Научная статья УДК 159.923
https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-300-307 EDN: https://elibrary.ru/qhfnpl NIION: 2003-0059-6/23-881 MOSURED: 77/27-003-2023-06-080
Специфика психологического сопровождения сотрудников УИС, состоящих в группе повышенного внимания
Илья Александрович Ковальчук1, Дмитрий Вячеславович Соколов2, Сергей Николаевич Федотов3
1,2 Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, Рязань, Россия
3 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. Рассматриваются психологические особенности личности сотрудников исправительных учреждений, состоящих в группе повышенного внимания. Объектом исследования выступили сотрудники исправительных учреждений, состоящих в группе повышенного психолого-педагогического внимания. В результате был получен усредненный профиль личности сотрудников исправительных учреждений, состоящих в группе повышенного внимания.
Ключевые слова: сотрудники исправительных учреждений, группа повышенного внимания, уголовно-исполнительная система, деструктивное поведение, пенитенциарный психолог
Для цитирования: Ковальчук И. А., Соколов Д. В., Федотов С. Н. Специфика психологического сопровождения сотрудников УИС, состоящих в группе повышенного внимания // Вестник Московского университета МВД России. 2023. № 6. С. 300-307. https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-300-307. EDN: QHFNPL.
Original article
Specifics of psychological support of penal correctional system employees
in the group of increased attention
Ilya A. Kovalchuk1, Dmitry V. Sokolov2, Sergey N. Fedotov3
1,2 Academy of Law Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Ryazan, Russia
3 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', [email protected]
Abstract. The psychological peculiarities of the personality of correctional officers in the group of high attention are considered. The object of the study were correctional officers who were in the group of increased psychological and pedagogical attention. The result was an average personality profile of correctional officers in the high-attention group.
Keywords: correctional officers, special attention group, penal system, destructive behavior, penitentiary psychologist
For citation: Kovalchuk I. A., Sokolov D. V., Fedotov S. N. Specifics ofpsychological support ofpenal correctional system employees in the group of increased attention. Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023;(6):300-307. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2073-0454-2023-6-300-307. EDN: QHFNPL.
Как показывает ряд исследований, в связи с особенностями условий несения службы и учреждений, ] исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, увеличивается риск возникновения про- < фессиональных деструкций по сравнению с другими ] профессиями. Сотрудники традиционно принадле- ] жат к категории лиц с высоким уровнем эмоциональ- * но-стрессовых нагрузок. Помимо специфических и неспецифических психотравмирующих состояний, I которые влияют на большинство людей, на них воз© Ковальчук И. А., Соколов Д. В., Федотов С. Н., 2023
действуют негативные факторы, связанные с условиями профессиональной деятельности [3].
Согласно данным, опубликованным Федеральной службой государственной статистики, число правонарушений, совершаемых сотрудниками УИС, увеличивается из года в год. В 2022 г. было зарегистрировано 630 преступлений, связанных с деятельностью сотрудников УИС. Это число выше, чем в 2021 г., когда было зарегистрировано 511 преступлений.
Сотрудников, чьи индивидуально-психологиче-
ские особенности при определенных жизненных обстоятельствах могут способствовать возникновению у них негативных психических состояний, а также сотрудников, склонных к проявлению деструктивного поведения, относят к группе повышенного внимания [1].
Вместе с тем, исследование проблемы психологического сопровождения сотрудников исправительных учреждений, состоящих в группе повышенного внимания, в настоящее время остается актуальным. Особенно важным является выявление проблем и предложения меры по их устранению [4]. Также психологическое сопровождение данной категории сотрудников позволит оценить эффективность существующих программ психологической поддержки и разработать новые методы работы, что способствует повышению эффективности работы УИС [9].
Согласно Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 г. определяющей целью уголовно-исполнительной системы является повышение эффективности уголовно-исполнительной системы, предусматривающее совершенствование организации ее деятельности, оптимизацию учреждений, обеспечение безопасности, развитие производства и формирование высокомотивированного и профессионального кадрового потенциала [15]. Именно поэтому перед УИС стоит задача по формированию и укреплению законопослушного поведения сотрудников, обеспечению их личной и профессиональной безопасности, а также созданию благоприятного социально-психологического климата в служебных коллективах [13; 14].
