нуждается в постоянном качественном и количественном совершенствовании. Ниже приведем показатели, отражающие сущность когнитивно-интеллектуального критерия:
- владение базовыми знаниями в области туризма;
- владение специальными знаниями непосредственно в области экологического туризма;
- наличие экологоориентированного мышления.
операционно-инициативный критерий призван отображать не только непосредственный уровень умений, связанных с оперативными задачами экологического туризма, но и степень выраженности инициативно-личностного компонента в практической деятельности. Показателями данного критерия являются умения:
- реализовывать имеющиеся знания, умения и навыки в профессиональной деятельности в экологическом туризме;
- заинтересовывать своей деятельностью и ее результатами;
- работать как самостоятельно, так и в команде.
креативно-прогностический критерий характеризует уровень творческой активности, самобытных, перспективно-ориентированных качеств будущих специалистов сферы туризма. он выражается в следующих показателях:
- умение нестандартно и творчески мыслить;
уровни сформированности готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме
уровни критерии
Мотивационно-личностный Когнитивно-интеллектуальный Операционно-инициативный Креативно-прогностический
Высокий - ярко выраженный интерес к будущей профессиональной деятельности; - стремление к профессиональной активности, нацеленность на карьерный рост и прогресс; - направленность на усвоение эталонов профессии, необходимость реализовать их как мастерство. - высокий уровень и широкий диапазон знаний в области туризма; - высокий уровень и широкий диапазон знаний в области экологического туризма; - ярко выраженное экологическое мышление. - владение на высоком уровне профессиональными умениями и навыками; - стремление к актуализации и популяризации экологического туризма в профессиональной среде; - умение работать в команде и готовность брать инициативу на себя при решении производственных задач. - наличие развитых творческих способностей, гибкого ума, нетривиального мышления; - способность к планированию, организации, анализу, прогнозированию, видению векторов развития профессиональной деятельности; - ориентация на использование передовых технологий в экологическом туризме.
Средний - умеренно выраженный интерес к будущей профессиональной деятельности; - посредственная профессиональная активность, осознание необходимости карьерного роста и прогресса; - сдержанный интерес к усвоению эталонов профессии и реализации их как мастерства. - достаточный уровень и диапазон знаний в области туризма; - достаточный уровень и диапазон знаний в области экологического туризма; - достаточно выраженное экологическое мышление. - владение на достаточном уровне профессиональными умениями и навыками; - нейтральное отношение к актуализации и популяризации экологического туризма в профессиональной среде; - достаточное умение работать в команде и относительная готовность брать при необходимости инициативу на себя для решения производственных задач. - наличие творческих способностей, гибкого ума, нетривиального мышления; - наличие склонности к планированию, организации, анализу, прогнозированию, видению векторов развития профессиональной деятельности; - достаточная информированность о возможности использования передовых технологий в экологическом туризме.
Низкий - слабо выраженный интерес к будущей профессиональной деятельности; - отсутствие профессиональной активности, осознания необходимости карьерного роста и прогресса; - невыраженный интерес к усвоению эталонов профессии и реализации их как мастерства. - низкий уровень и диапазон знаний в области туризма; - низкий уровень и диапазон знаний в области экологического туризма; - невыраженное экологическое мышление. - владение на низком уровне профессиональными умениями и навыками; - безынициативность в аспектах актуализации и популяризации экологического туризма в профессиональной среде; - недостаточное умение работать в команде и неготовность брать при необходимости инициативу на себя для решения производственных задач. - отсутствие творческих способностей, гибкого ума, нетривиального мышления; - отсутствие склонности к планированию, организации, анализу, прогнозированию, видению векторов развития профессиональной деятельности; - отсутствие стремления использовать передовые технологии в экологическом туризме.
- видение зоны перспективного роста и развития;
- способность и стремление к инновациям в профессиональной деятельности.
Необходимость оценки степени выраженности каждого критерия побуждает дать определение уровней готовности к профессиональной деятельности в экологическом туризме. Нами были определены и охарактеризованы высокий, средний и низкий уровни готовно-
сти будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме (см. табл.).
