Научная статья на тему 'СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ У ВЗРОСЛЫХ'

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ У ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
767
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / ВОЗРАСТ / КРИЗИС / ПРОБЛЕМЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Заяшникова О.В.

В данной статье рассматриваются вопросы об специфике психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых. Рассматриваются примеры работ психологического сопровождения людей с возрастными кризисами республики Якутии и Бурятии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ У ВЗРОСЛЫХ»

УДК 159.96

Заяшникова О.В.

студент 4 курса, кафедры ПиМНО ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» (Россия, г. Нерюнгри)

СПЕЦИФИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОЗРАСТНЫХ КРИЗИСОВ У ВЗРОСЛЫХ

Аннотация: в данной статье рассматриваются вопросы об специфике психологического консультирования по проблемам возрастных кризисов у взрослых. Рассматриваются примеры работ психологического сопровождения людей с возрастными кризисами республики Якутии и Бурятии.

Ключевые слова: психологическое консультирование, возраст, кризис, проблемы.

Человек всегда выражал интерес к себе и другим людям. Наша жизнь устроена так, что мы встречаемся с такими ситуациями, где начинаем анализировать и задавать себе определенные вопросы: «Что со мной происходит? Почему именно со мной это происходит?». И к нам приходит понимание того, какие моменты своей жизни переоценили, а какие недооценили. Когда приходит понимание, того что нужно менять что-то в себе, а не в социальном окружении, тогда начинается новая жизнь с новыми возможностями. Таким образом, проходит процесс психического развития.

Изучением таких возрастных кризисов занимается возрастная психология. Именно она позволяет проанализировать ход психического развития, как своей жизни, так и чужой [1, с. 5].

Предметом возрастной психологии являются возрастные периоды развития и переходы от одного возрастного периода к другому [4, с. 15].

Кризис можно охарактеризовать как разрушение сложившейся социальной ситуации и появление на ее месте новой. Все возрастные кризисы закономерны, они сопровождают человека на протяжении всей жизни.

Кризис у каждого человека индивидуален и уникален. Пусть он препятствует развитию, но при благоприятном исходе из него, открывает новые возможности, пробуждает внутренние резервы. И что именно принесет кризис, зависит от самого человека [8, с. 258].

Э. Эриксон, как и большинство других исследователей, выделяет три основных кризиса зрелости: кризис молодости, кризис «середины жизни» и кризис старости. И сейчас в современной жизни выделяется кризис 30 лет. При этом для каждой из этих стадий отмечается своя особенность и уникальность.

К кризису молодости относят переход из юности во взрослость (18-25 лет). И его можно охарактеризовать так:

- переход от учебной деятельности к самостоятельной взрослой жизни;

- самоопределение, необходимость совершать профессиональный выбор, к которому человек не всегда готов;

- установление близких отношений, поиск спутника жизни;

- желание тесного сотрудничества со значимыми людьми [2, с. 244].

В этот период меняется отношение к жизни. Люди смотрят по-другому на происходящее с ними, возникает не похожее ни на кого мировоззрение [5, с. 6].

Кризис 30 лет возникает вследствие нереализованности жизненного замысла. Как и все возрастные кризисы, он строго не привязан к календарному возрасту, и его название довольно условно. Он может начаться и в 28 лет, и после 30. К нему относится:

- переоценка мотивационной сферы, уход романтики на второй план;

- материальные поощрения выходят на первый план;

- оценка жизни за определенный период;

- анализ своих профессиональных достижений.

Благоприятный выход из кризиса возможен через принятие своего возраста, переоценку ценностей, выстраивание новых приоритетов и планов.

Кризис середины жизни (35-45 лет) - в этот период люди начинают, критически относится к своей жизни, анализируя и оценивая ее. И от того, как они удовлетворены свой жизнью, будет проходить этот период. Своеобразие этого кризиса проявляется:

- в появлении первых серьезных болезней;

- в понижении сексуальной привлекательности и сравнение себя с более молодыми;

- с озадаченностью жизни молодого поколения;

- в расхождении планов на будущее и нынешнем положением;

- со страхом перед будущим.

Человек на данном возрастном этапе стремится поменять внешнее окружение. Как показывает практика, именно в этом возрасте часто рушатся семьи и регулярно сменяется работа.

Кризис «встреча со старостью» (50-65) имеет свои специфические особенности:

- понимание скорого окончания профессиональной деятельности;

- спад сексуальной активности;

- наличие свободного времени;

- стремление к спокойствию, созерцательности.

Кризис наступления старости (между 65 и 80 годами) обладает следующими чертами:

- понимание близости окончания жизненного пути;

- выход на пенсию;

- угасание сексуальных инстинктов;

- одиночество, дети заняты обустройством собственной жизни;

- ухудшение здоровья.

В период кризиса преодоления старости (90 и старше) появляется так называемое «второе дыхание», вытесняя мысли о старости. В этот период наблюдается:

- хорошее настроение;

- игнорирование своей болезни;

- постановка планов на будущее;

- стремление к активной социальной жизни [8, с. 284].