На современном этапе развития пенитенциарной
психологии изучением психологического сопровождения сотрудников уголовно-исполнительной системы занимались такие ученые, как: О. Н. Ежова, Ю. В. Слюсарева, Т. П. Даниличева, Л. С. Качки-на, А. В. Кокурин, С. X. Шамсунов, С. В. Кулакова, Л. В. Мешкова, К. Ф. Фадеева, Е. М. Федорова, И. В. Березина, Е. В. Горшкова, И. А. Логинова, Е. А. Борисова, Т. В. Кузнецова, А. Н. Лаптева, Л. В. Кутузова, Н. В. Савина, Е. В. Смирнова [6; 7].
Исходя из приоритетных задач, для разработки практических рекомендации по психологическому сопровождению сотрудников исправительных учреждений, состоящих в группе повышенного внимания, необходимо выявить особенности личности данной категории сотрудников.
В рамках проведения исследования выборка составила 50 сотрудников ФКУ ИК-1 и ФКУ ИК-3 УФСИН России по Тамбовской области. Для решения поставленных задач мы использовали следующий диагностический инструментарий: методика «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, X. Келлермана, предназначенная для диагностики механизмов психологической защиты личности, тест - опросник «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана, предназначенный для определения уровня развития волевой саморегуляции личности, анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова, позволяющая выявить лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, тест-опросник «Склонность к девиантному поведению» Э. В. Леуса, предназначенный для оценки степени выраженности дезадаптации у лиц с различными видами деструктивного поведения.
Таблица 1
Результаты обследования сотрудников, состоящих в группе повышенного внимания, по методике «Исследование волевой саморегуляции» А. В. Зверькова и Е. В. Эйдмана
Общая шкала саморегуляции Субшкала «Настойчивость» Субшкала «Самообладание»
Высокий показатель Низкий показатель Высокий показатель Низкий показатель Высокий показатель Низкий показатель
40% 60% 75 % 25 % 36% 64%
Исходя из результатов методики «Исследование волевой саморегуляции», можно отметить, что у сотрудников ИУ, состоящих в группе повышенного внимания, в меньшей степени развита сила воли, выдержка, решительность, умение владеть собой и своими действиями, однако они достаточно часто проявляют такие качества, как инициативность и самостоятельность, уверены в собственных поступках и могут отстоять свою позицию. Для них такие качества как
самообладание и настойчивость связаны с самоконтролем и саморегуляцией эмоционального поведения, что говорит нам о том, что они не всегда способны справиться со своими негативными эмоциями.
В соответствии с данными таблицы мы можем сделать вывод о том, что по общей шкале волевой саморегуляции у сотрудников ИУ, состоящих в группе повышенного внимания (60 %), отмечается высокая чувствительность, эмоциональная неустойчивость,
ранимость, неуверенность в себе, импульсивность, неустойчивость в намерениях. Также у них отмечается низкая способность выдерживать длительные эмоциональные и физические нагрузки.
По субшкале «Настойчивость» мы можем сделать вывод о том, что большинство сотрудников, состоящих в группе повышенного внимания (75 %) более упорны в своих взглядах, активно стремятся доделать начатое до конца, не отвлекаясь на внешние раздражители. Такие сотрудники деятельные, работоспособные люди, активно стремящиеся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность - начатое дело. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении
возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.
По субшкале «Самообладание» 64 % респондентов получили низкий показатель. Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что большинство сотрудников, состоящих в группе повышенного внимания, обладают низкой способностью управлять своими эмоциями и настроением. Им характерна спонтанность, импульсивность в сочетании с обидчивостью, консерватизмом и предпочтением традиционных взглядов. Они обладают низкой эмоциональной устойчивостью и плохо владеют собой в стрессовых ситуациях. Также таким сотрудникам характерны беспокойство, тревожность, склонность к волнениям, пессимистичность. Они достаточно часто испытывает чувство хронического утомления.
Рис. 1. Результаты обследования сотрудников, состоящих в группе повышенного внимания, по методике «Индекс жизненного стиля» Р. Плутчика, X. Келлермана
Анализ результатов обследования сотрудников, состоящих в группе повышенного внимания, показывает, что у большинства из них преобладает такой механизм психологической защиты, как замещение (24 %). Механизм замещения может иметь конструктивную и деструктивную реализацию. Обычно психика использует защитные механизмы в комбинации, и личность зачастую использует комбинацию с возможным преобладанием, акцентуацией одного из них. В случае акцентуации механизма замещения личность характеризуется деятельностью (конструктивная форма), возбудимостью, раздражительностью (в деструктивной). Исходя из этого, мы можем сделать вывод о том, что данные сотрудники могут быть импульсивны, раздражительны, требовательны к окружающим. Для них характерны реакции протеста в ответ на кри-
тику, увлечение боевыми видами спорта, склонность к риску. В поведении возможны проявления агрессивности, неуправляемости, склонности к жестокости, аморальности.