Для высокого уровня свойственна высокая степень теоретической и практической подготовленности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме, которая подкрепляется значительной личностной мотивацией по отношению к карьерному росту и прогрессу. На
известия вгпу
данном уровне студенты осознают важность и необходимость будущей профессии, стремятся к актуализации ее в сознании окружающих. Кроме того, высокий уровень характеризуется активным использованием нетривиального мышления, поиска нестандартных, рациональных и эффективных путей решения производственных задач.
В свою очередь, средний уровень отличается достаточным уровнем теоретической и практической подготовки, умеренным энтузиазмом студентов по отношению к будущей профессиональной деятельности, сдержанностью и нерешительностью в проявлении творческих проектов и предложений. В большей степени отличается от высокого уровня не только степенью выраженности показателей, но и степенью самостоятельности и решительности студентов. Для среднего уровня более актуальны статичный контроль и стимулирование студентов.
Низкий уровень характеризуется низким уровнем владения теоретическими знаниями, практическими навыками и умениями будущей профессиональной деятельности в экологическом туризме. Это сопряжено со слабой личной заинтересованностью и мотивацией по отношению к профессиональному развитию и совершенствованию. Пополнение багажа знаний, проявление творческой активности носит выборочный и несистематический характер. Скованность и безынициативность по отношению к профессиональной деятельности обусловлена вышеизложенными факторами.
Разработанные нами критерии, показатели и уровни готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме является инструментом для анализа результатов педагогического эксперимента. Таким образом, проведенное исследование позволило нам проанализировать понятия «критерий» и «показатель», а также выяснить сущность критериев и показателей сформированности готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности в экологическом туризме: мотивационно-лич-ностного, когнитивно-интеллектуального, опе-рационно-инициативного и креативно-прогностического. Каждый из критериев мы раскрыли по средствам показателей. Степень их выраженности мы определили на трех уровнях: высоком, среднем и низком.
список литературы
1. Критерий // Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus
slov. com/bolshoy_entsiklopedicheskiy_slovar/search/? word=KpHrepm (дата обращения: 11.12.2016).
2. Критерий // Психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: http://enc-dic. com/enc_psy/Kriterij-11476.html (дата обращения: 11.12.2016).
3. Показатель // Толковый словарь Ушакова [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/ushakov/952970 (дата обращения: 11.12.2016).
4. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
5. Дичювська 1.М. 1нновацшт педагопчш технологи. К.: Академвидав, 2004.
6. Зайцева I.B. Мотивацш учшня студенпв. 1ршнь, 2000.
* * *
1. Kriterij // Bol'shoj jenciklopedicheskij slovar' [Jelektronnyj resurs]. URL: http://www.russlov.com/ bolshoy_entsiklopedicheskiy_slovar/search/?word=Kri terij (data obrashhenija: 11.12.2016).
2. Kriterij // Psihologicheskaja jenciklopedija [Jelektronnyj resurs]. URL: http://enc-dic.com/enc_ psy/Kriterij-11476.html (data obrashhenija: 11.12.2016).
3. Pokazatel' // Tolkovyj slovar' Ushakova [Jelektronnyj resurs]. URL: http://dic.academic.ru/dic. nsf/ushakov/952970 (data obrashhenija: 11.12.2016).
4. Slastenin V.A., Podymova L.S. Pedagogika: innovacionnaja dejatel'nost'. M.: IChP «Izdatel'stvo Magistr», 1997.
5. Dichkivs'ka I.M. Innovacijni pedagogichni tehnologiï. K.: Akademvidav, 2004.
6. Zajceva I.V. Motivacija uchinnja studentiv. Irpin', 2000.
Criteria for assessing the level of readiness of specialists for professional activities in environmental tourism
The article deals with the issue of the criteria assessment of the level of readiness of future specialists for professional activities in the environmental tourism. The paper analyzes the approaches to the definition of "criterion" and "indicator", presents the developed system of criteria and indicators of readiness of specialists for professional activities in environmental tourism. Three levels of formation of such readiness are under consideration.
Key words: criterion, indicator, professional activity in environmental tourism, levels of readiness.
(Статья поступила в редакцию 22.01.2018)