Психологическое консультирование возрастных кризисов имеет свою

специфику. В консультировании взрослых психолог имеет дело с уже давно сложившейся концепцией самого себя, устоявшейся и прошедшей «внутреннюю цензуру» системой ценностей и оценок, представлениями о смыслах и целях жизни и пр.

Задача психолога, работающего с взрослым в период кризиса, является в обращении клиента к настоящему, в попытке изменить или сформировать позитивное отношение к нему. Есть несколько показателей и направлений в этой работе, например внешний вид человека, а именно одежда, стиль, мода - через них проступают ценностные аспекты, динамика мироощущения.

Во время консультирования взрослые клиенты жалуются на усталость, на нехватку сил для воплощения всех своих планов на жизнь. Поэтому психологу необходимо разъяснить, что взрослость, в отличие от молодости, требует реализации целей «здесь и сейчас», тем самым открывая для личности потенциалы текущего времени.

Для взрослых клиентов особое значение приобретает самостимуляция интереса к жизни, которую может инициировать консультант, а также формирование философского к ней отношения.

Консультируя пожилых людей, психологу необходимо знать, человек чувствует себя настолько старым, насколько старым его считает окружающие. Зная это, необходимо при консультировании создать ощущения «наполненности

жизни», социальной нужности, востребованности его опыта, жизненной мудрости.

Помощь старикам заключается в важности быть как можно более включенными в общество, в жизнь и во всех терапевтических школах рассматривается как основной позитивный фактор работы с пожилыми людьми. Важны и так называемые «группы воспоминаний», в которых анализируются жизненные события сверстников, осуществляется личностная интеграция [7, с. 236].

Если взять примеры работ психологического сопровождения людей с возрастными кризисами республики Якутии и Бурятии, то мы увидим, что у них очень много практикующих психологов, которые готовы помочь в преодолении возрастных кризисов, при помощи тренингов, мастер классов, семинаров, индивидуальных и групповых консультаций.

В Якутии периодически проводятся декадники практической психологии. И на сайте «Психология Якутии» выставляется вся необходимая информация и где можно записаться на интересующие мероприятия [10].

Также у них есть сайт «Психология. Государственное бюджетное учреждение республики Саха (Якутия). Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи». Это подразделение Министерства занимается развитием психологических и социальных услуг, тем самым предоставляя социально-психологическую помощь своей республике. Здесь можно обратиться к психологам в онлайн-режиме и записаться на консультацию. А можно просто написать свой вопрос в специальном разделе сайта, а квалификационные специалисты на него ответят [9].

В республике Бурятия тоже много различных психологических центров, которые занимаются консультированием по проблемам возрастных кризисов. Большинство людей зарегистрированы в социальных сетях, ссылаясь на это, психологи Улан-Удэ создали свою группу «в контакте». На странице они выставляют информацию об ожидаемых психологических мероприятиях,

выкладывают разные психологические статьи, тем самым просвещая людей по определенным темам.

В 2012 году в столице Бурятии в Улан-Уде открылся центр снятия депрессии. Задачей этого центра, является помощь людям, оказавшимся в критических жизненных ситуациях, снимают синдром хронической усталости, депрессивного состояния, тревожно-панические расстройства. При этом используется самая современная аппаратура [6]. Психолого-терапевтический центр, также занимается вопросами преодоления возрастных кризисов. Они занимаются групповым и индивидуальным консультированием, психологической коррекцией, психологической профилактикой и просвещением, проводят тренинги на различные темы.

Исходя из выше изложенного, мы видим, что в Республике Якутии и Бурятии, ведется хорошая социально-психологическая поддержка населения по разным направлениям, в том числе по проблеме возрастных кризисов. Таким образом, человек, испытывающий психологические трудности в преодолении возрастных кризисов, может обратиться квалифицированным специалистам, которые окажут ему соответствующую психологическую помощь.

Список использованной литературы:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология : Учебное пособие для вузов. М. : Юрайт, 2014. - 623 с.

2. Батюта М. Б. Возрастная психология : Учебное пособие. - М. : Логос, 2011. - 306 с.

3. Болотова А. К. Психология развития и возрастная психология : Учебное пособие. - М. : ИД ГУ ВШЭ, 2012. - 526 с.

4. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология : Учебник и практикум для академического бакалавриата. - М. : Юрайт, 2014. - 575 с.

5. Ларина О. А., Каратьян Т. В., Акрушенко А. В. Психология развития и возрастная психология : конспект лекций. - М. : ЭКСМО, 2008. - 128 с.

6.Российская газета. Центр снятия депрессии в Улан-Удэ // [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2012/02/28/reg-sibfo/zentr-anons.html (дата обращения: 04.11.18).

7. Сапогова Е. Е. С194 Консультативная психология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Е.Саногова. М. Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

8. Хухлаева О. В. Психология развития и возрастная психология: Учебник для академического бакалавриата. - Люберцы : Юрайт, 2014. - 367 с.

9. Центр социально-психологической поддержки семьи и молодежи http: //psycentr-ykt.ru

10. II Республиканский декадник практической психологии // [Электронный ресурс]. URL: https://psyholog-ykt.ru/ii-республиканский-декадник-практичес/ (дата обращения: 05.11.18).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.