Также одним из преобладающих механизмов психологической защиты у сотрудников, состоящих в группе повышенного внимания, является вытеснение (20 %). Для данного типа психологической защиты характерна слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в стрессоген-ной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т. п.), специфическая «детская» мимика и речь,
склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, импульсивность.
Также необходимо отметить, что у 16 % респондентов преобладает механизм психологической защиты «проекция». Особенности такого типа замещения заключаются в излишнем самолюбии, эгоизме, злопамятности, обидчивости, упрямству, несговорчивости, повышенной чувствительности к критике, требовательностью к себе и другим, а также к стремлению достичь высоких показателей в любом виде деятельности.
Таким образом, можем предположить о том, что сотрудникам, состоящим в группе повышенного внимания, характерна импульсивность, раздражительность, легкая смена настроения, упрямство и обидчивость.
Далее нами была использована анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова, которая позволяет выявить отдельные признаки личностных нарушений, а также оценить вероятность их развития в поведении и деятельности человека. Результаты представлены на рис. 2.
НПУ И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ, %
Высокая НПУ
54%
Рис. 2. Результаты обследования сотрудников, состоящих в группе повышенного внимания,
с использованием анкеты оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова
Исходя из полученных данных, мы можем сделать вывод о том, что 30 % респондентов имеют высокий уровень нервно-психической устойчивости и стрессо-устойчивости. Высокая нервно-психическая устойчивость у данных сотрудников характеризуется низкой вероятностью нарушений психической деятельности, высоким уровнем поведенческой регуляции, гибкостью и подвижностью нервной системы, а также высокой стрессоустойчивостью.
По результатам обследования, у 54 % респондентов имеют хороший уровень нервно-психической устойчивости, который характеризуется низкой вероятностью нервно-психических срывов, адекватными
самооценкой и оценкой окружающей действительности. Возможны единичные, кратковременные нарушения поведения в экстремальных ситуациях при значительных физических и эмоциональных нагрузках.
30 % опрашиваемых сотрудников имеют удовлетворительный уровень нервно-психической устойчивости, который характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. Отличается эмоциональной лабильностью, неуравновешенностью психических процессов, гиперактивностью и медленным возвратом к исходному состоянию после эмоциональных переживаний. Такие сотрудники с большим трудом адаптируется к новым условиям, стараются забыть, подавить неприятные для себя аффекты, а не активно преодолевать их.
По результатам проведенного исследования с помощью использования анкеты нервно-психической устойчивости «Прогноз» В. Ю. Рыбникова, мы можем сделать вывод о том, что сотрудники, состоящие в группе повышенного внимания, обладают хорошим уровнем нервно-психической устойчивости (54 % респондентов). Также мы делаем вывод о том, что у 16 % респондентов отмечается высокая нервно-психическая устойчивость, а 30 % респондентов -удовлетворительная нервно-психическая устойчивость.
Далее в исследовании нами была использована методика склонность к девиантному поведению Э. В. Леуса Полученные данные были обработаны и проинтерпретированы (Рис. 3-6).
СОЦИАЛЬНО-ОБУСЛОВЛЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Рис. 3. Полученные показатели по шкале «Социально-обусловленное поведение», методика СДП
На рисунке представлены данные по шкале «Социально-обусловленное поведение», которая предназначена для измерения предрасположенности испытуемого к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
Анализируя полученные показатели, мы видим, что у 70 % опрашиваемых по шкале «Социально-обусловленное поведение» преобладает результат низкий результат. Данный результат свидетельствует о конформных установках испытуемого, склонности следовать стереотипам и общепринятым нормам поведения.
15 % опрашиваемых по шкале «Социально-обусловленное поведение» получили средний результат, который свидетельствует о предрасположенности испытуемых к преодолению каких-либо норм и правил, склонности к отрицанию общепринятых норм и ценностей, образцов поведения.
5 % респондентов по шкале «Социально-обусловленное поведение» получили высокий результат, что свидетельствуют о чрезвычайной выраженности нонконформистских тенденций, проявлении негативизма.
для измерения готовности испытуемого к реализации агрессивных тенденций в поведении.
Склонность к агрессивному поведению
I Ниже 50 Т-баллов
50-60 Т-баллов 160-70 Т-баллов
Склонность к аддиктивному поведению
I Низкий результат Средний результат
Рис. 4. Полученные показатели по шкале «Склонность к аддиктивному поведению», методика СДП
На рисунке представлены данные по шкале «Склонность к аддиктивному поведению», которая предназначена для измерения готовности реализовать аддиктивное поведение.
По полученным результатам мы можем сделать вывод о том, что 80% респондентов получили низкий результат, что свидетельствует о невыраженности ад-диктивного поведения, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций.
20 % респондентов получили средний результат. Данный результат говорит о предрасположенности испытуемых к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния, о склонностях к иллюзорно-компенсаторному способу решения личностных проблем. Кроме того, эти результаты свидетельствуют об ориентации на чувственную сторону жизни,о наличии «сенсорной жажды», о гедонистически ориентированных нормах ценностях.
На рисунке представлены результаты по шкале «Склонность к агрессии», которая предназначена
Рис. 5. Полученные показатели по шкале «Склонность к агрессивному поведению», методика СДП
27 % респондентов получали средний результат, лежащий в диапазоне, что свидетельствуют о наличии агрессивных тенденций у испытуемых. 14 % респондентов получали показатели, находящиеся средний результат, который свидетельствуют об агрессивной направленности личности во взаимоотношениях с другими людьми, о склонности решать проблемы посредством насилия, о тенденции использовать унижение партнера по общению как средство стабилизации самооценки, о наличии садистических тенденций.
Однако большинство опрашиваемых (59 %) получили результат ниже низкий результат, что свидетельствуют о невыраженности у них агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о нетипичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей ситуации.
Склонность к делинкветному поведению
■ 50-60 Т-баллов выше 60 Т-баллов ниже 50 Т-баллов
Рис. 6. Показатели по шкале «Склонность к делинкветному поведению», методика СДП
На рисунке предоставлены результаты по шкале
«Склонность к делинквентному поведению». Данная шкала предназначена для измерения готовности испытуемого к реализции делинкветного поведения.
Исходя из полученных результатов, мы делаем вывод о том, что 35 % респондентов имеют делинкветные тенденции и низкий уровень социального контроля.
По результатам тестирования 60 % респондентов получили низкий результат, что говорит о невыраженности делинквентного поведения, что в сочетании с высокими показателями по шкале социальнойжела-тельности может свидетельствовать о высоком уровне социального контроля.
Однако 5 % респондентов имеют высокий риск возникновения делинкветного поведения, о чем свидетельствует полученный ими результат.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что сотрудники, состоящие в группе повышенного внимания, имеют средние показатели по методике склонности к деструктивному поведению Э. В. Леус Данные результаты исследования испытуемых свидетельствуют о том, что для них в меньшей степени характерно проявление деструктивного поведения.
Проанализировав результаты комплексного психодиагностического исследования, мы пришли к выводу о том, что для сотрудников, состоящих в группе повышенного внимания, характерны излишнее самолюбие, эгоизм, злопамятность, обидчивость, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к критике, требовательность к себе и другим, а также стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности. Испытуемые обладают высоким уровнем инициативности и самостоятельности, а также уверены в собственных поступках и могут отстоять свою позицию. Однако по результатам проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что данные сотрудники отличаются импульсивностью, эмоциональной неустойчивостью, низкой способностью управлять эмоциями и настроением.
Одной из главных задач сотрудников психологической службы УИС является своевременная коррекция различных проявлений деструктивного поведения, эмоционального выгорания и профессиональной деформации сотрудников [8]. Сотрудников УИС, склонных к проявлению деструктивного поведения относят к группе повышенного внимания [9]. Под коррекцией деструктивного поведения сотрудников УИС понимается разработка системы различных видов мероприятий (индивидуальная, групповая, массовая работа, нравственное, культурно-досуговое воспитание), направленных на предупреждение развития различных видов деструктивного поведения (игровая зависимость, нарушения служебной дисциплины, акты суицида и т. д.) [2].
Также необходимо отметить, что психологическая коррекция деструктивного поведения сотрудников УИС должна строиться с учетом индивидуальных особенностей личности каждого сотрудника и в обя-
зательном порядке должна включать в себя обучение методам психической саморегуляции, а также навыкам бесконфликтного общения [5]. Особое внимание следует обратить на помощь в адаптации сотрудникам, недавно принятым на службу в уголовно-исполнительной системе [10].
Психологическая коррекция деструктивного поведения сотрудников УИС может проводиться в рамках индивидуальной или групповой работы [11]. Индивидуальная работа проводится при личном обращении сотрудника к психологу учреждения, групповая работа проводится согласно утвержденному графику и осуществляется в рамках сформированных групп. Следует заметить, что групповая работа с деструктивным поведением дает более заметные результаты, чем индивидуальная [12].
На основе полученных результатов проведенного исследования мы можем рекомендовать программу коррекции личности сотрудников исправительных учреждений, состоящих в группе повышенного внимания.
Основной стратегической целью данной программы является снижение уровня деструктивности среди сотрудников УИС, а также недопущение появления новых случаев деструктивного поведения.
Таким образом, понимая личностные особенности сотрудников исправительных учреждений, состоящих в группе повышенного внимания, сформированы практические рекомендации по организации психологического сопровождения данной категории сотрудников.
Список источников
1. Аксенова Г. И., Полякова Я. Н, Поляков А. В. Психолого-педагогическое сопровождение слушателей первоначального обучения учебных центров ФСИН России : учеб.-метод. пособие. Краснодар : дом «Юг», 2014.
2. Деркач А. А., Кузьмина Н. В. Акмеология -наука о путях достижения вершин профессионализма. М. : Российская академия управления, 1993.
3. Ежова О. Н. Психологическая работа с сотрудниками, состоящими в группе повышенного внимания : учебное пособие // Самарский юридический институт ФСИН России, 2018.
4. Ежова О. Н, Самченко А. А. Психологическое сопровождение сотрудников УИС : проблемы и пути их решения // Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний. 2018. С. 277-280.
5. Кулешова Е. А. Психологическое сопровождение сотрудников УИС, состоящих в группе повышенного внимания // Издательство ФКОУ ВО «Санкт-Петербургский университет Федеральной службы исполнения наказаний». 2023. С. 142-146.
6. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
7. Макаркина О. Е., Ромашова А. О. Основные формы и методы психологической профилактики и коррекции профессиональных деструкций личного состава уголовно-исполнительной системы // Формы и методы психологической работы со спецконтингентом и персоналом. Материалы VII Межведомственного круглого стола. 2022. С. 74-78.
8. Организация работы практических психологов с персоналом уголовно-исполнительной системы : учебно-методическое пособие / под. общ. ред. О. Г. Ковалева. М. : ОПС, НИИ ФСИН России, 2005.
9. Осухова И. Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. М. : МПСИ, МОДЭК, 2000.
10. Организация работы практических психологов с персоналом уголовно-исполнительной системы : учебно-методическое пособие / М. Г. Дебольский, Б. Г. Бовин, А. А. Васищев [и др.]. М. : НИИ ФСИН, 2005.
И. Писарев О. М. Основы психологии в деятельности сотрудников УИС. Томск, 2010. С. 80-81.
12. Поваренков Ю. П. Проблемы психологии профессионального становления личности. Саратов : Саратовский государственный социально-экономический университет, 2013.
13. Полякова Я. Н. Актуальные вопросы психологического сопровождения сотрудников УИС //Уголовно-исполнительнаясистема: педагогика, психология и право. 2016. С. 217-220.
14. Профилактика негативных явлений в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы : методические рекомендации. М. : ФСИН России, 2007.
15. О концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р // Собр. законодательства РФ. 2021.
References
1. Aksenova G. I., Polyakova Ya. N., Polyakov A. V. Psychological and pedagogical support of students of initial training of training centers of the Federal Penitentiary Service of Russia : textbook. Krasnodar : Yug House, 2014.
2. Derkach A. A., Kuzmina N. V. Akmeology -science of ways to achieve the peaks of professionalism. M. Russian Academy of Management, 1993.
3. Ezhova O. N. Psychological work with employees in the group of high attention : training manual // Samara Legal Institute ofthe Federal Penitentiary Service ofRussia, 2018.
4. Ezhova O. N, Samchenko A. A. Psychological
support of correctional officers: problems and ways to solve them // Samara Law Institute ofthe Federal Service for the Execution of Punishments. 2018. P. 277-280.
5. Kuleshova E. A. Psychological support of penitentiary correctional officers who are in the group of high attention // Publisher FKOU VO «St. Petersburg University ofthe Federal Service for the ExecutionofPunishments». 2023. P. 142-146.
6. Markova A. K. Psychology of professionalism. M., 1996.
7. Makarkina О. E., Romashova A. O. The main forms and methods of psychological prevention and correction of professional destructions of the personnel of the penal correctional system // Forms and methods of psychological work with special contingent and personnel. Materials of the VII Interdepartmental round table. 2022. P. 74-78.
8. Organization ofthe work of practical psychologists with the personnel of the penal system : educational and methodological manual / ed. by O. G. Kovalev. M. : OPS, Research Institute ofthe Federal Penitentiary Service ofRussia, 2005.
9. Osukhova I. G. Psychological support of personality in the period of adaptation to life changes. M. : MPSI, MODEK, 2000.
10. Organization ofthe work of practical psychologists with the personnel of the penal correctional system: educational and methodological manual / M. G. Debolsky, B. G. Bovin, A. A. Vasishchev [et alJ.M. : N11 FSIN, 2005.
11. Pisarev О. M. Fundamentals of psychology in the activities ofthe staff of the penal system. Tomsk, 2010. P. 80-81.
12. Povarenkov Y. P. Problems of psychology of professional formation of personality. Saratov : Saratov State Socio-Economic University, 2013.
13. Polyakova Ya. N. Topical issues of psychological support of correctional officers // Criminal Executive System : pedagogy, psychology and law. 2016. P. 217-220.
14. Prevention of negative phenomena in institutions and bodies of the penal system : methodological recommendations. M. : Federal Penitentiary Service ofRussia, 2007.
15. On the concept of the development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030 : Decree of the Government of the Russian Federation dated April 29, 2021 № 1138-r // Collection of legislation ofthe Russian Federation. 2021.
Библиографический список
1. Асаул A. H, Богданова А. В. Психологическое сопровождение карьерного самоопределения : учебное пособие. М. : Академия, 2017.
2. Психологическое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Минюста России (теория и практика) / под общ. ред. С. X. Шамсунова. М. : Томск : АПиУ МЮ РФ, 2004.
3. Самойлова А. А. Психологическое сопровождение молодых сотрудников УИС в период их профессиональной адаптации. // Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний. 2019. С. 142-137.
4. Ушков Ф. П., Диденко А. В. Проблемы и перспективные направления в деятельности психологической службы УИС России // Уголовно-исполнительная система: педагогика, психология и право: матер. Всеросс. научн-прак. конф. Томск 15-16 апреля 2015 г. / под общ. ред. А. А. Вотинова. Вып. 3; Томский ИПКР ФСИН России. Томск : Графика, 2015. С. 13-19.
Bibliographic list
1. Asaul A. N., Bogdanova A.. V. Psychological
support of career self-determination: textbook. M. : Academy, 2017.
2. Psychological support of the activities of institutions and bodies of the penal system of the Ministry of Justice of Russia (theory and practice) / edited by S. H. Shamsunov. Tomsk : APiU of the Ministry of Justice of the Russian Federation, 2004.
3. Samoylova A. A. Psychological support of young employees of the penal correction system during the period of their professional adaptation // Academy of Law and Management of the Federal Service for the Execution of Punishments. 2019. P. 142-137.
4. Ushkov F. I., Didenko A. V. Problems and promising directions in the activities of the psychological service of the Penal Enforcement System of Russia // Penal Enforcement System: pedagogy, psychology and law: mater. All-Russian scientific conference Tomsk April 15-16,2015 / ed. by A. A. Votinov. Vol. 3; Tomsk IPKR FSIN of Russia. Tomsk : Grafika, 2015. P. 13-19.
PSYCHOLOGICAL SCIENCE
Информация об авторах
И. А. Ковальчук - начальник кафедры психологии профессиональной деятельности в уголовно-исполнительной системе психологического факультета Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России, кандидат психологических наук;
Д. В. Соколов - преподаватель кафедры огневой подготовки юридического факультета Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний России;
C. Н. Федотов - профессор кафедры психологииучебно-научного комплекса психологии служебной деятельности Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор психологических наук, профессор.
Information about the authors
I. A. Kovalchuk - Head of the Department of Psychology of Professional Activity in the Penal Enforcement System of the Faculty of Psychology of the Academy of Law Management of the Federal Penitentiary Service of Russia, Candidate of Psychological Sciences;
D. V. Sokolov - Lecturer at the Department of Firearms Training of the Faculty of Law of the Academy of Law Management ofthe Federal Penitentiary Service ofRussia;
S. N. Fedotov - Professor ofthe Department of Psychology ofthe Educational and Scientific Complex of Performance Psychology of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot', Doctor of Psychological Sciences, Professor.
Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию 18.09.2023; одобрена после рецензирования 30.10.2023; принята к публикации 24.11.2023.
The article was submitted 18.09.2023; approved afterreviewing 30.10.2023; accepted forpublication 24.11.2023.